Статьи
Обозреватель - Observer

КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В АРМИИ И НА ФЛОТЕ
 

В.Лихачев,
доктор юридических наук, 
член Совета Федерации РФ
И.Никитин,
доктор биологических наук, профессор
Н.Прусс,
ректор Академии управления “ТИСБИ”,
профессор


         Реформирование российской высшей школы в рамках Болонских договоренностей России и стран Центральной Европы в области европейских стандартов о высшем образовании реально сочетается с решением вопроса введения высшего гражданского образования по дистанционной технологии обучения для военнослужащих контрактной службы ВС РФ.
         Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в части гарантированного права на высшее образование за государственный счет военнослужащим контрактной службы может быть реализовано в кратчайшие сроки.

Часть 1. Гражданское общество

         1. Реформа высшей школы Российской Федерации должна вернуть утерянную доступность высшего образования российской молодежи.
         Высшее образование за государственный счет в условиях прохождения контрактной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации – реальный путь совмещенной реализации конституционного почетного права служения Отечеству и права на получение образования гражданами России. Особенно это важно для сельской молодежи. Столичные и прочие государственные и негосударственные (платные) высшие учебные заведения стали сегодня практически не доступными выходцам российских глубинок.
         Через гражданское высшее и среднее специальное образование в период прохождения контрактной службы в Вооруженных Силах РФ в современных условиях Армия и Флот вновь приобретают ключевые позиции для российской молодежи.
         “Армия – школа жизни” – лозунг, который получит второе дыхание на этапе новейшей истории России.
         Опыт армий стран НАТО подтверждает такую возможность для России. 
         Создание всеармейского и флотского корпоративного университета с 50 ведущими гражданскими специальностями – откроет двери сорока лучших вузов страны ежегодно для 150 тыс. “армейских студентов”.
         2. В соответствии с Болонским соглашением, высшая школа в России в ближайшей перспективе должна перейти на двухступенчатую основу, ориентируясь на единый общеевропейский стандарт.
         Бакалавриат и магистратура совместно должны по объему знаний превзойти сегодняшнего российского специалиста. 
         Спорность этого вопроса может на долгие годы затянуть реформирование высшей школы в России.
         Одно бесспорно – дистанционный армейский бакалавриат по любой гражданской специальности в случае претензий выпускающего вуза к качеству усвоения учебного материала “армейским студентом” сможет быть отшлифован традиционной контактной педагогикой в период постармейской магистратуры в самом вузе.
         Сутью реформы российской высшей школы должен стать не столько переход на двухступенчатую основу, сколько отработка российского бакалавриата с обязательным учетом дистанционной формы образования.
         Дистанционная педагогическая технология в России заявила о себе свыше 10 лет тому назад.
        Негосударственные вузы эффективно применяли ее в конкурентной борьбе за места “под солнцем” на российском поле образовательных услуг.
         Государственные (бюджетные) вузы в развитии дистанционного образования были заинтересованы в меньшей мере.
         Процесс носил скорее эксклюзивно-поисковый характер, хотя федеральная программа развития образования (ФПРО) Министерства образования и науки РФ ряд лет предоставляла финансирование государственным вузам на развитие технологии дистанционного образования.
         Сегодня инновационная технология дистанционного образования становиться ключевым звеном внедрения гражданского образования в армейскую среду. 
         Доступность высшего образования за государственный счет для российской молодежи при этом существенно возрастает, как и привлекательность контрактной службы в Вооруженных Силах.
         Государственное дистанционное образование в армейских условиях обеспечит конкурентную среду для негосударственного (частного) сектора высшей школы.
         Качество и только качество образования станет критерием для финансовых затрат в семьях учащейся молодежи.
         Борьба законодателей за сохранение отсрочки от службы в армии на период обучения в высшей школе теряет свое социально-защитное значение. А статус студента освобождается от бремени двусмысленности “уклониста” от службы в армии.
         Дистанционная технология образования в армейских условиях способна решить общегосударственную задачу всеобщего среднего образования для российской молодежи.
         Военнослужащие, не закончившие курс средней школы, могут получить такую возможность непосредственно в период прохождения контрактной службы с дальнейшим продолжением учебы в дистанционном режиме в ведущих вузах страны.

