Обозреватель - Observer
Внешняя политика


 

Проблемы международной стабильности
в Черноморском регионе

Н.КОВАЛЬСКИЙ,
доктор исторических наук,
профессор

 

Черноморье сегодняшнего дня

Основная причина, по которой регион оказался охвачен военно-политическим противоборством и столкновениями, заключается в том, что прежнего баланса сил и интересов, который существовал в годы "холодной войны", в Черноморье уже нет, а новый еще только складывается. Регион переживает своеобразный "переходный период" - трансформацию геополитического пространства. Сегодня в черноморский процесс вовлечено свыше десятка государств, в том числе таких, которые не имеют выхода на берега Черного моря. К тому же гамма отношений между ними гораздо богаче, чем это было во времена СССР и "холодной войны". У всех у них есть свои специфические подходы к черноморским проблемам.

У России по сравнению с Советским Союзом существенно сократились возможности воздействовать на положение дел в Черноморье, однако значение региона для Российского государства не только не уменьшилось, но в некоторых отношениях даже возросло.

Усилилось значение Черного моря для Украины. Представляется, что в долгосрочном плане она, опираясь на сильный экономический потенциал, может стать ведущей державой Черноморского региона. Ситуация в регионе во многом зависит от развития событий в Закавказье и политики закавказских государств, прежде всего Грузии, имеющей прямой выход на побережье, к портам Батуми и Поти. Здесь активно проявляют себя Армения и Азербайджан. Громадное влияние окажет сделка, подписанная Азербайджаном с американскими и английскими нефтяными компаниями.

Быстро возрастает влияние Турции в Черноморском регионе. Усилилось внимание со стороны западных государств, прежде всего

Соединенных Штатов. Интерес к странам региона проявляется также со стороны Европейского союза, Совета Европы, ЗЕС и ОБСЕ.

По сравнению с периодом, когда в мире существовала биполярная система, видоизменился подход к Черноморью со стороны НАТО. Инструментом новой политики стала программа "Партнерство во имя мира", к которой присоединились все черноморские государства. Понимание этой программы различными политическими силами в разных черноморских странах весьма различно: от ее трактовки как символического заявления о намерениях поддерживать с Западом добрые отношения до стремления рассматривать подписание рамочных отношений в качестве первого шага на пути вступления в военную организацию НАТО.

Новая ситуация, которая складывается в регионе в результате заключения этих соглашений, состоит в том, что южный фланг НАТО постепенно сдвигается к северу, и Черноморье становится его составной частью.

Таким образом, Черноморье, как и Балканы, все больше становится объектом внимания со стороны западного сообщества. Все большее число государств активно обозначает здесь свое присутствие и претендует на наличие своих интересов. Участников черноморской политики становится все больше. Судя по событиям последнего времени, эта тенденция может получить быстрое развитие. С одной стороны, все это свидетельствует о том, что Черноморье активно включается в систему глобальных международных отношений, а с другой - расширение числа неприбрежных государств, стремящихся влиять на ситуацию в Черноморье, может осложнить функционирование механизма решения черноморских проблем. Диалектике развития межгосударственных отношений в регионе свойственно одновременно противоборство и сотрудничество, разъединение и потребность в сплочении.

Можно констатировать, что потребность региона в стабильности приходит в столкновение с недостаточно быстрой перестройкой системы региональных международных отношений. Большинство черноморских государств еще только начинает осознавать, что новая геополитическая обстановка требует от них переоценки содержания их национальных интересов. Возникает необходимость в создании концепции коллективной безопасности и экономического процветания региона, определении методов максимально быстрой и эффективной перестройки региональных структур, формировании соответствующего механизма внешнеполитического сотрудничества.
 

Барьеры на пути к стабильности

В число военно-политических факторов, препятствующих стабилизации региона, следует отнести его перенасыщенность вооружениями. По данным СИПРИ, регион занимает одно из первых мест в мире по этим показателям. Особенно это касается Кавказского субрегиона, где концентрация вооружений может сравниться лишь с ситуацией на территории бывшей Югославии, а точнее, Боснии - Герцеговины. Добавим к этому, что здесь существует неконтролируемый рынок оружия.

Изменился баланс военно-морских сил. В прошлом Черноморский флот СССР с базой в Севастополе был лидером в акватории, а его 5-я эскадра почти постоянно находилась в Средиземном море. Сложная военно-политическая ситуация вокруг Черноморского флота, состояние кораблей (большинство из них было построено свыше 20 лет назад) выводят в лидеры турецкие ВМС, которые успешно реализуют свою программу модернизации.

Источником дестабилизации служат неурегулированность вопроса о государственных границах и территориальные притязания. Хотя принцип нерушимости границ подтвержден рядом двусторонних и многосторонних соглашений, тем не менее в регионе есть влиятельные политические силы, которые ставят этот принцип под сомнение. Более того, время от времени они будоражат общественное мнение своими требованиями пересмотра границ с соседними государствами. Дело осложняется тем, что между рядом Новых Независимых Государств не проведена демаркация границ.

