Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 ИНТЕГРАЦИЯ СЛОВАКИИ И ЧЕХИИ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ


Новая волна расширения ЕС
М.Эштваникова

 

       При рассмотрении практически всех вопросов, связанных с современной внешней политикой, принято вести отсчет времени с момента окончания "холодной войны". С ее завершением существенным образом изменилась ситуация в Европе, определявшаяся до тех пор противостоянием между Западом и Востоком. В Европе начались фундаментальные сдвиги, которые будут продолжаться еще не одно десятилетие.

       Отношения между государствами Западной Европы, с одной стороны, и государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), с другой, стали развиваться в принципиально новой ситуации, обрели новые измерения. Одновременно с падением Берлинской стены и ликвидацией "железного занавеса" были возобновлены традиционные, исторически сложившиеся связи между ними, окрепшие благодаря сегодняшнему политическому и экономическому сотрудничеству. Все эти факторы оказали влияние на интеграционный процесс.

       Вставшие на путь демократического развития страны ЦВЕ высказали желание включиться в процесс интеграции европейских государств. Несмотря на то, что принятие новых членов является крайне сложным и достаточно длительным процессом, Европейский союз (ЕС) не отвергает новых претендентов. Расширение интеграции является одним из направлений его стратегии. 16 апреля 2003 г. в Афинах были подписаны официальные документы о приеме в ЕС 10 новых стран, которые станут его полноправными членами 1 мая 2004 г., - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словении, Эстонии, Словакии и Чехии. Это событие завершило 10-летний период сложных переговоров об условиях приема, о соответствии государств-кандидатов установленным критериям, введении в национальные законодательства европейских законов, норм и правил и одновременно ознаменовало начало нового периода в их жизни.

       Существование на протяжении полувека Словакии и Чехии в рамках одного государства, общность их опыта обусловливают правомерность всестороннего сравнения их последующего развития уже в качестве самостоятельных государств. Прошло более 10 лет с начала радикальных преобразований в бывших социалистических странах - период, достаточный для подведения определенных итогов и их сравнения.

       Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР) поставила перед собой в самом начале своего существования в 1989 г. во внешнеполитической сфере основную долгосрочную цель - вступление в ЕС.

       Несмотря на то, что полностью предугадать последствия вступления в ЕС весьма сложно, руководители ЧСФР понимали, что основными плюсами членства для любой страны ЦВЕ являются расширение зоны стабильности на ее территорию, усиление ее международных политических и экономических позиций, в первую очередь в рамках региона. Благодаря членству в ЕС, любая страна получает возможность участвовать в процессе принятия решений в Европейском союзе и тем самым оказывать влияние на его развитие изнутри. В экономическом плане в новых государствах-членах Евросоюза сформируется пространство как для притока инвестиций, так и современных технологий в отдельные отрасли промышленности. В долгосрочной перспективе это приведет к повышению конкурентоспособности экономики ставших членами ЕС государств, и в результате их позиции на мировом рынке усилятся. Им также обеспечен доступ к единому рынку ЕС, что будет стимулировать реструктуризацию внутренних рынков отдельных государств, способствуя более динамичному развитию их экономики. Немаловажно и то, что после вступления в Европейский союз его новые члены обретут возможность получения финансовых дотаций из структурных фондов ЕС.

       С другой стороны, необходимо обратить внимание и на негативные последствия вступления в ЕС. Так, с членством в ЕС связана частичная потеря суверенитета. Это касается таможенной и торговой политики, сельскохозяйственной политики, технических и экологических норм и т.д. Решение соответствующих вопросов переходит от национальных органов к органам ЕС, сужается пространство для продвижения национальных интересов отдельных государств в определенных областях. Риском для ЧСФР станет также повышенное конкурентное давление на их пока что более слабую экономику. Еще одну опасность представляет тот факт, что после вступления в ЕС границы некоторых государств (это касается, в частности, Словакии) станут внешними границами ЕС, что в свою очередь приведет к усиленной нелегальной миграции в приграничные районы.

