Обозреватель - Observer
Экономика

Кратко- и среднесрочные оценки экономической ситуации в России (Варианты социально-экономического развития России в 1993 г.)

Экономические реформы

И.БОБКОВ, кандидат экономических наук, член Совета Директоров АО "ЭПКОН" 

Основными причинами, вызвавшими ускорение спада производства в РФ в 1992 г. явились: разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР; непродуманная ликвидация системы централизованного планирования в государственном секторе, включая государственные заказы и лимиты централизованно распределяемых ресурсов; углубление торгово-экономических противоречий между республиками, входившими в СССР, а также странами СЭВ.

В условиях нарастающего развала денежного обращения и введения национальных валют, возведения таможенных и валютных барьеров, а также других ограничений для движения товаров и капиталов в рамках СНГ, по оценке независимых экспертов в 1993 г., в России продолжится спад производства.

Учитывая происходящее углубление кризиса, следует признать нереальными прогнозы Правительства РФ на 1993 г. о начале экономического подъема в течение года или ближайших 4-6 месяцев; снижении инфляции до 5% в месяц, обеспечении социальной зашиты населения. Такой подход противоречит объективной оценке состояния российской экономики и стран СНГ, а также преувеличивает эффективность предлагаемой программы действий ("Программа неотложных мер по стабилизации экономики"). 

По мнению экспертов ООН, в 1993 г. валовый национальный продукт (ВНП) уменьшится на 7% против 22% в 1992 г. и составит 2/3 от уровня 1992 г. В 1992 г. индекс потребительских цен уже превысил 2200%. Темпы инфляции в январе-марте составляли 25% и не существует возможностей для снижения ее темпов в текущем году. По оценке вице-премьера Правительства Шохина А.Н.. "в 1993 г. предполагается, если не стабилизация, то, по крайней мере, серьезное замедление темпов падения производства-то где-то 95% уровня года нынешнего. Но уже с середины года начнется подъем". При условии экстраполяции тенденций развития экономики, сложившихся в 1992 г.. динамика макроэкономических показателей (в % к 1992 г.) может включать два варианта. 

*Оценки спада производства близки к оценкам Правительства РФ. принятым в проекте Бюджетного послания Президента РФ на 1993 г. от 23 января 1993 г. (№0159п-П13) 

Первый вариант в основном не противоречит другим прогнозам, опубликованным в печати (в частности, "Деловой мир", II марта 1993г.).

При оценке вариантов развития экономики в 1993 г. следует отметить, что в отраслях материального производства сохраняется действие всех факторов, вызвавших спад производства в 1992 г. В благоприятном варианте темпы спада производства замедляются в 2 раза по сравнению с 1992 г. при несколько большем спаде инвестиционной активности. В неблагоприятном варианте темпы спада производства оцениваются в 10-15%. Следует отметить, что в ряде бывших республик спад производства за 2 года оценивается в 30-40% и более Литва, Украина. Эстония (40% - в 1992 г.).

В 1993 г., по оценке Минэкономики РФ, произойдет спад производства в потребительском комплексе. В животноводстве этот процесс определяется тем, что в 1992 г. меньше заготовлено кормов; в растениеводстве - меньше посеяно озимых и вспахано зяби. Расчеты на рост урожайности необоснованны, т.к. в сельском хозяйстве меньше стало использоваться минеральных удобрений, упали поставки техники и оборудования из-за резкого роста цен на продукцию сельскохозяйственного назначения.

В легкой промышленности продолжится спад за счет разрыва связей по поставкам сырья. Россия импортирует из бывших республик СССР 100% хлопка, 50% - льноволокна, 40% -шерсти, 80% - синтетических волокон. Если в 1992 г. спад производства в легкой промышленности составил 20%, то в 1993г. по благоприятному варианту оценивается не менее чем в 10%. Оптимистические оценки состояния отраслей гр.Б исходят из намечаемого выделения государственных льготных кредитов производителям ТНП, централизованного выделения средств на приобретение сырья, а также заключенных межправительственных соглашений по поставкам продукции.

