Статьи
Обозреватель - Observer

ФЕДЕРАЛИЗМ В ГОСУДАРСТВАХ
ЕВРОСОЮЗА


О.Дамаскин,
доктор юридических наук
Н.Генрих,
кандидат юридических наук

         В настоящее время распространяется мнение, согласно которому государство, с одной стороны, слишком мало для того, чтобы решать проблемы мирового масштаба, а с другой – слишком велико для того, чтобы заниматься ежедневно возникающими бытовыми проблемами.
         Исходя из такого подхода, традиционная модель унитарного государства претерпевает существенную трансформацию.
         Государства в условиях глобализации теряют свободу принятия решений, интегрируясь в различного рода объединения. Вместе с тем, они передают свои функции, касающиеся внутренних дел, органам власти, находящимся между государственным центром и местным самоуправлением. При этом территориальные образования, особенно области, обладающие высокой культурной, экономической и политической идентичностью, получают новые сферы компетенции, большие ресурсы, создают собственный профессиональный управленческий аппарат, получают возможность разрабатывать собственную стратегию в том, что касается политики, экономики, зарубежных связей, то есть того, что раньше осуществлялось исключительно центральной государственной властью. В связи с этим, такие области начинают осознавать масштабы собственной власти и потенциальной возможности влияния на граждан и на вышестоящие органы управления.
         Одновременно наблюдается процесс возрождения и осознания значения местных языков и культур, а также различных видов национального самосознания, являющегося следствием как возросшей роли регионов, так и реакции на условия интеграции в условиях глобализации.
         В ряде случаев государству бросают вызов территориальные образования и регионы, порой проявляющие неонационализм.
         Во многих государствах это явление стало заметно в политической жизни: появились местные партии (Испания, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия и Словения). Они борются за сохранение собственной исторической, культурной и лингвистической самобытности.
         Встречаются партии, объединяющие националистов и ксенофобов (Нидерланды, Австрия, Франция, Польша, Германия и Италия), которые чувствуют необходимость самоутверждения своей общности, ощущающей угрозу со стороны возрастающей миграции из различных стран мира.
         Регионалисты мало заметны на общенациональном уровне, поэтому они редко входят в правительственные коалиции. Однако с 1981 г. они представлены в Европейском парламенте, входят в Европейскую федерацию региональных партий. Хотя речь идет об относительно небольшом политическом объединении, имеющем низкий уровень внутренней идеологической сплоченности, оно представляет собой полезный форум для дискуссий и создания альянсов на европейском уровне. В некоторых случаях последствия этих процессов проявились на национальном уровне. Они также позволяют привлечь внимание к феномену регионализма, прежде всего в институтах Европейского союза.
         Рост таких партий и движений способствует возможному изменению административно – территориального деления. На этот процесс влияет, также, объективная необходимость:
         – повышения эффективности государственного управления;
         – стимулирования более активного участия граждан в политической жизни, которое в европейских демократических государствах неуклонно снижается;
         – адаптации территориального деления к процессу интеграции Европы, устранения нынешнего дисбаланса между различными территориальными единицами.
         Политические дискуссии в ряде стран привели к внесению поправок в конституции.
         В Испании, Португалии, Италии, Финляндии, Дании, Великобритании они касаются только некоторых автономных территорий, наделенных законодательной властью.
         Бельгия превратилась в федеральное государство, а Германия после объединения реформировала свою федеральную конституцию.
         В восточноевропейских государствах после 1989 г. были проведены преобразования на конституционном уровне, которые привели к административной децентрализации.
         Лишь в некоторых странах территориальные единицы получили активную роль в планировании региональной политики и в управлении общественными фондами (Польша, Венгрия, Латвия и Словакия).
