Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 В БАШКИРИИ ИГРАЮТ ПО ПРАВИЛАМ


Владимир Штоль,
главный редактор
журнала "Обозреватель-Observer"

 Заметки журналиста


Интерес массовых изданий к тому или иному региону страны, чего греха таить, чаще и заметнее всего повышается в пору разного рода экономических кризисов или политических скандалов. Однако в последнее время настоящую сенсацию у наблюдателей ухитрилась вызвать Республика, где дела в целом вполне благополучны - Башкортостан.

Президент Муртаза Рахимов вместе с другими ветвями республиканской власти еще в начале нынешнего года запланировал созвать Конституционное совещание, чтобы усовершенствовать республиканский основной закон в духе требований времени. "С избранием Владимира Путина Президентом России серьезно изменилось федеральное законодательство, - объяснял глава Башкортостана. - Новые реалии жизни требуют новых подходов к правовому регулированию политических и социально-экономических процессов". По словам Президента Республики в такой ситуации нужны были не отдельные усовершенствования в виде "заплат" на тексте конституции, а именно целостная реформа законодательства.

Накануне политического мероприятия стало известно о совершенно неординарном, по привычным российским меркам, решении Муртазы Рахимова: будто бы он не собирается добиваться своего переизбрания на очередной срок (хотя федеральные законодатели подтвердили такое его право) и намерен уйти в отставку в день истечения президентских полномочий, в июне 2003 г. Более того, он будет рекомендовать участникам Конституционного совещания вообще отказаться от поста президента, перераспределив его функции между правительством, где пост премьер-министра будет выборным, и руководством парламента - Госсобрания. И вот, выступая 10 октября на Конституционном совещании Башкортостана, Рахимов заявил уже со всей определенностью: "Для такого многонационального общества, как наше, наиболее приемлемой формой организации власти могла бы стать парламентская республика с сильной исполнительной властью в лице правительства, ответственного перед народом и его избранниками... Если будущие президентские выборы хотя бы гипотетически могут вызвать раскол в обществе, возбуждение межнациональных противоречий, то, на мой взгляд, лучше в самой структуре власти исключить возможность такого развития событий. Тогда не будет соблазнов для разного рода безответственных политиканов и не менее безответственных политтехнологов".

С одной стороны, Рахимову есть что оберегать в этом смысле: в Республике, где живут люди более ста национальностей, и при этом ни одна не составляет "подавляющего" большинства, царит прочный мир, в котором по большому счету ни одна община не чувствует себя в чем-то обделенной. Здесь не только мечети спокойно уживаются с церквами христианских конфессий; местные власти даже патронируют строительство новой синагоги для малочисленных иудеев. С другой стороны, любителей рискованных политических игр всегда хватало с избытком, быть может, не столько в самой Башкирии, сколько вокруг башкирских дел. Муртаза Рахимов известен своим нежеланием, как выражаются в иных кулуарах, "делиться по понятиям", то есть допускать со стороны к экономическому потенциалу Республики лихих асов приватизации такого свойства, что весьма дешево обходилась приобретателям, а потом слишком дорого стоила жителям "облагодетельствованных" регионов. Оттого в целом ряде СМИ он получил ярлыки авторитарного правителя и кланового монополиста, а его противники - представителей передового либерализма.
 


 

Однако замечание Рахимова, что, мол, единой стране лучше всего иметь бы лишь одного политика, чья должность называется "президент", определенно не могло вызвать протеста ни у кого из здравомыслящих людей. Наконец, порекомендовав своему региону парламентско-премьерскую систему разделения власти, Рахимов вольно или невольно, но определенно приближал его к тем самым "евростандартам", на которые призывают равняться самые стойкие демократы и либералы.

Недоброжелатели, естественно, усмотрели в этих планах некий лукавый политический ход.

Центральная пресса задавалась вопросом: чего добивается Рахимов?

