Рецензии
Обозреватель - Observer

 КОНЦЕССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И РОССИИ


В.Котилко,
доктор экономических наук

 

       Две монографии, посвященные достаточно экзотической для современной России теме - концессиям - явление неординарное для российской экономической литературы. Очевидно, должны быть достаточно веские основания, как у автора, так и ИМЭМО, чтобы активно разрабатывать проблематику, которая, с одной стороны, имеет глубокие исторические корни, а с другой стороны, пока не востребована практикой российских реформ.

       Тема исследования затрагивает наиболее важные проблемы современного экономического развития России: пути приватизации естественных монополий, формы и методы государственного регулирования в отраслях производственной инфраструктуры: электроэнергетике, железнодорожном и автодорожном хозяйстве, на трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. В качестве одного из направлений разгосударствления предлагается использовать концессии, которые имеют широкое применение за рубежом.

       В России же концессий нет. Несмотря на длительную подготовку концессионного законодательства, оно все еще не принято. Многие концептуальные и практические вопросы привлечения частного капитала на концессионной основе нуждаются в серьезном изучении и осмыслении. Именно поэтому книги В.Г. Варнавского являются актуальными для теории и практики реформ государственной собственности в России.

       Концептуально обе книги имеют единую основу, хорошо структурированы и логически выдержаны. Автор идет от анализа теоретических основ концессий как современной перспективной формы партнерства государства и бизнеса к реальной зарубежной практике и заканчивает российскими проблемами и разработкой практических рекомендаций для органов государственной власти России. При этом фактографический анализ строится на обширном статистическом материале международных организаций и базах данных Всемирного банка.

       Значительный интерес представляет проведенный в книгах теоретический анализ партнерства государства и частного сектора как феномена смешанной экономики, а также практическое исследование современных форм партнерства и места, которое в нем занимают концессии. Автор структурирует формы, анализирует их сильные и слабые стороны, на зарубежных примерах показывает определяющую роль концессий в ряде отраслей при проведении приватизации в 90-е годы. Он обосновывает положение о том, что концессии - одна из наиболее развитых, рыночных и комплексных форм партнерства государства и частного сектора на современном этапе. В отличие от других форм они носят многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам (государству и частному сектору) осуществлять стратегическое прогнозирование и планирование своей деятельности, предоставляют частному сектору высокую, а часто и полную свободу в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и управленческих решений, дают возможность диверсифицировать риски между всеми участниками благодаря чему существенно повышается жизнеспособность концессионных проектов.

       Использованный автором методологический подход, состоящий в углубленном изучении экономической природы и сущности концессий позволил ему разработать понятийный аппарат, раскрыть смысл и содержание основных дефиниций, без чего невозможно создание правового поля новой для российской экономики системы отношений государства и бизнеса - концессий. Он полемизирует с российскими учеными - (С.А. Сосной, М.А. Субботиным и другими), опубликовавшими в последние годы несколько монографических работ по концессиям. 

       В.Г. Варнавским проанализированы, систематизированы и приведены в приложении к первой монографии более 20 определений концессии, которые встречаются в отечественной и зарубежной литературе, предложены собственные определения этой и ряда других экономических категорий.

       Во второй книге изучается законодательство Европейского союза в сфере инфраструктурных концессий. Являясь сторонником расширительной трактовки понятия "концессия", он последовательно раскрывает ее экономическое содержание на протяжении всего исследования (ценообразование, государственное регулирование, риски и т.д.). 

       Разработка понятийного аппарата, углубленный анализ многообразных точек зрения и позиций различных школ и направлений - это всегда трудная задача. Поэтому, наверное, недостаточно полно раскрыты некоторые методические вопросы. В частности, сравнивая концессии с режимом СРП, автор приводит только одно их различие, заключающееся в собственности на произведенную продукцию, оставляя незатронутыми многие другие вопросы соподчиненности этих форм хозяйствования. 

       Читателя, интересующегося проблемами государственного регулирования, экономической политики государства в эпоху либерализации, несомненно, привлечет материал по особенностям функционирования хозяйственного механизма концессий, содержанию и основным положениям концессионных договоров, схемам финансирования и социально-экономическому значению концессий. Последнее имеет особо важное значение в связи с тем, что объектом исследования в обеих книгах являются отрасли производственной инфраструктуры и естественных монополий, функционирование которых имеет огромный социально-экономический и политический эффект. 

       Некоторые категории В.Г.Варнавский, насколько нам известно, впервые вводит в отечественный научный оборот. К их числу относится такое специфическое явление, как "теневые концессии" ("shadow concession"). 

       Главной отличительной чертой этого типа концессий является то, что "затраты концессионера, понесенные им при создании и эксплуатации концессионного объекта, возмещаются не непосредственным пользователем, а государством". 

       Так, в Великобритании нет платных автодорог, которые, тем не менее, широко распространены в континентальной части Европы. Во Франции, Италии и других странах платные автомагистрали находятся в собственности государства, но строятся на деньги частных компаний и, соответственно, передаются им в концессию на длительные сроки (20-30 лет). Характерной особенностью этих концессий является то, что возмещение средств частных инвесторов происходит за счет платы за проезд, которая вносится водителями. В Великобритании автомагистрали также передаются в концессию. Они строятся и эксплуатируются частными компаниями, но компенсацию инвестиционных затрат производят не водители, а государство по специальным методикам. Вследствие этого для пользователей проезд остается бесплатным. Де-юре концессия есть, но де-факто пользователь этого не чувствует (отсюда, очевидно, и происходит название - "теневая концессия"). 

