Обозреватель - Observer
Ближнее зарубежье

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С БЛИЖНИМ ЗАРУБЕЖЬЕМ

С.ПЕЧУРОВ,
кандидат военных наук
С.АГЕЕВ,
кандидат философских наук

Сегодня Россия оказалась в затруднительном положении с точки зрения обеспечения собственных Вооруженных Сил всей необходимой для поддержания надежной обороны номенклатурой оружия и военной техники. Тем не менее пути выхода из сложившейся ситуации есть. Один из них, и, может быть, решающий, - налаживание тесного военно-технического сотрудничества с государствами СНГ.

Однако прежде всего при организации такого сотрудничества Российская Федерация в силу сложившейся ситуации вынуждена исходить из необходимости сбалансированного обеспечения своих военно-политических и экономических интересов, что подтверждается соответствующими положениями принятой в ноябре военной доктрины.

В соответствии с военной доктриной РФ военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами, в том числе странами ближнего зарубежья, является прерогативой государства и строится на основе российского законодательства, межгосударственных соглашений с участием РФ,

Военно-техническое сотрудничество, как известно, включает: 

  • поставки зарубежным странам военных технологий и результатов научно-технической деятельности в военной области; 
  • командирование военных советников и специалистов; 
  • проведение заказных и совместных научных исследований по созданию нового оружия и военной техники; 
  • оказание технического содействия в создании объектов военного назначения и предприятий оборонной промышленности;
  • выполнение других работ и услуг военно-технического характера.
Такое сотрудничество, на наш взгляд, привело бы к укреплению позиций Российской Федерации в ближнем зарубежье; получению средств для государственных нужд, развитию конверсии, военного производства, ликвидации и утилизации излишков оружия и военной техники и структурной перестройке предприятий оборонных отраслей промышленности; поддержанию на необходимом уровне экспортного потенциала; развитию научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций; обеспечению социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих оружие, военную, специальную технику и имущество. 

Укрепление безопасности Российской Федерации и государств Содружества невозможно без принятия самых серьезных мер по сохранению (а теперь и по восстановлению) существовавших в границах бывшего СССР единых систем стратегической и оперативной разведки, противовоздушной обороны, предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а также противокосмической и противовоздушной обороны.

Разрушение еще недавно единого оборонного пространства уже сегодня привело к резкому снижению обороноспособности всех независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР. Понимание этих реалий появляется и у руководства многих стран СНГ, что является объективной предпосылкой развития сотрудничества в военной сфере между странами ближнего зарубежья и Российской Федерацией.

Не следует забывать о том, что, хотя России и досталось в наследство от Советского Союза около 80 % производственных мощностей военно-промышленного (оборонного) комплекса, сама РФ имеет возможность производить совершенно автономно лишь 17% систем оружия. 

Остальные 83% могут производиться лишь на основе глубокой кооперации с независимыми государствами. Россия нуждается в поставках только крупной комплектации в 7 тыс. позиций. Для создания собственных производств, замещающих поставки комплектующих из стран СНГ, России потребовалось бы, по оценкам экспертов, не менее 5-10 лет и колоссальные финансовые инвестиции в десятки триллионов рублей (в ценах декабря 1993 г.). Полная независимость оборонного комплекса РФ может рассматриваться лишь как отдельная цель. 

Зависимость России от оборонного производства в ряде стран ближнего зарубежья близка к критической. Так, например, предприятия по производству кремния остались на Украине, и теперь Российской Федерации приходится организовывать аналогичное производство в Красноярске. Производство цветных кинескопов для телевизоров и мониторов осталось в основном на Украине и в Белоруссии, и в этих условиях России пришлось создавать собственные мощности по их выпуску совместно с фирмой "Филипс", что чревато, по понятным причинам, весьма негативными последствиями. Многие мощности по производству систем подводного оружия остались на территории Казахстана, а это подрывает боевые возможности ВМФ РФ. 

Общей проблемой остается и неспособность самостоятельно обеспечивать свои вооруженные силы техникой, боеприпасами. Так, отсутствие комплектующих изделий и зачастую целых комплексов оружия и техники на кораблях ВМФ РФ, поступавших ранее из республик бывшего СССР, вынуждает разукомплектовывать одни корабли для восстановления боеготовности других. Абсурд!

Следует признать, что первые шаги в позитивном направлении уже сделаны. Принципиальные правовые основы военно-технического сотрудничества РФ со' странами ближнего зарубежья закреплены в целом ряде договоров и соглашений. Так, на декабрьском (1993 г.) Совещании руководящего состава органов управления МО РФ сообщалось о том, что только в 1993 г. Российской Федерацией было подписано 72 договора и соглашения в военной области. Вопросы военно-технического сотрудничества получили непосредственное оформление в шестнадцати соглашениях, подписанных в 1992-1993 гг. оборонными ведомствами России и независимых государств.

Кроме того, подписано двенадцать межправительственных соглашений в сфере военно-технического сотрудничества в рамках СНГ. На правительственном уровне принято решение о беспошлинном товарообороте комплектующих изделий! для продукции военного назначения в масштабах Содружества. 