Однако в 1993 г. начинают действовать новые деструктивные факторы. В 1992 г. в результате спада инвестиционной активности началось "проедание" основного капитала в потребительском секторе (по ряду производств ввод новых мощностей меньше выбытия изношенных). До 50% товаров культурно-бытового назначения производится на неспециализированных предприятиях, включая оборонные На ряде предприятий при сокращении производства основной продукции происходит ликвидация мощностей по производству ТНП. 

Предоставленные налоговые льготы отраслям гр.Б не оказывают стимулирующего воздействия на рост производства ТИП. Практически прекратилась тенденция роста производства ТНП на негосударственных предприятиях. К настоящему времени в кооперативах производство товаров народного потребления составляет 1,4%, бытовых услуг-8,4%, продукции общественного питания - 10.1 % (от общего объема продукции).

По оценке Минэкономики РФ, действует более 80 различных льгот производителям ТНП. Однако меры государственного регулирования. в частности, снятие ограничений на цены в ТЭК, полностью девальвируют декларируемые цели по льготному развитию ТНП. Например, в 1992 г. цены на продукцию сельского хозяйства увеличились в 10 раз, а на промышленную продукцию в 34 раза. При предоставлении льгот продолжается общий рост налогового пресса и повышение доли налоговых изъятии в доходах производителей Возлагаемые надежды на прирост инвестиций за счет коммерческих структур - даже при допущении благоприятного изменения налоговой политики в 1993г - вряд ли оправданы, т.к. доля в инвестициях незначительна (3-5%).

Введение контроля за ценами на энергоносители потребует значительных дотаций, что, как показывает опыт, ведет к сокращению производства, поскольку таким способом не удается компенсировать постоянно возрастающие в условиях инфляции затраты. С другой стороны, либерализация цен привела к аналогичному результату, т.к. это резко снизило круг потребителей и, как следствие, сокращение объемов производств в отраслях ТЭК. Таким образом. несмотря на приоритеты предоставленные ТЭК в 1993 г., спад производства здесь будет не менее 10-15%.

Сложная обстановка складывается в отраслях, которые традиционно ориентировались на импортное сырье (химическая, легкая промышленность и др.). Сокращение объемов производства в каждой из них составит не менее 10% при сокращении численности занятых. При этом уменьшение поставок сырья по импорту, а также из стран СНГ, будет продолжаться.

Спад производства (10-15%) следует ожидать в машиностроении при условии введения регулирования цен на энергоносители. Трудное положение сохранится в сельском хозяйстве. Основой этих трудностей являются причины, которые невозможно устранить за короткий период времени: сокращение размеров хозяйств, выведение части земельных угодий из сельскохозяйственного обо рота, сокращение посевных площадей и т. п. Высокие темпы инфляции "съедают" прибыль от реализации продукции.

Для стимулирования роста продукции необходимо устранить "ножницы цен" между сельским хозяйством и промышленностью, защитить средства от инфляции. Кроме того, в АПК сохранится потребность в централизованных капитальных вложениях для развития инфраструктуры.

Среди ученых и специалистов укрепляется мнение о необходимости государственного регулирования цен на топливно-энергетические ресурсы. продукцию металлургического и лесного комплексов, услуги транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, а также пожизненно важным продовольственным товарам. Как показал опыт 1992г., снятие государственного контроля за ценами усиливает не позитивные тенденции в структуре производства (ресурсосбережение, новая техника и т.п.) а наоборот, консервирует и обостряет структурные диспропорции (повышение доли добывающих отраслей, производство устаревшей продукции т.п.). Кроме того, в условиях продолжающегося роста цен теряет целесообразность налоговая политика. Например, с 1 января 1993 г. снижен налог на добавленную стоимость с 28 до 20%, а по продовольственным товарам до 10%. Следует отметить, что эти требования содержались в программных документах ряда политических партий и движений ("Гражданский Союз", СПТ и др.). В условиях современной инфляции действенность их явно недостаточна.

