Обозреватель - Observer
Экономика


 

В помощь предпринимателю
 

ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАКИСТАН*


ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Площадь 
803,9 тыс. кв. км
Климат 
субтропический и тропический, почти повсеместно засушливы
Температура в Карачи (4 м над уровнем моря 
самый жаркий месяц — июнь (максимальная и минимальная дневная температура): (+)34 — (+)28°С, самый холодный месяц — январь: (+)25 — (+)13° С соответственно
Население 
117 млн. чел. (1991/92 гг.)
Официальный язык 
урду
Язык делового общени я
английский
Государственная религия Религиозные меньшинства 
ислам
индусы, христиане, парсы 
Государственное устройство 
федеративная республика
Административно-территориальное деление 
4 провинции (Пенджаб, Синд, Белуджистан и Северо-Западная пограничная провинция), федеральный столичный округ Исламабад и зона племен, управляемая центральным правительством
Поясное время 
плюс 2 часа к московскому
Объем ВВП, млрд. долл. США 
49,8 (1990/91 гг.)
Темпы прироста ВВП, % 
6,5 (1990/91 гг.) ,
ВВП на душу населения, долл. США 
426 (1990/91 гг.)
Темп инфляции, % в год 
6 (1989/90 гг.)
Курс национальной валюты, рупия 
27,2 руп. — 1 долл. США (июль 1993 г.)
Длина автодорог, тыс. км 
111,4, в том числе 59,2 с асфальтовым покрытием; железных дорог — около 8,8
Морские порты 
Карачи и Бин-Касим
Аэропорты. 
22, в том числе три международных (Карачи, Исламабад и Лахор)
Экспорт, млрд. долл. США 
7,3 (1991/92 гг.)
Основные стопим экспорта в 1989190 гг., млн. долл. США 
хлопчатобумажная пряжа — 834,5; готовая одежда — 667,9; хлопчатобумажные ткани — 558,9; хлопок — 444,8; кожи (обработанные и полуобработанные) — 279,6
Основные экспортные рынки, млн. долл. США 
США — 656, Япония — 458, ФРГ — 395
Импорт, млрд. долл. США 
9,4 (1991/92 гг.)
Основные статьи, импорта в 1989/90 гг., млн. долл. США 
машины и оборудование — 1855; нефть и нефтепродукты — 1162; химические товары (без учета удобрений и лекарств) — 711; растительное масло — 385; черные металлы — 326
Основные источники импорта, млн. долл. США 
США — 955, Япония — 875, Кувейт — 740
Золотовалютные резервы, млрд. долл. США 
1,5 (декабь 1992 г.)
Внешний долг, млрд. долл. США 
15,2 (на конец 1989/90 гг.)
Иностранные инвестиции, млн. долл. США 
174
Основные иностранные инвесторы 
США, Великобритания, ФРГ, Япония
Иностранный туризм 
число туристов — около 0,5 млн. чел. ежегодно

Материал продолжает серию публикаций "в помощь предпринимателю". См. "Обозреватель", 1993 г., № 1,10, 11, 13-15,19-21,23, 28; 1994 г., № 2 - Нигерия, № 3 - Индия.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ
И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


1.1. Льготы для экспортеров

1.2. Реэкспортные операции

1.3. Импортное регулирование

1.4. Таможенные пошлины и сборы

1.5. Внешнеторговая документация

1.6. Требования к маркировке

1.7. Складирование внешнеторговых грузов

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. Институциональная структура валютного регулирования

2.2. Порядок установления курса национальной валюты

2.3. Валютные аспекты внешнеэкономических операций

2.4. Регулирование операций с наличными

2.5. Регулирование кредитных операций

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. Основные налоги и налоговые льготы

3.2. Подоходный налог

3.3. Международные соглашения в области налогообложения

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1 Инвестиционная политика государства

4.2. Политика государства в отношении иностранного капитала

4.3. Порядок утверждения иностранных инвестиций

4.4. Экспортно-производственные зоны

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Основу государственного регулирования внешней торговли Пакистана составляет закон,принятый в 1950 г., "О контроле над экспортом и импортом", в который в последующие годы периодически вносились поправки и дополнения. Закон предусматривает жесткое лицензирование внешнеторговых операций, устанавливает систему разрешений на импорт и экспорт определенных товаров в количественном или стоимостном выражении. До 1987 г. правительство Пакистана ежегодно объявляло экспортно-импортную политику на финансовый год, который начинается в стране с 1 июля. В 1987 г. были приняты новые положения внешнеторгового регулирования со сроком действия до 1990 г. Это было сделано с целью придания стабильности внешнеторговой политике страны, однако в 1990 г. правительство вернулось к практике ежегодного обновления правил внешнеторгового регулирования.

1.1. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ


Ведущими направлениями экспортной политики, закрепленными в официальных правительственных документах, являются: диверсификация экспорта, увеличение доли готовых изделий, повышение качества экспортной продукции и мероприятия по ее стандартизации, расширение рынков сбыта, развитие зон "свободной торговли" и т.д. В этих целях правительство предоставляет экспортерам различного рода льготы, главными из которых являются скидки с таможенных пошлин. Разрешается беспошлинный ввоз машин и оборудования для ряда экс-порториентированных отраслей, в частности производящих текстильные, кожевенные, спортивные товары, обувь, хирургические инструменты, драгоценности (при условии, что данные виды продукции не производятся внутри страны). Полностью освобождены от налога с оборота все товары, экспортируемые из Пакистана, а также сырье, используемое для их производства. Для производителей экспортной продукции может быть разрешен импорт товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу в Пакистан (на сумму, равную определенному проценту от цены ФОБ экспортной продукции). В этом случае выдается специальная авансовая лицензия. Всем предприятиям экспортного сектора предоставляется скидка с подоходного налога на прибыль от экспорта. В дополнение к указанным льготам применяется выплата таможенных пошлин с рассрочкой. Половина пошлины уплачивается наличными, а остаток - по истечении двухлетнего льготного периода шестью полугодовыми взносами. Для экспортеров товаров с более высокой степенью обработки предусматривается система финансового стимулирования, причем приоритет отдается экспортерам машин и оборудования. В целях финансового стимулирования экспортных отраслей в Госбанке Пакистана создано специальное автономное подразделение по кредитованию экспортеров-производителей.

Для повышения конкурентоспособности ряда экспортных товаров вводятся субсидии на фрахт. В 80-е годы в Пакистане получила развитие практика создания крупных экспортных домов, призванных стать центрами по объединению мелких и средних экспортеров с целью оказания им комплексного содействия при вывозе их продукции. Их статус, порядок образования и характер деятельности регламентируются "Законом о регистрации экспортных домов" от 1981 г. Необходимыми условиями для учреждения экспортного дома являются, в частности, объем годового экспорта в 150 млн. руп. и более, наличие представительства за границей. В 80-е годы экспортная политика Пакистана изменялась в сторону постепенного сокращения и ограничения участия государства в экспорте и одновременного повышения роли частного сектора в этой сфере. Частным компаниям был разрешен вывоз таких важнейших экспортных товаров, как рис и хлопок, ранее экспортировавшихся исключительно госорганизациями. Значительно упрощена была процедура оформления и реализации экспортных контрактов для частных предпринимателей.

