Обозреватель - Observer
Внешняя политика


 

Турция и республики Центральной Азии:
любовь по расчету


А.КУРТОВ,
эксперт Российского института
стратегических исследований

 
    Нынешнее руководство всех Центральноазиатских государств очень активно в проведении внешней политики в "восточном" направлении. Новые суверенные образования стремятся получить максимум возможной выгоды и от членства в СНГ, и от развитых западных стран, и от мусульманского мира. При таком подходе неизбежно приходится балансировать в политике, учитывать различные факторы, вести сложную дипломатическую игру.

    Страны региона входят в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС) - межправительственную региональную структуру, объединяющую Иран, Турцию, Пакистан, Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан. Первый саммит ОЭС был проведен в 1992 г. в Тегеране, второй - в 1993 г. в Стамбуле, третий - в марте 1995 г. в Исламабаде. Организация ставит целью развитие сотрудничества между странами-участницами в экономической, технической и культурной областях. Текущая деятельность ОЭС осуществляется в рамках восьми технических комитетов.

    ОЭС была разработана стратегия регионального сотрудничества до 2000 г., которая нашла отражение в двух документах:

    "Кветтский план действий" и "Стамбульская декларация'. Для устранения торговых барьеров между странами - членами ОЭС был принят "Протокол о введении льготных тарифов", предусматривающий снижение на 10% некоторых таможенных пошлин. На встрече на высшем уровне в Исламабаде в марте 1995 г. рассматривался вопрос о создании Банка торговли и развития ОЭС, пароходной компании и авиакомпании ОЭС.

    В рамках ОЭС Турция весьма активно старается воздействовать на своих новых партнеров, но все же основная ее политика ведется по линии двусторонних отношений.


 

Распад Союза - звездный час для Турции

С самого начала после распада СССР Турция приняла весьма активное участие в политическом и экономическом проникновении в Закавказские и Центральноазиатские республики. В течение короткого срока она признала их независимость. К этому турецкую сторону подталкивали открывшиеся новые и достаточно привлекательные возможности во внешней политике и довольно сложная экономическая ситуация в самой Турции;

Появление на международной арене новых тюркоязычных государств, богатых к тому же полезными ископаемыми, рассматривалось в Турции как исторический шанс через сближение с ними решить свои собственные проблемы. В результате Анкара стала стремиться проводить политику быстрого налаживания культурных, политических и экономических контактов с ними. Особенно активно новым политическим элитам постсоветских республик стала внушаться мысль о том, что Турция в состоянии обеспечить собственными силами услуги по транзиту нефти и природного газа через свою территорию для выхода на рынки Запада. Другим активно разрабатываемым направлением внешней политики стало для Турции стремление через не новую в истории идею единения всех тюркских народов утвердиться самой в качестве лидера новых тюркских государств.

Турецкая экономика несвободна от высоких темпов инфляции, составивших в 1994 г. 151%, в 1995 г. - около 100%. Страна не завершила еще перехода к подлинно рыночной экономике. Очень велик и внешний долг - свыше 70 млрд. долл. Несмотря на высокий темп роста национальной экономики (4,5%) и высокие доходы от экспорта (10 млрд. долл.), с выплатой долгов страна справиться не может и работает преимущественно на их погашение. Турецкая пресса с тревогой пишет о том, что "каждый турецкий гражданин рождается с долгом в полторы тысячи долларов".

Турецкая лира включена в число наиболее неблагополучных денежных единиц мира, в этом списке она лишь немного опережает украинский карбованец. В январе 1995 г. власти вынуждены были ввести в обращение купюру в 1 млн. лир. Такое положение сложилось не только из-за наследия прошлого.
 