         В настоящее время Европейский союз (ЕС) состоит из 25 стран, имеющих разные возможности, различное государственное устройство, отличия на уровне конституций, разные модели организации политической жизни и территориальные деления, которые со временем эволюционируют в зависимости от интересов каждого отдельно взятого государства или его областей, а также от политики, проводимой правительством. В ряде стран существуют области, народы с ярко выраженной политической и экономической идентичностью.
         Это территории с собственным языком и культурой (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Аландские острова, Корсика, Фландрия, Валлония, Сардиния, Каталония, Страна Басков, Галисия).
         В некоторых случаях такие территории получили широкое самоуправление и законодательную власть (Испания, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия и Бельгия).
         Однако в большинстве стран ЕС регионализация и децентрализация связаны прежде всего с желанием приблизить управление государством к рядовым гражданам, со стремлением создать более гибкую систему в области повседневного управления, использования местных органов власти и местных экономических структур, но при этом не отдавать им существенных государственных полномочий. При этом наиболее распространенной моделью является использование регионов в качестве органов власти второго уровня. Такой подход отражает единство Европы, которое основывается на уважении традиционного разнообразия и значимых различий.
         Политика, направленная на достижение экономического и социального единства для создания единого рынка, стала предполагать участие в сотрудничестве всех заинтересованных сторон и уделять особое внимание территориям в социально-экономическом развитии, тем самым способствуя усилению идентичности регионов. При этом регионы все чаще становятся инстанциями, которые должны проводить в жизнь решения, принятые в ЕС, так как именно они в основном ответственны за развитие и применение европейского права в рамках тех компетенций, которые им переданы центральной властью государства.
         В тех странах, где регионы имеют широкие полномочия в политической и законодательной сферах, они должны систематически осуществлять принятые ЕС политические решения, минуя государственный уровень.
         Германия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Португалия, Испания, Италия уже приняли меры на национальном уровне, чтобы позволить представителям местных административных единиц стать членами национальных делегаций в рамках Совета министров ЕС, когда это касается вопросов, связанных с их законодательными компетенциями.
         Одновременно регионы строят отношения друг с другом, чтобы иметь возможность лучше отстаивать общие интересы. Разрабатываются программы и соглашения о трансграничном сотрудничестве, формируются региональные союзы, создающие группы влияния на национальном и европейском уровне, открываются специальные представительства в Брюсселе и Страсбурге. Таким образом регионализм становится важным фактором дальнейшего развития ЕС.
         Вместе с тем, прошедшее в 2005 г. голосование во Франции и Нидерландах, где большинство избирателей высказались против принятия Европейской конституции, показывает, что социальные проблемы коренного населения, порождаемые миграцией и другими аспектами процесса глобализации, усиливают социальную напряженность в ряде государств и обусловливают потребность конструктивного государственного влияния на социальную ориентированность рыночной экономики в процессе европейской интеграции.
         В связи с этим, заслуживает внимания федеративный характер государственного устройства ФРГ, 16 земель которой представляют из себя государства, имеющие свои конституции, основным требованием к которым является соответствие принципам республиканского, демократического и социального государства. Остальное содержание конституций земель позволяет им самостоятельно совершенствовать законодательную, административ- ную и социальную практику. Такой подход позволяет землям осуществлять значимые эксперименты по апробации новаций, которые, в случае положительного результата, могут быть восприняты федеральной властью для распространения положительного опыта на федеральном уровне.
         Компетенция федерации разделена на исключительное, конкурирующее и рамочное законодательство.
         К исключительному ведению центральных властей принадлежат отношения с иностранными государствами, вопросы обороны, валютная, денежная и монетарная системы, воздушное сообщение и часть налогового законодательства.
         В области конкурирующего законодательства вопросы, не урегулированные федеральными законами, регулируются законами земель. Принятие общенационального закона обосновывается реальной необходимостью унификации позитивной практики в масштабе всей страны. Однако за последние годы возможности земель в области конкурирующего законодательства существенно сократились применительно к уголовному, гражданскому, трудовому, земельному, жилищному, экологическому праву, ввиду их очевидной унификации.