В Башкортостане же тем временем шло обсуждение нового проекта. В итоге перемены были солидарно признаны преждевременными. Законодатели в башкирском парламенте, как ни странно, не воспользовались предложенным им шансом - не стали утверждать упразднение поста Президента и переход Республики к парламентской форме правления.

Любопытно, что Владимир Путин особо подчеркнул свой интерес к конституционной деятельности башкирских политиков и дал высокую оценку этой деятельности. Однако, как рассказал журналистам председатель башкирского Госсобрания Константин Толкачев, Президент России "просил не спешить" с реформированием системы управления Башкортостана. На встрече с Муртазой Рахимовым в конце ноября глава государства отметил, что "лучше использовать тот резерв, которым располагает существующая форма государственного устройства региона". Сам Константин Толкачев утверждает, что "в чистом виде парламентская республика при действующем российском законодательстве практически невозможна; мы говорили о парламентской республике не как о состоявшемся факте, а как о возможности движения в сторону повышения статуса народных представителей". 

Нелишним будет отметить, что на той же встрече в Кремле Владимир Путин высоко оценил социально-экономическую политику Башкортостана, стабильность ситуации в Республике; не преминул даже похвалить организацию недавней переписи населения (о которой ходило в центральной прессе множество самых чудовищных слухов - якобы местных татар чуть ли не насильственно записывают в башкирскую национальность и т. п.).

Показательный факт: с прошлой переписи население Республики выросло на 200 тыс. чел. Башкортостан серьезно опережает средний российский уровень по ключевым демографическим показателям: так, в прошлом году здесь на каждую тысячу жителей родилось двумя больше и умерло двумя меньше, чем по стране в целом.

Высока и "миграционная привлекательность" региона: ежегодно сюда перебирается на постоянное жительство из других мест страны до 20 тыс. граждан, в том числе немало вынужденных переселенцев.

Спустя несколько дней законодательная палата Госсобрания приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". Сохранение президентского поста в нем предусматривается. Глава Республики будет формировать кабинет министров, он же и возглавляет правительство (что, однако, не означает упразднение поста премьер-министра). Некоторые поправки введены относительно парламента: так, он станет более компактным - однопалатным и будет избираться на пять лет вместо прежних четырех.

И так, предполагавшаяся многими коварная интрига завершилась на удивление мирно; башкирская власть, как подтвердилось, склонна прислушиваться и к мнению соратников, и к гласу народному. Кстати, очень многие наблюдатели, в том числе руководители центральных СМИ, побывавшие в эти дни в Башкортостане, подчеркивают, что множество писем, приходивших в администрацию Муртазы Рахимова со всей Республики, где граждане говорят, что от добра добра не ищут, - носило совершенно непринужденный, никак не "организованный" характер.

Гостей же, само собой, интересовали взаимоотношения ветвей власти в Республике, ее социально-экономическое положение, взаимоотношения национальностей и религиозных конфессий. На все вопросы они получили исчерпывающие ответы.

В частности, премьер-министр Башкортостана Рафаэль Байдавлетов познакомил нас с федеральной целевой программой развития Республики до 2006 г., в которой значительное место отведено развитию социальной сферы. По мнению премьера, факт принятия этой программы "наилучшим образом подтверждает конструктивный характер взаимоотношений руководства Республики с федеральным центром". Рассказывая об особенностях экономического развития своего региона, Рафаэль Байдавлетов подчеркнул, что здесь важно отделить физически возможное от желаемого и выработать модель, подходящую к конкретным условиям. Ставка на ускоренный рост экономики не означает, что панацеей следует считать либерализацию без границ. Ведь само по себе предоставление большей свободы хозяйственным агентам, урезание расходов государства или, наоборот, усиление его функций такое развитие обеспечить не могут; и платежеспособный спрос должен быть сбалансирован с "аппетитами" роста. Важный показатель успеха экономической политики - социальное "здоровье" населения. Одно без другого - никому не нужный абсурд.