Там, где нефть, - всегда большая политика

Турецкое правительство крайне заинтересовано в отмене санкций ООН против Ирака. Помимо прочего, Ирак должен Турции примерно 700 млн. долл. Президент Турции Сулейман Демирель активно ищет союзников, вместе с которыми можно было бы выступить за отмену санкций против Багдада. Одним из таких союзников является Иордания. Комитет Совета Безопасности ООН по санкциям некоторое время делал для этой страны исключение, позволяя ей импортировать ежедневно около 65 тыс. баррелей иракской нефти. Турция же не получила даже таких послаблений.

Эти обстоятельства лишь усиливают активность Турции во всех направлениях. В случае успеха с отменой санкций Турция, вполне вероятно, может и ослабить свою заинтересованность в форсировании проектов прокладки новых нефтепроводов для перекачки нефти Азербайджана и республик Центральной Азии. Можно ожидать тогда и роста комиссионных за транзит этой нефти. Эти обстоятельства вкупе с низким качеством среднеазиатской нефти могут сделать ее неконкурентоспособной из-за высоких издержек. В своей дипломатии новым государствам было нелишне учитывать эти обстоятельства.

Понятно, что для Турции, испытывающей нехватку как природных ресурсов, так и валюты, проекты прокладки нефтепроводов сулят немалую выгоду- В начале 90-х годов Турция ценой гигантских усилий добилась увеличения нефтедобычи до 3-4 млн. т. Однако реальные потребности страны, составляющие свыше 20 млн. т, это никак не покрывало. Поэтому она вынуждена ежегодно тратить немалые средства на импорт около 18 млн. т нефти.

Еще сложнее дело обстоит с природным газом. Собственных месторождений "голубого топлива" страна не имеет и поэтому покрывает свои потребности импортом из России, Ирана, а в перспективе - и из Туркменистана.

Пока же турецкая позиция выливается в форсированном пробивании своего - "турецкого" - варианта прокладки нефтепроводов.

У специалистов мало сомнении в том, что именно с этим обстоятельством связано решение турецкого правительства с 1 июля 1994 г. в одностороннем порядке ввести новый регламент судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы. Анкара открыто пренебрегла Международной конвенцией о режиме проливов, принятой в 1936 г. в швейцарском городе Монтре.

Турция ввела ряд ограничений, касающихся прежде всего прохода крупнотоннажных нефтетанкеров, несмотря на то, что Конвенция, под которой стоит подпись Турции, предоставляет право "полной свободы прохода и плавания днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей".

Для этого турецкая сторона использовала происшедший в марте 1994 г. инцидент в Босфоре, когда имели место столкновение двух транспортных судов и пожар танкера с нефтью. Причем причины этого происшествия так и не выяснены до сих пор. Под предлогом защиты окружающей среды на Босфоре Анкара стремилась фактически поставить заслон морским нефтеперевозкам из Черного моря в Средиземное. В прошлом ежегодно через проливы проходило более 45 тыс. судов из государств СНГ, в том числе - 70% с нефтью.

Довольно скоро стало очевидным, что Турция не в состоянии сама обеспечить финансирование проектов ни по разведке и добыче природных энергоресурсов, ни по строительству нефте- и газопроводов как из Азербайджана, так и из других постсоветских республик.

Подписанное в октябре 1995 г. Соглашение о транспортировке азербайджанской нефти, компромиссное по своей сути, рассматривает турецкий вариант как резервный, отдавая все же предпочтение российскому маршруту. Это. не случайно - затраты на российский вариант в пять раз ниже, чем на турецкий. Поэтому Турция активно стала добиваться получения американских кредитов, не оставляя надежды к 2010 г. транспортировать около 100 млн. т нефти через свою территорию.
 

Военная сила как аргумент политики

Великодержавные мотивы в политике Турции время от времени также дают о себе знать. Турция не прочь занять место лидера в регионе, целью Анкары является создать из части республик бывшего СССР и отчасти Югославии некое политико-экономическое образование, в котором доминирующая роль была бы закреплена за Турцией. На этом направлении Анкара весьма активна.

