Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 РОССИЯ И США: ВЗГЛЯД В ПЕРСПЕКТИВУ


Николай Болотин

 

 Новый уровень взаимоотношений


Состоявшаяся 22 ноября 2002 г. очередная встреча президентов России и США под Санкт-Петербургом и рабочий визит в США 19-20 декабря российского министра иностранных дел стали хорошим поводом для того, чтобы вновь беспристрастно посмотреть на современное состояние и перспективы российско-американских отношений. За последние несколько десятилетий они пережили много взлетов и падений, переходили из одной ипостаси в другую. В зависимости от ситуации в мире на первый план выходили то экономические, то политические, то военно-стратегические аспекты. Мы то становились союзниками, то балансировали на грани ядерной катастрофы. К счастью, логика "холодной войны" давно в прошлом.

Сегодня Россия и США стремятся вывести отношения друг с другом на принципиально новый качественный уровень доверительного, взаимовыгодного и предсказуемого партнерства, в котором взаимоуважение гармонично сочеталось бы с осознанием специфики национальных интересов друг друга.

Приоритеты нашего взаимодействия общеизвестны. Это, прежде всего, вопросы стратегической стабильности и нераспространения, совместная борьба с новыми вызовами и угрозами, урегулирование международных конфликтов. Но начать, думаю, стоит не с них, а с экономики.

Торгово-экономические отношения во все времена выступали в качестве цементирующего фактора в отношениях между государствами, придавая им устойчивость и предохраняя от колебаний политической конъюнктуры. Мы - за то, чтобы это стало аксиомой и для российско-американских отношений.

Еще в 1804 г. Т.Джефферсон писал Александру I, что российский флаг встретит в американских гаванях "гостеприимство, свободу, покровительство", выразив надежду на то, что рост торговли между США и Россией будет способствовать более тесным связям между двумя государствами. В августе 1805 г. в одном из своих ответных писем Александр I подчеркивал необычайно важное значение торговых отношений между двумя странами и пообещал особые привилегии и гостеприимство американцам в России.

В настоящее время наши отношения подходят к рубежу, когда мы начинаем спорить больше о поставках куриного мяса или сталелитейной продукции на рынки друг друга, чем о ракетах и боеголовках. Это свидетельство диверсификации связей, их освобождения от гипертрофии "холодной войны". Не случайно именно торгово-экономическим вопросам было уделено первоочередное внимание на саммите под Санкт-Петербургом. Как отметили президенты, в наших экономических отношениях в последнее время сделано немало позитивных шагов:

Расширяется присутствие российских компаний на американском рынке.

Растет число контрактов, размещаемых американскими компаниями в России, в том числе в сфере высоких технологий.

Открываются принципиально новые многообещающие сферы взаимодействия, например, в энергетике. Не случайно президенты России и США посвятили этой теме уже два совместных заявления. В октябре успешно прошел первый Российско-Американский деловой энергетический саммит в Хьюстоне. Он стал хорошим продолжением запущенного президентами России и США на майской встрече в Москве нового энергетического диалога. Сотрудничество в энергетической сфере становится одним из базовых элементов нашего стратегического партнерства. Для США это реальная возможность диверсифицировать поставки энергоносителей на свой рынок. Для российской стороны - с помощью американских капиталовложений и технологий быстрее модернизировать инфраструктуры ТЭК. Кроме того, российско-американский энергодиалог способствует укреплению стабильности и предсказуемости мировых рынков энергоносителей.

США оказали нам весомую поддержку при принятии Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием капиталов (ФАТФ) решения о выводе России из "черного списка" этой организации, что дало четкий сигнал американскому и международному бизнесу в целом в пользу развития связей с Россией. Получил признание тот факт, что в России действительно делается многое по противостоянию этому опасному явлению. Мы не только приняли весь пакет законов по этой проблематике, но и создали Комитет по финансовому мониторингу, который еще называют "финансовой разведкой". Более того, российская сторона получила приглашение принять участие в очередной сессии ФАТФ в феврале 2003 г. в качестве наблюдателя.

Конечно, пока наши торгово-экономические отношения с США беспроблемными не назовешь. По-прежнему сохраняются серьезные ограничения на пути сотрудничества в высокотехнологичной сфере. Это касается таких направлений нашего взаимодействия, как информационные технологии, авиакосмическая отрасль. Кроме того, протекционистские меры США в отношении некоторых видов российских поставок приводят к падению объема торговли. Не отменен такой реликт "холодной войны", как поправка Джексона-Вэника. Мы продолжаем с американцами интенсивную работу по расчистке этих завалов прошлых лет.

Еще один актуальный вопрос российско-американского диалога - это процесс вступления России в ВТО. Достигнутый на переговорах уровень либерализации доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок соответствует установленным стандартам этой организации. Тем не менее по отдельным направлениям нас подталкивают к таким шагам, которые могут нанести урон национальной экономике.

Например, требование о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители лишает нас естественного преимущества, обусловленного крупными запасами углеводородного сырья и структурой нашей экономики.

Но для нас вопрос не стоит так, что Россия стремится вступить в ВТО любой ценой и как можно скорее. Однако и оттягивать вступление России в эту организацию контрпродуктивно как для мировой экономики, так и для российско-американского экономического партнерства.

Разумеется, рост экономического фактора ни в коей степени не принижает то, что мы продолжаем делать в политической и военно-стратегической областях.

Мы выступаем как партнеры и союзники в совместной борьбе с международным терроризмом. Теракты 11 сентября 2001 г. в США и 23-26 октября в Москве сплотили нас с целью дать отпор этому злу, стали рубежом, за которым последовало переосмысление всем мировым сообществом подходов ко многим глобальным процессам современности. Мы высоко ценим солидарность и поддержку, которую проявили США во время недавней трагедии с захватом заложников в Москве. Такая позиция США стала дополнительным подтверждением партнерского характера наших отношений.

