КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В АРМИИ И НА ФЛОТЕ
В.Лихачев,
доктор юридических наук,
член Совета Федерации РФ
И.Никитин,
доктор биологических наук, профессор
Н.Прусс,
ректор Академии управления “ТИСБИ”,
профессор
Реформирование российской
высшей школы в рамках Болонских договоренностей России и стран Центральной
Европы в области европейских стандартов о высшем образовании реально сочетается
с решением вопроса введения высшего гражданского образования по дистанционной
технологии обучения для военнослужащих контрактной службы ВС РФ.
Послание Президента
Российской Федерации к Федеральному Собранию в части гарантированного права
на высшее образование за государственный счет военнослужащим контрактной
службы может быть реализовано в кратчайшие сроки.
Часть 1. Гражданское общество
1. Реформа высшей школы
Российской Федерации должна вернуть утерянную доступность высшего образования
российской молодежи.
Высшее образование
за государственный счет в условиях прохождения контрактной службы в Вооруженных
Силах Российской Федерации – реальный путь совмещенной реализации конституционного
почетного права служения Отечеству и права на получение образования гражданами
России. Особенно это важно для сельской молодежи. Столичные и прочие государственные
и негосударственные (платные) высшие учебные заведения стали сегодня практически
не доступными выходцам российских глубинок.
Через гражданское
высшее и среднее специальное образование в период прохождения контрактной
службы в Вооруженных Силах РФ в современных условиях Армия и Флот вновь
приобретают ключевые позиции для российской молодежи.
“Армия – школа жизни”
– лозунг, который получит второе дыхание на этапе новейшей истории России.
Опыт армий стран НАТО
подтверждает такую возможность для России.
Создание всеармейского
и флотского корпоративного университета с 50 ведущими гражданскими специальностями
– откроет двери сорока лучших вузов страны ежегодно для 150 тыс. “армейских
студентов”.
2. В соответствии
с Болонским соглашением, высшая школа в России в ближайшей перспективе
должна перейти на двухступенчатую основу, ориентируясь на единый общеевропейский
стандарт.
Бакалавриат и магистратура
совместно должны по объему знаний превзойти сегодняшнего российского специалиста.
Спорность этого вопроса
может на долгие годы затянуть реформирование высшей школы в России.
Одно бесспорно – дистанционный
армейский бакалавриат по любой гражданской специальности в случае претензий
выпускающего вуза к качеству усвоения учебного материала “армейским студентом”
сможет быть отшлифован традиционной контактной педагогикой в период постармейской
магистратуры в самом вузе.
Сутью реформы российской
высшей школы должен стать не столько переход на двухступенчатую основу,
сколько отработка российского бакалавриата с обязательным учетом дистанционной
формы образования.
Дистанционная педагогическая
технология в России заявила о себе свыше 10 лет тому назад.
Негосударственные вузы эффективно
применяли ее в конкурентной борьбе за места “под солнцем” на российском
поле образовательных услуг.
Государственные (бюджетные)
вузы в развитии дистанционного образования были заинтересованы в меньшей
мере.
Процесс носил скорее
эксклюзивно-поисковый характер, хотя федеральная программа развития образования
(ФПРО) Министерства образования и науки РФ ряд лет предоставляла финансирование
государственным вузам на развитие технологии дистанционного образования.
Сегодня инновационная
технология дистанционного образования становиться ключевым звеном внедрения
гражданского образования в армейскую среду.
Доступность высшего
образования за государственный счет для российской молодежи при этом существенно
возрастает, как и привлекательность контрактной службы в Вооруженных Силах.
Государственное дистанционное
образование в армейских условиях обеспечит конкурентную среду для негосударственного
(частного) сектора высшей школы.
Качество и только
качество образования станет критерием для финансовых затрат в семьях учащейся
молодежи.
Борьба законодателей
за сохранение отсрочки от службы в армии на период обучения в высшей школе
теряет свое социально-защитное значение. А статус студента освобождается
от бремени двусмысленности “уклониста” от службы в армии.
Дистанционная технология
образования в армейских условиях способна решить общегосударственную задачу
всеобщего среднего образования для российской молодежи.
Военнослужащие, не
закончившие курс средней школы, могут получить такую возможность непосредственно
в период прохождения контрактной службы с дальнейшим продолжением учебы
в дистанционном режиме в ведущих вузах страны.
Часть 2. Вооруженные силы
Реформа Вооруженных
Сил Российской Федерации должна базироваться на глобальном процессе непрерывного
повышения внутреннего интеллектуального ресурса Армии и Флота.
Современные образовательные
технологии способны выполнить подобную задачу. Дистанционное гражданское
образование сегодня может гармонично сочетаться с традиционным контактным
военным курсовым образованием непосредственно в войсках. Параллельность
ведения двух учебных процессов только усиливает конечный результат. Дистанционная
компьютерная кейс-технология позволяет в виртуальном режиме эффективно
осваивать как военную, так и гражданскую специальности одновременно.
Армии стран НАТО уже
свыше 10 лет успешно сочетают военное и гражданское образование военнослужащих
непосредственно в процессе контрактной службы. При этом существенно возрастает
постармейская социальная защищенность военнослужащих, что в значительной
мере влияет на привлекательность контрактной службы и обеспечивает постоянный
рост интеллектуальных ресурсов в самих армиях.
Так, корпоративный
университет Американской армии был создан в связи с возрастающей текучестью
персонала и необходимостью “подготовки солдат и штатного персонала к сложным
заданиям XXI века”.
