Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 РЕКОМЕНДАЦИИ "ГРУППЫ ВОСЬМИ"
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ


Откуда исходят интеллектуальные диверсии
А.Козырева,
кандидат педагогических наук

       Данные рекомендации представляют собой результат пересмотра выработанных Группой экспертов по борьбе с терроризмом 25 мер, которые были приняты в Париже в 1996 г. Пересмотр был начат Соединенными Штатами, проводился Группой экспертов по борьбе с терроризмом (Римской группой) и координировался Канадой в период ее председательства.
       Рекомендации дополняются 40 выводами, подготовленными Группой по борьбе с преступностью (Лионская группа, 1990 г). В Лионские рекомендации также были внесены изменения для более эффективного реагирования на угрозы, связанные с транснациональной преступностью. Пересмотренные рекомендации Лионской группы, под названием Рекомендации "Группы восьми" по борьбе с транснациональной преступностью, были одобрены министрами юстиции и внутренних дел стран "Группы восьми" (Мон-Трамблан, 13 и 14 мая 2002 г.). Их цель - дополнить работу экспертов в других региональных организациях и на международных форумах. К ним относится Группа экспертов по нераспространению, которой были разработаны принципы, направленные на недопущение доступа террористов или тех, кто их укрывает, к оружию массового уничтожения, радиологическому оружию и ракетам.

       Рекомендации по борьбе с терроризмом включают в себя нормы, принципы и практические выводы, которые, по мнению "Группы восьми", позволяют улучшить уже существующие механизмы, процедуры и сети защиты общества от террористических угроз: 

Рекомендации по борьбе с терроризмом
             1. Принять меры для обеспечения по возможности в кратчайшие сроки полного присоединения к нижеследующим инструментам, касающимся предупреждения и пресечения терроризма:

             - 12 перечисленным в приложении конвенциям и протоколам Организации Объединенных Наций по вопросам борьбы с терроризмом;

             - всем соответствующим резолюциям Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в частности резолюции 1373 (2001 г.) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; 

             2. Стать участником, если на это имеется право, Конвенции Совета Европы по борьбе с киберпреступлениями (2001 г.), обеспечив всестороннее и скорейшее осуществление всех ее положений, или обеспечить создание правовой основы, аналогичной тем мерам, к которым призывает эта Конвенция, поскольку в ней предусматриваются полезные меры борьбы с проникновением террористов и других преступных элементов в компьютерные системы, а также меры для сбора электронных данных о терроризме и других преступлениях.

       В поддержку этих рекомендаций уместно привести (тезисно) декларацию. 
       Декларация СБ ООН о глобальных усилиях
по борьбе с терроризмом (2001 г.)
             Совет Безопасности, собравшись на заседание на уровне министров1, - ссылаясь на свои резолюции 1269 (1999) от 19 октября 1999 г, 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г., заявляет, что:

             - акты международного терроризма представляют собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности в XXI веке, являясь вызовом для всех государств и для всего человечества;

             - обращает особое внимание на то, что акты международного терроризма противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержки актов международного терроризма, также противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций;

             - подтверждает, что для борьбы со злом международного терроризма необходим долговременный, всеобъемлющий подход, предусматривающий активное участие и сотрудничество всех государств - членов Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом;

             - обращает особое внимание на то, что непрерывные международные усилия по расширению понимания между цивилизациями, урегулированию региональных конфликтов и решению всего диапазона глобальных проблем, включая проблемы развития, будут способствовать международному сотрудничеству и взаимодействию, которые сами по себе необходимы для ведения по возможности самой широкой борьбы против международного терроризма;

             - приветствуя приверженность делу борьбы со злом международного терроризма, о которой заявили государства, в том числе в ходе прений на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи 1-5 октября 2001 г., призывает все государства как можно скорее присоединиться к соответствующим международным конвенциям и протоколам, касающимся терроризма;

             - призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 (2001) и оказывать друг другу содействие в этом и подчеркивает обязанность государств отказывать террористам и всем, кто поддерживает терроризм, в финансовой и любой другой поддержке и предоставлении убежища;

