Обозреватель - Observer
Правовые вопросы

Китайская народная республика

В помощь предпринимателям

(продолжение)

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. Законодательные основы налоговой системы. Осуществление хозяйственной реформы и открытой внешнеэкономической политики обусловливает глубокие сдвиги в финансовой системе КНР. Развитие негосударственных секторов экономики, а также повышение хозяйственной самостоятельности госпредприятий резко сузили возможности административного перераспределения ресурсов. В этих условиях налоги приобретают принципиально новую роль не только как важнейший канал мобилизации финансовых ресурсов государством, но и как один из основных экономических регуляторов хозяйственной жизни стране".

В КНР принята серия нормативных актов, определяющих правовые основы современной налоговой системы. В их числе "Постановление Госсовета КНР о реформе системы налогообложения промышленности и торговли " (1981 г.), "Положение о подоходном налоге с государственных предприятий" (1983 г.), "Положение о подоходном налоге с предприятий коллективной собственности " (1985 г.), "Положение о подоходном налоге с индивидуальных торгово-промышленных предприятий в городах и сельской местности" (1986 г.), "Временные правила КНР о регулировании, налогообложения" ( 1986 г.) и т.д.

Учитывая стратегический курс КНР на интеграцию в мировое хозяйство, особое значение имеет юридическое обеспечение налогового режима для предприятий иностранного капитала, а также иностранных граждан, работающих в Китае. Основополагающими нормативными актами в этой сфере являются "Закон о подоходном налоге с совместных предприятий с участием китайского и иностранного капитала" (1980 г.), "Закон о личном подоходном налоге" (1980 г.), "Закон о подоходном налоге с иностранных предприятий" (1981 г.), "Временное положение о снижении или освобождении от подоходного налога платежей за использование технологии" (1983 г.), "Временное положение о снижении или освобождении от подоходного налога и единого торгово-промышленного налога с целью поощрения иностранных инвестиций в открытых приморских экономических районах Китая" (1988г.) и др.

Дифференцированный подход КНР к налогообложению предприятий иностранного капитала в зависимости от их вида, местоположения, отраслевой принадлежности и характера деловых операций отражает стремление использовать налогообложение как действенный рычаг привлечения и регулирования иностранных инвестиций. Вместе с тем в последние годы эволюция налогового режима отражает все большее приближение основных инструментов государственной политики КНР по привлечению иностранного капитала к общепринятой международной практике. Так, если в 80-е годы налогообложение совместных китайско-иностранных предприятии было более льготным по сравнению с полностью иностранными компаниями, то в 1991 г. в соответствии с "Законом о подоходном налоге предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий" произведена унификация системы налогообложения. В связи с этим действовавшие ранее законы о подоходном налоге с совместных предприятии и подоходном на юге с иностранных предприятий с 1 июля 1991 г. считаются утратившими силу. 

3.2. Основные налоги. Систему налогообложения КНР составляют 29 видов налогов, которые мобилизуют в распоряжение государства 16% национального дохода и тем самым обеспечивают более 90% доходной части государственного бюджета.

Среди важнейших налогов, уплачиваемых промышленными и торговыми предприятиями государственного сектора, следует отметить подоходный налог, налог на продукцию, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на разработку природных ресурсов, регулирующий налог. Основным налогом, уплачиваемым китайскими предприятиями других форм собственности, является подоходный налог. Ставки подоходного налога составляют: для крупных и средних государственных предприятий - 55% (с регулирующим налогом - до 70%), для коллективных предприятий - от 10 до 55% в зависимости от величины и сферы деятельности, для индивидуальных предприятий от 7 до 60%, для частных предприятий - 35%.

Кроме этого, в ряде случаев государственные предприятия, а также предприятия других форм собственности уплачивают налоги на содержание и застройку городских территорий, со строений. строительный, на премии, спец налог на жидкое топливо, на убой скота, на рыночные сделки, на транспортные средства, личный подоходный налог, регулирующий налог на личные доходы, налог на специфическую продукцию сельского и лесного хозяйства, налог с контрактов и др. 

Предприятия с участием иностранного капитала, помимо подоходного налога и личного подоходного налога, выплачивают следующие виды налогов:

