Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 ВЫБОРЫ В ЧЕЧНЕ:
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Но зачем нарушать федеральное и республиканское законодательство?
В. Галицкий,
действительный член Академии военных наук,
доктор юридических наук, профессор

 

       Одним из самых важных достижений постсоветской России стала возможность альтернативных выборов, свободного волеизъявления избирателей. Как показывают результаты исследования российских, в том числе и чеченских, ученых, да и самого автора, чеченский народ, уже более 10 лет находящийся в вооруженном конфликте и фактической зоне беззакония, еще не потерял веру в справедливость и в силу Права и Закона. 

       Доверие чеченского народа Федеральному центру напрямую зависит от соблюдения действующего законодательства самим Федеральным центром. К сожалению, в настоящее время это далеко не так. И прежде всего это касается избирательного законодательства.

       Однако сначала о том, кому были нужны выборы президента в Чеченской Республике в условиях неразрешенного социально-политического конфликта с активным применением вооруженной силы как со стороны федеральных сил, так и со стороны сепаратистов? 

       Выборы нужны были во-первых, самому чеченскому народу, что позволит его значительной части быть ориентированной на одного человека во власти - законно избранного президента, поскольку необходимо признать, что чеченское общество (внутри) дезориентировано: кому подчиняться - Кадырову или Масхадову? Ведь Масхадов тоже избирался президентом, и никто его не отстранил от этой должности ни де-факто, ни де-юре. Об этой особенности чеченского общества не следует забывать. Это так, и никто это оспаривать не может. Следовательно, Федеральный центр и российское, в том числе чеченское, общество должны сделать все для того, чтобы в условиях сложной военно-оперативной, социально-политической и экономической обстановки максимально соблюдались федеральные и республиканские избирательные законы, были созданы реальные избирательные условия всем кандидатам в президенты Республики для политического противоборства на основе общепринятого права. 

       Во-вторых, выборы нужны той группе чеченцев, которая пришла к власти и находится в ней благодаря Федеральному центру, а не желанию чеченского народа. Это люди назначенные, в основном, по принципу личной преданности главе администрации Чеченской Республики в период 2000-2003 гг. Безусловно, мы не рассматриваем вопрос о профессиональной компетентности этой группы. Это не является предметом данной статьи. И мы понимаем желание этой группы остаться у власти. Для нее это важно по разным причинам (не будем рассматривать их). И понятно ее естественное желание любыми способами выиграть выборы и остаться у власти. Эту группу возглавляет Кадыров Ахмад, исполняющий полномочия президента Чеченской Республики, три года находящийся у власти.

       В-третьих, есть группа чеченцев, которая хочет прийти к власти в Чеченской Республике, опираясь на избирательное право.

       Цели (политические, экономические, социальные и иные) второй и третьей групп чеченцев, стремящихся к власти, могут совпадать и не совпадать полностью или частично. Но мы все знаем, что то, какая группа останется у власти, зависело от волеизъявления чеченского народа на выборах 5 октября 2003 г. 

       Следовательно, федеральные и республиканские органы власти обязаны были создать такие правовые условия и политико-правовую обстановку в Республике, которые позволили бы чеченскому народу действительно не только СВОБОДНО осуществить свой выбор, но и выбрать того президента, который бы отвечал определенным качествам и, прежде всего, профессиональным, то есть был способным эффективно и качественно исполнять обязанности президента Республики. Следовательно, в выборах существенное значение имеет одно важнейшее условие: в числе кандидатов, претендующих на должность президента Республики, должно быть определенное количество лиц с определенными личными, профессиональными, политическими и иными качествами. На наш взгляд, это принципиально важно. В противном случае мы можем встретиться с проблемой профессиональной непригодности избранного лица к исполнению функций президента Республики. Следует подчеркнуть, что данный важнейший вопрос обойден в российском избирательном праве. По существующему избирательному праву получается, что неважно кто будет избран президентом: компетентный человек или некомпетентный, профессионально пригодный решать государственно важные вопросы на посту президента Республики или профессионально непригодный. 

       В общепризнанном избирательном праве1 термин "избирательное право" употребляется в двух значениях: объективном и субъективном смысле.

       Объективный смысл избирательного права состоит в том, что оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Субъективный смысл его состоит в том, что оно является правом гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, мы можем сказать, что избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих организацию и проведение выборов. Государство и его институты обязаны разработать и представить избирателю эту систему правовых норм. Данная система должна предоставлять не только права и обязанности тем, кто организует выборы, участвует в выборах, но и гарантировать защиту прав всех участников избирательной кампании.

       Особое место в российском избирательном праве отводится принципу равного статуса кандидатов и запрещению использовать преимущества своего должностного или служебного положения кандидатами, замещающими государственные и муниципальные должности. 

