Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ВЫБОРЫ В ЧЕЧНЕ:
В. Галицкий,
действительный член Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Одним из самых важных достижений постсоветской России стала возможность альтернативных выборов, свободного волеизъявления избирателей. Как показывают результаты исследования российских, в том числе и чеченских, ученых, да и самого автора, чеченский народ, уже более 10 лет находящийся в вооруженном конфликте и фактической зоне беззакония, еще не потерял веру в справедливость и в силу Права и Закона. Доверие чеченского народа Федеральному центру напрямую зависит от соблюдения действующего законодательства самим Федеральным центром. К сожалению, в настоящее время это далеко не так. И прежде всего это касается избирательного законодательства. Однако сначала о том, кому были нужны выборы президента в Чеченской Республике в условиях неразрешенного социально-политического конфликта с активным применением вооруженной силы как со стороны федеральных сил, так и со стороны сепаратистов? Выборы нужны были во-первых, самому чеченскому народу, что позволит его значительной части быть ориентированной на одного человека во власти - законно избранного президента, поскольку необходимо признать, что чеченское общество (внутри) дезориентировано: кому подчиняться - Кадырову или Масхадову? Ведь Масхадов тоже избирался президентом, и никто его не отстранил от этой должности ни де-факто, ни де-юре. Об этой особенности чеченского общества не следует забывать. Это так, и никто это оспаривать не может. Следовательно, Федеральный центр и российское, в том числе чеченское, общество должны сделать все для того, чтобы в условиях сложной военно-оперативной, социально-политической и экономической обстановки максимально соблюдались федеральные и республиканские избирательные законы, были созданы реальные избирательные условия всем кандидатам в президенты Республики для политического противоборства на основе общепринятого права. Во-вторых, выборы нужны той группе чеченцев, которая пришла к власти и находится в ней благодаря Федеральному центру, а не желанию чеченского народа. Это люди назначенные, в основном, по принципу личной преданности главе администрации Чеченской Республики в период 2000-2003 гг. Безусловно, мы не рассматриваем вопрос о профессиональной компетентности этой группы. Это не является предметом данной статьи. И мы понимаем желание этой группы остаться у власти. Для нее это важно по разным причинам (не будем рассматривать их). И понятно ее естественное желание любыми способами выиграть выборы и остаться у власти. Эту группу возглавляет Кадыров Ахмад, исполняющий полномочия президента Чеченской Республики, три года находящийся у власти. В-третьих, есть группа чеченцев, которая хочет прийти к власти в Чеченской Республике, опираясь на избирательное право. Цели (политические, экономические, социальные и иные) второй и третьей групп чеченцев, стремящихся к власти, могут совпадать и не совпадать полностью или частично. Но мы все знаем, что то, какая группа останется у власти, зависело от волеизъявления чеченского народа на выборах 5 октября 2003 г. Следовательно, федеральные и республиканские органы власти обязаны были создать такие правовые условия и политико-правовую обстановку в Республике, которые позволили бы чеченскому народу действительно не только СВОБОДНО осуществить свой выбор, но и выбрать того президента, который бы отвечал определенным качествам и, прежде всего, профессиональным, то есть был способным эффективно и качественно исполнять обязанности президента Республики. Следовательно, в выборах существенное значение имеет одно важнейшее условие: в числе кандидатов, претендующих на должность президента Республики, должно быть определенное количество лиц с определенными личными, профессиональными, политическими и иными качествами. На наш взгляд, это принципиально важно. В противном случае мы можем встретиться с проблемой профессиональной непригодности избранного лица к исполнению функций президента Республики. Следует подчеркнуть, что данный важнейший вопрос обойден в российском избирательном праве. По существующему избирательному праву получается, что неважно кто будет избран президентом: компетентный человек или некомпетентный, профессионально пригодный решать государственно важные вопросы на посту президента Республики или профессионально непригодный. В общепризнанном избирательном праве1 термин "избирательное право" употребляется в двух значениях: объективном и субъективном смысле. Объективный смысл избирательного права состоит в том, что оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Субъективный смысл его состоит в том, что оно является правом гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, мы можем сказать, что избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих организацию и проведение выборов. Государство и его институты обязаны разработать и представить избирателю эту систему правовых норм. Данная система должна предоставлять не только права и обязанности тем, кто организует выборы, участвует в выборах, но и гарантировать защиту прав всех участников избирательной кампании. Особое место в российском избирательном праве отводится принципу равного статуса кандидатов и запрещению использовать преимущества своего должностного или служебного положения кандидатами, замещающими государственные и муниципальные должности. Исходя из вышеизложенного, что же можно сказать о выборах в Чеченской Республике? Результаты анализа предвыборной обстановки в Чеченской Республике показывают, что имело место несоблюдение избирательного права, прежде всего в части использования преимущества своего служебного положения кандидатом А.