Обозреватель - Observer
История

О сохранении исторического и культурного наследия России

О.Блохина-Ваганова

Выдающиеся люди России всегда гордились своей страной, ее своеобразием и самобытностью, способностями русского народа.

Многие поколения русских художников, зодчих, скульпторов оставили потомкам результаты своего труда, таланта, гениальности. Они боролись за национальное достоинство России и заботились о сохранении исторического и культурного наследия страны, пытались передать эстафету следующим поколениям.

Начиная с 1917 г., прошлое стало считаться настоящим препятствием на пути в «счастливое будущее». Все устаревшее, «загнившее» необходимо было сменить на «новое». Уничтожались старинные архитектурные сооружения и, прежде всего, культового характера.

Слова Луначарского А.В.: «Необходимо уничтожить все оскорбительное для народного чувства, создать новое», — служат тому подтверждением.Утраты оказались невосполнимы.

В 1930 г. разбирались постройки Симонова монастыря с целью сооружения Дворца культуры. Идущие на субботник рабочие несли лозунг: «Построим на месте очага мракобесия очаг пролетарской культуры». В тридцатые годы Россию часто посещал известный французский архитектор ле Корбюзье. Он принимал участие в конкурсе на проект реконструкции Москвы, по его словам, в столице все нужно было переделать, предварительно разрушив. Один из крупнейших градостроителей Семенов В.Н. (главный архитектор Москвы в 1932—1934 гг.) говорил: «Когда нужен хирург, не приглашают палача».

Истинные патриоты пытались бороться с этой дикостью. Авторитетные мастера архитектуры, такие как Бенуа Л.Н., Покровский В.А., Щусев А.В., Сухов Д.П. проектировали и строили в «русском стиле».

Сухов Д.П. — архитектор-реставратор. Охрана памятников культуры была одним из главных направлений его работы. Многие уничтоженные уникальные сооружения остались только в рисунках Сухова.

Щусев А.В. — один из наиболее одаренных и активных мастеров русского зодчества. Разносторонняя творческая натура Щусева проявлялась во всех его работах. Казанский вокзал в Москве (1913 г.). Здесь Щусев использовал приемы и декор старорусской архитектуры.

Если Щусев работал в разных архитектурных стилях, то в композициях Покровского В.А. доминировали национальные русские черты. Наряду со Щусевым, Покровский был последним известным мастером «Русского стиля» в архитектуре.

В данное время, когда национальные и патриотические традиции стали предметом, интересующим общество, необходимы не абстрактные рассуждения, а конкретная пропаганда национальной культуры России. Теперь понадобятся многие годы, чтобы у людей сложилось другое отношение к прошлому, золотому фонду искусства страны.

Если взглянуть на фотографии, то можно только поразиться нынешнему запущенному состоянию архитектурных шедевров, возведенных выдающимися русскими мастерами прошлого.


Реставрированный Бенуа Л.Н. и Покровским В.А. Софийский собор в Санкт-Петербурге. Колокольня, возведенная Покровским В.А.
 

Железнодорожный Царский павильон, построенный Покровским В.А. в г. Пушкино.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]