"Доминировать в тюркском мире" - вот цель, на которую не жалеют денег, активно расширяется теле- и радиотрансляция на Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан, обрабатывается элита этих республик. Съезд тюркских государств и общин в марте 1993 г. в Анталье достаточно четко показал это стремление. Особенно очевидно это было во время организованной турецкой стороной показной ритуальной церемонии, в которой руководители тюркских государств наносили удары молотом по бруску металла на наковальне. Дело в том, что существует давнее турецкое предание, представленное турецкой стороной как общетюркское, в котором якобы предки тюрок, теснимые врагами, объединили свои усилия и победили. В память об этом и "ковали" тюркское единство нынешние главы государств. И это при том, что Турция активно добивается интеграции в рамках ЕС.

Военная проблематика присутствует в политике Турции в отношении с Центральноазиатскими республиками. В военных училищах Турции в настоящее время проходят обучение многие выходцы из этого региона. Думается, что они там впитывают дух турецкой армии, являющейся "государством в государстве".

Уже сейчас некоторые российские адмиралы, анализируя милитаризацию турецкого флота и деградацию российского, прогнозируют в ближайшем будущем возможность достижения четырехкратного перевеса боевой мощи турецких ВМС над российскими. Но не только эти моменты должны настораживать российское руководство. Турецкая сторона становится более откровенной в изложении своих целей на политической арене. Так, во время официального визита президента Демиреля в Алма-Ату летом 1995 г. Турция прямо высказала свое неудовольствие заключенными между Россией и Казахстаном договоренностями в военной области.
 

Путь в Европу тернист и труден,
но на подошву своих ботинок можно пустить и чужую кожу

Качество большинства турецких товаров намного уступает европейским изделиям, на одной сельхозпродукции подлинной интеграции не добиться. Причем это становится все более очевидно не только европейским потребителям турецкой продукции. Уже сейчас покупатели в странах СНГ стали с недоверием относиться к продукции турецких фирм. Объем турецкого экспорта по этим причинам в Центральноазиатские республики снизился.

Правительство Турции вынуждено было принять решение с 1 апреля 1995 г. запретить экспорт тех товаров, которые не будут иметь сертификат качества Института стандартизации страны.

Очень существен и разрыв в доходах на душу населения: в ЕС он составляет примерно 10 тыс. долл. в год, а в Турции - лишь около 2 тыс. Правительство вынуждено было снизить пошлину на товары, импортируемые из ЕС, с 19,7% в 1993 г. до 12,8% в 1994 г., что увеличило дефицит торговли Турции с ЕС. В то же время есть проблемы с соглашением о поставках текстильно-швейных изделий Турции в страны ЕС, а это - главная статья экспорта Турции. В этом плане внутренний рынок большинства республик Центральной Азии не представляет особого интереса для Турции из-за своей малой емкости и вероятной конкуренции с текстилем из Китая.

Не интересует Турцию и большинство производимой в регионе продовольственной продукции, так как ею она себя обеспечивает самостоятельно. Ее могут привлечь другие продукты аграрного сектора - кожа и шерсть. Отсюда становятся понятными, например, рассуждения в казахстанской прессе о необходимости пересмотра аграрной политики, свертывания земледелия и возврата к традиционному скотоводству. Страны Центральной Азии должны обеспечивать Турции ее тылы для скорейшего вхождения в Европу в качестве прежде всего сырьевых придатков.
 

Нет мира и согласия под оливами Анатолии

Не все политические круги в Турции приветствуют подобный курс. В частности, Партия благоденствия (Рефах), известная своей происламской направленностью, считает, что соглашение с ЕС и вообще присоединение Турции к Европе неприемлемо.

Такую позицию нельзя игнорировать, ведь в партии состоит около 2 млн. человек, и, как показали последние выборы, партия Н.Эрбакана, по существу, стала правящей, создав коалицию вместе с Партией верного пути Т.Чиллер.

Лидер Партии благоденствия Н.Эрбакан не без успеха использует откровенно исламистские популистские лозунги, идущие вразрез с принципами, завещанными Ататюрком.