  • единый торгово-промышленный налог -действует как налог с оборота, выплачивается всеми производственными и торговыми предприятиями иностранного капитала с суммы произведенной и реализованной продукции. Существует 104 категории подлежащих налогообложению промышленных товаров. Налог взимается по 42 ставкам, варьирующимся в зависимости от назначения товара от 1,5% (для неотбеленной хлопчатобумажной ткани) до 69% (для сигарет). Ставки обложения для большинства товаров составляют менее 20%. При уплате единого торгово-промышленного налога взимается и местная надбавка к нему в размере 1 % с суммы налогового платежа;
  • налог на недвижимость - ежегодно взимается со здании, находящихся в собственности предприятии иностранного капитала, и земельных участков, арендуемых ими. в размере 1,2% стоимости зданий и 18% суммы арендных платежей за землю соответственно;
  • налог на транспортные средства - взимается за пользование автомобилями и речными судами поставке, варьирующейся в зависимости от их типа и водоизмещения соответственно.
3.3. Подоходный налог. Субъектами корпоративного подоходного налога являются следующие объекты с участием иностранного капитала, имеющие постоянные органы в КНР:
  • предприятия, основанные в КНР иностранными инвесторами (самостоятельно или с долевым участием китайских партнеров) для ведения независимых деловых операций;
  • иностранные компании, сотрудничающие с китайскими партнерами в рамках производственной кооперации на контрактной основе.
В том случае, если главные органы предприятия с иностранными инвестициями располагаются на территории Китая, налогообложению подлежат их доходы как в КНР, так и за ее пределами.

Налоговым годом является календарный год, а облагаемый доход определяется как общая сумма дохода предприятия за вычетом себестоимости. издержек, а также убытков. При этом, если по итогам налогового года предприятие терпит убытки, они могут быть возмещены за счет доходов, полученных в последующие годы, однако наибольший срок продления не должен превышать 5 лет. При ликвидации предприятия с иностранными инвестициями его имущество, оцененное по остаточной стоимости, за вычетом не распределяемой прибыли, других фондов предприятия и расходов на ликвидацию в части, превышающей реально внесенный капитал, является ликвидационным доходом и облагается подоходным налогом.

Налоговая ставка при взимании подоходного налога с объектов иностранного капитала установлена в 30%. В дополнение к этому взимается местная надбавка по 35%-й ставке налога. 

Субъектами личного подоходного налога являются лица, проживающие в пределах КНР не менее 90 дней подряд в течение налогового года. При этом лица, проживающие в КНР более 90 дней, но менее 1 года, выплачивают налог с суммы дохода, получаемого из источников в Китае; проживающие в КНР более 1 года, но менее 5 лет выплачивают налог с суммы доходов, получаемых в Китае и переводимых из-за границы; проживающие в Китае более 5 лет - выплачивают налог с суммы доходов, получаемых как в самом Китае, так и за его пределами, начиная с 6-го года.

В число видов дохода, подлежащих налогообложению, входят:

  • зарплата и жалованье;
  • вознаграждение за оказание личных услуг;
  • роялти; г) проценты по выданным кредитам, дивиденды и иные доходы от капиталовложений;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • иные доходы, перечень которых определяется решением Министерства финансов КНР.
Не подлежат обложению подоходным налогом лица. получающие:
  • премии за достижения в области науки, техники и культуры;
  • проценты по вкладам в Народном Банке Китая и кредитных кооперативах КНР;
  • выплаты по страхованию;
  • доходы от жалованья дипломатических официальных лиц посольств и консульств иностранных государств и др.
Ставки личного подоходного налога включают следующее:
  • доходы от заработной платы и жалованья, превышающие 800 юаней в месяц, облагаются по прогрессивным налоговым ставкам в размере от 5% (от 801 до 1500 юаней) до 45% (с части месячного дохода свыше 12000 юаней). Доход в размере до 800 юаней в месяц не налагается налогом;
  • доходы от вознаграждения за оказание личных услуг, гонораров, процентов, дивидендов, премий, от сдачи в аренду имущества, а также прочие виды доходов, облагаются по пропорциональной ставке в 20%.
Для ведения расчетов при уплате подоходного налога (как личного, так и корпоративного) денежной единицей является юань КНР. Доходы в иностранной валюте в соответствии с курсом, обнародованным ГУВК, при внесении налога пересчитываются в юани КНР.

3.4. Механизм и специфика взимания налогов с юридических и физических лиц. Предприятие с участием иностранного капитала должно пройти регистрацию в местных налоговых органах в течение 30 дней с начала хозяйственной деятельности. Сумма корпоративного подоходного налога с предприятия и сумма местной надбавки к нему рассчитывается на год. В течение года производятся авансовые квартальные платежи в срок не более 15 дней после конца квартала. В течение 5 месяцев после конца года подводится общий итог, избыточная часть выплаченного налога возвращается, недостающая часть доплачивается. Если налогоплательщик не выплатил сумму налога в установленный срок, то налоговые органы, помимо определения срока выплаты, взимают ежедневно пени в размере 0,2% невыплаченной суммы налога с первого дня задержки платежа.

В течение каждого квартала предприятия с иностранными инвестициями должны представлять в местные налоговые органы декларацию об авансовых платежах по подоходному налогу. В течение 4 месяцев после конца года они должны представить годовую декларацию об уплате подоходного налога, а также финансово-бухгалтерский баланс.

