Экономика
Обозреватель - Observer

 ФЕДЕРАЛИЗМ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Олег Дамаскин,
доктор юридических наук,
профессор,
Заслуженный юрист РФ

 

 Государственное управление экономикой - основа устойчивого развития



На основе анализа современных внутренних и внешних угроз становится очевидным, что защита национальных интересов России в области экономики, как совокупности сбалансированных законных интересов личности, общества и государства является основой обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Реализация национальных интересов РФ возможна только на основе устойчивого роста экономики, который призван обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, социально-экономическую и политическую стабильность общества. 

Вхождение России в современную мировую систему экономических связей сопряжено с обострением конкурентной борьбы на рынке товаров, услуг и инвестиций. Поэтому возможность сохранения роли России в качестве активного участника мировой политики и экономики в решающей степени определяется способностью использовать имеющиеся национальные конкурентные преимущества и обеспечить рост эффективности производства и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Защита национальных интересов в сфере экономики обусловливает потребность формирования надежного механизма анализа, прогнозирования и противодействия внешним и внутренним угрозам национальной безопасности нашей страны.

В решении этих проблем центральная роль принадлежит Совету Безопасности РФ, Правительству страны и Президенту РФ, ответственным за состояние защиты национальных интересов России в сфере экономики. При этом их решения должны основываться на объективных оценках и реальном перспективном прогнозе возможных угроз на обозримый период. 

На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, исследования внутренних и внешних угроз экономической безопасности представляется возможным констатировать ряд концептуальных положений и внести ряд предложений по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики укрепления единства экономического и правового пространства, обеспечения безопасности Российской Федерации.

Развитие федерализма и угрозы национальной безопасности
 

В настоящее время Россия нуждается в осуществлении комплекса мер, ориентированных на обеспечение политических, экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма. Эти меры должны обеспечить реальное равенство народов России вне зависимости от места проживания, сохранение целостности государства, единства его конституционно-правового, экономического пространства, уменьшения социально-экономического неравенства субъектов Федерации и в итоге обеспечить геостратегические и геополитические интересы России.

В этом заключается основная задача современной региональной политики страны, её стратегические цели. При этом крайне важно, чтобы государственная стратегия регионального развития была ориентирована на приоритет общенациональных интересов и в то же время учитывала разнообразие и специфику российских регионов. 

В настоящее время недостаточная сбалансированность федеральной региональной политики с акцентом на общенациональные интересы и политики субъектов Федерации с акцентом на интересы своей территории неизбежно порождают предпосылки к конфликтным ситуациям.

Среди особенностей и тенденций территориальной организации России и государственной стратегии регионального развития особенно следует выделить: 

Во-первых, несоответствие социально-экономического развития отдельных регионов геополитическим и экономическим реалиям. Это относится, в первую очередь, к северным территориям, Северному Кавказу, Приморью, Калининградской области, играющим важную роль в обеспечении стратегических интересов РФ.

Появившиеся в этих своеобразных "анклавах" тенденции изолироваться от российской политики, не имеющей в настоящее время завершенного законодательного оформления, представляют собой угрозу национальным интересам России, в том числе и её территориальной целостности. Чеченский кризис является наиболее ярким примером подобных тенденций. Северный Кавказ из-за политической нестабильности составляющих его республик, взаимных территориальных претензий и склонности к силовому решению спорных вопросов превратился в особую конфликтную зону.

Около 60% территории России занимают Север и приравненные к нему районы. Именно здесь социальные издержки проводимых экономических реформ проявились наиболее масштабно. Экономический кризис поставил население северных регионов на грань борьбы за выживание при отсутствии средств на выезд и обустройство в обжитых регионах.

В отношении Приморья и Калининградской области требуется определенный государственный протекционизм. Массовое проникновение в эти регионы граждан сопредельных государств может коренным образом изменить демографический состав, а затем и статус этих территорий, что представляет серьезную угрозу экономической безопасности регионов и национальным интересам России.

Во-вторых, недостаточное развитие рациональных межбюджетных финансовых взаимоотношений Центра и регионов РФ также не способствует становлению дееспособного федерализма. Поскольку не достигнута прозрачность финансовых отношений в законодательном порядке и сохраняется перераспределительный, фактически произвольный принцип отчислений в бюджеты разного уровня: федеральная помощь оказывается одним регионам и необоснованно отказывается в помощи другим.