1.2. РЕЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ


Согласно новому внешнеторговому регулированию разрешен реэкспорт товаров при условии полного удовлетворения внутреннего рынка по ценам как минимум на 10% выше, чем их первоначальная импортная цена. В целях расширения реэкспортных операций принято решение о создании в экспортно-производственной зоне в Карачи специальных складов для беспошлинного импорта и последующего реэкспорта иностранных товаров непосредственно с территории "зоны". С реэкспортными операциями тесно связаны сделки типа "свитч", осуществляемые, как правило, в рамках встречной торговли. Подобные сделки заключались Пакистаном с рядом восточноевропейских стран (Болгарией, Венгрией, Чехословакией) на базе товарообменных клиринговых соглашений. Право на осуществление реэкспортных операций, предоставляемое каждой из участвующих в сделке сторон, закрепляется юридически в тексте торгового контракта в виде специальной оговорки. 

1.3. ИМПОРТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Как и в большинстве других развивающихся стран, испытывающих нехватку иностранной валюты, в Пакистане импорт регулируется государством с помощью средств лицензионного, таможенного и валютного контроля. Импортной политикой определяется общий объем средств, выделяемых на оплату импорта, списки товаров, запрещенных и ограниченных к ввозу, форма платежей (твердая валюта, бартер или в счет кредита), распределение импорта между государственными и частными организациями и т.п.

В 80-е годы импортная политика Пакистана была значительно либерализована, в результате чего значительно расширился и упростился доступ в страну товаров широкой номенклатуры, прежде всего сырья и полуфабрикатов. Наиболее важным мероприятием в плане либерализации явился переход в первой половине 80-х годов от "позитивной" к "негативной" схеме импортного регулирования. Основу первой составляли списки товаров, разрешенных к импорту. Соответственно все прочие товары, не указанные в этих списках, автоматически запрещались к ввозу в страну. Либерализация импорта в этот период осуществлялась исключительно за счет включения в указанные списки новых позиций. В 1984/85 гг. в Пакистане была введена новая схема импортного регулирования. В настоящее время ее основу составляют два главных списка товаров: а) запрещенных к ввозу и б) ограниченных к ввозу. Все прочие товары, не указанные в этих списках, могут свободно импортироваться в Пакистан. Дальнейшая либерализация импорта идет за счет сокращения указанных списков. Так, в соответствии с импортным регулированием на 1990-1991 гг. из негативного списка исключена 91 позиция, а число ограниченных к ввозу товаров уменьшено на 11 наименований.

В "негативный" список входят товары, ввоз которых запрещен по религиозным причинам, по мотивам безопасности либо в протекционистских целях. Ограничительный список состоит из трех частей, в первую из которых включен ряд потребительских товаров, количественно ограниченных к ввозу. Вторая часть состоит из товаров, разрешенных к импорту из строго определенного источника, т.е. из стран, с которыми Пакистан подписал кредитные или бартерные соглашения. При импорте по бартеру расходование иностранной валюты не разрешается, а аккредитивы по таким операциям можно открывать только в банках, специально определенных для этого Госбанком Пакистана. В третью часть ограничительного списка входят товары, импорт которых осуществляют исключительно государственные организации.

Как и в экспорте, в импорте Пакистана возрастает роль частного сектора. Компании получили право импортировать ряд товаров, которые ранее ввозились только по государственным каналам (например, цемент, пестициды, пищевое масло, газетная бумага). Тем не менее пока доля государственного сектора в импорте Пакистана остается достаточно высокой, чему в значительной степени способствует сохранение в руках государства такого эффективного средства регулирования импорта, как валютный контроль. В Пакистане существуют две группы частных импортеров (коммерческие и индустриальные), которые обязаны зарегистрироваться в ведомстве Главного контролера по импорту и экспорту. Для получения импортной лицензии зарегистрированный импортер должен обратиться в свой банк с необходимыми для данного случая документами. Представитель банка вносит в эти документы все детали, касающиеся товара (наименование, стоимость, способ платежа и т.д.). Импортер обязан предъявить свою регистрационную карточку, подписать указанные документы и оплатить 2% от стоимости товара. После этого документы и квитанция об оплате направляются в местное отделение Главного контролера по импорту и экспорту непосредственно для выдачи лицензии. Выданная лицензия должна быть зарегистрирована Госбанком Пакистана, иначе невозможно открытие аккредитива. После регистрации две копии импортной лицензии возвращаются в банк импортера. Одна копия хранится в банке, который контролирует валютные обменные операции, а другая направляется импортеру для предъявления на таможне в момент очистки груза.

Срок действия импортной лицензии составляет, как правило, один год с даты ее выдачи. Это означает, что товары по данной лицензии должны быть отгружены в течение указанного периода. В случае "форс-мажорных" обстоятельств срок действия лицензии может быть продлен, для чего необходимо направить в соответствующее ведомство за 15 дней до момента истечения срока действия аккредитива обращение с просьбой об этом, а также ряд необходимых документов.

Одним из направлений, получивших довольно широкое распространение в импортной политике Пакистана в 80-е годы, стало стимулирование ввоза различных машин и оборудования работающими за рубежом пакистанцами. С этой целью для них была введена специальная схема импорта промышленных товаров, которые они имеют право закупать за границей и пересылать в Пакистан для строительства различных предприятий. Список отраслей, где поощряется создание подобных предприятий, включает переработку сельскохозяйственного сырья, производство минеральных удобрений, цемента, нефтехимических продуктов, электронных товаров, синтетических тканей и волокна, оконного и листового стекла. При ввозе оборудования в рамках данной схемы предусматривается 50%-ная скидка с импортных пошлин.

Аналогичным каналом поступления в страну различной машинотехнической продукции и бытовой техники является ее ввоз в рамках так называемой "подарочной" схемы или в багаже возвращающихся из-за рубежа пакистанцев. Указанная форма импорта также поощряется государством, поскольку не требует валютных расходов страны. В этих случаях разрешается беспошлиный ввоз отдельных видов машин и оборудования.

Среди последних нововведений в области импортного регулирования можно отметить:

  • увеличение объема разрешенного ввоза машин и оборудования для создания новых, а также модернизации и расширения уже действующих предприятий;
  • снятие количественных и стоимостных ограничений на импорт машинотехнической продукции, поставляемой в счет кредитов.
В целях снижения валютных затрат правительство Пакистана намеревается значительно расширить использование практики различного рода взаимоувязанных сделок. Специальные финансовые преференции будут предоставляться тем иностранным компаниям, которые готовы к встречным закупкам различных товаров в Пакистане.

