Обозреватель - Observer
Экономика

БОЛЬШАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ*

М.МАЙСТРИК, Дж.Л.БУРГЕР 

Доля государственных предприятий в экономике Чехословакии была самой высокой среди стран Восточной Европы. В 1988 г. 97% промышленной продукции Чехословакии производилось на предприятиях государственного сектора. Чешская и Словацкая республики для более эффективного управления процессом приватизации образовали министерства с целью сокращения доли госпредприятий до 30% в максимально короткие сроки.

Основной целью приватизации было создание частного сектора в экономике, где исключалось бы вмешательство государства, кроме сбора налогов.

Сильной стороной процесса приватизации в Чехословакии является гибкость, позволяющая использовать различные формы и методы передачи госсобственности в частные руки. 

На 30 июня 1992 г. приватизации подлежало 2795 предприятий в Чешской республике и 500 предприятий в Словацкой. В Чехии 62% собственности было приватизировано через ваучеры, а в Словакии-74%. 

Приватизация осуществляется несколькими методами. Это, с одной стороны, дает возможность широкого выбора наиболее подходящей для каждого предприятия формы приватизации, что придает процессу необходимую гибкость. С другой стороны, это создает определенные трудности как для граждан, приватизирующих собственность, так и для подготовки статистической отчетности. 

Большие надежды возлагались на фонды национальной собственности республик. Эти фонды являются временными владельцами акций предприятий до тех пор, пока все акции не будут распроданы, и они же назначают советы директоров предприятий. Существует также 430 инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ), которые осуществляют трастовые инвестиции. При этом существенным упущением было значительное запаздывание с принятием системы законов, регулирующих их деятельность.

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В Чехословакии основные разногласия между сторонниками постепенного перехода к рыночной экономике и "радикалами" возникали по вопросам, касающимся времени перехода, глубины изменений и механизмов осуществления. Существовали некоторые внешние факторы (например, срывы поставок нефти, рост цен на нефть, необходимость расчетов с партнерами по СЭВ в конвертируемой валюте), которые склонили общественное мнение в пользу проведения радикальной экономической реформы, одобренной правительством в мае 1990 г. С этого времени радикалы формируют государственную экономическую политику. Тем не менее сторонники постепенного перехода продолжают утверждать, что процесс идет слишком быстро, создавая непредвиденные побочные явления и трудноразрешимые социальные проблемы. Например, по их мнению, нельзя было освобождать цены (с 1 января 1991 г.) до тех пор, пока не уничтожена монополия, так как это привело к более значительному росту инфляции, чем предполагалось.

Наибольшие разногласия возникли по поводу необходимости изменения традиционного взгляда на госсектор как на преобладающий в экономике, а также по вопросу выработки механизмов его передачи в частные руки. Сторонники постепенного реформирования настаивали на том, чтобы отложить проведение приватизации на более поздний срок, рассматривая ее как длительный процесс. В качестве аргумента против ускоренной приватизации они приводили потерю рабочих мест и рост безработицы, которые неизбежно последуют, а также отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, которую необходимо создавать в течение достаточно длительного времени.

Радикалы же предлагали ускорить этот процесс и свести к минимуму сроки приватизации по крайней мере части госпредприятий. В качестве основного аргумента в свою пользу они приводили невозможность создать рыночную экономику, не возродив частную собственность. Кроме того, они считали, что во время переходного периода, предшествующего приватизации, неопределенность в отношении форм собственности порождает экономическую и экологическую безответственность и неясность в финансовых отношениях.

Были рассмотрены различные пути приватизации. Желание провести реформирование как можно быстрее было невозможно также из-за чрезвычайно низкого уровня накоплений в обществе, что исключало традиционные методы, такие как продажи и аукционы, а попытки продать предприятия иностранным фирмам рассматривались как политически неприемлемая форма "спонтанной" приватизации, которая давала значительные преимущества администрации предприятий.

Выработанный в конце концов документ предусматривал сочетание классических методов приватизации с новыми, присущими только Чехословакии.

Желающие приватизировать какое-либо предприятие могли выбирать форму приватизации, а правительственные органы должны были решить, какой тип приватизации наиболее приемлем в каждом конкретном случае. Федеральным министерством финансов была предложена структура приватизации, которой придерживаются и в настоящее время, хотя общие сроки, а также участники в той или иной степени изменились.

