Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

 Социальное самочувствие молодежи

В.СТАРОВЕРОВ,
доктор философских наук,
профессор
Сравнительный анализ данных двух исследований по всероссийской выборке* показывает существенные изменения не только в социальном положении, но и в мотивационной сфере сознания молодежи, что позволяет более обоснованно судить о перспективах социоструктурной перестройки российского общества.

Наиболее значительные изменения произошли в экономическом положении молодежи: сузились реальные возможности трудоустройства, особенно для подростков, ушедших из школы. Из-за низкой оплаты труда в непрестижные попали почти все массовые профессии. Сокращается не только занятость в государственном секторе, но и в сфере бизнеса и коммерческих структурах. Неуклонно снижается уровень жизни, практически недоступным становится для молодоженов жилье. Растет имущественная поляризация разных групп молодежи, что усиливает напряженность в молодежной среде.

Все это неоднозначно отражается в сознании молодого поколения. Избавляясь от идеологизированных стереотипов, оно одновременно утрачивает некоторые общечеловеческие ценности - чувство долга, самоограничения, солидарности и т.д. - и обретает не лучшие образцы молодежной субкультуры, характерные для общества массового потребления, - индивидуализм, стяжательство, цинизм, легковесный подход к жизни и т.п., что ведет к росту эгоцентризма - у одних, к уходу в свой внутренний мир - у других.

I


В разных сферах эти изменения проявляются по-разному.

В сфере труда заметно усилилась "инструментальная" ориентация: 35,2% против 27,5% в 1990 г. считают труд лишь средством достижения других целей, для 12,5% труд - это возможность общения, для 4,4% - "обязаловка".

Доля занятых на государственных предприятиях упала до 63,9%, зато резко увеличилась доля занятых в частном секторе: 18,5% работает и 9,0% подрабатывает в кооперативных или акционерных предприятиях против 5% в 1990 г. Вдвое упала доля желающих работать на госпредприятиях: 37,7% хотели бы организовать собственное дело, 35% - работать в иностранной фирме, 26,2% - на СП и 17,8% - в частной отечественной фирме.

Ухудшилась профессиональная структура молодых людей: около 30% занятых не имеют профессии. Упала в их глазах ценность профессионального статуса: мало кто из молодежи собирается надолго связывать себя с работой, которой занимается в данный момент. И это при том, что 25% окончили ПТУ, 22,2% - техникумы, 23,1% - вузы, что свидетельствует о высоком трудовом потенциале.

В связи с вымыванием по безработице неквалифицированной молодежи доля квалифицированных растет среди занятых в машиностроении, легкой промышленности, строительстве, на транспорте и в торговле. Но в условиях всеобщего спада производства эта положительная тенденция теряет свое значение. Во всех профессиональных группах престиж работы весьма невысок и продолжает падать, что свидетельствует о безрадостных перспективах для национального хозяйства, ибо при низком престиже работы невозможно ожидать эффективность труда (см. табл.).

Оценка престижа работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ МОЛОДЕЖИ
ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ работе
гордятся
равнодушны
стесняются
не ответили
Рабочие:
индустриальные
21,6
35,8
6.2
36,4
легкой промышленности
14,9
37,3
6,2
35,9
строители
11,1
37,0
9,7
52,2
сельскохозяйственные
21,9
46,9
6,3
24,9
транспортники
29,2
37,0
0,1
33,7
торговли, коммунального хозяйства
23,3
49.5
17,2
10,0
Специалисты и служащие
20,0
33,8
4,6
41,6

Примечательно еще одно изменение: в 1990 г. важной стороной трудовых отношений считался прежде всего хороший контакт с коллективом, теперь чаще стали связывать это с доброжелательностью со стороны руководителя. Видимо, в этом проявляются незащищенность молодежи перед произволом со стороны начальства и новые тенденции в отношениях с работодателями.

