Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

Материалы политических партий и движений
 
 

КОНФЕДЕРАЦИЯ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА


В. БЕРЕЗОВСКИЙ,
научный консультант РАУ-ПРЕСС
В. ЧЕРВЯКОВ,
ведущий научный сотрудник РАУ-Корпорации

 

"Северокавказская дуга нестабильности" - так теперь обычно называют этот регион специалисты-геополитики - переживает новый период попыток национально-государственного становления в качестве как самостоятельных субъектов Российской Федерации, так и национального самоопределения населяющих его горских народов. Инициаторами данного процесса наряду с официальными административными структурами являются множество самых разных местных партий и общественно-политических организаций. Некоторые из них, например Чеченский общенациональный конгресс, уже овладели всей полнотой власти, другие лишь пытаются реализовать свою политическую волю. Специалистами Института массовых политических движений Управления информации "РАУ-ПРЕСС" подготовлен материал о крупнейшем межреспубликанском и межэтническом объединении - Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК), заявившей себя в 1992 г. качестве возможной формы конфедеративного государственного объединения горских народов Кавказа.

В своей практической деятельности КГНК стремится выступить в роли очага нового издания аналога некогда существовавшей Республики Северного Кавказа на конфедеративной основе.

В Республику Северного Кавказа в 1918 году входили семь "самостоятельных штатов": Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Карачаево-Балкария, Кабарда, Адыгея и Абхазия. Республика Северного Кавказа просуществовала недолго. Командование белых армий не поощряло сепаратизм, а Абхазия сразу же попала под власть Грузии. Созданная уже при Советской власти, в 1920 году, Горская автономная республика простиралась лишь от Кабарды до Чечни, но и она быстро начала разваливаться на составные части, в связи с чем и была ликвидирована в 1924 году.

Конфедерация горских народов Кавказа самоопределяет себя как "суверенное национально-государственное образование". Образовалась 1-2 ноября 1991 года в городе Сухум на III съезде горских народов Кавказа. В его работе приняли участие 211 представителей 14 народов Кавказа: абхазского, абазинского, аварского, агинского, ауховско-чеченского, адыгейского, балкарского, даргинского, кабардинского, карачаевского, лакского, северо-осе-тинского, черкесского, шапсугского, юго-осетинского (отсутствовали представители народов-членов АГНК, ингуши, кумыки, тур-ки-месхетинцы, представители казаков). На съезд были также приглашены представители Армении, Грузии, Калмыкии, России, Татарии (Татарский общественный центр), Эстонии.

Основным решением съезда стало провозглашение Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК), субъектами которой стали не республики, а народы, входящие в Конфедерацию. Съезд избрал Кавказский парламент со штаб-квартирой в г. Сухум, который был объявлен его столицей (2-я столица - Махачкала). Приняты программные и резолютивные документы КГНК, определена ее символика.

Было решено "придать Ассамблее горских народов Кавказа (АГНК) функции Кавказского Парламента и ввести ее вместе с Комитетом Кавказских Сообществ - исполнительным органом КГНК - в структуру КГНК" в качестве ее высшего органа.

Согласно проекту, формирование конфедеративных органов должно производиться общенациональными съездами (конференциями) на съезд горских народов Кавказа путем делегирования своих полномочных представителей. Сам съезд по этому же принципу на основе паритета формирует и утверждает конфедеративные органы. При этом полагается, что с возникновением необходимых условий Кавказская Конференция перейдет к проведению прямых выборов делегатов Съезда горских народов Кавказа.

Съезд обратился "ко всем народам и парламентам Кавказа с призывом - поддержать идею Конфедеративного Союза народов Кавказа - Союза, который только и может стать основой межнационального согласия в регионе и конкретного решения социально-экономических задач". Основные цели КГНК:

    - способствовать объединению народов Кавказа;

    - добиваться права кавказских народов самим решать свою судьбу, иметь возможность на равноправных условиях войти в любое сообщество, содружество народов;

    - добиваться возможности "разговаривать со всеми республиками, в том числе и с Россией, с позиций объединенного Кавказа".

