Cтраницы истории
Обозреватель - Observer


 

Социальные доктрины политических партий
России начала XX века


Г.ЕСЬКОВ,
доктор исторических наук,
профессор

 

Российская империя входила в XX в. с тяжелым грузом пережитков крепостничества, тормозивших социально-экономическую и политическую модернизацию страны. Развиваясь быстрыми темпами, капитализм отличался тяжелыми формами эксплуатации труда наемных рабочих, сохраняя низкий уровень жизни подавляющего большинства населения города и деревни.

Социально незащищенными оказались фабрично-заводские рабочие. Быстрый рост рабочего класса, преимущественно за счет разоряющейся части крестьянства, обусловил его социальную неоднородность, тесную связь с деревней (рабочие с наделами, "отходники", надомники и др.). Заработная плата наемных работников не покрывала их минимальных потребностей. Рабочий день фактически продолжался 13-15 часов, на многих фабриках и заводах отсутствовали элементарные жилищные условия. "Мужчины, женщины, дети, - писали в фабричных отчетах инспекторы, - спали вповалку на нарах, без различия пола и возраста, в сырых, тесных и душных казармах, иногда в подвалах"1.

Отсталое сельское хозяйство, неурожаи и голодные годы, низкая доходность мелкокрестьянских хозяйств, растущая нищета бедняцкой части деревни (до 50% сельское населения) усиливали социальную напряженность в российском обществе.

О глубоком кризисе социальной сферы, необходимости преодоления растущей нищеты, невежества обездоленных сословий многократно писали в своих публикациях революционные демократы, деятели либерально-демократического и социалистического направлений, прогрессивно настроенная интеллигенция. Например, С.П.Боткин и его коллеги по Петербургскому обществу русских врачей, изучив статистику средней продолжительности жизни в стране (27 лет для мужчин, 29 лет для женщин), пришли в 1885 г. к тревожному выводу: "Чрезмерная смертность среди российского населения снижает его рабочую способность и доводит народное хозяйство до убыточности. Повышение рабочей способности населения, а вместе с тем благосостояние просвещения в нашем отечестве невозможно без уменьшения смертности, а потому уменьшение смертности и ближайшее к тому средство - оздоровление - составляет нашу государственную потребность"2.

Размышляя о причинах обостряющегося социального кризиса, земский врач А.И.Шингарев (будущий министр земледелия в первом составе Временного правительства в 1917 г.) в работе "Вымирающая деревня" отмечал в 1901 г., что "низкий культурный уровень населения и его ужасающая материальная обеспеченность и безземелье стоят в непосредственной зависимости... от общих условий русской жизни"*.

Нарастающий социальный взрыв следовало предотвратить, приняв срочные меры в сфере социальной амортизации. Однако самодержавие, структуры власти в Центре и на местах проявляли полное безразличие к тяжелому материальному положению и охране здоровья наемных работников и их семей, правовому беспределу предпринимателей.

При всем желании не могли решить проблемы социальной защиты людей труда и обездоленных благотворительные общества и заведения, численность которых в январе 1899 г. составляла всего 14 854, в том числе благотворительных обществ 7349 и благотворительных заведений 7505. Формы и характер деятельности социальной помощи зависели от их типа. Если благотворительные общества содействовали лицам, которые обращались к ним за помощью в момент посещения, то благотворительные заведения помимо разовой помощи нуждающимся давали приют и пропитание тем, кто в них проживал на постоянной основе. В 1898 г. в них постоянно проживали 461,4 тыс. чел., различного рода услугами воспользовалось более 7 млн. чел. Число разовых обращений составило около 20 млн.*

Накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. поиск путей социального обновления России, справедливого решения рабочего и крестьянского вопросов, социальной защиты нуждающихся слоев населения развернули политические партии и движения. По мере организационного оформления ведущие партии различной политической ориентации изложили свои взгляды на решение социальных проблем в программных документах, принятых на соответствующих съездах.

РСДРП

В числе первых широкий спектр требований о предоставлении наемным работникам социальных и экономических прав сформулировала в своей Программе Российская социал-демократическая рабочая партия (1903 г.). Наряду с общеполитическими задачами (о революционном свержении самодержавия и замене его демократической республикой, введением всеобщего равного и прямого избирательного права, местного самоуправления, о свободе совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов и др.) в 16 пунктах излагались меры по; организации социальной защиты людей труда5.

В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения социал-демократы выдвинули требования ограничить рабочий день 8-ю часами в сутки, запретить сверхурочные работы, установить еженедельный отдых продолжительностью до 42 часов, воспретить ночной труд во всех отраслях народного хозяйства, за исключением производства с непрерывным циклом.