За нарушение правил регистрации в налоговых органах, задержку представления декларации об уплате налога, финансово-бухгалтерского баланса, непредставление информации о внутрифирменной системе финансового и бухгалтерского учета на предприятия с иностранными инвестициями может налагаться штраф в размере до 5 тыс.юаней, а при повторном нарушении аналогичного характера - до 10 тыс.юаней. При наличии отягчающих обстоятельств проводится расследование уголовной ответственности законных представителей предприятия или непосредственно ответственных лиц в соответствии со ст. 121 У головного кодекса КНР, предусматривающей наказание исправительными работами или тюремным заключением сроком до 3 лет. Возможность аналогичного наказания предусматривается и в случае злостного уклонения от уплаты налога.

Законодательство КНР предусматривает также, что при оплате (или получении оплаты) товаров и услуг деловые связи предприятий с иностранными инвестициями со связанными с ними предприятиями ("материнскими", "дочерними" и т.д.) должны осуществляться как связи между самостоятельными предприятиями. Если этот принцип не соблюдается и в отношениях между родственными предприятиями применяются так называемые трансфертные (сознательно завышенные или заниженные) цены, искусственно уменьшающие величину дохода, подлежащего налогообложению в КНР, то китайские налоговые органы имеют право провести "рациональное упорядочение".

В случае возникновения спорных вопросов между предприятием и налоговыми органами КНР по уплате подоходного налога, необходимо сначала уплатить налог в установленном порядке, а затем в течение 60 дней обратиться в вышестоящие налоговые органы либо в народный суд.

Лицо, прибывающее на проживание в КНР, должно пройти регистрацию в местном налоговом органе в течение 30 дней с момента въезда в Китай. Начисление личного подоходного налога производится по нижеследующим статьям дохода:

  • с заработной платы и жалованья - с каждого ежемесячного получения налог вносится с части, превышающей 800 юаней;
  • с доходов от гонораров, роялти , арендных платежей - с каждой полученной суммы, не превышающей 4 тыс. юаней с вычетом 800 юаней на расходы; в случае превышения 4 тыс.юаней после вычета 20% на расходы налог вносится с оставшейся суммы;
  • проценты, дивиденды, премии и другие виды доходов облагаются налогом с полной суммы, получаемой при каждом платеже.
Выплата личного подоходного налога осуществляется двумя способами:
  • самостоятельная выплата налога налогоплательщиком: производится в течение первых семи дней последующего месяца по личному заявлению о доходах, составляемому по стандартной форме Министерства финансов КНР;
  • зачет налога налогосборщиком (нанимающим предприятием или другим работодателем) при выплате заработной платы или вознаграждения за услуги; налоговые суммы, удерживаемые ежемесячно налогосборщиками, в течение первых семи дней последующего месяца вносятся в госбюджет.
И в первом, и во втором случае после совершения налогового платежа в налоговые органы направляется сводка об уплате налогов. После уплаты налога личные валютные доходы иностранных граждан, занятых на предприятиях с участием иностранного капитала, могут свободно переводиться за границу в размере до 50% полученных доходов. Для перевода большей суммы необходимо получить разрешение местного отделения ГУВК. При уклонении от налогообложения или противодействии ему налогоплательщики могут подвергаться штрафу в размере до пяти раз превышающем сумму налогового платежа.

3.5.Налогообложение международных операций. Законодательство КНР предусматривает налогообложение некоторых международных операций, связанных как с внешнеторговой, так и с инвестиционной деятельностью. В частности, предусматривается, что при закупке товаров на внешнем рынке китайский покупатель помимо таможенных пошлин уплачивает единый торгово-промышленный налог (для негосударственных предприятий) либо налог на добавленную стоимость (для предприятий госсектора). Кроме того, с целью ограничения ввоза ряда товаров, характеризующихся большим разрывом в уровне цен на международном рынке и внутреннем рынке КНР, взимается так называемый "импортный регулирующий налог'', выплачиваемый как государственными, так и негосударственными предприятиями-импортерами. 

Налог выплачивается по ставке от 20% до 80% стоимости ввозимой продукции при импорте мотоциклов, периферийного оборудования для ЭВМ, искусственных и синтетических волокон, автомобилей, электронных ламп, видеомагнитофонов, цветных телевизоров, калькуляторов и фотокопировального оборудования. В результате, по ряду товаров общие размеры всех видов импортного обложения являются, по сути дела. запретительными, достигая 195% (видеомагнитофоны) или даже 335,45% (автомобили).