Основные задачи КГНК:
    - "координация усилий для взаимосогласованного управления общественно-политическими процессами в республиках и национально-территориальных образованиях региона;

    - формирование высокоразвитого и оптимально функционирующего межреспубликанского социально-экономического комплекса;

    - создание условий для перехода к рыночной экономике, для эффективного и рационального использования природных ресурсов и их охраны, развития и укрепления искусственно прерванных связей народов;

    - создание всех условий для удовлетворения интересов каждой национальности;

    - обеспечение равных прав для всех народов, народностей и каждой личности;

    - способствовать возвращению на Родину соотечественников, изгнанных в период Русско-Кавказской войны;

    - повышение уровня жизни населения республик и региона в целом". Основные принципы КГНК:

    - признание этнокультурного родства членов КГНК;

    - признание общности экологической среды и исторической судьбы;

    - признание неотъемлемого права каждого народа на самоопределение;

    - единение и содружество всех народов;

    - неукоснительное соблюдение Всеобщей декларации прав человека и других общепризнанных международно-правовых актов;

    - признание неприемлемыми любые ущемления интересов людей по национальному, религиозному или другому признаку;

    - признание противоестественными любых попыток добиваться собственной свободы за счет угнетения других.

В качестве девиза КГНК было заявлено: "Ни одного беженца из региона!"

Высшим органом КГНК является съезд представителей всех горских народов Кавказа и Абхазии, вошедших в Конфедерацию. Созывается один раз в 2-3 года. Внеочередные съезды могут быть проведены по решению парламента, по требованию 1/3 членов КГНК. Съезд горских народов Кавказа избирает тайным или открытым голосованием Кавказский парламент, Президентский Совет, Председателя Комитета Кавказских Сообществ, Председателя Конфедеративного Третейского Суда народов Кавказа. Президент Конфедерации - Шанибов М.М. Существуют заместитель Президента и вице-президенты - представители от каждого народа, вошедшего в Конфедерацию (16 чел.). Президентский Совет - исполнительный орган КГНК - проводит одно заседание в 3 месяца. Его образуют Президент, вице-президент, Председатель Комитета Кавказских Сообществ, Координатор по делам КГНК и главный редактор газеты "Кавказ". Президентский Совет курирует деятельность Комитета Кавказских Сообществ КГНК.

Высший орган КГНК между съездами - Кавказский Парламент (Кавказская Ассамблея) - состоит из 20 человек, представителей горских народов Кавказа и Абхазии. Он избирается на съезде горских народов: каждая национальная депутация (независимо от численности представляемого народа) рекомендует 3-х депутатов. Парламент КГНК не зависит от национальных парламентских учреждений, но в то же время осуществляет непосредственную связь с ними через лиц, являющихся одновременно депутатами Кавказского и национального парламентов. Сессии Парламента проводятся не реже одного раза в полгода. Председатель Парламента Ю.Сасламбеков. Парламент имеет комиссии: национального согласия, социально-экономического развития народов и региона, развития демократии и формирования правовой национальной и межнациональной государственности, по духовной культуре кавказского этноса, демографии, миграционным процессам и связям с соотечественниками за рубежом и их репатриации на Родину, по экологии, по вопросам обороны. Парламент КГНК утверждает редколлегию и главного редактора газеты "Кавказ".

Высший исполнительный орган КГНК - Комитет Кавказских сообществ образуется из руководителей отраслевых министерств и ведомств республик, пароды которых входят в КГНК. Комитет принимает к своему рассмотрению рекомендации органов КГНК и по своему усмотрению с учетом мнения КГНК разрешает вопросы социально-экономического и культурного развития народов региона. Координатор по делам КГНК при безусловном приоритете законодательных и исполнительных органов республик осуществляют полномочия по обсуждению, решению и контролю за реализацией тех или иных проблем и вопросов, касающихся интересов объединяющихся в Конфедерацию народов.

