Обозреватель - Observer
Экономика

ОПЫТ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗОРУЖЕНИЯ НА ЗАПАДЕ

Конверсия

Т.А. Мазаева

Одной из наиболее сложных национальных экономических проблем, сопровождающих разоружение, является конверсия военного производства. Практически любая крупная зарубежная военно-промышленная компания довольно часто сталкивается с необходимостью свертывания производственных мощностей. Экономическая конверсия, т.е. прямое перепрофилирование производственных мощностей и трудовых ресурсов на выпуск вместо военной продукции гражданской, представляет собой один из вариантов практических действий военно-промышленной компании при неполучении военных заказов.

Какие же факторы обычно определяют успех проведения конверсии на зарубежном предприятии? Фирмы, осуществившие конверсию, обычно выделяют следующие факторы:

  • заинтересованность и личное участие руководства фирмы в проведении конверсионных мероприятий; 
  • возможность адаптации имеющихся на предприятии военных технологий к их использованию для производства коммерческой продукции;
  • разработку эффективной стратегии маркетинга, которая облегчала бы внедрение на новые рынки и помогала бы диверсифицировать производство;
  • присоединение к предприятию таких филиалов или наем такого персонала, которые бы обладали опытом работы на рынке и 
  • специализировались бы на вопросах ценообразования, организации массового производства, маркетинга; настойчивость в достижении целей кон версии при условии учета ошибок прошлого.
Процесс конверсии производства, как правило, проходит в несколько этапов. На первом этапе, который можно охарактеризовать как подготовительный, обычно проводится обоснование теоретической возможности конверсии на данном предприятии. Оно включает в себя поиск групп товаров, производство которых могло бы осуществляться с применением имеющихся на предприятии технологий. Если находятся технологии, которые можно использовать в процессе производства нового товара на данном предприятии без внесения серьезных изменений в производственный цикл, то такое предприятие может стать идеальным для проведения конверсии.

На втором этапе выявляется технический уровень и срок эксплуатации производственного оборудования. Чем оно новее и совершеннее, тем успешнее может быть конверсия. На третьем этапе определяется соответствие профессионального состава и квалификации работающего на предприятии производственного и научно-технического персонала задачам изменения или обновления номенклатуры производимой продукции. На следующих этапах конверсии производства формируется программа маркетинга и система мер, направленных на стимулирование поиска рынков сбыта новой продукции предприятия. Затем осуществляется непосредственный переход производства на ее выпуск.

Следует отметить особую значимость скрупулезного планирования этого процесса и целесообразность постоянного поиска вероятных сфер альтернативного невоенного применения технологий. созданных по военным заказам, в целях постоянной диверсификации производства. Объективные технологические и экономические трудности прямого переключения военного производства на гражданские нужды побуждают фирмы осуществлять если уж не полную конверсию, то, по крайней мере, диверсификацию производства, поскольку далеко не во всех отраслях современного гражданского производства удается сформировать спрос на продукцию, ранее выпускавшуюся по военным заказам. Таким образом, в практической деятельности промышленных компаний, оказавшихся перед проблемой спада военного производства, конверсия нередко подменяется диверсификацией производства или диверсификацией рынков промышленной продукции, на которые прежде ориентировалась данная фирма, а также переходом на новую номенклатуру военной продукции.

Способы и методы диверсификации производства разнообразны. Для военно-промышленных фирм наиболее успешной является диверсификация производства, достигаемая путем приобретения и присоединения к предприятию производств, ориентирующихся на выпуск коммерческой продукции, или адаптация конверсируемого предприятия к выпуску альтернативной продукции путем продажи его быстрорастущей фирме, хорошо осведомленной об имеющихся нишах на рынке профилирующих для фирмы товаров и потому способной быстро провести обновление номенклатуры продукции.

