Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

П.МОЗИАС,
кандидат экономических наук

 

Отмеченный за последние годы прогресс российско-китайских экономических отношений демонстрирует возможности развития взаимовыгодного хозяйственного взаимодействия, созданные экономическими реформами. Он выступает важным фактором преодоления кризисных явлений, стабилизации экономики России.
 

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Благоприятные условия для развития двустороннего экономического сотрудничества были созданы нормализацией к концу 80-х годов советско-китайских отношений, а после распада СССР - налаживанием диалога между Китаем и Россией.

Б езу словно, важным стимулом двусторонней экономической кооперации являются хозяйственные реформы в обеих странах. Они протекают в разных социально-политических условиях, разными темпами. Руководители двух стран по-разному представляют себе их конечные результаты. И все же в процессах преобразований в наших странах много общего. Это прежде всего разрыв с прежней уравнительно-распределительной системой, развитие рыночных отношений и многообразных форм хозяйствования, активное использование внешнеэкономических факторов роста, открытость к внешнему миру. Так, важное значение для роста объемов сотрудничества имели проведенная в ноябре 1991 г. в России либерализация внешнеэкономической сферы (разрешение всем без исключения российским предприятиям заниматься внешнеэкономической деятельностью без специальной регистрации, отмена ограничений на бартерные операции и т.д.), а также переход в июле 1992 г. к внутренней конвертируемости рубля по текущим операциям.

В начале 90-х годов значительные изменения произошли и в практике внешнеэкономического регулирования в КНР. В конце 1991 г. всем китайским гражданам, имеющим валютные доходы или выезжающим за рубеж, была предоставлена возможностьсвободнойкупли-продаживалютывгосударственныхбанковскихучреж-дениях за юани по рыночному курсу. В 1992 г. упразднен "регулирующий" налог на импорт, на 7,3% снижены импортные пошлины, отменено около 75% нетарифных ограничений. С января 1993 г. количество товарных групп, подлежащих государственному контролю при экспорте, значительно сокращено. Предпринят ряд мер для стимулирования притока иностранного капитала, в том числе инвестиций из стран СНГ, а также поощрения зарубежных капиталовложений китайских предприятий.

Обе стороны подталкивают к сотрудничеству факторы, связанные со сложившейся структурой экономик. Объективную основу взаимовыгодного обмена составляет взаимодополняемость народнохозяйственных комплексов двух стран. Россия обладает мощным потенциалом отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары (машиностроение, химическая и т.д.), и стремится в настоящее время придать им экспортную ориентацию. Китай в годы реформ добился больших успехов в развитии отраслей, работающих на конечный потребительский спрос (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, бытовая электроника и т.д.). Дополнительным стимулом к налаживанию сотрудничества на этой основе является нынешняя ситуация на мировых рынках. С одной стороны, попытки России пробиться на мировые рынки с продукцией обрабатывающей промышленности наталкиваются на противодействие западных стран. Кроме того, продукция российского машиностроения и по техническому уровню, и по качеству часто уступает западным аналогам. С другой стороны, в условиях экономической депрессии на Западе, стремления США сократить свой дефицит в торговле с азиатскими странами КНР сталкиваются с проблемами в продвижении на рынки развитых стран текстиля, одежды и других потребительских товаров.

В таких условиях активизация двустороннего сотрудничества сулит выгоду обеим странам. Значительная часть промышленной базы Китая была создана в 50-е годы при участии СССР. Поэтому проще и выгоднее провести ее модернизацию с помощью соответствующих российских технологий, нежели использовать западное оборудование, зачастую несовместимое с имеющимися мощностями. Проведенное еще в конце 80-х годов выборочное обследование 156 предприятий, сооруженных при содействии СССР, показало, что около 60% из них готово еще раз в той или иной мере воспользоваться такой помощью (в основном это энергетические, химические, машиностроительные предприятия). Хотя российское оборудование по ряду показателей может уступать западному, именно оно часто оказывается наиболее адаптированным к современному уровню китайской промышленности.

С другой стороны, в условиях экономического кризиса, падения уровня жизни, сохраняющихся товарных дефицитов в России импорт китайского продовольствия и товаров народного потребления играет важную роль в решении социальных проблем, наполнении потребительского рынка. Это создает хорошую основу для роста китайского экспорта в Россию.