         Земельное законодательство может развиваться преимущественно по вопросам образования, культуры, коммунального права, территориального планирования, улучшения региональной структуры экономики, регулирования водного режима, охраны побережья и экологии.
         Вместе с тем, все внутреннее административное управление находится в ведении земель, а их аппараты отвечают за исполнение федеральных законов.
         Таким образом, современная ФРГ, представляет собой страну с централизованным законодательством и федеративным управлением.
         Конституция ФРГ гарантирует коммунальное самоуправление в городах и общинах, в сферу которого входят: общественный транспорт, местное дорожное строительство, электро-, газо-, и водоснабжение, канализация, градостроительное планирование, строительство, содержание школ, больниц, музеев, театров и спортивных сооружений. Общины отвечают за обучение взрослых и опеку над несовершеннолетними, они имеют право взимать собственные налоги и распоряжаться поступлениями от них.
         Государственная модель ФРГ проявила устойчивую эффективность на протяжение нескольких десятилетий, однако в октябре 2003 г. к работе приступила совместная комиссия бундестага и бундесрата, в задачу которой входит обновление федерального устройства для повышения эффективности федерализма. При этом предстоит конкретизировать разграничение полномочий, задач и финансовой ответственности федерального центра и земель, усилить солидарную составляющую федерализма, дополнив ее элементами соревновательности, что особенно соответствует интересам 5 восточных земель ФРГ, а также модифицировать федерализм адекватно потребностям европейской интеграции.
         Действие Основного закона (конституции) Федеративной Республики Германии, обнародованного 23 мая 1949 г., распространено с 3 октября 1990 г. на всю Германию в связи с присоединением ГДР к ФРГ на основе Договора об объединении.
         В ст. 20 Основного закона дается определение Федеративной Республики Германии как демократического и социального, построенного на принципах федерализма государства.
         В ст. 28 Основного закона речь идет об основах социального правового государства, построенного по типу республики.
         Принцип социального государства имеет, согласно ст. 79 Основного закона, вечные гарантии со стороны Основного закона.
         Основной закон оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнить понятие социального государства конкретным содержанием. Основными идеями социального государства являются: условия жизни, не унижающие человеческого достоинства; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся.
         На протяжении нескольких десятилетий ФРГ являлась своеобразной витриной западного мира, демонстрировавшей реальные и мнимые преимущества западного образа жизни. При этом экономические возможности по развитию системы социального страхования и рынка труда традиционно обеспечивались федеральным и земельным законодательством.
        Однако, современное состояние экономики Германии, обусловленное влиянием неблагоприятной конъюнктуры рынка, привело руководство страны к решению модернизировать систему социального страхования и рынка труда. Разумеется, решение о реформировании связано не только с объективными показателями ежегодного снижения роста валового внутреннего продукта, но и с субъективной возможностью ограничения жизненно важных потребностей большинства трудящегося населения в условиях процесса глобализации мирового рынка, использующего в своих интересах ресурсные потоки и миграционные процессы.
         Разговоры о крупнейшем кризисе, в котором находится страна, о застое в деле реформ, о парализующей саму себя политической системе попросту не соответствуют реальности и служат лишь прикрытием для обеспечения экономических интересов крупных финансово-промышленных групп. Германия остается процветающей, богатой, по сравнению с другими государствами, страной. Главная проблема состоит в том, чтобы аннулировать общественный договор в рамках социального государства, на основе признания тезиса о том, что общепринятый характер работы на благо общества устарел. Основанием для такого утверждения является то обстоятельство, что решение проблемы стабилизации экономики предполагается решить преимущественно за счет нижних слоев общества. При этом на первое место, в качестве формального аргумента, выдвигается проблема старения населения.
         Демографическое развитие страны ставит систему здравоохранения перед новыми проблемами: расходы растут, а число тех кто платит взносы снижается.