Сотрудничество в военной области между Россией и другими бывшими советскими республиками имеет различные формы - от проведения совместных научных исследований до помощи в строительстве национальных вооруженных сил.

Уже есть неплохие примеры тесного сотрудничества. Так, Ульяновскому автомобильному заводу, производящему армейские легковые автомобили повышенной проходимости марки УАЗ, удалось сохранить наработанные экономические; связи со своими партнерами на Украине, в Казахстане и Белоруссии.

После пожара на заводе дизельных двигателей АО "КамАЗ" в Набережных Челнах (апрель 1993 г.) удалось организовать сотрудничество между крупнейшими российскими предприятиями (АО "КамАЗ", АО "Барнаултрансмаш") и родственными предприятиями Украины, Белоруссии и даже стран Балтии по выпуску широко применяемых в народном хозяйстве и в армии грузовых автомобилей марки КамАЗ на базе дефорсированных дизельных двигателей Барнаульского завода, выпускающего боевые машины пехоты.

Примерами "вынужденного" военно-технического сотрудничества с Россией отдельных независимых государств является строительство жилья для российских' военнослужащих, выводимых с территории этих государств. Соглашение такого рода уже подписано между Российской Федерацией и Молдавией. Литва строит жилье на территории Калининградской области РФ для выведенных в 1993 г. российских военнослужащих в обмен на передачу Вильнюсу нескольких боевых кораблей Балтийского флота.

Приобретает все больший масштаб подготовка на базе российских учебных заведений и центров офицерских кадров, других военных специалистов из состава Вооруженных Сил СНГ. Так, например, в Приволжском ВО обучаются целые подразделения для национальных ВС Таджикистана. Литва направляет своих военных моряков на учебу в Российскую Федерацию.

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с государствами ближнего зарубежья должно носить открытый характер. Россия заинтересована в развитии такого сотрудничества со всеми государствами, входящими в эту категорию s стран. Это связано не только с ее геополитическими интересами, но и с целым комплексом назревших проблем, решение которых пошло бы на пользу как России, так и практически всем другим независимым государствам. При этом военно-техническое сотрудничество могло бы развиваться по целому ряду конкретных взаимовыгодных направлений. Так, только России в ближайшие годы предстоит переработать (утилизировать) до двух тысяч межконтинентальных баллистических ракет, более ста пятидесяти подводных лодок, включая десятки атомных, более пяти тысяч надводных кораблей, более тридцати тысяч танков и боевых бронированных машин, более сорока миллионов единиц боеприпасов, сотни тысяч тонн спецжидкостей, горюче-смазочных веществ, значительное количество военной техники и имущества всех видов ВС и родов войск, а также химических боевых частей.

Другим государствам СНГ также предстоит огромный объем работ в этой сфере. Отсутствие опыта и соответствующей базы предопределяет в принципе неизбежность проведения согласованной политики по утилизации в рамках СНГ.

Проблемы комплексной утилизации требуют координации усилий по крайней мере двадцати различных отраслей промышленности. Очевидно, что для подавляющего большинства бывших советских республик эту проблему в одиночку не решить. Даже у России не осталось своих баз ликвидации ракетных комплексов, снимаемых с боевого дежурства в связи с полной выработкой ресурсов, а также в соответствии с ограничениями по договорам СНВ-1 и СНВ-2. Базы ликвидации таких ракет принадлежат Белоруссии ("Сарны") и Украине ("Лесная"), однако без помощи российских специалистов ни Белоруссия, ни Украина не в состоянии с максимальной выгодой для народного хозяйства утилизировать имеющиеся на их территории ракеты. 

К сожалению, и это, на наш взгляд, следует отнести к недоработке руководства РФ, в ряде республик намечается поиск самостоятельных путей утилизации военного имущества. Так, в Белоруссии уже создано совместное белорусско-американо-английское предприятие "Белконверс" по утилизации боеприпасов с истекшими сроками хранения. Не думаем, что иностранцы пришли сюда без выгоды для себя. Разобщенность в действиях руководителей оборонных ведомств стран - членов СНГ вынуждает российскую сторону тратить дополнительные средства на переоборудование объекта в Суроватихе (Нижегородская обл.) в базу ликвидации ракет.

Военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ могло бы включать в себя также и взаимодействие в вопросах конверсии военного производства. В странах СНГ растет понимание того, что в условиях сохраняющейся политической нестабильности, разрушения важнейших экономических институтов, раз-балансированности финансовых механизмов, роста безработицы и других проявлений системного кризиса продолжение "конверсии" означало бы демонтаж практически единственного высокодоходного и конкурентоспособного на мировом рынке сектора промышленности.

В этой связи растет значимость не только вопросов выработки согласованных оптимальных подходов к, скажем так, истинной конверсии оборонных отраслей промышленности стран СНГ, но и более активного взаимодействия в плане экспорта вооружений. В частности, представляется возможным повысить заинтересованность отдельных партнеров из стран СНГ в выполнении государственного оборонного заказа по линии МО РФ путем выделения им небольших квот по экспорту оружия на традиционные российские рынки (под наблюдением соответствующих специализированных российских государственных внешнеэкономических объединений МВЭС). 