Взаимодополняемость экономик проявляется и в других аспектах. Прилегающие к границе с Китаем регионы России располагают значительными природными ресурсами, в которых нуждается КНР (лесные, водные, запасы полезных ископаемых). Население российского Дальнего Востока не превышает 8 млн.чел., а население трех северо-восточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин) составляет более 92 млн.чел. Если сибирские и дальневосточные регионы России сталкиваются с проблемами дефицита рабочей силы, то северо-восток Китая - с проблемой трудоизбыточности.

Для поступательного развития двусторонних отношений важное значение имеют и субъективные факторы. В настоящее время в обеих странах определяющее влияние на принятие решений оказывают люди, чье мировоззрение сложилось в эпоху тесных союзнических отношений 50-х годов. Десятилетия взаимного отчуждения не смогли подорвать заложенную в те годы основу дружбы двух народов. Несмотря на политические перемены последних лет, общественное мнение и России, и Китая продолжает рассматривать соседнюю страну как естественного партнера в международных делах. Бум двусторонней торговли сопровождается ростом всестороннего интереса к культуре страны-соседа. Растет число изучающих русский язык в Китае и китайский - в России. Таким образом, прогресс политического диалога ускоряет развитие экономического сотрудничества, а последнее, в свою очередь, играет роль стабилизатора двусторонних политических связей.
 

ДВУСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ

В 1992 г. российский экспорт в КНР составил 3,53 млрд. долл., а импорт из Китая - 2,33 млрд. долл., положительное сальдо России - 1,2 млрд. долл. Рост объемов торговли позволяет сделать вывод, что двум странам удается достаточно успешно решать проблемы, связанные с переходом на новую систему взаиморасчетов. До начала 90-х годов двусторонняя торговля велась на клиринговой основе, но с начала 1991 г. сфера применения клиринга существенно сократилась. В настоящее время он применяется только для обслуживания поставок между центральными внешнеторговыми компаниями в рамках межправительственных протоколов. В 1992 г. на них приходилось не более 10% товарооборота. Доля децентрализованных каналов торговли (прямые связи, приграничная торговля, поставки через третьи страны, бартерная торговля) увеличилась с 59% в 1991 г. до 90% в 1992 г. В минувшем году эта тенденция упрочилась.

Между тем изменения мало отразились на товарной структуре российского экспорта. Доля машин и оборудования - товаров отраслей, традиционно подвергавшихся наиболее жесткому государственному контролю, сократилась в 1992 г. весьма незначительно - с 35 до 31 %. Не претерпел изменений удельный вес другой продукции тяжелой промышленности, в которой весьма заинтересована КНР, - минеральных удобрений и химического сырья (остался на уровне 44%). С 10 до 14% возросла доля черных и цветных металлов.

Напротив, в структуре российского импорта произошли сдвиги в сторону усиления роли отраслей, работающих на конечный потребительский спрос. Хотя доля продовольственных товаров и уменьшилась с 36 до 27%, но это снижение было компенсировано ростом поставок товаров широкого потребления - с 33 до 53 %. В то же время доля товаров инвестиционного спроса относительно сократилась: машин и оборудования - с 11 до 8%, минерального сырья - с 9 до 4%, химических товаров - с 4 до 3%.

Товарная композиция торговли отражает как долговременные структурные тенденции, так и особенности нынешней ситуации в российской экономике. В условиях либерализации цен, приспособления предприятий к колебаниям платежеспособного спроса поставки на китайский рынок способствовали преодолению кризиса реализации продукции тяжелой промышленности, замедлению спада производства. В частности, китайские заказы были важны для поддержки уровня производства на таких гигантах российской индустрии, как КамАЗ (производство грузовиков), "Сибсельмаш" (сельскохозяйственное машиностроение), Ангарский химический комплекс. Что же касается импорта из КНР, то уменьшение закупок инвестиционных товаров напрямую связано с общим спадом инвестиционной активности в России. В условиях галопирующей инфляции российские импортеры отдавали предпочтение закупкам товаров, сулящим быструю окупаемость затрат. В то же время импорт китайского продовольствия сыграл важную роль в стабилизации продовольственного снабжения, преодоления последствий краха прежней системы распределения, разрыва связей с бывшими республиками СССР. Так, по некоторым оценкам, в 1992 г. за счет поставок из КНР удовлетворялось 80% потребности в сахаре, 60% потребности в овощах, 30% потребности в рисе и кукурузе в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1992-1993 гг. в России наблюдался "взрывной эффект" потребности в китайских товарах. Стали весьма популярны пуховые куртки и спортивные костюмы китайского производства, россияне "приобщились" к китайской быстрорастворимой лапше и мясным консервам.