             - выражает свою решимость продолжать осуществление упомянутой резолюции при всестороннем сотрудничестве со всеми членами Организации Объединенных Наций и приветствует прогресс, достигнутый к настоящему времени Контртеррористическим комитетом, учрежденным пунктом <б> резолюции 1373 (2001 г.) для контроля за осуществлением этой резолюции, в этом контексте предлагает Контртеррористическому комитету изучить возможные пути оказания государствам помощи и, в частности, обсудить с международными, региональными и субрегиональными организациями вопросы, касающиеся: содействия распространению передового опыта в областях, охваченных резолюцией 1373 (2001 г.), включая, в надлежащих случаях, подготовку типовых законов, доступности существующих программ технической, финансовой, нормативно-правовой и другой помощи, которые могли бы облегчить осуществление резолюции 1373 (2001 г.).

       Совет Безопасности ООН 16 января 2002 года единогласно принял новую антитеррористическую резолюцию 1390, активную роль в продвижении которой сыграла Россия2. Главный политический сигнал, посылаемый этим решением СБ, - террористам не будет пощады, где бы они ни пытались укрываться. Резолюция жестко осудила талибов за предоставление территории Афганистана в качестве базы для экспорта терроризма "Аль-Каидой" и другими террористическими группами.

       В заявлении была высказана озабоченность тяжелой гуманитарной ситуацией в Афганистане и содержались призывы ко всем донорам продолжать оказание этой стране гуманитарной помощи. Члены СБ ООН отметили, что санкционные меры в отношении движения талибов следует адаптировать в соответствии с новыми политическими реалиями в Афганистане. В настоящее время в СБ ООН идет согласование соответствующего решения.

       Состоявшееся в СБ ООН обсуждение ситуации в Афганистане способствовало повышению эффективности осуществляемых под эгидой ООН международных усилий по стабилизации обстановки и восстановлению страны. "Аль-Каиде" и ее пособникам вменяются в вину многочисленные преступные акты, включая убийства большого числа ни в чем не повинных людей, а также использование иностранных наемников во враждебных действиях с территории Афганистана.

       В соответствии с этим решением СБ ООН обеспечено продление таких сохраняющих свою актуальность санкционных мер против всех ранее действовавших в Афганистане террористов, независимо от того, где они могут находиться сейчас, как недопущение прямой или косвенной поставки, продажи или передачи им оружия, запрет на передвижение и замораживание финансовых и экономических ресурсов террористов и их пособников. Предусматривается дальнейшее расширение списка лиц, в отношении которых осуществляются четко выверенные, адресные санкции.

       Принятие этой резолюции подтверждает решительный настрой международного сообщества на то, чтобы довести до конца дело ликвидации преступного режима талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними террористических организаций. Это решение Совета Безопасности ООН будет способствовать закреплению предпринимаемых при активном участии России международных усилий по стабилизации обстановки в Афганистане и обеспечению эффективного постконфликтного обустройства страны.

       Партнерские, союзнические отношения РФ и США в борьбе с международным терроризмом создают благоприятные условия для коренного улучшения отношений России с Западом в рамках региональной и глобальной безопасности, в сфере политики и экономики. В сложившихся условиях борьба с международным терроризмом должна стать политическим фоном, главным критерием при решении всех актуальных проблем: отношения НАТО с Россией; ПРО; ядерное разоружение; глобализация и т.д.

       Международный терроризм и ответ на него - антитеррористическая борьба - это новое явление длительного характера в жизни мирового сообщества. В нем сочетаются насилие и ненасилие; использование военных и невоенных средств; разрешение классовых, национальных, религиозных и цивилизационных противоречий; войны различных типов и "холодная" война между государствами и политическими силами.

       Человечество веками вырабатывало образ жизни в условиях постоянного насилия - войн, революций и пр. В современных условиях борьбы с международным терроризмом будет формироваться новый образ жизни, который охватит все сферы жизнедеятельности человеческого общества. Надо будет научиться жить в условиях, когда опасность станет почти обыденным явлением. 

