Экономика
Обозреватель - Observer


 

Нормативные документы



В связи с принятием решения правительства и Указа Президента России об одном из важнейших мероприятий экономической реформы-распределения среди населения бесплатных приватизационных чеков - научно-издательский совет еженедельника "Обозреватель" принял решение опубликовать подборку основополагающих документов и материалов о ваучере. Подборка может заинтересовать работников местных администраций, органов власти и управления.

Из обращения Президента к согражданам

Выступление Б.Н.Ельцина по телевидению 
19 августа 1992 года


Достаток в государстве - это прежде всего достаток граждан, которые в нем живут. Наш идеал - не равенство в нищете, в аскетизме и зависти. Мы за то, чтобы у человека было больше возможностей проявлять инициативу, зарабатывать, повышать качество своей жизни.

Уже говорил и вновь повторю: нам нужны миллионы собственников, а не кучка миллионеров. Знаю, что большинство из вас - моих избирателей поддерживают такой подход.

Сегодня в России все тверже звучит требование: хватит разговоров - активнее ведите приватизацию, акционирование, устраните наконец барьеры на получение в собственность землю.

В ближайшие месяцы нам предстоит начать одно из самых серьезных мероприятий реформы. Это распределение среди россиян именных приватизационных чеков.

С 1 октября начнется их выдача в отделениях сберегательного банка по месту жительства.

Приватизационные чеки обеспечат каждому гражданину России право на соответствующую долю бывшей государственной собственности, позволят практически каждому включиться в реформу.

Все жители России - и рабочие, и пенсионеры, и ученые, и ребенок, и президент безвозмездно получат чек на сумму в 10 тысяч рублей. У всех в этом новом деле будут равные стартовые возможности, а дальше все зависит от нас самих.

Почему номинальная стоимость чека установлена в 10 тысяч рублей? Стоимость имущества российских предприятий, которое будет предложено за приватизационные чеки в 1993 году, оценена экспертами в 1 триллион 400 миллиардов рублей в ценах до 1 января 1992 года. В расчете на одного жителя России приходится примерно 10 тысяч рублей.

Сюда не вошла стоимость имущества муниципальных предприятий, предприятий, которые останутся государственными, - атомные станции, некоторые объекты оборонного значения, трубопроводы и мелиорационные системы. Кроме того, полезные ископаемые, леса и т.д.

Кому-то может показаться, что это маленькая сумма, что нужно оценить чек больше: в 50 тысяч рублей или даже в 500 тысяч.

Убежден, нельзя дать больше, чем у нас есть сегодня. Завышение стоимости чека не приведет к росту его реальной ценности. Наоборот, если выпустить чеки на непомерную сумму, они быстро обесценятся.

В зависимости от того, как будет складываться обстановка в стране, увеличения числа объектов, разрешенных к приватизации, в1994 году могут быть выпущены дополнительные чеки.

Какие права на собственность получает каждый гражданин России, имея такой чек, как им лучше распорядиться?

Каждый обладатель чека может купить на его сумму акции предприятия в любом конце России и тем самым стать его собственником, хозяином.

Акция - это реальное право на имущество. На акцию их владельцы будут получать часть дохода предприятия, влиять на управление им.

Конечно, такой путь использования приватизационного чека связан с определенным риском. Ведь если предприятие обанкротится, то и вложения обесценятся или пропадут вовсе.

Предусмотрен и другой вариант. Приватизационный чек можно вложить в один из инвестиционных фондов, которые начинают возникать по всей стране. Эти фонды будут сами покупать акции приватизируемых предприятий, получать по ним доходы и распределять между вкладчиками.

Возможно, некоторые граждане не захотят стать собственниками. В этом случае можно продать свой чек тем, кто хочет участвовать в приватизации.

Каждый гражданин России, каждая семья таким образом получают свободу выбора.

Приватизационный чек - своеобразный билет для каждого из нас в свободную экономику.

Чем больше будет в России собственников, деловых людей, для которых конкретные действия важнее пустопорожних разговоров, тем скорее в России наступит благополучие, а ее будущее будет в надежных руках.

Уважаемые граждане России!

Начиная реформу, я неоднократно обращался к вам с просьбой поддержать наш курс, проявить мужество и терпение.

Сегодня я призываю вас проявить как можно больше активности, предприимчивости и инициативы. Призываю вас, уважаемые сограждане, своим деловым настроем, личным участием помочь правительству, президенту в проведении приватизации. Чем разумнее вы распорядитесь приватизационными чеками, тем быстрее каждый получит реальную отдачу от реформ.