В структуре КГНК существует Конфедеративный Третейский Суд, решения которого носят рекомендательный характер и исполняются под воздействием авторитета общественного мнения объединившихся народов. На Суд по согласованию сторон выносятся наиболее острые и сложные спорные вопросы внутри и между субъектами Конфедерации, а также между ними и Конфедерацией. В структуре Парламента работает ряд комитетов: экономический, культурный, литературный, по обороне КГНК, по связям между кавказскими народами и др.

В КГНК проставлены все социальные слои населения. В состав Конфедерации входят полномочные представители "суверенных коренных пародов Кавказа": абазинского, абхазского, адыгейского, аварского, балкарского, ауховско-чеченского, даргинского, ингушского, кабардинского, карачаевского, кумыкского, лакского, ногайского, осетинского (Северной и Южной Осетии), турко-месхетинского, черкесского, чеченского и шапсугского.

Внутри КГНК существуют различные виды и формы сотрудничества. Приоритетными являются сотрудничество в области прав человека и коренного народа, экологии, образования, научно-технического прогресса, землепользования и сельскохозяйственного производства; признается недопустимым в какой-либо форме регламентировать религиозную свободу.

Одним из символов Конфедерации Горских народов Кавказ стало Знамя Горской республики, принятое 11 мая 1918 г. на I Съезде горских народов. Другие символы (герб, гимн и т.д.) будут утверждены по мере разработки их Съездом горских народов.

Образованию КГНК предшествовала деятельность Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК), которая была образована на I съезде горских народов Кавказа 25-26 августа 1989 г., а на III съезде - получила функции Парламента КГНК.

АГНК - региональное общественно-политическая объединение. Образовалось на I съезде горских народов Кавказа 25-26 августа 1989 г. в г. Сухуми, который был созван по инициативе нескольких групп национальной интеллигенции из Кабарды и Адыгеи. Основные цели и принципы деятельности этого объединения имеют по сравнению с целями нынешней КГНК существенную разницу, поскольку были ориентированы на задачи культурно-автономистского и арбитражного характера, а не государственного.

Основные цели:

    - развивать дружественные отношения между народами, способствовать формированию межнациональных отношений на основе принципов равноправия народов;

    - добиваться полной юридической реабилитации репрессированных народов;

    - содействовать репатриации на историческую Родину соотечественников, оказавшихся за рубежом в результате колониальной политики царизма;

    - разрешать и улаживать ситуации и споры, которые могут привести к возникновению конфликтов между народами;

    - осуществлять сотрудничество между народами в разрешении жизненно важных проблем социально-экономического и культурного характера;

    - быть центром для согласования действий горских народов Кавказа в достижении этих общих целей.

Основные принципы:
    - суверенного равенства всех ее членов;

    - решать вопросы своей внутренней жизни, не ущемляя интересов представителей других национальностей, разрешают споры между народами путем переговоров.

Основные формы работы: собрания, дискуссии, лекции, обращения в печати, митинги, сборы подписей, издательская деятельность и др.

Высший орган - съезд горских народов Кавказа. Руководящий орган - Координационный Совет, осуществлял руководство и внешнее представительство работой организации в периоды между съездами. В Координационный Совет на I съезде горских народов вошли Ю. Шанибов - Председатель Координационного Совета (кандидат философских наук, Кабардино-Балкария), Г. Аламиа - ответственный секретарь КС (член Союза писателей СССР, республика Абхазия); от Адыгейской АО; А. Абрегов, А. Куек, З. Бзасежев; от Карачаево-Черкесской АО: Абрек-Заур Гожев, Б. Екба, М.Чикатуев; от Кабардино-Балкарской АССР: В. Хатажуев, М.Шакуев, З.Паш-тов; от Чечено-Ингушской АССР: З.Яндарбиев, Саид-Хасан Абумуслимов, И. Арсамиков; от Абхазской АССР: О.Дамениа, Д. Пилия, М. Тхайцухов. Для более эффективной работы Координационный Совет создает комиссии АГНК, в числе которых комиссии по науке и образованию (председатель - ААбрегов), по связям с соотечественниками за рубежом (председатель - Ю. Аргун), по культуре (председатель - Абрек-Заур Гожев), по правовым вопросам (председатель - Б.Межидов), по социально-экономическому развитию (председатель - М. Точиев), демократии и самоуправлению, межнациональных отношений, по истории, языку.