Мероприятия по диверсификации производства нередко завершаются и неудачами. Это связано с тем, что возникают проблемы, преодолеть которые фирме, длительное время функционировавшей в льготных условиях на государственном рынке военной продукции, не всегда возможно. Этим компаниям свойственны ожидание заказов на разработку и производство военной техники, привычка подстраивать технологические процессы под заранее разработанные заказчиками спецификации. Им не в полной мере знакома и привычна спецификация рынков коммерческой продукции, у них отсутствуют навыки преодоления рыночной неопределенности и формирования собственными усилиями спроса на свою продукцию. Недооценка условий и правил конкуренции нередко приводит к выпуску на рынок изделия, не подвергшегося всесторонним испытаниям.

Несмотря на разочарования, подстерегающие, как показал опыт прошлых лет, военно-промышленные фирмы на пути конверсии и диверсификации военного производства, американские деловые круги тем не менее отказались от идеи привлечения государства к регулированию этого процесса. В Конгрессе США в 1990 г. провалилась очередная, четвертая попытка разработать и принять закон о конверсии и экономическом приспособлении. Аргументы противников предлагаемых законопроектов сводились к утверждению того, что традиционные рыночные регуляторы в состоянии создать фирмам, свертывающим военное производство, достаточно благоприятный климат для изменения и обновления номенклатуры производимой продукции. Прямое же управление государства с помощью вновь принятых законов процессом конверсии, по их мнению, не может свестись ни к чему иному, как принуждению частных фирм использовать для гражданских нужд производственные мощности их военных филиалов независимо от экономический эффективности результатов такой конверсии. В кругах предпринимателей утвердилось мнение о том, что благотворным может быть лишь косвенное вмешательство государства в процесс диверсификации производства путем предоставления промышленным фирмам таких льгот, как налоговые скидки на инвестиции в научно-исследовательские работы.

Высвобождение значительного количества трудовых ресурсов представляет собой другую сложнейшую экономическую и социальную проблему, вытекающую из свертывания военного производства. Специальных мер оказания социально-экономической помощи уволенным с военных предприятий немного. Наличие отработанных способов регулирования процесса сокращения численности занятых и оказания им социальной поддержки, как показали события последнего времени, пока позволяло справляться с трудностями, связанными с сокращениями в военной промышленности и в вооруженных силах. Проблемы трудоустройства рабочих, служащих, научно-технического персонала решаются усилиями различных государственных структур, местных органов власти и частных предпринимателей. Эти три субъекта хозяйственной жизни, пожалуй, в равной степени заинтересованы в смягчении остроты проблем безработицы в современных условиях. Каждый из них самостоятельно формирует, финансирует и реализует многочисленные программы организации трудоустройства и переобучения. Однако достаточно часто они действуют совместно, кооперируясь в целях достижения наилучших результатов.

На протяжении ряда десятилетий в развитых зарубежных странах разрабатывались и активно использовались эффективные и в психологическом плане менее болезненные меры регулирования занятости через совершенствование трудовых правоотношений. Еще в 50-70-е годы практически во всех развитых зарубежных странах были разработаны и приняты специальные государственные законы или установлены на предпринимательском уровне на основе прецедентов процедуры коллективных увольнений, явившиеся неплохим средством профилактики социальных конфликтов. Принятые законы и сложившаяся практика допускают и легализуют коллективные увольнения по экономическим, техническим или организационным мотивам. Они отдают на усмотрение предпринимателя решение вопроса об увольнениях, однако вместе с тем оговаривают четкий порядок коллективных увольнений, вводят обязательность определенных форм государственного контроля и мер по упорядочению и смягчению последствий увольнений для работников.