Нехватка у обеих сторон средств в свободно конвертируемой валюте (СКВ) обусловила особую популярность бартерной формы торговли. В 1992 г. на нее приходилось 63% всех сделок - на сумму в 3,72 млрд.долл. В 1993 г. эта доля увеличилась. Большая часть поставляемых в КНР лесоматериалов, грузовых автомобилей, тракторов и комбайнов, станков, горно-шахтного оборудования оплачивалась встречными поставками продукции пищевой промышленности, текстильных изделий, бытовой электроники. За свободно конвертируемую валюту в Китай реализуются в основном удобрения, запчасти к вертолетам и автомобили "Волга". Однако к началу 1993 г., очевидно, в связи с ростом валютных возможностей КНР российские специалисты стали отмечать возросшую готовность китайских контрагентов оплачивать поставки в СКВ.

46% товарооборота между двумя странами в 1992 г. приходились на приграничную торговлю. При этом российский экспорт составил 1,26 млрд.долл., а импорт - 1,45 млрд.долл. Основу российского экспорта составляют удобрения, лесоматериалы, металлопрокат, металлолом и цветные металлы. Однако за последнее время увеличился удельный вес машинно-технической продукции (грузовых и легковых автомобилей, тракторов, бульдозеров, сельскохозяйственных комбайнов, станков, вертолетов и судов на подводных крыльях).

Наконец, немалую часть российского импорта в 1992-1993 гг. составляли операции частных лиц (так называемых "челноков"), совершающих разовые поездки в соседнюю страну. Такие закупки весьма слабо отражаются статистикой, и при условии их учета положительное сальдо России в двусторонней торговле заметно уменьшится. К середине 1993 г. активность "челночной" торговли стала спадать в силу ряда причин: роста курса доллара к рублю, ограничивающего эффективность импорта, насыщенности рынка России китайским ширпотребом, прогрессирующего вытеснения мелких торговцев крупными фирмами, предлагающими более качественную продукцию.

Перспективы дальнейшего развития российско-китайской торговли во многом зависят от решения проблем инфраструктуры торгового обмена. Ограничителем роста остается проблема неконвертируемости валют обеих стран. Расширению числа сделок в валютах третьих стран препятствуют ограничения на вывоз средств в СКВ. Между тем бартерная форма торговли существенно снижает возможности маневра партнеров. Важным шагом вперед в решении проблемы стали последние мероприятия правительства КНР. С 1 марта 1993 г. разрешен ограниченный вывоз сумм в юанях (женьминьби) за пределы КНР (до 6 тыс. юаней). В июле 1993 г. Центральный банк Китая разрешил китайским и российским бизнесменам пограничных районов вести расчеты в юанях. Российские фирмы получили возможность открывать срочные юаневые счета в китайских банках, по которым начисляется более высокий, чем обычно, процент, и в случае необходимости переводить средства с этих счетов на оплату поставок китайских контрагентов.

Рост российско-китайской торговли выявил многочисленные "узкие места" существующей транспортной системы. Колея китайских железных дорог уже, чем в России, и при пересечении границы необходима соответствующая переналадка. Так, до начала 1992 г. на железнодорожном узле Гродеково - Суйфэньхэ стороны передавали друг другу по 2-3 грузовых вагона в сутки. К концу года ежесуточно передавалось две сцепки по 23 вагона - предельная величина при имеющихся мощностях. В результате летом 1993 г. с российской стороны на подъездах к границе скопилось почти две тысячи вагонов, которые растянулись по трассе на 37 км. Аналогичная картина - но с грузами из КНР в Россию - сложилась на переходе Маньчжоули - Забайкальем