В таблице приведен прогноз макроэкономических показателей (доклад В.Шумейко на заседании Правительства 11 февраля 1993 г.). 

В представленном Правительству прогнозе содержится, по нашему мнению, принципиальная ошибка, которая состоит в том, что рост цен, и это показал 1992 г., не только не способствует росту производства, но и непосредственно влияет на снижение темпов роста. В 1992 г. цены выросли в 26 раз, спад производства составил 19%, а дефицит бюджета - 7%. В 3 варианте правительственного прогноза без каких-либо обосновании предусматривается, что при замедлении темпов снижения цен в 1,5 раза, темпы спада производства снижаются в 3.2 раза, а дефицит бюджета возрастает в 2,1 раза. При этом учитывая опыт и тенденции 1992 г. меры государственного регулирования будут направлены на реализацию 3 варианта.

По данным Центра изучения конъюнктуры цен и рынка существует тесная зависимость между ростом цен и спадом производства. В таблице приведен прогноз макропоказателей во 2 квартале 1993 г. (в % к декабрю 1992г.) 

Следовательно, при регулируемых ценах темпы инфляции снижаются в 10-20 раз и практически прекращается спад производства. Правда, итоги 1992 г. свидетельствуют о том, что принимаемые меры государственного регулирования не остановили нарастание кризисных тенденций. В начале 1993 г. кризис обостряется, включая продолжение спада производства, нарастание неплатежей, ускорение инфляции. Меры государственного регулирования, проводимые Правительством РФ, оказались противоречивыми и неэффективными для преодоления кризиса и решения социальных задач. Провозглашаемые приоритеты развития экономики скорее отражают определенный социальный заказ, чем реальные возможности в обеспечении финансовой стабилизации. Это касается и проведения структурной и инвестиционной политики, конверсии, поддержания уровня жизни, выполнения социальных программ (в частности, по вводу жилых домов).

Проводимое стимулирование инвестиционной активности, которое предполагается усилить в 1993 г. (в т.ч. за счет ряда налоговых льгот), в условиях спада производства является фактором усиления инфляции, т.к. приводит к росту спроса на кредитные ресурсы и бюджетные ассигнования. Аналогичная политика, проводимая в 1992 г. явилась существенным просчетом экономических реформ в макроэкономическом регулировании экономики.

Прогнозные правительственные оценки не имеют достоверной стоимостной базы измерения макроэкономических показателей, отсутствуют корректные оценки инфляции за отчетный период и их прогноз на перспективу, значительно расходятся оценки роста цен и снижения уровня жизни. При разработке прогнозов не учитываются технический уровень и состояние производства в базовых отраслях, отсутствие высокотехнологичного оборудования и проектов, многолетнее отставание от мировых критериев по качеству.

По благоприятному варианту сценария правительства РФ приток прямых иностранных инвестиций оценивается в 1993г.в0,6млрд.долл., в 1994 г. - 1,1 млрд. долл., в 1995 г. - 1,5 млрд. долл. Учитывая продолжающийся кризис, обесценивание рубля, нестабильность хозяйственного законодательства вероятные объемы инвестиций составят: 1993 - 0,4 млрд. долл., 1994 -0,7 млрд. долл., 1995 - примерно 1 млрд. долл.