К наиболее важным, общим для ряда зарубежных стран положениям, касающимся порядка коллективных увольнений, относятся:

  • предупреждение профсоюза или органа представительства коллектива предприятия об увольнении и получение его формального согласия. Срок предупреждения варьируется от 1-2 до 4-16 недель. В США владельцы предприятий с численностью персонала, превышающей 100 человек, обязаны уведомлять профсоюзы о предстоящем увольнении или закрытии предприятия за 60 дней;
  • проведение переговоров с органом рабочего представительства о возможностях уменьшения размеров увольнений и смягчения их последствий для работников;
  • определение критериев очередности увольнений (учет трудового стажа, семейного положения и т.п.). В США, например, выбор работников, подлежащих увольнению, проводится по методу "бам-пинга": составляется своего рода цепочка, когда работник, имеющий больший стаж работы, вытесняет работника с меньшим трудовым стажем;
  • закрепление за предпринимателями обязанности предоставлять увольняемым работникам специальные денежные компенсации или содействовать выплате пособий из государственного фонда;
  • сохранение за увольняемыми работниками в течение определенного срока (от трех месяцев до двух лет) преимущественных прав на восстановление на прежнем месте работы.
Стремление предотвратить социальные катаклизмы, настойчивые требования профсоюзов и самих работников о социальной поддержке, боязнь предпринимателей потерять свой престиж побудили органы государственной власти и деловые круги проявить значительную активность в разработке и внедрении мер социальной зашиты персонала в случае сокращения занятости. Американские предприниматели в 1983 г. учредили Национальный центр профессионального приспособления, деятельность которого сводится к сбору информации и разработке практических мер по преодолению социально-экономических последствий закрытия предприятий. На некоторых американских фирмах разработана процедура свертывания производств и сокращения численности занятых, которая включает такие меры, как заблаговременная разработка программ сокращения численности занятых: оказание организационно-технической и финансовой помощи со стороны специальных внутри корпоративных центров, управляемых совместно профсоюзами и предпринимателями и занимающихся вопросами переподготовки рабочей силы; налаживание кооперационных связей с государственными службами и агентствами соответствующего профиля деятельности.

В различных странах мира успешно применяются специфические меры, позволяющие сглаживать негативные социально-психологические и экономические последствия решений о сокращении количества рабочих мест. Достигнут определенный успех в обеспечении гибкости и динамизма условий трудового договора между нанимателями и наемным персоналом: введены "атипичные формы занятости", найдены возможности чередования работы и вынужденного неоплачиваемого отпуска, другие формы флек-сибилизации рабочего времени.

В США, например, в случае необходимости увольнений нередко используются метод "дележа работ", т.е. перевод части работников на режим неполного рабочего времени; создание резервных групп работников, которым гарантируется в течение одного года прежний заработок при условии выполнения ими различного рода временных работ, не связанных с их основными функциями (благоустройство территории, например), и профессиональной переподготовки. Если по истечении года не предоставляется возможность восстановить работников в прежних должностях, они могут быть оставлены на их фактических рабочих местах, где им выплачивается соответствующая этим функциям заработная плата. Практикуется временное увольнение на срок до одного года в связи с отсутствием работы, при котором работникам не выплачивается заработная плата, но они остаются в штате предприятия, за ними сохраняются трудовой стаж, право на получение пособия по социальному страхованию и право на восстановление на работе в случае расширения производства на данном предприятии.

В таких странах, как Германия. Швеция, Нидерланды, получили распространение "коллективные договоры о рационализации", которые предусматривают меры по переобучению работников, переводу на нижеоплачиваемую должность при сохранении на некоторое время прежней заработной платы, а также стимулирование "добровольного" увольнения путем увеличения выходного пособия и досрочного выхода на пенсию.

Во Франции для сглаживания процедуры коллективных увольнений в ряде случаев используются "отпуска для переквалификации",т.е. временное прерывание работы в целях прохождения курса профессиональной переподготовки с получением работником пособия в размере не менее 65% ставки заработной платы (за счет средств предприятий и государств) и оказанием ему в дальнейшем помощи в поиске новой работы.