       В данном контексте необходимо было принимать во внимание и определенные негативные последствия возможного непринятия в члены ЕС. Эти последствия могли представлять для будущего развития ЧСФР гораздо большую опасность, чем все вышеперечисленные негативные моменты, связанные с ее членством в ЕС. Любое государство, так и не ставшее членом ЕС, лишило бы себя возможности в относительно короткие сроки укрепить свои международное положение и престиж. Непринятие в члены ЕС имело бы негативное влияние на утверждение кандидатуры той или иной страны в международных органах. Еще более важно то, что если какое-либо государство ЦВЕ не станет членом ЕС одновременно со своими соседями, то этот факт может оказать весьма негативное влияние на договорную базу, определяющую отношения с ними*. Отношения между Европейским союзом и страной, не ставшей его членом, будут развиваться на основе решений, принимаемых государствами-членами ЕС без участия страны-аутсайдера, которой эти решения непосредственно касаются. Еще одним негативным последствием (на этот раз экономического характера) стал бы ограниченный допуск к европейскому внутреннему рынку. Для государств, ставших новыми членами ЕС, предназначены немалые финансовые средства из структурных фондов Европейского союза, к которым страны - не члены ЕС не имеют доступа. В случае, если тому или иному государству не удается стать членом ЕС, ему будет весьма сложно, а скорее, невозможно достичь темпов прогресса соседних государств.

       Проанализировав плюсы и минусы членства в ЕС, а также возможные последствия непринятия в данное интеграционное объединение, руководство ЧСФР, в конечном счете, пришло к заключению, что членство в ЕС обеспечит гарантии демократического развития страны, усилит ее международные позиции, будет стимулировать экономический рост и укрепит ее позиции в международной экономике.

       Просуществовала ЧСФР, правда, недолго. Словацким и чешским политикам так и не удалось найти такую форму федеративного сосуществования двух народов, которая удовлетворила бы национальные устремления и словаков, и чехов, и одновременно - и это главное - была бы функциональной.

       В конце июля 1992 г. политические лидеры обеих сторон пришли к договоренности о том, что ЧСФР будет разделена на два суверенных государства - Чешскую Республику (ЧР) и Словацкую Республику (СР), которые заключат между собой ряд международных договоров, устанавливающих порядок их взаимоотношений и сотрудничества. 

       Данное решение вступило в силу в форме конституционного закона "O роспуске Чешской и Словацкой Федеративной Республики"2, принятого Федеральным Собранием 25 ноября 1992 г., непосредственно перед его роспуском. Согласно этому закону, в полночь 31 декабря 1992 г. Чехословакия прекратила свое существование и все ее полномочия переходили к Чешской Республике и к Словацкой Республике.

       "Бархатный развод", как принято называть разделение ЧСФР на два суверенных государства, был осуществлен без какого бы то ни было насилия. Все прошло строго в соответствии с достигнутыми договоренностями, предельно разумно, на основе политического договора. Этот факт значительно повлиял на восприятие Чешской и Словацкой республик другими государствами и международными организациями и не мог не оказать весьма положительного влияния на процесс их интеграции в ЕС. Чехословакия не стала эпицентром конфликта, угрозой для регионального мира и стабильности. 

       Таким образом, Чешская и Словацкая республики предстали перед западным сообществом как государства зрелые, развитые, готовые идти на компромиссы и способные любую проблему решать за столом переговоров, что, несомненно, явилось большим плюсом в интеграционном процессе обеих стран. И последний фактор. Поскольку странам-наследницам Чехословакии не пришлось урегулировать конфликты на почве ее разделения, то обе республики могли сразу сконцентрировать свои силы на решении не только внутренних проблем (а таковых было немало), но и проблем внешних, в том числе, связанных с интеграцией в европейские структуры. Таким образом, в интеграционном процессе Словацкой и Чешской республик не возникло никаких временных пробелов, никаких лишних задержек.

