Обозреватель - Observer
Право


 
 

Право за рубежом

Конституционный институт
Президента Словацкой Республики


Петер ЮЗА,
политолог,
член Словацкого общества политических наук

В словацкой Конституции, также как и в Конституции Чешской Республики, конституционньй институт президента систематически оформлен в общей главе совместно с правительством, а именно как первая часть шестой главы Конституции Словацкой РеСпублики - исполнительная власть. Это" понятие в отношении президента и правительства приводит к недоразумениям в интерпретации, которые возникают тогда, когда практические отношения между лицами, занимающими пост президента и председателя правительства напряженные, что является нынешним словацким опытом. Президент на основании Конституции характеризуется как глава Словацкой Республики, что сегодня имеет, скорее, представительское значение, вытекающее из бывшего традиционного понимания главы государства как суверенного лица, независимо от того, монарх ли это по наследству, или лицо, каким-нибудь другим образом определенное на высший пост в государстве. Высшим органом исполнительной власти, частью которой является также президент - глава государства, считается правительство. Это приводит к определенным противоречиям и недоразумениям.

Этого недоразумения избежал конституционный закон о Чехословацкой Федерации, где президент и правительство были системно оформлены в разных главах самостоятельно, а не как разные части одной главы. Разграничение прав президента и правительства не препятствует тому, чтобы в период политических столкновений между правительством и президентом, оба органа не требовали этих основных и противоречивых характеристик, которые сами по себе не несут в себе никакой правовой нагрузки, но могут служить конституционной поддержкой политических решений. Президент свои права осуществляет самостоятельно, они основываются на легитимности института президентства.

К проблемам, вызывающим наибольшее количество вопросов, принадлежат положения об отзыве президента, возможности роспуска парламента лишь после того, как пройдет полгода после выборов, и слабое понятие взвешенного вето президента. Особенно ограничение роспуска парламента лишь на 1/8 законодательного периода является подавлением типичного признака парламентской демократии, которая, в отличие от президентской системы, допускает роспуск парламента, что позволяет разрешать политические кризисы по решению граждан о долгосрочных парламентских выборах. Досрочные выборы для большей части законодательного периода можно провести лишь более сложным путем - через конституционный закон.
 

I. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПАРЛАМЕНТА

Президент созывает не позднее 30 дней после обнародования результатов выборов Учредительное собрание Национального Совета Словацкой Республики (НС СР). Этот акт по истечении срока можно осуществить непосредственно на основании Конституции. В случае, если так не случится, НС соберется 30 числа месяца сам.

Президент может принять участие в заседании Национального Совета СР, если 3 раза в течение 6-ти месяцев после выборов не будет одобрено программное заявление правительства. Президент обязан затребовать позицию председателя Национального Совета. Постановление, ограничивающее возможность роспуска парламента на срок 6-ти месяцев после выборов, является несколько необычным, потому что политическая практика может привести к ситуации, когда возникнет перегруппировка сил в парламенте или он не сможет работать по истечении этого срока. Такая ситуация произошла в Словакии в 1994 г. и ее должны были решить принятием особого конституционного закона № 70/1994 Свода законов о "Сокращении сроков выборов Национального Совета". Дело шло к фактическому роспуску парламента с помощью специального конституционного закона. Ситуация была бы неразрешимой, если бы ни один политический субъект не смог бы получить поддержку парламента для формирования правительства или квалифицированного большинства для принятия подобного конституционного закона.

Президент отчитывается перед Национальным Советом о состоянии Словацкой Республики и важных политических вопросах. Это классическое полномочие известно по конституционной практике Соединенных Штатов Америки, которое перешло в чехословацкие и словацкие конституционные традиции.
 

ОТНОШЕНИЕ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

У президента нет права законодательной инициативы, известной из недавней чехословацкой конституционной практики.

Президент может теоретически в рамках имеющейся информации о ситуации в республике и по важным политическим вопросам предлагать Национальному Совету проекты для новых поправок к законам, а также может вносить свои инициативы в законодательную инициативу правительства, на собраниях которого имеет право председательствовать. Эти проекты и инициативы президента по поправкам законов не являются настоящей законодательной инициативой, и правительство или парламент могут их принимать лишь добровольно, особенно, если хотят избежать в дальнейшем вероятного вето президента по закону.

Президент подписывает законы. Он может вернуть Национальному Совету конституционные и обычные законы с примечаниями в срок до 15 дней со дня их принятия. Но, кроме того, проект закона президент обязан возвратить всегда, если это потребует правительство. Возвращенный закон опять может пройти обсуждение и, в случае его утверждения, закон должен быть объявлен и президент не может отказаться его подписать.

Для того чтобы его вторично одобрили, не существует никакого особенного условия в виде квалифицированного большинства или иного процессуального положения при обсуждении в парламенте. После вето президента, закон может быть принят в неизмененном виде, принят с примечаниями президента или не принят. Конституция Чешской Республики, в отличие от Словацкой, предполагает 15-дневный срок для возвращения закона, который считается не со дня утверждения, а с поступления закона президенту. Словацкая Конституция допускает возможность, что у президента может быть мало времени для рассмотрения закона или вообще не быть в случае, если официальный парламентский текст закона в парламенте по каким-либо причинам задержится. Но фактически уже после его утверждения в парламенте текст закона становится доступен, а если так не случится, президент может официально, еще до его более подробного изучения и даже без него, возвратить его. Он также может принять такого рода решение до начала нового обсуждения закона и может его опять вернуть, или еще вновь не обсужденный закон подписать. Новое обсуждение в таком случае уже не будет вестись. Следует отметить, что обязательное разъяснение Конституционного суда сообщило, что президент при возвращении закона не связан какими-либо формальными обязательствами.

