Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ФЕДЕРАЛИЗМ
Олег Дамаскин,
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Государственное управление экономикой - основа устойчивого развития
На основе анализа современных внутренних и внешних угроз становится очевидным, что защита национальных интересов России в области экономики, как совокупности сбалансированных законных интересов личности, общества и государства является основой обеспечения национальной безопасности нашей страны. Реализация национальных интересов РФ возможна только на основе устойчивого роста экономики, который призван обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, социально-экономическую и политическую стабильность общества. Вхождение России в современную мировую систему экономических связей сопряжено с обострением конкурентной борьбы на рынке товаров, услуг и инвестиций. Поэтому возможность сохранения роли России в качестве активного участника мировой политики и экономики в решающей степени определяется способностью использовать имеющиеся национальные конкурентные преимущества и обеспечить рост эффективности производства и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Защита национальных интересов в сфере экономики обусловливает потребность формирования надежного механизма анализа, прогнозирования и противодействия внешним и внутренним угрозам национальной безопасности нашей страны. В решении этих проблем центральная роль принадлежит Совету Безопасности РФ, Правительству страны и Президенту РФ, ответственным за состояние защиты национальных интересов России в сфере экономики. При этом их решения должны основываться на объективных оценках и реальном перспективном прогнозе возможных угроз на обозримый период. На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, исследования внутренних и внешних угроз экономической безопасности представляется возможным констатировать ряд концептуальных положений и внести ряд предложений по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики укрепления единства экономического и правового пространства, обеспечения безопасности Российской Федерации. Развитие федерализма и угрозы национальной
безопасности
В настоящее время Россия нуждается в осуществлении комплекса мер, ориентированных на обеспечение политических, экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма. Эти меры должны обеспечить реальное равенство народов России вне зависимости от места проживания, сохранение целостности государства, единства его конституционно-правового, экономического пространства, уменьшения социально-экономического неравенства субъектов Федерации и в итоге обеспечить геостратегические и геополитические интересы России. В этом заключается основная задача современной региональной политики страны, её стратегические цели. При этом крайне важно, чтобы государственная стратегия регионального развития была ориентирована на приоритет общенациональных интересов и в то же время учитывала разнообразие и специфику российских регионов. В настоящее время недостаточная сбалансированность федеральной региональной политики с акцентом на общенациональные интересы и политики субъектов Федерации с акцентом на интересы своей территории неизбежно порождают предпосылки к конфликтным ситуациям. Среди особенностей и тенденций территориальной организации России и государственной стратегии регионального развития особенно следует выделить: Во-первых, несоответствие социально-экономического развития отдельных регионов геополитическим и экономическим реалиям. Это относится, в первую очередь, к северным территориям, Северному Кавказу, Приморью, Калининградской области, играющим важную роль в обеспечении стратегических интересов РФ. Появившиеся в этих своеобразных "анклавах" тенденции изолироваться от российской политики, не имеющей в настоящее время завершенного законодательного оформления, представляют собой угрозу национальным интересам России, в том числе и её территориальной целостности. Чеченский кризис является наиболее ярким примером подобных тенденций. Северный Кавказ из-за политической нестабильности составляющих его республик, взаимных территориальных претензий и склонности к силовому решению спорных вопросов превратился в особую конфликтную зону. Около 60% территории России занимают Север и приравненные к нему районы. Именно здесь социальные издержки проводимых экономических реформ проявились наиболее масштабно. Экономический кризис поставил население северных регионов на грань борьбы за выживание при отсутствии средств на выезд и обустройство в обжитых регионах. В отношении Приморья и Калининградской области требуется определенный государственный протекционизм. Массовое проникновение в эти регионы граждан сопредельных государств может коренным образом изменить демографический состав, а затем и статус этих территорий, что представляет серьезную угрозу экономической безопасности регионов и национальным интересам России. Во-вторых, недостаточное развитие рациональных межбюджетных финансовых взаимоотношений Центра и регионов РФ также не способствует становлению дееспособного федерализма. Поскольку не достигнута прозрачность финансовых отношений в законодательном порядке и сохраняется перераспределительный, фактически произвольный принцип отчислений в бюджеты разного уровня: федеральная помощь оказывается одним регионам и необоснованно отказывается в помощи другим. Имеет место жесткая увязка и подчиненность межбюджетных, чисто экономических отношений политической конъюнктуре и даже субъективизму. Распределение трансфертов идет многоканально, в том числе через коммерческие банки с сомнительной репутацией, что создает реальные предпосылки для сокрытия финансовых средств. Отмечается малопродуктивность федеральных программ, неподконтрольность использования средств, выделенных на них. Практика межбюджетных отношений в сложившихся новых условиях не обеспечена новым надежным механизмом реализации программ. В-третьих, отстранение субъектов Федерации от управления значительными объемами региональной собственности. Проблемы собственности при решении вопросов разграничения полномочий становятся первостепенными, в частности, по вопросам пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами. Ситуация с рыбным промыслом на Дальнем Востоке представляет собой яркий и убедительный пример. Если не искать устранения в законодательном порядке этих основных и многих других недостатков, то федерализм как принцип устройства государства будет под постоянной угрозой и будет сохраняться конфликтность во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Практика заключавшихся договоров о разграничении прав и полномочий федеральной власти на уровне субъектов Федерации показывает, что такие решения лишь временно позволяют избегать эскалации конфронтации и конфликтности между субъектами Федерации и федеральной властью. Усилия органов прокуратуры РФ в последние годы способствовали устранению ряда противоречий названных договоров Конституции РФ, однако эта работа требует своего активного продолжения. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура России составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Представляется, что конструктивное взаимодействие полномочных представителей Президента РФ с прокурорами является важным направлением обеспечения экономической безопасности в федеральных округах. Социально-экономическое и политическое положение в РФ обусловливает необходимость продуманного комплекса государственных мер. Формирование и реализация региональной политики должны создать условия для обеспечения безопасного и устойчивого развития России. Наиболее значимые внутренние угрозы для безопасности России можно представить по составляющим. В социально-политической сфере:
- наличие элементов напряженности в межнациональных отношениях, возможность дестабилизации обстановки в отдельных регионах страны; - недостаточные объемы финансирования науки и высшей школы, системы подготовки кадров, механизмов защиты здоровья населения, а также девальвация духовного, в том числе культурного потенциала общества. - сокращение промышленного потенциала в инвестиционноемких отраслях и угроза общей деградации индустриальной системы;
- истощение топливно-энергетических ресурсов, дисбаланс добычи энергоносителей и производства энергии; - нестабильность финансово-кредитной системы, сокращение платежеспособного потенциала населения; - рост экономической преступности, взяточничества, коррупции, нарушение правил валютных операций, уклонений от уплаты налогов, незаконной торговой деятельности.