         С 1992 г. расходы в сфере здравоохранения на душу населения выросли на 35%, с 2000 до 2700 евро.
         Закон о модернизации системы страхования на случай болезни вступил в силу с 1 января 2004 г. Поощрение конкуренции в системе здравоохранения и повышение личной ответственности застрахованных уже в 2004 г. уменьшило финансовое бремя больничных касс на 10 млрд. евро1. Теперь, в частности, пациенты должны больше доплачивать за лекарства и платить 10 евро в квартал за посещение каждого врача. С 2005 г. за обеспечение зубного протезирования надо будет платить дополнительный ежемесячный взнос (10 евро в предписанной законом системе медицинского страхования), который будет взиматься вместе с регулярным взносом.
         К 2007 г. ежегодное финансовое бремя больничных касс должно уменьшиться до 23 млрд. евро. Средний взнос уже в 2004 г. сократился до 13,6%, а с 2005 г. до 13% от ежемесячной зарплаты.
         Численность населения сокращается, оно стареет. Это означает, что пенсионным кассам грозит многомиллиардный дефицит, так как все меньше будет тех, кто платит взносы и все больше пенсионеров. Поэтому повышение пенсий перенесено с 1 июля 2004 г. на 1 июля 2005 г.
         Выплата пенсий новым пенсионерам переносится на конец месяца.
         Возраст досрочного выхода на пенсию постепенно повышается, начиная с 2006 г., с 60 до 63 лет.
         Страховой взнос в пенсионные фонды остается на уровне 19,5% от совокупного дохода.
         В перспективе предусмотренная законом система пенсионного страхования будет адаптирована к изменившейся демографической ситуации, к уровню инфляции, а уровень пенсий снижен. Кроме того, в последующем предлагается повысить возраст обычного выхода на пенсию с 65 до 67 лет2 .
         С 1 января 2004 г. дотация на строительство или приобретение жилья для личного пользования сокращены на 30%. Сокращение субсидий призвано уменьшить нагрузку на государственную казну.
         С начала 70-х годов число безработных в Германии выросло с 200 тыс. до 4 млн. чел. Суть закона о реформе рынка труда, вступившего в силу с 1 января 2004 г., заключается в ослаблении защиты от необоснованного увольнения.
         Срок действия права на получение пособия по безработице будет ограничен, как правило, 12 месяцами. Наемные работники, которым исполнилось 55 лет, будут иметь право на пособие по безработице в течение 18 месяцев. Благодаря переходным правилам все это вступает в силу лишь с 1 февраля 2006 г. Если в течение переходного периода работодатель увольняет работника старше 54 лет, то он обязан вернуть бирже труда сумму пособия по безработице.
         Произойдет слияние прежнего пособия по бедности (которое выплачивают общины) и пособия безработным по бедности (которое прежде выплачивалось из казны Федерации, когда кончался срок выплат пособия безработным по бедности из страхового фонда на случай безработицы).
         Благодаря более жестким правилам относительно допустимости той или иной работы для безработного усиливается давление на него с целью скорейшего трудоустройства.
         Рассмотрение содержания предпринимаемой реформы позволяет определить ее цель в экономических категориях: 
         – государство должно поддерживать экономику, чтобы та росла быстрее, чем теперь, и была способна создать дополнительные рабочие места; 
         – борьба с миллионами безработных должна стать отправной точкой для любого правительства, однако она может стать причиной кризиса пенсионного страхования и страхования по безработице.
         Принятое решение иначе регулировать рынок труда и систему социального страхования базируется на фундаментальном положении “Повестки дня на 2010 год”, согласно которой государство снимает с себя ответственность за элементарный риск вроде старости и болезни и перекладывает ее на плечи простых граждан. Предлагается смириться с уменьшением пособий по безработице, плохо оплачиваемой работой во имя получения в долгосрочной перспективе увеличения рабочих мест.
         Таким образом, непосредственным и очевидным результатом реформы системы социального страхования и рынка труда в Германии являются дополнительные тяготы для значительной части населения.