"Российская газета"
20 августа 1992 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июля 1992 г. № 490 г. МОСКВА

О порядке введения в действие системы приватизационных чеков
в Российской Федерации


В целях безвозмездной передачи всем гражданам Российской Федерации части государственного имущества, подлежащего приватизации, обеспечения платежеспособного спроса на объекты приватизации, ускорения акционирования государственных и муниципальных предприятий, а также во исполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить план мероприятий по введению в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации в 1992 году.

2. В целях обеспечения выполнения плана мероприятий Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом с привлечением в случае необходимости заинтересованных министерств и ведомств, местной администрации разработать и утвердить нормативные и иные акты, регулирующие вопросы, связанные с введением в действие приватизационных чеков в Российской Федерации.

3. Органам государственного управления Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга руководствоваться при введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации нормативными и иными актами Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

4. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом при участии Министерства финансов Российской Федерации не позднее 1 августа 1992 г.: 

    подготовить и представить на рассмотрение в Правительство Российской Федерации предложения о размерах общей суммы денежных средств, подлежащих выплате в виде приватизационных чеков, и размере выплат на одного гражданина Российской Федерации;

    утвердить положение о территориальных комиссиях по введению в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации.

5. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование из средств республиканского бюджета Российской Федерации мероприятий по изготовлению, транспортированию, хранению и выдаче приватизационных чеков.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации обеспечить сохранность приватизационных чеков в Российской Федерации при их изготовлении, транспортировании, хранении и выдаче.

7. В целях обеспечения оперативного управления и контроля за введением в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации образовать Координационный совет по введению в действие системы приватизационных чеков при Правительстве Российской Федерации.

Утвердить Положение о Координационном совете по введению в действие системы приватизационных чеков при Правительстве Российской Федерации.

8. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, территориальным комитетам по управлению имуществом:

    не позднее 15 августа 1992 г. создать территориальные комиссии по введению в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации и организовать их работу;

    не позднее 15 сентября 1992 г. выделить местным отделениям Сберегательного банка Российской Федерации необходимые помещения для организации пунктов выдачи приватизационных чеков.

9. Территориальным комиссиям по введению в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации совместно с органами внутренних дел с участием заинтересованных организаций не позднее 1 сентября 1992 г. составить списки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение приватизационных чеков, и направить их местным отделениям Сберегательного банка Российской Федерации.

10. Министерству печати и информации Российской Федерации, Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом организовать проведение с 1 августа 1992 г. информационной кампании по разъяснению порядка введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации и механизма их реализации.

11. Возложить руководство по координации деятельности территориальных комиссий, а также контроль за выполнением настоящего постановления на заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайса.

12. Настоящее постановление вводится в действие с момента его подписания.

Е.Гайдар

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 23 июля 1992 г.
№ 1332-р г.Москва


В целях создания дополнительных возможностей для широкого вовлечения граждан Российской Федерации в осуществление Государственной программы приватизации и на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР":

1. Одобрить предложение Госкомимущества России о создании банка приватизации, основной задачей которого является кредитование на льготных условиях граждан России, желающих участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Принять к сведению, что первоначальный уставный капитал банка, учредителями которого выступят Госкомимущество России и Российский фонд федерального имущества, определен в размере 300 млн. рублей.

2. Рекомендовать Госкомимуществу России:

    направить в уставный фонд банка приватизации в качестве доли государства средства, полученные от приватизации, в сумме 151 млн. рублей;

    решить вопрос обеспечения банка и его отделений на местах служебными помещениями, оборудованием для кассовых залов, компьютерной и оргтехникой, необходимыми для надлежащего обслуживания населения.

Е.ГАЙДАР

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

о введении в действие системы приватизационных чеков
в Российской Федерации


В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на1992 год постановляю:

1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).

2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.

При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.

3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации.

Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.

4. Утвердить положение о приватизационных чеках (прилагается).

5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.

Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.

Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года.

6. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;

не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу, приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:

до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;

до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.

8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районах в городах:

    предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;

    совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.

9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.

10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы".

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 августа 1992 года


 


Приложение
к Указу Президента Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. № 914

Положение о приватизационных чеках

Статья 1. Общие Положения


1. Приватизационные чеки реализуют механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах (далее по тексту объектов приватизации), находящихся в федеральной собственности, государственной собственности республика составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Приватизационные чеки не могут быть использованы при приватизации объектов собственности, отнесенных в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности и муниципальной собственности" к муниципальной собственности.

2. Приватизационные чеки выдаются гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение приватизационных чеков в соответствии со статьей 2 настоящего Положения.

Приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений.

Лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", имеют право использовать приватизационные чеки в качестве средства платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации.

Приватизационный чек, использованный в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации, погашается и изымается из обращения.

3. Приватизационный чек является государственной ценной бумагой, целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях.

Приватизационный чек является документом на предъявителя.

4. Приватизационными чеками может оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации в соответствии с Положением о продаже акций в процессе приватизации и Положением о закрытой подписке, утверждаемыми Госкомимуществом России.

При продаже в процессе приватизации предприятия целиком, а также при продаже имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на конкурсе, аукционе или инвестиционных торгах покупатель обязан оплатить приватизационными чеками часть своего платежа в пределах доли средств от приватизации, направляемых в республиканский бюджет Российской Федерации в соответствии с нормативами, устанавливаемыми в Государственной программе приватизации соответствующего года.

Российский фонд федерального имущества или иное лицо, выступающее в качестве представителя продавца объектов приватизации, принимает приватизационные чеки по их номинальной стоимости как законное платежное средство в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

Отказ в приеме приватизационных чеков в качестве платежного средства при приватизации запрещается.

5. Каждый приватизационный чек имеет определенный срок действия устанавливаемый при его выпуске Правительством Российской Федерации и указываемый на самом чеке. Срок действия приватизационного чека не может быть менее одного года и более двух лет. По истечении срока действия приватизационных чеков они считаются погашенными и изымаются из обращения.

6. Порядок выдачи, обращения, использования и погашения приватизационных чеков устанавливается настоящим Положением, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Госкомимущества России. 

Статья 2. Право на получение приватизационных чеков


1. Право на получение приватизационных чеков имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории на дату вступления в силу Указа Президента Российской Федерации о выпуске приватизационных чеков независимо от их возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в Российской Федерации, а также военнослужащие Российской Федерации, проходящие службу за ее пределами.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации, приобретают право на получение приватизационных чеков по возвращении в Российскую Федерацию для постоянного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока действия приватизационного чека.

3. Интересы владельцев приватизационных чеков, являющихся недееспособными или ограниченно дееспособными, представляют в соответствии с законодательством Российской Федерации их законные представители, опекуны и попечители.

4. Порядок реализации прав по использованию приватизационных чеков несовершеннолетними, находящимися на государственном попечении, а также лицами, находящимися в местах лишения свободы, устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Статья 3. Порядок выдачи приватизационных чеков


1. Приватизационные чеки выдаются лицам, определенным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Положения, либо их законным представителям, опекунам и попечителям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Списки лиц, имеющих право на получение приватизационных чеков в соответствии с настоящим Положением, составляются органами местной администрации по месту постоянного жительства граждан, командующими воинских частей (формирований) на территории Российской Федерации и за ее пределами.

3. Порядок составления списка лиц на получение приватизационных чеков за пределами Российской Федерации для граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, устанавливается Правительством Российской Федерации. Выдачу приватизационных чеков в соответствии со списками, составленными органами местной администрации, осуществляют местные учреждения Сберегательного банка Российской Федерации по предъявлении документа, удостоверяющего личность; законным представителям, опекунам и попечителям - также документа, подтверждающего их полномочия.

Граждане Российской Федерации, не попадающие под действие настоящей статьи, получают приватизационные чеки в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России совместно с министерствами и ведомствами.

4. Одновременно с выдачей приватизационных чеков выдается письменное разъяснение порядка их использования.

5. Порядок выдачи приватизационных чеков регулируется инструкциями, утверждаемыми Госкомимуществом России. 

Статья 4. Использование приватизационных чеков


1. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могут использоваться на всей территории Российской Федерации.

2. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми Госкомимуществом России.

3. Приватизационные чеки, которыми осуществляются платежи в процессе приватизации, засчитываются в счет доли средств от приватизации, направляемой в республиканский бюджет Российской Федерации в соответствии с государственной программой приватизации соответствующего года, а также по решению Советов народных депутатов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут засчитываться в счет доли средств от приватизации, направляемой в соответствующие бюджеты.

4. Приватизационные чеки используются в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно. Процедура погашения приватизационных чеков устанавливается Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации с учетом мнения Министерства финансов Российской Федерации. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


№ 369-р

"20" августа 1992 г.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 490 "О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации":

1. Утвердить "Положение о территориальных комиссиях по введению приватизационных чеков в Российской Федерации" согласно Приложению I к настоящему распоряжению.

2. Утвердить "Инструкцию о порядке выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации" в соответствии с Приложением 2 к настоящему распоряжению.