В настоящее время предпринимаются серьезные усилия по модернизации имеющихся железнодорожных мощностей, строительству новых линий, а также диверсификации структуры перевозок. Строится новый мост через р.Амур, который соединит российский Благовещенск с китайским городом Хэйхэ. На крайнем восточном участке границы начались работы по строительству железнодорожной линии, которая соединит российский город Краскино (восточнее Владивостока) с китайской территорией (расстояние от Краскино до границы с КНР составляет всего 20 км). Строительством ветки занимается акционерное общество "Золотое звено", три четверти пайщиков которого составляют частные инвесторы. Новая линия будет также продолжена до бывшей советской военно-морской базы Зару-бино, где совместными усилиями предполагается создать контейнерный порт. С китайской стороны границы правительство провинции Цэилинь осуществляет строительство 25-километровой линии, которая соединит российскую ветку с городом Хуньчунь. Новая линия позволит поездам, адаптированным как к китайской, так и к российской колее, совершать полный маршрут по всей длине магистрали. Объем перевозок составит до 3 млн.т. Железнодорожные мощности, обслуживающие российско-китайскую торговлю, увеличатся, таким образом, почти вдвое.

Расширению морского сообщения послужит открытие постоянной судоходной линии между российским портом Ванино и китайским Далянем. Порт Ванино имеет прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали, что позволяет сократить наземный путь по доставке грузов в европейскую часть России на 600-1400 км по сравнению с использованием портов в Находке и Владивостоке. Кроме того, в ближайшее время на границе должно быть открыто 26 переходов для автодорожных перевозок. В ряде случаев оборудование новых транспортных узлов ведут частные фирмы обеих стран.

В целом структура транспортных перевозок в 1992-1993 гг. распределяется следующим образом:
 
Виды 
перевозок
1992 г.,
млн.т
1993 г.
(оценка), млн.т
Прирост
объема перевозок,
%
Железнодорожные
4,14
7,30
76
Морские
0,93
3,00
226
Речные
0,58
9,68
17
Автодорожные
0,78
0,90
14
ВСЕГО
6,44.
11,88
84

Наконец, фактором, затрудняющим нормальное развитие торгово-экономических отношений, является небывалый рост преступности. Его причины заключаются как в тяжелой социально-экономической ситуации, политической нестабильности в России, так и зачастую в неправомерных действиях ряда китайских граждан, пользующихся ослаблением пограничного контроля для незаконного проникновения в соседнюю страну. По некоторым оценкам, только в Москве и Московской области в настоящее время находятся на нелегальном положении 30-50 тыс. граждан КНР. Языковый барьер, не всегда законные торговые операции легко делают их объектом внимания криминальных группировок. Решение этой проблемы предполагает тесное сотрудничество компетентных органов двух стран.
 

НОВЫЕ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Набирает силу процесс диверсификации направлений российско-китайского экономического сотрудничества. На 1 июля 1993 г. на территории России было зарегистрировано 347 предприятий с участием инвесторов КНР. Их удельный вес в общем числе предприятий, основанных на иностранных инвестициях, пока невелик - только 3,8% общего числа.КНР находится на восьмом месте среди ведущих вкладчиков капитала в экономику России. Но доля китайских фирм существенно выше в восточных районах России. Из около 200 предприятий, созданных с иностранным участием в Хабаровском крае к началу 1993 г., на долю КНР приходилось 73, и китайские инвесторы опережали японских (45) и американских (31) вкладчиков. В свободной экономической зоне Находка в начале 1993 г. из около 200 предприятий 42 использовали китайские инвестиции, причем из 25 предприятий полной собственности иностранного инвестора 14 принадлежали вкладчикам из КНР.

Отраслевая структура инвестиционного сотрудничества отражает нынешнюю сложную ситуацию на российском рынке. В условиях экономической и политической нестабильности большинство совместных предприятий предпочитает быстроокупаемые отрасли сферы услуг, а также торговые операции. Исключение составляет ряд машиностроительных и электронных предприятий в Восточной Сибири, тесно привязанных к заказам из Китая. Перспективы перехода к более развитым, технологически насыщенным формам совместного предпринимательства зависят от стабилизации политической обстановки в нашей стране, обуздания инфляции и восстановления стимулов к долгосрочным капиталовложениям.

В последние годы получила развитие практика привлечения китайского персонала для работы на промышленных и строительных объектах России. Однако в настоящее время возможности найти работу по официальным каналам, особенно в европейской части России, сокращаются. Новое трудовое законодательство России запрещает платить иностранным рабочим меньше минимума, определенного для китайского персонала, и число заявок от российских предприятий на иностранную рабочую силу резко сокращается. В результате число иностранных рабочих, находящихся по контракту в России, сократилось со 160 тыс. в 1992 г. до 50-60 тыс. на середину 1993 г., в том числе китайских рабочих - с 30 до 15 тыс.чел.