II


В сфере материального положения социальное самочувствие молодежи детерминируется прежде всего общей для россиян тенденцией обнищания: в целом к концу 1994 г. 82,4% молодежи имели доход ниже или равный прожиточному минимуму. Она стала более адекватно оценивать свой жизненный уровень; 11,2% считают, что едва сводят концы с концами, 55,1 % на свои доходы имеют возможность более или менее сносно питаться и кое-как одеваться; 65% не удовлетворены материальным положением.

Вместе с тем более 10% стала составлять так называемая высокообеспеченная группа молодежи, которая может себе позволить почти все, кроме собственной квартиры или коттеджа. Появилась небольшая (0,5%), но растущая группа так называемых богатых, не отказывающих себе ни в чем.

В условиях рыночной экономики основной социальной гарантией молодежи как одной из слабо защищенных и экономически уязвимых групп населения должен быть минимум оплаты труда, реально связанный с прожиточным минимумом и им определяемый. По нашим данным, в 1990 г. доход молодежи был в 1,75 раза ниже средней зарплаты по РФ в целом, в 1994 г. уже в 2,1 раза. Между тем, согласно расчетам Европейской экономической комиссии ООН, к беднейшим слоям населения следует относить тех, у кого среднедушевые доходы составляют 2/3 среднего дохода по

стране. У большинства молодых людей они не дотягивают до трети среднего по стране дохода. Это уже нищета.

Произошел значительный рост децильного показателя дифференциации молодежи: в 1990 г. он составлял 2,8 раза, а в 1994 г. уже превышал 12 раз. Существенно различается молодежь по доходам и в срезе разного типа поселений. Доля средне- и высокообеспеченных наиболее высока в крупных городах и столицах: в средних городах от 50 до 100 тыс. высокообеспеченные составляют около 10% . Этому способствует обилие коммерческих предприятий, позволяющих подработать, хотя и в ущерб учебе. В малых городах, поселках и на селе молодежь беднее: 64% ее находится за чертой бедности. За четыре года низкодоходная группа молодежи увеличилась в крупных городах до 41%, в городах районного значения до 59%, на селе - до 73% опрошенных.

Между тем уже сегодня все больше молодежи вынуждены отказываться от активных путей решения своих материальных проблем. Переход на более оплачиваемую работу планировали в 1990 г. 39% молодежи, сегодня только 24,3%, на дополнительную работу надеялись 30%, ныне - надеются лишь 13,6%; на повышение зарплаты - 24,5 и 13% соответственно. Правда, появились новые формы стремления улучшить свое материальное положение - заняться бизнесом (14,2%), уехать за рубеж (7,6%), участвовать в экономических забастовках (4,7%). Но большинство относится к ним скептически: многие пробовали заняться бизнесом и разочаровались; ориентирующихся на изменение и риск стало намного меньше - 26,5% против 37,8% в 1990 г.

Вместе с тем почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению сверстников зарабатывать деньги любой ценой, даже в обход закона' 62,6% согласны с утверждением, что сегодня нет честных и нечестных способов "делать" деньги, есть только легкие и трудные пути.

Потребительские ориентации молодежи изменились мало. А поскольку они не имеют привычных для Запада социальных регуляторов в виде жестко стратифицированных стандартов потребления, то при резкой дифференциации возможностей интенсивно растет в молодежной среде "субкультура насилия". В условиях коррумпированности властных структур молодые быстро усваивают модели поведения преуспевающих дельцов, рекламируемых СМИ, и сами становятся на преступный путь. ПОКА ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ БУДЕТ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЧЕСТНОМУ ТРУДУ В ДОСТИЖЕНИИ РЕАЛЬНЫХ БЛАГ И ПРОЦВЕТАНИЯ, РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ КРИЗИСА.

III


В сфере образования существенных изменений не произошло. Знания остаются ценностью для 33,9% молодых людей. Несколько увеличилась - с 38,9 до 44,1% - доля рассматривающих знания исключительно как средство достижения поставленных задач. Не удовлетворены своими знаниями по-прежнему 32,9%, но не изменилась и доля желающих повысить свое образование - 14,7%, с той только разницей, что снизились установки на массовые формы обучения и повысилась ценность элитарного образования. На первом месте в структуре ценностных ориентации продвинулись образование за рубежом и платные формы обучения, с 9 до 4,7 % снизилась доля обучающихся в различных кружках, секциях, центрах технического творчества, с10,1до 4% - занимающихся в системе экономической учебы. Связано это с переходом к платности и в этих формах образования.