1.4. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ


Пакистан является членом ГАТТ и придерживается таможенной классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Таможенные пошлины и сборы в этой стране являются одной из основных доходных статей госбюджета. Их размер составляет от 0 до 125%. Помимо фискальных функций, таможенные пошлины выполняют также задачу защиты определенных отраслей местной промышленности. В таможенном тарифе Пакистана преобладают пошлины с объявленной цены.

Как правило, за цену, облагаемую пошлиной, пакистанские таможенные власти берут цену, указанную в счете-фактуре, за исключением тех случаев, когда она вызывает сомнение в своей достоверности. Если цена в счете-фактуре отсутствует или неприемлема, то пошлиной облагается цена СИФ. Для взимания специальных сборов берется, как правило, вес-нетто товара. Импортер/экспортер может заблаговременно получить сведения о предполагаемом размере пошлины, предоставив в соответствующее ведомство полное описание товара вместе с образцом. При этом таможенные власти оставляют за собой право менять первоначальное решение непосредственно при импорте.

Правительство взимает дополнительный сбор в размере 5% от цены СИФ со всех товаров, за исключением тех, что импортируются беспошлинно. Кроме того, на все импортируемые товары налагается дополнительная пошлина в размере 6%, средства от сбора которой идут на развитие образования в стране.

Льготное таможенное налогообложение применяется в отношении наименее развитых в экономическом отношении областей, а также ряда отраслей промышленности. Для отдельных районов пошлины на импортируемые товары полностью отменены, для других снижены на 50-70%. Не взимаются таможенные пошлины на импортное оборудование для производства удобрений, готовой одежды, трикотажа, молока и мяса, спортивной обуви. Льготные ставки таможенного налогообложения применяются при импорте горно-шахтного, металлургического, нефтебурового оборудования, оборудования для сахарной, обувной, текстильной промышленности.

Экспорт ряда товаров также облагается пошлиной, которая в данном случае играет не столько роль источника бюджетных поступлений, сколько регулятора вывоза того или иного товара.

Таможенные пошлины и сборы уплачиваются в пакистанских рупиях.

Если импортер пытается ввезти товары, запрещенные к ввозу, или если власти находят, что они не соответствуют описанию в таможенной декларации, то эти товары могут быть конфискованы, а нарушитель оштрафован. 

1.5.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


Пакистанские власти требуют предоставления счета-фактуры и коносамента или авианакладной. Экспортер должен представить документы отдельно в случае, если отгрузка осуществляется морем. Если же груз доставляется самолетом, то документы должны быть к нему приложены. Согласно юридическим нормам Пакистана свидетельства о происхождении товара не требуется, однако грузополучатель или представляющий его интересы банк могут попросить предъявить его. Если свидетельство о происхождении не востребуется, то в счете-фактуре должна быть указана страна происхождения товара. Консульская фактура не требуется.

Таможенные власти требуют представить специальный сертификат при импорте растений, продуктов растений, а также поношеной одежды. 

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ


Администрация таможни предъявляет строгие требования к товарной маркировке, в частности, к обозначению страны происхождения груза. Нарушение этих требований может привести к задержке или конфискации товара, а также наложению штрафа.

Власти исходят из того, что товар с маркировкой на английском языке обладает британским происхождением, если отсутствует маркировка, указывающая на другую страну происхождения. Если необходимые сведения даны на нескольких языках, то маркировка о происхождении груза должна быть повторена на всех этих языках.

Специальные правила применяются в отношении маркировки тканей, красителей, химических и фармацевтических товаров, порошкового молока.

1.7. СКЛАДИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ


Товары должны быть сгружены в период, указанный в коносаменте, либо в течение 15 дней после прибытия судна в порт. После доставки груза и уплаты таможенных пошлин импортер обязан очистить его, подготовив к употреблению, или складировать. Для складирования в Пакистане имеются обширные складские помещения, большая часть которых принадлежит портовым властям.

Власти имеют право конфисковать товары, складированные незаконно или с нарушением правил. Если на складе обнаруживаются товары сверх зарегистрированных, то на виновных накладывают штраф, равный пятикратному размеру таможенной пошлины на этот товар.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


2.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Основным правовым документом в этой области является Закон о валютном регулировании от 1947 г. Его главная задача сформулирована следующим образом: "Осуществлять контроль в интересах Пакистана за платежными и иными операциями с иностранной валютой и ценными бумагами, импортом и экспортом валюты и золота". Согласно данному закону основные положения валютного регулирования разрабатываются правительством Пакистана и публикуются в официальных изданиях.

В валютном, налоговом и инвестиционном законодательстве Пакистана существуют понятия резидент и нерезидент. Резидент - частное лицо, постоянно проживающее в Пакистане. Частное лицо считается постоянно проживающим в Пакистане, если:

o в течение года оно находилось в Пакистане 182 и более дня;

o если в течение года пребывание в Пакистане составило 60 и более дней, а в предшествующие 4 года - 365 и более дней.

Кроме того, резидентом считается пакистанская или любая другая компания, деятельность которой в течение года полностью контролируется с территории Пакистана. Все остальные лица считаются нерезидентами. 

2.2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ КУРСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ


Национальной денежной единицей страны является рупия. В 1982 г. был введен ее плавающий курс по отношению к доллару. Он рассчитывается Госбанком Пакистана на основе корзины валют ведущих торговых партнеров страны. За период, прошедший с момента введения плавающего курса по настоящее время, стоимость рупии по отношению к американскому доллару обесценилась почти на 120%. В июле 1993 г. обменный курс составлял 1 долл. = 27,2 руп. 

2.3. ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ


Согласно законодательству только коммерческие банки, над еденные соответствующими полномочиями, имеют право осуществлять операции с иностранной валютой. Вся иностранная валюта должна покупаться и продаваться по курсу, установленному Госбанком Пакистана.

Экспортер обязан заполнить специальную форму и представить ее в Госбанк страны, информируя о каждом случае экспортных отгрузок. Средства, полученные от экспорта, должны быть переведены в иностранной валюте в течение четырех месяцев с момента отгрузки на счет соответствующего банка в Пакистане (за исключением случаев получения авансовых платежей, о чем необходимо сообщить в отдел валютного контроля Госбанка страны).

Экспортеру предоставляется иностранная валюта для размещения рекламы в иностранных изданиях, а также для выплаты комиссионных вознаграждений агентам за границей (при экспорте всех товаров, за исключением риса, хлопка и цемента). Экспортер имеет также возможность через коммерческие банки закупать иностранную валюту заблаговременно при условии наличия твердого контракта.