Кадыровым, поскольку все остальные кандидаты такими преимуществами не обладали. В чем суть этих нарушений? Прежде всего это личное участие Кадырова в мероприятиях, проводимых правительством Республики (хотя официально он числился в отпуске и был освобожден от исполнения своих обязанностей и полномочий): открытие газопровода, начало учебного года в школах, заявления о начале компенсационных выплат за утраченное имущество и разрушенное боевыми действиями жилье, рабочие встречи с президентом Российской Федерации, участие в открытии детского сада в Ханкале для детей военнослужащих и т.п., сопровождающиеся показом в средствах массовой информации (табл.). Перечисленные и другие данные о нарушениях избирательного права говорят о том, что федеральный и республиканский избиркомы не все сделали для неукоснительного соблюдения избирательного права в Чеченской Республике. И если говорить не об очередной "галочке" в политических мероприятиях Федерального центра на территории Чечни, а о политике, направленной на скорейшее политическое и правовое урегулирование обстановки в Республике, о скорейшем восстановлении социальной сферы и экономики Чечни, то необходимо было бы позаботиться и о том, чтобы в числе кандидатов в её президенты было достаточное количество лиц, пользующихся необходимым авторитетом у чеченского народа и обладающих необходимыми профессиональными качествами.
Если сослаться на наиболее авторитетные данные о предпочтениях чеченского
народа, содержащиеся в исследовании2 , проведенном 20-25
июня 2003 г. по заказу Фонда "Общественное мнение" компанией VALIDATA (руководитель
исследования - С. Хайкин), то наиболее популярными кандидатами являлись
Малик Сайдуллаев (20,1%), бывший спикер российского парламента Руслан Хасбулатов
(19,2%), депутат Госдумы Асламбек Аслаханов (17,6%). Ахмад Кадыров находился
лишь на четвертом месте, причем, с существенным отрывом от "первой тройки"
- 12,5%. Следует отметить, что рейтинг доверия был наиболее высоким у Аслаханова
- 18,3%. Кадыров и по этому показателю оставался четвертым (11,4%)2.
(по данным центральной прессы) Отсюда напрашивается вопрос: могут ли в России рассчитывать на эффективное и качественное восстановление социальной сферы и экономики Чечни и наведение в ней конституционного порядка в приемлемые для государства сроки? Кроме того, во имя чего и с какой целью (цель конечно понятна - убрать настоящих конкурентов Ахмада Кадырова) допускались и допускаются открытые и скрытые нарушения российского избирательного права для "зачистки" списка кандидатов на пост президента Чеченской Республики? Исторический опыт Чеченской Республики, современная социально-политическая, психологическая и экономическая обстановка в ней показывают, что выборы пройдут по "чеченскому полицентрическому" варианту, то есть голосование жителей Республики будет в значительной степени зависеть не от их собственных предпочтений, а от точки зрения местных лидеров кланов, авторитетных для жителей того или иного населенного пункта. Автор согласен с выводами и мнением руководителя аналитического департамента Центра политических технологий А.Макаркина о том, что если позиция "старших" скорректируется, что менее всего вероятно, то может произойти и корректировка мнений избирателей2. Однако учитывая усталость чеченского народа, его многолетнее существование в системе правового нигилизма и беззакония и видя откровенную демонстрацию предпочтения Федерального центра лишь одному кандидату - А.Кадырову - чеченский народ может или послушно проголосовать за него, или проголосовать против (как бы в отместку Центру). Последнее, по нашему мнению, менее вероятно. P.S. Учитывая, что статья была написана до выборов в Чечне, автор считает уместным высказать свое мнение по поводу состоявшихся выборов. Итак, как автор и предполагал, в сложившейся ситуации А.Кадыров просто не мог не победить. Однако нарушения федерального и республиканского избирательного законодательства продолжались и в ходе голосования. Это выражалось в том, что не на все избирательные участки были допущены наблюдатели баллотировавшихся кандидатов; не везде были сняты плакаты, где изображен Президент России, пожимающий руку Кадырову; была выдача в одни руки по нескольку бюллетеней. Кроме того, продолжалась агитация в момент выборов, допускавшаяся самим А.Кадыровым3 и т.