       В монографиях выделены и проанализированы новые тенденции концессионной деятельности, появившиеся в 90-е годы и заключающиеся в появлении концессий с переменными (или неопределенными, нефиксированными) сроками их окончания, а также в предоставлении государством комплексных межотраслевых концессий. Поиск новых форм концессионной деятельности связан с необходимостью дальнейшего повышения эффективности государственной собственности, стремлением государства улучшить привлекательность для бизнеса передаваемых в концессию объектов и обострить конкурентную борьбу. 

       Для читателей, занимающихся проблемами развития транспортных коммуникаций, представляют интерес разделы, посвященные европей-ской программе создания трансевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур, а также перспективам автодорожных концессий в Азии. Эти программы и проекты реализуются на базе партнерства государства и частного сектора и призваны стать одним из важнейших средств развития европейских и азиатских регионов. Многие из них осуществляются на концессионной, в том числе - межгосударственной основе. 

       В монографиях автору удалось проанализировать механизм финансирования, разделения ответственности и рисков между разнообразными институтами, вовлекаемыми в концессионные проекты. Такой анализ важен для России. Во-первых, он дает представление о роли частных инвесторов в осуществлении крупных государственных и межгосударственных программ, а во-вторых, может послужить методической основой для России при разработке собственных схем финансирования сложных инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости инвестиций. 

       В то же время в работах недостаточно аргументирован важный вывод о том, что "в большинстве социально значимых проектов заимствование на рынках капитала производится под государственные гарантии". Правда, это положение подтверждается многочисленными примерами, но механизм гарантирования показан недостаточно полно.

       Важное место отводится государственному регулированию концессионных отношений. При этом особое внимание уделяется формированию институциональной среды концессий, органам государственного регулирования и их функциям. Интересно, что выявленные В.Г.Варнавским тенденции институциональных преобразований в сфере отношений государства и бизнеса являются различными. 

       В одних странах (Великобритания, Новая Зеландия, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой) создаются новые институты и формируются новые принципы политики государственного регулирования. В других - государственная система управления видоизменяется и приспосабливается к этим новым принципам (США, Канада, Япония, страны ЕС). 

       На основании выявленных тенденций автор делает следующий важный вывод: в ряде стран "появилась целая новая область экономической деятельности под условным названием "государственные гражданские контракты и концессии", которая заставляет чиновников становиться бизнесменами, покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений".

       В контексте российских проблем государственного регулирования деятельности частных компаний в естественно монопольных сегментах наиболее важными являются разделы монографий, в которых подробно изучаются структура и функции государственных органов по регулированию концессий в зарубежных странах и конкурсные процедуры определения концессионера.

       На основе анализа сделан справедливый вывод о том, что "концессии приводят, с одной стороны, к снижению государственного участия в экономике за счет передачи части хозяйственных функций бизнесу, а с другой - к расширению властных полномочий государственных органов по регулированию, контролю и надзору за передаваемыми в концессию предприятиями". 

       Однако другой вывод о том, что неудачные примеры снижения и разделения рисков в концессионных проектах привели к "прекращению концессий или существенному изменению их первоначальных условий" нуждается в более тщательном обосновании. 

       Исследуя динамику развития концессионного процесса в период либерализации экономики в 90-е годы, автор выделяет начальный этап быстрого становления концессий, фазу существенного сокращения инвестиций в концессионные проекты (финансовые кризисы 1997-1998 гг.), период незначительного подъема (2000 г.). При этом им проанализированы отраслевая и региональная структуры инвестиций в концессионные проекты, соотношение концессий и совместных частно-государственных предприятий, выявлены положительные стороны реструктурирования отраслей производственной инфраструктуры на основе концессий и слабые места проводимых реформ.

       Проведенный анализ позволил сделать верный вывод, что монопольные сектора отраслей производственной инфраструктуры, как правило, остаются в государственном ведении, а конкурентные - переходят к частному бизнесу в управление в различных формах, но преимущественно в виде концессий. В то же время В.Г.Варнавский отмечает, что, например, в отрасли по транспортировке природного газа предпочтение отдается не концессиям, а совместным предприятиям.

       Следует также признать справедливым и важным сделанный вывод о том, что ответ на вопрос о путях повышения эффективности концессионного механизма управления государственной собственностью надо искать не только в сравнении схем привлечения частного бизнеса в сферу государственной собственности, но и в инструментах контроля за деятельностью концессионных предприятий.

       В заключительных главах обеих книг автор анализирует задачи, стоящие перед государством в период становления концессионного механизма управления государственной собственностью, предлагает свою модель развертывания концессий в стране и управления концессионным процессом.

       При переходе на концессии, автор предлагает поставить во главу угла институциональный подход, излагает основные положения разработанной им "институционально-организационной системы управления концессионным процессом", которую представляет в виде схемы. В этой системе объединены основные субъ-екты концессионного процесса: государство (в лице разнообразных органов всех ветвей власти) и предпринимательский сектор (частные компании и их объединения). А главными институтами определены: Федеральный концессионный орган и Государственная программа концессий. 
 
 
 

       В.Г. Варнавский. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ". № 146. М. Московский общественный научный фонд, ИМЭМО РАН. 2003. 270 с.
       В.Г. Варнавский. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М. ИМЭМО РАН. 2002. 147 с.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]