Обложению налогом подлежат инвестиционные операции иностранных компаний без постоянных органов в КНР, связанные с приобретением акций китайских предприятий, предоставлением кредитов, передачей технологии, лизингом оборудования и т.д. Дивиденды, проценты, платежи роялти, арендная плата и другие виды законных доходов, получаемых этими компаниями на территории Китая, подлежат обложению подоходным налогом по 20%-и ставке. Однако некоторые виды доходов полностью или частично освобождаются от налогообложения. Так, доходы от процентных ставок по кредитам предоставляемым китайскому правительству и китайским государственным банкам международными финансовыми организациями, освобождаются от уплаты налога. Доходы от процентных ставок по кредитам, предоставляемым на льготных условиях иностранными банками китайским государственным банкам, также освобождаются от налогообложения. Доходы от платы за использование патентных прав в сфере научных исследований, развития энергетики, транспорта, растениеводства, животноводства и лесного хозяйства, а также в сфере развития важнейших технологий и предоставления специальной техники по решению налоговых ведомств Госсовета могут облагаться налогом по 10%-и ставке. При этом доходы, получаемые иностранным партнером при предоставлении китайской стороне передовой техники или льготных условии, могут полностью освобождаться от уплаты подоходного налога.

3.6. Международные соглашения в области налогообложения. Начиная с 1982 г. Китай подписал соглашения о предотвращении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов с 22 странами, включая Бельгию, Канаду, США, Японию, Великобританию, Германию. Францию, Италию, Данию, Финляндию, Нидерланды. Швецию. Норвегию и т.д. Принципы, на которых строятся эти соглашения, в основном соответствуют правилам, установившимся в общепринятой международной практике. Большинство международных налоговых соглашении КНР, по сути дела, представляют собой комбинацию положений, позаимствованных из типового соглашения ОЭСР, ориентирующегося в основном на отношения между промышленно развитыми странами, и типового соглашения, разработанного экспертами ООН главным образом для регулирования отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами.

В результате Китай присоединяется к общепринятой в международной практике интерпретации таких ключевых понятии, как "резидент", "постоянный орган", "совместное предпринимательство". "дивиденд", "процентная ставка", "платеж за передачу технологии", "не дискриминационный подход" и т.д. Вместе с тем, учитывая, что в различных странах применяются разные виды налогов, отдельные статьи в различных соглашениях могут в известной мере отличаться друг от друга.

Основные характерные черты международных соглашении КНР в области налогообложения заключаются в следующем:

  • соглашения, как правило, носят межправительственный характер и нуждаются в ратификации в соответствии с принятым в каждой стране порядком (в КНР ратификация осуществляется Госсоветом);
  • соглашения охватывают только различные виды налогов на доход а не распространяются на налоги с оборота;
  • соглашения определяют критерии, в соответствии с которыми деловая активность иностранных компаний в КНР приобретает характер действующего "постоянного органа" и тем самым подпадает под обложение корпоративным подоходным налогом. В некоторых случаях минимальный период деятельности таких постоянных органов иностранных компаний в Китае составляет 6 месяцев, в других случаях - 12 месяцев;
  • соглашения предусматривают снижение общей ставки налога, взимаемого в КНР с доходов от международных операции, с 20% до 10%, а в некоторых случаях - до 6-7 %;
  • граждане стран, подписавших с КНР соглашения о предотвращении двойного налогообложения. являются субъектами китайского личного подоходного налога только в том случае, если они находятся в Китае более 183 дней в течение налогового года.
Если положения соглашений по налоговым вопросам, заключенных китайским правительством с правительственными кругами других государств, отличаются от положений налогового законодательства КНР, приоритет отдается межправительственным соглашениям.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. Государственная политика привлечения иностранного капитала. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику осуществляется с 1979 г. и является одним из ключевых элементов современной стратегии экономического развития КНР. Приток иностранного капитала призван компенсировать нехватку национальных финансовых средств, отсталость отечественной техники и технологии и тем самым способствовать качественному повышению уровня развития производительных сил Китая. Большие надежды возлагаются и на использование передового опыта управления производством, усиление экспортной базы страны, стимулирование валютных поступлений.

В Конституцию КНР включена статья, определяющая правомочность иностранной предпринимательской деятельности в рамках национального законодательства, а также юридическую защищенность законных прав и интересов иностранных инвесторов в Китае. На основе этого конституционного положения в КНР принято более 400 законов и подзаконных актов по регулированию иностранного предпринимательства. подписано 24 международных соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций. Важная роль отведена так называемым специальным экономическим зонам, напоминающим распространенные во многих странах АТР "беспошлинные зоны", "зоны свободного предпринимательства", "экспортно-производственные зоны" и т.д. 

Подобно многим странам-реципиентам иностранного капитала, КНР стремится проводить гибкую политику в области привлечения иностранного капитала, сочетая поощрительные меры с мерами известного ограничения и контроля. Вместе с тем, в отличие от большинства соседних развивающихся стран, несмотря на осуществляемые в последнее десятилетие реформы, КНР все еще сохраняет преимущественно планово-распределительную систему хозяйства с сильной экономической ролью государства и стремлением к формированию главных народнохозяйственных пропорций на единой основе. В этой связи китайская сторона оставляет за собой право, исходя из национальных планов развития, определять приоритетные сферы и формы инвестиционного сотрудничества, регламентировать условия деятельности объектов с участием иностранного капитала, регулировать их отношения с китайскими партнерами и т.д.