Имеет место жесткая увязка и подчиненность межбюджетных, чисто экономических отношений политической конъюнктуре и даже субъективизму. Распределение трансфертов идет многоканально, в том числе через коммерческие банки с сомнительной репутацией, что создает реальные предпосылки для сокрытия финансовых средств.

Отмечается малопродуктивность федеральных программ, неподконтрольность использования средств, выделенных на них. Практика межбюджетных отношений в сложившихся новых условиях не обеспечена новым надежным механизмом реализации программ. 

В-третьих, отстранение субъектов Федерации от управления значительными объемами региональной собственности. Проблемы собственности при решении вопросов разграничения полномочий становятся первостепенными, в частности, по вопросам пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами. Ситуация с рыбным промыслом на Дальнем Востоке представляет собой яркий и убедительный пример.

Если не искать устранения в законодательном порядке этих основных и многих других недостатков, то федерализм как принцип устройства государства будет под постоянной угрозой и будет сохраняться конфликтность во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Практика заключавшихся договоров о разграничении прав и полномочий федеральной власти на уровне субъектов Федерации показывает, что такие решения лишь временно позволяют избегать эскалации конфронтации и конфликтности между субъектами Федерации и федеральной властью.

Усилия органов прокуратуры РФ в последние годы способствовали устранению ряда противоречий названных договоров Конституции РФ, однако эта работа требует своего активного продолжения. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура России составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Представляется, что конструктивное взаимодействие полномочных представителей Президента РФ с прокурорами является важным направлением обеспечения экономической безопасности в федеральных округах.

Социально-экономическое и политическое положение в РФ обусловливает необходимость продуманного комплекса государственных мер. Формирование и реализация региональной политики должны создать условия для обеспечения безопасного и устойчивого развития России.

Наиболее значимые внутренние угрозы для безопасности России можно представить по составляющим.

В социально-политической сфере:

    - обострение социально-политических проблем в обществе вследствие увеличения разрыва в экономическом положении его членов и неподготовленности социальной среды к новым социально-экономическим отношениям, рост социальных проблем и преступности, в том числе организованной;

    - наличие элементов напряженности в межнациональных отношениях, возможность дестабилизации обстановки в отдельных регионах страны;

    - недостаточные объемы финансирования науки и высшей школы, системы подготовки кадров, механизмов защиты здоровья населения, а также девальвация духовного, в том числе культурного потенциала общества.

В экономической сфере:

- сокращение промышленного потенциала в инвестиционноемких отраслях и угроза общей деградации индустриальной системы;

    - качественное ухудшение технологического и инновационного потенциала, а также сдвиг экономики в сторону первичного и промежуточного секторов;

    - истощение топливно-энергетических ресурсов, дисбаланс добычи энергоносителей и производства энергии;

    - нестабильность финансово-кредитной системы, сокращение платежеспособного потенциала населения;

    - рост экономической преступности, взяточничества, коррупции, нарушение правил валютных операций, уклонений от уплаты налогов, незаконной торговой деятельности.

В правоохранительной сфере:
    - криминализация общественных отношений, сопровождаемая сращиваем криминальной и государственной сфер, активное участие представителей криминальных групп не только в экономической, но и политической жизни страны;

    - социальная апатия населения, вызванная слабой защищенностью российских граждан от посягательств на их жизнь, здоровье и имущество;

    - подрыв здоровья нации в результате наркотизации и алкоголизации значительной части населения.

Для выработки комплекса мер по противодействию названным угрозам с позиций обеспечения, национальной безопасности, требуется разработка соответствующей законодательной базы. Поэтому планы законодательной работы должны быть системно увязаны с планами экономических, социально-культурных преобразований, проводимых в субъектах Федерации.

Попытки согласования планов законотворчества в регионах с реальными планами их развития показали, что в настоящее время действуют и в обозримой перспективе останутся активными следующие факторы внешнего и внутреннего порядка, способствующие формированию угроз социально-экономической безопасности и устойчивому развитию регионов*:

    - низкая управляемость экономическими процессами в целом и непосредственно производством из-за резкого увеличения количества и структурного изменения качественного содержания коммерческих организаций;

    - наличие задолженности бюджета перед населением, лжепредпринимательства и лжебанкротства;

    - пробелы и противоречия правового регулирования в правовом пространстве субъектов Федерации;

    - недостаточная согласованность и скоординированность работы представительной, исполнительной и судебной властей с органами власти федерального уровня;

    - нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов РФ, ведущая к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе.

