Экономика
Обозреватель - Observer



 РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ:
10 лет спустя
 
В.ЗИЛАНОВ,
кандидат биологических наук, профессор,
председатель Комитета по рыбохозяйственному комплексу
Ассоциации экономического взаимодействия Северо-Запад России,
академик МАНЭБ
 

На пороге наступившего XXI в. исполнилось 10 лет с момента принятия решения политическим руководством России о переходе от директивно-планово-распределительной системы к рыночным отношениям. Именно в ноябре 1989 г. была принята концепция рыночных преобразований, которая получила весьма привлекательное для того времени наименование "Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долгосрочные меры". В последующем, хотя контуры реформ в России во многом определились политической ситуацией, все же основная целевая установка - движение к рыночным преобразованиям - сохранялась.

10 ЛЕТ - "СБРОС" ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Реформирование в рыбном хозяйстве, а следовательно и в морском рыболовстве, которое дает более 90% годового улова, проходит в общем русле политики руководства России в отношении преобразований всей экономики. Прежде всего, ускоренными темпами проходила и продолжает еще осуществляться приватизация и реструктуризация добывающего, перерабатывающего и сбытового секторов рыбохозяйственной отрасли. Произошло перераспределение функций между государственными органами по вопросам управления и сохранения морских живых ресурсов, а также контроля за рыболовством.

На федеральном уровне орган по рыбному хозяйству реформировался шесть раз и был преобразован от всеобъемлющего отраслевого Министерства рыбного хозяйства до функционального Комитета по рыболовству. Сменилось 7 руководителей федерального органа. Были приняты ряд законов, указов, постановлений и распоряжений правительства, а также ратифицированы международные документы, касающиеся управления и сохранения морских живых ресурсов, усиления контроля за рыболовством. Кроме того, президентом и правительством принимались различные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность в морском рыболовстве.

    Среди них Федеральные законы "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации"; постановление правительства "О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации" и другие; а также ратифицированы Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Соглашение ООН по трансграничным запасам и далеко мигрирующим видам 1995 г.

В России впервые в ее новейшей истории введена плата за пользование рядом запасов морских живых ресурсов для российских юридических и физических лиц при их промысле во внутренних морских водах, в территориальном море, в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Эта мера, даже в условиях небольших сборов платности на массовые объекты промысла, не находит поддержки у рыбопромышленников и рыбаков и вызывает различные толкования.

В результате приватизации около 90% в прошлом государственных предприятий по добыче, переработке и сбыту морских живых ресурсов перешли в акционерные компании и частные фирмы.

Если ранее в отрасли насчитывалось всего несколько сотен предприятий и организаций, то в 1999 г. их стало более 2490, в том числе в производственной сфере 1800, то есть увеличилось в 11 раз. Особенно резко возросло число малых предприятий, особенно в области переработки морской рыбы, где их доля составляет более 20% от объема выпуска продукции, включая консервы.

К началу 1999 г. из 2493 рыбохозяйственных предприятий и организаций около 1310 занимаются малым предпринимательством, в котором работает 52 тыс. собственников (13% от числа работающих в отрасли), прошедших весь сложный переходный период.

Малое предпринимательство все большее значение приобретает в развитии прибрежного рыболовства, рыболовства в 200-мильной российской экономзоне и аквакультуре. В морском же рыболовстве в отдаленных районах превалируют средние и крупные акционерные общества и концерны, располагающие морскими судами разных классов.

Произошли значительные изменения в общей численности промыслового флота - сократилось количество крупнотоннажного флота (с 635 до 351 единицы); идет увеличение малых и среднетоннажных судов. В целом же, обновление флота и его модернизация остается одной из главных, пока еще не нашедших своего практического решения, проблем.

    К настоящему времени из немногим более 2500 добывающих судов различного класса, предназначенных для морского промысла, более половины составляют суда физически и морально устаревшие.

    С 1992-1993 гг. прекращено централизованное финансирование на обновление морского добывающего флота, включая обеспечение льготными оборотными средствами акционерных обществ, компаний, а также отменен ряд налоговых и таможенных льгот. Все эти новые условия составили правовое и экономическое поле, определившее результаты работы морского рыболовства России в период реформ.

Основу рыболовства России в 1989-1999 гг. составляли сырьевые ресурсы морей, среди которых наибольшее значение для рыбного хозяйства имели, прежде всего, морские живые ресурсы Дальнего Востока и Северо-Запада РФ.