Проблема границ остро стоит, например, в кавказской части региона, где они часто не совпадают с представлениями местного населения о праве того или иного народа на конкретную территорию. К тому же южная граница России до сих пор не закреплена правовыми документами. Процесс суверенизации народов, их стремление к утверждению своей государственности нередко приходит в столкновение с теми границами, которые были установлены в прошлом. Такая обстановка представляется идеальной для тех политических сил, которые спекулируют на территориальных претензиях, на отсутствии демаркации государственных границ в различных частях региона.

Дестабилизация региона во многом порождена факторами этнополитического и этносоциального характера. В Черноморье живут несколько десятков народов и крупных этнических групп. Поэтому возможны самые различные комбинации отношений между ними. В настоящее время на эти отношения накладывает отпечаток целый ряд новых явлений:

  • рост национального самосознания;
  • стремление некоторых малых народов выделиться из государства, в котором они живут, и создать собственное независимое государственное образование;
  • появление радикальных группировок националистического толка, которые во имя достижения своих эгоистических целей готовы развязать вооруженные конфликты.
В результате этнические проблемы стали питательной средой напряженности и вооруженной борьбы в регионе.

Отличительной чертой ряда таких конфликтов в постсоветском пространстве является то, что к их зарождению имели отношение местные коррумпированные элементы, которые умело использовали просчеты в национальной политике для разжигания межнациональной розни. Здесь кроется одна из причин того, что пожар национального противоборства не был потушен в самом начале и ему дали разгореться. Поэтому типичной чертой черноморских конфликтов стал их затяжной характер и высокая степень сопротивляемости урегулированию.

Межэтнические противоречия с наибольшей силой дают о себе знать на Кавказе. Для мира в регионе было бы крайне опасным, если бы произошло дальнейшее обострение ситуации в Чечне. В этом случае может возникнуть вторая Кавказская война.

В числе трудных проблем - положение с национальным вопросом в Крыму. Ожидается, что к 2000 г. на Крымский полуостров должны переехать 17 тыс. болгар, 20 тыс. понтийских греков, 20 тыс. армян, 45 тыс. немцев, которые вопреки их воле были вынуждены в прошлом покинуть Крым. Естественно, что миграция в таких масштабах требует продуманных подготовительных мер, дабы не обернуться трагедией для всего региона.

Усиление межнациональной борьбы возможно также в южной части Черноморья, где курдское население подвергается преследованиям со стороны турецких властей, а Курдская рабочая партия перешла к вооруженным методам борьбы. Неурегулированность ситуации ведет к взрывоопасным последствиям.

Опасность обострения в Черноморье межэтнических противоречий может усугубиться межрелигиозным соперничеством. К Северному Кавказу, в частности, большой интерес проявляют исламские фундаменталистские силы стран Ближнего Востока. В Причерноморье усиливается активность католицизма. Дают о себе знать различные протестантские церкви и секты. Среди них выделяются так называемые электронные проповедники из США. В православном, наиболее крупном сообществе, немало своих противоречий и проявлений внутренней борьбы. Очевидно, что развитие межконфессионального и межцерковного противоборства негативно влияет на отношения между различными этносами, подрывает стабильность.

Не последнее место в создании обстановки напряженности в регионе играют экономические причины. Трудности носят не только общий, но и структурный характер. Одним из проявлений стал спад производства, который охватил большинство стран - бывших советских республик, хотя и в различных масштабах. Почти во всех государствах отмечается энергетический кризис, рост цен на энергоносители. Постсоветские государства подверглись также финансовой коррозии. Внутренние экономические трудности обостряют противоречия, возникшие в результате раздела народного хозяйства Советского Союза, а также нарушения межреспубликанских хозяйственных связей.

Различия в методах государственного становления, разная степень продвижения по этому пути, неадекватное понимание целей суверенизации и независимости ведут к обострению отношений между государствами, препятствуют урегулированию спорных проблем.

Острой социальной проблемой стало положение беженцев, число которых в регионе сильно возросло за последние год-полтора. По оценке Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Азербайджан превратился в гигантский центр по приему вынужденных мигрантов. Здесь их скопилось около 900 тыс. чел.:

200 тыс. из Армении, 250 тыс. из Нагорного Карабаха, 400 тыс. из других районов Азербайджана, оказавшихся в зоне военных действий, 50 тыс. из других государств СНГ. Отмечается сильный рост преступности, правонарушений, связанных с наркобизнесом.

Наконец, надо сказать об экологической ситуации, которая представляет собой большую опасность не только для Черноморья, но и для всех сопредельных районов.

Что можно противопоставить тем многочисленным дестабилизационным вызовам, о которых говорилось выше?
 

Сотрудничество и взаимодействие - путь к стабильности

Думается, что предпосылки объективного и субъективного характера для установления стабильности все же имеются. В числе объективных факторов - тенденция к росту региональных связей, укрепление регионализма как социально-политического явления не только в Черноморье, но и во всем мире.

Среди субъективных факторов - усталость народов от продолжающихся конфликтов, от кровопролития, которое длится здесь уже несколько лет. Общественное мнение все больше осознает потребность и необходимость в утверждении развитой системы всестороннего сотрудничества.