Один из высших органов - Совет Старейшин, который избирался съездом на 3 года. По Уставу Совет Старейшин "рассматривает вопросы межнациональных отношений и, применяя традиционные методы народной дипломатии, улаживал конфликтные ситуации между народами". Председателем Совета Старейшин на I съезде был избран М. Каттоев (юрист, Чечено-Ингушская АССР).

Активом Ассамблеи являлись активисты национальных организаций и движений. Поддерживали АГНК, являясь ее коллективными членами, около 550 тыс. человек (по словам организаторов). Фиксированных членов - 2,5 тыс. человек. Были представлены все социальные слои. Возраст: 60 процентов - до 30 лет.

Членами АГНК к концу 1991 г. являлись следующие горские народы Кавказа: адыгейцы, абхазцы, абазинцы, черкесы, шапсуги, кабардинцы, ингуши, ногайцы, народы Северной и Южной Осетии, чеченцы-аккинцы, аварцы и некоторые другие. Руководящие органы формировались путем делегирования представителей горских народов (по 3 представителя от каждого народа - члена АГНК).

АГНК в качестве коллективного члена входила в Межрегиональную ассоциацию демократических организаций, сотрудничала с фронтами и движениями Абхазии, карачаровцами и др. Тесно взаимодействовала с Московским Народным Фронтом, национально-патриотическим объединениями и фронтами в РСФСР и национальных республиках, национально-культурными обществами).

3-го ноября 1991 г., на третий день после образования КГНК на III съезде горских народов Кавказа, состоялось 1-е заседание Кавказского Парламента, в ходе работы которого депутаты - представители кавказских народов - провели выборы руководства и структурных органов. Президентом Парламента был избран М.М.Шанибов, Председателем Парламента - Ю.Сасламбеков (один из помощников Д. Дудаева), он же выбран временно исполняющим обязанности председателя Комитета самообороны КГНК. Избраны также председатели комитетов Парламента: экономического, культурного, литературного, по обороне КГНК, по связям между кавказскими народами и др. По окончании работы Парламента состоялись народные гуляния и праздничные мероприятия на спортивном стадионе (бывшем Лыхнинском поле, где в 1864 г. был проведен парад по поводу окончательной победы России в войне на Кавказе).

Уже в начале своей практической деятельности КГНК проявил несколько инициатив, которые развивались в условиях фактического отделения Чечни и ослабления власти российского Центра.

В марте 1992 г. Координационный Совет КГНК поддержал решение Первого съезда причерноморских адыгов (шапсугов) о воссоздании Шапсугского национального района в границах от п. Новомихайловский Туапсинского района до п. Головинка Лазаревского района Краснодарского края. Шапсуги составляют один процент населения Большого Сочи и проживают, кроме того, в 18 аулах, из которых далеко не большая часть является чисто шапсугскими. По заключению местных политических экспертов - русское население Абхазии высказывает большое беспокойство по поводу этих планов, опасаясь в случая их осуществления и прорыва адыгов к черноморскому побережью оказаться отрезанными от России враждебным окружением. Местные историки утверждают, что шапсуги никогда и не составляли большинства в прибрежных районах, не случайно именовавшихся Малой Шапсугией, тогда как Большая Шапсугия находилась ближе к территории нынешней Адыгеи.