       Государственная Дума Федерального Собрания РФ поддержала мнение президента России В.В.Путина о том, что формы участия России в соответствующих международных усилиях должны определяться, исходя из национальных интересов Российской Федерации. При этом депутаты Государственной думы считают, что формирование широкой международной антитеррористической коалиции предполагает не только взаимные информирование и поддержку, но и координацию действий в рамках ООН, что обеспечит коллективное принятие решений по главным вопросам борьбы с международным терроризмом .

       Государственная Дума, подтверждая свою позицию, сформулированную в постановлении от 20 сентября 2001 г. № 1865-III ГД "О борьбе с международным терроризмом", отмечает, что любые, в том числе силовые, действия государств и международных организаций против международных террористов должны основываться на принципах и нормах международного права, уважении прав человека, быть пропорциональными и строго выверенными. Уничтожение центров обеспечения жизнедеятельности населения и массовая гибель мирных жителей серьезно затруднят в будущем процесс налаживания мирной жизни, вызовут дестабилизацию ситуации в Центрально-Азиатском регионе и, как следствие, неизбежно приведут к эскалации напряженности в мире. Госдума выступает против попыток представить международный терроризм как производное от религии ислама, а борьбу с международным терроризмом как межрелигиозный или межцивилизационный конфликт. Со своей стороны, Госдума РФ готова к сотрудничеству с парламентами всех государств в целях справедливого разрешения международных проблем и установления международного порядка, отвечающего интересам народов мира3.

       Позицию МИД России по вопросу борьбы с международным терроризмом наиболее полно и обстоятельно изложил в своем интервью зам. министра иностранных дел А.Е.Сафонов. 

       Он сказал: "У международного сообщества есть готовность бороться. В то же время я понимаю, что путь нам предстоит пройти очень длинный… Ключ к избавлению от двойных стандартов один: унификация мировых юридических норм и организация контроля за их выполнением, сведение позиций мирового общественного мнения к формулировке: терроризму нет оправданий. Было бы хорошо провести конференции священнослужителей и богословов разных конфессий: иудаизма, буддизма, христианства. Многое могли бы сделать и деловые круги, только определив свою позицию в части пресечения "отмывания денег". Свое слово могли бы сказать объединения писателей, журналистов, молодежные и женские организации"4.

       Понимание связи между проблемами безопасности личности и человеческого развития, а также важности межцивилизационного диалога - это современный ответ на угрозу терроризма. 

       Активную роль в формировании такого подхода сыграло правительство Японии, (профинансировавшее создание международной комиссии по безопасности личности), а также АСЕАН. В ноябре 2001 г. была принята Декларация АСЕАН о совместном противодействии терроризму. Такой подход находит все более широкое распространение и в Евразии. На саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМД) в июне 2002 г. в Алма-Ата была принята Декларация СВМД об устранении терроризма и содействия диалогу между цивилизациями. 

       Таким образом, можно отметить, что в Евразии возникают новые международные механизмы и режимы, сочетающие в себе элементы коллективной безопасности и безопасности на основе сотрудничества. 

       К системам первого типа можно отнести Договор о коллективной безопасности стран СНГ, преобразованный в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Государства-участники ОДКБ, куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, выработали единую позицию по поводу возможного распространения действий антитеррористической коалиции на другие регионы. 

       Выступая по окончании сессии Совета коллективной безопасности в Москве в мае 2002 г., президент России В.Путин отметил, что международная антитеррористическая коалиция заслуживает поддержки стран-участниц Договора и что все действия антитеррористической коалиции должны быть согласованы с ООН и Советом Безопасности ООН. "Страны ДКБ сотрудничают и дружат не против кого-то, а против угроз, с которыми мы сталкиваемся", - подчеркнул В.Путин. Президент отметил также, что ОДКБ готова сотрудничать с другими организациями подобного рода, "как на Востоке, так и на Западе", в частности, с Североатлантическим альянсом и Шанхайской организацией сотрудничества.