На практике Президент Ковач вернул уже в июле 1995 г. три закона по приватизации, не получив их от парламента, потому что возникла угроза 15-дневной конституционной просрочки.

У президента по Конституции нет права издавать никакие обязывающие правовые нормы, будь это даже подзаконные акты. Однако из воинского закона вытекает право издать правовое предписание, которое по своему характеру приближается к нормативным правилам, подчиняющимся закону, так как определяет обязанности не только военных на действительной военной службе, которые подчиняются президенту как главнокомандующему, а также и для военных, находящихся в запасе, и для военнопленных.

II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА

Президент назначает и отзывает председателя и по его предложению других членов правительства, назначает министров и принимает их отставку. Президент обязан отозвать председателя и других членов правительства в том случае, когда парламент выскажет правительству недоверие или отклонит предложение относительно их доверия. Выражение недоверия касается не только коллективной ответственности правительства, но также и отдельных членов. Президент имеет по Конституции конституционную свободу относительно назначения председателя правительства, принимая во внимание, конечно, политическую ситуацию. Других членов правительства может назначать лишь по предложению премьера. Но президент не обязан отзывать члена правительства по предложению председателя правительства.

Президент имеет право участвовать на заседаниях правительства, председательствовать на них и требовать от правительства и его членов доклад. Дело касается права, известного по практике первой Чехословацкой Республики, которое, правда, использовалось изредка. Наоборот, обычными стали индивидуальные совещания президента с членами правительства, прежде всего с министрами обороны и иностранных дел, что соответствует особенному отношению президента к этим ведомствам (главнокомандующий вооруженных сил, представительство государства за рубежом).

Правительство является верховным органом исполнительной власти. Конституцией характеризуется как высший орган исполнительной власти. Значит, оно может в области исполнительной власти выполнять все задачи, которые Конституция или закон не доверяют непосредственно президенту иди другим органам государственного управления. Правительство ответственно перед Национальным Советом. Не позже 30 дней со дня назначения нового правительства, оно должно в Национальном Совете сделать свое программное заявление и попросить его высказать ему доверие. В случае, если не получит доверие, должно подать в отставку, а если не подаст, то конституционной обязанностью президента является отзыв правительства. Правительство может в любой момент потребовать высказать доверие или объединить голосование о проекте закона или другого вопроса с вопросом о высказывании доверия. Кроме коллективной ответственности правительства как единого целого, применяется индивидуальная ответственность отдельных членов правительства перед парламентом.
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПАРЛАМЕНТ

В политической практике парламентской демократии можно наблюдать три основных способа роспуска парламента на основании отношения этого органа к правительству и главе государства. Эта ситуация может наступить также в Словацкой Республике, хотя и в ограниченные шестимесячные сроки после выборов Национального Совета:

В парламенте ни один политический субъект не способен получить большинство для поддержки предложенного им состава правительства. Тоща правительство с согласия парламента предложит его роспуск.

Правительство находится в конфликте с парламентом и не хочет назначить правительство, устраивающее парламент, или хочет отозвать существующее правительство.
 

III. ОТНОШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА К ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ

Президент является главнокомандующим вооруженных сил. Ему предоставлены следующие права:

    - по предложению Правительства Словацкой Республики объявляет военное положение;

    - на основе решения Национального Собрания Словацкой Республики объявляет войну в случае нападения на республику, или если это вытекает из международных соглашений о совместной обороне;

    - на основе Конституционного закона объявляет чрезвычайное положение;

    - а также имеет возможность использовать армию, объявлять мобилизацию, определять организацию и дислокацию военных формирований, определять общие направления военной подготовки, воспитания и образования;

    - устанавливать внутренний воинский порядок, назначать высших военных должностных лиц, проводить инспекторские проверки.

Конституция Словацкой Республики предоставляет президенту право командования не только армией, но и всеми вооруженными силами.

Ни право, ни традиции не решают вопрос: может ли президент непосредственно командовать войсками или имеет лишь право назначать командующего этими войсками.
 

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА

Национальный Совет может отозвать президента, если его деятельность направлена против суверенитета и территориальной целостности республики, а также на ликвидацию или изменение демократического конституционного строя республики. Предложение об отзыве может подать простое большинство всех депутатов и согласны с этим должны быть 3/5 большинства всех депутатов Национального Совета. Возможность отзыва президента парламентом представляет этот институт как правление в виде собрания. Для парламентской демократии скорее типична неответственность главы государства или ответственность правительства за действия главы государства. В чехословацкой практике в I960-1992 гг. существовала ответственность президента перед парламентом, но не была урегулирована возможность отзыва. Другие санкции состоят в том, что его могут наказать за предательство родины - преступление, определенное в уголовном кодексе; президента можно наказать лишь за это преступное действие, а не в связи с другими преступлениями. Предъявляет иск Национальный Совет, решает его пленарное заседание Конституционного суда. Наказанием является снятие с должности. Способность занимать этот пост в дальнейшем не ограничена и, таким образом, остается возможность его политической реабилитации в виде подачи кандидатуры на новых выборах, что может осуществиться лишь после выборов в парламент.

Нельзя предполагать, что тот самый парламент-обвинитель, опять изберет это самое лицо. Президент может успешно избежать суда своей отставкой. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]