Обозреватель - Observer
Экономика

О СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1993 год

Бюджет

Е. ВЕДУТА,
кандидат экономических наук, доцент Президент общественного объединения Центра "Экономическая инициатива" 

По заказу блока депутатской фракции "Российское единство" группой экспертов (Ведута Е.Н., Дей Г.Г., Дементьев В.Е., Рудник Б.Л., Соколов В.П. и др.) подведен анализ Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 1993 г. с точки зрения реализации следующих критериев:

  • преодоление инфляции;
  • активизации структурной политики и создания материальных предпосылок для преодоления спада производства;
  • повышения эффективности использования производственных инвестиций;
  • обеспечения социальной переориентации экономики и активизации роли Верховного Совета в определении социальных приоритетов;
  • создания равных условий для государственного и частного секторов хозяйствования;
  • обеспечения режима экономии использования бюджетных ресурсов;
  • повышения ответственности исполнительной власти.
Ниже представлены результаты проведенного анализа.

Инфляционная ситуация

В 1992 г. ускоренно росла налично-денежная эмиссия (1 трил. за январь-октябрь, 0,4трил. за ноябрь-декабрь). Из анализа Бюджетного послания и уточняющих к нему материалов, учитывающих изменение ситуации в IV квартале 1992 г., видно резкое возрастание инфляции. Если в Бюджетном послании намечалось превышение денежных доходов населения над расходами в размере 1 трил. руб., что составило 7% от денежных доходов населения, то в уточняющих материалах уже - 2 трил. руб., что составило 10% от денежных доходов населения. Согласно Закону о бюджетной системе Российской Федерации на 1993 г. дефицит консолидированного бюджета составит 3,7 - 3,8 трил. руб., что составляет более 8% валового национального продукта (ВНП).

Этот огромный бюджетный дефицит вызовет дальнейший обвал денежной массы, что, в свою очередь, будет содействовать росту цен. Ясно, что в условиях плохо прогнозируемой инфляции утверждать и тем более исполнять годовой бюджет с таким дефицитом становится бессмысленным.

Итак, в бюджетном послании закладывается дальнейшее раскручивание инфляции. Но, может быть, одновременно с ней создаются ростки экономического прогресса?Этотвопрос выводит на структурные преобразования.

Структурные преобразования. Согласно документу Госкомстата РФ "О развитии экономических реформ в Российской Федерации в 1992 г." краткосрочные цели структурной политики в 1992 г. оказались не выполненными.

В Бюджетном послании говорится, что активная структурная политика в 1993 г. выдвигается на первый план. В качестве общей установки принимается продвижение к структуре, которая необходима в будущем. Однако не раскрывается, к какому месту в мировом разделении труда будет стремиться Россия. Намечающиеся здесь тенденции не могут не настораживать. Как отмечается в самом послании, в 1993 г. ожидается понижение доли промышленности в национальном доходе при одновременном повышении в ней доли топливно-энергетического комплекса, снижение выпуска сложного оборудования за счет увеличения доли универсальных станков с ручным управлением, т.е. усиление сырьевой ориентации экономики и технический прогресс.

Инвестиционная политика. Не может не настораживать недостаточное инвестирование экономики, физический объем инвестиций в 1993 г. сохраняется на уровне 1992 г., что составляет 50% от уровня 1991 г.

Информация о доле инвестиции в валовом внутреннем продукте (ВВП) представляется противоречивой, С одной стороны, в сопоставимых ценах объем капиталовложений за счет всех источников в 1992 г. составлял 50% от уровня 1991 г., с другой - указывается, что их долявВВП в 1992г. - 15-16%, в 1992г. - 19%.

В послании содержится ряд сведений об инвестициях в поддержание существующих производств. Вместе с тем крайне скудны данные о средствах для поддержания перспективных государственных предприятий иорганизаций,для обеспечения санации предприятий.

Все позиции, которые связаны с созданием материальных предпосылок не просто для выживания, но для последующего подъема экономики, практически не расписаны. Это чревато растрачиванием ресурсов для будущего, а приносимые большинством населения жертвы ради успеха реформ окажутся напрасными. Очень важно для контроля за этой ситуацией представление в Бюджетном послании динамики доли провзводтвенных инвестиций в ВВП.

В послании не представлены расчеты эффективности использования производственных инвестиций; не раскрыто. какова ожидаемая инве-стиционная отдача от налоговых льгот (только в 1992 г. эти льготы составили 470 млрд. руб.). Сколь эффепктввным оказался льготный кредит в 400 млрд., который намечается повторить в нынешнем году? Как скажется на экономике, на ее технологическом уровне сокращение централизованного импорта продукции материально-технического назначения?

Краткосрочнаяориентация правительственной экономической политики на производство сырья и потребительский рынок особенно заметна в отношении машиностроительного комплекса. Наибольшее снижение объема производства ожидается в инвестиционных отраслях машиностроения - тяжелом, энергетическом, транспортном, химическом и нефтяном. Без радикального обновления базы воспроизводства машиностроительного комплекса будут продолжать тиражироваться устаревшие технологии на фоне общего спада экономики.