       "Действия государств-участников по укреплению Договора о коллективной безопасности и его адаптация к современной геополитической ситуации позволили поднять межгосударственное военно-политическое взаимодействие в рамках Договора на качественно новый уровень", - отмечается в заявлении глав государств-участников ДКБ, принятом на сессии СКВ в Москве5.

       За время действия договора, говорится в документе, его члены перешли "от создания договорно-правовой и организационной основы сотрудничества к реальному формированию эффективной системы коллективной безопасности. В ее рамках активно развиваются региональные силы восточноевропейского и кавказского направлений, группировка в Центральной Азии"5. 

       Проведенный анализ роли Совета Безопасности ООН в борьбе с международным терроризмом позволяет сделать следующие выводы:

       - 28 сентября 2001 г. СБ ООН принял широкомасштабную, всеобъемлющую антитеррористическую резолюцию, в которой указаны конкретные шаги и главные направления в борьбе с международным терроризмом;

       - СБ ООН постановил, что все государства не должны допускать, чтобы те, кто финансирует, планирует, оказывает содействие или совершает террористические акты, использовали их территорию против других стран и граждан;

       - к государствам был обращен призыв обмениваться информацией и предоставлять сведения для раннего предупреждения о возможных террористических актах; 

       - принятие резолюции 1373 имело большую важность в практическом и политическом решении. Был сформирован Контртеррористический комитет (КТК) СБ ООН, что укрепило политико-правовую основу формирования широкой международной антитеррористической коалиции, призывая противодействовать этому вызову с опорой на Устав ООН и общепризнанные нормы международного права;

       - современное международное право дает основу не только для борьбы с преступлениями, но и для привлечения ответственных за них лиц. Конвенции ООН по терроризму вооружают международное сообщество средствами для принятия надлежащих действий, хотя в настоящее время пока нет всеобъемлющего определения терроризма;

       - в декабре 2001 г. СБ ООН была принята декларация о глобальных усилиях в борьбе с терроризмом. Разумеется, сама по себе декларация не положит конец терроризму, но она является частью правовой базы, которая необходима для принятия мер в этом направлении;

       - в январе 2002 г. СБ ООН единогласно принял новую антитеррористическую резолюцию 1390, которая жестко осудила талибов за предоставление территории Афганистана в качестве базы для экспорта терроризма "Аль-Каидой" и другими террористическими группами;

       - принятие этой резолюции подтверждает решительный настрой международного сообщества на то, чтобы довести до конца дело ликвидации преступного режима талибов. Но любые силовые действия государств и международных организаций против террористов должны основываться на принципах и нормах международного права. Россия выступила против попыток представить международный терроризм как производное от религии ислама, а борьбу с международным терроризмом как межрелигиозный или межцивилизационный конфликт; 

       - эта позиция нашла свое отражение в создании новых международных механизмов и режимов, сочетающих в себе элементы коллективной безопасности и безопасности на основе сотрудничества. 

       Для эффективной работы МИД в этом направлении целесообразно рекомендовать следующее: 

       - в последние годы в нашей стране проходит многопрофильная реформа, включающая создание концепции национальной безопасности, военной доктрины, доктрины информационной безопасности, а также концепции государственной национальной политики. Несмотря на это, действующая российская правовая база по вопросам борьбы с терроризмом еще не соответствует требованиям времени. От того, насколько четко и верно законодательство сможет обеспечить ряд проблем, касающихся правового обеспечения контртеррористической деятельности государства (свойственных, впрочем, многим странам), во многом зависит своевременность и надежность противодействия распространению угрозы терроризма в России;

       - принимая во внимание трудность определения общего объекта преступления терроризма, решение проблемы видится в возможном формулировании всего перечня преступлений террористической направленности в отдельном законе, как и всей совокупности специальных процессуальных и организационно-правовых вопросов, относящихся к сфере уголовно-правовой борьбы с терроризмом. За основу такого определения могла быть взята дефиниция терроризма, содержащаяся в УК РФ, при одновременной конкретизации всех опасных деяний, которые, как указано в ст.205 УК, совершаются в террористических целях. В пользу подобного решения говорит аналогичная тенденция, прослеживаемая в последнее время в мире. Ее характерным выражением стало Рамочное соглашение Совета Европейского Союза по борьбе с терроризмом от 7 декабря 2001 г.6;