В целях практической реализации требований китайской стороны к иностранным инвестициям в КНР принят разрешительный порядок помещения иностранного капитала, предусматривающий индивидуальный подход к рассмотрению и утверждению каждого инвестиционного проекта соответствующими государственными органами, образующими в своей совокупности многоярусную систему административного регулирования иностранного капитала на центральном и местном уровне.

Ключевым звеном этой системы выступает МВЭС и ВТ, которое уполномочено не только рассматривать и утверждать наиболее крупные проекты привлечения иностранных инвестиций, но и контролировать аналогичную деятельность других государственных органов. С одобрения МВЭС и ВТ отраслевым министерствам и местным органам власти также разрешено утверждать отдельные инвестиционные проекты при условии, что их создание и функционирование не должно выходить за рамки экономических ресурсов, выделенных правительством КНР для развития соответствующих отраслей и территориальных единиц. Имеющиеся различия касаются прежде всего предельных размеров инвестиций, разрешенных к утверждению на данном уровне управления. Так, если "потолок" капиталовложений в объекты производственного назначения, разрешенных к самостоятельному утверждению министерствами и ведомствами в подчинении Госсовета КНР, а также внутренними провинциями Китая равен 10 млн.долл., то в приморских провинциях, крупных городах и в специальных экономических зонах он поднят до 30 млн.долл., а властям провинций Гуандун и Фуцзянь, пользующихся особыми полномочиями в осуществлении открытой политики, с некоторыми дополнительными оговорками предоставлена возможность утверждать производственные проекты любого размера. Объекты сотрудничества в непроизводственной сфере независимо от размера инвестиций, как правило, утверждаются на отраслевом или местном уровне и не требуют одобрения МВЭС и ВТ. Текущий надзор за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями возложен на Государственное управление промышленно-торговой администрации.

Методы административного контроля дополняются активным использованием экономических стимулов и рычагов, затрагивающих многие важные вопросы функционирования предприятий иностранного капитала, включая налогообложение, передачу технологии, трудовые отношения, аренду земли и помещений, валютный и таможенный режим и т.д. При этом эволюция китайской политики привлечения иностранного капитала характеризуется все более четко проявляющимся переходом от установки на чисто количественное наращивание внешних ресурсов путем всесторонней либерализации инвестиционного климата к более сложной системе поощрения иностранных инвестиций, основанной прежде всего на учете их качественных характеристик. Начиная с 1986 г., специально стимулируются лишь наиболее приоритетные виды объектов, включая технически емкие и экс-порториентированные предприятия. Предпринимаются усилия для рационального регулирования территориальной структуры иностранных инвестиций, основанной на приоритетном развитии приморских районов при всемерном стимулировании их горизонтальных технико-экономических связей с внутренними провинциями.

При этом политика строго выборочного, целевого стимулирования определенных видов, форм и сфер совместного предпринимательства в последние годы сопровождается все большим приспособлением национального законодательства к общепринятой мировой практике. В результате Китаю удается не только поддерживать высокие объемы притока внешних инвестиционных ресурсов, но и обеспечивать все более точное приспособление их характера и структуры к потребностям национального экономического развития. В 1988-1990 гг. среднегодовые размеры использования иностранных инвестиций Китаем составили около 4 млрд.долл., более чем в 12 раз превысив стартовый уровень 1979-1980 гг. В 1990 г. Китай вышел на третье место среди развивающихся стран по объему привлечения прямых зарубежных инвестиций. 

4.2. Льготный режим для предприятий с иностранными инвестициями. На территории КНР иностранным предпринимателям разрешено в сотрудничестве с китайской стороной создавать смешанные предприятия в форме компаний с ограниченной ответственностью (СП); вкладывать средства путем предоставления лицензий, ноу-хау и прочих видов "невоплощенной технологии", используя различные формы не акционерных, контрактных форм сотрудничества: учреждать компании полного владения. Право отчуждения капиталовложений в СП признается при условии, что это делается в " общественных интересах". При этом законодательство КНР предусматривает соблюдение законных процедур и выплату соответствующей компенсации. В общем случае государство гарантирует объекты иностранного капитала от национализации или реквизиции.

