Обозреватель - Observer
Экономика


 

Реформы за рубежом

Реформа в промышленности КНР:
трудный путь


З.МУРОМЦЕВА,
кандидат экономических наук

 

Основной смысл экономической реформы в промышленности КНР заключается в радикальной структурной перестройке (отраслевой, технологической, социальной), обеспечении высокой эффективности и качества промышленного производства при сохранении большей части средств производства в государственной и коллективной собственности, обеспечении восприимчивости хозяйственного механизма промышленных предприятий к научно-техническому прогрессу и росту потребностей населения.

В плане подготовки среды для проведения рыночных реформ, на наш взгляд, Китай имеет целый ряд достижений:

  • при управлении переходными процессами в ходе формирования рыночных отношений удалось не допустить критического спада промышленного производства ни в условиях депрессии начала 80-х годов, ни в условиях ликвидации последствий "перегрева" конца 80-х годов, а также в середине 1993 г.;
  • жизненный уровень населения повысился и оставался в основном стабильным. Инфляция пока не вызвала серьезного социального напряжения в обществе;
  • новые уклады (кооперативный, частный, индивидуальный) расширялись одновременно с продолжающимся воспроизводством государственного и расширением коллективного секторов.

  • В промышленности государственная собственность по выпуску валовой продукции в 1993 г. составила 48,1% против 78% в 1978 г., коллективная - 38% против 22%, частная, индивидуальная и совместные формы собственности - 13,9% (в 1978 г. их практически не было);

  • сохранен потенциал государственных предприятий и приняты меры по его активизации. Образование новых секторов происходило в основном в соответствии с принятыми законодательными актами, в русле определенного отступления монопольных структур, малой приватизации. Основные фонды государственной промышленности в 1992 г. составили 74,5%, коллективной - 19,9%, других форм собственности - 5,5%1;
  • общество не втянуто в хронический структурный кризис и обнищание, сохранена роль государства как гаранта протекающих реформ.

  • Среднегодовой прирост промышленной продукции в период 1979-1992 гг. составил 13,2%, в том числе прирост в электроэнергетике - 7,9%, добыча угля - 3,5%, нефти - 1,8%, выплавка стали - 6,8%, производство проката - 8,1%, цемента - 11,6%2.

Тем не менее структурная перестройка промышленности идет сложно. На фоне углубления ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством (в 1993 г. в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства доля сельского хозяйства составила всего 17,2% по сравнению с 24,3% в 1990 г. и 29,7% в 1984 г.) растет несбалансированность развития добывающих и перерабатывающих отраслей.

Соотношение цен на конечную продукцию и ее сырьевые компоненты остается деформированным. Потенциальную опасность для экономической стабильности представляют низкорентабельные и нерентабельные предприятия государственной собственности. В свою очередь, принимаемые правительственные меры по оживлению и улучшению работы государственной промышленности наталкиваются на несовершенную систему управления, неустойчивость сложившегося рынка, растущие издержки производства. Индустриальная политика основывается главным образом на распределении бюджетных средств и льготных кредитов.

Трансформация государственной собственности при зачаточном состоянии кредитно-финансового рынка, рынка капиталов и рынка ценных бумаг сталкивается с большими трудностями. Она неизбежно вызовет обострение социальных проблем, прежде всего рост безработицы, что в свою очередь повлияет на стабильность общества. Китайское руководство постоянно подчеркивает, что проведение реформ предусматривает стабильность экономики, регулирование политики капиталовложений, широкое жилищное строительство, активизацию производства, укрепление национальной валюты, финансовую стабильность.

Однако проведение реформ наталкивает на серьезные трудности.

НАПРИМЕР. Каждый год в городах Китая численность рабочей силы возрастает примерно на 10 млн. чел. По официальным данным, уровень безработицы в городах в 1994-1995 гг. оценивается в 2,6-3%. Подавляющее число безработных - молодежь.

Серьезные проблемы возникли в 1994 г. в северо-восточном Китае - индустриальном центре страны, где на государственную промышленность очень сильно повлиял рост цен на энергоносители и другие средства производства в условиях перехода на снабжение ими по рыночным ценам. Так, в провинции Ляонин в первой половине 1994 г. было остановлено 12% промышленных предприятий, главным образом металлургических и химических, что явилось причиной невыплаты зарплаты 275 тыс. рабочих в течение двух-трех месяцев3. Северо-восточные провинции страны вызывают в настоящее время особое беспокойство, так как там сосредоточены крупнейшие государственные предприятия.