В программе содержались требования, предусматривающие защиту детей от эксплуатации на производстве: воспрещение предпринимателям пользоваться трудом детей, не достигших возраста 16 лет, ограничение рабочего дня подростков (16-18 лет) шестью часами. Отдельными пунктами предусматривалось исключение женского труда в тех отраслях, где он был вреден для женского организма, защита материнства и детства. В качестве практических мер предлагалось освобождать женщин в течение четырех недель и до шести недель после родов с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время, устраивать на всех предприятиях, где работают женщины, ясли для грудных и малолетних детей; освобождать женщин, кормящих ребенка, от работы не реже чем через три часа на время не менее чем на полчаса.

Важный элемент социальной защиты содержался в пункте о необходимости введения государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери трудоспособности "за счет специального фонда, составленного путем особого налога на капиталистов".

Социал-демократы выступили против выдачи заработной платы товарами, за запрещение денежных штрафов из заработной платы наемных работников, которые широко использовали предприниматели в своих корыстных целях.

Выдвигались требования установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение правил охраны труда, санитарного надзора на предприятиях и в казенных жилых помещениях, участия рабочих в органах самоуправления, определении порядка найма рабочей силы. Программа РСДРП требовала введения "бесплатной медицинской помощи для рабочих за счет предпринимателей, с сохранением содержания во время болезни".

Более сжато, в целях "устранения остатков крепостного порядка", излагалась в 5 пунктах Программа РСДРП ее аграрная часть. В качестве неотложных шагов рассматривались: отмена выкупных оброчных платежей, повинностей; законов, "стесняющих крестьянина в распоряжении его землей"; возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей, создание народного фонда для культурных и благотворительных нужд сельских обществ.

Добиваясь на этапе буржуазно-демократической революции союза рабочего класса и всего крестьянства, РСДРП включила в свою Программу пункт об учреждении крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам тех земель, которые были отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служили в руках помещиков орудием их закабаления. На третьем съезде РСДРП (1905 г.), в котором приняло участие лишь левое крыло социал-демократии (большевики), была сформулирована более радикальная задача: вести борьбу за отрезки под лозунгом конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель. Эту задачу предполагалось решать путем "немедленной организации революционных комитетов с целью проведения всех революционно-демократических преобразований в интересах избавления крестьянства от полицейско-чиновничьего и помещичьего гнета". Таким образом, решение социальных проблем крестьян РСДРП напрямую связывало с их участием в революции под руководством рабочего класса.

В интересах социального и культурного прогресса страны РСДРП выдвинула требование о бесплатном общем и профессиональном образовании для детей обоего пола до 16 лет, снабжении бедных детей одеждой и учебными пособиями за счет государства.

Партия социалистов-революционеров

Революционно-демократическую устремленность содержала Программа партии социалистов-революционеров, принятая на I съезде в декабре 1905-январе 1906 г.6 Эта программа не изменялась до 1920 г., хотя серьезные разногласия в ходе ее подготовки и обсуждения предопределили раскол партии эсеров.

Главной целью ПСР объявила революционное свержение самодержавия, переход от демократизма к социализму как главное условие решения резко обострившегося в России "социального вопроса".

Ключевыми задачами социального переворота эсеры называли обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления на классы; уничтожение классового, репрессивно-принудительного характера общественных учреждений при сохранении и развитии их нормальных культурных функций, то есть планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу. Посредством реализации этих задач предполагалось решение назревших проблем в социальной сфере.

Отметим, что общедемократические требования Программы ПСР были заимствованы из программ европейской и российской социал-демократии. ПСР намерена была добиваться реализации прав человека и гражданина; свободы совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, всеобщего равного избирательного права народного законодательства (референдумы и инициатива) и др.

Новое слово в эсеровской программе было сказано о путях решения аграрных отношений, разрешения социальных проблем в российской деревне, где проживало подавляющее большинство населения империи. Именно аграрный вопрос породил активные выступления крестьян в революции 1905-1907 гг., массовые движения за Землю и Волю.

В области социальной модернизации аграрных отношений позиции эсеров опирались на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на глубоко укоренившиеся в их массе убеждения: "земля ничья", "земля божья", право пользоваться ею дает лишь труд и только труд.

В фокусе аграрной части Программы ПСР было требование "социализации земли", посредством которой предполагалось решить проблему социального благополучия самого многочисленного класса российского общества - крестьянства.

Социализация земли предполагала "изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц и групп в общенародное достояние", передачу земли в распоряжение - демократически организованных бессословных общин (органы народного самоуправления в Центре и на местах) и распределение ее среди крестьян на основе принципов уравнительного землепользования.