РЕСТИТУЦИЯ И ПРИВАТИЗАЦИЯ

Важной частью приватизации явилась реституция, т.е. возвращение собственности ее первоначальному владельцу или его законному наследнику. Под действие Закона о реституциях попадает большое количество объектов, экспроприированных в ходе национализации 1948 г., в 50 - 60-е годы, а также тех, кто вынужден был передать ее государству из-за невозможности выплачивать налоги или чрезвычайно высокую арендную плату.

В соответствии с этим законом 20 тыс. собственников были восстановлены в своих правах. Однако многие требовали финансового возмещения убытков или акций, а не реального возвращения собственности.

Все приватизационные проекты должны были содержать подтверждение того, что выполнены реституционные требования, или указание на то, как предполагается их выполнить. Чтобы компенсировать затраты, требующиеся на проведении этих мероприятий, был создан Национальный реституционный фонд, в который должны направляться отчисления в размере 3% от стоимости приватизируемого имущества. Бывшим владельцам (физическим лицам, а не акционерам) предоставляется также приоритетное право выкупа той части приватизируемой собственности, которая не подлежит возврату (например, объекты, построенные после экспроприации).

ЭТАПЫ "БОЛЬШОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ"

Взяв курс на осуществление так называемый "большой приватизации", правительство и парламент Чехословакии решили ускорить процесс приватизации госпредприятий, для чего в феврале 1991 г, был принят специальный закон. Вся приватизация в целом проводится в два этапа, согласно примерному списку, подготовленному правительством. Окончательные предложения для каждого этапа представляются отраслевыми министерствами. Часть предприятий (примерно 30%) не будет приватизирована. Каждое предприятие, включенное в список, должно к определенному сроку предоставить свой приватизационный проект, содержание и структура которого определены и обязательны для всех. Главную роль в решении вопросов, связанных с приватизацией, играет администрация. Помимо основного приватизационного проекта любым физическим или юридическим лицом может быть представлен конкурирующий проект.

Для того, чтобы обеспечить лучшую организацию и управление процессом приватизации, а также стимулировать ввод новых технологий, чешским фирмам было разрешено сотрудничество через фонд прямых иностранных инвестиций с иностранными фирмами-покупателями, которые могли либо участвовать в выработке проекта, либо представить свой собственный проект. Правом принятия решения по представленным проектам после консультаций с основными министерствами (промышленности, сельского хозяйства и торговли) обладает соответствующее республиканское (чешское или словацкое) министерство приватизации. Если проект предусматривает прямую продажу предприятия, он должен быть одобрен Экономическим советом соответствующего республиканского правительства.

Уже существует большое количество государственных акционерных компаний, которые были созданы путем "коммерционализации" государственных предприятий. Ряд предприятий предлагает коммерционализацию лишь части своего предприятия. При этом в проектах вносятся предложения о виде приватизации (классический: прямая продажа, открытый аукцион или торги, либо распространение акций через систему ваучеров). 

Первоначально предполагалось, что наиболее распространенным методом приватизации станет ваучерный метод, а Министерству приватизации отводилась роль формального одобрения проектов предприятий. Но вследствие поступления большего, чем ожидалось, количества конкурирующих проектов появилась необходимость более гибкого сочетания различных форм приватизации. Это также способствовало тому, что Министерство приватизации, имея исключительное право на оценку собственности и определение формы приватизации, сконцентрировало в своих руках большую власть.

ВАУЧЕРНЫЙ МЕТОД ПРИВАТИЗАЦИИ

Одним из основных методов, обеспечивающих быстрое проведение приватизации, является ваучерный метод, при котором значительный объем госсобственности передается в частные руки не за деньги, а в обмен на приватизационные чеки. Каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право приобрести ваучеры - 1000 чеков инвестиционных "денег" с ограниченным сроком платежа, - внеся регистрационный взнос в размере 1000 крон (34 долл. США), что составляет примерно 25 % средней месячной заработной платы. Ваучеры обеспечивают право каждому гражданину претендовать на владение акциями любого предприятия, приватизируемого по данной схеме, или передать свои приватизационные чеки в инвестиционный фонд, который вложит их в акции какого-либо предприятия или в ценные бумаги.