Центральное правительство КНР старается ослабить недовольство рабочих государственной промышленности в связи с попытками применить закон 1986 г. о банкротстве предприятий, а также снять с предприятий часть социальных гарантий. Несмотря на то, что около трети государственных предприятий находится в крайне тяжелом финансовом состоянии и убыточны, только очень небольшая часть из них была закрыта. При этом государство берет на себя ответственность за последствия закрытия этих предприятий. В 90-е годы, как и в предыдущий, период, фонд заработной платы растет быстрее производительности труда. Свободные места на предприятиях резервируются для городских рабочих, обанкротившиеся предприятия должны использовать свои страховые фонды прежде всего для увольнения работников в целях их переквалификации.

Для смягчения угрозы безработицы правительство КНР планирует расширить такие службы, как биржи труда, производственное обучение, увеличить субсидии "предприятиям службы занятости".

В связи с перестройкой хозяйственного механизма и созданием системы современных предприятий особую трудность составляют устаревшие государственные предприятия. Так, например, только в провинции Ляонин для реконструкции промышленных предприятий требуется 200 млрд. юаней. По всей стране эта сумма составит несколько триллионов. Если добавить к этому задолженность предприятий банкам, то общая сумма еще увеличится, а 80% прибыли заводов и фабрик пойдет на уплату процентов по долгам4.

В соответствии с опубликованными в КНР документами государственные промышленные предприятия формально обладают большой самостоятельностью. Они могут по своему усмотрению распоряжаться продукцией, произведенной сверх директивного плана, и частью плановой продукции; в определенном порядке, который установлен государством, определять цены на внеплановую продукцию; приобретать сырье и материалы по рыночным ценам; создавать горизонтальные объединения с прямыми связями; решать вопросы внутренней организационной структуры; устанавливать в рамках фонда зарплаты размер оплаты и премий и др.

"Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общенародной собственности" (1992 г.) были призваны стимулировать вхождение государственных предприятий в рыночную экономику. Кроме этого для эффективной работы государственных промышленных предприятий, считают в Китае, необходимо создавать более совершенный аппарат макрорегулирования и контроля, в основе которого должны лежать реформированные налоговая, инвестиционная системы и система социального обеспечения.

В начале 1994 г. в КНР были разработаны и стали осуществляться программы совершенствования финансово-налоговой системы, банковско-финансовой, валютной, инвестиционной, ценовой систем и создание системы современных предприятий. Эти программы являются очень важными для создания системы современных предприятий, которая предусматривает четкое разграничение и определение имущественных прав, строгое формирование прав и обязанностей сторон, разделение производственных и административных функций, научно обоснованное управление.

В феврале 1995 г. Государственный комитет по делам экономики и торговли КНР опубликовал "10 мер" по реформе государственных предприятий5:

  • на отобранных госпредприятиях в опытном порядке вводится режим современных корпораций; для них будет создан наблюдательный совет;
  • разрабатывается механизм, обеспечивающий пополнение средств на производственные и хозяйственные нужды предприятия;
  • предполагается ускорить техническую реконструкцию;
  • лишние работники будут переведены на другие рабочие места, устранены непроизводственные единицы;
  • в опытном порядке осуществляется положение о банкротстве;
  • приняты меры по разрешению проблемы задолженности;
  • проведено упорядочение системы управления предприятием в соответствии с действующими законами;
  • откорректирована структура производства и отраслевая структура;
  • продолжается работа по созданию производственных объединений.
Таким образом, ключевые моменты реформы 1995 г. будут воплощены в жизнь на экспериментальных предприятиях в соответствии с "Законом КНР о промышленных предприятиях всенародной собственности", "Правилами изменения хозяйствования промышленных предприятий общенародной собственности" и "Законом о банкротстве предприятий".

В последнее время Министерство труда КНР опубликовало 17 документов, подкрепляющих "Закон КНР о труде", вступивший в действие с 1 января 1995 г. Среди новых документов "Циркуляр о введении минимальной зарплаты", "Положение о сокращении штата предприятий", "Временное положение о трудоустройстве мигрирующей рабочей силы из сельской местности", "Штрафные санкции против нарушения закона о труде" и др.