Основными нормами землепользования устанавливались: потребительная (минимальная) - выделение в пользование одной семье определенного количества земли, в результате обработки которой семья могла покрыть свои потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности; трудовая (максимальная) - выделение такого количества земли, которое семья была способна обработать самостоятельно, без найма рабочей силы.

С целью решения текущих вопросов общинного, муниципального и земского хозяйства предлагалось развитие социальных служб и предприятий: бесплатная врачебная помощь, земско-агрономические и продовольственные структуры, кредитование развивающихся трудовых хозяйств (преимущественно кооперативных), создание системы водоснабжения, дорог, смягчения жилищной нужды и др.

В вопросах рабочего законодательства ПСР ставила целью охрану духовных и физических сил рабочего класса, увеличение его способности к дальнейшей освободительной борьбе. Промышленный пролетариат и трудовое крестьянство рассматривались эсерами как "единый рабочий класс". В Программе ПСР поддерживались требования возможно большего сокращения рабочего времени в пределах прибавочного продукта. Для большинства отраслей - 8-часовая норма и меньшая на вредных для здоровья производствах. Эсеры поддерживали идеи государственного страхования (от несчастных случаев, от безработицы, на случай болезни, старости и др.), требовали разработки законов об охране труда, о минимуме заработной платы, запрещения детского и женского труда на сложных производствах, работы детей до 16 лет.

В целом Программа ПСР имела насыщенную социальную направленность и отличалась от программ других ведущих политических партий оригинальным теоретическим открытием - требованием "социализации земли". При некоторой противоречивости ее принципов, эта идея во многом отвечала вековым чаяниям российского крестьянства и была активно поддержана им при ее обсуждении весной 1917 г. Разработанный на этой основе "Крестьянский наказ о земле" полностью вошел в Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов. Закон о социализации земли принял III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г.

Бурный подъем революции в 1905 г. ускорил определение своих политических позиций, путей решения острых социальных проблем буржуазными партиями. Они были представлены широким спектром: от либеральных (конституционные демократы, партия демократических реформ, партия мирного обновления, прогрессивная партия) до консервативных (октябристы, партия правопорядка, торгово-промышленная партия и др.). Их политические позиции и программы, хотя и имели свои оттенки, в главном (переход России на буржуазно-демократический путь развития) были схожи, отличаясь по форме изложения.

Конституционно-демократическая партия

Первой среди буржуазных партий наиболее полно изложила свои программные положения перевода революции на рельсы "закономерных социальных реформ" Конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы). В противовес революционному максимализму КДП в Программе, принятой I съездом (октябрь 1905 г.) и дополненной рядом положений на II съезде (январь 1906 г.), обосновывала возможность эволюционного развития России в рамках конституционной монархии при условии гарантии равных прав граждан и проведения назревших реформ7.

Социальные потрясения, переживаемые страной, побудили кадетов изложить основные цели финансовой и экономической политики (часть V).

Выла выдвинута идея пересмотра государственного расходного бюджета в целях снижения непроизводительных расходов и соответствующего увеличения затрат государства на действительные нужды народа. Предполагалась реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения, введение прогрессивного налога на наследство, удешевление предметов народного потребления.

Свое видение решения аграрного вопроса кадеты изложили в части VII Программы "Аграрное законодательство". Смысл требований сводился к скорейшему очищению аграрного строя России от пережитков крепостничества, подтягиванию сельского хозяйства до уровня развития промышленности. Радикально звучало предложение о принудительном отчуждении за справедливое вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Отчуждаемые земли предлагалось передавать в государственный земельный фонд с последующей передачей их нуждающемуся населению с учетом особенностей землевладения и землепользования в различных областях России. Кадеты поддерживали идею организации помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян, упорядочения законом арендных отношений. Вместе с тем кадеты были противниками национализации земли, усматривая в этом безбрежную монополию властных структур.

Социальные аспекты нашли свое отражение и в разделе VII "Рабочее законодательство". Однако их трактовка носила несколько общий характер. Так, ключевое требование о введении 8-часовой рабочей "нормы" ограничивалось теми производствами, где "она в данное время возможна". Это откладывало решение вопроса на неопределенное время.

Кадеты поддержали предложения социалистов об обязательном, при посредстве государства, страховании работников от болезни, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением расходов за счет предпринимателей. Поддерживались предложения о введении государственного страхования на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом, о развитии охраны труда женщин и детей, установлении мер охраны труда мужчин на вредных производствах.

Заключительная часть Программы была посвящена вопросам народного просвещения, которое предполагалось организовать на основе свободы, демократизации и децентрализации, снятия ограничения для всех сословий при поступлении в школу. Кадеты также высказывались за введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе, устройстве "элементарных школ для взрослых", народных библиотек, народных университетов, за развитие профессионального обучения в частности, образования в целом. Содержание Программы КДП показывает, что ее авторы отчетливо осознавали взаимосвязь развития капитализма с гибкой социальной политикой, демократизацией общества.