Согласно Законам о валютном регулировании и иностранных инвестициях от 1976 г., иностранный инвестор, вложивший капитал в промышленное предприятие, созданное после 1 сентября 1954 г. и одобренное пакистанским правительством, имеет право в любой момент перевести в валюте собственной страны:

  • капитал в размере первоначально инвестированного;
  • прибыли на вложенный капитал;
  • дополнительную прибыль, полученную в результате реинвестирования и прироста стоимости капитала.
Могут репатриироваться займы, предоставленные в иностранной валюте и одобренные правительством Пакистана, а также проценты по ним. Иностранный инвестор имеет право переводить лицензионные платежи и платежи за технические услуги в размерах, определяемых в каждом конкретном случае в зависимости от характера инвестиций, используемой технологии и других условий. Разрешение на перевод прибылей выдается Госбанком Пакистана, а их сумма пересчитывается по текущему курсу валют.

Иностранные граждане, работающие в Пакистане, имеют право:

  • ежемесячно переводить часть заработной платы;
  • по окончании контракта перевести все свои накопления.


2.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С НАЛИЧНЫМИ


Согласно валютному законодательству лица, въезжающие и выезжающие из Пакистана, могут иметь при себе не более 100 рупий, причем подобных ограничений на иностранную валюту нет. Ввезенная иностранная валюта может определенное время находиться у частного лица, после чего ее необходимо сдать в коммерческий банк. Для пакистанцев-нерезидентов этот срок составляет 1 год, для пакистанцев-резидентов 3 месяца, для иностранцев - 6 месяцев.

Иностранные граждане имеют право вывозить в течение шести месяцев с даты прибытия в Пакистан неизрасходованные средства в иностранной валюте без разрешения Госбанка Пакистана (до 500 долл. на человека, но не более 2000 долл). Пакистанские граждане и члены их семей, живущие или работающие за границей и приезжающие в Пакистан на время, имеют право в течение одного года с момента своего прибытия вывезти неизрасходованную сумму до 500 долл. на человека, но не более 2000 долл. на семью. Если же валюта была декларирована, то можно вывозить сумму, равную указанной в декларации.

Предприниматели, отправляющиеся в деловые поездки за границу, имеют право обменивать валюту из расчета 150 долл. в день, но не более 4500 долл. на человека.

В августе 1985 г. правительство ввело в обращение сертификаты владельца иностранной валюты для продажи как пакистанцам, так и иностранным гражданам. Данные сертификаты представляют собой ценные бумаги, которые могут покупаться как на рупии, так и на иностранную валюту и могут свободно ввозиться и вывозиться из страны.

В январе 1991 г. правительство объявило о ряде важных изменений в валютном регулировании. Они направлены прежде всего на сокращение объема нелегальных переводов валюты, который в настоящее время, по оценке, не уступает официальному. В этих целях сделаны более выгодными условия открытия валютных счетов в Пакистане для пакистанцев,

проживающих за границей. Им разрешено также вкладывать капитал путем покупки акций на местной бирже, причем с правом репатриации этого капитала (при условии уплаты налога на прирост капитала, когда это необходимо). Пакистанцы-резиденты получили возможность открывать счета в свободно конвертируемой валюте и держать на них средства, переводимые из-за границы. Эти средства могут также перевозиться за рубеж. В целях расширения официальных каналов для поступления иностранной валюты решено создать в странах Ближнего Востока сеть компаний, специализирующихся на операциях с иностранной валютой, которые помимо прочего будут предоставлять рупийные кредиты пакистанцам, имеющим валютные счета.

2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ


Изменились условия получения частных иностранных займов. Ранее пакистанской стороне необходимо было соблюдать определенные предписания правительства (в частности, относительно максимально допустимой ставки процента). Если они выдерживались, то кредитное соглашение могло быть заключено без предварительного одобрения соответствующих органов. В противном случае требовалось специальное разрешение. Отныне все ограничения сняты, и для получения такого кредита следует соблюдать лишь одно условие:минимальный срок его погашения должен составлять 5 лет.

Ряд нововведений касается деятельности иностранных инвесторов, для которых, в частности, были расширены возможности получения кредитов на местном финансовом рынке.

В целом валютное законодательство Пакистана носит жесткий характер, что вполне объяснимо, принимая во внимание хронически сложное валютно-финансовое положение страны. В то же время в последние годы правительство сделало ряд шагов по его либерализации, которая, по заявлениям официальных представителей, будет продолжена. 

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ


3.1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ


Особенностью налоговой системы Пакистана является то, что налоги, как средство мобилизации финансовых ресурсов, играют второстепенную роль. В значительной степени это объясняется тем, что доходы от сельскохозяйственного производства, составляющего основу экономики страны, полностью освобождены от налогового обложения. Их введение является прерогативой провинциальных парламентов, в которых преобладающим влиянием пользуются крупные землевладельцы, выступающие против этого. Кроме того, широко распространено уклонение от налогов.

В целом в налоговой системе Пакистана главную роль играют косвенные налоги (таможенные пошлины, акциз, налог с оборота, дополнительные сборы). На них приходится свыше 80% всех налоговых поступлений, в том числе почти половина - на налоги, которыми облагаются внешнеторговые операции.

Стандартный налог с оборота составляет 12,5% с объявленной цены. Он взимается с широкого круга товаров как импортных, так и местного производства. Акцизный налог взимается с определенных товаров либо с объявленной цены, либо в конкретных единицах. За исключением отдельных случаев облагаются налогом выплаты процентов по иностранным займам, лицензионные платежи и платежи за технические услуги.

Помимо обычных налогов правительство Пакистана взимает два исламских: закят и ушр (на богатство и продукцию сельского хозяйства). Средства от их сбора невелики и используются на благотворительные цели.

В целях расширения экспорта, развития промышленности в экономически слаборазвитых районах, модернизации и реконструкции экспорториентированных и импортзамещающих отраслей правительство предоставляет разного рода налоговые льготы. Они включают, в частности, скидки с налога на доходы от экспорта готовых изделий, частичное освобождение от налога на доходы компаний, приобретающих акции предприятий, создаваемых в отсталых районах, освобождение от уплаты налогов в течение 4 лет всех частных предприятий, построенных или строящихся в основных отраслях промышленности в период с 1 июля 1988 г. по 30 июня 1993 г. Если эти предприятия расположены в наименее развитых районах, то освобождение от налогов действует в течение 8 лет.

Правительство Пакистана предоставляет налоговые скидки на амортизацию, которые рассчитываются, как правило, по методу убывающей балансовой стоимости. В середине 80-х годов нормальные ставки налоговой скидки на амортизацию судов составляли от 5 до 20% от номинальной стоимости (в зависимости от срока эксплуатации), жилых домов и фабричных зданий - 10%, оборудования - 10%, автомобилей - 20%, самолетов - 30%.

Дополнительная налоговая скидка на амортизацию предоставляется предприятиям, использующим двух- и трехсменный график работы.

Специальными налоговыми льготами пользуются предприятия горнодобывающей промышленности. В частности:

  • налоговая скидка на амортизацию подземных конструкций нефтепромыслов и оборудования для добычи минерального сырья составляет 100%;
  • убытки, понесенные предприятиями этой отрасли до начала коммерческого производства, рассматриваются как снижение доходов и пролонгируются на 10 лет;
  • местные компании, занятые в добыче железной руды, бокситов, хрома, меди и ряда других полезных ископаемых, освобождаются от уплаты налогов сроком на 5 лет. В последующие 5 лет ставка налога составляет 50% от нормальной.


