Россия: проблемы национальной-государственной политики
Обозреватель - Observer


 

 ПРОБЛЕМА ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ:

 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ


В.БОЙКОВ,
доктор философских наук
Е.ЛЕВАШОВ,
доктор философских наук

Резкое обострение межнациональных отношений, вспыхнувшие и тлеющие на территории бывшего Союза этнические конфликты выдвинули в число актуальнейших государственных задач России решение проблемы вынужденной миграции, приема миллионов людей, возвращающихся на историческую родину.

 Социологические индикаторы роста миграции населения


Проанализировать социально-экономические последствия массовых переселений можно, лишь имея более или менее точный прогноз массовости миграции. Без него трудно определить, какие финансовые ресурсы потребуются для компенсации ущерба, понесенного беженцами или вынужденными мигрантами, для обустройства новоселов, сколько рабочих мест необходимо создать для них, какой будет реальная нагрузка на социальную инфраструктуру в местах концентрации мигрантов и т.д. 

Процессы возвращения русских из республик бывшего СССР, а также переселения представителей нерусских народов в Россию начать задолго до того, как межнациональная напряженность переросла в стадию открытых конфликтов, стала разменной картой политической борьбы. Об этом свидетельствуют такие данные. В 1979 - 1988 гг. положительное сальдо миграции русских в Россию, прежде активно перемещавшихся в другие республики, превысило 300 тысяч человек.

На росте масштабов миграции сказался и отток "некоренных" народов из регионов концентрации нерусских титульных этносов в самой России - из Северокавказского, Поволжского, Сибирско-Забайкальского, а также из районов северного пояса Федерации.

По сути дела, в этих регионах наблюдаются те же симптомы дискриминации представителей нетитульных этносов, что и в ближайшем зарубежье. Так, например, в социологическом исследовании, проведенном летом 1990 г. в 9 регионах РСФСР (по представительной выборке было опрошено 3,5 тыс. человек), респондентам был задан вопрос: "Влияет ли национальность человека на его общественное положение и условия жизни?" Полученные ответы таковы (в процентах от количества опрошенных в каждом регионе):
Регионы
на продвижение по службе
на получение жилья
на поступление в ВУЗ
на избрание
в руководящие органы
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
Башкортостан
51
34
23
51
53
32
51
31
Дагестан
66
18
42
35
57
28
63
21
Татарстан
42
43
20
60
36
47
42
41
Удмуртия
28
52
8
77
51
36
32
53
Хакасия
29
55
16
70
48
42
26
58
Якутия
32
42
20
51
47
31
33
34
Красноярский край
38
44
24
54
43
38
33
46
Свердловская область
29
45
13
65
30
45
26
50
Ставропольский край
35
45
24
53
40
42
2650

Приведенные данные показывают, что давление этнического фактора на жизнь людей, удовлетворение их потребностей в труде, жилье, образовании наблюдается повсеместно, в том числе в регионах, где русские составляют преобладающую часть населения.

Результаты социологических опросов населения, проведенных Социологическим и социально-психологическим центром Российской академии управления и Институтом комплексных социальных исследований, свидетельствуют, что межнациональная рознь и конфликты на этой почве стабильно находятся в числе основных источников' социальной напряженности. Они стали основным побудительным фактором миграции.

 Влияние массовой миграции на рост социального стресса в обществе


Проанализировать социально-экономические последствия массовых переселений можно, лишь имея более или менее точный прогноз массовости миграции. Без него трудно определить, какие финансовые ресурсы потребуются для компенсации ущерба, понесенного беженцами или вынужденными мигрантами, для обустройства новоселов, сколько рабочих мест необходимо создать для них, какой будет реальная нагрузка на социальную инфраструктуру в местах концентрации мигрантов и т.д. 

Среди неблагоприятных последствий массовой миграции весьма существенное значение имеет рост социального стресса. Значительно ухудшается социальное самочувствие самих мигрантов, утративших свой прежний статус и зачастую перспективы достижения социального успеха. Возникает и недовольство жителей тех городов и сел, куда прибывают мигранты. Экономическая и социальная инфраструктура этих регионов испытывает дополнительные нагрузки.

