Право
Обозреватель - Observer


 

О народовластии и самоуправлении

В.РЫКУНОВ,
кандидат юридических наук

 

Дальнейшее развитие общества будет осуществляться путем совершенствования самоуправления как наиболее перспективной формы его организации, позволяющей обеспечить подлинное народовластие. Если народовластие является целью организации общества будущего, в котором должен быть гарантирован порядок, обеспечивающий оптимальное сочетание свободы его членов и их интересов, то самоуправление следует рассматривать в качестве основного средства достижения этой цели.

Еще в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо ввел в теорию развития общества понятие "народный суверенитет", в настоящее время практически забытое, которое, по мнению великого мыслителя, является сердцевиной народовластия.

Народный суверенитет - это участие всех и каждого в управлении общественными делами, что является залогом существования свободного и независимого народа. Народ понимается как общность свободных, равноправных граждан. Народный суверенитет, по-видимому, является центральным понятием теории развития общества и отличается емкостью содержания. В него включается также контроль народа за представительными и исполнительными органами власти.

Вклад Ж.-Ж. Руссо в теорию весьма значителен, но одно положение, пожалуй, наиболее четко отражает его взгляд на общество будущего. Исследуя соотношение личности и общества, он приходит к выводу, что для оптимального соотношения необходимо "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 160).

И только во второй половине XX в. в теории социального управления появились понятия "самоорганизация", "самоуправление", которые могут быть использованы в качестве отправных при раскрытии народного суверенитета.

Понятия "самоорганизация" и "самоуправление" характеризуют способность системы без постороннего воздействия устанавливать и поддерживать такой порядок, который обеспечивал бы оптимальное функционирование и эффективное достижение цели системы, т.е. общества. Применительно к обществу самоуправление означает непосредственное участие в процессе управления всех самодеятельных его членов.

Самоуправление как форма общественного устройства и управления в значительной степени отличается от государственного управления, прежде всего отсутствием аппарата принуждения, карательных органов. Функции управления должны трансформироваться в функции самоуправления с информационно-координационной направленностью. Это означает, что ведущими при самоуправлении будут информационно-аналитическая функция и координация, т.е. будет неуклонно снижаться роль функций организационно-распорядительной направленности.

Таким образом, посредством самоуправления должны обеспечиваться общественное устройство, порядок, а также рациональное функционирование всех компонентов общества.

Как показывает анализ, среди ученых доминирует мнение, что самоуправление как форма организации может эффективно функционировать только на низовом, местном уровне. Это даже закреплено в Конституции Российской Федерации: так, глава 8 посвящена местному самоуправлению. Однако это зауженный подход. Самоуправление является универсальной категорией и может даже служить формой организации общества, альтернативной государству.

Если обратиться к анализу нынешнего положения на территории бывшего СССР, то становится ясно, что происходящие здесь процессы противоречат мировой интеграционной тенденции. И государство как форма организации общества играет в этом случае самую негативную роль. Из-за всеобъемлющей роли государства в обществе создалась ситуация, когда "национальный суверенитет", который был провозглашен большинством бывших республик и автономных образований, фактически вылился в "парад суверенитетов" независимых государств и государственных образований в рамках Федерации.

В общепринятом значении национальный суверенитет раскрывается как совокупность прав нации (народа) на свободу выбора политического и социального строя, экономическую независимость, территориальную целостность. Однако в результате подмены этого понятия повсеместно провозглашается государственный суверенитет.

Когда же объявление государственного суверенитета не опирается на объективно сложившиеся условия, это неминуемо ведет к возникновению очагов социальной напряженности, что может проявляться в различного рода насильственных действиях и даже вылиться в гражданскую войну. Все вооруженные конфликты, которые происходят на национальной основе, являются следствием кризиса государственности.

Феномен государства оказывает на народ магическое воздействие, и для подавляющего большинства государство является олицетворением общества. В представлении многих государство выполняет функцию обручей на бочке, без которых вся конструкция рассыплется.

Самоуправление, в отличие от традиционной формы организации общества, характеризуется гибкостью, оперативным реагированием на все изменения, происходящие в социальных отношениях. Это обеспечивается участием каждого самодеятельного члена общества в управлении. Приближение человека к делам общества может достигаться дальнейшим развитием конкретных видов самоуправления. Важным элементом механизма самоуправления целесообразно рассматривать такие его виды, как территориальное, национальное, производственно-экономическое.

Территориальное, или местное, самоуправление призвано обеспечивать такую систему жизнедеятельности общества, когда власть осуществляется снизу, а центральные структуры выполняют исключительно координационные функции. Территориальное самоуправление - основополагающий вид предлагаемой формы организации общества.

Большинство вопросов жизнеобеспечения целесообразно решать на местах, что обеспечит действительную власть народа. Это самый распространенный вид, пронизывающий всю систему организации общества. Именно на местах должны определяться структура и механизм власти, а также формы участия населения в ее осуществлении.

Национальное самоуправление представляет собой форму выражения национального суверенитета, который ни в коем случае нельзя смешивать с государственным суверенитетом. Национальное самоуправление может обеспечить суверенитет любой нации (народа) независимо от численности населения и площади территории проживания. В многонациональном обществе этот вид самоуправления в значительной мере влияет на его структуру. В количественном отношении структурные элементы не могут искусственно делиться на приблизительно равные части, как предлагают некоторые политики. Национальное самоуправление предполагает естественное деление на структурные элементы многонационального общества. Самая сложная проблема при таком подходе - разработать объективный механизм представительности каждой нации (народа).

Производственно-экономическое самоуправление - особый вид самоуправления, регулирующий социальные отношения в материальной сфере. Самоуправление может принимать самые разнообразные формы, которые зависят от характера, объема производственного, транспортного, коммерческого и иного предприятия, на котором оно реализуется. Производственно-экономическое самоуправление должно органично входить в систему самоуправления общества.

Перечисленные виды самоуправления требуют более глубокой научной проработки, и только после этого целесообразно определиться с механизмом внедрения теоретических положений самоуправления (а перечень видов может быть и расширен) в практику функционирования общества. И тогда встает самый важный вопрос: где и при каких условиях может быть положено начало перехода к самоуправлению?

А ведь именно сейчас, на обломках супердержавы, можно было бы начать переход к новой форме организации общества. Для этого имеются благоприятные предпосылки: отдельные части фактически унитарного государства имели слишком тесные экономические, демографические и культурные связи, чтобы в результате единовременного акта разделения произошло полное обособление. Одновременно следует отметить наличие условий, препятствующих формированию нового сообщества: в результате распада супердержавы центробежные процессы на национальной основе, которые десятилетиями вызревали в государстве как протест против полного диктата Центра, в условиях демократизации и гласности активизировались, что привело к развитию государственности на различных уровнях. Это повлекло создание новых государственных структур, т.е. увеличение бюрократического аппарата и затруднение перехода к обществу самоуправления.

Бывший СССР с его огромной территорией и большим числом наций и народностей - это именно то пространство, где может быть создано сообщество нового типа.

Последнее время многие политики, да и не только политики, говорят о возвращении нашей страны в лоно мировой цивилизации. Против этого никто и не может возражать. На деле же в бывшем СССР происходят социальные, политические, экономические процессы, противоречащие мировым, т.е. кто-то явно хочет повернуть историю вспять. Можно приобщиться к "мировой цивилизации", но с отставанием... на целый век. Если не предпринять конкретные шаги по разумному реформированию общества, то неизвестно, в каком качестве можно приобщиться к этой цивилизации. 
 

* The Economist, sept., 16-22, 1995.
** US Congresssional Budget Office. Recovery with Inflation. 1977.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]