Японские предприниматели нередко переводят часть персонала, оказавшегося избыточным, на работу в филиалы данной корпорации с последующим восстановлением на прежнем месте работы, выплачивают денежные компенсации в течение одного года рабочим, согласившимся на досрочный выход на пенсию, а также уволенным рабочим, чей возраст далек от пенсионного. Японские законы обязывают правительство в этом случае покрывать до половины выплат по безработице крупных фирм и до двух третей выплат мелких фирм. В различных развитых странах уже на протяжении многих десятилетий существуют и постоянно совершенствуются государственные программы помощи лицам, лишившимся работы. Важнейший их раздел составляют программы оказания финансовой помощи. Она направляется в основном по двум главным каналам, первый из которых - страхование по безработице - широко известен и вряд ли нуждается в дополнительных комментариях. Второй канал - целевая государственная финансовая помощь, которая предоставляется в рамках программ поддержки отраслей промышленности и регионов, испытывающих спад хозяйственной деятельности.

Наиболее характерный в этой связи пример -действующий в Японии закон об отраслях промышленности, находящихся в состоянии спада деловой активности, который содержит как положения, регулирующие организационные проблемы коллективных увольнении рабочих и служащих, так и положения, затрагивающие чисто экономические аспекты оказания социальной помощи работникам и финансовой помощи предпринимателям, оказавшимся в неблагоприятных условиях. Поскольку в Японии крупная промышленная корпорация рассматривается прежде всего как социальное учреждение, одним из основополагающих принципов организации которого является пожизненная занятость постоянных рабочих и служащих, то все социально-экономические проблемы, которые данное учреждение испытывает, обычно находятся под пристальным вниманием органов государственной власти.

Поддержка предпринимателей осуществляется путем предоставления налоговых скидок на свертываемые производственные мощности, введения специальных тарифных схем для облегчения платежей по займам или освобождения от тарифов. Другие государственные законодательные акты Японии, в частности закон о переключении малого бизнеса, предполагают выдачу фирмам, испытывающим экономические трудности, субсидированных займов, кредитов на переподготовку специалистов в целях оказания помощи в переключении фирм на новую структуру производства.

Для японской экономической модели характерна протекционистская политика в отношении предприятий, оказавшихся на грани банкротства. В этой связи коммерческие банки нередко соглашаются выдавать гарантии на займы данной компании у других кредиторов в течение 5 лет вплоть до восстановления компанией прежних объемов и рентабельности производства; временно прекращают взимание платежей по займам с компаний, испытывающих трудности вследствие кризисных явлений, а также дают им дополнительные кредиты в целях недопущения банкротства.

Программы приспособления - вторая категория государственных программ - предполагают оказание помощи в организации найма на новые рабочие места, проведении переподготовки, перемещении уволенных в другие регионы страны. где есть потребность в трудовых ресурсах. В отличие от программ оказания финансовой помощи, существующих с 30-х годов, программы приспособления впервые появились в практике, например американских органов управления. лишь в середине 60-х годов, в том числе в связи со спадом в военной промышленности и безработицей в ней, последовавшими после бума производства ракетно-космической техники. К ним относятся целевые федеральные программы, а также программы штатов (графств, муниципалитетов), как, например: технологической мобилизации и обеспечения занятости: помощи квалифицированным рабочим; помощи мелким фирмам, работающим при неполной загрузке производственных мощностей; общенациональная программа министерства труда по оказанию помощи перемещаемым рабочим и специальная программа министерства торговли по экономическому развитию и оказанию помощи в приспособлении. Все эти и подобные им программы, как правило, имеют узкую отраслевую или региональную направленность и предусматривают: организацию специальных служб (на предприятиях, в регионах), в функции которых входит поиск новых рабочих мест, составление обзоров возможностей получить работу по определенному набору специальностей, регистрация уволенных по профессиям и квалификации, консультирование их по поводу дальнейшей трудовой деятельности: организацию переобучения рабочих и специалистов в целях их переориентации на другие специальности или повышения квалификации: оказание финансовой и организационной помощи в связи с необходимостью поиска работы для уволенного персонала вне территории данного штата, перемещением рабочих и служащих в другие регионы, включая выдачу субсидий вплоть до момента получения первой заработной платы на новом месте работы.