Так или иначе, к середине 1992 г. фактически главной целью КГНК стало "противостояние имперскому властвованию России" (в данном случае возобладала позиция Чечни и радикального крыла аварцев. Лидер КГНК Ю. Шанибов заявил: "Нам говорят: объединяйтесь внутри России. Мы отвечаем: нет, вместе с Россией, но на равных. А тем, кто опять нас хочет сделать губерниями, мы заявляем: народы этого не допустят. Мы объединились, чтобы защитить свою свободу".) и грузинскому натиску в Абхазии и Южной Осетии".

Идея Конфедерации наталкивается на известные трудности, которые сязаны с этно-психологическими и этно-политическими традициями малых этносов Северного Кавказа. Горские народы Кавказа никогда до советской власти не имели собственной государственности, жили племенами по соседству - но порознь. Объединялись лишь временно, чтобы отразить общих врагов. Но и разделиться на национальные государства в силу геополитических, экономических, демографических факторов им тоже, похоже, невозможно, хотя желание такое у местных политиков прослеживается.

Первой самоопределилась Чечня. Генерал Дудаев успешно использовал два козыря - горскую солидарность и твердость по отношению к Федеральному центру. По неофициальным данным, республика сейчас является главным на Северном Кавказе получателем и распространителем оружия. Помимо национализации армейских складов, разоружения регулярных формирований, налаживаются зарубежные поставки. Предполагаемые (зондируемые) варианты - Турция (границы которой еще в прошлом веке простирались до Кавказа), Ближний Восток (где большая чеченская диаспора) и Югославия (поскольку там бои сворачиваются).

Исламские лозунги обеспечили Дудаеву поддержку богатых мусульманских стран, тень Шамиля и намек на газават испугали часть московской элиты. Но одновременно насторожили христианскую Осетию. А претензии на лидерство в "кавказском освободительном движении" не встретили понимания у аварцев, которые считают именно себя наследниками Шамиля.

Сегодня самая взрывоопасная проблема в регионе - потенциальная возможность раздела Владикавказа. После вступления в силу российского Закона о репрессированных народах и референдума среди ингушей решения об образовании Ингушской республики юридически предрешено, другое дело возможность его фактической реализации.

В конфликте властей Северной Осетии и ингушей съезд во главе с президентом Конфедерации занял сторону последних, заявив, что спорная территория - Пригородный район СО - должна быть возвращена ингушскому народу. Район боевых действий - Южная Осетия, по словам президента, отныне будет находиться в центре внимания Конфедерации.

И властям Северной Осетии, которые сейчас резко отрицательно относятся к переделам, придется изменить позицию. Конфликтовать с Россией - единственной заступницей Осетии в цхинвальской войне - для них нежелательно. Но официальная политика - одно, а жизнь - другое. "Подселить" ингушей, не выселяя осетин, невозможно: слишком высока плотность населения, катастрофически не хватает жилья.

А в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии спокойно относятся к намерению горской половины (карачаевцев и балкарцев) образовать свои республики. Среди живущих в основном на равнине адыгов "гуляют" объединительные идеи. Однако реализовать их затруднительно, ибо земли адыгов разбросаны и не соприкасаются. Тем не менее в Карачаево-Черкесии тоже неспокойно: казаки двух районов, предвидя восстановление национальной автономии, провозгласили свои собственные "республики". Да и в целом последние пытаются образовать что-то наподобие казачьих государственных образований и естественно вмешиваются в спор о территориях.

Внутрирегиональное напряжение и закавказские конфликты ускорили решение о создании конфедеративной армии. В марте 1992 г. во Владикавказе на 6-й сессии КГНК было принято положение о вооруженных силах Конфедерации. Выступивший с докладом Председатель комитета обороны полковник запаса Хусен Каширгов, в частности, отметил, что эти вооруженные формирования создаются для обеспечения государственного суверенитета конфедерации, мирного решения межнациональных проблем, охраны прав и свобод граждан. В их состав будут входить мотострелковые, танковые, артиллерийские части, а также подразделения ВВС и ПВО. Формироваться они будут из мужчин в возрасте 18-40 лет на основе всеобщей воинской обязанности и по контракту.