Воплощением этой идеи стала система Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС), учрежденная одиннадцатью государствами* на встрече их высших руководителей в Стамбуле в июне 1992 г. С каждым годом ЧЭС накапливает опыт и все больше становится эффективной международной организацией. Сейчас начался новый этап в ее деятельности, когда после завершения формирования рабочих органов следует разработать четкую программу на будущее, определить проекты и пути их претворения в жизнь. Значительным достижением стало то, что после долгих проволочек приближается открытие в Салониках Черноморского банка по торговле и развитию, пользующегося поддержкой Всемирного банка. В июне 1995 г. в Бухаресте на встрече в верхах государства-участники обсудили насущные задачи региона.

Представляется, что ЧЭС со временем могла бы превратиться в организацию, обеспечивающую коллективную безопасность в Причерноморье, а также сотрудничество во внешнеполитической сфере, - словом, проделать тот путь, который уже совершили западноевропейские страны, создав Европейский союз с общими целями, закрепленными Маастрихтским договором. Такое поэтапное развитие ЧЭС соответствовало бы основным задачам, которые сформулированы для этой организации в Стамбульской декларации, предусматривающей "превращение Черного моря в зону мира, стабильности и процветания и обеспечения развития дружественных и добрососедских отношений".

Очевидно, что дальнейшему укреплению ЧЭС содействовало бы развитие ее европейского направления. В этой связи было бы полезно установление ЧЭС особых отношений с ОБСЕ - единственным всеобъемлющим европейским форумом.
 

Международные организации и Черноморье

Нa совещании в верхах в Будапеште в декабре 1994 г. ОБСЕ обсудила свою региональную политику в отношении Средиземноморского региона и приняла ряд конструктивных решений. Не следует забывать, что Средиземное и Черное моря представляют собой единое геополитическое пространство с общей акваторией. Если ОБСЕ как организация намерена действительно повысить свою роль в жизни Европы, то она должна уделять больше внимания Черноморскому региону. Для ОБСЕ деятельность в регионе должна стать составной частью общеевропейского строительства, а сама система Черноморского Экономического Сотрудничества - тесно увязанной с экономическим направлением деятельности ОБСЕ.

Регион остро нуждается в том, чтобы ОБСЕ располагала эффективным механизмом предупреждения и урегулирования конфликтов, могла оперативно реализовывать свои решения в этой области, играть также важную роль в решении экологических проблем Черноморья.

Распространение программ ОБСЕ на Черноморский регион в сочетании с определенными акциями в рамках ЧЭС представляется одной из форм ликвидации экологического кризиса в регионе. Черноморье нуждается в широкомасштабном плане по поддержанию экологической стабильности. Такой план, связанный с соответствующими мерами ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) и других межправительственных и общественных организаций, мог бы с учетом положений Стамбульской декларации включить практические меры, направленные на поддержание экологического равновесия.

Экономическому подъему региона могла бы содействовать соответствующая деятельность Европейского союза. Роль ЕС здесь сильно возросла в связи с подписанием "европейских" соглашений с Болгарией и Румынией, договоров о партнерстве и сотрудничестве с Россией и Украиной. Наступил период их реализации. Добавим к этому, что ЕС имеет в регионе целый ряд проектов по технической помощи в конкретных сферах: по транспорту, подготовке кадров и т.д.

Представляется, что настало время, когда черноморские страны могли бы инициировать учреждение крупномасштабных программ ЕС для всего Черноморья по типу "новой средиземноморской политики".

Вероятно, больше внимания к Черноморскому региону могла бы проявлять также Организация Объединенных Наций. Конечно, есть определенные достижения в деятельности ООН в связи с грузино-абхазским конфликтом. В этих усилиях большую роль сыграла, как известно, Россия. Под эгидой ООН и России в конце 1993 г. был подписан меморандум о понимании между Абхазией и Грузией. Можно считать, что переговорный процесс пошел с тех пор, однако до его завершения предстоит преодолеть еще немало трудностей. Очевидно, в докладах ООН по Средиземноморью должны найти отражение и черноморские проблемы.

Однако никакое многостороннее сотрудничество, никакие международные организации не в состоянии обеспечить будущее региона, если не будут предприняты соответствующие усилия каждого государства в отдельности, прежде всего в области своей внутренней политики. Это очень емкий и сложный процесс.

Путь к укреплению стабильности и процветанию лежит, конечно, также через развитие двустороннего сотрудничества. По существу, сейчас складывается новая система двусторонних отношений, отличающаяся от прошлых времен. Представляется, что такое сотрудничество должно быть построено на принципах равенства сторон, диалога, без силового давления.

Очевидно, нужно стремиться к такому положению, когда бы ни одна держава не претендовала на роль регионального лидера, а все государства региона располагали равными возможностями в обеспечении своих интересов независимо от размеров своей территории, численности населения, военного и экономического потенциала.
 

* Членами Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС) являются Азербайджан, Армения, Албания, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина; наблюдателями - Польша. Словакия, Израиль, Египет, Италия, Австрия, Тунис.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]