Председатель А.Чубайс


 


Приложение №
1 к Распоряжению Госкомимущества России
от 20.08.92 от № 369-р

ПОЛОЖЕНИЕ

о территориальных комиссиях по введению
приватизационных чеков в Российской Федерации

1. Общие положения


1.1. Для осуществления оперативного управления процессом подготовки и проведе ния комплекса мероприятий по безвозмездной передаче гражданам России приватизируемого государственного имущества создаются республиканские, краевые, областные, окружные, районные, городские, районные в городах территориальные комиссии по введению приватизационных чеков в России (далее по тексту - комиссии).

1.2. Комиссии в своей деятельности руководствуются законодательными актами Российской Федерации, указами Президента России, постановлениями Правительства, - нормативными и другими актами Госкомимущества России, решениями Координационного Совета по введению в действие системы приватизационных чеков при Правительстве Российской Федерации, решениями и распоряжениями правительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приказами Министерства обороны, МВД, МБ, командования пограничных, внутренних, железнодорожных войск и руководства других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские части и формирования, а также настоящим Положением.

1.3. Деятельность Комиссий финансируется из средств республиканского бюджета Российской Федерации, выделенных целевым назначением для реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 490 "О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

1.4. Решения Комиссий в рамках компетенции являются обязательными для исполнения всеми территориальными подразделениями министерств, ведомств и организаций, участвующих в процессе подготовки и проведения комплекса мероприятий по введению в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации.

1.5. Комиссии в своей работе используют печать соответствующего территориального комитета по имуществу. 

2. Формирование комиссий


2.1. Комиссии создаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов, городов; районов в городах, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 490 "О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

2.2. Подчиненность комиссий определяется структурой административно-территориального образования.

2.3. Комиссия формируется на основании распоряжения главы администрации соответствующего административно-территориального образования.

2.4. Структура и штаты Комиссии утверждаются соответственно органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов и городов; районов в городах, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

2.5. В состав республиканских, краевых, областных и окружных Комиссий включаются в обязательном порядке:

    глава администрации или его первый заместитель (председатель комиссии);

    председатель территориальной комиссии по управлению имуществом (заместитель председателя);

    председатель территориального отделения Российского фонда федерального имущества;

    управляющий территориальным отделением Сбербанка России;

    руководитель территориального органа Министерства безопасности России;

    руководитель территориального управления МВД России;

    руководитель территориального управления Минфина России;

    руководители территориальных органов Министерства обороны России, пограничных, внутренних, железнодорожных войск и руководства других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования;

    руководитель территориального органа федеральной миграционной службы России;

    руководитель территориального органа Госкомстата России.

2.6. Состав районных, городских, районных в городах комиссий определяется республиканскими, краевыми, областными или окружными комиссиями с учетом местных условий, исходя из основных задач, фунуций и полномочий районных, городских и районных в городах комиссий (раздел 4 настоящего Положения).

2.7. К участию в работе Комиссий всех уровней могут привлекаться (по усмотрению председателя комиссии) представители средств массовой информации, профессиональных союзов, Советов народных депутатов и др. 

3. Основные задачи, функции и полномочия
республиканских, краевых, областных и окружных комиссий


3.1. Оказание содействия учреждениям Сбербанка России в подготовке выдачи приватизационных чеков.

3.2. Контроль поступления изготовленных Гознаком приватизационных чеков, организация их приема, хранения, распределения и обеспечение доставки приватизационных чеков в районы и города путем заключения соответствующих договоров с местными отделениями службы спецсвязи Министерства связи Российской Федерации.

3.3. Организация разъяснительной и информационной работы через средства массовой информации о целях и порядке выдачи приватизационных чеков, о правах граждан России, возникающих в связи с получением ими приватизационных чеков.

3.4. Осуществление контроля хода выдачи приватизационных чеков населению республики, края или области на основании сведений, получаемых от районных, городских и районных в городах комиссий.

3.5. Решение спорных вопросов, возникающих между низовыми комиссиями, с одной стороны, и организациями и отдельными гражданами с другой.

3.6. Направление необходимых данных в Координационный Совет и в Госкомимущество России (по мере поступления запросов, но не реже 2 раз в месяц).

3.7. Сбор и учет невостребованных чеков от низовых комиссий и их перераспределение по другим регионам или уничтожение в соответствии с порядком, установленным Госкомимуществом России.

3.8. Составление отдельных списков лиц без определенного места жительства и направление этих списков в специально выделяемые учреждения Сбербанка, а также в местную комиссию, на территории которой расположено данное учреждение Сбербанка. 