Президент конфедерации, доцент Кабардино-Балкарского госуниверситета Юрий Шанибов назвал будущие вооруженные силы конфедерации - "голубыми касками" по типу войск ООН, которые будут способствовать поддержанию мира и стабильности на Северном Кавказе.

Практическую активность в военном плане КГНК проявила в ходе грузино-абхазской войны августа - сентября 1992 г., впервые заставив правительство и парламент РФ серьезно поволноваться.

Конец 20-х чисел августа 1992 г. был посвящен попыткам российских властей нейтрализовать действия российских горцев, целыми отрядами отправляющихся воевать в Абхазию. Вице-президент Александр Руцкой встретился с руководителями республик Северного Кавказа и обсудил с ними положение в Абхазии. Как сказал потом Руцкой, "лидеры большинства республик не намерены поддерживать экстремистские настроения некоторых деятелей". При этом под экстремистами в первую очередь подразумевались лидеры Конфедерации горских народов Кавказа и Конгресса кабардинского народа, фактически объявивших Грузии войну.

Помимо этого, по линии Правительства были предприняты меры по правовому регулированию участия российских горцев в грузино-абхазской войне. 25 августа Минюст России охарактеризовал действия Конфедерации как незаконные и грубо нарушающие Конституцию, а 27 августа Прокуратура России возбудила уголовное дело против КГНК по фактам разжигания межнациональной розни, совершения террористических актов и диверсий, а также захвата заложников. В Тбилиси с удовлетворением восприняли заявление министра юстиции России Федорова о том, что Конфедерация горских народов Кавказа является юридически незаконной организацией и против нее будет возбуждено уголовное дело. В ответ на это несколько странным образом в прессе появилась информация о том, что Центральные структуры КНГК объявили о привлечении к уголовной ответственности Президента РФ Б. Ельцина и министра юстиции Б. Федорова за "разжигание межнациональной розни среди народов", которое буквально через пару дней было официально опровергнуто КГНК. После почти месячного затишья Генеральная прокуратура РФ пошла на создание прецедента и 23 сентября 1992 г. произвела в Кабарде задержание лидера КГНК Ю. Шанибова. По мнению экспертов-кавказоведов, столь рискованный шаг в такой горячий момент может значительно осложнить ситуацию, что не компенсируют даже начавшиеся переговоры на государственном уровне между Чечней и Федеральным российским Центром. Поводом для размышлений может послужить и то, что задержание Шанибова случилось в момент начала переговоров делегации российского парламента с чеченской стороной, уже не говоря о предварительном визите в Грозный вице-президента А. Руцкого.

Большая часть членов КГНК отреагировала очень остро на грузино-абхазский конфликт. Так председатель совета религиозных сообществ КГНК Магомет Магомаев публично признал на митинге в Махачкале, что в своих действиях Конфедерация руководствуется исключительно законами шариата, но отнюдь не Уголовным кодексом России. "Абхазцы - наши братья, и мы должны прийти им на помощь, ибо это угодно Аллаху", - объяснил Магомаев посылку мусульман-добровольцев в Абхазию.

Верховный Совет Адыгеи обратился в Верховный Совет России с просьбой созвать внеочередную сессию для обсуждения ситуации на Северном Кавказе в связи с событиями в Грузии.

В Нальчике прошли многочисленные митинги с требованиями вооружить народ и пойти по призыву Конфедерации горских народов Кавказа на помощь абхазам.