         В последние десятилетия на изменение облика Германии существенное влияние оказывает иммиграция. Характерным признаком этого явления стало этническое и культурное многообразие общества. Однако, несмотря на это, стране потребовалось много времени для того, чтобы признать реальность формирования иммиграционного общества.
         Продолжавшаяся около 5 лет дискуссия о современном миграционном законодательстве для Германии, завершилась 1 июля 2004 г. одобрением Бундестагом (всего при 4 голосах “против”), а затем и Бундесратом, Закона об иммиграции, вступившего в силу с января 2005 г.
         Основой консенсуса стал курс на ограничение иммиграции, повышение требований к квалификации иммигрантов, форсирование процесса интеграции иностранцев, учет экономической рентабельности иммиграции при наличии в Германии в настоящее время 4 млн. безработных.
         Регулирование иммиграции с помощью нового закона способствует открытию рынка труда для высококвалифицированных иностранных специалистов, студентов, ученых, современной интеграционной политике и усовершенствованию права на убежище.
         Основные положения закона устанавливают:
         – два вида на жительство: временный и бессрочный;
         – возможность для лиц с высокой квалификацией сразу получить бессрочный вид на жительство;
         – возможность для иностранцев после завершения учебы в германских вузах поиска работы в Германии;
         – усовершенствование права на пребывание в стране жертв негосударственного преследования и преследования по признакам пола;
         – обязанность для новых иммигрантов не из стран Евросоюза посещать языковые и интеграционные курсы.
         Закон об иммиграции приходит на смену грин-карте, с которой иностранные специалисты могли работать в Германии. Германский рынок труда будет более открыт для высококвалифицированных иностранцев по сравнению с тем, что позволяло уже существующее положение о грин-картах для специалистов в области информационных технологий. При наличии соответствующих предпосылок иностранцы с самого начала могут получить бессрочный вид на жительство и осесть в Германии.
         Высококвалифицированным иностранцам может быть предоставлен долговременный вид на жительство, если у них имеется конкретное предложение относительно работы и гарантировано финансовое обеспечение жизненного существования без помощи государства.
         Новым законом впервые четко регулируется иммиграция лиц, имеющих собственное дело. Они получают вид на жительство, если Германия видит в этом свой экономический интерес и обеспечено финансирование проекта. Состоятельные иностранцы, способные инвестировать в Германии минимально 1 млн. евро. и создать при этом, по меньшей мере, 10 рабочих мест, могут рассчитывать на поддержку в качестве иммигрантов.
         Создаются более привлекательные условия для учебы в германских вузах. Прежде, после завершения учебы, они должны были возвращаться в свои страны. По новому закону после успешного завершения учебы в вузе разрешение на пребывание в стране может быть продлено на срок до одного года, чтобы они могли найти себе работу, отвечающую уровню их образования. Если появится в том потребность, то высококвалифицированным выпускникам вузов должна быть также предоставлена возможность для приобретения гражданства.
         Новым законом закреплено изучение языка и посещение интеграционных курсов всеми новыми иммигрантами не из стран Европейского союза. В будущем они могут и должны после въезда в Германию изучать немецкий язык на курсах, которые финансирует государство.
         Условия иммиграции облегчены только для названных категорий лиц: ученых, учащихся вузов и лиц, имеющих собственное дело. В отношении остальных лиц продолжает действовать запрет на наем иностранной рабочей силы, действующий с 1973 г.
         Усовершенствованное право на убежище предоставляется тем, кто ходатайствует о предоставлении убежища из-за преследований по причинам пола или из-за преследования негосударственными группами и должны признаваться беженцами. Лица, ходатайствующие об убежище, которых, например, нельзя выслать на родину из-за того, что там идет война, могут теперь уже в первый год получить ограниченный по сроку вид на жительство и тем самым приобрести более выгодный статус. На практике это означает возникновение права на работу.