Беспристрастная статистика подтверждает, что в Башкортостане социальные издержки от реформы оказались на порядок меньше, чем в целом по Российской Федерации.

Здесь даже в кризисные времена удавалось избежать массовой безработицы. Денежные доходы населения здесь не самые высокие в стране, но растут они заметно быстрее, чем в большинстве регионов (более чем на 35% за уходящий год). Уровень бедности (то есть доля людей с заработками ниже прожиточного минимума) снизился с 30% в 1999 г. к нынешнему времени почти вдвое. 12 лет назад по среднедушевым денежным доходам Республика среди регионов, ныне входящих в Приволжский федеральный округ, занимала двенадцатое место, а в прошлом году - четвертое.

Сегодня по объему валового регионального продукта Башкортостан занимает восьмое место в стране, а по инвестициям в основной капитал он вышел на седьмое место. Высокая инвестиционная привлекательность Республики подтверждена и независимыми рейтинговыми агентствами. Это означает, что Башкортостан занимает весьма достойное место не только на российском, но и на мировом рынке.

Примечательно, что таковы не только оценки, сделанные, что называется, изнутри башкирской жизни. В эти же дни в Москве вышла "Золотая книга России" за 2002 г., посвященная предпринимательской элите страны в ХХI в. 

В ней есть и глава о Муртазе Рахимове - Лауреате национальной премии "Бизнес-Олимп", которую он получил за личный вклад в социально-экономическое развитие и поддержку бизнеса в своей Республике. В этом очерке подчеркивается, что в последнее десятилетие Башкортостан вошел в число наиболее динамично развивающихся регионов России. Авторы энциклопедического издания называют Рахимова одним из самых ярких представителей постсоветской политической элиты, при котором "осуществлены значительные преобразования на основе сочетания лучших традиций прошлого с современным прогрессом". В Башкортостане, по их оценке, достигнут положительный баланс между экономическими интересами государства и частных предпринимателей. Общая черта всех экономических реформ в регионе - постоянная забота о социальных проблемах, о духовно-культурной стороне жизни, о сохранении испытанной дружбы народов края. В книге подчеркивается, что именно умение Муртазы Рахимова во всех случаях отстаивать собственное мнение и служит главным источником доверия к нему со стороны федеральных руководителей. Глава Башкортостана давно имеет репутацию одного из самых сильных региональных лидеров.

Но неужели все действительно так гладко в Башкортостане и не осталось уже никаких политических проблем, требующих срочного решения?

Так не бывает, увы... Взять хотя бы скандал с председателем Верховного суда Республики, тянущийся уже без малого год. Марата Вакилова контролирующие органы - не столько местные, сколько федерального уровня - уличили в корыстных махинациях. Еще до того верховный судья печально прославился волокитой в служебных делах, которая буквально развалила судебную систему Башкортостана. Исходя из этого, конференция судей региона направила в Москву представление о досрочном прекращении полномочий Вакилова. Но Верховный суд РФ отказывается внять аргументам, сочтя претензии "безосновательными".

Высшая инстанция, видимо, рассчитывала на примирение конфликтующих сторон, но его не произошло. В результате недавно в Уфе даже вышли на митинг студенты-юристы, представители молодежи и других общественных организаций. Собравшись у здания Верховного суда, они требовали отставки Вакилова. В резолюции митинга говорилось: "...Мы выражаем крайнее беспокойство попыткой проведения незаконной конференции судей в угоду обанкротившемуся господину Вакилову. Шаг за шагом во имя его личных амбиций раскалываются все органы судейского сообщества, нарушается нормальная работа судов".

Но все же - и как раз поэтому - завершить заметки уместно на более оптимистической ноте, недавними словами Муртазы Рахимова: "Политика - это не игра, где можно произвольно менять правила, и главное в ней - ответственность и за свой край, и за великую Россию".
 

Уфа-Москва
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]