    По запасам минтая, крабов, осетровых в своей 200-мильной исключительной экономической зоне Россия занимает 1-е место в мире, а по таким не менее важным запасам, как треска, сельдевые, мойва, сайка, лососевые и другие - 2-3-е место. Возможное изъятие рыбных ресурсов и ракообразных в 200-мильной зоне России оценивается российскими учеными около 5 млн. т. Одновременно с этим разведанные и исследованные запасы в различных других районах открытой части Мирового океана позволяют увеличить изъятие еще не менее чем на 3-3,5 млн. т.

Таким образом, 8,5-8,7 млн. т - это тот объем возможного изъятия морских живых ресурсов, которое могло бы быть использовано ежегодно российским рыболовным флотом и которые рекомендуют рыбакам российские ученые.

    Физический же вылов за годы реформ изменился от 8,2 млн. т в 1989 г., до 3,5 млн. т в 1994 г. и до 4,5 млн. т. в 1998 г.

Совершенно очевидно, что радикальное реформирование российского морского рыболовства в рынок повлекло, прежде всего, потерю сырьевой базы и снижение общего объема вылова ввиду прекращения промысла тех запасов, которые имеют низкую потребительскую стоимость.

Это, прежде всего, ставрида, сардина, сардинелла и другие виды. Государство перестало оказывать поддержку добывающему морскому сектору и в этой связи рыболовные организации, которые ранее вели активный промысел в отдаленных районах Мирового океана, в таких как воды Антарктики, открытые районы юго-восточной части Тихого океана, ряд районов Африки, Индийского океана и центральной и южной части Атлантики, вынуждены были по экономическим причинам покинуть их. Основная часть рыболовного флота России уже к 1993-1994 гг. была передислоцирована на эксплуатацию морских живых ресурсов в 200-мильную исключительную зону России. Таким образом, произошло существенное изменение в размещении российского рыболовства по районам промысла в Мировом океане.

Если раньше, до реформирования, основными районами промысла российского флота были районы за пределами собственной 200-мильной экономической зоны, где добывалось около 60% годового вылова, то, начиная с 1993 г. и по настоящее время, более 70% уловов берется в собственной 200-мильной исключительной зоне России. При этом значительно возросла роль в общем улове северо-западной части Тихого океана - Охотского и Берингова морей, а также северо-восточной части Атлантического океана - Баренцева и Норвежского морей, где ежегодно добывается от 3,1 до 4,1 млн. т при годовом вылове Россией от 3,5-4,7 млн. т. В целом за период с 1990 по 1999 г. на долю открытых районов Мирового океана приходится всего 2-3% от общего улова, а на долю 200-мильной экономической зоны иностранных государств, где промысел ведется по соглашениям, около 15-20%. Из всех районов промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне России наибольшее значение имеет Охотское море. Его доля в российских уловах достигает 39-43% от общего годового вылова в целом по стране.

Видовой состав российских уловов в последние годы реформирования определяют такие виды, как минтай, сельди, треска, лососевые и крабы.

    Более 50% от годового вылова приходится на минтай, который в основной массе добывается российскими рыбаками в Охотском и Беринговом морях. Кроме российского флота промысел минтая в 200-мильной исключительной экономической зоне России ведут по межправительственным соглашениям суда Японии, Китая, Польши, Республики Кореи и КНДР. Учитывая продолжающее снижение запасов минтая и недостаточность квот для российских рыбаков, следует ожидать значительное сокращение иностранного промысла на минтае вплоть до его полного прекращения в 200-мильной экономической зоне российского Дальнего Востока, особенно в Охотском море.

    Около 8-9% от годового вылова приходится на треску, промысел которой осуществляется в Баренцевом, Охотском и Балтийском морях, частично - в Беринговом море.

    Примерно такая же доля сельдевых, хотя в отдельные годы их доля возрастает до 20% годового вылова за счет промысла в морях Дальнего Востока.

В условиях формирующихся рыночных отношений и перераспределения между федеральными органами в России функций контроля за рыболовством происходит усиливающееся давление рыночных сил на морские живые ресурсы. Это выражается в интенсификации промысла запасов с высокой потребительской стоимостью, таких как икряной минтай, треска, палтус, осетровые, крабы и отдельные виды лососевых. В результате, именно запасы этих видов в последние годы имеют тенденцию к снижению. Безусловно, на этот процесс оказывают влияние климатические факторы. Вместе с тем, давление рыночных сил посредством пресса промысла и мотивации достижения максимальной прибыли могут оказывать и уже оказывают, по-моему мнению, разрушающее влияние на ряд запасов и, прежде всего, осетровые в Каспийско-Азовском бассейне и минтай Охотского моря.