- социальная апатия населения, вызванная слабой защищенностью российских граждан от посягательств на их жизнь, здоровье и имущество; - подрыв здоровья нации в результате наркотизации и алкоголизации значительной части населения. Попытки согласования планов законотворчества в регионах с реальными планами их развития показали, что в настоящее время действуют и в обозримой перспективе останутся активными следующие факторы внешнего и внутреннего порядка, способствующие формированию угроз социально-экономической безопасности и устойчивому развитию регионов*:
- наличие задолженности бюджета перед населением, лжепредпринимательства и лжебанкротства; - пробелы и противоречия правового регулирования в правовом пространстве субъектов Федерации; - недостаточная согласованность и скоординированность работы представительной, исполнительной и судебной властей с органами власти федерального уровня; - нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов РФ, ведущая к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе. Региональные проблемы экономической
безопасности
Региональные проблемы экономической безопасности** являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих угроз безопасности, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении. Широкий спектр угроз экономической безопасности связан с возникновением региональных ситуаций общего комплексного характера. Исследование регионов России по семи группам факторов:
- межрегиональные экономические связи, - финансовое положение, - демографическая ситуация, - занятость и уровень жизни населения, - экология и техногенная нагрузка на территорию Необходима разработка механизма предотвращения возникающих угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно разработать систему прогнозирования и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений. Отсутствие адекватной требованиям времени управленческой концепции и эффективности технологии принятия решений предопределяет реактивный характер практики государственного управления экономическими и социальными процессами. В результате происходит усиление деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что свидетельствует о несостоятельности теории рыночной самоорганизации в переходный период. Более того, можно утверждать, что в сложившейся ситуации проблема экономической безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления. Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния. Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры. Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична. Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
- ограниченность ресурсов денежного рынка; - депрессивное налоговое воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего уровня; - дисбаланс в воспроизводственном механизме; - нестабильность хозяйственных связей. Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:
- обеспечение занятости населения и государственной поддержки создания рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы экономической безопасности регионов; - селективная инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств; - реальный сбор налоговых платежей; - переориентация налоговой системы на активное использование налоговых потенций производительного капитала в сфере малого предпринимательства; - активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала; - противодействие организованной преступности и коррупции в сфере экономической деятельности. Укрепление институтов государственной власти и управления предполагает прежде всего преодоление управленческого кризиса, в частности, кардинальное изменение стереотипа управленческого государственного мышления, обновления массива знаний и технологий принятия управленческих решений, развитие в целом кадрового потенциала в сфере государственного управления. Это актуализирует задачу организации и проведения административной реформы, определенной в Послании Президента РФ В.В.Путина от 18 апреля 2002 г. В основу разработки целей и механизмов экономического, социального и технологического развития регионов могут и должны быть заложены стратегические экономические интересы и приоритеты личности, общества и государства. Однако без устойчивой продуктивной связи между управленческой, экономической и правовой наукой и социальной практикой эти интересы и приоритеты развития не могут быть идентифицированы. Именно в создании системы государственного управления экономикой на правовой основе с учетом рассмотренных интересов и приоритетов видится поступательная ориентация регионов России на устойчивое социально-экономическое развитие. Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов сводится к решению трех инвариантных задач:
- защита ресурсного потенциала региона от негативных воздействий внешней среды, включая криминальные факторы; - организация взаимодействия региона с внешней средой с учетом взаимных экономических интересов и без нанесения ущерба безопасности обеих сторон на следующих уровнях управления: федеральном (межрегиональном), региональном (в субъекте Федерации), муниципальном (субъекте местного самоуправления), субъекте хозяйствования (предприятии). Примечания * Под социально-экономической
безопасностью региона понимается: способность экономики региона функционировать
в режиме расширенного воспроизводства, максимально обеспечивать приемлемые
условия жизни и развития личности для большинства населения, а также способность
экономики региона противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.
|
|