Паевые взносы сторон в капитал СП могут вноситься как в денежной, так и в натурально-вещественной форме. Участие зарубежных ком-паньоков в капиталовложениях (на сумму не менее 25% разрешенного к выпуску акционерного капитала) выражается, как правило, в предоставлении инвалютных средств либо оборудования и технологии, которые должны быть современными и "отвечающими потребностям Китая". Китайские партнеры обычно передают СП производственные здания и сооружения, обеспечивают финансовые средства в национальной валюте, коммунальные услуги. Важным преимуществом китайской стороны выступает законодательно закрепленная возможность осуществить взнос путем предоставления СП права пользования земельным участком на период ее деятельности. 

Сроки соглашений о СП определяются по соглашению сторон и зависят от народнохозяйственного значения, капиталоемкости и предполагаемой рентабельности создаваемого объекта. На период действия инвестиционного соглашения объекты с участием иностранного капитала арендуют земельные участки, выделенные для них местными органами власти. Собственником земли остается КНР. Помимо платы за пользование землей, арендная плата включает так называемую плату за освоение, предусмотренную для возмещения издержек по ликвидации имеющихся на арендуемой территории сооружений и переселению с нее жителей, а также расходов китайской стороны на создание производственной инфраструктуры. Максимальные размеры годовой арендной платы достигают 150-190 юаней за 1 кв.м. Кроме того. законом предусмотрена возможность платной передачи зарубежным инвесторам на срок до 50-70 лет права пользования земельными участками для комплексного обустройства и развития с возможностью их последующей субаренды и залога.

В организации производственного процесса и ведении текущей хозяйственной деятельности предприятиям иностранного капитала предоставлена значительно большая самостоятельность. чем предприятиям государственного сектора. СП самостоятельно составляют и реализуют свои производственные программы. При этом они имеют право свободного выбора источников необходимых им оборудования, сырья и материалов- включая как внутренние ресурсы КНР. так и международный рынок. В случае закупок за рубежом компания представляет в МВЭС и ВТ годовой импортный план. после одобрения которого через каждые полгода обращается за импортными лицензиями. При закупках в КНР СП используют различные каналы поступления продукции, включая систему централизованного материально-технического снабжения, ведомственное и провинциальное снабжение (через подчиненность китайского партнера), а также ресурсы свободного рынка. СП обеспечиваются основными видами материально-технических ресурсов и коммунальными услугами на равных правах с государственными предприятиями. Исключение составляют драгоценные металлы, нефть, уголь, лесоматериалы, внутренние цены на которые значительно ниже цен международного рынка. Поэтому, используя указанные виды продукции при экспортном производстве. СП ведут расчеты по мировым ценам с оплатой в иностранной валюте или юанях КНР.

СП пользуются особыми правами в области найма и увольнения персонала, в вопросах заработной платы, социального обеспечения, охраны труда, трудовой дисциплины и т.д. Они могут самостоятельно нанимать персонал в районе своего местонахождения и в других городах Китая путем прямого найма на конкурсной основе. Работники СП, ставшие избыточными, могут быть уволены до истечения трудового договора с выплатой выходного пособия. Учитывая более высокий уровень интенсивности и производительности труда, размеры заработной платы китайских рабочих и служащих на СП в соответствии с законодательством КНР должны на 20-30% превышать заработную плату рабочих и служащих, занятых на расположенных в той же местности государственных предприятиях аналогичного профиля. Кроме того, СП производят выплаты в государственные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения, а также выплаты в фонды общественного потребления, в целях компенсации государственных дотаций на оплату жилья, медицинского обслуживания, образования и т.д. Размеры выплат определяются на основе нормативов для государственных предприятий.

Важным принципом работы СП является право свободного выбора форм и методов оплаты и стимулирования труда, что заметно усиливает экономический контроль иностранных инвесторов за трудовой и технической дисциплиной. С этой же целью разрешено применение широкого круга административных мер, включая штрафы и увольнения. При реализации своей продукции на внешнем рынке СП сами устанавливают цены на вывозимую продукцию. Экспортная продукция предприятий иностранного капитала, за исключением нефти, нефтепродуктов и ряда других специально оговоренных случаев, освобождается от единого торгово-промышленного налога. Часть продукции СП может реализовываться и внутри КНР по каналам централизованного планового распределения, через торговые организации либо непосредственно потребителям. Право преимущественного сбыта на внутреннем рынке имеют компании, продукция которых: 

  • является технологически емкой и остродефицитной в Китае;
  • способна заменить товары традиционного китайского импорта;
  • значительно превосходит аналогичные отечественные товары по качеству и ассортименту.
При установлении цены на импортзамещаюшую продукцию в качестве ориентира используется мировая цена аналогичных товаров, в иных случаях применяются государственные цены КНР с поправкой на более высокое качество. Все расчетные и иные отношения СП с покупателями и поставщиками в КНР осуществляются на договорной основе и регулируются китайским законодательством.

