Обозреватель - Observer
Экономика

Российские экономические реформы:

на пороге структурных изменений
(по материалам Доклада Всемирного банка развития и реконструкции)

Основные направления проводимых в России реформ следующие: 

  • финансовая стабилизация, основанная на резком сокращении фискального дефицита;
  • ускорение реформы предприятий, включая их интенсивную приватизацию;
  • принятие комплекса мер по защите населения от роста цен и других неминуемых последствии реформы;
  • мобилизация внешних финансовых ресурсов ( порядка 20 млрд. долл. в год) для поддержки реформы;
  • быстрейшее проведение реформ в нефте-и газодобывающих отраслях, а также в области продовольственного снабжения (для предотвращения дальнейшего спада производства).
Кризис начался после принятия в 1988 г. Закона о государственном предприятии, который при своеобразной трактовке на местах был успешно использован для увеличения заработной платы (без увеличения объема производства) и роста других "мягких" выплат, что привело к накоплению денег у населения. После отмены ограничений в отношении внешних займов стали возникать проблемы погашения задолженности, которой в СССР ранее не существовало.

Большие сложности возникли в связи с изменением юрисдикции отдельных территорий: бывшие республики и другие территориальные единицы перестали регулярно отчислять средства в союзный бюджет. В результате этого общий фискальный дефицит резко возрос к концу 1991 г. и составил 26% ВНП (а по России-31%).

Распад СЭВ и нарушение межреспубликанских связей привели к тому, что импорт России их других стран (в основном членов СЭВ" сократился на 46 %, а по некоторым товарным позициям (машины, хлопок" - на 50%. Отрицательную роль сыграл полный разрыв традиционных связей, которые ранее были довольно крепкими и поддерживались часто неэкономическими методами. Развитию кризиса способствовало и ослабление производственной дисциплины, дисциплины поставок, повсеместный переход на бартерные связи. В результате падение объема производства на 17% в 1990 и 1991 гг. и на 25% в 1992 г.

С учетом резкого ухудшения макроэкономической ситуации Российское правительство приступило к амбициозной программе стабилизации, в основе которой лежит либерализация цен (80% оптовых и 90% розничных) со 2 января 1992 г. Остальные розничные цены были либерализованы 7 марта 1992 года. В результате этого в первые два месяца 1992 г. оптовые цены возросли в девять раз. а розничные цены увеличились в первые три месяца в шесть раз. В течение года рост цен происходил исключительно высокими темпами (инфляция оценивается в 220%.)

В условиях отсутствия финансового механизма и неупорядоченности норм амортизационных отчислений началось накопление запасов сырья. материалов и продукции у предприятий. Резко возросла взаимная задолженность предприятий: с 39 млрд. рублей в начале года до 2,5 - 3,0 триллионов рублей в июле. К тому же появился дефицит наличности, который привел к резкому спаду расходов населения, несмотря на значительный потребительский спрос. Следует отметить и структурную неподвижность российской промышленности, огромное кваз и монопольное воздействие и стремление сохранить фиксированные цены, несмотря на неблагоприятную обстановку.

Фискальная политика характеризовалась крайней жесткостью, за исключением значительного импортного субсидирования (продажа валюты предприятиям по необыкновенно заниженному курсу: 1,7 рубля за доллар при среднем уровне 155 рублей за доллар). Скрытое импортное субсидирование составило в первом полугодии 1992 г. 25% ВНП, что вызвало общий дефицита размере 19% ВНП.

В стране появились многочисленные коммерческие банки, которые зачастую руководствуются только своими узкими интересами, поскольку они финансируются предприятиями, получившими полною самостоятельность, и это создает серьезные трудности для Центрального банка. В связи с этим было бы легкомысленно полагаться на монетарную политику Центрального банка как на средство стабилизации.

В первом полугодии 1992 г. особый упор был сделан на макроэкономическую стабилизацию. Началась работа по проведению системных реформ (приватизация государственных предприятий. реформы финансового сектора, программы социальной зашиты населения, реформы в области внешнеэкономической деятельности).