В целом с 42,7 до 37,6% снизился интерес к технике, с 40 до 29,2% упал престиж общественных наук, с 66,4 до 52,5% - интерес к литературе, музыке, искусству, зато повысилась доля интересующихся экономическими знаниями - с 19,6 до 24,6%. Без изменения остался интерес к математике, физике, химии, биологии, медицине. Лидировавшие в шкале престижа технические знания уступили место экономике, компьютерной грамотности.

IV


В сфере социальной коммуникации изменилось прежде всего представление молодежи о факторах социальной зрелости: все чаще в качестве вех социальной зрелости молодые люди стали называть первую зарплату (6,4% в 1990 г. и 16% в 1994 г.), постоянную работу (8,1 и 24,8%), создание собственной семьи (7,7 и 14,9%), т.е. социально-ролевые изменения, связанные прежде всего с началом трудовой деятельности и обретением экономической самостоятельности.

В условиях рынка молодые люди вынуждены одновременно выполнять часто противоположные по своему характеру роли: учиться и зарабатывать на жизнь, интегрироваться в общество и заниматься уличным бизнесом, осуждаемым общественным мнением, и т.д. Это усиливает и расширяет поле ролевых конфликтов.

В сфере потребностей молодежи лидировавшая ранее потребность в общении уступила место материальным запросам, а также работе и образованию; 34,5% молодых людей видят в общении только полезное времяпрепровождение: а 58,9% расценивают его как необходимое условие жизнедеятельности. В мотивах общения четко прослеживается деполитизация и все более ощутимое беспокойство за свои права и личную безопасность: единство политических взглядов отодвинулось с третьего на одиннадцатое, а взаимопомощь заняла третье место.

Круг общения сужается, становится более интимным: если раньше на первых трех местах находились сверстники, преподаватели и родители, то сейчас брат или сестра, мать или отец, любимый человек. В этом видно стремление молодых людей сделать общение более доверительным, противостоять всеобщей ожесточенности. Тем не менее отношения с родителями заметно ухудшились: хорошими их считали 72,3%, теперь лишь 54,3%. Этому способствует усиливающаяся конфронтация различных сил в обществе.

Конфликтнее стали и отношения в молодых семьях: с 27,6 до 20% упала доля молодых супругов, удовлетворенных своим браком, вдвое увеличилась доля тех, кто желал бы расторгнуть свой брак. Неуверенность в завтрашнем дне проявляется и в планировании семьи:

более чем в 2 раза снизилась доля желающих иметь трех детей (8,8%) и в полтора раза тех, кто хотел бы иметь двух детей (50,7%).

Большинство молодежи сегодня индифферентно к любым формам социально-политической деятельности: лишь 1,6% причисляют себя к какой-либо партии и 6,3% входит в одну из неформальных групп. Типичны их утверждения: обращаться к депутатам нет смысла, их не интересуют проблемы простых людей (72,1%); сегодня в жизни все обесценилось (73,2%); у таких людей, как я, нет никаких возможностей повлиять на действия правительства (78,2%); нынешние политики думают только о том, как бы набить свой карман (79,9%). Ответственность за неудавшиеся реформы большинство молодежи возлагает на президента. Вера в сильную личность cyщecmвенно поколебалась, на первое место с пятого передвинулись традиционно демократические принципы, с девятого на восьмое - идея парламентаризма. Радикально-демократические идеи прочно остаются на последнем месте. Во всем этом просматривается неодобрение молодежью произвола в стране и тенденций авторитаризма в структурах власти.
 

* Конкретно-социологическое исследование "Социальное развитие молодежи" (руководитель - доктор социологических наук Чупров В.И.) проведено в 12 регионах в 1990 г. (10 412 человек) и в 1994 г. (2612 человек в возрасте от 15 до 29 лет включительно).

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]