Ваучерный метод решает сразу несколько проблем:

  • гарантирует быстрый переход государственной собственности в частные руки;
  • создает условия для участия максимального числа граждан в приватизации, несмотря на отсутствие у них капиталов;
  • обеспечивает каждому гражданину возможность распорядиться своей до лей капитала по своему усмирению.
Однако у ваучерной приватизации есть и очевидные недостатки:
  • распыление собственности может привести к потере управления предприятиями в такой момент, когда для их перестройки необходим жесткий контроль;
  • не обеспечивается достаточное финансирование предприятий; 
  • очень трудно осуществить технически в условиях отсутствия рынка капиталов. финансовых посредников и без соответствующей законодательной базы;
  • не стимулируются поступления в госбюджет и сокращение бюджетного дефицита.
ДРУГИЕ МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Наибольший доход правительству приносят открытые аукционы. Они гарантируют ясность в определении собственника. Тем не менее их проведение сдерживается недостаточностью денег у населения. Кроме того, эта форма приватизации принимает в расчет лишь один критерий - деньги, которые покупатель готов заплатить.

Более предпочтительными являются такие формы приватизации, которые проводятся на конкурсной основе и позволяют учитывать не только фактор денег, но и другие критерии (например, стремление поддерживать высокий уровень занятости, участие в защите окружающей среды, реинвестирование прибылей) с учетом особенностей приватизируемой собственности.

Более осторожно следует подходить к прямой продаже государственного имущества в частные руки. В Чехословакии решения о прямых продажах должны быть утверждены Экономическим советом. Однако, когда представлено несколько приватизационных проектов, в которых предусмотрена прямая продажа предприятий, принятие решения носит соревновательный характер, и такая форма приватизации не отвергается. 

В Чехии и Словакии была выработана система приватизации, позволяющая выбирать оптимальные формы с учетом специфики каждой отрасли и каждого предприятия. Вместе с тем эта система достаточно гибкая, и она оставляет за правительством (Министерством приватизации) право принятия решения.

Стоимость приватизируемой собственности в Чешской республике составила 173 млрд. крон (6 млрд. долл.), а в Словацкой - 75 млрд. крон (2,8 млрд. долл.). Это соотношение (2,29:1) соответствует соотношению числа владельцев ваучеров в обеих республиках.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ КАЖДОГО ЭТАНА ПРИВАТИЗАЦИИ 

Как упоминалось ранее, передала собственности в частные руки проводится в два этапа. Ваучерная приватизация будет также проходить в несколько стадий.

Предусмотрен и так называемый "нулевой цикл", когда владельцы ваучеров могут передать свои чеки в Инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ), созданные различными структурами. Им разрешено принимать ваучеры только на этой стадии (т.е. до того, как начнется продажа предприятий). На последующих стадиях ИПФ будут вкладывать инвестиционные чеки своих членов в установленном порядке, как и индивидуальные инвесторы.

Каждая стадия продлится не более месяца. Предполагается, что каждый этап приватизации будет проходить примерно в пять стадий Владельцы ваучеров могут использовать все свои 1000 чеков сразу или вкладывать их постепенно в течение нескольких стадий. Стоимость акций будет определяться в зависимости от спроса и публиковаться Федеральным Министерством финансов в конце каждой стадии. Если спрос на акции какой-либо фирмы значительно (более чем на 25%) превышает предложение, то акции этой фирмы не будут продаваться на данном этапе, а на следующей стадии на них будут повышены цены.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Важную роль в ваучерной приватизации играют инвестиционные фонды закрытого типа, организованные по принципу акционерных компаний, которые у принимают инвестиционные чеки от их владельцев и затем инвестируют их в приватизируемые предприятия. Часть из них - частные компании, другие были созданы государственными банками или акционерными компаниями. К концу периода регистрации приватизируемой собственности Министерством финансов и коммерческими судами было зарегистрировано 430 приватизационных фондов. 

Когда начался так называемый "нулевой цикл", частные приватизационные фонды повели активную рекламную кампанию, пообещав владельцам ваучеров предоставить им возможность вернуть при желании акции фонду по стоимости, по крайней мере в 10 раз превышающей регистрационный взнос. Эта сумма составила примерно 70 тыс. крон на каждого владельца ваучеров, а предполагаемое число участников составляло 3-4 млн. чел. Владельцам ваучеров была предоставлена возможность доверить свои инвестиционные чеки различным инвестиционным фондам; 5,8 млн.чел. (или две трети всех, участвующих в приватизации) предпочли отдать все свои чеки ИПФ. Всего ИПФ получили возможность распоряжаться 72% ваучеров, т.е. 6,13 млрд. инвестиционных чеков.