К сожалению, этому важному вопросу пока еще уделяется недостаточно внимания. Помощь вынужденным мигрантам или беженцам со стороны местных органов власти и населения явно недостаточна. Попытки переселенцев обрести социальную нишу в новых местах наталкиваются на серьезные объективные трудности.

Практически повсеместно в местах сосредоточения беженцев, где проводился опрос, с их появлением возрос уровень социальной напряженности. Это отмечают и сами мигранты, и местные жители.

О социально-психологической атмосфере, в которую попадают беженцы, говорят также результаты опроса населения 13 регионов Российской Федерации в декабре 1992 г. На вопрос: "Сторонником какой политики Вы являетесь?" - ответы распределились так (в процентах от количества опрошенных): 

    - принимать граждан всех республик бывшего СССР независимо от их национальности - 36%;

    - принимать только россиян по происхождению - 51%;

    - не принимать никого - 11%;

    - не ответили - 2%.

Каждый десятый опрошенный выступает против приема мигрантов, а половина участников опроса склонна делить беженцев и мигрантов на "наших" и "чужаков". С подобными стереотипами массового и индивидуального сознания нельзя не считаться. На практике они ярко проявились в Саратовской и Волгоградской областях, при обсуждении вопроса о размещении там немцев и воссоздании в Поволжье немецкой автономии.

Недоброжелательное отношение местного населения к мигрантам будет нарастать по мере усиления дефицита возможностей в удовлетворении потребностей людей в продуктах питания, жилье и т. д. Это проявляется уже и в настоящее время.

В общероссийском опросе, проведенном в декабре 1992 г., респондентам был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, чтобы беженцам, которые могут появиться у Вас, выделять вне очереди жилье, предоставлять им работу, оказывать помощь деньгами из государственного бюджета?" Получено следующее распределение ответов (в процентах от количества опрошенных) :

1. Отношение к оказанию помощи в трудоустройстве 

     
    - положительное 58%;
    - отрицательное 15%;
    - затруднились ответить 27%.
2. Отношение к оказанию помощи деньгами
     
    - положительное 56%;
    - отрицательное 19%;
    - затруднились ответить 25%.
3. Отношение к оказанию помощи жильем
     
    - положительное 29%;
    - отрицательное 33%;
    - затруднились ответить 38%.

Острота жилищной проблемы в России, где количество очередников превышает 9 миллионов человек, отчетливо проявилась в прожек-тивном отношении населения к мигрантам -менее трети опрошенных склонны поддержать политику приоритетного жилищного обустройства вынужденных мигрантов-. Достаточно велик удельный вес респондентов, занимающих негативную позицию в оказании гуманитарной помощи переселенцам.

Это показатель конфликтности ситуации резко возрастает, когда этнический состав мигрантов не совпадает с титульным этносом в местах их нового расселения, ибо усугубляется этническими и языковыми различиями. Иначе говоря, массовая миграция чревата "цепной реакцией" межнациональных конфликтов, симптомы которой уже налицо. Они выражаются, в частности, в росте национализма и попытках инициировать погромы иноплеменников и иноверцев в областях, которые приняли значительное количество мигрантов.

 Перспективы миграции русских:
количественные и качественные показатели


Проанализировать социально-экономические последствия массовых переселений можно, лишь имея более или менее точный прогноз массовости миграции. Без него трудно определить, какие финансовые ресурсы потребуются для компенсации ущерба, понесенного беженцами или вынужденными мигрантами, для обустройства новоселов, сколько рабочих мест необходимо создать для них, какой будет реальная нагрузка на социальную инфраструктуру в местах концентрации мигрантов и т.д. 

Прогнозные оценки миграции русских в Россию различны. К потенциальным мигрантам практически можно отнести все 25 миллионов русских, проживающих в пределах ближнего зарубежья. 4-5 миллионов человек в ближайшие пять-десять лет - таким представляется максимальный объем миграционных потоков, которые могут быть вызваны и в случае обострения межнациональных отношений, и вследствие развертывания военных действий на территориях бывших союзных республик.