Часть 2. Вооруженные силы

         Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации должна базироваться на глобальном процессе непрерывного повышения внутреннего интеллектуального ресурса Армии и Флота.
         Современные образовательные технологии способны выполнить подобную задачу. Дистанционное гражданское образование сегодня может гармонично сочетаться с традиционным контактным военным курсовым образованием непосредственно в войсках. Параллельность ведения двух учебных процессов только усиливает конечный результат. Дистанционная компьютерная кейс-технология позволяет в виртуальном режиме эффективно осваивать как военную, так и гражданскую специальности одновременно.
         Армии стран НАТО уже свыше 10 лет успешно сочетают военное и гражданское образование военнослужащих непосредственно в процессе контрактной службы. При этом существенно возрастает постармейская социальная защищенность военнослужащих, что в значительной мере влияет на привлекательность контрактной службы и обеспечивает постоянный рост интеллектуальных ресурсов в самих армиях.
         Так, корпоративный университет Американской армии был создан в связи с возрастающей текучестью персонала и необходимостью “подготовки солдат и штатного персонала к сложным заданиям XXI века”. 
         Армейский университет стал основой реализации доктрины интеллектуализации армии.
         Корпоративный университет Американской армии представляет собой консорциум из лидеров компьютерной индустрии и 29 аккредитованных высших учебных заведений США, владеющих дистанционными образовательными технологиями.
         По данным за 2004 г., в армейском университете обучается в объеме бакалавриата 42000 “армейских студентов”, они осваивают 3000 курсов и 169 программ и при этом они продолжают служить в армии.
         Создание Российского армейского корпоративного университета (РАКУ) для Вооруженных Сил РФ сегодня не только возможно, но и крайне необходимо. Реформа высшей школы в России способна внести существенный вклад в армейскую реформу внедрением бакалавриата гражданских специальностей в армейский распорядок военнослужащих. При этом даже возможна синхронизация учебного процесса гражданских и военных специальностей. Полный курс бакалавриата исторического факультета МГУ, КГУ или С.-ПГУ не повредит ни одному военнослужащему, однако образованность и интеллектуальность в войсках автоматически возрастут, как и осознание своего исторического наследия, подлинного патриотизма и любви к Родине. Об этом в недавнем прошлом политруки могли только мечтать.
         Психологический, экономический или юридический всеобуч военнослужащих в объеме учебных программ бакалавриата соответствующих факультетов ведущих вузов страны также возможен.
         Высшее гражданское образование становится доступным для любого военнослужащего согласно его пожеланию. Военная дисциплина и жесткий распорядок дня военнослужащего исправляют изъяны дистанционной технологии образования в ее гражданском применении.
         Армия и Флот получают постоянную подпитку интеллектуального ресурса, у военнослужащих автоматически вырабатываются навыки и умения владения компьютерной техникой, что непременно скажется на повышении технологичности мышления при освоении военных специальностей.
         Одновременно с получением высшего образования и соответствующей гражданской специальности обеспечивается реальная социальная защита военнослужащего после завершения службы. Заслугой ВС будет не только армейская выучка, но и базовое высшее гуманитарное образование (историческое, юридическое и т.п.), ничуть не мешающее будущим врачам, инженерам и тем более педагогам.
         Армия становится национальной базовой кузницей интеллекта.
         Себестоимость высшего образования в дистанционной форме в Вооруженных Силах может быть существенно ниже, чем в традиционном вузе на гражданке.
         Это связано со спецификой армейской среды и уровнем оснащенно- сти персональной компьютерной техникой.
         Персональное компьютерное перевооружение всего личного состава Вооруженных Сил неизбежно. В противном случае реформа российских Вооруженных Сил будет носить косметический характер.

Часть 3. Структура армейского университета

         РАДКУ – дистанционный университет, а точнее – система управления дистанционного образования военнослужащих (“армейских студентов”) непосредственно в войсковых частях. Учреждаемый Минобразования и науки совместно с Минобороны и ПГ “Ланрусинвест-Звезда” РАДКУ – функционально будет отвечать за координацию взаимодействия гражданских вузов и воинских подразделений Вооруженных Сил РФ по обеспечению высокоэффективного дистанционного учебного процесса широкого спектра гражданских и военных специальностей базовых граж- данских вузов, вошедших в корпорацию дистанционного армейского университета.
         Головной Центр Управления и ректорат РАДКУ может находиться в Генеральном штабе сухопутных войск Минобороны РФ в расположении подразделения ПГ “Ланрусинвест-Звезда”; отвечающей за спецсвязь МО; дистанционные информационно-коммуникационные центры РАДКУ – окружные учебные серверы – логично и оптимально территориально разместить в штабах округов с обеспечением взаимодействия с учебно-координационными центрами военных комиссариатов окружной принадлежности. Военные комиссариаты в свою очередь функционально способны координировать взаимодействие с военными конверсионно-дистанционными кафедрами базовых гражданских вузов, входящих в корпорацию армейского университета – РАДКУ.
         Прекращение в текущем году набора студентов на военные кафедры гражданских вузов обеспечивает благоприятную возможность интенсивной конверсионной деятельности педагогических коллективов военных кафедр по развертыванию производства дистанционных учебных продуктов ВУС для их последующего применения в учебном процессе РАДКУ. При этом сохраняется богатейший интеллектуальный ресурс военной педагогики в виртуальной форме для эффективной эксплуатации в дистанционной технологии образования “армейских студентов” и одновременно сохраняется возможность пополнения мобилизационного резерва младших офицеров запаса из числа военнослужащих контрактников – “армейских студентов”, прошедших обучение в РАДКУ. 
         Высшее гражданское образование, сопровождаемое высшим военным образованием, по аналогии с существовавшей до сегодняшнего дня практикой высшей школы в России, станет более доступным армейской молодежи. Бережное отношение к уникальному педагогическому опыту военных кафедр гражданских вузов найдет свое отражение в дистанционном продукте ВУС для соответствующей технологии образования в РАДКУ. При этом сами офицеры конверсионных военных кафедр смогут выполнять роль военпредов в собственных вузах по приему дистанционных учебных продуктов по гражданским специальностям при передаче их в войска для наполнения учебного процесса РАДКУ. Сокращение 119 военных кафедр российских гражданских вузов может превратиться в конверсионный процесс, и 4,5 тыс. старших офицеров военных педагогов вновь будут востребованы в качестве гражданских педагогов кафедр дистанционного образования собственных вузов – реальных базовых кафедр виртуального РАДКУ.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]