В этих условиях власти России предпринимают усилия по оптимизации контроля за промыслом своих судов непосредственно на промысле и в портах выгрузки. В последнем вопросе - контроль в портах выгрузки - необходимо тесное сотрудничество, прежде всего, с соседними странами - Японией, США, Китаем, Республикой Кореей, Норвегией, Данией, Исландией и другими. Это вызвано тем, что в ходе реформирования резко возросла экспортная направленность рыбной отрасли России.

Если в 1980-1991 гг. экспорт рыбы и рыбопродукции составлял 500-600 тыс. т стоимостью 450-580 млн. долл., то в 1994-1999 гг. - 1,2-1,6 млн. т стоимостью 1,1-1,7 млрд. долл. США. Увеличение по объему и по стоимости - почти в 3 раза (рис). В 1998 г. экспорт уменьшился до 973 тыс. т стоимостью 1,1 млрд. долл. США, а в 1999 г. он резко снизился и не превышает 800 тыс. т. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности в России и недостаточной пока еще разработанности соответствующего законодательства только сотрудничество со странами, которые закупают российскую продукцию, поможет российским властям предотвратить незаконный промысел и сохранить запасы наиболее ценных морских живых ресурсов в 200-мильной российской экономической зоне.

Рис. Динамика отдельных показателей состояния рыбного хозяйства

Наряду с ростом экспорта российской рыбы и рыбопродукции возрос и ее импорт на внутренний рынок, что свидетельствует об открытости рыбного рынка России (рис.). Так, если в 1991 г. импорт составлял около 227 тыс. т, то в 1997 г. - 770 тыс. т, а в 1998 г. - 478 тыс. т., в основном, сельди, скумбрии и других видов. В 1999 г. импорт сократился до 300 тыс. т.

В целях усиления контроля за деятельностью промысловых судов и осуществления мониторинга водных биологических ресурсов правительство России приняло соответствующее решение о практической реализации этого направления с использованием спутниковой системы связи и оборудования российских судов автоматическими датчиками непрерывной передачи информации о местонахождении судов и других сведений, касающихся рыболовства. Такая система контроля покроет все морские добывающие суда уже в течение 1-2 лет.

Перерабатывающий сектор морского рыболовства в ходе реформ также претерпел существенные изменения. В результате приватизации крупные рыбокомбинаты распались на мелкие специализированные акционерные компании, фирмы и предприятия. Многие рыбоперерабатывающие акционерные компании, приспосабливаясь к спросу покупателя, сократили выпуск продукции, не пользующейся спросом, либо изменили ассортимент выпускаемой рыбопродукции.

В целом по России производство пищевой рыбопродукции, включая консервы, составляло в 1989-1990 гг. соответственно 4,0-4,1 млн. т, в 1997-1999 гг. - всего 2,6-2,5 млн. т. Особенно значительно снизилось производство консервов, рыбной муки, рыбьего жира, а также копченой и сушено-вяленой рыбы.

Основная часть продукции, производимой береговыми перерабатывающими предприятиями, реализуется на внутреннем рынке России, где они конкурируют с импортной рыбопродукцией. До августовского 1998 г. финансового кризиса наблюдалась устойчивая тенденция роста импорта рыбы и рыбопродукции на внутренний рынок России. В последующем, кризис обусловил резкое сокращение импорта, что способствовало российским предприятиям и фирмам увеличить реализацию своей продукции на внутренний рынок.

    И все же, главное назначение рыбы и рыбопродуктов - быть съеденными. Этот показатель, душевое потребление рыбы, в России за период реформ снизился с 21 кг в 1989 г. до 9-10 кг в 1998-1999 гг. на душу населения в год (рис.). В настоящее время ставится задача насыщения внутреннего рынка рыбными товарами с тем, чтобы потребление возросло до 14,7 кг, как это определено потребительской корзиной, принятой в ноябре 1999 г. Указом Президента России.

Суммарные фактические данные по динамике основных показателей в ходе реформ в рыбном хозяйстве России свидетельствуют о произошедших колоссальных изменениях, которых не знала Россия даже в период Второй мировой войны.

За годы перестройки и реформ Россия потеряла:

  • до 50% сырьевых рыбных ресурсов,
  • около 40% квалифицированных рабочих кадров рыбного хозяйства,
  • не менее 50% производственных мощностей, особенно в перерабатывающей сфере,
  • внутренний рынок рыбной продукции до 20-30%, а по отдельным видам продукции до 50%.

Имеет место браконьерство и "теневая" экономика.

К этому следует добавить, что правительство России отказалось от проведения протекционистской политики по отношению к национальному рыболовству, а законодательная база по различным направлениям рыбного хозяйства находится в начальной стадии разработки. Реформирован в худшую сторону федеральный орган по рыбному хозяйству.

