Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

Миграционная политика России

А.НАЗАРОВ,
доктор исторических наук

 

Как свидетельствует опыт западных стран, репатрианты способны поднять в обществе уровень "жизненной энергии". Однако этот потенциал используется в России крайне неудовлетворительно. Более того, многочисленные факты свидетельствуют, что вынужденные переселенцы и беженцы из ближнего зарубежья оказываются, по сути, лишними, нежданными "гостями" в своем Отечестве. Исследования показывают, что инновационные возможности этой категории населения России даже не берутся в расчет при осуществлении нововведений и преобразований.

Зачастую люди, не по своей воле покинувшие прежнее место жительства в ближнем зарубежье, едва ступив на землю России, подвергаются долгим и унизительным процедурам восстановления якобы утраченного ими российского гражданства, получения мало что дающего специального статуса вынужденного переселенца или беженца, сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами прописки, трудоустройства, жилья, "прелестями" российской бюрократии и коррумпированности чиновников. Иными словами, следует почти неизбежный тяжелый психологический стресс от встречи с российской действительностью, излишне идеализировавшейся на фоне резко осложнившегося бытия в бывших союзных республиках.

Положение усугубляется тем, что искусственно сдерживаются самоорганизующие начала, инициатива самих переселенцев в решении вопросов их обустройства. Вынужденных переселенцев и беженцев активно используют и будут использовать в своих интересах соперничающие между собой политические партии и движения, особенно в ходе избирательной кампании.

Правда, за последнее время принят ряд документов, направленных на улучшение положения этой категории населения. Однако эти меры не подкреплены финансовыми и материальными ресурсами, как и в предыдущие годы. Между тем необходимо выделить ресурсы на экстренное обустройство беженцев из Чечни, составивших почти 400 тыс. чел. Это, кстати, делает крайне затруднительными прогнозы о масштабах государственного участия в реализации планов, намеченных Федеральной миграционной программой на 1995-й и последующие годы.

ЕСТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЕ ОСНОВАНИЯ ГОВОРИТЬ ОБ ОТСУТСТВИИ В РОССИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. Отчасти это объясняется ошибками идеологов реформ, которые свели преобразования исключительно к экономике, к запуску рыночных механизмов, уповая на то, что посредством их произойдет саморегуляция и самонастройка в других сферах жизни общества, а также непоследовательностью действий властей в этой сфере в последующие годы.

Формирование научно обоснованной миграционной политики предполагает отказ от усредненного подхода к беженцам и вынужденным переселенцам, а в перспективе - к репатриантам, возвращающимся на родину, еще более полное задействование их творческого, делового и трудового потенциала в целях скорейшей социально-психологической адаптации к новым российским условиям. Логическое соединение этих факторов воедино должно создать необходимые предпосылки для обустройства их самих и решения социально-бытовых проблем окружающего населения российской глубинки, малых и средних городов и связанного с этим ускоренного выхода России из глубокого нравственного и социально-экономического кризиса.

В целях научного анализа складывающегося положения и выработки рекомендаций для последующего своевременного принятия мер в области миграционной политики целесообразно:

