Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

Дума-2000:
ратифицировано 15 экономических соглашений

В.ТИХОНОВ,
депутат Государственной Думы РФ
А.РАКИТИН,
корреспондент журнала
"Промышленность России"

 

Государственная Дума РФ за период с января по сентябрь 2000 г. ратифицировала 15 важных международных соглашений экономического характера и тем самым в значительной мере способствовала созданию климата взаимного доверия между нашей страной и ее зарубежными партнерами. 

Насколько важны для России эти документы? 

Начнем с соглашения между Правительством РФ и Программой развития ООН (ПРООН). Оно было подписано в Нью-Йорке еще 17 ноября 1993 г. Однако в Государственной Думе было много сомнений по поводу эффективности использования средств, поступающих на оплату расходов и услуг по программам технической помощи в рамках этой организации. Потребовались большие усилия экспертов и более шести лет на то, чтобы развеять сомнения законодателей и создать федеральный механизм координации технического сотрудничества с ПРООН. Работая в тесном контакте с МИД РФ, депутаты пришли к выводу, что это соглашение экономически выгодно для России. 

Во-первых, ПРООН выделяет России средства для реализации проектов. При этом отбор таких проектов осуществляет Правительство РФ, а затем уже вместе с ПРООН привлекает инвесторов. 

Во-вторых, упор при реализации проектов делается, естественно, на наши национальные кадры, на отечественную науку и промышленность. 

В-третьих, через глобальную систему представительств руководители офисов ПРООН имеют возможность оперативного получения информации о рынках услуг во всех странах мира. Это, с одной стороны, обеспечивает предоставление таких услуг России с наивысшим качеством по наиболее конкурентоспособным ценам, а, с другой, открывает перед Россией возможности продвигать наши услуги через ПРООН в других странах мира. 

О каких, в первую очередь, проектах идет речь? 

Правительством РФ определены следующие программы в рамках сотрудничества с ПРООН:

  • безопасность полетов в РФ; 
  • поддержка развития туризма; 
  • будущее городских подростков; 
  • программа "ВИЧ-СПИД"; 
  • стратегия контроля смертности в РФ; 
  • развитие коренных народов Севера; 
  • культура и образование; 
  • новые технологии переработки продуктов оленеводства; 
  • чрезвычайные ситуации в Республике Саха (Якутия); 
  • создание центра в области кардиохирургии; 
  • образовательная программа в области кардиологии; 
  • стратегия развития московского транспорта; 
  • трудоустройство высококвалифицированного персонала; 
  • возрождение предприятий; 
  • развитие Северо-Запада РФ; 
  • экология рек Волга и Ока; 
  • конкурентоспособность регионов; 
  • Чернобыль.
Решение любой из этих проблем чрезвычайно важно для нашей страны. 

Однако основную часть документов, ратифицированных Государственной Думой за время прошедшей сессии, составили двусторонние соглашения и конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительствами Ливана, Арабской Республики Египет, Северной Кореи, Македонии, Ирана, Намибии, Катара, ЮАР, Испании, Израиля об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал. И дело здесь не столько в масштабах двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов, сколько в необходимости создания благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности. Как показывает практика, многие зарубежные предприниматели, имеющие возможности для вложения своих денег в нашу экономику, делать этого не хотят только потому, что попадают под двойное налогообложение - у себя на родине и у нас. Соглашения, о которых идет речь, позволяют устранить это на основе принятых во всех мире правил. В соответствии с соглашениями, определенная часть налогов уплачивается бизнесменом по месту вложения капитала, а часть - по месту его проживания и постоянной деятельности. Одновременно с этим в каждом из соглашений прописывается процедура обмена информацией между налоговыми органами договаривающихся стран о том, как не допустить уклонения от уплаты налогов. 

В ходе первой сессии текущего года Государственная Дума ратифицировала также три соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством РФ и Правительствами Японии, Арабской Республики Египет, Южно-Африканской Республики. 

Что касается, например, соглашения с Японией, то в нем содержатся обязательства сторон не применять экспортные и другие ограничения, связанные с торговлей. Вместе с тем, каждая из сторон оставляет за собой право определять экономические отрасли и регионы, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в соответствии с действующим законодательством, если это необходимо по причине обеспечения национальной безопасности. Вступление соглашения в силу не требует дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета. В то же время оно будет активно способствовать улучшению инвестиционного климата в России, ибо поток японских инвестиций сдерживался из-за отсутствия правительственных гарантий в двусторонних отношениях. 

Во вложении денег в Россию заинтересована и Арабская Республика Египет. В частности, дело касается инвестиций в авиационную промышленность для строительства 200 самолетов Ту-204. Но египетским бизнесменам нужны гарантии. И соглашение, ратифицированное Государственной Думой, содержит их. Оно, как и предыдущее, содержит следующие важные положения:

  • обязательства сторон по недопущению мер по принудительному изъятию иностранных капиталовложений в форме национализации и экспроприации (за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в строгом соответствии с законодательством государств, с выплатой компенсации в свободно конвертируемой валюте по рыночной стоимости капиталовложений); 
  • гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам по результатам их деятельности; 
  • возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между сторонами и споров относительно толкования соглашения.
Наконец, об аналогичном соглашении с ЮАР. Эта страна уже инвестировала в российскую экономику 0,5 млрд. долл. Готова инвестировать еще 1,5 млрд. долл. Готова инвестировать еще 1,5 млрд. долл. в нефтедобычу, добычу алмазов, в производство продовольственных товаров. В свою очередь, ЮАР заинтересована в поставках "ГАЗелей". Есть перспективные планы по КАМАЗу, по атомной и космической промышленности. 

В ряду вышеперечисленных законов по ратификации несколько особняком стоит ратификация Дополнительного протокола о привилегиях и иммунитетах Организации черноморского экономического сотрудничества. Этот протокол также был ратифицирован Государственной Думой. 

В этом же ряду стоят соглашения о постоянных представительствах в Москве МВФ, Международного Банка реконструкции и развития и Международной Финансовой Корпорации, работа по подготовке которых к ратификации продолжается. 

Наиболее сложно проходила работа по подготовке к ратификации конвенции между Правительством РФ и Правительством государства Израиль об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Конвенция была подписана в Москве 25 апреля 1994 г. и в том же году ратифицирована израильской стороной, но Государственная Дума приняла закон о ратификации этой конвенции лишь 8 сентября 2000 г. И связано это было не с содержанием конвенции, а с рядом политических и процедурных моментов. 

По мнению Комитета по международным делам, высказанному на заседании Государственной Думы, ратификация этой конвенции несомненно будет способствовать развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между двумя странами, привлечению взаимных инвестиций. При обсуждении конвенции было дополнительно подчеркнуто, что доходная база российских бюджетов при этом не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для иностранных юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями в Израиле. Более того, получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступления в соответствующие бюджеты. Таким образом, ратификация конвенции была экономически и политически выгодна России. Поэтому Государственная Дума абсолютным большинством голосов ее ратифицировала. 

В настоящее время Комитет по международным делам совместно с Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ готовит еще один пакет законопроектов о ратификации договоренностей с несколькими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Имеются в виду США, Польша, Болгария, Хорватия, Эквадор, Монголия, КНДР, Лаос. Не исключено, что эти документы будут рассмотрены Государственной Думой уже в период осенней сессии 2000 г. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]