Экономика |
Обозреватель - Observer
|
СЕВМОРПУТЬ - ВАЖНЕЙШАЯ
А.АДАМЕСКУ,
доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России и Международной академии информатизации ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО1
Стратегия социально-экономического развития российского Севера на пороге XXI в. исходит из оптимальных направлений и масштабов хозяйственного освоения огромных естественных богатств северных территорий. Это вызывает необходимость учета как экстремального характера природной среды, требующего соблюдения принципов выборочности, очаговости и поэтапности процесса, так и мировых тенденций НТП и развития современного индустриального производства (приоритетность наукоемких, информационных производительных и ресурсосберегающих технологий). Все большее превалирование в промышленности развитых стран преобладают конечные передельные производственные циклы и перерабатывающие отрасли над первичными и добывающими, что обусловливает в долгосрочной перспективе сдержанные темпы освоения источников минерального и других видов естественного сырья (США предпочитают резервировать их у себя и в первую очередь использовать в других странах). Россия должна следовать этим путем, не допуская расточительной погони за добычей своих природных богатств и неразрывно связанной с этим деградации передовых, ресурсосберегающих индустриальных технологий и превращения страны в сырьевой придаток Запада. Однако и при жестких требованиях масштабы освоения природных ресурсов Севера остаются внушительными и требуют совершенствования его форм и методов. Намеченное реформирование системы национальной поддержки районов Севера предусматривает усиление роли государства в развитии экономики зоны при обеспечении ее реструктуризации с учетом потребностей народного хозяйства страны. Северный морской путь - единая, постоянно действующая транспортная система и единственная крупнейшая общетерриториальная хозяйственная организация в высоких широтах - образует естественную ось промышленно-транспортного освоения и экономической интеграции всех районов Крайнего Севера. Поэтому имеется прямая экономическая целесообразность в том, чтобы проектируемая новая организационная структура этой системы - будь то РАО или государственное унитарное предприятие - решала, помимо транспортных, определенные важные общехозяйственные задачи, усиливая свое позитивное влияние на всю экономику северных районов (рис.1). Такой подход позволит повысить результативность и ослабить коммерческие риски во всей деятельности создаваемой структуры и, прежде всего, увеличить прибыль, расширить собственные инвестиционные возможности и сократить размеры финансово-бюджетной поддержки. Следует учесть, что после коммерциализации Севморпути государственная помощь ему (не считая инвестиций госзаказа в северную инфраструктуру) будет поступать не в виде безвозвратных ассигнований из федерального бюджета, а главным образом в виде целевых кредитов, хотя и, возможно, льготных. Мировая практика свидетельствует: главным препятствием для привлечения частного капитала к развитию новых районов являются высокие первоначальные затраты, вызванные отсутствием производственной и социально-бытовой инфраструктуры. От сооружения и даже эксплуатации жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов у нас отказываются почти все частно-предпринимательские фирмы. За создание такой инфраструктуры вынуждено браться само государство в лице региональных структур исполнительной власти. Таким образом, первой и важнейшей общехозяйственной функцией государственного концерна РАО "Северный морской путь" может быть организация инфраструктурного обеспечения хозяйственного освоения Крайнего Севера. Исходя из этого, в намечаемой организационной системе Севморпути общехозяйственный блок целесообразно сформировать как в основном строительный (инвестиционный), представленный мощной Арктической строительной компанией ("Арктикстрой"), с сетью региональных филиалов. Компанию можно образовать по типу бывших главстроев (на Севере - Норильскстрой, Дальстрой и др.).
От создания и эксплуатации целого ряда объектов инфраструктуры (торговые и зрелищные предприятия, гостиницы, туристические комплексы и т.п.) может быть получена существенная прибыль, часть которой поступит на баланс акционерного общества. Однако в целом жилищно-коммунальная инфраструктура долгое время останется убыточной и будет поддерживаться за счет средств региональных и федеральных бюджетов. В наше время большое распространение получил национальный и международный туризм как неотъемлемая принадлежность жизненного комплекса современного общества. Многочисленные туристические фирмы "расселились" по всему миру и получают большие доходы, но при этом еще остались не освоенные ими территории. К ним принадлежат районы Российского Севера, причем северная экзотика широко привлекает людей, особенно молодежь. Исходя из такой ситуации, есть основание предложить в качестве второго возможного направления широкой хозяйственной деятельности РАО (или государственного унитарного предприятия) "СМП" организацию арктического туризма.
Управление целевой программой освоения новых территорий может успешно осуществляться коммерциализированной государственной (в первую очередь корпоративной) хозяйственной структурой. При этом постепенно создаются условия для перехода от федерального и заемного финансирования к самофинансированию программного комплекса по мере его завершения и освоения. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности получаемая прибыль реинвестируется в намеченные проекты. Своевременная концентрация и целевое расходование программных средств обеспечивается их централизованным накоплением на счетах специальных фондов регионального развития. Указанный подход, предложенный СОПС, нашел практическое воплощение в федеральных программах по Дальнему Востоку и Забайкалью и Сибири. * * *
Таким образом, хозяйственная деятельность
государственного концерна - РАО "СМП" (или альтернативной коммерческой
структуры) ограничивается несколькими видами и рассматривается как дополнение
к профилирующей - транспортной. Однако эти новые направления хозяйствования
- создание общехозяйственной инфраструктуры на Крайнем Севере, организация
арктического туризма, развертывание комплексного территориального планирования
развития зоны - вместе с расширением транспортной функции (обслуживание
иностранных транзитных перевозок) способны значительно активизировать работу
Северного морского пути, повысить ее интенсивность и эффективность и вместе
с тем существенно усилить позитивное влияние на социально-экономическое
развитие регионов Российского Севера. Все это должно содействовать решению
стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией - подъему ее
народного хозяйства, улучшению жизненного благосостояния, укреплению экономической
и национальной безопасности.
1 Продолжение. Начало см.: «Обозреватель - Observer». № 7, 8. 2000. |
|