В результате, как отмечает турецкая газета "Миллиет", 35% губернаторов турецких провинций разделяют взгляды фундаменталистских либо правых группировок. Турция уже испытала ряд актов исламского экстремизма - погромы общины алевитов в Стамбуле, поджог гостиницы в г. Сивас и т.п.

Ничего странного в этом нет, вхождение в Европу дается нелегко.

Только за последние 10 лет в Стамбул вынуждены были переселиться 4 млн. бывших крестьян, принесшие свою психологию и не всегда способные адаптироваться к новой для них жизни. Да и кризисные явления дают о себе знать.

Число безработных, по официальным данным, составляет 8%, а по неофициальным - в два раза выше. 2 млн. турок-гастарбайтеров обретается только в Германии.

Разумеется, Турция вынуждена учитывать интересы России как крупнейшей среди постсоветских республик. Торговля между этими двумя странами весьма активна. Если в 1990 г. объем ее составлял 200 млн. долл., то в 1994 г. уже превысил 2 млрд. долл., а в 1995 г. - достиг 2,5 млрд. долл.

В России успешно действует около 100 турецких фирм, реализующих проекты на сумму в 5 млрд. долл.

Гигантский размах приняла не поддающаяся учету "челночная" торговля, в буквальном смысле озолотившая турецкие рынки. По мнению специалистов, товарооборот "челноков" составлял в течение последних пяти лет от 3 до 5 млрд. долл. ежегодно.

Сегодня Турция занимает пятое место среди стран, ввозящих продукцию в Россию, и шестое место - среди импортеров товаров из РФ. Только за первое полугодие 1995 г. турецкий экспорт увеличился на 50%, а импорт - на 80%.
 

Центральная Азия как сфера турецких интересов

Развитие многосторонних отношений с Турцией у государств региона вызывалось многими причинами. Во-первых, руководство постсоветстких республик, объявивших себя суверенными государствами, привлекала на первых порах модель турецких экономических и политических реформ, в результате которых было создано светское государство в стране с населением, исповедующим ислам, и в то же время ориентированным в значительной мере на европейские ценности.

Такой подход стимулировался активной пропагандой, которая велась турецкой стороной. Так, в правительственной программе Турции 1993 г. откровенно говорилось, что "Турция - модель для приобретших недавно независимость новых государств и особенно - для тюркоязычных государств". Во-вторых, большие надежды возлагались на финансовую и экономическую помощь Турции в решении многообразных проблем экономики Центральноазиатских республик. В-третьих, определенное значение имела и открывшаяся возможность укрепить контакты в культурной сфере со страной, которая активно стала пропагандировать историческую общность тюрков, к которым относятся казахи, туркмены, узбеки, кыргизы.

Наконец, важным моментом было стремление заполучившей власть политической элиты, опираясь на Турцию, использовать эти связи в качестве аргумента в своей дипломатии. Не только России, но и другим странам СНГ стремились показать, что у этих государств есть поле для маневра, альтернатива в выборе партнеров по конкретным проектам и тем самым усилить свою позицию на переговорах с ними. Причем, когда это касалось Центральноазиатского региона, такой фактор приобретал важнейшее значение. Все государства этого региона стремились к расширению контактов с Турцией. Сложилась даже определенная конкуренция между ними.

Первые официальные визиты руководителей стран региона в Турцию состоялись еще в сентябре 1991 г. В их рамках стороны подписали целый ряд соглашений о сотрудничестве в разных сферах, а Турция признала независимость этих республик и открыла там свои официальные представительства.

Позднее столицы Центральноазиатских республик посетил тогдашний премьер-министр Турции С.Демирель, ставший позднее, после смерти Т.Озала, президентом страны. В октябре 1992 г. в Анкаре было проведено Совещание глав государств и правительств Турции, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана. В результате активно стало развиваться экономическое сотрудничество этих стран, прежде всего торговля. Так, например, товарооборот Турции с Казахстаном вырос с 20 млн. долл. в 1992 г. до 112 млн. долл. в 1993 г., а на середину 1995 г. он составлял 160 млн. долл. В Казахстане работают 269 турецких фирм, со 158 компаниями Турции осуществляются торговые операции.