3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ


Ставки и порядок взимания подоходного налога определены в Законе о подоходном налоге от 1979 г. Объектами закона являются частные лица, компании (акционерные общества), ассоциации частных лиц и/или компаний, которые облагаются подоходным налогом по прогрессивной шкале. Любое юридическое или физическое лицо, получающее доход в Пакистане, обязано его платить. Пакистанское законодательство включает в доходы, подлежащие налогообложению, доходы от работы по найму, роялти и платежи за технические услуги, но исключает доходы от сельского хозяйства и прироста капитала.

Подоходный налог взимается с общих доходов за финансовый год.

В настоящее время ставки подоходного налога для частных лиц составляют от 5 до 45% в зависимости от у ровня дохода. Не взимается налог на доходы, полученные частным лицом за пределами Пакистана, если оно:

  • не проживало в Пакистане в течение 9 из последних 10 лет;
  • не находилось в Пакистане в общей сложности более 2 лет в течение последних 7 лет. Это положение не распространяется на случаи, когда доходы получены от предпринимательской или профессиональной деятельности в Пакистане.
Заработная плата иностранных граждан, оказывающих технические услуги по контракту, одобренному пакистанскими властями, не облагается налогом в течение 3 лет с момента их прибытия в страну.

Для целей налогообложения все акционерные компании разбиваются на 2 группы:

открытые и закрытые. Компания считается открытой, если:

1) в течение последнего года ее акции котировались на местной бирже;

2) по меньшей мере 50% ее акционерного капитала принадлежит государству.

Подоходный налог на корпорацию обязана уплатить любая компания, получающая доход на территории Пакистана.

Компания-резидент должна, кроме того, платить налог на доходы, получаемые за границей. Компания-нерезидент обязана платить налоги на доход, получаемый в Пакистане, включая доходы, возникающие вследствие деловых связей. Причем эти налоги могут быть в определенной степени компенсированы за счет существующих налоговых и финансовых льгот.

Закон о подоходном налоге дает общее определение корпоративных доходов как валовой доход компании минус разрешенные вычеты, которые включают арендную плату, расходы на ремонт, обучение персонала, научно-исследовательские работы, проценты по кредитам, амортизационные начисления, безнадежные долги и страховые взносы. Специальные положения разработаны для компаний, занятых в таких отраслях, как банковское дело, страхование, экспортная торговля, горнодобывающая промышленность и судоходство. (Подоходный налог взимается после вычета части дохода, освобожденной от налога, случайных убытков и вышеперечисленных разрешенных изъятий.)

Налог на корпорацию состоит из:

  • собственно подоходного налога, который взимается с валового дохода любой акционерной компании. Его размер составляет 30%;
  • добавочного налога, размер которого составляет для банковских компаний - 35%, для зарегистрированных товариществ - от О до 35%,в зависимости от уровня дохода"и для прочих компаний - 25%.
В отношении отдельных открытых акционерных компаний (в частности, занятых в пищевой промышленности) могут применяться скидки с добавочного подоходного налога в размере от 5 до 15%.

В соответствии с Законом о подоходном налоге с дивидендов, выплачиваемых открытыми акционерными компаниями, взимается налог в 5%, с дивидендов прочих компаний (включая иностранные) - 15%. Облагаются налогом межкорпорационные дивиденды (10% для открытых акционерных компаний и 30% для прочих), а также дивиденды, выплаченные акциями (10% для открытых акционерных компаний и 15% для прочих).

3.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


В целях освобождения инвесторов от двойного налогообложения Пакистан заключил соответствующие соглашения со следующими странами: Австрией, Англией, Бельгией, Данией, Ирландией, Канадой, Китаем, Польшей, США, ФРГ, Францией, Швейцарией, Швецией, Шри-Ланкой и Японией. Эти соглашения предусматривают полное или частичное освобождение инвесторов стран-партнеров от уплаты налогов на доходы от капиталовложения в одной из них. Некоторые из договоров включают пункт об освобождении от местных налогов платежей за использование патентов и торговых марок.

Между США и Пакистаном подписано соглашение о гарантиях в отношении капиталовложений. В соответствии с ним США взяли на себя обязательство страховать американские компании, вкладывающие капитал в экономику Пакистана, от рисков, связанных с войной, революцией, беспорядками и национализацией.

Аналогичные соглашения Пакистан заключил с ФРГ, Канадой и Ливией.

Кроме того, между Пакистаном и США подписано соглашение о предотвращении случаев уклонения от уплаты налогов.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА


Экономика Пакистана носит смешаный характер, и одной из основных задач инвестиционной политики правительства является достижение взаимодополняемости между государственным и частным секторами. В 70-е годы в результате национализации ряда отраслей значительно выросла роль государственного сектора в экономике страны. Однако в конце десятилетия акценты в промышленной стратегии правительства были в значительной степени изменены. Функции государственного сектора ограничивались завершением работ по уже строящимся объектам и инвестированием в проекты, которые не в состоянии осуществлять представители частного сектора.

В соответствии с новым разграничением сфер деятельности за госсектором резервировались лишь базовые отрасли промышленности (металлургия, тяжелое машиностроение, автомобильная и нефтехимическая промышленность и ряд других). Причем в этих отраслях в отдельных случаях возможно участие частных предпринимателей.

В резолюции о промышленной политике от 1984 г. частный сектор был определен как движущая сила развития экономики страны. Правительство твердо заявило о том, что является противником дальнейшей национализации и высказалось в пользу приватизации национализированной собственности. В настоящее время в стране насчитывается более 15 тыс. частных компаний, действующих практически в любой области экономики страны. Частный сектор контролирует пищевую, хлопкоочистительную, текстильную, швейную промышленность, многочисленные машиностроительные предприятия.

В последнее время курс на всемерное стимулирование деятельности частного капитала получил дальнейшее развитие в промышленной политике от 1989 г. и новых льготах, предоставленных частным предпринимателям в конце 1990 г.

Так, частные компании были освобождены от необходимости получения официальной санкции на создание предприятия стоимостью до 1 млн. рупий. Правительство объявило о намерении денационализировать в течение ближайших 3 лет банки, предприятия связи, часть национальных дорог. Следует, однако, отметить, что программа приватизации до сих пор не принесла ощутимых результатов. Это объясняется тем, что многие национализированные предприятия убыточны. По мнению пакистанских экономистов, до тех пор, пока их убытки не будут списаны государством, покупатели на них вряд ли найдутся.

В целях стимулирования частных капиталовложений до середины 1992 г. частным инвесторам разрешено не указывать источник своих доходов. В результате этого, как полагают, появится возможность отмывания "черных" денег. В прошлом уже принимались аналогичные меры, однако привлечь эти деньги в значительных масштабах не удавалось, поскольку прибыль на капитал, вложенный в параллельную экономику, гораздо выше, чем от официальных инвестиций.