4. Основные задачи, функции и полномочия
районных, городских и районных в городах комиссий


4.1. Составление списков граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, и прикрепление граждан к определенным учреждениям Сбербанка России.

4.2. Составление отдельных списков беженцев и вынужденных переселенцев и направление этих списков в специально выделяемые местные учреждения Сбербанка.

4.3. Оповещение граждан о сроках выдачи приватизационных чеков и о том, в каком учреждении Сбербанка России они могут их получить.

4.4. Направление списков, составленных по п. 4.1 в местные учреждения Сбербанка России.

4.5. Оказание (при необходимости) содействия местным учреждениям Сбербанка России в подготовке пунктов выдачи приватизационных чеков.

4.6. Контроль поступления в район, город, городской район необходимого количества чеков и принятие в случае необходимости соответствующих мер, обеспечивающих наличие чеков, организация их приема, хранения и доставки в местные учреждения Сбербанка России.

4.7. Обеспечение тиражирования и доставки в учреждения Сбербанка в необходимом количестве "Памяток владельцам приватизационных чеков", выдаваемых всем гражданам вместе с приватизационными чеками.

4.8. Организация разъяснительной работы через местные средства массовой информации о порядке и целях выдачи чеков, о правах граждан Российской Федерации, возникающих в связи с выдачей и получением чеков.

4.9. Контроль правильности выдачи приватизационных чеков населению в соответствии со списками, направленными в учреждения Сбербанка России по п.п. 3.8, 4.2 и 4.4 (в соответствии с "Инструкцией о порядке выдачи чеков").

4.10. Решение спорных вопросов, возникающих в процессе выдачи чеков.

4.11. Контроль хода выдачи чеков населению и направление необходимых данных в вышестоящие комиссии (по мере поступления запросов, но не реже 1 раза в неделю).

4.12. Сбор и учет невостребованных чеков и направление их в вышестоящие комиссии для организации дальнейшего их обращения или погашения.

4.13. Повсеместное проведение мероприятий по учету и контролю количества использованных приватизационных чеков за 1-2 недели до официального окончания срока их выдачи. 

5. Права комиссий всех уровней


Комиссии имеют право:

5.1. Привлекать к своей работе экспертов, общественные и иные организации, способствующие улучшению организации выдачи чеков.

5.2. Вносить в Госкомимущество России и Координационный Совет предложения по совершенствованию порядка выдачи чеков.

5.3. Проводить проверки соблюдения правил выдачи чеков.

5.4. Запрашивать у компетентных органов документы, касающиеся сферы деятельности комиссии.

5.5. Обращаться при выявлении нарушений порядка составления списков лиц или правил выдачи чеков в прокуратуру или судебные органы.

5.6. В случае выявления нарушений приостанавливать на срок до 1 месяца выдачу чеков в отдельном регионе, при этом обязательно ставя в известность вышестоящую Комиссию. 

6. Ликвидация комиссий


6.1. Комиссии прекращают свою деятельность после выполнения поставленных задач.

6.2. Архив и документация комиссии хранятся в администрации региона в течение 3-х лет, после чего уничтожаются с составлением ликвидационного акта. 

Приложение № 2
к Распоряжению Госкомимущества России
от 20.08.92 N 369-р 

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке выдачи приватизационных чеков
гражданам Российской Федерации


1. Общие положения


1.1. Приватизационные чеки (далее по тексту - чеки) являются государственными ценными бумагами и подлежат целевому использованию при приобретении имущества предприятий, находящихся в федеральной и государственной собственности.

Чеки не могут быть использованы при приобретении (приватизации) земельных участков, жилого фонда и объектов недвижимости.

1.2. Чеки выдаются гражданам Российской Федерации в соответствии с "Положением о приватизационных чеках" (Приложение

к Указу Президента Российской Федерации "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" № 914 от 14.08.92), в том числе детям, являющимся по действующему законодательству гражданами Российской Федерации, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим срочной службы, членам их семей и призванным с территории России военнослужащим срочной службы и военным строителям, а также беженцам, вынужденным переселенцам и членам их семей при наличии у них удостоверения беженца или вынужденного переселенца.

Выдача чеков гражданам Российской Федерации, а также их законным представителям производится сотрудниками Сбербанка Российской Федерации в отделениях, филиалах и агентствах Сбербанка (далее по тексту -учреждения Сбербанка ) или в помещениях, специально выделенных Сбербанку для этой цели.

1.3. Выдача чеков производится с 1 октября до 31 декабря 1992 г.