По данным Федеральной миграционной службы, в ближайшие год-полтора можно ожидать прибытия в Россию от 650 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч человек из государств ближнего зарубежья; 300-400 тысяч с Украины и из Беларуси, 250-550 тысяч из Средней Азии и Казахстана, 40-100 тысяч из Закавказья, 25-45 тысяч из Прибалтики.

Значительные перемещения русских из Украины и Беларуси в Россию, украинцев и белоруссов на Украину и в Беларусь возможны лишь в случае военного конфликта между республиками. Хотя и сейчас только из нефтяных районов Севера выезжает в Беларусь и на Ук* раину больше белорусов и украинцев, чем въезжает русских в Россию из этих двух республик.

Сложнее обстоит дело с русскими в Казахстане, где их около 6 миллионов (1/4 всех русских, проживающих в бывших союзных республиках за пределами Российской Федерации). Уже в начале 1992 г. был большой поток русских переселенцев из Южного Казахстана, а летом и в начале осени - с севера и востока республики.

В 1993 г. можно ожидать переселенцев с Северного Кавказа, а также из бывших союзных республик Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Можно предвидеть три направления и соответственно три периода переселения русских в Россию. Ожидается активная миграция в Россию русских первого и второго поколения из Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана. Оттуда намереваются выехать от 30 до 50 процентов русскоязычного населения.

Из Латвии, Эстонии, Литвы, Молдовы, Грузии, Армении намерены уехать 18-20 процентов русских. С Украины и из Беларуси (стран практически одной с Россией культуры) высказывают желание уехать до 11 процентов русских.

До 2 миллионов русских намерены, по данным опросов, выехать сегодня в Россию из-за того, что ощущают преследования по национальному и языковому признакам.

Вынужденные мигранты из союзных республик как в настоящее время, так и в перспективе - это, главным образом, инженеры, техники, квалифицированные промышленные рабочие, учителя, врачи, т. е. люди сугубо городские, которые именно в связи с этим очень часто оказываются загнанными в угол. Они не могут поселиться в крупных городах, так как возникают проблемы с пропиской. Не могут купить или построить жилье в городе, поскольку этого не позволяют законы. Вот почему многие из них воспринимают свое положение как безнадежное. Политические взгляды нынешних и будущих мигрантов, отношение к новым политическим и экономическим реальностям, из-за которых они стали изгоями, вряд ли нуждаются в комментариях.

Принято объяснять тяжелое положение мигрантов в настоящее время и еще более тяжелое для следующих волн миграции тем, что государственные структуры заняты другими проблемами, а также отсутствием соответствующего законодательства и государственной политики в отношении миграции. Такие утверждения верны лишь отчасти.

На территории России уже сегодня открыты и действуют 6 специальных и транзитных пунктов приема беженцев. Обсуждается возможность создания подобных пунктов в каждой области, а также региональных миграционных служб.

Комитет по делам миграции исходит из того, что это не только бедствие, но и благо для России. Правительства начинает понимать, что прием и обустройство мигрантов требуют больших инвестиций, однако на историческую родину возвращается едва ли не самая предприимчивая и трудолюбивая часть нации.

Активно функционирует Общественный комитет по обустройству вынужденных мигрантов, преодолевая большое количество препятствий. За неполный год он "пропустил" около 1 млн человек, оказал помощь 20 тысячам.

Вместе с тем, работа по проблемам миграции разобщена, отсутствует координация на государственном уровне, происходит распыление средств. Многие категории мигрантов оказались вообще вне сферы государственного регулирования. Ясно, что Федеральная миграционная служба в одиночку не справится с нарастающей переселенческой стихией.

Ситуация требует незамедлительных действий. Необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые бы охватывали все сферы жизни, нужна координация действий государственных миграционных органов, Министерства иностранных дел, Комитета по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета по национальным делам, а также многочисленных общественных организаций.

