Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 НОВЫЙ СОЦИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИ НЕИЗБЕЖЕН


 У русских социалистов свой путь


Генеральный секретарь Социалистической единой партии России (Духовное наследие) - СЕПР (ДН) А.Подберезкин представил на обсуждение сторонников социализма в России "Социалистический манифест", который призван лечь в основу программы партии. В августе СЕПР (ДН) получила в Минюсте официальный статус политической партии и в настоящее время завершает регистрацию своих региональных отделений. Документ, размещенный на сайте СЕПР (ДН) в Интернете (www.nasledie.ru), содержит новые обоснования необходимости для социалистов России разработки программы, которая, как подчеркивает автор, должна стать не повторением прежних программ и идей социалистов и коммунистов, а программой "не только для партии, но и для нации, всего государства".

Ниже приводятся основные положения Манифеста*.

Человечество стремительно движется от постиндустриальной стадии развития к информационной. Переход этот может быть осуществлен в исторически кратчайшие сроки - ближайшие 15-20 лет. И в политической, и в экономической, и в социальной, да и во всех других областях грядут радикальные, революционные изменения. Обозначим наиболее острые проблемы переходного периода и последствия глобализации в социальной сфере, с которыми предстоит иметь дело не только социалистам, но и человечеству в целом. 

Первое. Увеличение разрыва между ростом потребностей, особенно стран-лидеров глобализации, и ростом возможностей удовлетворять эти потребности в условиях истощения природных ресурсов. Рост неэквивалентного обмена товарами, услугами, финансами, информацией между государствами-лидерами и государствами-донорами.

По оценкам МВФ, разрыв в финансовой области между этими группами стран в 2002 г. будет исчисляться сотнями миллиардов долларов. Большинство стран, по сути, кредитуют США. Тоже происходит в информации, образовании, науке. Либеральная модель развития стимулирует разрыв между лидерами и аутсайдерами процесса глобализации. 

Второе. Сокращение доли населения, занятого в материальном производстве.

Сегодня в развитых странах в материальном производстве занято не более 25% дееспособного населения. В США, по их прогнозам, через 10-15 лет этот показатель сократится до 17%.

Перспективой обладать лучшим положением будет тот, кто получает больший объем информации. В информационном обществе только эта часть сможет сохранить возможность творческого труда, высокий социальный статус и перспективы. Остальные в лучшем случае будут существовать на пособия. Социально-экономические последствия такого положения не ясны, ибо открытым остается вопрос о том, кто и за счет чего будет компенсировать эти издержки. 

Главной проблемой в условиях глобализации становится сохранение национального суверенитета, идентичности, национальной культуры как необходимого условия выживания нации, развития национальных программ информационных технологий. США в качестве важнейшего средства реализации своей стратегии национальной безопасности определили "разжигание новой эры глобального экономического роста посредством содействия свободному рынку и свободной торговле". Но стихийная, либеральная глобализация - тупиковый путь развития для большинства государств, в том числе и России. 

Сегодня в мире складываются принципиально новые экономические и социальные условия существования.

Ученые прогнозируют, что наибольший спрос на рынке труда, например, придется на технократов, способных быстрее других замечать старение информационных систем и заменять их более совершенными. Из таких специалистов будут складываться технократические элиты, монополии, конкуренция. Возникнет технократическое неравенство, расслоение информационного общества.

Для социалистической идеи сохраняются не только предпосылки существования, но и перспектива. 

Социализм исторически неизбежен и единственно возможен. Ему нет альтернативы, если не считать нынешнюю, либеральную модель развития. Это сознают и в других, в том числе развитых странах, где, в отличие от России, социалистические партии являются либо правящими, либо крупнейшими оппозиционными.

Однако история цивилизации - это история борьбы между традиционализмом и либерализмом. В России наших дней это противоречие между теми, кто пытается "вписаться" в процессы глобализации, сохранив национальную и государственную специфику (это могут быть как "левые", так и "правые"), и теми, кто хочет безоглядно интегрироваться в глобальные процессы даже ценой потери суверенитета, своего культурно-исторического и духовного наследия (это также могут быть как "левые" интернационалисты, так и "правые" либералы-западники).

Социалисты России должны определить свой путь развития в новых условиях, который, по сути, стал бы синтезом традиционализма, научного социализма и международных реалий. 