       Став в 1993 г. суверенными государствами, и Словацкая, и Чешская республики продолжили внешнеполитическую линию, направленную на скорейшее принятие в члены ЕС. Стремление обеих стран стать полноправными членами ЕС явилось ускорителем позитивных внутренних преобразований; реформирования экономики, демократизации политических институтов, прогрессивных изменений в социальной сфере. Установление жестких временных сроков со стороны органов ЕС для подготовительного этапа сыграло стимулирующую, мобилизующую роль и придало интеграционному процессу необходимую динамику. 

       Оценивая процесс интеграции СР и ЧР в Евросоюз, следует отметить менее выгодные стартовые позиции Словакии по сравнению с Чехией. Здесь необходимо принять во внимание очень важное обстоятельство: в отличие от ее непосредственных соседей (за исключением Украины) у Словакии не было долголетней традиции проведения собственной внешней политики, которая является неотъемлемым атрибутом независимого государства.

       Более того, в Праге, столице Чехословакии, находились все центральные государственные органы, были сосредоточены все ведомства, имевшие своих специалистов и техническое оснащение. После разделения ЧСФР имущество федеративного государства было поделено в соотношении 2 : 1 между ЧР и СР. Но принцип разделения имущества не распространялся на разделение кадров. После появления двух суверенных государств всем гражданам ЧСФР была предоставлена возможность свободно решать вопрос гражданства.

       Многие политики, дипломаты, политологи - чехи и словаки, - проработав долгое время в Праге, приняли решение о продолжении своей карьеры в ЧР. В итоге, Словакия стала испытывать острый дефицит в квалифицированных кадрах. Отрицательным следствием этого стало появление в политической сфере в Словацкой Республике, особенно в первые годы ее существования, немалого числа дилетантов, у которых не было никакого опыта работы. Они не знали иностранных языков, не имели соответствующего образования, а порой и не владели дипломатическим этикетом. Эти люди неоднократно входили в состав делегаций, принимавших участие в переговорах с представителями ЕС, что не могло не вызвать обоснованное раздражение и изначально предвзятое отношение к Словакии. 

       Указанные факты, конечно, не могут служить оправданием ошибок, совершенных словацкой стороной в процессе ее интеграции в ЕС, но тем не менее их следует иметь в виду.

       Впервые критерии для принятия кандидатов в полноправные члены ЕС были четко сформулированы на заседании Европейского совета в Копенгагене (июнь 1993 г.), в частности четыре основных были следующими:

           - стабильность функционирования национальных институтов, обеспечивающих демократию, верховенство закона, права человека и защиту интересов национальных меньшинств;

           - рыночная экономика;

           - конкурентоспособность на внутреннем рынке Союза;

           - готовность принять на себя в полном объеме обязательства, связанные с членством в Европейском союзе3.

       Перечисленные критерии в основном соответствуют тем реформам, которые нужно провести, чтобы совершить переход от плановой к рыночной экономике и от однопартийного государства к демократической системе, независимо от того, будет ли это делаться вместе с ЕС или без него.

       Для каждой из стран-кандидатов Совет ЕС разработал на основе тщательного изучения ситуации, помимо общих условий, индивидуальную "стратегию присоединения" с обозначением приоритетов, конкретных действий и сроков их осуществления. В итоге, даже в программу подготовки к членству относительно более развитой Венгрии было включено 88 серьезных задач, Чехии - 90, Словакии - 98, а у большинства остальных претендентов из стран ЦВЕ число задач, которые предстояло решить, зашкаливало за сотню4

       Десять лет интеграции Словацкой и Чешской республик в ЕС можно разделить на три периода: 1993 - 1997 гг.; 1998 г. - год парламентских выборов; 1999 - 2003 гг. 

       Первый период - с 1993 по 1997 г. - характеризуется слабостью и нестабильностью государственных институтов Словакии и Чехии, неразвитостью партийной системы, экономическим кризисом и острыми противоречиями во внутриполитической жизни (в большей мере это относится к Словацкой Республике).

       Самый важный для евроинтеграции документ - Соглашение об ассоциации между ЕС и его членами - Словацкой Республикой и Чешской Республикой удалось подписать в Люксембурге 4 октября 1993 г. Цели и задачи, зафиксированные в этом документе, идентичны, и обе республики, подписав его, взяли на себя одинаковые обязательства перед ЕС.

