Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы


 

ГОРЬКАЯ ДОРОГА ДОМОЙ

 

кандидат социологических наук

 

В условиях существенного ослабления боевой мощи российских Вооруженных Сил растет внимание журналистов, историков, политологов к проблемам армии. Есть публикации, направленные на дискредитацию военных в глазах общественного мнения. Но имеется целый ряд работ, в которых даны правдивая оценка ситуации в Вооруженных Силах, объективный анализ причин снижения их боеспособности. Среди таких работ книга М. Болтунова "ЗГВ: горькая дорога домой" (Спб., 1995). Автор много лет работает военным журналистом, детально знаком с жизнью военных. Хотя в книге описываются события, касающиеся российской группы войск в Германии, оценки и выводы, которые в ней делаются, охватывают масштабы армии в целом.

Автор был непосредственным свидетелем подготовки и вывода Западной группы войск (ЗГВ) из Германии. Он воссоздает картину событий, в результате которых крупнейшая группировка на планете - Западная группа войск - прекратила свое существование. Самые боеспособные, подготовленные, имеющие за спиной героический путь и величайшие воинские традиции полки и дивизии оказались рассеянными по необъятной территории России, Украины и Белоруссии. Тысячи офицерских семей стали бесквартирными, вынужденными долгое время ютиться в бараках, заброшенных строениях, армейских палатках.

Разве это не преступление? Кто виноват в этом? - задает вопросы автор книги. И в ходе анализа событий, происходивших в ЗГВ в 1989-1994 гг., раскрывает роль руководителей страны, сначала М. Горбачева, затем Б. Ельцина, на которых он возлагает основную вину за развал наших элитных частей.

Договоренности, которые М. Горбачев заключил с руководством ФРГ об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск из Германии, создали для нашей армии неимоверно тяжелую ситуацию. В условиях международного паритета, а главное, при возможности отстаивать свои интересы,

М. Горбачев проиграл во всем, потерпел сокрушительный провал. В особенности это касается статей договоров о сроках вывода войск, о механизме реализации жилищной программы для выводимых частей.

Тяжелые последствия для нашей страны имело решение М. Горбачева о выводе войск из Германии в течение 3-4 лет. Недооценка сложности вопроса относительно сроков вывода войск особенно очевидна при сравнении с планами США и Франции, от которых они, правда, впоследствии отказались. В 1990 г. Пентагон объявил о выводе 60 тыс. военнослужащих с территории Германии из состава находящегося там контингента в течение 7 лет. Франция заявила о выводе 50 тыс. военнослужащих за 4 года. Горбачев же запланировал вывести за 4 года более чем полумиллионную группировку войск.

Из-за правовых недоработок на серьезные препятствия натолкнулась реализация жилищной программы для выводимых войск. Согласно договоренностям немецкая сторона взяла на себя обязательство выделить на строительство жилья для военнослужащих с 1991 по 1994 г. 7,8 млрд. марок. При этом не оговаривалось, какие конкретные суммы должна ежегодно выделять, немецкая сторона. Последствия таковы: когда за год до окончания вывода российских войск оказалось, что темпы строительства жилья отстают от темпов вывода войск в 9 раз, немецкая сторона не посчитала себе виновной, поскольку нигде не было оговорено, что строительство жилья и вывод войск должны идти синхронно.

Вину Б. Ельцина автор видит в том, что проблема вывода Западной группы войск не решалась на правительственном уровне, хотя обстоятельства требовали этого. Президент, по существу, не вникал ни в один из этих сложных вопросов, переложив их на плечи Министерства обороны и глав администраций областей. В результате военные постоянно сталкивались с произволом местных властей в районах новой дислокации, с отсутствием финансирования войск, находившихся в Германии, хотя суммы на содержание ЗГВ были предусмотрены при заключении договора о выводе войск.

Для этого создавался так называемый "переходный фонд", в который ФРГ вносила 3 млрд. марок. Деньги оформлялись как беспроцентный кредит, предоставляемый ФРГ Советскому Союзу. С 1991 по 1994 г. Германия регулярно выплачивала сначала Советскому Союзу, а затем России предусмотренную сумму. Что же касается финансирования ЗГВ со стороны российского Правительства, то здесь ситуация выглядит несколько иначе. В 1991 г. Правительство перечислило на содержание группы войск 820 млн. марок, в 1992 г. финансирование упало до 19,8 млн. марок. На этом все и закончилось.

Брошенной на произвол судьбы ЗГВ пришлось, наряду с решением основной задачи по эвакуации материально-технической базы, заниматься самофинансированием.

Полным провалом закончились попытки продажи имущества ЗГВ в Германии. Была создана сначала специльная комиссия, работа которой закончилась подписанием Совместного заявления Президента России и канцлера ФРГ 16 декабря 1992 г., согласно которому мы передавали все свое имущество немецким властям в счет погашения экологического ущерба.

В результате Германии достались богатства, значительно превышающие по стоимости нанесенный ей экологический ущерб. В 1992 г. имущество ЗГВ оценивалось специалистами, по самым скромным подсчетам, в сумму 7-8 млрд. марок, тогда как экологический ущерб - в сумму 2-3 млрд. марок. За годы пребывания в Германии мы построили здесь, полностью или частично, 777 военных городков, 5269 складов и баз, 3422 учебных центра и полигона, 47 аэродромов. Мы оставили, уходя из Германии, 20 тыс. квартир.

Заявления о том, что на наше имущество в Германии не нашлось бы покупателей, не больше как домыслы. Например, штабной городок известной 1-й гвардейской Краснознаменной танковой армии в Дрездене, по экспертной оценке наших специалистов, стоил около полумиллиона марок. Западные фирмы предлагали 2 млн. марок. На торгах в Потсдаме военный городок Крампниц оценивался покупателями в 5 млн. марок при реальной стоимости 3,5 млн. марок. Пользовались спросом городки, расположенные в курортной зоне, - на балтийском побережье, на острове Рюген.

Особый вопрос об имуществе в Германии, которым владела наша страна на основе права и верховенства оккупационных властей. Эти права закреплялись приказами маршала Г.Жукова, бывшего в 1945 г. Главнокомандующим Группой советских войск в Германии. К 1990 г. Советскому Союзу принадлежало более 1 тыс. земельных участков.

В ходе вывода войск командование ЗГВ пыталось внести ясность в проблему владения этой собственностью. В частности, Президенту и Правительству предлагалась концепция создания совместного с немецкой стороной Общества по поиску и реализации недвижимости, имущества, принадлежащего СССР. Но инициатива не получила поддержки. Б.Ельцин не захотел по-хозяйски распорядиться народными миллиардами. За исключением трех земельных участков с девятью зданиями в районе Карлхорст в Берлине да двухэтажной виллы в Дрездене, так ничего и не удалось отстоять.

В книге анализируются и другие действия президентов, бывшего и нынешнего, послужившие причиной многочисленных бедствий, которые выпали на долю выведенной из Германии группировки войск. Но и данных фактов достаточно для того, чтобы представить себе ту разрушительную роль в судьбе нашей армии, которую они сыграли. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]