Казахстан в этом плане не сумел обойти другие Среднеазиатские республики. Узбекистану первому удалось заручиться соглашением о предоставлении кредита в сумме 5 млн. долл. А товарооборот Туркменистана с Турцией, составлявший в 1992 г. 20 млн. долл., достиг в 1994 г. 326 млн. долл. Турецкая сторона сумела расположить к себе своих новых визави. Прием делегаций обставлялся очень торжественно, в адрес руководителей новых суверенньх государств не жалели высокопарных речей. Это действовало. На Востоке отношение к гостю значит немало. Турция активно стремилась поддерживать дипломатическую деятельность в этом направлении. На международных экономических форумах в Давосе стало традицией проводить встречи лидеров Турции и Центральноазиатских государств. Представительные делегации из министров и депутатов парламента Турции совершали вояжи по республикам Средней Азии и в Азербайджан, заключалась масса соглашений. Были созданы Деловые советы Турции и целого ряда стран - членов СНГ. В 1992 г. в структуре МИД Турции было сформировано даже специальное ведомство - Агентство тюркского сотрудничества и развития, в задачу которого входила работа по организации различных контактов с постсоветскими республиками.

Турецкая сторона учредила и специальный турецко-среднеазиатский банк для финансирования своего экономического проникновения на рынки региона. Уставный капитал этого банка был сформирован из средств нескольких крупных частных банков Турции, а пятая часть его принадлежала Эксимбанку. Именно по линии Эксимбанка шли основные кредиты Турции в Центральноазиатские государства, общая сумма которых приблизилась к отметке в 1 млрд. долл. Однако необходимо отметить, что по этой кредитной линии была освоена лишь часть средств, а турецкий Эксимбанк стал стремиться к использованию любой возможности для ограничения суммы выдаваемых кредитов, особенно по среднесрочным проектам с низкой окупаемостью. В этом нет ничего удивительного. В апреле 1994 г. в Турции была принята стабилизационная программа, основанная на "жесткой экономии" и четкой выплате процентов по внешнему долгу (6-7 млрд. долл. ежегодно).

Таким образом, обладая относительно скромными возможностями в финансово-кредитной сфере, Турция сделала активную ставку на гуманитарное сотрудничество. Студентам из стран СНГ было выделено около 10 тыс. стипендий для обучения в учебных заведениях Турции. Да и на территории самих Центральноазиатских государств стали создаваться совместные университеты, в частности Университет им. Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане, и лицеи в Узбекистане при поддержке турецкой стороны. Следует заметить, что уровень преподавания в вузах Турции значительно уступает ведущим учебным центрам Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Но имеющаяся дезинтеграция в государствах бывшего СССР отрицательно сказывается и на контактах в этой сфере. Этим не преминули воспользоваться другие страны. Турция через подготовку специалистов явно намерена воздействовать в нужном ей направлении на будущую элиту своих потенциальных сателлитов.

Воздействие на умы не ограничивается лишь стенами учебных аудиторий. Идет процесс подключения отдельных представителей политических и деловых кругов Центрально-азиатских государств к разнообразным турецким проектам. Здесь и строительство авто- и железнодорожных магистралей, и расширение деятельности недавно открытой Стамбульской золотой биржи, которая, по словам ее генерального секретаря Айтогу, должна стать "окном во внешний мир" для Узбекистана и Казахстана.
 

В октябре 1994 г. в Стамбуле состоялась встреча глав государств Турции, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана, на которой обсуждались проблемы дальнейшего укрепления сотрудничества этих государств.

Думается, что происламская Партия благоденствия, которая сегодня занимает ведущее место на политическом Олимпе Турции, будет делать все для укрепления идеологии и практики панисламизма. Так что все еще впереди.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]