Армейский университет
стал основой реализации доктрины интеллектуализации армии.
Корпоративный университет
Американской армии представляет собой консорциум из лидеров компьютерной
индустрии и 29 аккредитованных высших учебных заведений США, владеющих
дистанционными образовательными технологиями.
По данным за 2004
г., в армейском университете обучается в объеме бакалавриата 42000 “армейских
студентов”, они осваивают 3000 курсов и 169 программ и при этом они продолжают
служить в армии.
Создание Российского
армейского корпоративного университета (РАКУ) для Вооруженных Сил РФ сегодня
не только возможно, но и крайне необходимо. Реформа высшей школы в России
способна внести существенный вклад в армейскую реформу внедрением бакалавриата
гражданских специальностей в армейский распорядок военнослужащих. При этом
даже возможна синхронизация учебного процесса гражданских и военных специальностей.
Полный курс бакалавриата исторического факультета МГУ, КГУ или С.-ПГУ не
повредит ни одному военнослужащему, однако образованность и интеллектуальность
в войсках автоматически возрастут, как и осознание своего исторического
наследия, подлинного патриотизма и любви к Родине. Об этом в недавнем прошлом
политруки могли только мечтать.
Психологический, экономический
или юридический всеобуч военнослужащих в объеме учебных программ бакалавриата
соответствующих факультетов ведущих вузов страны также возможен.
Высшее гражданское
образование становится доступным для любого военнослужащего согласно его
пожеланию. Военная дисциплина и жесткий распорядок дня военнослужащего
исправляют изъяны дистанционной технологии образования в ее гражданском
применении.
Армия и Флот получают
постоянную подпитку интеллектуального ресурса, у военнослужащих автоматически
вырабатываются навыки и умения владения компьютерной техникой, что непременно
скажется на повышении технологичности мышления при освоении военных специальностей.
Одновременно с получением
высшего образования и соответствующей гражданской специальности обеспечивается
реальная социальная защита военнослужащего после завершения службы. Заслугой
ВС будет не только армейская выучка, но и базовое высшее гуманитарное образование
(историческое, юридическое и т.п.), ничуть не мешающее будущим врачам,
инженерам и тем более педагогам.
Армия становится национальной
базовой кузницей интеллекта.
Себестоимость высшего
образования в дистанционной форме в Вооруженных Силах может быть существенно
ниже, чем в традиционном вузе на гражданке.
Это связано со спецификой
армейской среды и уровнем оснащенно- сти персональной компьютерной техникой.
Персональное компьютерное
перевооружение всего личного состава Вооруженных Сил неизбежно. В противном
случае реформа российских Вооруженных Сил будет носить косметический характер.
Часть 3. Структура армейского университета
РАДКУ – дистанционный
университет, а точнее – система управления дистанционного образования военнослужащих
(“армейских студентов”) непосредственно в войсковых частях. Учреждаемый
Минобразования и науки совместно с Минобороны и ПГ “Ланрусинвест-Звезда”
РАДКУ – функционально будет отвечать за координацию взаимодействия гражданских
вузов и воинских подразделений Вооруженных Сил РФ по обеспечению высокоэффективного
дистанционного учебного процесса широкого спектра гражданских и военных
специальностей базовых граж- данских вузов, вошедших в корпорацию дистанционного
армейского университета.
Головной Центр Управления
и ректорат РАДКУ может находиться в Генеральном штабе сухопутных войск
Минобороны РФ в расположении подразделения ПГ “Ланрусинвест-Звезда”; отвечающей
за спецсвязь МО; дистанционные информационно-коммуникационные центры РАДКУ
– окружные учебные серверы – логично и оптимально территориально разместить
в штабах округов с обеспечением взаимодействия с учебно-координационными
центрами военных комиссариатов окружной принадлежности. Военные комиссариаты
в свою очередь функционально способны координировать взаимодействие с военными
конверсионно-дистанционными кафедрами базовых гражданских вузов, входящих
в корпорацию армейского университета – РАДКУ.
Прекращение в текущем
году набора студентов на военные кафедры гражданских вузов обеспечивает
благоприятную возможность интенсивной конверсионной деятельности педагогических
коллективов военных кафедр по развертыванию производства дистанционных
учебных продуктов ВУС для их последующего применения в учебном процессе
РАДКУ. При этом сохраняется богатейший интеллектуальный ресурс военной
педагогики в виртуальной форме для эффективной эксплуатации в дистанционной
технологии образования “армейских студентов” и одновременно сохраняется
возможность пополнения мобилизационного резерва младших офицеров запаса
из числа военнослужащих контрактников – “армейских студентов”, прошедших
обучение в РАДКУ.
Высшее гражданское
образование, сопровождаемое высшим военным образованием, по аналогии с
существовавшей до сегодняшнего дня практикой высшей школы в России, станет
более доступным армейской молодежи. Бережное отношение к уникальному педагогическому
опыту военных кафедр гражданских вузов найдет свое отражение в дистанционном
продукте ВУС для соответствующей технологии образования в РАДКУ. При этом
сами офицеры конверсионных военных кафедр смогут выполнять роль военпредов
в собственных вузах по приему дистанционных учебных продуктов по гражданским
специальностям при передаче их в войска для наполнения учебного процесса
РАДКУ. Сокращение 119 военных кафедр российских гражданских вузов может
превратиться в конверсионный процесс, и 4,5 тыс. старших офицеров военных
педагогов вновь будут востребованы в качестве гражданских педагогов кафедр
дистанционного образования собственных вузов – реальных базовых кафедр
виртуального РАДКУ.
|