К началу 80-х годов в США государственные управленческие структуры, деловые круги, представители органов местного управления пришли к пониманию необходимости кооперирования и координации усилий в области организации трудоустройства и переобучения так называемых "перемещаемых" рабочих и служащих, т.е. тех, кто потерял работу в связи со структурными изменениями в экономике, в том числе в военном ее секторе, переходом и новым трудосберегающим технологиям. Обеспокоенность властных структур разобщенностью усилии общества в решении проблем трудоустройства нашла свое логическое завершение в принятии в 1982 г. закона о совместном участии в профессиональной подготовке.

Этот закон положил начало переходу от этапа разработки и формирования фрагментарных программ помощи лицам, лишившимся работы. существовавших ранее на разных уровнях управления, к этапу согласованных действий основных участников хозяйственной жизни страны. Кроме того, принятие закона по существу означало, что федеральные власти берут на себя основной груз ответственности за координацию деятельности местных властей и частных предпринимателей по организации трудоустройства и переобучения высвобождающихся кадров. Новая законодательная основа сделала возможным предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий департаментам штатов, муниципалитетам для разработки и осуществления их собственных программ трудоустройства и переобучения бывших занятых. При этом доля финансовых средств, направляемых на эти цели из бюджетов местных органов управления и доходов промышленных компаний, остается довольно весомой.

Таким образом, события последнего десятилетия за рубежом (в частности, в США) показали, что при организации комплекса мер по социальной защите занятых как в государственном, так и в частном секторе приоритет должен быть отдан программам приспособления к неблагоприятным условиям и прежде всего переобучению работников, переквалификации, помощи при трудоустройстве. Программы именно такой направленности наиболее динамично развиваются.

До настоящего момента в США, западноевропейских странах - членах НАТО пока еще не проходило столь крупных сокращений военного потенциала, которые вынуждали бы прибегать к экстренной разработке и принятию специальных государственных экономических и социальных программ. Происшедшее в США, например, в 1988-1989 гг. падение объема военных закупок, вызванное необходимостью реализации Договора по ракетам средней и меньшей дальности, не оказало существенного воздействия на уровень занятости в национальном и региональных мае штабах.

Вместе с тем ощутимое сокращение военного бюджета, а следовательно, и объемов военного производства, численности вооруженных сил, планируемое в начале 90-х годов, могут потребовать дополнительных мер по адаптации экономики и социальной сферы, включая специальные программы по социальной защите в условиях угрозы роста безработицы, по оживлению экономики регионов, испытывающих наибольшие трудности. Оказание дополнительной помощи в случае существенного роста безработицы в соответствии со сложившейся во многих странах практикой будет прерогативой государственных органов управления, поскольку финансовые возможности региональных структур, как правило, ограничены. Оно ляжет тяжелым бременем в первую очередь на государственную финансовую систему, поскольку согласно подсчетам, например увольнение в США ста тысяч занятых ведет к увеличению государственного фонда компенсационных выплат по безработице не менее чем на 220 млн. долл. В этой связи естественно, что главное внимание уделяется прогнозированию уровня снижения занятости в военно-ори-ентированных фирмах, которое может последовать за сокращением объемов военных заказов. Планы сокращения закупок оружия, ликвидации военных баз и объектов рассматриваются в тесной связи с особенностями и возможностями региональной экономической конъюнктуры. Многие промышленные фирмы уже поставили перед законодательной властью вопрос о необходимости обязательного и заблаговременного уведомления о планируемых сокращениях в военной сфере.

Еще одна грань социально экономических проблем разоружения - процедура и последствия демобилизации, связанной с уменьшением численности армий. Нынешний уровень отношений Восток - Запад позволил ряду стран приступить к сокращению своих военных расходов. Снижение их величины повсеместно достигается в первую очередь за счет сокращения личного состава вооруженных сил. Вооруженные силы Германии, например, сокращены за счет уменьшения на 40% ежегодного количества призывников. В Великобритании и США будет уменьшен прием в военные академии и проведена демобилизация соответствующего количества военнослужащих.