Вместе с тем, за эти же годы предприниматели приобрели свободу в своей хозяйственной деятельности, произошла либерализация внешнеэкономических связей, российские рыбопромышленники прочно укрепились с рядом своей продукции на внешнем рынке, шире стали развиваться горизонтальные связи между субъектами хозяйственной деятельности, начали создаваться и функционировать добровольные неправительственные ассоциации, объединения рыбопромышленников.

НУЖНА НОВАЯ ПОЛИТИКА

Приведенные выше данные о результатах реформирования рыбного хозяйства России за прошедшие 10 лет свидетельствуют о сложных процессах, происходящих в этом секторе экономики и незавершенности пока перехода к рынку в том понимании, как это имеет место в странах с рыночной экономикой.

Именно на незавершенности реформ и необходимости внести в них соответствующие коррективы настаивали в своем обращении к президенту и правительству России участники Первого съезда рыбаков рыбного хозяйства России, который состоялся 16-17 июня 1998 г. в Москве. В частности, рыбаки особо настаивали на необходимости:

  • усиления протекционистской политики государства в отношении рыбного хозяйства,
  • учета ее специфической особенности при дальнейшем осуществлении реформ,
  • прекращения иностранного промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.

В настоящее время в России заканчивается разработка Концепции и Программы устойчивого развития рыбного хозяйства до 2010-2015 гг., которыми предусматривается довести общий вылов до 5,5-6,0 млн. т против 4,1-4,5 млн. т в 1998-1999 гг. Для осуществления этой программы потребуется модернизация и строительство нового добывающего флота. Предусматривается до 2010 г. ввести 735 промысловых судов разных типов, а до 2015 г. - 1120 единиц, в том числе 330 крупных и больших, около 540 средних и около 260 малых добывающих судов.

Для этого необходимы капиталовложения порядка 14-20 млрд. долл. США, в том числе 11-16% этой суммы предполагается обеспечить за счет государственной поддержки, остальные - за счет собственных средств предприятий - 50-58% и за счет привлеченных кредитов - 31-37%.

Тем не менее, наличие у России важнейших сырьевых рыбных ресурсов, особенно в Дальневосточном, Северных, Южных и Западных морских регионах и сохраняющийся потенциал специалистов в этой сфере деятельности позволяет все же с оптимизмом смотреть в будущий XXI в. В век, в котором будет, по-моему мнению, преобладать тесная интеграция России в морском рыболовстве, и особенно, в управлении, сохранении и оптимальном использовании морских живых ресурсов с соседними странами, а также активное ее участие в экспортно-импортных операциях. В настоящее время завершается период хаотичного, бессистемного реформирования рыбного хозяйства России, которое трудно оценить как позитивное, и наступает период переосмысления пройденного этапа реформ и выработки новой рыболовной политики. Можно с определенной долей вероятности предположить, что основой такой политики будет развитие национального морского рыболовства, которая будет включать:

  • Ускоренное формирование законодательной базы в области рыболовства, управления ресурсами, распределения квот, контроля за рыболовством и экспортно-импортными операциями с рыбой и морепродуктами и создание благоприятных условий для инвестиций в рыболовный и рыбоперерабатывающий сектора.
  • Имплементация в национальное законодательство, касающееся рыболовства, международных принципов и норм, содержащихся в международных конвенциях, договорах и соглашениях, которые ратифицировала Российская Федерация. Среди них такие, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Соглашение по сохранению трансграничных запасов и далеко мигрирующих рыб и управлению ими 1995 г. и ряд других.
  • Создание национальной системы управления и контроля за рыболовством, прежде всего в Дальневосточном и Северо-Западном регионах. Это комплексная система не только управления и контроля за рыболовством, но и система мониторинга за состоянием сырьевых ресурсов и управления ими с учетом состояния всей экосистемы при сохранении среды обитания морских живых ресурсов и биоразнообразия.
  • Введение платности за пользование морскими живыми ресурсами (эта мера, по-моему мнению, не будет способствовать на данном этапе развитию российского рыболовства) для российских юридических и физических лиц при осуществлении ими промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне России и ужесточение санкций за нарушение правил рыболовства (последнее оправдано).
  • Создание таких экономических условий, которые бы способствовали увеличению потребления рыбы внутри России, что могло бы переориентировать работу рыбопромышленников с внешних рынков на внутренний.
  • Развитие международного сотрудничества по различным направлениям в области рыбного хозяйства с соседними с Россией странами, где основу внешних связей составляет управление общими или взаимозависимыми ресурсами, а также взаимовыгодная интеграция рыбохозяйственного комплекса России во внешнеэкономические связи с этими странами.

Насколько это будет реально в практическом плане, покажет ближайшее время.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]