Инвестирование машиностроительного комплекса для обновления производственной базы засчетресурсосберегающих технологий должно рассматриваться как приоритетное направление в инвестиционной политике. Этой проблеме в послании не уделяется должного внимания. Социальная ориентация. В послании сообщается, что уровень жизни населения снизился в середине 1992 г. примерно на 20-25% в сравнении с серединой 1991 г., около половины населения РФ к сентябрю 1992 г. имели среднеду-шевые доходы ниже прожиточного (физиологического) минимума. Предполагается, что реальные доходы населения в 1993 г. составят 91-93% от уровня 1992 г. Вполне возможно, что этого сокращения реальных доходов окажется достаточным, чтобы к середине сентября 1993 г. все 99% населения РФ оказались за чертой прожиточного минимума. Чтобы сделать этот вывод более обоснованным, нужна соответствующая информация в Бюджетном послании о распределении населения по среднедушевым доходам, о стоимости прожиточного минимума в 1993г. \,^ 

В послании закладывается снижение уровня жизни по многим направлениям:

  • сокращается есть постоянных дошкольных учреждений;
  • сохранится тенденция сокращения строительства объектов здравоохранения и ввода их в действие;
  • продолжится процесс сокращения профсо-юзой и ведомственной сети учреждений культуры;
  • значительно обострится проблема обеспечения жильем населения;
  • обостряется проблема обеспечения населения коммунальными услугами.
Для характеристики правительственной социальной политики нужно знать распределение бремени реформ между различными социальными группами и секторами хорзяйствования, между регионами РФ. Было бы целесообразно представить картину как первичного, так и конечного распределения доходов. Это позволило бы определять и степень влияния на них бюд-жетно-налоговой политики.

Режим экономии. В условиях глубокого экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня, особенно важно соблюдение режима экономии органами государственного управления. Однако ассигнования из бюджета на содержание аппарата возрастают. Из уточняющих материалов к бюджетному посланию следует, что если доля ВВП на содержание органов государственной власти, управления, судов и прокуратуры составляла в 1992 г. 0,6%, то в 1993 г. предполагается ее увеличение более чем в 2 раза. Растет доля расходов и на содержание правоохранительных органов, с 1,9% в 1992 г. до 2,2 % в 1993 г. Увеличена смета расходов по администрации Президента, ПравительствуРФ и обслуживающим организациям на 1993 г. В ней предусмотрены 2 млрд. руб. для оплаты изготовления медалей, орденов и 1 млрд. руб. для расходов рабочих групп по социологическим исследованиям. Примечательно, что в 1992 г. на эти цели средства не выделялись.

В целом. Бюджетное послание ориентируется в 1993 г. на 2-кратное повышение цен в промышленности и 3-кратное в сельском хозяйстве. Обоснованность таких расчетов в условиях рзс-кручиваюшейся инфляции вызывает сомнение. Поэтому важно давать показатели бюджета в поквартальном разрезе и даже в месячном.

Для ответственностиисполнительной власти очень важна адресность бюджета. Требуется четкое указание - кто и за что несет ответственность. Этого в Бюджетном послании нет. Спросить за исполнение бюджетной дисциплины не у кого.

Особенно неинформативным является раздел внешнеэкономическойдеятельности. Какова динамика внешнего долга России? Когда и как собирается Россия выплатить внешний долг? Чем объясняются рост частных вкладов за границей (в настоящее время 25 млрд долл.) и одновременно рост внешнего долга РФ (более 90 млрд долл.) ? Сколько было продано золота за рубеж и каковы его запасы в стране? На эти вопросы нет ответов в бюджетном послании.

Резюме. По мнению экспертов, активная структурная политика является декларативной. Намечаемые цифры во многом фиксируют уже сложившиеся в народном хозяйстве негативные тенденции и отраслевые проектировки. Сохраняется остаточный принцип выделения ресурсов для социальной сферы. Не проведено четкое разграничениетого. что безусловно необходимо для выживания в ближайший период, а какие ресурсы могут распределяться в соответствии с приоритетами, формулируемыми Верховным Советом. Поэтому правомерным является вопрос о степени управляемости социально-экономического развития, а в этом свете само бюджетное послание во многом превращается в "сопроводиловку" экономического дрейфа. 

Было бы оправданно в Бюджетном послании представить логическуюструктуру определения его ключевых параметров и обрисовать методологию их детализации.

Сохранив в настоящее время только часть государственного плана - бюджет и тем самым снизив ответственность за исполнение нату-рально-вешественных показателей. Правительство не дает программу антикпизисных мероприятий и сегодня с тремится уйти и из-под финансового контроля Верховного Совета РОССИЙСКОЙ Федерации. Вполне правомерным является вопрос, почему несмотря на:

  • слом того государства, которое характеризовалось как главный эксплуататор граждан;
  • на радикальное сокращение военных закупок и расходов на ВПК;
  • на свертывание помощи другим государствам;
  • на устранение КПСС;
  • на ухудшение уровня жизни большинства населения Российской Федерации не хватает ресурсов на то, чтобы остановить грозящее катастрофой дряхление производственной базы.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]