Либерализация внешнеэкономической деятельности дала мощный толчок развитию двустороннего туризма. В 1992 г. объем организованного туризма из стран СНГ в Китай составил почти 290 тыс.чел. - больше, чем в какую-либо другую страну. По сравнению с 1991 г. число туристов, выехавших в КНР, выросло в 5 раз. В то же время в 1992 г. в Россию въехало 184 тыс. китайцев, и Китай стал вторым по значению источником иностранного туризма в России после Финляндии. В конце мая 1993 г. вступило в силу соглашение о безвизовых туристических поездках. Ожидается дальнейшее упрощение формальностей, развитие совместного предпринимательства в сфере туристического обслуживания.
 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

В сферу прямых связей с КНР вовлекается все большее число российских регионов, в том числе европейской части России. Например, в ходе визита в Москву в июне 1993 г. мэра Пекина Ли Цияна было подписано соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической области (в частности, об открытии в Москве российско-китайского торгового дома), в деле укрепления правоохранительных органов и развитии городской инфраструктуры.

Но главным субъектом сотрудничества с Китаем являются, естественно, сибирские и дальневосточные регионы страны. В 1992-1993 гг. были заключены долгосрочные соглашения о сотрудничестве между Приморским и Хабаровским краями России и провинциями северо-востока КНР. В 1992 г. в товарообороте Приморского края доля КНР составила почти 60% (российский экспорт - 100 млн.долл., импорт - 313 млн.долл.). В 1993 г. эта доля возросла.

Наряду с торговым обменом все большее значение приобретают проекты совместного освоения ресурсов. Так, по результатам проведенных в 1992 г. торгов на право освоения Удоканского медного месторождения наряду со стабильной загрузкой в размере 250-300 тыс.т меди в год российских медеплавильных заводов, планируются поставки медного концентрата в китайскую провинцию Ляонин. В г.Шэньян предполагается построить заводы производительностью 200 тыс.т меди в год. Ожидается, что в 1993 г. китайские фирмы примут активное участие в международном тендере по Хакаджинскому и Юрьевскому золоторудным месторождениям в Хабаровском крае.

В начале 1993 г. вновь возникла идея строительства на р.Амур каскада ГЭС для совместного использования (впервые она была высказана Мао Цзэдуном еще в 50-е годы). На первом этапе проекта предполагается перекрыть Амур в трех местах: в среднем течении, в районе Хинганского хребта и неподалеку от Консомольска-на-Амуре. Китаю каскад ГЭС необходим для решения энергетических проблем, а российскому Дальнему Востоку - для регулирования использования вод.

Дальний Восток России - традиционное место сосредоточения оборонной промышленности. Например, в Хабаровском крае с ней в той или иной мере связана почти половина населения. В процессе конверсии существуют большие возможности для сотрудничества с Китаем в области коммерциализации российских научно-технических разработок, придании им экспортной ориентации.

В последнее время широко обсуждаются планы перемещения в дальневосточные регионы России китайских трудовых ресурсов. На муниципальном уровне заключаются соглашения о совместном освоении регионов, испытывающих нехватку рабочей силы. Так, уезд Сунькэ китайской провинции Хэйлунцзян заключил с Амурской областью 30-летнее соглашение о создании в населенных пунктах Завитинск и Белогорск трех совместных кооперативов с переселением туда 1200 китайских рабочих с семьями. Такого рода кооперация может способствовать подъему отсталых сельских районов Дальнего Востока. Однако российскую сторону не может не беспокоить массированное проникновение китайских граждан на территорию России в обход официальных каналов. По некоторым оценкам, уже в настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке незаконно проживает до 1 млн. граждан КНР. При недостаточном внимании к этой проблеме она способна превратиться в источник напряженности в отношениях двух государств.

Важным механизмом налаживания регионального сотрудничества становится предоставление особых льгот для инвесторов из соседних стран. Так, в Хабаровском крае предприятия с долей иностранного участия свыше 30% уставного капитала в первые два года прибыльной деятельности освобождены от отчислений прибыли в местный бюджет (это составляет 22% прибыли при общей ставке отчислений в 32%). В конце 80-х годов в Находке была создана свободная экономическая зона, предполагается ее создание во Владивостоке.