Для более эффективного противодействия международному терроризму была создана и работает двусторонняя Рабочая группа по борьбе с терроризмом. Мы ведем обмен информацией по линии спецслужб, сотрудничаем в постконфликтном урегулировании в Афганистане. В целом отношения тесного сотрудничества между Россией и США были и остаются ключевым звеном антитеррористической борьбы.

Высокой степени достигло наше взаимодействие по региональной проблематике. Даже по такому сложному вопросу, как ситуация вокруг Ирака, стараемся искать компромиссы, выходить на общие знаменатели. В результате интенсивной работы по согласованию проекта резолюции с американской стороной и другими членами Совета Безопасности ООН мы добились существенного видоизменения первоначального варианта резолюции по Ираку, вышли на компромиссные формулировки, учитывающие позиции всех сторон. Именно поэтому резолюция была принята единодушно, а ситуация вокруг Ирака была сведена в международно-правовое русло. Хотелось бы особо отметить, что принятый Советом Безопасности документ отводит реальную угрозу существования войны и открывает путь для дальнейшей работы в интересах политико-дипломатического урегулирования иракской проблемы.

На новый уровень выходят наши отношения в военно-стратегической сфере. Они основаны на принципах партнерства и обоюдного учета интересов безопасности друг друга.

Эти принципы были заложены в подписанных в рамках визита Дж.Буша в Россию в мае 2002 г. Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и Декларации о новых стратегических отношениях России и США. Значимость этих двух системообразующих документов состоит в том, что их принятие не только повышает уровень доверия между Россией и США, но и создает необходимые правовые рамки дальнейшего обеспечения стабильности на глобальном уровне.

Так, в соответствии с положениями Декларации была создана Консультативная группа по вопросам стратегической безопасности. На ее первом заседании в сентябре того же года была начата работа по оформлению механизмов взаимодействия в области СНВ, ПРО, нераспространения. К настоящему моменту подгруппа по ПРО уже приступила к работе. Как видится, в этом аспекте мы окончательно избавились от стереотипов "холодной войны" в восприятии друг друга. Для наших стран главное сейчас сосредоточиться на конкретной работе по наполнению бoльшим содержанием военно-политического диалога и реализации достигнутого. В частности, в ближайшее время необходимо ратифицировать Договор о СНП и выйти на его совместную реализацию.

Нельзя не коснуться вопроса о расширении НАТО. С созданием Совета Россия-НАТО был сделан важный шаг в утверждении нового климата безопасности в Европе. В то же время появление "двадцатки" не означает, что Россия изменила свое отношение к расширению НАТО. Мы по-прежнему считаем, что в принятом на пражском саммите НАТО решении о расширении альянса не было необходимости. Оно не прибавляет безопасности ни на евроатлантическом пространстве в целом, ни тем государствам, которые хотят вступить в блок. Кроме того, поспешность в этом вопросе может привести к тому, что некоторые из кандидатов войдут в НАТО с грузом проблем, затрагивающих российские интересы. Мы обеспокоены тем, как в связи с предстоящим приемом в НАТО стран Балтии будет урегулирован вопрос об их членстве в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Решение пражского саммита блока на этот счет мы расцениваем как идущие в русле наших озабоченностей. Но рассчитываем, что США и другие западные партнеры приложат необходимые усилия для их скорейшей и полномасштабной реализации.

Конечно, смена качества отношений России и США не означает одномоментного стирания всех проблем. Нас далеко не все устраивает в американских внешнеполитических подходах. Это касается: <

    p>- откровенно негативных взглядов Вашингтона на некоторые аспекты разоружения;

    - несовпадения в отдельных вопросах правоприменительной практики в области нераспространения ОМУ и средств доставки, в том числе и иранском контексте;

    - чрезмерного, по нашему убеждению, увлечению силовыми приемами в решении международных проблем. И даже по борьбе с терроризмом, где у нас особая близость позиций, мы пока не можем выйти на полное взаимопонимание по отношению к некоторым конкретным формам его проявления, примером чему может служить Чечня.

Несомненно, разногласия у России и США есть и будут. Их не может не быть между двумя великими державами. В силу исторических особенностей и геополитического положения двух стран несовпадение подходов по некоторым направлениям естественно. Но основным достижением последнего времени является изменение характера восприятия наших разногласий. Последние перестают абсолютизироваться. В наших отношениях утверждаются принципы реального партнерства на основе уважения интересов друг друга, расширения сфер сопряжения подходов и совместного поиска решений актуальных проблем. В этом и есть залог поступательного развития российско-американских отношений.

Наши страны знают немало примеров политической близости и встречной поддержки, в том числе и в критические моменты своей истории. Так было во времена борьбы американцев за независимость, период Гражданской войны 1861-1865 гг., Второй мировой войны, нынешнего противоборства с международным терроризмом. Сегодня Россия и США снова открывают для себя новые горизонты. По всем направлениям диалога и сотрудничества, будь то антитерроризм, взаимная торговля, стратегическая стабильность или региональные кризисы, перед нами уникальные перспективы. И это не дань конъюнктуре, а объективная реальность. Нынешняя Россия - это страна, прочно вставшая на путь демократии, с развивающейся современной динамикой, открытая к партнерским отношениям со всем цивилизованным миром.

Всего несколько лет отделяют нас от 200-летнего рубежа со времени установления дипломатических отношений. Тогда в 1807 г. американский президент Т.Джефферсон писал российскому императору Александру I: "Я уверен, что Россия является самой искренне дружески расположенной нам страной". Уверен, в наших силах сделать так, чтобы народы России и США подошли к юбилею именно с такими чувствами. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]