  • образовать Ассоциацию ученых и специалистов, занимающихся разработкой различных аспектов проблемы миграции, ввести в практику их регулярные конференции и семинары с освещением итогов в средствах массовой информации;
  • создать Всероссийский научно-исследовательский центр социальных проблем миграции и репатриации с отделениями в наиболее важных регионах;
  • разработать развернутую систему показателей и индикаторов социального положения и хода обустройства репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев;
  • осуществлять на основе этой системы ежегодные обследования указанной категории населения и представлять результаты органам государственной власти, общественным и коммерческим структурам, заинтересованным, в такого рода научной информации.
Важным элементом миграционной политики должна быть общественная составляющая, т.е. деятельность широкого блока различного рода переселенческих ассоциаций, объединений, организаций и предприятий, а также различных общественных структур и деловых кругов, действующих в интересах репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Исходя из этого, следовало бы:
  • создать единый Всероссийский неправительственный фонд помощи репатриантам, вынужденным переселенцам и беженцам;
  • развернуть в отечественных и зарубежных деловых кругах кампанию по привлечению инвестиций в реальные проекты обустройства коллективов и отдельных лиц из числа беженцев, вынужденных переселенцев и репатриантов, по созданию социально-производственной и бытовой инфраструктуры как для них, так и для местного населения, обеспечив льготное налогообложение и другие выгоды для инвесторов;
  • в целях правового обеспечения деятельности государственных и иных структур по реализации миграционной политики разработать и принять Закон РФ "О государственной миграционной политике".
Выполнить роль интегратора и координатора усилий всех государственных и общественных структур на национальном уровне на ближайшую перспективу может только государственная структура с высоким статусом и особыми полномочиями. Было бы целесообразно создать на базе соответствующих министерств и ведомств Государственный комитет Российской Федерации по репатриации и делам соотечественников в ближнем зарубежье (председатель - в ранге первого заместителя Председателя Правительства РФ), имеющий право обязательной социальной экспертизы всех государственных решений и проектов, реализация которых может касаться репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

При этом право экспертизы должно предусматривать вмешательство комитета на любой стадии разработки и реализации проекта, а его отрицательное заключение означать приостановку данного проекта до устранения причин, вызвавших такое решение.

К числу наиболее важных законов, которые, на наш взгляд, должны быть приняты российским Парламентом в ближайшее время, следует отнести следующие:

"О репатриации"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"; "О миграции в Российской Федерации"; "О социальной защите трудящихся-мигрантов".

Кроме того, есть ряд проблем, решение которых должно осуществляться другими органами государственной власти, общественными и иными организациями. Это, например, проблемы, подлежащие решению на уровне:

  • Федеральных органов исполнительной власти:
    • - принимать меры по государственной поддержке организаций и предприятий репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев при компактном обустройстве и занятости в новых местах проживания на территории Российской Федерации в части финансирования, предоставления налоговых льгот;

      - осуществлять финансовую поддержку общественных, неправительственных и переселенческих организаций и предприятий, выступающих заказчиками и работодателями при обустройстве и занятости репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев; предоставлять государственные гарантии на паяную реализацию их программ с участием средств различных инвесторов, в том числе иностранных, а также прав на распоряжение результатами труда, приватизацию приобретаемой и создаваемой собственности;

      - сформировать федеральный и региональный земельный фонды с бесплатным или льготным выделением земельных участков для обустройства и занятости репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев в местах их компактного проживания;

      - создать информационную базу данных о потребности регионов РФ в работниках различного профиля и квалификации, наличии жилищных и производственных условий в местах предполагаемого их расселения;

      - осуществлять общественный контроль за расходованием финансовых средств из госбюджета и материальных ресурсов, выделяемых для оказания помощи в их обустройстве и занятости;

      - объединить усилия заинтересованных министерств и ведомств в реализации отраслевых и территориальных социально-экономических программ, направленных на жилищное строительство, создание новых рабочих мест, развитие социальной и производственной инфраструктуры;

      - провести экспертизу в Комиссии по правам человека при Президенте РФ документов нормативно-правового характера, принятых в последние годы министерствами и ведомствами России и относящихся к деятельности переселенческих организаций и предприятий, привести их в соответствие с российским законодательством и заключенными международными конвенциями, договорами и соглашениями в этой области;

      - усилить внимание к созданию системы реабилитационных центров для переселенцев, подвергшихся насилию в период их пребывания в стране выезда;

      - ввести своего рода госзаказ на подготовку высококвалифицированных специалистов для работы с репатриантами, вынужденными переселенцами и беженцами, определив в качестве базового учебного заведения по их обучению Московский государственный социальный университет.