       Но уже первые годы самостоятельного существования этих двух республик показали, сколь ограничены знания их руководства, касающиеся евроинтеграции и сколь иллюзорны представления о легкости вступления в Европейский союз. Изначально словацкие и чешские лидеры уделяли основное внимание политическому аспекту интеграции и недооценивали сложные институциональные реалии ЕС так же, как и важность секторальной интеграции (выполнение условий ЕС в соответствии с главами переговорного процесса). Руководители и Словакии, и Чехии в начале самостоятельного существования своих стран были убеждены в том, что у каждой из них свой особый путь развития, и потому процесс подготовки к членству в ЕС, а также их двусторонние отношения были значительно ослаблены. 

       Между тем число требований к странам-кандидатам росло. В 1995 г. была подготовлена Белая книга по гармонизации права в области внутреннего рынка5, призванная облегчить всем государствам-кандидатам выполнение соответствующих требований. Таким образом, Словацкой и Чешской республикам предстояло принять одинаковые правовые нормы, перед ними были поставлены абсолютно одинаковые задачи. Однако темпы и способы решения этих задач в Словакии и Чехии несколько отличались. Это было связано с ситуацией на внутриполитической сцене обеих стран. 

       В этот период правительство Словацкой Республики возглавлял В.Мечьяр, декларировавший желание своей страны стать полноправным членом ЕС, но на деле доказывавший обратное. В Словакии не проводились реформы, необходимые для достижения стабильности демократических институтов, создания правового государства, соблюдения прав человека и защиты национальных меньшинств, то есть для обеспечения самых общих условий принятия в члены ЕС. Более того, отношения с ЕС в указанный период характеризовались недоверием, многочисленными демаршами и взаимными обвинениями. Словакия вела себя как ненадежный партнер в отношениях в первую очередь с Западной Европой, а также со своими соседями.

       В связи с вышесказанным в декабре 1997 г. на саммите в Люксембурге было принято решение об исключении Словацкой Республики из списка стран ЦВЕ - потенциальных участников первой волны расширения ЕС. Сложившаяся ситуация вызвала недовольство населения и оппозиционных партий, повлекшее за собой постепенное ослабление позиций В.Мечьяра. 

       В Чешской Республике период 1993-1997 гг. также характеризовался многими противоречиями, которые, правда, не были столь глубокими и не имели столь далеко идущих последствий, как в Словакии. Чешское правительство возглавлял В.Клаус (нынешний президент ЧР), известный в Европе как политик, весьма негативно относящийся к рaсширению ЕС на Восток. Несмотря на многие высказывания Клауса, содержащие критику действий ЕС, его правительство приняло ряд мер для сближения с ЕС и выполнения поставленных перед ЧР условий. Усилия Чехии были оценены. На саммите в Люксембурге (1997 г.) Чехия, в отличие от Словакии, вошла в первую волну расширения ЕС.

       Таким образом, во внутриполитической жизни Словацкой и Чешской республик наблюдались прямо противоположные тенденции. Словацкий лидер В.Мечьяр на словах выражал согласие с интеграцией СР в Европейский союз, одобрял политику ЕС в ЦВЕ. В реальности же его правящая коалиция предпринимала шаги, тормозившие интеграции Словацкой Республики в ЕС.

       Что касается премьер-министра Чехии В.Клауса, то он никогда не соглашался с идеологией ЕС. И тем не менее, В.Клаус и его партия выполняли все условия ЕС. 

       Таким образом, можно констатировать, что в период 1993-1997 гг. Чешская Республика опередила Словацкую Республику в подготовке к вступлению в ЕС благодаря проведению более целенаправленной внешней политики и более интенсивному выполнению условий членства. 