"Союз 17 октября"

Консервативную позицию в оценке назревших социальных проблем занимал "Союз 17 октября", отражавший интересы крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии. В программном документе - "Воззвании 17 октября" - эта партия заявила о своей приверженности конституционной монархии, непримиримости к революционным действиям.

Ограниченно классовый характер носили взгляды октябристов на решение острых проблем в социально-экономической сфере.

В условиях социального взрыва 1905 г., когда вопрос о собственности на землю стал основным, аграрная часть программы октябристов заняла несколько строк и содержала общие пожелания. Например, в качестве мер "поднятия производительности земледелия", подъема "крестьянского благополучия" были названы: регулирование мелкой земельной аренды; преобразование деятельности крестьянского поземельного банка;

содействие расселению и переселению крестьян; признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких земледельцев.

Лишь в случаях "государственной важности" допускалось "отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью". На деле это означало бы очередное ограбление крестьян в пользу помещиков. Крупные помещики, по расчету исследователей, могли без ущерба продать крестьянам 20-25 млн. десятин земли, которую они сдавали в аренду. За эту землю крестьяне должны были заплатить выкуп в размере 2 млрд. руб.

Признавая остроту рабочего вопроса, октябристы ограничились пожеланиями усовершенствования рабочего законодательства с учетом местных особенностей, выработки мер по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, страхования рабочих и ограничения рабочего времени для женщин. Не нашло отражения в Программе требование 8-часового рабочего времени.

В целом Программа октябристов по своей классовой направленности отражала позицию сил, отстаивающих консервативный вариант буржуазно-либерального решения острых социальных проблем.

Монархические партии

Анализ программных документов и заявлений партий монархического направления (Монархическая партия. Союз русского народа, Союз Михаила Архангела) показывает, что их в большей степени заботили политические охранительные функции, стремление всеми доступными средствами отстоять исторически изживший себя самодержавный полукрепостнический строй, нанести поражение революции. "Когда Верховная власть восторжествует над внутренней смутою, - подчеркивалось в программном заявлении монархистов, - тогда лишь настанет время для основательных зрело обдуманных государственных реформ"8.

Основными целями реформы Монархическая партия считала укрепление неограниченной самодержавной власти на Руси; возвеличивание единой Православной Церкви в истинно-христианском и апостольском ее призвании; создание единой и неделимой Российской Империи. Социальные проблемы монархисты обещали решать путем неустанного попечения о материальном и в особенности духовном благе крестьянского и рабочего сословия, о добром воспитании его в правилах религиозной нравственности, любви к Царю и Отечеству, законного гражданского общежития. Провозглашая незыблемость и нерушимость права собственности как земледельцев, так и землевладельцев, монархисты высказывались за возможность увеличения крестьянского землевладения путем рациональной организации переселенческого дела.

В плане социально-экономических прав людей Союз русского народа свою точку зрения не высказал. Дело ограничилось обещанием поддержать строительство церквей, больниц, приютов, домов трудолюбия, расширение сети просвещения и воспитания молодежи, детей и подростков на основе деполитизации школы.

Признавая факт тяжелого положения рабочих, Союз обратил внимание на "необходимость нормировать отношения между рабочими и работодателями законодательным порядком, но примеряясь к условиям местности и характеру производства". В области "улучшения крестьянского быта" высказывалось обещание содействовать увеличению наделов малоземельных крестьян, их переселению, переходу земельных имуществ в руки крестьян на основании добровольных сделок. О крайней остроте аграрного вопроса, который стал одной из главных причин социального взрыва 1905-1907 гг., монархисты предпочли умолчать.
 

Первая российская революция резко обострила антагонистические противоречия, стала ускорителем формирования многочисленных политических партий и движений, которые заняли позиции, отражающие интересы различных классов и социальных групп. Свое отношение к существующему строю, перспективам развития России, модернизации ее политической системы, экономики, культуры политические партии излагали в своих программных документах.
 

1 Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М., 1938. С. 381-382.
2 О международной санитарной конференции в Риме: Доклад врача В.В.Экка. - Спб., 1885. С. 163.
3 Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Вестник финансов. Т. 2, 1903, № 45. С. 226.
4 Благотворительные учреждения Российской Империи. Т. 1. - Спб., 1900. С. 1-5, 14, 19.
5 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. - М., 1983. С. 59-66.
6 Сборник программ политических партий в России. Вып. 3. - Спб., 1906. С. 14-27.
7 Сборник программ политических партий в России. Вып. 1. - Спб., 1906. С. 34-49.
8 Московские ведомости, 1905, № 109.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]