В современной России для многих социализм ассоциируется с политической практикой советского государства: не только преступлениями, ошибками, но и неспособностью воспринять новое, бережно относиться к истории и традициям России. Новый социализм не должен иметь ничего общего с большевистским экспериментом над народом России, практикой КПСС, по самым принципиальным вопросам: соотношению национальных интересов и партийно-классовых, отношению к истории и культуре России, ее духовному, в том числе православному наследию, формам собственности и т.д.,
а главное - к человеку. Новый социализм должен решительно порвать с большевистско-троцкистским мировоззрением, наследием и практикой коммунистов.

Социализм в России должен быть качественно новым. Попытки КПРФ модернизировать советский коммунизм бесперспективны. Коммунистическую идеологию невозможно реформировать. Невозможно перенести на русскую почву и западноевропейские либеральные модели. Поэтому необходимо новое качество. Новый социализм в России во многом может быть созвучен с идеей "третьего пути", выработанной ООН в серии документов, получивших название "Повестка дня для ХХI века". Суть ее - в гуманизации социально-экономической жизни общества, в обеспечении действенного контроля над эффективностью использования природно-ресурсного потенциала планеты в интересах всего человечества, в соблюдении прав и свобод граждан, социальной защите всего населения на основе национальных традиций и ценностей, интересов национальной безопасности. 

Без сильного государства переход от постиндустриального к информационному обществу невозможен, так как определение приоритетов, перераспределение ресурсов - функция государства. Но государства социалистического. В основе идеологии либерализма лежат рыночный анархизм и меркантилизм. В идеологии коммунистов государство выступает инструментом партии, а не общества. Социалисты ставят целью создание социально ориентированного государства, государства, ориентированного на развитие возможностей и способностей каждого члена общества. Эта цель определяется вызовами глобализации. 

Россия стоит перед необходимостью срочно приобретать качества, которые позволят ей самой выбирать путь и место в меняющемся мире. Практика показала, что неэффективное и не социально ориентированное государство, его институты не способны адекватно реагировать на вызовы времени. Все последние десятилетия сменявшиеся в России элиты все менее соответствовали усложняющимся задачам. Их высокое положение в обществе обеспечивалось чем угодно: "верностью идеалам КПСС" или "демократическим принципам", "преданностью" вождям, но не способностью решать проблемы, поставленные научно-технической революцией. Между тем, по прогнозам ученых, все стадии информационного общества человечество освоит уже в нынешнем столетии, после чего перейдет от земного к космическому образу жизни. Цепляться за устаревшие схемы и методы управления - это заранее обрекать страну и нацию на положение наблюдателя за прогрессом других. 

Социалисты исходят из острой необходимости того, чтобы новая элита России - политическая и управленческая - видела актуальность превращения России в социально ориентированное государство. Другое обязательное качество национальной элиты - это осознание национальных (а не классовых или общемировых) интересов и приоритетов. Это требование не только нравственное и политическое, но и сугубо экономическое - научно-технические возможности могут развиваться только на исторической, культурной и духовной почве. Лишь тогда в условиях глобализации люди, проживающие на одной территории, смогут сохранить за собой название "нация" и перспективу перехода к информационному обществу. Развиваясь на чужой базе интеллекта и духовности, народ станет низшей социальной частью другой нации. 

Переход от постиндустриального к информационному обществу объективно повышает роль работников интеллектуального труда. Уже сегодня в развитых странах эта часть населения составляет ведущий социальный слой как по численности, так и по влиянию. Именно эта часть населения обеспечивает уровень прогресса и в России. Но, как констатирует академик В.Л.Иноземцев, "последнее десятилетие прошло в России под знаком полного пренебрежения к развитию национальной науки и интеллектуальному потенциалу нации в целом, хотя любое "догоняющее" развитие в постиндустриальную эпоху возможно лишь в условиях востребованности квалифицированного труда…В США в 1995 г. неквалифицированные работники со- ставляли не более 3,9% рабочей силы; в России сегодня их доля не опускается ниже 25%. Доля расходов на образование в бюджете Соединенных Штатов (превосходящем российский в 20 раз) превышает отечественный показатель в 2,5 раза". Защита интересов носителей знаний, культуры и духовности в России, возвращение их к управлению государством, то есть определению приоритетов и целей его развития, разработке практической политики, включая управление и контроль за государственными ресурсами, - конкретная политическая задача для России, без решения которой она не сможет войти в новый период развития человечества в числе мировых лидеров.

За последние годы появлялось много партийных программ, в том числе социалистических, социал-демократических, "социально-демократических", коммунистических. Появилось множество партий, ориентированных "на всех" (партии мира, добра, пива, жизни и т.п.). Все это высвечивает необходимость выдвижения идей и людей, которые получили бы поддержку всего общества. Россия остро нуждается в определении целей и стратегии развития, которые служили бы основой для консолидации общественных сил, в выработке общих для всей нации правил поведения, системы ценностей и приоритетов, не зависящих от политических симпатий. 