       Переговоры о принятии в члены ЕС первых 6 ассоциированных государств, к числу которых относилась и Чешская Республика, были начаты 30 марта 1998 г. в Брюсселе. В тот же день представители Eвропейской комиссии передали представителям правительств всех ассоциированных государств, в том числе и Словацкой Республики, ключевой для вступления в ЕС документ. Это была программа партнерства, на основе ко- торой развивались дальнейшие отношения между ЕС и этими государствами. Данный документ стал дополнительной опорой в выполнении условий, сформулированных на саммите в Копенгагене и оказавшихся особенно проблематичными для тех или иных стран. В их реализации они отставали от остальных стран-кандидатов на членство. 

       Поводом для составления этой программы явилось то, что ни одно из ассоциированных государств не выполнило поставленные условия в полной мере. Об этом свидетельствовали отзывы о готовности стран-кандидатов к вступлению в ЕС. Стало очевидно, что подготовительная стратегия должна быть усилена, необходимо определить ближайшие цели и направить помощь ЕС в конкретные области, исходя из специфических потребностей того или иного кандидата. Партнерство стало ключевым инструментом, мобилизирующим все виды помощи странам-кандидатам в процессе подготовки к членству в Европейском союзе. 

       Параллельно с программой партнерства каждая страна-кандидат должна была до конца марта 1998 г. разработать Национальную программу принятия норм (NPAA - National programme for the adoption of the acquis). В NPAA был установлен график выполнения поставленных задач, а в случае необходимости определены финансовые и административные ресурсы. В составлении NPAA принимали участие эксперты из всех охваченных программой областей, а также представители Европейской комиссии. Но прямая ответственность за содержание NPAA лежит на правительстве государства-кандидата. 

       В составе правительств и Словацкой, и Чешской республик произошли в 1998 г. радикальные изменения. Этот год оказался переломным для Чехии и в еще большей степени для Словакии. В обеих республиках состоялись парламентские выборы. Приоритетное место в предвыборных программах практически всех политических сил в Словакии и Чехии занимали меры по дальнейшему продвижению в ЕС. 

       В Словакии к власти пришла коалиция партий, которые объединяло критическое отношение к "мечьяризму". Новому правительству Словацкой Республики во главе с М.Дзуриндой удалось вывести страну из состояния международной изоляции и создать внутренние механизмы и структуры, оптимальные для подготовки Словацкой Республики к вступлению в ЕС.

       Одним из первых конкретных шагов нового Правительства СР была разработка "Плана интенсификации процесса интеграции Словацкой Республики в Европейский союз"6 (24 февраля 1999 г.). В нем словацкая сторона обязалась развивать более тесные отношения со всеми государствами-членами ЕС, а также с Чешской Республикой, Польшей и Венгрией. 

       На позитивные перемены во взаимоотношениях СР и ЕС первым положительно отреагировал Европейский парламент. Его депутаты выразили новому словацкому кабинету свою поддержку в форме многочисленных заявлений и резолюций.

       Но решение о включении Словакии в число стран-кандидатов, с которыми уже велись переговоры, было принято только во время саммита в Хельсинки (11 декабря 1999 г.). Данное решение можно рассматривать как самый большой успех внешней политики нового словацкого кабинета.

       В Чехии в результате выборов к власти пришло социал-демократическое правительство, возглавлявшееся М.Земаном, которое продолжило внешнеполитическую линию предыдущего правительства, но и внесло свой собственный вклад, разработав "Концепцию внешней политики Чешской Республики"7. В сфере внешней политики первостепенной задачей стало скорейшее выполнение условий ЕС и вступление в него в качестве полноправного члена.

       Ежегодно, начиная с 1998 г., Европейская комиссия (ЕК) публикует доклады о прогрессе, достигнутом всеми странами-кандидатами. Это чрезвычайно важные документы, на основе которых Комиссия принимает решения относительно продвижения той или иной страны в интеграционном процессе.

       Оценки, содержащиеся в докладах о прогрессе, достигнутом Словацкой Республикой, опубликованных до парламентских выборов в СР (сентябрь 1998 г.), нельзя назвать позитивными. 

       Словацкую сторону традиционно упрекали в несоблюдении прав человека, в ущемлении прав национальных меньшинств, недостаточной демократизации, нестабильности словацких институтов и органов. Другими словами, Словацкая Республика не выполняла политические условия, сформулированные на саммите в Копенгагене. 