Военно-промышленный комплекс России во взаимодействии с рядом стран! СНГ, используя свои производственные мощности и научно-технические достижения мирового уровня, способен резко увеличить экспортные поставки оружия не только на традиционные рынки, контролировавшиеся в свое время бывшим СССР, но открыть для себя новые, еще более емкие рынки сбыта своей высокотехнологичной продукции в странах Юго-Восточной Азии, Персидского залива. Южной Америки и в других регионах.

В рамках сотрудничества со странами ближнего зарубежья соответствующими органам Российской Федерации было бы целесообразно, на наш взгляд, уже сегодня выработать научно обоснованные подходы в отношении продажи, закупки, передачи и использования отечественных технологий (включая технологии "двойного назначения"), применяемых в оборонных отраслях промышленности. По сути дела, речь должна идти о выработке и неуклонном проведении в жизнь единой общегосударственной программы патентно-лицензионной политики (в том числе и в области ноу-хау) в отношении создания и промышленного использования на оборонных предприятиях стран СНГ военной продукции на основе российских технологий. Это должно обеспечить надежную защиту интересов государства, российских ученых, изобретателей и производителей, занятых в сфере оборонных отраслей науки, техники и промышленности. 

В интересах развития военно-технического сотрудничества России со странами ближнего зарубежья представляется необходимым сохранить сложившуюся еще в СССР единую систему работ с порохами и другими ВВ, требования режима секретности и сохранения военной и государственной тайны, системы сохранения (резервирования) мобилизационных мощностей. Следовало бы также сохранять службу единого заказчика в лице министерств обороны независимых государств Содружества.

Важным направлением сотрудничества со странами СНГ и не вошедшими в его состав государствами из состава бывшего СССР является проведение единой военно-технической политики в вопросах стандартизации и унификации оружия и военной техники. Интересам России отвечало бы сохранение достижений бывшего Советского Союза в сфере стандартизации. Очевидной представляется необходимость убедить руководителей стран СНГ в том, что в целях удешевления производства, улучшения ремонтопригодности за счет взаимосовместимости и взаимозаменяемости необходимо и впредь проводить согласованную линию в области стандартизации.

От партнеров по СНГ следовало бы также добиться не только согласия, но и готовности оказывать содействие России по сохранению находящейся на ее территории эталонной базы бывшего СССР. В настоящее время Россия остро нуждается в развитии кооперации с Новыми Независимыми Государствами в области метрологии. Это объясняется тем, что из 45 КБ, НИИ и производств метрологического профиля, имевшихся на территории бывшего СССР, у России осталось лишь 17. В плане военно-технического сотрудничества можно было бы привлекать в странах СНГ на договорной основе государственные и предпринимательские структуры, специализирующиеся в области метрологии, к развитию формирующейся в России в рамках военно-промышленного комплекса сети сертификационных центров.

Если вновь будут налажены необходимые связи, преодолены трудности в финансировании и перебои в поставках сырья и комплектующих в масштабах СНГ, то, по мнению ведущих зарубежных экспертов, Россия будет способна продавать вооружений на 30-32 млрд.долл. ежегодно. Одним из ключевых направлений взаимодействия России со странами СНГ должно стать сотрудничество в области безопасности объектов ядерной энергетики. При этом в ряде случаев, учитывая особую опасность бесконтрольного "расползания" радиоактивных веществ из стран ближнего зарубежья, уже сегодня встает вопрос о принятии срочных мер по отношению к ядерным объектам на территории некоторых из них. Уже в ближайшее время Россия, учитывая ее добрые отношения с руководством Таджикистана, может установить контроль над комплексом предприятий ядерного комплекса республики, куда входят шахты, ракетный производственный комплекс и урановые хранилища. Важным направлением военно-технического сотрудничества России с Казахстаном могло бы стать взаимодействие в использовании научного потенциала Семипалатинского ядерного полигона. Поиск выгодных и для России, и для Казахстана подходов необходим и для выработки решения по проблеме использования космодрома "Байконур".

Актуальной проблемой остается и сохранение (восстановление) единой ремонтной базы, функционировавшей в системе тыла ВС СССР. Об остроте этой проблемы свидетельствует тот факт, что, к примеру, ремонт зенитных ракетных комплексов ВС Белоруссии уже в течение года осуществляет частная фирма. Вооруженные Силы РФ также испытывают постоянно увеличивающуюся потребность в ремонте доставшегося им от ВС СССР значительного количества устаревшего оружия. При этом положение усугубляется тем, что около 40% производственных мощностей по ремонту боевой техники после распада СССР оказались за пределами России, в том числе 80% танкоремонтных и 50% авторемонтных заводов. 

В целом для координации военно-технической политики в масштабах СНГ нужны объединенные надгосударственные органы в управлении разработкой, созданием, ремонтом и утилизацией оружия. Эти органы должны быть способны рационально использовать имеющийся научно-технический и военно-промышленный потенциал Содружества в условиях рыночных отношений. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]