В июне правительство представило на рассмотрение Верховного Совета среднесрочную программу макроэкономической стабилизации - Несмотря на резкие изменения в экономике в первом полугодии 1992 г.. спад потребления остался под общественным и политическим контролем. Быстрый рост цен не привел к инфляции значительной части компенсационных мер (квартирная плата и. другие визы дотаций), Уровень реальной заработной платы после резкого спада в январе 1992 г. возвратился к ровню 1987 г. Несмотря на значительное снижение объема производства в 1991 г.. занятость снизилась только на 1 %, что привело скорее к снижению производительности труда, а не к безработице. И все же. хотя эти факторы и означают. что население в целом реагировало на первую фазу реформы с исключительным терпением. возможности дальнейшего безболезненного проведения реформы значительно сократились. На следующей фазе реформы придется производить изменения в структуре рабочей силы. что неминуемо должно привести к значительному увеличению безработицы. На рисунке представлены макроэкономические показатели за 1987 - 1991 гг. Для того. чтобы объективно оценить реальность и возможность осуществления среднесрочной программы, предложенной правительством. 

Всемирный Банк развития и реконструкции считает, что падение производства в России не является следствием перехода к рыночной экономике, поскольку оно произошло еще до либерализации цен. В России это было вызвано нарушением материально - технического снабжения и недостаточностью капитальных вложений.

Координационные меры правительства по предотвращению снижения объема производства были безуспешны. При ранее существовавших условиях органы государственного управления (прежде всего, отраслевые министерства) отвечали за выделение фондов и других средств, необходимых для выполнения планов, и являлись координаторами производства. Политическая сумятица 1991 г. показала предприятиям, что роль государства становится все менее очевидной, в связи с чем все большее внимание стало уделяться бартерным сделкам на двусторонней основе. Это привело к увеличению себестоимости производства, уменьшению информационных возможностей. Прямым следствием было резкое сокращение капитальных вложений и не заинтересованность предприятий в развитии производства.

Ухудшилось внешнеэкономическое положение: оборвались связи с бывшими странами - членами СЭВа и бывшими республиками Союза. Переход на расчеты в твердой валюте стал новым ударом для многих предприятий; запасы валюты были невелики, что привело к хаосу на рынке. начали увеличиваться размеры неплатежей и задолженности, что способствовало резкому сокращению кредитов со стороны коммерческих банков. По имеющимся сведениям Госкомстата России можно судить, что экспорт снизился на 29 %, а импорт - на 46%. Это грозит серьезными последствиями для производственной структуры.

При оценке предварительных итогов первого этапа реформы можно отметить следующее: несмотря на определенные успехи, которых удалось добиться в начале года после либерализации цен. дальнейшее развитие мало предсказуемо. Либерализация цен привела, прежде всего, к значительной инфляции, резкому снижению спроса и дальнейшему снижению производства. которое оценивается Госкомстатом России за январь - октябрь 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. по некоторым видам продукции следующим образом (%): 

Топливно - энергетический комплекс - 25
Металлургический комплекс - 27
Машиностроительный комплекс - 56
Химико - лесной комплекс - 34
Легкая промышленность - 38
АПК (цельномолочная продукция) - 52

Безусловным достижением первого этапа реформ Всемирный Банк развития и реконструкции считает увеличение предпринимательской инициативы и рост частного сектора. При этом государственные предприятия отстают в перестройке своей деятельности и не готовы к структурной перестройке, столь необходимой в условиях перехода к рыночной экономике. Это все было предсказуемо, поэтому, несмотря на явные проблемы, реформа пока что имеет шансы на успех. При этом следует отметить, что ожидания быстрых и крупных успехов в этой области были очень преувеличены. Если удастся реализовать мероприятия, заложенные в среднесрочную программу правительства, то процесс вхождения в мировое экономическое сообщество имеет шанс на успех, однако в целом перспективы успешного осуществления этой программы неопределенны, экономическое положение до конца 1992 г. весьма неустойчиво. Инфляция будет продолжаться при дальнейшем спаде производства. 