Важнейшим документом инвестиционной политики является Программа промышленных вложений, принимаемая сроком на 5 лет параллельно с пятилетним планом развития экономики страны. В программе намечаются общий объем капиталовложений, их разбивка по отраслям, приоритетные сферы и т.п.

В целях определения приоритетов и разработки наиболее эффективной политики все отрасли промышленности разделены на 4 группы:

1) базовые;

2) использующие местное сырье;

3) экспорториентированные;

4) импортзамещающие.

Особое внимание уделяется в последние годы развитию отраслей агропромышленного комплекса и трудоемких производств. Важнейшим направлением инвестиционной политики правительства является стимулирование капиталовложений в экономически слаборазвитые районы.

Правительство принимает также меры по равномерному рассредоточению промышленности по территории страны. В этих целях в крупных городах разрешается создавать, как правило, только предприятия, служащие непосредственному удовлетворению потребностей жителей (в сфере обслуживания, пищевой промышленности и т.п.). На необходимость равномерного распределения крупных промышленных объектов соответствующими органами обращается внимание при одобрении того или иного проекта.

В целях предотвращения случаев чрезмерной концентрации капитала и монополизации отдельных сфер экономики в 1970 г. в Пакистане был принят Закон об ограничительной торговой практике, за исполнением которого следит Управление по контролю за монополиями.

Указанный закон предусматривает меры против излишнего сосредоточения экономической мощи в чьих-либо руках (сокращение капиталовложений, запрет на наличие общих директоров и общих акционерных владений в различных компаниях и др.).

В целях контроля и сбора необходимой информации компании, являющиеся потенциальными нарушителями Закона об ограничительной торговой практике, должны регестрироваться в Управлении по контролю за монополиями. 

4.2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА


Основой законодательства Пакистана в этой области является Закон об иностранных частных инвестициях (стимулирование и защита) от 1976 г. Закон касается всех промышленных предприятий с участием иностранного капитала, созданных в Пакистане после 1 сентября 1954 г.

Согласно законодательству термин "иностранный капитал" означает капиталовложения иностранного лица в экономику Пакистана:

    o в форме иностранной валюты, импортированных машин и оборудования;

    o в любой иной форме, которая может быть

    одобрена правительством Пакистана.

Термин "иностранный частный капитал" означает капиталовложения лица, не являющегося гражданином Пакистана, или компании, зарегистрированной как корпорация за пределами Пакистана, но не инвестиции иностранного государства или иностранной государственной организации.

Исходя из национальных интересов, правительство Пакистана поощряет иностранные капиталовложения в капиталоемкие отрасли производства, требующие применения сложной технологии, в экспорториентированные и импортзамещающие отрасли промышленности. Кроме того, иностранные частные инвестиции привлекаются в целях разработки и более эффективного использования сырьевых ресурсов страны, повышения занятости, обучения технического и управленческого персонала.

Иностранный частный капитал допускается практически во все сферы экономики, за исключением зарезервированных за государством. Однако на практике новые иностранные инвестиции в такие области, как страхование, банковское дело, предоставление консультационных услуг, не поощряются.

Закон от 1976 г. предусматривает гарантии от национализации, соответствующей компенсации в случае приобретения пакистанским государством части капитала, а также проведение недискриминационной налоговой и финансовой политики в отношении иностранных частных инвесторов. Гарантируется свободный перевод первоначально инвестированного и реинвестированного капитала, а также прибылей.

Гарантии в отношении иностранных частных инвесторов были подтверждены в Законе о защите прав промышленной собственности от 1979 г., в котором говорится:

1) ни одно юридическое и физическое лицо не может быть насильственно лишено прав на свою промышленную собственность, за исключением случаев, когда это необходимо в общественных интересах. При этом должны быть гарантированы соблюдение законов и соответствующая компенсация, ее размер и форма выплаты;

2) любое лицо, которому назначается компенсация, имеет право обратиться в суд для определения ее адекватности.

В законодательстве Пакистана отсутствует указание о лимите на долю иностранного акционерного участия. На практике оно составляет, как правило, менее 50% и оплачивается главным образом поставками оборудования и технологии. Правительство Пакистана негласно выступает за то, чтобы иностранные инвесторы часть принадлежащих им акций продавали бы местным предпринимателям, увеличивая долю пакистанской стороны.

Одним из основных направлений политики пакистанской администрации в отношении иностранного частного капитала является стимулирование капиталовложений в форме новых технологий (либо связанных с ними). Поэтому представляется целесообразным подробнее остановиться на соглашениях о передаче технологии, прежде всего на расчетах между сторонами.

1. Согласно стандартному соглашению термин "роялти" означает платежи, выплачиваемые местной фирмой иностранному партнеру за право пользования лицензией на принадлежащие последнему патент, торговую марку или фабричное клеймо.

2. Не разрешается выплата роялти в случае:

  • если более 50% акционерного капитала фирмы-заявителя принадлежит владельцу патента (торговой марки), фабричного клейма;
  • производства по лицензии для сбыта на местном рынке потребительских товаров.
3. В прочих случаях выплачивается роялти в размере:
  • до 3%, если речь идет о машинах и оборудовании, производимых на экспорт;
  • до 2%, если речь идет о потребительских товарах, производимых на экспорт;
  • до 1 %, если речь идет о машинах и оборудовании, производимых для сбыта на внутреннем рынке.
4. Размер роялти не должен превышать 5 лет.

5. Размер роялти рассчитывается следующим образом:

  • если соглашение предусматривает сбыт лицензионной продукции на местном рынке, то на базе ее стоимости за вычетом акциза и налога с оборота (если они взимаются);
  • если соглашение предусматривает экспорт лицензионной продукции, то на базе цены ФОБ.
6. Термин "платежи за технические услуги" означает отчисления, производимые местной фирмой в пользу иностранного партнера за услуги:
  • в организации производственного процесса, контроля за качеством, в деле освоения запатентованных процессов, за право использования технической информации и т.п.
  • в обучении местного персонала.
7. Платежи за технические услуги не выплачиваются, если в соглашении идет речь о потребительских товарах или товарах, производимых в Пакистане без иностранного технического содействия.