       - собственно антитеррористическую стратегию целесообразно сформулировать в виде самостоятельной концепции, которая должна охватить весь спектр возможностей государства по контролю над терроризмом и экстремизмом, ориентируясь на основные формы такого контроля: превентивную, регулятивную и репрессивную, а также основы организации и оптимизации соответствующей деятельности с учетом новых угроз и изменений во внутри- и внешнеполитической ситуации;

       - реализацию концепции следует сделать предметом периодического мониторинга, осуществляемого в рамках Совета Безопасности РФ, в целях анализа эффективности антитеррористического законодательства и внесения в него необходимых изменений и дополнений; прогнозирования нового вида террористической угрозы и адаптации к ним антитеррористической стратегии государства; выработки рекомендаций по антитеррористической стратегии применительно к региональной специфике;

       - особую важность для противодействия терроризму приобретает развитие единой институциональной системы, обеспечивающей реализацию основных направлений антитеррористической стратегии и координации деятельности федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью контроля над терроризмом*

       - террористические акты, совершенные против США 11 сентября 2001 г., можно было бы рассматривать как начало вооруженного нападения, если бы была доказана причастность к их совершению бен Ладена и, тем самым, укрывавших его талибов. В упомянутых резолюциях СБ ООН содержится недвусмысленный намек на то, что, по мнению Совета, причастность бен Ладена и талибов к совершению соответствующих актов доказана. Представляется очевидным, что совершенствование соответствующей нормативной базы в международном праве необходимо; 

       - международный терроризм и ответ на него - антитеррористическая борьба - это новое социальное явление длительного характера в жизни мирового сообщества. В современных условиях борьбы с международным терроризмом необходимо сформировать новый образ жизни, который должен охватить все сферы жизнедеятельности российского общества: религиозные конфессии, деловые круги, СМИ, молодежные и женские организации;

       - система ООН, основанная на универсальности, законности и широких мандатах, должна играть важную объединяющую роль, так как у нее есть собственная конституция - Устав ООН - и различные инструменты, необходимые для того, чтобы дать ответ на брошенный вызов;

       - в этом контексте глобальная законность ответа на терроризм может быть обеспечена целым рядом средств. В Уставе ООН зафиксированы самые разные политические, дипломатические, правовые и принудительные возможности для соответствующего соразмерного ответа. Что касается принудительных действий, включая использование силы, то, как свидетельствует опыт ООН, в таких случаях всякий раз нужно учитывать "гуманитарный порог" - необходимость защиты гражданского населения, недопустимость выбора в качестве мишени гражданских лиц и оказания им гуманитарной помощи. 

       В заключение важно отметить, что Россия делает все возможное для обеспечения монолитности международно-правового режима борьбы с терроризмом. Ратифицировав ряд международных конвенций по борьбе с терроризмом, наша страна стала участницей абсолютного большинства универсальных антитеррористических конвенций, продолжая вносить свой интеллектуальный вклад в разработку резолюций СБ ООН. 

Примечания

       1  Декларация СБ ООН о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2001. № 12.
       2  Принятие Резолюции 1390 СБ ООН о продолжении санкций против талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними террористических организаций. http: // news.aif. ru
       3  http: www/ russia. today.ru
       4  А.Е.Сафонов. "У терроризма нет ни национальностей, ни вероисповедания" // Дипломат. 2001. № 12.
       5  http: www/russia.today.ru
       6  В.В. Устинов. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2003. № 3.
       *  Под контролем над терроризмом понимается комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение актов терроризма; наказание виновных; защиту прав лиц, вовлеченных в контртеррористическую деятельность государства; предупреждение терроризма, включая определение и устранение факторов, способствующих возникновению и развитию терроризма.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]