Тогда же прошло заседание Конгресса кабардинского народа. ККН поставил перед руководством республики вопросе расторжении Федеративного договора с Россией в случае невмешательства последней в грузино-абхазский конфликт. Если в Грузии будет объявлена мобилизация, ККН немедленно примет адекватные меры. А пока Конгресс кабардинского народа обязал своих сторонников активно помогать борьбе братского народа Абхазии. Отдельно было принято постановление о формировании национальной гвардии при ККН. Конгресс предложил министру МВД Кабардино-Балкарии запретить проезд через территорию республики грузинского автотранспорта. ККН также потребовал силами правопорядка КБР предотвращать вывоз из республики продуктов и других товаров в Грузию.

Впервые был издан беспрецедентный Указ президента Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) Мусы Шанибова и председателя парламента КГНК Юсупа Сосламбекова, в котором указывается, что в связи с "исчерпанием всех мер для мирного решения о выводе оккупационных сил Грузии с территории суверенной Абхазии во исполнение постановления 10-й сессии парламента КГНК указываем:

1. Всем штабам Конфедерации обеспечить переброску добровольцев на территорию Абхазии для вооруженного отпора агрессорам.

2. Всем вооруженным формированиям Конфедерации при противодействии им каких-либо сил вступать в бой и пробиваться на территорию Абхазии любыми методами.

3. Объявить город Тбилиси зоной бедствия. При этом использовать все методы, включая террористические акты.

4. Объявить всех лиц грузинской национальности на территории Конфедерации заложниками.

5. Задерживать все грузы, предназначенные Грузии, и все виды переброски".

По свидетельству прессы, Указ руководства КГНК объявляет Тбилиси зоной бедствия и провозглашает начало террористических актов на территории Республики Грузия. Несмотря на то, что эта идея не пользуется безоговорочной поддержкой северокавказцев, сомневающихся в своей обязанности оказывать военную помощь немусульманам, общая численность добровольцев, прибывших в Абхазию с российского Кавказа, оценивается в две-три тысячи. Растет и число жертв конфликта - к концу августа потери составили примерно 400 человек. Взорван магистральный мост через реку Ингури, по которой проходит абхазско-грузинская граница, и железнодорожный мост у поселка Амыш.

В свою очередь Указ Конфедерации горских народов Кавказа Эдуард Шеварднадзе назвал "черносотенным, фашистским и беспрецедентно циничным документом". Подписанный президентом Конфедерации Шанибовым и главой парламента этой, не имеющей, по его мнению, государственных полномочий организации Сосламбековым, указ по сути объявляет войну Республике Грузия. Все это в итоге подтолкнуло Россию к вмешательству на стороне Грузии по поводу заброски групп боевиков с Северного Кавказа.

Тем не менее угроза фактически открытия второго фронта заставила Госсовет Грузии принять решение о готовности к всеобщей мобилизации, о надежной охране границ, о бдительности на железной дороге и других стратегических объектах.

Шеварднадзе обратил внимание на то обстоятельство, что недоброжелатели Грузии пытаются придать конфликту религиозную окраску с целью испортить отношения Грузии с Ираном, Турцией, Азербайджаном и другими странами. Но, как заявил глава Госсовета, для этого в Грузии нет никакой почвы.

Опасность этой ситуации от всех предшествовавших для российского руководства заключается не только в том, что война может впервые прийти на ее территорию, что она может вновь катализировать "чеченский синдром" на отделение и таким образом сделать ситуацию на Северном Кавказе практически неуправляемой по государственной линии. Наряду с этим по инициативе президента Дудаева 4-5 сентября в Грозном состоялась конференция "Кавказский круглый стол", посвященная вопросам урегулирования межнациональных конфликтов в кавказском регионе. На конференцию были приглашены представители всех республик Северного Кавказа, а также многочисленных общественных организаций и движений. И хотя опережающее выступление и состоялось (имеется в виду Северо-кавказский региональный Совет, созданный по инициативе администраций Ставропольского, Краснодарского краев и Северной Осетии, однако он не исключает возможность раскола, противостояния тех, кто готов идти за Чечней и стремительно радикализующимся руководством ГКНК, и тех, кто еще желает ориентироваться на российский патронаж. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]