1.4. При получении чека получатель уплачивает сотруднику Сбербанка установленный комиссионный сбор наличными деньгами. Не облагаются комиссионным сбором чеки, выдаваемые:

    - военнослужащим срочной службы и военным строителям;

    - лицам, получающим чеки за недееспособных или ограниченно дееспособных граждан;

    - детям, содержащимся в детских домах;

    - гражданам, постоянно проживающим в домах престарелых и домах инвалидов.

1.5. В случае смерти лица, внесенного в список имеющих право на получение приватизационных чеков, право получения чека по наследству возникает только в случае наличия у наследника завещания, оформленного в установленном порядке.

1.6. Настоящая инструкция является документом, обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации.

1.7. Настоящая инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует впредь до ее отмены. 

2. Общий порядок организации выдачи чеков
гражданам Российской Федерации


2.1. Выдача чеков осуществляется по спискам, направляемым в учреждения Сбербанка территориальными комиссиями по введению в действие системы приватизационных чеков (далее по тексту - комиссии).

2.2. Списки граждан, имеющих право на получение чеков, составляются комиссиями на местах с привлечением местных органов МВД, представителей воинских частей, пограничных, внутренних и железнодорожных

войск, а также министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские части и формирования, Федеральной миграционной службы, отделов записи актов гражданского состояния и других заинтересованных учреждений и ведомств. Списки составляются с указанием фамилии, имени, отчества получателя, данных паспорта или документа, его заменяющего (для военнослужащих - удостоверения личности или военного билета, для несовершеннолетних - свидетельства о рождении), и прописки.

2.3. Всем гражданам России в учреждениях (организациях) первичного учета населения обеспечивается возможность ознакомления с первичными списками лиц, имеющих право на получение чеков. Граждане имеют право обжаловать невключение их в списки или исключение из списков. Заявления о нарушении прав граждан, связанных с получением чеков, подаются в комиссии и должны быть рассмотрены последними в недельный срок. Решение комиссии может быть обжаловано в районном (городском) народном суде. Решение районного (городского) народного суда является окончательным. Исправления в списке граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, в соответствии с решением суда производятся комиссией немедленно.

2.4. Сотрудники Сбербанка, привлекаемые к выдаче чеков, должны быть проинструктированы о порядке идентификации личности получателя чека, порядке выдачи чека и заполнения соответствующих документов (контрольных талонов, списков).

2.5. Составленные по форме списки лиц, имеющих право на получение чеков, передаются комиссиям в учреждения Сбербанка РФ без указания данных паспорта (или документа, его заменяющего) и прописки граждан. Все эти данные вписываются сотрудниками Сбербанка в списки и в контрольные талоны на основании документа, предъявленного получателем. Список с паспортными данными является документом для служебного пользования и не выносится из помещения комиссии.

В случае невозможности получения чека гражданином лично (длительная болезнь или командирование, нахождение в труднодоступных местах) чек за него может быть получен другим лицом по доверенности, заверенной по месту прописки или работы доверителя. Лица, находящиеся в длительных загранкомандировках, для получения чека должны либо приехать и получить чек лично, либо прислать доверенность на получение чека любому гражданину России, заверенную в консульском учреждении России в стране командирования.

В случае выдачи чека по доверенности на обратной стороне контрольного талона в графе "особые отметки" сотрудником Сбербанка, выдающим чек, делается соответствующая запись. При этом к контрольному талону прикрепляется экземпляр доверенности.

2.6. Получатель чека и лицо, выдающее чек, расписываются в контрольном талоне; лицо, выдающее чек, кроме этого, расписывается в списке. По заполнении списки возвращаются учреждениям Сбербанка в соответствующие комиссии, где хранятся в том же порядке, что и контрольные талоны.

2.7. При выдаче чеков сотрудник Сбербанка обязан отрезать контрольные талоны к ним. Талоны доставляются в комиссии. Данные, внесенные в контрольные талоны, проверяются комиссией путем их сверки с имеющимися в комиссиях списками получателей. Контрольные талоны и документы, удостоверяющие право получения чека за другое лицо, хранятся в комиссиях до окончания срока их работы, а впоследствии передаются в территориальные комитеты по управлению имуществом.

2.8. При выдаче чеков сотрудник Сбербанка ставит печать учреждения Сбербанка, выдающего чек, на самом чеке и на контрольном талоне. Чек без печати учреждения Сбербанка считается недействительным.

2.9. Вместе с чеком получателю выдается памятка, содержащая подробные сведения о возможных способах и порядке использования чека. Изготовление необходимого количества памяток и их рассылка по соответствующим учреждениям Сбербанка осуществляется территориальными комиссиями.