       Комиссия, правда, отмечала, что СР в ближайшем будущем выполнит все экономические условия членства и будет подготовлена к принятию acquis, особенно в области внутреннего рынка.

       В докладе за 1998 г. достижения ЧР были оценены (в отличие от последующих двух) позитивно. 

       Все приоритетные задачи в политической области были выполнены (отмечались лишь некоторые недоработки). Упреки ЕК касались в основном ситуации с цыганским национальным меньшинством, которому, как заявлялось, предоставляется недостаточно возможностей для получения образования и недостаточно рабочих мест. Кроме того, ЕК остро критиковала ЧР за недостаточность в борьбе против коррупции, а также в реформировании судебной и правоохранительной системах. В экономической области ЧР достигла значительных успехов. ЕК рассматривает ее как страну с действующей рыночной экономикой8

       Начиная с конца 1998 г., вопросы, связанные с евроинтеграцией, стоят на первом месте в правительственных программах СР и ЧР, наблюдаются бoльшая скоординированность и более тесное сотрудничество на уровне органов, отвечающих за евроинтеграцию. Правительства обеих стран, особенно это касается Словацкой Республики, стремясь компенсировать просчеты и ошибки, допущенные в первой половине 90-х годов, определили для себя весьма высокий темп подготовки к вступлению в ЕС, который им удалось сохранить вплоть до исторического момента подписания в Афинах соглашения о вступлении в ЕС 10 новых членов.

       Подобное изменение в отношении словацкой стороны к подготовке к членству в ЕС нашло отражение в "Регулярном докладе Европейской комиссии о прогрессе, достигнутом Словацкой Республикой в подготовке к вступлению в ЕС"9, опубликованном 13 октября 1999 г. 

       "Благодаря переменам, которые произошли в СР в период с сентября 1998 г., ситуация улучшилась практически во всех областях... Можно констатировать, что словацкая сторона выполнила политические условия... В экономической области Словацкая Республика благодаря смелым шагам и решениям и амбициозной программе реформ нового правительства приблизилась к уровню стран с развитой рыночной экономикой". 

       Регулярный доклад ЕК о прогрессе, достигнутом ЧР в 1999 г., был воспринят в Чехии как катастрофический. Он был в числе самых негативных отзывов, касающихся прогресса в интеграционном процессе стран ЦВЕ за названный год. 

       Чешские политические представители с опасением прогнозировали, что "в подобной ситуации Чехия может оказаться выкинутой из первой волны расширения ЕС. Более того, а это будет просто трагедией, Чехию может в интеграционном процессе опередить Словакия. В таком случае Чехия будет со всех сторон окружена членами ЕС и окажется в полной изоляции..."10.

       Действительно, практически во всех областях, состояние которых оценивается в Регулярных докладах, ЕК отметила недоработки, несоответствие плану, несвоевременное выполнение взятых на себя обязательств или просто неосуществление намеченных действий. ЕК остро критиковала ситуацию со сближением правовых норм ЕС и ЧР. Чехия практически не продвинулась в данной области. Связанно это с тем фактом, что процесс одобрения правовых норм чешским парламентом очень долог. Предусматривается три чтения, которые в среднем длятся 8-9 месяцев. Столь долгие сроки вызвали дискуссию о необходимости внесения изменений в регламент правительства ЧР. Несмотря на то, что требовались более быстрые темпы принятия поправок, данная инициатива правительства была отвергнута парламентом. Оппозиционные пар- тии, оппонируя политике правительства, препятствуют принятию новых законов11. В политической области упреки ЕК были схожими с прошлогодними, так как Чехия не достигла никаких результатов в улучшении ситуации, касающейся реформы органов правосудия, борьбы против коррупции, улучшения положения цыганского национального меньшинства. 

       Для Регулярного доклада о прогрессе, достигнутом в 2000 г., характерны более позитивные оценки. 