Новый Закон о труде имеет цель обеспечить эффективность рынка труда. В соответствии с ним заработная плата обусловливается не стажем работы, а квалификацией и работоспособностью. Условия найма предусматривают возможность увольнения работника.

Следует отметить новый подход в оценке роли государственных предприятий, который получил распространение в Китае в последнее время.

В этой оценке подчеркивается значение государственной промышленности как главного поставщика энергии, транспортных средств и средств связи, индустриальных технологий, сырья и материалов и т.д. для обеспечения перечисленной продукцией промышленных предприятий всех форм собственности.

Между тем государственные предприятия по сравнению с частью поселково-волостных предприятий, совместных предприятий, частной и индивидуальной промышленностью менее производительны: они дают меньший прирост производства, на них ниже производительность труда.

Причины такого положения скрыты и в том, что согласно принятой экономической стратегии государственные предприятия помогали развитию поселково-волостной промышленности и совместным предприятиям. При этом они иногда пренебрегали своими собственными интересами.

Государственные предприятия несут тяжелое бремя финансовой и социальной ответственности. Статистика 1980-1993 гг. показывает, что налоги, транспортировка энергии, бюджет отбирали у государственных предприятий в среднем 86% их прибыли6. В течение первого полугодия 1994 г. государственные предприятия внесли 68% налогов и прибыли7. Чрезмерное финансовое бремя накладывали на государственную промышленность фонды, создаваемые для строительства энергетических объектов, расходы на образование и оборону.

Государственные предприятия содержат свыше 60 тыс. учебных заведений различных уровней с 6 млн. учащихся. На некоторых предприятиях число пенсионеров, находящихся на их обеспечении, равно числу работников этих предприятий.

Результатом такого положения являются устаревшие техника и оборудование государственных предприятий, отсталая технология, отсутствие возможности выпускать новую продукцию.

По мнению китайских экономистов, убыточность предприятий госсектора связана также с несбалансированностью цен, спроса и предложения, чрезмерными инвестициями в основные фонды, слабостью управленческих кадров.

Негосударственные капиталовложения, вопреки усилиям правительства, концентрируются в основном в секторах, дающих быстрые и высокие прибыли. Государственные капиталовложения направляются в наиболее важные для народного хозяйства отрасли - энергетика, инфраструктура, добыча и первичная переработка сырья, материалов. Государственный плановый комитет КНР предполагает в 1995 г. ввести новые меры по контролю над масштабами капиталовложений в основные фонды, предусматривающие, в частности, упорядочение ведущегося строительства объектов, консервацию неперспективных; запрещение начала строительства новых крупных и средних объектов до официального утверждения государственных планов; совершенствование для всех видов собственности механизма страхования инвестиций от рисков.

В Китае не предполагается широкая приватизация государственного сектора8. Государственная собственность промышленных предприятий будет реализовываться путем развития акционерных предприятий, а также хозяйственного механизма, аналогичного совместным предприятиям, и путем совершенствования подрядной системы. В 1994 г. на 80% государственных предприятий действовали различные формы хозяйственного подряда. Эксперимент по акционированию осуществляют 10% крупных и средних предприятий9.

Так, в Шанхае, например, будут применяться различные формы: компании исключительно государственного капитала, акционерная компания с ограниченной ответственностью, акционерио-кооперативная компания. Большинство госпредприятий превратятся в компании с ограниченной ответственностью.

Теоретически процесс социально-экономических преобразований в промышленности КНР ориентирован на постепенное последовательное создание структуры и форм собственности, реагирующих на рыночные стимулы. В случае успешного претворения в жизнь реформы государственной промышленности ее база будет расширяться, накопленный экономический и научно-технический потенциал не подвергнется разрушению.
 

1 Чжунго гунье цзинцзи туннцзи няньцзянь: 1993. - Пекин, 1993. С. 3.
2 Краткая статистика Китая: 1993. - Пекин, 1993, на англ. яз.
3 Проблемы Дальнего Востока, 1994, № 5. С. 49.
4 Синьхуа, 12.01.95. 
5 Цзинцзи жибао, 8.02.95. С. 3.
6 Чайна дейли, 21.01.95. 
7 Там же.
8 С 1992 г. государственные предприятия в КНР называют "гой ю цие" (предприятие, находящееся в собственности государства), а не "го ин цие" (предприятия, управляемые государством).
9 Экспресс-информация. Институт Дальнего Востока, 1995, № 1. С. 32.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]