8. Платежи за технические услуги выплачиваются в форме паушального платежа (твердо фиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения) или следующим образом:

  • до 3%, если соглашение предусматривает производство машинотехнических товаров или основных видов продукции обрабатывающей промышленности с использованием сложной технологии (подобная форма выплат разрешена только к этому подпункту);
  • общая сумма роялти и платежей за технические услуги не должна превышать 5%;
  • период выплаты платежей за технические услуги не должен превышать 5 лет;
  • размер паушальных платежей не должен превышать 5% от инвалютной стоимости машин и оборудования.
9. Размер платежей за технические услуги рассчитывается следующим образом:
  • если соглашение предусматривает производство основных видов продукции обрабатывающей промышленности, то на базе их стоимости;
  • если в соглашении идет речь о сборочных предприятиях, то на базе цены ФОБ частей и компонентов, производимых по лицензии местной фирмы, или на базе стоимости частей и компонентов, произведенных без иностранного участия ( в зависимости оттого, какая величина меньше);
  • при расчете размера платежей за технические услуги акциз, налог с оборота и стоимость импортированных частей и компонентов должны быть вычтены из стоимости произведенной продукции.
10. Соглашение не должно устанавливать обязательный минимальный размер роялти или платежей за технические услуги.

11. Если соглашение предусматривает паушальную форму выплаты платежей за технические услуги, то общая сумма должна выплачиваться в течение ряда лет и сопровождаться передачей технологии и оказанием соответствующих услуг. В дополнение к этому иностранный партнер должен подтвердить, что цена оказываемых услуг соответствует ценам, по которым они предоставляются другим странам.

12. Соглашение не должно содержать условий об импорте сырьевых материалов из определенных источников.

13. Арбитраж в случае необходимости должен проводиться в Пакистане в соответствии с законами этой страны.

14. Пересчет роялти и платежей за технические услуги осуществляется по официальному курсу обмена валют на дату их перевода.

Соглашения о техническом сотрудничестве, удовлетворяющие стандартным требованиям правительства, могут быть заключены без специального одобрения правительственными органами. При этом одна копия соглашения должна быть представлена в отдел валютного контроля Госбанка для регистрации, что является основанием для выделения иностранной валюты.

Любое иностранное юридическое или физическое лицо, намеревающееся открыть собственное дело, создать акционерную компанию в Пакистане или внести изменения в действующее соглашение, заключенное с пакистанским партнером, должно сначала получить письменное разрешение Бюро по стимулированию капиталовложений. Потенциальные инвесторы обязаны соблюдать следующие условия:

1) Все заявки на создание новых или расширение уже действующих предприятий с участием иностранного капитала должны быть представлены в Бюро по стимулированию капиталовложений вместе со сведениями о всех уже заключенных между партнерами соглашениях, в первую очередь кредитных. В случае одобрения проекта стороны должны периодически представлять в Бюро отчеты о ходе его выполнения.

2) В соответствии с законодательством Пакистана все компании должны зарегистрировать свои уставы в Бюро по регистрации акционерных обществ. Незарегистрированная фирма не может предъявить иск к какому-либо лицу, а ее совладелец не имеет возможности сделать этого в отношении своего партнера или третьей стороны.

3) Ни одна компания не имеет права выпускать акции, вложить капитал в акции другого предприятия или взять кредит под залог своего имущества без согласия ведомства Главного контролера по выпуску ценных бумаг.

4) Для того, чтобы получить лицензию на импорт необходимых материалов и оборудования, любой иностранный или местный инвестор должен обратиться непосредственно к генеральному директору Бюро по стимулированию капиталовложений.

Соглашение между правительством и иностранным инвестором относительно создания сборочных предприятий может содержать пункт об обязательствах последнего в отношении постепенного увеличения доли местных сырья и компонентов в процессе производства. В этом случае в нем должны содержаться конкретные данные о видах сырья и компонентах, которые будет разрешено импортировать инвестору.

Специальными законодательными актами регулируются иностранные частные капиталовложения в области разведки и добычи полезных ископаемых. Наиболее важными среди них являются Закон о регулировании горно-шахтного дела от 1948г., Нормы регулирования нефтедобычи от 1949 г. Нормы предоставления концессий на эксплуатацию шахт от I960 г.

Перечисленные законодательные акты определяют порядок выдачи лицензий на разведку, разработку месторождений природных ископаемых, условия сдачи в аренду предприятий горнодобывающей промышленности.

Владелец лицензии на разведку минерального сырья обязан предоставлять соответствующим государственным органам полную информацию относительно проводимых работ, в первую очередь о найденных месторождениях. Правительство имеет право на инспекцию имущества и финансово-бухгалтерской документации фирмы - владельца лицензии.

Иностранные компании (главным образом американские) наибольшую активность проявляют в сфере разведки и добычи нефти и газа. При их участии обнаружены и эксплуатируются практически все крупные месторождения Пакистана. Согласно стандартным условиям соглашения, правительство Пакистана оплачивает 5% стоимости изыскательских работ, остальные затраты берут на себя иностранные фирмы. В случае открытия месторождения добываемая нефть распределяется поровну между правительством страны и иностранным партнером.

Защита промышленной собственности. В Пакистане приняты законы о защите патентов, торговых марок и авторских прав. Страна подписала Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, Всемирную конвенцию по авторским правам, является членом

Всемирной организации по интеллектуальной собственности.

Патенты. Основные законодательные акты:

Закон о патентах от 1911 г. и Положение о патентах от 1933 г. Заявки на регистрацию патента должны быть адресованы в Патентное бюро (Карачи), где они изучаются на предмет новизны. В официальном издании печатается сообщение об изобретении, и в течение 4 месяцев после этого любое заинтересованное лицо имеет право начать судебное разбирательство относительно его законности.

Патенты на изобретения, нарушающие какие-либо общепринятые нормы морали, не выдаются. Срок действия патента в Пакистане составляет 16 лет, в отдельных случаях он может быть продлен на 5-10 лет. Патент должен надлежащим образом использоваться, иначе через 4 года после выдачи он может быть аннулирован.

Торговые марки. Основной законодательный акт - Положение о торговых марках от 1963 г. Заявка на регистрацию торговой марки должна быть адресована в специальное бюро, где она рассматривается. Согласно законодательству не регистрируются торговые марки скандального характера. После опубликования в специальном издании заявка может быть опротестована в течение 4 месяцев.

Право регистрации торговой марки принадлежит тому, кто первый ее использовал. Регистрация действительна в течение 7 лет с момента подачи заявки, срок ее действия может быть продлен на 15 лет.

Авторские права. Основной законодательный акт - Дополнение к закону об авторских правах от 1972 г. Авторские права на оригинальное произведение или изобретение выдаются сроком на 5 лет с возможным продлением еще на 10 лет.

Согласно законодательству центральное правительство страны имеет право печатать, перепечатывать, переводить любую работу, однако только для обучения или проведения научных исследований в учебных заведениях.

Работа по найму иностранных граждан. Иностранцы, собирающиеся работать в Пакистане, должны представить в Бюро по стимулированию капиталовложений соответствующим образом оформленную заявку. Правительство Пакистана стремится привлекать иностранных специалистов только для выполнения сложных работ, требующих особой квалификации и опыта, которые отсутствуют у местного персонала. Правительство следит за тем, чтобы в управленческом аппарате иностранных компаний постепенно увеличивался процент пакистанцев. Иностранный партнер обязан представлять ежегодный отчет об изменениях в этом направлении и намечаемых планах. Единственной льготой является разрешение постоянно сохранять пост президента компании за иностранным гражданином. 