       В числе успехов, достигнутых ЧР в политической области, ЕК называет более эффективное сотрудничество между парламентом и правительством, соблюдение прав и свобод человека а также улучшение ситуации с цыганским национальным меньшинством. 

       Комиссия также оценила продвижение Словацкой Республики в выполнении условий членства. 

       Прежде всего она подчеркнула прогресс, достигнутый в политической сфере условий (консолидация демократической системы и обеспечение нормального функционирования ее институтов, позитивные сдвиги в подходе к решению проблем национальных меньшинств). 

       Потенциально опасным моментом в период с 1999 по 2003 г. могли стать парламентские выборы 2002 г., накануне которых возникли опасения, что их результаты могут вызвать нежелательный перелом в политике Словацкой Республики. В.Мечьяр и его партия получили большинство голосов, но правительство сформировал и возглавил М.Дзуринда. Новое правление было крайне положительно встречено ЕС, что нашло отражение в оценочном докладе о прогрессе, достигнутом ассоциированными членами в процессе подготовки к членству в ЕС в 2002 г. За последние три года Словакии удалось совершить "маленькое чудо", осуществив прорыв в подготовке к членству в ЕС. Только Словакия и Латвия среди стран-кандидатов выполнили свои обязательства в полном соответствии с намеченным временным графиком.

       В истории Чешской Республики парламентские выборы 2002 г. сыграли существенную роль. Решался вопрос о том, как Чехия войдет в новую Европу: как партнер, готовый идти на компромисы и согласный решать все спорные вопросы за столом переговоров, или как потенциально конфликтный субъект, желающий навязывать свое видение решения всех проблем. Новое правительство, возглавляемое лидером социал-демократической партии В.Шпидлой, продолжило внешнеполитическую линию предыдущего правительства.

       Однако накануне публикации оценочных докладов ЕК о прогрессе, достигнутом ассоциированными членами в процессе подготовки к членству в ЕС в 2002 г., Чехия отставала от своих восточных соседей, в том числе от Словакии.

       Таким образом, за период с 1999 по 2003 гг. Словацкой Республикой были приняты максимальные меры для выполнения всех поставленных перед нею задач и ее руководству (также как и политическому руководству Литвы) удалось опередить все остальные страны-кандидаты в члены ЕС, в том числе Чешскую Республику. 

       На сегодняшний день требования ЕС, за исключением требований, по которым Словацкая и Чешская республики получили отсрочку, выполнены. 16 апреля 2003 г. в Афинах было подписано соглашение о вступлении 10 новых стран в ряды членов ЕС, и с 1 мая 2004 г. полноправными членами ЕС станут Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Эстония, Словакия и Чехия.

       Определена и юридическая процедура: после формализации всех договоренностей Европейский парламент одобряет прием каждой из 10 стран-кандидатов, затем соглашения ратифицируют национальные парламенты нынешних 15 стран-членов ЕС, потом - национальные парламенты стран-кандидатов.

       В Словацкой и Чешской республиках успешно прошли референдумы о вступлении в ЕС. 

       В Словакии в референдуме приняли участие 2 196 990 чел. (52,15% населения страны). Вступление в ЕС поддержали 92,46% от общего числа участвовавших в референдуме, против голосовали 6,20%12

       В Чехии в голосовании принимали участие 8 258358 чел. (52,21% населения). 77,22% из них проголосовали за вступление Чехии в ЕС, а 22,67% избирателей были против13

       Результаты голосования были положительно восприняты не только политическими деятелями Словакии и Чехии, но и официальными представителями ЕС.

       Таким образом, население ЕС увеличится на 75 млн. и составит примерно 450 млн. чел., а его территория - на 23%. Еще более внушительных размеров станет общий рынок.

       Если экономика ЧР будет развиваться в том же темпе, что последние 5 лет, то, по прогнозам, ее ВВП достигнет 75% от среднего в ЕС ВВП только через 15 лет, а ВВП СР - только через 20 лет14

        Словацкая и Чешская Республики в настоящий момент входят в пятерку самых развитых из бывших социалистических стран, проделавших огромную трансформационную работу, и занимают лидирующие места в списке стран-кандидатов в члены ЕС. Тем не менее все еще остаются задачи, которые они должны решить до принятия в члены Европейского союза. 