Во внешнеэкономической политике России в 1993 г. особое место занимает вопрос о заимствовании средств из официальных правительственных источников, коммерческих банков и международных организаций. В 1992 г. "большой семеркой" России были обещаны 24 млрд. долл. Значительная их часть (18 млрд. долл.) должна была содействовать выравниванию платежного баланса в виде двусторонних в многосторонних кредитов, безвозмездных ссуд и отсрочек выплаты долгов. Что касается двусторонних кредитов, то имелось в виду, что они составят 8 млрд. долл.. включая 2.5 млрд. долл. кредитов на закупку черна. По оценкам ЕЭС, МБРР ч на основе двусторонней помощи. России выделялось в 1992 г. кредитов на 12,6 млрд. долл. Намного ниже обещанных оказались в 1992 г. суммы, выделенные МФВ и МБРР. В течение года переговоры с МВФ закончились выделением России кредита в 1 млрд. долл. Кредит МБРР (600 млн. долл.) не был открыт из-за "технических сложностей". Из выделенной МВФ ссуды в I млрд. долл. принято только 300 млн. долл. из-за высоких ставок процентов.

Выше предполагавшейся на 1992 гол суммы оказались и средства, выделенные для отсрочки выплаты долга (7,2 млрд. долл." Благодаря этой отсрочке, предоставленной правительственными и частными кредиторами, общая сумма по выравниванию платежного баланса почти приблизилась к намечавшейся.

Из собственных средств на погашение внешнего долга России в 1992 г. внесено примерно 2 млрд. долл., а общая сумма просроченных платежей составила примерно 14 млрд. долл., которые небыли выплачены несмотря на имевшиеся обязательства.

По правительственному варианту базовой стратегии "2" по привлечению долгов и среднесрочных иностранных кредитов пред полагается, что снижение задолженности, благодаря дополнительным усилиям по ее погашению, начнется уже в 1994 г. и будет неуклонно продолжаться все последующие годы. Однако, учитывая трудности мобилизации экспортных ресурсов в условиях падения производства, вряд ли 1994 г. может в этом смысле явиться переломным. Более вероятным является вариант стратегии"!", при котором нарастание задолженности в ближайшие годы составит: 1993 - 69,2 млрд. долл., 1994 -71,4, 1995 - 72,9 млрд. долл. и т.д.

К такому неблагоприятному прогнозу приводят и затяжки в переговорах с Западом о реструктуризации долга, возникшие в связи с тем, что долг, перешедший от СССР, по настоянию Украины должен погашаться раздельно, что неприемлемо для западных кредиторов. Требуется измен ение механизма использования ииостранных кредитов. В первую очередь они должны использоваться на конкретные проекты в приоритетных сферах: развитие экспортного потенциала; поддержание частного сектора; структурная перестройка (конверсия.АПК,ресурсос-бережение). В настоящее время МБРР рассматривает планы инвестирования в Россию 10 млрд. долл., в т.ч. 1 млрд. долл. - собственные средства. 9 млрд. долл. - совместные с другими банками.

Преобладающее значение во внешней торговле в 1993 г. по-прежнему будут занимать европейские страны, доля которых в экспорте превысит 70%, а в импорте-60%. Не исключено, что в этом регионе будет возрастать значение восточноевропейских стран за счет постепенного преодоления заторов в расчетах, возникших вследствие развала механизмов многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках СЭВ. Продолжится, по всей вероятности, опережающий рост торговли с Китаем и рядом стран Юго-восточной Азии.

Существенного увеличения товарооборота в целом в 1993г. ожидать не следует. В случае сохранения и определенного на ращивания нефтяного экспорта удастся сбалансировать экспорти импорт по стоимости, и достичь небольшого положительного сальдо, кого рое к раине не обходи-мо для выплаты долгов. Результаты 1993 г. в этой области, однако, во многом будут зависеть от хода экономической реформы и итогов сельскохозяйственных работ.

Следовательно, экстраполяция тенденций 1991-1992 гг., которые обрели достаточно устойчивый характер и экспертные оценки важнейших факторов, определяющих развитие экономики, позволяют составить возможный сценарий на 1993 г. В этот период: продолжится снижение объемов производства в базовых отраслях; сохранятся высокие темпы роста цен и высокие темпы инфляции; продолжится падение уровня жизни населения; произойдет сокращение уровня потребления, материальных благ и услуг, включая жилищное строительство.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]