В различных странах для демобилизуемых из вооруженных сил предусмотрен ряд льгот. В США, например, военнослужащие имеют право выходить на пенсию намного раньше, чем гражданские государственные служащие, да и их пенсия намного выше. В целях регулирования численности личного состава армии в американском законодательстве предусмотрена возможность выхода на пенсию в любой момент по достижении двадцатилетнего срока действительной военной службы, но до истечения тридцатилетнего стажа.

Демобилизуемые в принудительном порядке американские военнослужащие получают единовременные денежные пособия, размер которых составляет 10% их ежемесячного основного содержания за каждый полный год действительной военной службы, но не менее 15 тыс. долл. По действовавшему до недавнего времени закону к категориям военнослужащих, получающих пособия в связи с принудительной демобилизацией. относился офицерский состав, находящийся на действительной военной службе, а также офицеры и рядовые-резервисты. Потолок выплат по демобилизации составлял 30 тыс. долл.

В 1990 г. в связи с предполагавшимся сокращением численности вооруженных сил примерно на 100 тыс. человек в Конгрессе США был поднят вопрос об увеличении выплат по демобилизации. В соответствии с предложениями минимальный срок выслуги, позволяющий претендовать на получение выплат, вместо пяти будет составлять шесть или семь лет, льготная финансовая помощь будет распространена и на весь рядовой состав, потолок выплат предполагается снять. По подсчетам комитетов по делам вооруженных сил сената и палаты представителей после принятия этих поправок выплаты демобилизуемым рядовым должны составить от 10 до 25 тыс. долл., а офицерам - от 25 до 50 тыс. долл. (до 80 тыс. долл, согласно подсчетам других организаций).

Дебатируется также вопрос о предоставлении принудительно увольняемым военнослужащим прав на привилегии при переобучении гражданским профессиям. Для демобилизуемых военнослужащих действуют система государственной медицинской помощи, система поиска и устройства на новую работу, система переобучения и переподготовки, консультирование по трудоустройству. Они имеют право на льготы в связи с безработицей, а в скором времени будут продлены льготные компенсационные выплаты по безработице с 13 до 26 недель. Государственные законы США и законы некоторых американских штатов отдают предпочтение ветеранам вооруженных сил в предоставлении работы в государственном секторе экономики. Поскольку большинство новых рабочих мест создается в частнопредпринимательском. а не в государственном секторе экономики, возможности устройства на государственную службу ограничены.

При увольнении из состава вооруженных сил бывшие американские военнослужащие имеют право брать кредиты под низкие проценты для покупки или аренды жилья. В этих целях действует специальная государственная программа. Предоставление таких целевых займов широко распространено и пользуется поддержкой, особенно мелких предпринимателей, поскольку способствует созданию новых рабочих мест в строительной промышленности и в конечном счете оживлению местной экономики.

Даже незначительное свертывание военно-экономической деятельности, закрытие или перепрофилирование завоенных заводов оказывают достаточно серьезное воздействие на экономику отдельных регионов в связи с неравномерностью размещения военного производства и военных объектов по территории практически любой страны. Реакция тех или иных промышленных зон на сокращение объемов военных заказов зависит от множества различных факторов. Важнейшими среди них являются удельный вес занятости в оборонном секторе в общей занятости, например штата или города, зависимость промышленных предприятий региона от военных заказов, уровень экономического развития региона, диверсифицированность промышленного производства, его потенциальные возможности. В этой связи очевидно, что политика экономического развития на местном уровне имеет большое значение для приспособления к условиям свертывания военно-экономической деятельности.