4.3. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


Рассмотрением заявок на создание новых или расширение уже действующих предприятий, в том числе с иностранным участием, занимается Бюро по стимулированию капиталовложений при Министерстве промышленности. В его функции входит:

  • распространение информации относительно инвестиционного климата в стране;
  • регулирование вопросов, связанных с наймом на работу в Пакистане иностранцев;
  • содействие местным и иностранным инвесторам в получении импортных лицензий, земельных участков, зданий и оказание прочих услуг.
Бюро по стимулированию капиталовложений рассматривает следующие виды заявок:

1) на иностранные частные инвестиции;

2) на иностранные частные инвестиции, не подлежащие репатриации (как правило, такие заявки поступают от пакистанцев, проживающих за рубежом);

3) на проекты в рамках схемы "плати, как заработал" (по этой схеме предприниматель получает кредит на импорт машин и оборудования, а затем выплачивает его по мере поступления средств от экспорта готовой продукции. Данная схема применяется в отношении ряда экспорториентированных производств);

4) на иностранные частные займы;

5) на заключение соглашений о техническом сотрудничестве с иностранным партнером.

После рассмотрения в Бюро заявка поступает на одобрение в Центральный комитет по стимулированию инвестиций, в состав которого входят представители центрального и провинциального правительств, ведущих финансовых учреждений и других заинтересованных ведомств.

Кроме того, заявка должна быть одобрена правительством той провинции, где намечено осуществить капиталовложения.

В целом процедура рассмотрения и одобрения заявок на инвестиции отличается сложностью и нередко требует многих месяцев. В целях ускорения принятия решений по этим вопросам в 1989-1990 гг. были созданы комитет и управление по инвестициям во главе с премьер-министром страны.

Важная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит Корпорации по промышленному кредитованию и инвестированию, созданной в 1957 г. как полуавтономная организация. В ее функции входит:

  • предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов в местной и иностранной валюте;
  • прямое участие в акционерном капитале компаний, гарантирование ценных бумаг, содействие пакистанским предпринимателям в привлечении иностранных инвестиций и иностранным инвесторам в определении возможностей для капиталовложений;
  • содействие предпринимателям в деле подготовки заявок на капиталовложения, консультаций по финансовым и юридическим вопросам.
С одобрения правительства Корпорация ведет переговоры о получении кредитов в иностранной валюте с ведущими международными организациями. В отдельных случаях ей дано право самостоятельно санкционировать заявки на капвложения, не связанные с иностранным участием.

Аналогичные с Корпорацией функции выполняет Банк промышленного развития Пакистана. В его деятельности особое место занимают стимулирование развития мелкого бизнеса, а также финансирование предприятий, расположенных в экономически отсталых регионах.

В 1963 г. был создан Консультативный центр по вопросам инвестирования, который занимается, в частности, подготовкой технико-экономических обоснований, проектов строительства объектов и обзоров различных рынков, оказанием услуг в области управления, содействием в заключении финансовых соглашений. Центр выполняет заказы как пакистанских, так и иностранных клиентов.

В Пакистане действу ют также организации, призванные стимулировать расширение рынка капиталов в стране, мобилизовывать средства для инвестирования и оказывать поддержку потенциальным инвесторам.

Крупнейшей среди них является Национальная корпорация по финансированию развития, которая была создана для обслуживания главным образом государственного сектора. Однако в последнее десятилетие в соответствии с изменениями в инвестиционной политике государства ее деятельность в большей степени ориентируется на частных предпринимателей. В целях финансирования проектов в сфере аграрно-промышленного комплекса создан Банк сельскохозяйственного развития Пакистана, который предоставляет также кредиты на импорт сельскохозяйственных товаров. Различного рода услуги потенциальным инвесторам и экспортерам оказывают 5 национализированных коммерческих банков и главный банк страны - Госбанк. 

4.4. ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ


Важная роль в инвестиционной политике Пакистана отводится созданию экспортно-производственных зон (ЭПЗ), призванных обеспечить приток иностранных инвестиций в экономику. Основными целями организации таких зон являются:

  • стимулирование капвложений местных и иностранных компаний в создание экспорториентированных предприятий;
  • привлечение в страну передовой иностранной технологии;
  • увеличение валютных поступлений за счет наращивания объемов экспорта из ЭПЗ;
  • увеличение занятости.
В целях привлечения потенциальных инвесторов правительство Пакистана предоставляет им ряд льгот. В частности, они освобождаются от всех видов налогов и пошлин при ввозе необходимых оборудования и сырья, а также при экспорте/реэкспорте продукции на период в 5 лет. По истечении этого срока таможенные пошлины устанавливаются в размере 25% от существующего уровня.

Освобождение от налога на экспортные доходы может быть продлено в зависимости от показателей деятельности предприятия. Иностранные инвесторы пользуются правом свободной репатриации капиталов и доходов. Предприятиям ЭПЗ разрешено сбывать до 20% своей продукции на внутреннем рынке. Однако эта продукция подлежит обложению таможенными пошлинами по тем же тарифам, что и обычные импортные товары.

На предприятия, расположенные в ЭПЗ, не распространяется действие внешнеторгового, валютного и трудового законодательства Пакистана.

Создание совместных предприятий в ЭПЗ разрешается при условии, что все валютные расходы по закупке оборудования, сырья, компонентов и на прочие нужды будут взяты на себя иностранным участником или пакистанцем-нерезидентом, располагающим собственными валютными средствами. Важным условием организации промышленного предприятия в ЭПЗ является запрет на производство в них таких видов продукции (прежде всего текстильной), которые конкурируют с экспортными товарами, выпускаемыми местными предпринимателями вне зоны.

В настоящее время в Пакистане функционирует одна ЭПЗ в Карачи, ЭПЗ в Лахоре находится в стадии становления. Планируется создание подобных зон в Кветте и Пешаваре. Предполагается, что не менее 70-80% продукции предприятий их ЭПЗ будет экспортироваться, а сами предприятия будут создаваться в основном в форме смешанных компаний с участием иностранного капитала.

Соответствующие государственные органы отдают предпочтение проектам, предусматривающим строительство в ЭПЗ высокопроизводительных предприятий, оснащенных современной техникой, использующих новую технологию и местное сырье. Не исключается, однако, возможность использования импортного сырья и компонентов.

Правительство Пакистана рассчитывает, что создаваемые в стране ЭПЗ привлекут внимание ведущих корпораций западных стран, а также крупного капитала из нефтедобывающих государств. Основанием для подобных расчетов служат такие факторы, как дешевизна рабочей силы, наличие местной сырьевой базы, близость перспективных рынков сбыта конечной продукции, а также достаточно либеральный инвестиционный режим в отношении иностранного капитала на территории пакистанских ЭПЗ.

АО "Восток-коммерс"

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]