Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

В конце марта с.г. в брюссельской штаб-квартире НАТО состоялась встреча министров обороны стран-членов Совета Северо-Атлантического Сотрудничества (ССАС), в который входят государства НАТО, Восточной Европы и СНГ. Выступивший на встрече заместитель министра обороны США Уильям Дж.Перри в частности заявил:

Сам факт такой встречи является показателем тех драматических перемен, которые произошли в Европе с 1989 года. Эти перемены порождают массу проблем, но они также открывают перед нами уникальные возможности.

Мы получили беспрецендентную возможность построить демократическое партнерство, охватывающее Северную Америку и всю Евразию и базирующееся на верности таким общим ценностям, как свобода, права человека и экономический прогресс.

У нас также появился шанс создать и укрепить систему безопасности в Европе, где применение силы для достижения национальных или этнических целей стало невозможным. Чтобы использовать этот шанс до конца, нам необходимо объединить наши усилия.

ОБОРОННЫЙ ПЛАН КЛИНТОНА

С нашей точки зрения, сейчас сохраняются четыре источника опасности:

  • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • региональные источники угрозы, например Ирак и бывшая Югославия;
  • угроза демократии и демократическим реформам;
  • угроза экономической безопасности.
Для противодействия этим источникам опасности Соединенным Штатам необходимо перестроить, переформировать свои вооруженные силы, обеспечив при этом сохранение их высокой боеготовности и способности эффективно защитить американские интересы. Первым шагом к сокращению наших вооруженных сил, как следует из предложенного оборонного бюджета США на 1994 финансовый год, станет ускоренная демобилизация контингентов времен холодной войны, ставших теперь ненужными. Однако оборонный план Клинтона будет зависеть от коренного пересмотра потребностей и программ национальной обороны, кульминацией которого станет принятие в феврале будущего Года оборонного бюджета на 1995 финансовый год и оборонной программы на 1995/99 финансовые годы. В результате такого коренного пересмотра оборонные программы США должны быть поставлены на прочную аналитическую основу.

ВАЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Позвольте теперь обратить внимание на цель нашего сегодняшнего собрания, которая состоит в обеспечении безопасности для нашего сообщества государств.

Мы, министры обороны, призваны сыграть чрезвычайно важную роль в этой исторической работе. Мы прежде всего должны быть заинтересованы в том, чтобы развивать оборонные структуры, обеспечивающие демократический контроль над военным сектором, должны вырабатывать национальные стратегии, ориентированные на оборону и не противоречащие общим региональным интересам, а также укреплять способность НАТО и его партнеров к координированным действиям в случае угрозы общим интересам.

Нашей ближайшей задачей является разработка практической программы, способной сблизить наши оборонительные силы путем сотрудничества и диалога. Наша цель состоит в том, чтобы построить настоящее партнерство, связывающее военные комплексы наших государств и предполагающее, в частности, вовлечение союзников и партнеров в совместную боевую подготовку и маневры. Во времена экономических проблем и сокращающихся оборонных бюджетов выполнение этой задачи потребует весьма серьезных усилии.

Сегодня мы находимся на пороге встречи в верхах между Президентами Клинтоном и Ель-циным. Эта встреча - символ партнерства, которое мы хотим завязать со всеми молодыми независимыми государствами Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Она демонстрирует осознание необходимости укреплять демократию, стабильность и экономический прогресс восточно-европейских государств.

Тесное сотрудничество с нашими восточными партнерами должно определить содержание одной из важнейших функций НАТО в будущем; по мере развития европейских структур безопасности в долговременной перспективе мы должны будем рассмотреть вопрос о расширении числа стран-членов НАТО с учетом всех требований, предъявляемых к странам НАТО, и необходимости сохранения мощности наших общих оборонных структур.

ВАРИАНТЫ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Нашей первоочередной задачей является объединение усилий для эффективного решения ситуации в бывшей Югославии. Важнейшей проблемой в будущем станет выполнение условии соглашении о политическом урегулировании в Боснии. Важная роль в этом процессе отводится НАТО; Соединенные Штаты, со своей стороны, готовы внести существенный вклад в него. возможно, отправкой (в регион) наземных войск.

Особое внимание необходимо обратить на усилия по поддержанию мира под эгидой либо ООН, либо СБСЕ. Я думаю, что если НАТО рассчитывает эффективно решать проблемы безопасности в будущем, оно должно укреплять свой потенциал по поддержанию мира; в этой области нам также следует развивать сотрудничество с Востоком, особенно с теми государствами, которые обладают значительным опытом в операциях по поддержанию мира. В Североатлантическом совете сотрудничества ведущую роль в деле поддержания мира играют министры иностранных дел; нам следует направить свой опыт и ресурсы на помощь в осуществлении конкретных мер, одобренных Североатлантическим советом.

В то же время важная политическая задача состоит в том, чтобы объединить силы НАТО и Североатлантического совета для проведения операций по поддержанию мира под эгидой СБСЕ или ООН. Совместные действия помогут нам построить систему коллективной безопасности. Помимо этого нам следует уделять повышенное внимание угрозе, исходящей от ядерных вооружений и другого оружия массового уничтожения, а также средств их доставки. Новая американская администрация придает важное значение усилиям по обеспечению нераспространения такого оружия, и для решения этой важнейшей задачи мы будем осуществлять целый ряд различных стратегических программ.

Наконец, я хотел бы подчеркнуть важность демократизации, которую Президент Клинтон назвал краеугольным камнем нашей внешней политики; я считаю, что развивая между собой отношения сотрудничества, мы должны будем обратить на эту область самое пристальное внимание.

Развитие демократии во всем мире укрепляет стабильность и процветание. Основная угроза здесь исходит от возможности возникновения враждебных нам авторитарных режимов. Мы не должны упускать из виду не прекращающихся в мире насилий и страдании, которые часто требуют международного вмешательства в форме отправки контингентов вооруженных сил для поддержания мира и оказания (тому или иному региону) гуманитарной помощи.

Соединенные Штаты придают развитию сотрудничества колоссальное значение, остаются преданными делу европейской безопасности и рассматривают НАТО в качестве инструмента для сохранения нашего военного присутствия в Европе. Хотя мы и начали сокращать наш контингент до 100 тыс. солдат, но делаем это не потому, что уменьшились наши обязательства перед Европой, а в связи со снижением угрозы нашей коллективной безопасности. НАТО попрежнему является краеугольным камнем европейской безопасности и тем механизмом, в рамках которого нам надлежит решать новые проблемы безопасности, возникшие в эру после холодной воины. Я считаю, что успешное партнерство и сотрудничество между нами будут невозможными, если НАТО перестанет быть оплотом стабильности как в Восточной, так и в Западной Европе.

Повторю, что нашей главной задачей является оказание помощи в построении нового сообщества демократических нации через создание партнерств в области безопасности. Если эти исторические усилия увенчаются успехом. то можно будет ждать наступления новой эры, которая будет отмечена не только более широкой демократией, но и большей степенью безопасности и новым уровнем процветания наших государств.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]