Роль местных органов власти в стимулировании экономического развития в различных странах неизмеримо возросла в последние десятилетия. В частности, в США правительства штатов и муниципалитеты проявляют высокую активность в оказании помощи в научно-техническом развитии, поощрении малого бизнеса, совершенствовании системы образования в своих регионах. Значение же их в регулировании процесса приспособления экономики к сокращению военных заказов возрастет в десятки раз в тех регионах, где велики зависимость местной экономической конъюнктуры от военных подрядов и количество военнослужащих и гражданских служащих, занятых на военных объектах. К таким регионам в США относятся, например, штаты Калифорния, Джорджия. Колорадо, Мэриленд, Нью-Мексико, Оклахома, Южная Каролина, Вашингтон. В этих штатах удельный вес занятости в оборонном секторе относительно общей занятости составляет 6,5-7%, а на Аляске в округе Колумбия и в Вирджинии - 12-17%.

Ряд проведенных американскими учеными исследований свидетельствует о том, что местные власти совместно с предпринимателями успешно решают проблемы создания новых рабочих мест в гражданской промышленности, сфере услуг в целях трудоустройства кадров, высвободившихся с военных предприятий, конверсируют бывшие военные базы в аэропорты, школы. больницы, рекреационные зоны, промышленные парки. Вместе с тем в случае ликвидации крупных военных объектов и увольнения большого количества гражданского персонала, а также рабочих и служащих с предприятий, производящих военную продукцию, местным властям в ряде регионов бывает трудно обойтись без федеральной организационно-экономической помоши. В этих целях в США были сформированы и действуют несколько специальных государственных программ: программа приоритетного трудоустройства служащих системы министерства обороны и программа помощи домовладельцам, в рамках которой у принудительно увольняемых с военных объектов служащих государство выкупает принадлежащее им жилье или компенсирует почти полную его стоимость, если оно продано его владельцем по цене ниже рыночной.

Немаловажную роль в установлении равновесия в региональной экономической конъюнктуре в связи с сокращением занятости в военном секторе, ликвидацией военных объектов оказывает президентский совет экономической стабилизации и приспособления. Его представители совместно с местными законодателями разрабатывают и координируют планы создания новых рабочих мест, ищут возможности перепрофилирования подлежащих ликвидации военных баз в гражданские объекты, способствуют получению финансовых средств для данных целей из федерального бюджета. Например, за период с 1966 по 1987 гг. только федеральная финансовая помощь различным регионам страны, испытывающим экономические трудности в связи с закрытием военных баз, составила 850 млн. долл. Она была оказана по линии таких федеральных ведомств. как министерство торговли - 24.2%, министерство обороны - 16%, агентство по охране окружающей среды - 20,3%, министерство жилищного строительства и городского развития -14.3%.

Упреждая сокращения военного бюджета, которые могут последовать в 90-е годы, федеральной правительство США планирует расширить функции Управления по экономическому приспособлению министерства обороны, включив в его обязанности выявление регионов, которые будут наиболее затронуты бюджетными сокращениями. и целевое финансирование их программ приспособления экономики. Предполагается также сформировать соответствующие дополнительные программы по линии министерства труда, торговли, а также администрации по делам малого бизнеса, общие затраты по которым ориентировочно должны составить около 200 млн.долл.

Опыт закрытия военных объектов в США в 60-е и 70-е годы показал, что важнейшими факторами успешного приспособления местной экономики к меняющимся условиям являются эффективная организация процесса конверсии или переустройства и четкое руководство им, наличие плана привлечения новых служащих, нацеленность усилий на оздоровление всего региона в целом, включая его транспортную сеть, сферу услуг, медицинское обслуживание, строительство жилья, школ и т.д.; наличие постоянно действующих интенсивных региональных программ экономического развития. В то же время, несмотря на несомненные успехи в оздоровлении региональной хозяйственной жизни, местные законодатели и деловые круги всякий раз довольно болезненно реагируют на перспективы очередных сокращений в военном секторе экономики. Острота реакции различных кругов общественности потребовала даже специального законодательного акта, регулирующего правовые и организационные аспекты закрытия и перепрофилирования военных баз и вопросы оказания помощи в экономическом развитии регионам, где эти объекты размещаются. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]