       Исходя из вышеизложенного, что же можно сказать о выборах в Чеченской Республике? Результаты анализа предвыборной обстановки в Чеченской Республике показывают, что имело место несоблюдение избирательного права, прежде всего в части использования преимущества своего служебного положения кандидатом А.Кадыровым, поскольку все остальные кандидаты такими преимуществами не обладали. В чем суть этих нарушений? Прежде всего это личное участие Кадырова в мероприятиях, проводимых правительством Республики (хотя официально он числился в отпуске и был освобожден от исполнения своих обязанностей и полномочий): открытие газопровода, начало учебного года в школах, заявления о начале компенсационных выплат за утраченное имущество и разрушенное боевыми действиями жилье, рабочие встречи с президентом Российской Федерации, участие в открытии детского сада в Ханкале для детей военнослужащих и т.п., сопровождающиеся показом в средствах массовой информации (табл.).

       Перечисленные и другие данные о нарушениях избирательного права говорят о том, что федеральный и республиканский избиркомы не все сделали для неукоснительного соблюдения избирательного права в Чеченской Республике. И если говорить не об очередной "галочке" в политических мероприятиях Федерального центра на территории Чечни, а о политике, направленной на скорейшее политическое и правовое урегулирование обстановки в Республике, о скорейшем восстановлении социальной сферы и экономики Чечни, то необходимо было бы позаботиться и о том, чтобы в числе кандидатов в её президенты было достаточное количество лиц, пользующихся необходимым авторитетом у чеченского народа и обладающих необходимыми профессиональными качествами.

       Если сослаться на наиболее авторитетные данные о предпочтениях чеченского народа, содержащиеся в исследовании2 , проведенном 20-25 июня 2003 г. по заказу Фонда "Общественное мнение" компанией VALIDATA (руководитель исследования - С. Хайкин), то наиболее популярными кандидатами являлись Малик Сайдуллаев (20,1%), бывший спикер российского парламента Руслан Хасбулатов (19,2%), депутат Госдумы Асламбек Аслаханов (17,6%). Ахмад Кадыров находился лишь на четвертом месте, причем, с существенным отрывом от "первой тройки" - 12,5%. Следует отметить, что рейтинг доверия был наиболее высоким у Аслаханова - 18,3%. Кадыров и по этому показателю оставался четвертым (11,4%)2.
 
 

Таблица
Факты нарушений избирательного права
(по данным центральной прессы)
       Как мы видим, на конец сентября из перечисленных зарегистрированных кандидатов (Хасбулатов не регистрировался в качестве кандидата. - Авт.) остался лишь Ахмад Кадыров, то есть тот, кто пользовался наименьшим доверием. Среди оставшихся кандидатов в президенты Республики нет ни одного (кроме А.Кадырова), кто бы имел опыт организаторской и управленческой работы на высоких государственных должностях или руководства крупными коммерческими фирмами.

       Отсюда напрашивается вопрос: могут ли в России рассчитывать на эффективное и качественное восстановление социальной сферы и экономики Чечни и наведение в ней конституционного порядка в приемлемые для государства сроки? Кроме того, во имя чего и с какой целью (цель конечно понятна - убрать настоящих конкурентов Ахмада Кадырова) допускались и допускаются открытые и скрытые нарушения российского избирательного права для "зачистки" списка кандидатов на пост президента Чеченской Республики?

       Исторический опыт Чеченской Республики, современная социально-политическая, психологическая и экономическая обстановка в ней показывают, что выборы пройдут по "чеченскому полицентрическому" варианту, то есть голосование жителей Республики будет в значительной степени зависеть не от их собственных предпочтений, а от точки зрения местных лидеров кланов, авторитетных для жителей того или иного населенного пункта. Автор согласен с выводами и мнением руководителя аналитического департамента Центра политических технологий А.Макаркина о том, что если позиция "старших" скорректируется, что менее всего вероятно, то может произойти и корректировка мнений избирателей2. Однако учитывая усталость чеченского народа, его многолетнее существование в системе правового нигилизма и беззакония и видя откровенную демонстрацию предпочтения Федерального центра лишь одному кандидату - А.Кадырову - чеченский народ может или послушно проголосовать за него, или проголосовать против (как бы в отместку Центру). Последнее, по нашему мнению, менее вероятно.

       P.S.

       Учитывая, что статья была написана до выборов в Чечне, автор считает уместным высказать свое мнение по поводу состоявшихся выборов. Итак, как автор и предполагал, в сложившейся ситуации А.Кадыров просто не мог не победить. Однако нарушения федерального и республиканского избирательного законодательства продолжались и в ходе голосования. 

       Это выражалось в том, что не на все избирательные участки были допущены наблюдатели баллотировавшихся кандидатов; не везде были сняты плакаты, где изображен Президент России, пожимающий руку Кадырову; была выдача в одни руки по нескольку бюллетеней. Кроме того, продолжалась агитация в момент выборов, допускавшаяся самим А.Кадыровым3 и т.п. Проведение выборов президента Чечни с предварительным "изъятием" основных конкурентов - Асламбека Аслаханова, Малика Сайдуллаева и Хусейна Джабраилова превратило их из формально альтернативных в фактически безальтернативные, то есть в выборы одного кандидата. Этими выборами еще раз было продемонстрировано, что избирательное законодательство в нашей стране пока остается соответствующим общеизвестному русскому народному определению: "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Поэтому и не случайна неудовлетворенность мировой общественности процессом подготовки и проведения выборов Чечне. Наиболее ярко и точно по поводу избирательной кампании в Чечне было сказано в "Вашингтон пост": "Пустив в ход насилие, давление и послушную судебную систему, власти оставили за бортом трех наиболее сильных соперников Кадырова, превратив воскресные выборы из состязания в коронацию"4 (наверное, имелся в виду факт подготовки инаугурации А.Кадырова еще за неделю до выборов: где и как будет проходить она, какие и кому подарки дарить и т.п.).