  • Субъектов Российской Федерации и местных властных структур:
    • - оказывать всемерное содействие репатриантам, вынужденным переселенцам и беженцам в инициативном обустройстве и занятости на своих территориях, выделении земли, подборе и приобретении производственных и нежилых помещений, законсервированных, недостроенных и неэксплуатируемых объектов и сооружений, неиспользуемого оборудования и других ресурсов в соответствии с действующим законодательством;

      - содействовать продаже вынужденным переселенцам, беженцам и репатриантам в установленном порядке квартир, вступлению в жилищно-строительные кооперативы независимо от наличия прописки; обеспечивать выделение земельных участков для строительства индивидуальных домов;

      - оказывать необходимую поддержку лщам, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и т.п. для обеспечения занятости репатриантов;

      - обеспечивать для вновь прибиваемых жителей указанной категории в местах их размещения необходимые условия, включая медицинское, социальное и бытовое обслуживание, создание дополнительных мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

  • Российских общественных и неправительственных организаций и ассоциаций:
    • - усиливать контакты с международными организациями и общественными структурами в новых суверенных государствах ближнего зарубежья по вопросам обеспечения прав человека, национальных меньшинств;

      - укреплять связи с российскими общинами в ближнем и дальнем зарубежье, оказывать помощь в сохранении ими национально-культурных традиций и обычаев, налаживании регулярного информационного обмена, в защите гражданских прав;

      - проводить разъяснение российского законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах, принципов гуманитарного права, распространять информацию о современной международной практике решения миграционных проблем, выступать организаторами семинаров, конференций и других форумов;

      - активно участвовать в формировании российского общественного мнения по благожелательному отношению к репатриантам, вынужденным переселенцам и беженцам.

Серьезного внимания заслуживает ситуация с эмиграцией населения из России, и в первую очередь так называемая "утечка умов", способная подорвать позиции российской науки в мире, обескровить ее ведущие направления. В этой связи целесообразно было бы:
    - по-государственному распорядиться научным потенциалом прибывающих в Россию этнических россиян из стран ближнего зарубежья. Разработать и задействовать целевую программу приема и размещения научной элиты из республик, входивших в состав СССР;

    - упорядочить положение дел с трудовой эмиграцией, разработать целевую программу, ориентированную на получение стабильных поступлений валюты от лиц, занятых работой за рубежом, создание льготных условий для ввода в России перспективных образцов техники и технологии с целью налаживания серийного производства товаров и услуг, пользующихся спросом у россиян.

В свою очередь Россия должна своевременно позаботиться об определении ориентиров в области регулирования внешней трудовой иммиграции на ее территории, о создании действенного организационно-правового механизма по решению вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы. С этой целью представляются целесообразными:
    - ориентация на отечественный трудовой потенциал и отношение к иностранным источникам рабочей силы как к дополнительным, позваляющим решать частные задачи;

    - защита российского рынка труда от неконтролируемых потоков трудовой иммиграции на основе комплексной координации работы государственных и негосударственных организаций, занимающихся вопросами найма иностранных работников;

    - обеспечение первоочередного права российских граждан на трудоустройство;

    - защита трудовых и социальных прав иностранных трудящихся-мигрантов, решение социальных проблем, связанных с их трудоустройством и проживанием в соответствии с международными нормами и правилами в этой области, а также действующим российским законодательством.

Введением института репатриации государство как бы признает право соотечественника на жизнь и на убежище в случае появления угрозы для его социокультурного жизнеобеспечения.

Решение вопроса о преодолении миграционной напряженности, введение этого процесса в цивилизованное русло репатриации в значительной степени зависит от усилий всех государств СНГ. Одним из первых шагов в этом направлении могло бы стать принятие этими странами и неукоснительное выполнение законодательного акта "Общие принципы регулирования вопросов, связанных с беженцами, на территории государств Содружества".

      Таким образом, государственная миграционная политика России должна иметь комплексный, всеобъемлющий характер, учитывать разносторонние аспекты, на деле стать одной из важнейших составляющих, определяющих степень демократизации и зрелости политической культуры общества.
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]