Необходимо проведение системного законотворчества на двух уровнях: Российской Федерации и её субъектов. Эта возможность должна быть предоставлена высшими органами государственной власти РФ в виде права на проведение экономико-правового эксперимента, ориентированного на создание эффективных форм хозяйствования, координацию федерального и регионального законодательства и механизмов его применения на основе Конституции РФ. Таким образом, создание нормативно-правовой базы субъекта Федерации, системно отражающей его цели, является важным условием обеспечения безопасности и устойчивого развития регионов при условии точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

Региональные проблемы экономической безопасности
 

Региональные проблемы экономической безопасности** являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих угроз безопасности, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении. Широкий спектр угроз экономической безопасности связан с возникновением региональных ситуаций общего комплексного характера.

Исследование регионов России по семи группам факторов:

    - экономический спад,

    - межрегиональные экономические связи,

    - финансовое положение,

    - демографическая ситуация,

    - занятость и уровень жизни населения,

    - экология и техногенная нагрузка на территорию 

показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.

Необходима разработка механизма предотвращения возникающих угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно разработать систему прогнозирования и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.

Отсутствие адекватной требованиям времени управленческой концепции и эффективности технологии принятия решений предопределяет реактивный характер практики государственного управления экономическими и социальными процессами. В результате происходит усиление деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что свидетельствует о несостоятельности теории рыночной самоорганизации в переходный период. Более того, можно утверждать, что в сложившейся ситуации проблема экономической безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления.

Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.

Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична.

Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:

    - нехватка собственных оборотных средств;

    - ограниченность ресурсов денежного рынка;

    - депрессивное налоговое воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего уровня;

    - дисбаланс в воспроизводственном механизме;

    - нестабильность хозяйственных связей.

Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:

    - создание децентрализованного механизма структурной реорганизации региональной экономики;

    - обеспечение занятости населения и государственной поддержки создания рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы экономической безопасности регионов;

    - селективная инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;

    - реальный сбор налоговых платежей;

    - переориентация налоговой системы на активное использование налоговых потенций производительного капитала в сфере малого предпринимательства;

    - активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала;

    - противодействие организованной преступности и коррупции в сфере экономической деятельности.

Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.

Укрепление институтов государственной власти и управления предполагает прежде всего преодоление управленческого кризиса, в частности, кардинальное изменение стереотипа управленческого государственного мышления, обновления массива знаний и технологий принятия управленческих решений, развитие в целом кадрового потенциала в сфере государственного управления. Это актуализирует задачу организации и проведения административной реформы, определенной в Послании Президента РФ В.В.Путина от 18 апреля 2002 г.

В основу разработки целей и механизмов экономического, социального и технологического развития регионов могут и должны быть заложены стратегические экономические интересы и приоритеты личности, общества и государства. Однако без устойчивой продуктивной связи между управленческой, экономической и правовой наукой и социальной практикой эти интересы и приоритеты развития не могут быть идентифицированы. 

Именно в создании системы государственного управления экономикой на правовой основе с учетом рассмотренных интересов и приоритетов видится поступательная ориентация регионов России на устойчивое социально-экономическое развитие. Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов сводится к решению трех инвариантных задач:

    - создание и накопление экономических, технологических, информационных и интеллектуальных ресурсов, необходимых и достаточных для принятия хозяйственных решений и осуществления социальных мер без ущерба для экономической безопасности региона и обеспечения устойчивости развития региональной экономики;

    - защита ресурсного потенциала региона от негативных воздействий внешней среды, включая криминальные факторы;

    - организация взаимодействия региона с внешней средой с учетом взаимных экономических интересов и без нанесения ущерба безопасности обеих сторон на следующих уровнях управления: федеральном (межрегиональном), региональном (в субъекте Федерации), муниципальном (субъекте местного самоуправления), субъекте хозяйствования (предприятии).

Экономическое содержание этого процесса нуждается в адекватной правовой форме, а также в специальных правовых средствах защиты. 

Примечания

*  Под социально-экономической безопасностью региона понимается: способность экономики региона функционировать в режиме расширенного воспроизводства, максимально обеспечивать приемлемые условия жизни и развития личности для большинства населения, а также способность экономики региона противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.
**  Региональная экономическая безопасность - это состояние региональной экономики, при котором обеспечивается за счет внутренних ресурсов требуемый уровень жизни, полная занятость, устойчивость экономического развития, компенсация негативных воздействий внешней среды.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]