         Иностранцы, которые будут квалифицированы как “опасные”, могут быть в силу нового “Предписания о высылке из страны” выдворены за пределы Германии, если такое решение будет принято высшими земельными органами или федеральными органами. Юридическим основанием должен стать “прогноз об опасности”. Выдворение из страны “проповедников ненависти”, призывающих к террористической деятельности или угрожающей меньшинствам, будет еще более облегчено по сравнению с уже имеющимися возможностями. Несмотря на все возражения по поводу того, что к иностранцам в принципе нельзя относиться с недоверием, иммиграционные власти должны будут запрашивать в ведомстве по охране конституции (федеральной службе безопасности) данные обо всех потенциальных иммигрантах.
         Содержание и правовое регулирование иммиграционной политики Германии позволяет констатировать ее курс на интеллектуализацию предпринимательства в стране за счет развития науки.
         На мировом рынке по числу патентов, зарегистрированных в США, Японии и Европе, Германия входит в группу лидеров, имея 127 патентов на 1 млн. чел. (Япония – 164; США – 111; Великобритания – 92; Франция – 66). Особенно активен в этой сфере германский малый и средний бизнес3.
         С 1998 г. правительство повысило бюджетные расходы на науку больше, чем на 20%, а до 2010 г. они вырастут с 2,5% до 3% от совокупного общественного продукта.
         Германия занимает третье место в мире по расходам на науку и разработки в размере 2,51% от валового национального продукта (Япония – 3,06%; США – 2,74%; Франция – 2,23%; Великобритания – 1,89%).
         Был заложен фонд рискового капитала и собрана команда крупных экспертов. Ведущие представители политики, экономики и науки пытаются определить решающие рынки будущего. 
         На рынке передовых технологий доля Германии опережает Великобританию, Японию и Францию, уступая лишь США (США – 28,0; Германия – 10,6; Япония – 9,5; Франция – 7,3).
         В настоящее время в Германии дейст- вует около 22000 иностранных фирм, среди них около 500 крупнейших в мире. В них работают более 2,7 млн. сотрудников, а их инвестиции, по оценке Германского федерального банка, только за прошедший год составили свыше 11 млрд. евро.
         В стране развивается промышленность ориентированная не на трудоемкость, а на наукоемкость. Инвесторы все больше вкладывают в науку и разработки, превращая Германию в один из ведущих “мозговых центров” мировой экономики. Поэтому можно считать социальной инновацией в германскую экономику Закон об иммиграции, ориентированный на качественное развитие трудовых ресурсов, путем рационального использования процесса иммиграции в условиях глобализации.
         Такой подход целесообразен в специфических условиях современной России, продолжающей утрачивать свой научный, образовательный потенциал, трудовые ресурсы, испытывающей криминальные последствия нелегальной миграции. Особенно актуальным представляется его использование на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калининградской области, утрачивающих экономические связи с Центром и подверженных экономическому влиянию со стороны приграничных государств, что в перспективе создает угрозу их заселения мигрантами и отторжения. Такой механизм апробирован, в частности, Албанией в Боснии.
         Тенденции законотворчества, осуществляемого в настоящее время в ФРГ, подтверждают влияние факторов, предопределяемых трансформацией социальных приоритетов экономически и политически доминирующей элиты, хотя в отличие от России, имеют более цивилизованные формы4 .
         Представляется, что этот опыт европейской интеграции и развития федерализма целесообразно учитывать при осмыслении возможностей решения аналогичных проблем в специфических условиях современной России.
 
 

         Примечания

            1 Deutschland. 2004. № 1. S. 7.
            2 Deutschland. 2004. № 1. S. 10.
            3 ФРГ. Федеральный отчет по науке. 2004.
            4 Damaskin O.W. Kriminologische  Aspekte  der  Wirtschaftsgesetzgebung in Rusland.  Osteuropa.  Stuttgart,  1997.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]