       Пятое расширение ЕС является большим вызовом для всех стран еще недавно разделенного континента. Оно беспрецедентно по масштабам и осуществляется в новых геополитических условиях. Новым является и то, что ранее процессы углубления интеграции и ее географического расширения чередовались, а теперь они происходят одновременно. Характер происходящего затрудняет прогнозы относительно жизнеспособности ЕС в расширенном составе. Реформа исполнительных органов, являющаяся непременным условием расширения ЕС, несколько затянулась. До сегодняшнего дня четко не определены механизмы будущего сосуществования государств-членов увеличившегося Европейского союза; непонятно, в какой мере единая Европа будет управляема и в какой степени ее политика будет эффективна. Поэтому и Словацкой, и Чешской Республике важно вступить в ЕС максимально готовыми к любой форме взаимной кооперации и необремененными внутренними проблемами. Ведь после расширения Европейского союза они станут и его проблемами, а в подобном "импорте" ЕС, разумеется, не заинтересован.

       События последних десятилетий показали рост влияния Европейского союза на международной арене. С его расширением связываются немалые ожидания. Даже в условиях резкого увеличения влияния США позиции у ЕС достаточно сильны, чтобы играть важную геополитическую и экономическую роль в мире. ЕС - главный возможный противовес американской гегемонии. Важно, чтобы обновленный ЕС максимально использовал свой потенциал в целях позитивного воздействия на международную политику, экономику, безопасность, культуру. Только как единое целое Европа сможет вести эффективную борьбу против международной преступности, терроризма, наркобизнеса, противостоять воинствующему мусульманскому фундаментализму.

       Предстоящее расширение ЕС ввиду его беспрецедентных масштабов может стать либо самым рискованным экспериментом за все время его существования, либо эпохальным прорывом в развитии Европы. С одной стороны, как уже говорилось, усилятся позиции ЕС в мире, а с другой - от него потребуются огромные затраты и политические усилия. А новых членов Европейского союза ждут немалые трудности, связанные с адаптацией к существованию в новой системе координат.

       Важно, чтобы страны ЦВЕ, которым предстоит стать полноправными членами ЕС в 2004 г., активно участвовали в развитии обновленной Европы, способствуя ее прогрессу во всех областях и вместе с тем сохраняя и преумножая свое национальное культурное достояние.

Примечания

       1 Ustavni zakon o rozpusteni Ceske a Slovenske federativni republiky. Praha, 1992.
       2 Accession criteria (Copenhagen criteria) // Official Journal of the European Communities. 1993. L. 123. P. 47.
       3 Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 9. С. 24.
       4 Biela kniha. Priprava asociovanych krajin strednej a vychodnej Europy na integraciu do vnutorneho trhu unie. Bratislava, 1995.
       5 Narodna obroda. Rоc. C. 46. 1999. 25. febr.
       6 Koncepce zahranicni politiky Ceske republiky // Priloha Mezinarodni politiky. 1999. № 4.
       7 Ceska republika v hodnoceni Evropske komise 1998. Praha. 1998.
       8 http://www.foreign.gov.sk Pravidelna sprava Europskej komisie o pokroku dosiahnutom SR v priprave na vstup do EU. 1999.
       9 Zverina J. Nase evropske zpozdeni // Mezinarodni politika. 2000. № 1. S. 56.
       10 Greger P. Zaslal Brusel Ceske republice druhe varovani? // Mezinarodni politika 1999. № 11. S. 9-10.
       11 www.government.gov.sk Referendum o vstupe Slovenskej republiky do Europskej unie.
       12 www.ihned.cz Referendum o vstupu Ceske republiky do Evropske unie.
       13 Jezik I. Scenar 10+15 // Hospodarske noviny. 2002. Dec. 20.
       14 Между многими государствами ЦВЕ действует таможенный союз, а также "зеленная граница" - максимально либеральный режим пересечения границы гражданами этих двух стран и т.д.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]