 Принципы и направления миграционной политики


Проанализировать социально-экономические последствия массовых переселений можно, лишь имея более или менее точный прогноз массовости миграции. Без него трудно определить, какие финансовые ресурсы потребуются для компенсации ущерба, понесенного беженцами или вынужденными мигрантами, для обустройства новоселов, сколько рабочих мест необходимо создать для них, какой будет реальная нагрузка на социальную инфраструктуру в местах концентрации мигрантов и т.д. 

Политика государства в отношении миграции не просто нуждается в серьезнейших коррективах. Учитывая прогнозные количественные и качественные оценки миграции и ее социально-политические последствия, речь должна идти фактически о разработке новой всеобъемлющей и действенной миграционной политике. Основные действия и принципы ее представляются следующими:

    - помощь вынужденным мигрантам должна включать в себя не только предоставление компенсаций, земли, кредитов, информации по трудоустройству, но и снятие ограничений в прописке, выборе места жительства. Мигранты вместе с остальными россиянами должны стать равноправными продавцами и покупателями на рынках жилья и труда России, а не превращаться в заложников "высших государственных интересов";

    - организация действенной помощи беженцам и вынужденным переселенцам требует решения, как минимум, трех проблем - финансовой помощи международных гуманитарных организаций, создания эффективно действующих правительственных миграционных служб и принятия нового законодательства о паспортном режиме и гражданстве;

    - рост или затухание миграционных процессов будет зависеть, как минимум, от трех факторов: от политических решений руководства различных республик о защите прав национальных меньшинств, от темпов проведения в республиках "коренизации" населения, а также от корректировочной политики.

Не терпит отлагательства выработка более четких ориентиров во взаимоотношениях между республиками бывшего СССР, а также между субъектами Российской Федерации. Требуется существенная корректировка проводимой в России и регионах миграционной политики. Ее следует поставить на строго научную базу, с использованием достижений демографической науки, этнопсихологии и других областей знания.

Но и без дополнительных исследований ясно, что уже сегодня требуется:

    - заключить между суверенными государствами - бывшими республиками СССР договор или принять конвенцию о правах национальных меньшинств на труд, образование, культурно-национальную автономию;

    - доработать Федеративный договор между субъектами Российской Федерации. Следует определить и неукоснительно обеспечивать экономические, социальные и политические гарантии для беженцев, жертв межнациональных конфликтов и вынужденных мигрантов независимо от их национальности, вероисповедания, идеологических убеждений, а также регионов, откуда они прибыли;

    - заключить между субъектами Российской Федерации соглашение, определяющее размеры, порядок и механизмы компенсации беженцам и вынужденным мигрантам с учетом понесенного ими ущерба за счет ответственной стороны или из федерального бюджета;

    - законодательно обеспечить представительство различных этносов Российской Федерации в органах власти, более оперативно и глубоко учитывать этнические проблемы и интересы разных народов в экономической, социальной и культурной политике;

    - конституционно определить разнородные национальные движения, отражающие интересы различных этнических групп, в том числе не имеющих своих национально-этнических образований на территории Российской Федерации;

    - оъявить мораторий на преобразование территорий бывших автономий, имеющих целью передел существующих или определение новых границ;

    - осуществить меры по повышению и выравниванию уровня жизни в различных национально-государственных образованиях;

    - выработать единые программы социально-экономического и культурного развития тех регионов, где сконцентрированы различные этносы - Северокавказского, Поволжского, Северо-Западного и других;

    - определить географию более оптимального расселения репатриантов и объемы средств, необходимых для их обустройства;

    - предотвращать чрезмерную концентрацию мигрантов в отдельных районах страны, как, например, в Ставропольском, Краснодарском краях и некоторых других;

    - скоординировать работу по улучшению психологического климата вокруг переселенцев, определить санкции, налагаемые на органы власти и граждан, разжигающих вражду между местным населением и мигрантами;

    - более оптимально использовать профессиональный потенциал рабочих и инженеров из числа вынужденных мигрантов и беженцев;

    - организовать переобучение мигрантов с целью сокращения армии вынужденных безработных;

    - поощрять предпринимательскую деятельность переселенцев (временные льготы в налогообложении для открытия малого бизнеса);

    - образовать специальный бюджетный или внебюджетный фонд для оперативного решения этих и других возникающих проблем.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]