       Это еще раз подтверждает, что у нас еще нет настоящего гражданского общества, да и его строительством фактически никто не занимается, поэтому и нет действенных правовых механизмов, позволяющих населению, гражданам нашей страны не допускать нарушения принятых законов ни прямо, ни косвенно. 

       Кому нужны были такие выборы в Чечне? А если надо было их проводить (а их надо было проводить!), то необходимо было бы показать всему чеченскому народу и всему миру, что федеральное и республиканское избирательное законодательство неукоснительно соблюдается. Это значительно повысило бы авторитет Федерального центра как в глазах чеченского народа, так и у всей мировой общественности. Пусть были бы сильные конкуренты у А.Кадырова, пусть бы они публично предложили и доказали верность и перспективность своих предвыборных программ! Это было бы важным как для чеченского народа, так и для Центра, потому что неоднократно принимаемые правительством РФ Федеральные целевые программы по восстановлению социальной сферы и экономики Чеченской Республики, начиная с 2000 г. и, заканчивая 2003 г., так и не были выполнены полностью. И это в то время, когда А.Кадыров был у власти и непосредственно отвечал за реализацию программ. Где гарантия, что, став Президентом Чеченской Республики, он и его команда проявят необходимые профессиональные управленческие, политические и экономические способности? Была бы здоровая конкуренция на выборах, смотришь, может быть, и было бы больше пользы для России и Чечни. 

       Чеченский народ надеялся, что много лет декларируемое Федеральным центром "наведение конституционного порядка" в Чеченской Республике будет сопровождаться неукоснительным соблюдением как Конституции РФ, так и Конституции ЧР. Разве можно навести конституционный порядок в Республике, тем более находящейся в почти десятилетнем вооруженном конфликте, нарушая действующее законодательство?! Автору могут возразить, что ведь явка на избирательные участки была небывалая - 86,8%, да и проголосовали за А.Кадырова 81,1% избирателей. Да, пусть это так. Но так могут говорить только люди, не бывавшие в сегодняшней Чечне, не знающие психологию и обычаи чеченского народа, его менталитет, его дисциплинированность и полную зависимость от местных и республиканских начальников. 

       Чеченский народ, как никакой другой народ в нашей стране, на себе прочувствовал и продолжает чувствовать всевластие и всесилие Начальника. В Чечне Начальник - это все: бог, царь и воинский начальник. Каждый чеченец знает, что никакая власть (а это подтверждается многовековой историей Чечни) не сможет защитить его от всесилия и всевластия Начальника из чеченцев. 

       Чеченцы никогда никому не жаловались, а сами решали все свои проблемы, не посвящая в это даже своих соседей. Отсюда и покорность, отсюда и дисциплинированность. К этому следует добавить 13 лет постоянного страха за свою жизнь и жизнь своей семьи, страха, что дадут или не дадут "гуманитарку", пособие, зарплату, пенсию, кусок хлеба, компенсацию за имущество, жилье и т.п. 

       В предвыборный период в Чечне была прекрасно продумана и создана психологическая ситуация. В этом следует отдать должное мастерству тех, кто обеспечивал и организовывал избирательную кампанию А.Кадырова. С психологической точки зрения, все было продумано до мелочей и с учетом современной психологии среднего чеченца. 

       Обещано было много и всем: и Президенту России, и чеченскому народу. Однако после выборов почему-то выплата компенсаций приостановлена, уже открыто и категорично мы слышим заявления о том, что договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой будет такой, какой выгоден не России, а нынешнему чеченскому руководству (а может быть и тем, кто еще не сложил оружие?). 

       Будем надеяться, что наши сомнения останутся лишь сомнениями. Будем надеяться, что нынешнее руководство Чеченской Республики выполнит свои предвыборные обещания, а чеченский народ наконец-то приобретет Мир и Порядок. 

Примечания

       1 Катков Д.Б., Корчиго Е.Г. Избирательное право: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2001.
       2 Макаркин А. Чечня накануне избирательной кампании. Выступление на заседании Клуба "Открытый форум" 09 сентября 2003 г. на тему "Президентские выборы в Чеченской республике и перспективы мирного урегулирования на северном Кавказе"// Открытый форум. www. Open-forum.ru.
       3 Пипия Б., Рискин А., Сергиевский С. Хоть выборами назовите, лишь бы результат был // Независимая газета. 2003. № 214. 7 октября. С. 2.
       4 Цит. по: Рискин А. Как "избирали" Кадырова. Вчера в Чечне прошло интересное демократическое мероприятие // Независимая газета. 2003. № 213. 6 октября. С. 2.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]