В марте 1992 г. правительство КНР ввело специальный преференциальный режим в пограничных городах Хэйхэ, Суйфэньхэ (оба в провинции Хэйлунцзян), Хуньчунь (Цзилинь), Маньчжоули (автономный район Внутренняя Монголия). Город Хэйхэ и российский Благовещенск разделены только рекой Амур. Суйфэньхэ и Маньчжоули расположены в непосредственной близости от российских пограничных станций - соответственно Гродеково и Забайкальск. Хуньчунь занимает выгодное положение на стыке границ России, КНР и КНДР.

Набор преференций в четырех городах включает налоговые льготы (ставка подоходного налога для совместных предприятий в производственной сфере снижена с 33 до 24%, они освобождены от уплаты налога в течение первых трех лет прибыльной деятельности, а в последующие четыре года ставка уменьшена на 50%), льготы в таможенном обложении (импортная пошлина и единый торгово-промышленный налог с сырья и оборудования, ввозимого в качестве инвестируемого капитала, уменьшаются наполовину, при ввозе товаров из СНГ по каналам бартерной торговли таможенная пошлина уменьшается на 50%) и т.д.

Эти меры дали быстрые результаты. Так, товарооборот г.Маньчжоули за год после "открытия" составил 306 млн. швейцарских франков - столько же, сколько за четыре предыдущих года. Подписано 39 соглашений о техническом сотрудничестве, создано 31 совместное предприятие. В 1992 г. город посетили 670 тыс. туристов из России - в четыре раза больше, чем в 1991 г., это дало городской казне доход в 24,58 млн. юаней.

С начала 90-х годов активно прорабатывается проект создания зоны экономического развития на стыке границ России, Китая и КНДР. В устье реки Тумэнь-цзян планируется строительство порта грузооборотом 300 млн.т в год, который в перспективе должен стать одним из крупнейших торговых и финансовых центров Азиатско-тихоокеанского региона. Это потребует капиталовложений в размере 30 млрд.долл. в течение 20 лет. Импульсы ускоренного развития предполагается распространить на близлежащие территории трех стран: сначала в "малой дельте" реки (в "треугольнике" городов Хуньчунь (КНР) - Наджин (КНДР) - Посьет (Россия), общая площадь 1 тыс.кв.км), а затем на "большую дельту" (Раджин (КНДР) - Яньцзи (КНР) - Владивосток (Россия), до 10 тыс.кв.км). При этом должны быть задействованы природные ресурсы российского Дальнего Востока, рабочая сила Китая и КНДР, капиталы и технологии Японии и Южной Кореи. В октябре 1992 г. Программа развития ООН выделила 4,5 млн. долл. на предварительную проработку проекта, осуществление которого планируется начать в 1994 г. В мае 1993 г. на совещании в Пхеньяне представители России, КНР и КНДР пришли к соглашению о создании независимой международной компании, которой будут сданы в аренду земельные участки в дельте реки.

Успешное осуществление Тумэньцзянского проекта зависит от решения многих конкретных проблем. В частности, российскую сторону не может удовлетворять фактическая консервация сырьевой специализации страны. Требуют дальнейшего изучения вопросы поддержания суверенитета над территориями стран-участников. Но многие составные части проекта представляются однозначно выгодными и для России, и для Китая. Это, в частности, относится к уже начавшейся модернизации порта Зарубино. Для развития инфраструктуры здесь уже создано два российско-китайских совместных предприятия. Тем самым Россия приобретает еще один глубоководный порт на Тихоокеанском побережье, а китайская провинция Цзилинь через железнодорожную ветку Хуньчунь - Зарубино впервые получает выход к морю.

Таким образом, характерными чертами российско-китайского экономического сотрудничества ныне являются резкое уменьшение роли централизованных форм обмена, массированное вовлечение в экономические связи с соседним государством новых субъектов хозяйственной деятельности: предприятий, фирм, частных лиц. Наряду с торговлей развиваются новые многообразные формы сотрудничества. Происходящий на качественно новой основе рост торгового обмена свидетельствует о том, что шаги правительств двух стран по либерализации внешнеэкономической деятельности начинают приносить первые результаты. Ожидается, что при сохранении нынешних тенденций объем российско-китайского товарооборота может достичь в 1995 г. отметки в 8 млрд. долл. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]