2.10. Чеки на несовершеннолетних детей выдаются только их родителям и только по месту прописки ребенка на основании паспорта одного из родителей, содержащего запись о наличии ребенка, и свидетельства о рождении. В случае отсутствия у ребенка родителей чек выдается его родственнику или другому лицу, по месту жительства которого ребенок прописан, либо официальному опекуну ребенка.

Несовершеннолетними являются дети, не достигшие 16-летнего возраста. С 16 лет лица, имеющие паспорта, получают чеки самостоятельно.

2.11. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (за исключением военнослужащих и членов их семей), приобретают право на получение чеков только по возвращении в Россию для постоянного проживания. 

3. Категории граждан, имеющих право на получение
приватизационных чеков, порядок выдачи которым
отличается от изложенного в разделе 2


К указанным категориям относятся:

    - военнослужащие;

    - беженцы и вынужденные переселенцы;

    - дети, содержащиеся в детских домах;

    - лица, содержащиеся в течение длительного срока или постоянно в лечебных учреждениях (в т.ч. недееспособные или ограниченно дееспособные);

    - лица без определенного места жительства;

    - заключенные и находящиеся под следствием, взятые под стражу.

3.1. Порядок получения чеков военнослужащими


3.1.1. Офицерам и прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащим-женщинам, и членам их семей, постоянно проживающим и имеющим прописку на территории России, приватизационные чеки выдаются в учреждениях Сбербанка по месту жительства на основании списков, предоставляемых соответствующими учреждениями учета населения по предъявлении удостоверения личности или военного билета и справки о прописке.

Указанным военнослужащим, не имеющим постоянной прописки на территории России или проходящим службу на территории республик бывшего СССР, и проживающим с ними членам их семей, призванным с территории России военнослужащим срочной службы и военным строителям, а также гражданскому персоналу воинских частей, дислоцированных на территории бывших союзных республик, и проживающим с ними членам их семей, чеки выдаются через финансовую службу воинских частей на основании списка, заверенного командиром воинской части и начальником финансовой службы. Финансовая служба воинских частей получает чеки по доверенности территориальной комиссии в учреждениях Сбербанка Российской Федерации или в полевых учреждениях Центрального банка России, к которым данные части прикрепляются па основании решения Координационного Совета по введению в действие системы приватизационных чеков и приказа министра обороны Российской Федерации и соответствующих приказов и распоряжений по министерству безопасности, пограничным, внутренним, железнодорожным войскам, министерствам и ведомствам, имеющим в своем составе воинские части и формирования. По окончании выдачи чеков воинские части представляют в соответствующие комиссии список лиц, получивших чеки, подписанные командиром воинской части и начальником финансовой службы с приложением оттиска гербовой печати воинской части.

Военнослужащим, гражданскому персоналу воинских частей и членам их семей, проходящим службу (работающим, проживающим) в воинских частях, дислоцированных в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствуют местные отделения Сберегательного банка Российской Федерации, выдача приватизационных чеков производится в порядке, согласованном командованием этих воинских частей с территориальными комиссиями, в том числе через соответствующие полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации.

3.1.2. Лица, поступившие на воинскую службу по призыву или в добровольном порядке в 1993-1995 гг., должны представлять в военкоматы или кадровые службы справку из территориальной комиссии по месту жительства, содержащую сведения о получении или неполучении данным лицом чека за соответствующий год.

В воинских частях, дислоцированных за пределами бывшей союзной территории, чеки выдаются финансовым службам этих воинских частей Сберегательным банком Российской Федерации через полевые банки Управления полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в соответствии с порядком, изложенным во втором абзаце п. 3.1.1 настоящей инструкции. При отсутствии полевых банков в местах дислокации воинских частей приватизационные чеки выдают воинским частям по их заявкам ближайшими полевыми банками. По окончании выдачи чеков воинские части представляют в соответствующие полевые банки список лиц, получивших чеки, подписанный командиром воинской части и начальником финансовой службы с приложением оттиска гербовой печати воинской части и контрольных талонов, заполненных в установленном порядке.

Полевые банки представляют указанные списки в Управление полевыми учреждениями Центрального банка Российской Федерации для последующей их передачи в соответствующую комиссию.

3.1.3. Военнослужащие и гражданский персонал воинских частей, находящиеся в заграничной командировке, и члены их семей, обеспечиваются чеками через финансовые службы соответствующих воинских частей, которые получают чеки в Сберегательном банке Российской Федерации и отчитываются перед ним в порядке, определенном в пункте 3.1.1 настоящей инструкции.