п. Проведение выборов президента Чечни с предварительным "изъятием" основных конкурентов - Асламбека Аслаханова, Малика Сайдуллаева и Хусейна Джабраилова превратило их из формально альтернативных в фактически безальтернативные, то есть в выборы одного кандидата. Этими выборами еще раз было продемонстрировано, что избирательное законодательство в нашей стране пока остается соответствующим общеизвестному русскому народному определению: "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Поэтому и не случайна неудовлетворенность мировой общественности процессом подготовки и проведения выборов Чечне. Наиболее ярко и точно по поводу избирательной кампании в Чечне было сказано в "Вашингтон пост": "Пустив в ход насилие, давление и послушную судебную систему, власти оставили за бортом трех наиболее сильных соперников Кадырова, превратив воскресные выборы из состязания в коронацию"4 (наверное, имелся в виду факт подготовки инаугурации А.Кадырова еще за неделю до выборов: где и как будет проходить она, какие и кому подарки дарить и т.п.). Это еще раз подтверждает, что у нас еще нет настоящего гражданского общества, да и его строительством фактически никто не занимается, поэтому и нет действенных правовых механизмов, позволяющих населению, гражданам нашей страны не допускать нарушения принятых законов ни прямо, ни косвенно. Кому нужны были такие выборы в Чечне? А если надо было их проводить (а их надо было проводить!), то необходимо было бы показать всему чеченскому народу и всему миру, что федеральное и республиканское избирательное законодательство неукоснительно соблюдается. Это значительно повысило бы авторитет Федерального центра как в глазах чеченского народа, так и у всей мировой общественности. Пусть были бы сильные конкуренты у А.Кадырова, пусть бы они публично предложили и доказали верность и перспективность своих предвыборных программ! Это было бы важным как для чеченского народа, так и для Центра, потому что неоднократно принимаемые правительством РФ Федеральные целевые программы по восстановлению социальной сферы и экономики Чеченской Республики, начиная с 2000 г. и, заканчивая 2003 г., так и не были выполнены полностью. И это в то время, когда А.Кадыров был у власти и непосредственно отвечал за реализацию программ. Где гарантия, что, став Президентом Чеченской Республики, он и его команда проявят необходимые профессиональные управленческие, политические и экономические способности? Была бы здоровая конкуренция на выборах, смотришь, может быть, и было бы больше пользы для России и Чечни. Чеченский народ надеялся, что много лет декларируемое Федеральным центром "наведение конституционного порядка" в Чеченской Республике будет сопровождаться неукоснительным соблюдением как Конституции РФ, так и Конституции ЧР. Разве можно навести конституционный порядок в Республике, тем более находящейся в почти десятилетнем вооруженном конфликте, нарушая действующее законодательство?! Автору могут возразить, что ведь явка на избирательные участки была небывалая - 86,8%, да и проголосовали за А.Кадырова 81,1% избирателей. Да, пусть это так. Но так могут говорить только люди, не бывавшие в сегодняшней Чечне, не знающие психологию и обычаи чеченского народа, его менталитет, его дисциплинированность и полную зависимость от местных и республиканских начальников. Чеченский народ, как никакой другой народ в нашей стране, на себе прочувствовал и продолжает чувствовать всевластие и всесилие Начальника. В Чечне Начальник - это все: бог, царь и воинский начальник. Каждый чеченец знает, что никакая власть (а это подтверждается многовековой историей Чечни) не сможет защитить его от всесилия и всевластия Начальника из чеченцев. Чеченцы никогда никому не жаловались, а сами решали все свои проблемы, не посвящая в это даже своих соседей. Отсюда и покорность, отсюда и дисциплинированность. К этому следует добавить 13 лет постоянного страха за свою жизнь и жизнь своей семьи, страха, что дадут или не дадут "гуманитарку", пособие, зарплату, пенсию, кусок хлеба, компенсацию за имущество, жилье и т.п. В предвыборный период в Чечне была прекрасно продумана и создана психологическая ситуация. В этом следует отдать должное мастерству тех, кто обеспечивал и организовывал избирательную кампанию А.Кадырова. С психологической точки зрения, все было продумано до мелочей и с учетом современной психологии среднего чеченца. Обещано было много и всем: и Президенту России, и чеченскому народу. Однако после выборов почему-то выплата компенсаций приостановлена, уже открыто и категорично мы слышим заявления о том, что договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой будет такой, какой выгоден не России, а нынешнему чеченскому руководству (а может быть и тем, кто еще не сложил оружие?). Будем надеяться, что наши сомнения останутся лишь сомнениями. Будем надеяться, что нынешнее руководство Чеченской Республики выполнит свои предвыборные обещания, а чеченский народ наконец-то приобретет Мир и Порядок. Примечания
1 Катков Д.Б., Корчиго Е.Г. Избирательное право: вопросы и ответы.
М.: Юриспруденция, 2001.
|
|