Правовое регулирование включает ряд льгот, поощряющих иностранные инвестиции в крупных размерах и на длительный срок. Так, если СП с объемом предусмотренных инвестиций до 3 млн.долл. имеют право на получение у государственных банков КНР кредита в размере не более 43% суммы вложений за счет собственных средств партнеров, то для объектов стоимостью 10-30 млн.долл. и более размеры кредита могут в 1,5-2 раза превышать собственные средства. Предусмотрено также, что при повторном помещении предприятием с иностранными инвестициями своей прибыли в КНР на срок не менее 5 лет с санкции Госсовета иностранному инвестору может быть возвращено 40% подоходного налога с суммы реинвестиции.

Важной льготой является и так называемый "налоговый кредит", означающий полное освобождение производственных предприятий с участием иностранного капитала от уплаты подоходного налога в течение первых двух лет прибыльной деятельности и выплату налога в половинном размере в течение последних трех лет. Условием получения этих льгот является помещение капитала в КНР на срок более 10 лет; предприятие должно возместить сумму подоходного налога, невыплаченную в связи с использованием "налогового кредита". Для предприятий с иностранными инвестициями в таких низкорентабельных отраслях, как сельское хозяйство. лесное хозяйство и животноводство, а также для компаний, создаваемых в труднодоступных и экономически слаборазвитых районах страны, по истечение периода указанных льгот с санкции налогового ведомства Госсовета может быть произведено снижение налога на 15-30% в последующие 10 лет.

Помимо всего этого, провинциальные власти наделены правом полного или частичного освобождения от местной надбавки к подоходному налогу тех предприятии, которые они относят к разряду наиболее приоритетных с точки зрения потребностей региональной экономики.

4.3. Льготы для экспорт ориентированных и технологически емких предприятий. Начиная с 1986 г., в соответствии с " Постановлением Госсовета КНР о поощрении иностранных инвестиций" осуществляется целевое стимулирование технологически емких и экспорт ориентированных объектов с участием иностранного капитала. При этом предусматривается применение следующих поощрительных мер:

  • освобождение от всех видов выплат в государственные фонды общественного потребления, за исключением выплат, компенсирующих государственные дотации китайским рабочим и служащим на оплату жилья;
  • уменьшение арендной платы за используемые земельные участки, кроме участков, расположенных в густонаселенных районах крупных городов. Установлено, что размеры годовой арендной платы не должны превышать 3 юаня за 1 кв.м в случае инфраструктурного обустройства участков самим предприятием иностранного капитала, и 20 юаней - в случае их обустройства за счет местных органов власти;
  • приоритетное обеспечение водой, электроэнергией, транспортными услугами и коммуникационным оборудованием;
  • предоставление налоговых льгот. Ставка подоходного налога с экспорт ориентированных предприятий снижается вдвое против обычного уровня. Для технологически емких объектов оговаривается возможность продления предусмотренного законом периода частичного (на 50%) освобождения от подоходного налога еще на 3 года. а также возврат 100% платежей с части прибыли, реинвестируемой в Китае на срок не менее 5 лет; 
  • приоритетный доступ к национальным финансовым ресурсам в форме первоочередного получения краткосрочных и среднесрочных кредитов банков КНР на формирование основных и оборотных фондов.
Право на эти льготы предоставляется и ежегодно подтверждается МВЭС и ВТ либо местными комитетами ВЭС и ВТ на строго индивидуальной основе. При этом экспорт ориентированным может считаться предприятие, экспортирующее свыше 70% годового объема продукции. Технологически емкие предприятия должны обладать передовой технологией, предоставленной иностранным вкладчиком, вырабатывающим новую продукцию, повышающим ее качество для увеличения экспорта или замены импорта.

Помимо этого, к числу предоставляемых льгот следует отнести и предусматриваемую законодательством КНР возможность ускоренной амортизации основных фондов предприятии с участием иностранного капитала. Для большинства видов установленного на них промышленного оборудования минимальная норма амортизации определена в 10%, для электронного оборудования и транспортных средств - 20%, в отдельных случаях допускается еще более высокая норма амортизации. Позволяя проводить определенную часть прибыли предприятий иностранного капитала через амортизационный фонд, это тем самым освобождает ее от платы налога, чем основательнее и сложнее техническая оснащенность предприятия, созданного с участием иностранного капитала.

4.4. Специальные экономические зоны. Важной особенностью инвестиционного климата в КНР является формирование многоярусной системы районов льготного инвестирования. Огромные масштабы страны при низком общем уровне экономического развития не позволяют повсеместно обеспечить необходимые условия для эффективной деятельности иностранных инвесторов и вынуждают руководство КНР поэтапно привлекать иностранный капитал, постепенно продвигаясь от более развитой прибрежной полосы к внутренним районам. Гибкая налоговая политика в сочетании с другими (валютными, таможенными и т.д.) рычагами используется китайской стороной для создания в рамках специально выделенных территорий различных типов преференциального режима помещения иностранного капитала. Наиболее полный набор инвестиционных льгот предусматривается на территории специальных экономических зон (СЭЗ), при выборе которых учитываются такие факторы, как близость к морским торговым путям, благоприятные при родно-климатические условия, а также наличие большого числа лиц, поддерживающих родственные отношения с зарубежными китайцами - потенциальными вкладчиками капитала. В настоящее время действует 5 СЭЗ (Шеньчжень. Шаньтоу, Чжухай. Сямынь и о. Хайнань). расположенные в приморской зоне на юге Китая. 