В целом 10 крупнейших фондов контролируют 40% инвестиционных чеков, или 56% чеков, отданных ИПФ. Самый крупный ИПФ является обладателем 800 млн. чеков. Существует всего 78 ИПФ, которые смогли получить более 10 млн. чеков каждый.

ПРОБЛЕМЫ "БОЛЬШОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ"

Существует много проблем, которые связываются с проведением приватизации. Предлагающая сторона (т.е. государство) видит эти трудности в слишком большом количестве представленных проектов и в низком качестве их подготовки.

Для приватизирующей стороны проблемы заключаются в отсутствии законодательной базы, регулирующей деятельность ИПФ и неадекватности существующих административных структур. В общем, весь процесс проходит с большими трудностями из-за отсутствия прогнозирования и стремления властей постоянно менять правила игры. Вот наиболее типичные проблемы, возникшие в ходе приватизации:

  1. Для того, чтобы приватизировав какое-либо предприятие, необходимо сначала установить его рыночную стоимость, которая первоначально может быть равна нулю вследствие состояния финансов предприятия (например, при низком уровне ожидаемых денежных поступлений на его счета) или может, наоборот, оказаться значительно выше, чем его стоимость, если его финансовое положение достаточно устойчиво (это особенно относится к предприятиям, конкурентоспособным на мировом рынке). Конечно, трудно определить рыночную стоимость предприятия исходя только из ожидаемых денежных поступлений в условиях искаженного ценообразования на продукцию, а также скрытых дотаций. Следовательно, необходимо иметь корреляционные системы оценки стоимости предприятий для того, чтобы установить, будет ли данная фирма конкурентоспособна на мировом рынке.
  2. Многие конкурирующие проекты предусматривают разукрупнение предприятий, с одной стороны, это позволяет создать отсутствующий сей час сектор малых и средних предприятий, но с другой стороны, нередко предлагается раздел технологически неделимых производств. 
  3. Не были подготовлены процедуры и правила выбора формы приватизации, а также не выработаны механизмы экспертной технико-экономической оценки проектов.
  4. Многие предприятия унаследовали крупные долги, что создает не очень хорошие предпосылки для их приватизации и затрудняет составление бизнес-планов.
  5. Участие иностранного капитала рассматривается как важный вклад в развитие чехословацкой экономики. В соответствии с принятым порядком иностранным инвесторам необходимо провести переговоры с администрацией предприятия, отраслевыми министерствами, с Министерством приватизации, и наконец, в правительственном Экономическом совете. Однако при существующих условиях продажи предприятий люди с настороженностью относятся к иностранным покупателям, опасаясь, чтобы национальное достояние не распродавалось за бесценок.
  6. Недавно созданные в Чешской и Словацкой республиках Национальные фонды собственности выступают в роли временных собственников приватизированных предприятий. Эти фонды выполняют решения министерств, включая и такие, как заключение предприятием контрактов и формирование совета директоров. Не стоит полагать, что эти фонды быстро начнут действовать эффективно, хотя их деятельность обнадеживает.
  7. Не так давно был принят закон о создании в Праге и Братиславе фондовых бирж и регулировании их деятельности.
  8. Закон об ИПФ был принят только 28 апреля 1992 г. после того, как ИПФ завершили прием чеков от граждан. Он предусматривает необходимую открытость деятельности ИПФ и обеспечивает вложение акций в различные сферы экономики. Закон также требует, чтобы к концу 1993 г. ИПФ стали чисто инвестиционными фондами, а это может уже в ближайшее время снизить эффективность их деятельности.
Учитывая, что ИПФ выдали большое количество сертификатов на получение акций, можно предположить, что многие из них обанкротятся, когда придет время платить по "векселям". Большое количество банкротств, которое грозит ИПФ, может повергнуть всю экономику в состояние шока. Новый закон об ИПФ может несколько смягчить проблему, разрешив деятельность как открытых, так и закрытых фондов, последние из которых не несут ответственности за выполнение своих обещаний. Правительство же рассматривает возможность введения налога на крупный капитал, если он не используется для реинвестирования в экономику, что несколько охладит желание владельцев ваучеров получить деньги за свои акции.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

В результате приватизации могут возникнуть две основные проблемы. Во-первых, в настоящее время предприятия имеют огромную взаимную задолженность, что препятствует их нормальному функционированию и ограничивает возможности инвестирования. Если фирмы включат в действие закон о банкротстве предприятий, чтобы заставить должников платить свои долги, может начаться обвальное банкротство, что приведет к экономическому коллапсу. Государство разработало несколько программ, целью которых является освобождение предприятий и банков от долгов. Но осуществить этот процесс нужно таким образом, чтобы это не повлекло за собой продолжение субсидирования не эффективно работающих предприятий.