СЕПР (ДН) выступает за безусловный приоритет государственных интересов над классовыми, а тем более партийными. Эти интересы совпадают с основными социальными интересами интеллигенции. В последние годы стало очевидным: если в программах и, главное, политической практике партий будут преобладать партийные интересы над государственными, то устойчивости развития государства и нации ждать бесполезно. 

Мы хотим восстановления единого государства. Мы должны ясно заявить (как это сделали в Германии, Китае, Японии), что наша конечная цель - воссоздание единого Российского государства, естественно, мирными средствами и только при ясном волеизъявлении отколовшихся от России территорий. Россия - правопреемник Российской империи и СССР не только по международным обязательствам и долгам, но и праву на единое экономическое, культурное и информационное пространство. Национальные интересы, права и обязанности граждан России - это интересы, права и обязанности всех граждан Российской империи и СССР, а не только граждан Российской Федерации. 

Мы хотим, чтобы государство обеспечило условия для развития всех форм собственности. Мы считаем, что право на существование и развитие в России имеют любые формы собственности, если они эффективны как для государства, так и для его граждан. Критерий - эффективность и конкурентоспособность для гражданина и государства в целом - единственный научный критерий для современного общества. Государственный контроль над стратегическими отраслями должен сохраняться. Сказанное относится в полной мере и к так называемому вопросу о земле.

По сути, у нас нет выбора. Либо мы создадим конкурентоспособную, эффективную, высокотехнологическую и наукоемкую экономику, либо мы попадаем в зависимость от развитых стран. 

Мы хотим, чтобы нация и государство развивались на основе культурных и исторических традиций России, учитывая ее духовные ценности. Мы убеждены в том, что роль традиционных для России ценностей: религии, исторического и культурного наследия - занижена, хотя только на этой основе возможно возрождение великой России. 

Мы считаем, что социалистические идеи могут стать единственно возможной основой для выбора Русского Пути развития. Для России новый социализм - это интегрированный исторический опыт, который включает как критический анализ опыта СССР, так и учет глобальных процессов, состояния российского общества, тенденций развития других стран и иных моделей социализма. Россия должна усвоить все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией как в области технологии и организации производства, так и в области социальных, политических и культурных отношений, включая уровень развития демократии, социальной защиты населения, образования и науки, а также национальные, культурные и духовные традиции. 

Новый социализм может и должен обеспечить переходный этап от постиндустриального к информационному обществу. Социалисты должны четко формулировать свои ближайшие цели как сугубо практические задачи, стоящие не только и не столько перед партией, но и перед нацией и государством.

Мы считаем необходимым, чтобы немедленное повышение уровня жизни граждан стало самой приоритетной задачей власти; вернуть государство в экономику, повысить его роль в стимулировании НТР, образования; выйти на уровень постиндустриальных государств, делая "рывки" в том числе технологические, выводящие страну на самые передовые позиции; немедленно принять и начать реализовывать национальные программы борьбы с преступностью и обеспечения населения качественными, эффективными и доступными лекарствами; создать правовые и экономические условия, гарантирующие достойную оплату труда работников; ускорить проведение военной реформы, которая должна соответствовать современному этапу НТР и обеспечивать достойный статус военного человека.

Важнейшая задача социалистов - создание современной социалистической партии. Социализм в России - наследник традиций, опыта и идей российской социал-демократии и русского коммунизма. Но он не может опираться только на традиции и догмы. Новый социализм должен отказаться от ошибок, сделанных коммунистами. Главный вывод, который следует из этих ошибок, состоит в том, что интересы партии не могут быть выше интересов нации, государства, граждан, они не должны оправдывать любые политические средства, в том числе насильственные.

Особенности нынешнего этапа развития позволяют сделать вывод о том, что социализм в России, как и в других странах, совместим и сочетаем с идеями, которые традиционно не поддерживались социал-демократией, как вера, монархия, многоукладность экономики, национальные традиции, роль интеллигенции.

Русская социалистическая идея XXI века еще только зарождается, и она не должна быть ни простым продолжением идей большевизма, ни западной социал-демократии. Как и в начале XX века русские социалисты должны найти свой путь. И, на этот раз, не ошибиться. 

Публикацию подготовил политолог В.Г.Матвеев


Примечание

*  В настоящее время полный текст Социалистического манифеста готовится к печати.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]