Придется столкнуться с большими трудностями при проведении структурной реформы, сводящейся к следующим шагам:

  • возрождение потенциала топливно - энергетического комплекса и сельского хозяйства;
  • соответствующая структурная перестройка в промышленности на основе приватизации, конверсии ВПК;
  • реформа финансового сектора;
  • восстановление и расширение инфраструктуры;
  • усиление социальной защиты.
При этом следует иметь в виду, что важнейшим элементом реформы является разработка гигантских природных ресурсов России, что позволит восстановить свои позиция на внешнем рынке и предоставит средства, необходимые для перестройки других секторов экономики. 

В то же время расширение добычи нефти и ее экспорт зависят от объема импорта различного оборудования, машин и материалов в течение длительного периода времени. В связи с этим возникает необходимость разработки соответствующих законоположении и поощрительного механизма для привлечения иностранного капитала, при этом должны быть созданы условия для импорта и зарубежной технологии.

Наиболее сложным элементом структурной перестройки промышленности является вопрос о рентабельности и эффективности производства. Все это зависит от степени развития банковской системы, законодательной базы. приватизации и взаимоотношении между банками и предприятиями 1с целью контроля за финансированием убыточных предприятии). 

В то же время у Центрального банка нет ни прав. ни персонала для того, чтобы развернуть эту работу Поэтому лучше всего сосредоточить основные усилия на реализации ближайших задач в условиях реформы промышленности, которые сводятся к следующему: 

  • улучшение системы платежей как внутри России, так и с другими странами;
  • развитие отлаженного фондового рынка, межбанковского обмена и валютных операций; 
  • либерализация процентных ставок и снижение налогового бремени на финансовые посреднические операции в целях роста вкладов;
  • поощрение таких банковских структур, которые могут действовать с соблюдением международных стандартов и готовы оказывать высококвалифицированные финансовые услуги (вместо целого ряда финансовых посредников, которые либо не могут, либо не хотят соблюдать эти требования).
Для развития частного сектора потребуются новые капитальные вложения в инфраструктуру, в особенности транспорт (дорожная сеть и портовое хозяйство), телекоммуникации, систему энергоснабжения, торговлю, муниципальную инфраструктуру, мероприятия по охране окружающей среды - в большинстве случаев все эти виды обслуживания либо безнадежно устарели. либо поставлены в критическое финансовое положение. Для рационализации или восстановления инфраструктуры необходимы крупные капитальные вложения. Наряду с получением экспортного кредита или средств международных организации необходимо осваивать внутренние ресурсы.

Прогноз экономической ситуации показывает неизбежность дальнейшего спада производства по мере реализации структурной перестройки промышленности. Это связано с длительным процессом превращения гигантских государственных предприятий в различные формы приватизированной собственности. Даже в случае резкого усиления роли частного сектора спад производства в секторе государственных предприятий неизбежен.

Продолжающаяся дезинтеграция экономики и нарушение торговых связей, по прогнозу, могут привести к снижению производства до 20% в 1992 г по сравнению с 1991 г. и еще на 5 - 10% или более в 1993 г. В целом спад производства за период с 1989 г. составит 30 - 40%. 

Если до сих пор спад вызывался, в основном, недостатками материально - технического снабжения, то в дальнейшем, по-видимому, прибавится и фактор спроса. Поэтому основная задача заключается в расширении рынка сбыта для российских товаров и устранении узких мест в снабжении.

В качестве первоочередных задач в области сельского хозяйства в докладе называются изменение юридической формы собственности (изменение институциональной структуры). введение стимулов для эффективного сельскохозяйственного производства. Успех структурных реформ будет зависеть от того, удастся ли предотвратить дальнейшее снижение производства за счет изменения налоговой политики.

Относительно уровня безработицы высказывается предположение, что она составит около 6% рабочей силы (6 млн. человек). Для предотвращения негативных последствий необходимы ускоренная приватизация мелких предприятий, а также крупные капитальные вложения в инфраструктуру, в особенности в системе транспорта, в телекоммуникации и муниципальные службы, которые быстро будут устаревать по мере создания рыночных условий. Это потребует значительной зарубежной помощи.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]