Одной из этих программ предусматривалось освобождение предприятий от: необходимости возврата ссуд, которые они брали у государства. Снять эту задолженность с предприятий было вполне справедливо, так как она была продуктом предшествовавшей системы и не имела никакого отношения к эффективности предприятия. В результате этого шага 110 млрд. крон (4 млрд. долл.) государственных субсидий были перечислены в специально созданный "Банк консолидации" и выданы как кредиты сроком на 8 лет под сравнительно низкий процент (примерно 13%). Хотя эта мера помогла многим предприятиям частично погасить свои долги, она не решила общую проблему неплатежей, причиной которой была взаимная задолженность предприятий.

Для решения общей проблемы взаимной задолженности необходимо было прежде всего ликвидировать долги банков, для чего Фонд национального имущества выпустил облигации на сумму 50 млрд. крон (1,7 млрд. долл.) - на 38 млрд. крон в Чехии и на сумму 12 млрд. крон - в Словакии. Управление этим фондом было поручено коммерческим банкам.

Еще одним шагом в этом направлении была попытка проследить цепочку взаимных долгов, с тем чтобы выявить группы предприятий, внутри которых долг" могли бы быть просто списаны. Почти сразу же удалось аннулировать долги на сумму 50 млн. крон. Цифра весьма скромная, но есть надежда, что позднее предприятия смогут таким образом избавиться от 50 млрд. так называемых вторичных долгов, т.е. тех, которые не могут быть выплачены из-за неликвидности счетов дебиторов.

Реформаторы надеются, что выполнение этих программ несколько ослабит опасность распространения неплатежей на всю экономику в целом и при этом не вынудит правительство прибегнуть к возобновлению государственного субсидирования предприятий. Конечно, эти программы должны претворяться в жизнь с очень большой осторожностью, так, чтобы они не усилили зависимость предприятий от государственных субсидий. I

Второй круг проблем, который может возникнуть в будущем, связан с деятельностью ИПФ. Во-первых, пообещав своим акционерам выплатить высокие дивиденды уже в течение первого года, многие из этих фондов на грани банкротства из-за неликвидности их счетов, что неизбежно отрицательно скажется на состоянии всей экономики в целом. Во-вторых, если ИПФ будут иметь достаточное количество финансовых ресурсов, они, возможно, смогут, опираясь на суммы долгосрочных вкладов своих клиентов, выплачивать так называемые "горячие деньги" тем, кто стремится их тратить на удовлетворение своего потребительского спроса. Это, конечно же, приведет к быстрому росту инфляции. Избежать этих, проблем можно посредством тщательного регулирования деятельности ИПФ (особенно это касается требования вкладывать акции в различные сферы экономики), a также через введение ограничений в денежной политике.

Приватизация в Чехословакии рассматривается как наиважнейшая часть экономической реформы и поддерживается как гражданами Чехословакии, так и парламентом страны. Одна из основных задач, как считают инициаторы реформ, сейчас состоит в том, чтобы не позволить затормозить ее обсуждением мелких деталей и противоречий, хотя совершенно ясно, что существует множество проблем. Наиболее важным принципом, который строго соблюдался на всех этапах, являлся принцип проведения приватизации на конкурсной основе, позволяющий применять ее различные формы (ваучеры, прямые продажи, открытые аукционы и торги, а также способы передачи собственности в частные руки). 

В ближайшем будущем будет важно сконцентрировать усилия на перестройке и реорганизации приватизированных предприятий, чтобы создать действительно эффективную рыночную экономику.
 

___________

*Издательством Routledge. London & New York в 1993 г. выпушен сборник по вопросам развитая бывших соцстран. Редакция предлагает вниманию читателей в журнальном варианте наиболее интересные материалы.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]