Экономические льготы, предоставляемые в СЭЗ зарубежным инвесторам, обеспечивает выигрышным перепад в льготности местного инвестиционного режима по сравнению как с внутренними районами КНР, так и с близлежащим Гонконгом. В частности, в СЭЗ предусмотрено снижение ставки корпоративного подоходного налога до 15% (против 30% в других районах КНР и 18,5% в Гонконге). Подоходный налог для экспорт ориентированных предприятий снижен до 10%. 

Размеры арендной платы за землю колеблются в широких пределах, поощряя создание технологически емких промышленных предприятий, а также объектов науки. Кроме того. технологически емкие предприятия полностью освобождаются от арендной платы в первые 5 лет работы и вносят ее в половинном размере в последующие пять лет. Размеры годовой арендной платы за землю в СЭЗ в 5-7 раз ниже. чем в основных промышленных центрах Китая и в 10 с лишним раз ниже, чем в Гонконге. Аналогичным образом определяются условия расчета за энерго- и водоснабжение, транспорт и прочие элементы производственной инфраструктуры в СЭЗ.

Для поощрения притока иностранных инвестиций в СЭЗ разрешена деятельность иностранных банковских учреждений, а также совместных китайско-иностранных банков, деловая активность которых охватывает прием вкладов, предоставление кредитов и осуществление капиталовложений в национальной и иностранной валютах, перевод иностранной валюты в зоны и из них, расчетное обслуживание внешней торговли и т.д. Деятельность иностранных банков ведется под контролем местного отделения Народного Банка Китая и обеспечивает до 40% притока иностранных инвестиции.

Предприятия иностранного капитала в СЭЗ освобождены от уплаты таможенных пошлин за производственное оборудование, сырье, запчасти и транспортные средства, импортируемые для собственных нужд- Кроме того, для предприятий иностранного капитала отменены таможенные пошлины на импорт основной массы потребительских товаров. Для поощрения реэкспортных операций, связанных с поручительской сборкой и переработкой, а некоторых СЭЗ (в частности, в Шеньчжеяе) выделены так называемые бондовые промышленные районы. Экспортные товары, произведенные в СЭЗ (за исключением тех, вывоз которых подлежит количественному ограничению), также освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Вместе с тем при сбыте продукции СЭЗ на внутреннем рынке КНР покупатель уплачивает импортную пошлину. 

Важным элементом инвестиционного режима в СЭЗ является и упрощенный порядок оформления въезда и выезда из КНР, призванный облегчить деловые контакты с заграницей, а также способствовать широкому использованию в зонах иностранного технического и управленческого персонала. Наконец, в интересах создания благоприятной экономической среды для иностранного капитала на территории СЭЗ по сравнению с другими районами Китая осуществляются более глубокие, комплексные и целенаправленные рыночные преобразования хозяйственной системы. Ослабление государственного контроля и централизованного регулирования местной экономики сопровождается возникновением и стимулированием таких элементов рыночного механизма, как рынок иностранной валюты, рынок средств производства, рынок трудовых услуг и т.д. В целом, по оценке экспертов ОЭСР инвестиционный климат СЭЗ примерно на 70% отвечает общим требованиям международных инвесторов, в то время как во внутренних районах КНР этот показатель не превышаает 50%. 

Сходный с СЭЗ инвестиционный режим обеспечивается на территории зон технико-экономического развития (ЗТЭР). создаваемых вблизи 14 открытых приморских городов. Главное различие заключается в установленном здесь несколько более жестком таможенном режиме, а также в том. что в ЗТЭР льготы и стимулы СЭЗ распространяются только на объекты производственной сферы. Далее по степени льготности инвестиционного режима расположены так называемые старые городские районы открытых приморских городов, а также так называемые открытые экономические районы, выделенные в дельтах рек Янцзы, Чжуцзян. на юге пров. фуц-зянь, а также на территории полуострова Ляодун и Шаньдун. Здесь наблюдается дальнейшее ужесточение инвестиционного климата (повышение ставки корпоративного подоходного налога до 24% и т.д.), который, тем не менее, остается более льготным, чем во внутренних районах страны. В результате на территории СЭЗ и других районов льготного внешнего инвестирования реализуется около 45 % зарубежного предпринимательского капитала, помещаемого в народное хозяйство КНР.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]