3.1.4. При выдаче чеков военнослужащим срочной службы лицо, выдающее чек, делает соответствующую запись в воинском билете.

3.1.5. Военнослужащим, находящимся под следствием, чеки выдаются в том же порядке и с соблюдением тех же мер контроля, что и аналогичным категориям лиц из числа гражданского населения. 

3.2. Порядок получения чеков беженцами
и вынужденными переселенцами


3.2.1. Беженцы и вынужденные переселенцы, прибывшие на территорию Российской Федерации и зарегистрированные на момент начала выдачи чеков, для получения чеков должны явиться в городскую или районную комиссию, которая вносит их в отдельный список лиц данной категории. Комиссия не реже 1 раза в неделю передает список в учреждение Сбербанка, заранее уполномоченное выдавать чеки беженцам и вынужденным переселенцам. Основанием для регистрации в комиссии и дальнейшего получения чека служит удостоверение беженца или вынужденного переселенца и паспорт (или заменяющий его документ). При выдаче чека в удостоверении и в паспорте на последней странице ставится печать "приватизационный чек выпуска 1992 года выдан". 

3.3. Порядок получения чеков за детей,
содержащихся в детских домах


3.3.1. За детей, содержащихся в детских домах, чеки получают представители администрации детских домов по отдельному списку. При получении чеков представители администрации детских домов должны предъявлять сотруднику Сбербанка свой паспорт (или заменяющий его документ), а также доверенность на получение чеков, заверенную председателем (заместителем председателя) соответствующей территориальной комиссии.

3.3.2. Администрация детских домов обязана проинформировать достигших совершеннолетия воспитанников об их правах на получение чеков, акций и распоряжение ими.

Администрация детских домов вправе распоряжаться чеками, полученными за детей, только в соответствии с порядком, разработанным Госкомимуществом России, и несет ответственность за сохранность принадлежащих детям чеков.

3.4. Порядок получения чеков для лиц,
содержащихся в течение длительного срока или постоянно
в лечебных учреждениях (в т. ч. недееспособных и ограниченно дееспособных)


3.4.1. Дееспособным лицам, постоянно содержащимся в домах престарелых и инвалидов, лечебницах и т.д. чеки выдаются в том же порядке и с соблюдением тех же процедур контроля, что и воспитанникам детских домов (см.п.3.3 настоящей инструкции).

3.4.2. За недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, в том числе находящихся в больницах, психиатрических лечебницах, лечебно-трудовых учреждениях и др. па длительном излечении, чеки выдаются по представленному в комиссию списку представителям администрации лечебного учреждения в соответствии с порядком, указанном в пункте 3.3 настоящей инструкции. В случае наличия у данной категории лиц родственников, опекунов и других законных представителей, последним предоставляется право получить чеки своих подопечных у администрации данного учреждения на основании соответствующих документов (доверенности, свидетельства об учреждении опеки и т.д.) и распоряжаться ими в дальнейшем по своему усмотрению. 

3.5. Порядок получения чеков лицами без определенного места жительства


3.5.1. Лица без определенного места жительства для получения чека должны зарегистрироваться в любой республиканской, краевой или областной комиссии, ведущей отдельный учет данной категории лиц. Дальнейший порядок получения чеков аналогичен приведенному в п.3.2.1 настоящей инструкции. 

3.6. Порядок получения чеков лицами, находящимися под следствием,
взятыми под стражу и заключенными


3.6.1. Лица, находящиеся под следствием, взятые под стражу или содержащиеся в местах лишения свободы, имеют право оформить и выслать любому гражданину Российской Федерации доверенность на получение чека с приложением справки, подписанной начальником ИТУ, о том, что данный гражданин действительно находится под следствием или в месте лишения свободы на момент выдачи доверенности. Если заключенному некому доверить получение за него чека, то чек на его имя выдается представителю администрации места лишения свободы, который распоряжается им в соответствии с письменной просьбой заключенного. Администрация СИЗО, ИТУ обязана проинформировать лиц, в них содержащихся, о предстоящей выдаче чеков и составить отдельный список лиц, желающих получить чеки через представителей администрации. К списку должны быть приложены письменные заявления спецконтингента о том, что они доверяют представителям администрации получить их чеки.

В случае оформления доверенности на получение чека или получение чека заключенным (подследственным, содержащимся под стражей) в его личное дело вносится запись о выдаче ему чека. Аналогичная запись должна быть внесена в справку об освобождении гражданина из мест заключения. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]