Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Миграционная политика России А.НАЗАРОВ,
доктор исторических наук Как свидетельствует опыт западных стран, репатрианты способны поднять в обществе уровень "жизненной энергии". Однако этот потенциал используется в России крайне неудовлетворительно. Более того, многочисленные факты свидетельствуют, что вынужденные переселенцы и беженцы из ближнего зарубежья оказываются, по сути, лишними, нежданными "гостями" в своем Отечестве. Исследования показывают, что инновационные возможности этой категории населения России даже не берутся в расчет при осуществлении нововведений и преобразований. Зачастую люди, не по своей воле покинувшие прежнее место жительства в ближнем зарубежье, едва ступив на землю России, подвергаются долгим и унизительным процедурам восстановления якобы утраченного ими российского гражданства, получения мало что дающего специального статуса вынужденного переселенца или беженца, сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами прописки, трудоустройства, жилья, "прелестями" российской бюрократии и коррумпированности чиновников. Иными словами, следует почти неизбежный тяжелый психологический стресс от встречи с российской действительностью, излишне идеализировавшейся на фоне резко осложнившегося бытия в бывших союзных республиках. Положение усугубляется тем, что искусственно сдерживаются самоорганизующие начала, инициатива самих переселенцев в решении вопросов их обустройства. Вынужденных переселенцев и беженцев активно используют и будут использовать в своих интересах соперничающие между собой политические партии и движения, особенно в ходе избирательной кампании. Правда, за последнее время принят ряд документов, направленных на улучшение положения этой категории населения. Однако эти меры не подкреплены финансовыми и материальными ресурсами, как и в предыдущие годы. Между тем необходимо выделить ресурсы на экстренное обустройство беженцев из Чечни, составивших почти 400 тыс. чел. Это, кстати, делает крайне затруднительными прогнозы о масштабах государственного участия в реализации планов, намеченных Федеральной миграционной программой на 1995-й и последующие годы. ЕСТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЕ ОСНОВАНИЯ ГОВОРИТЬ ОБ ОТСУТСТВИИ В РОССИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. Отчасти это объясняется ошибками идеологов реформ, которые свели преобразования исключительно к экономике, к запуску рыночных механизмов, уповая на то, что посредством их произойдет саморегуляция и самонастройка в других сферах жизни общества, а также непоследовательностью действий властей в этой сфере в последующие годы. Формирование научно обоснованной миграционной политики предполагает отказ от усредненного подхода к беженцам и вынужденным переселенцам, а в перспективе - к репатриантам, возвращающимся на родину, еще более полное задействование их творческого, делового и трудового потенциала в целях скорейшей социально-психологической адаптации к новым российским условиям. Логическое соединение этих факторов воедино должно создать необходимые предпосылки для обустройства их самих и решения социально-бытовых проблем окружающего населения российской глубинки, малых и средних городов и связанного с этим ускоренного выхода России из глубокого нравственного и социально-экономического кризиса. В целях научного анализа складывающегося положения и выработки рекомендаций для последующего своевременного принятия мер в области миграционной политики целесообразно:
При этом право экспертизы должно предусматривать вмешательство комитета на любой стадии разработки и реализации проекта, а его отрицательное заключение означать приостановку данного проекта до устранения причин, вызвавших такое решение. К числу наиболее важных законов, которые, на наш взгляд, должны быть приняты российским Парламентом в ближайшее время, следует отнести следующие: "О репатриации"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"; "О миграции в Российской Федерации"; "О социальной защите трудящихся-мигрантов". Кроме того, есть ряд проблем, решение которых должно осуществляться другими органами государственной власти, общественными и иными организациями. Это, например, проблемы, подлежащие решению на уровне:
- осуществлять финансовую поддержку общественных, неправительственных и переселенческих организаций и предприятий, выступающих заказчиками и работодателями при обустройстве и занятости репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев; предоставлять государственные гарантии на паяную реализацию их программ с участием средств различных инвесторов, в том числе иностранных, а также прав на распоряжение результатами труда, приватизацию приобретаемой и создаваемой собственности; - сформировать федеральный и региональный земельный фонды с бесплатным или льготным выделением земельных участков для обустройства и занятости репатриантов, вынужденных переселенцев и беженцев в местах их компактного проживания; - создать информационную базу данных о потребности регионов РФ в работниках различного профиля и квалификации, наличии жилищных и производственных условий в местах предполагаемого их расселения; - осуществлять общественный контроль за расходованием финансовых средств из госбюджета и материальных ресурсов, выделяемых для оказания помощи в их обустройстве и занятости; - объединить усилия заинтересованных министерств и ведомств в реализации отраслевых и территориальных социально-экономических программ, направленных на жилищное строительство, создание новых рабочих мест, развитие социальной и производственной инфраструктуры; - провести экспертизу в Комиссии по правам человека при Президенте РФ документов нормативно-правового характера, принятых в последние годы министерствами и ведомствами России и относящихся к деятельности переселенческих организаций и предприятий, привести их в соответствие с российским законодательством и заключенными международными конвенциями, договорами и соглашениями в этой области; - усилить внимание к созданию системы реабилитационных центров для переселенцев, подвергшихся насилию в период их пребывания в стране выезда; - ввести своего рода госзаказ на подготовку высококвалифицированных специалистов для работы с репатриантами, вынужденными переселенцами и беженцами, определив в качестве базового учебного заведения по их обучению Московский государственный социальный университет.
- содействовать продаже вынужденным переселенцам, беженцам и репатриантам в установленном порядке квартир, вступлению в жилищно-строительные кооперативы независимо от наличия прописки; обеспечивать выделение земельных участков для строительства индивидуальных домов; - оказывать необходимую поддержку лщам, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и т.п. для обеспечения занятости репатриантов; - обеспечивать для вновь прибиваемых жителей указанной категории в местах их размещения необходимые условия, включая медицинское, социальное и бытовое обслуживание, создание дополнительных мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
- укреплять связи с российскими общинами в ближнем и дальнем зарубежье, оказывать помощь в сохранении ими национально-культурных традиций и обычаев, налаживании регулярного информационного обмена, в защите гражданских прав; - проводить разъяснение российского законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах, принципов гуманитарного права, распространять информацию о современной международной практике решения миграционных проблем, выступать организаторами семинаров, конференций и других форумов; - активно участвовать в формировании российского общественного мнения по благожелательному отношению к репатриантам, вынужденным переселенцам и беженцам.
- упорядочить положение дел с трудовой эмиграцией, разработать целевую программу, ориентированную на получение стабильных поступлений валюты от лиц, занятых работой за рубежом, создание льготных условий для ввода в России перспективных образцов техники и технологии с целью налаживания серийного производства товаров и услуг, пользующихся спросом у россиян.
- защита российского рынка труда от неконтролируемых потоков трудовой иммиграции на основе комплексной координации работы государственных и негосударственных организаций, занимающихся вопросами найма иностранных работников; - обеспечение первоочередного права российских граждан на трудоустройство; - защита трудовых и социальных прав иностранных трудящихся-мигрантов, решение социальных проблем, связанных с их трудоустройством и проживанием в соответствии с международными нормами и правилами в этой области, а также действующим российским законодательством. Решение вопроса о преодолении миграционной напряженности, введение этого процесса в цивилизованное русло репатриации в значительной степени зависит от усилий всех государств СНГ. Одним из первых шагов в этом направлении могло бы стать принятие этими странами и неукоснительное выполнение законодательного акта "Общие принципы регулирования вопросов, связанных с беженцами, на территории государств Содружества".
|
|