Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 ГЛОБАЛЬНЫЙ МИРОПОПОРЯДОК И США


Игорь Лукашук,
профессор,
руководитель Центра международно-правовых исследований
Института государства и права РАН

 
 
 

Новый миропорядок

На рубеже нового тысячелетия перед человечеством в полный рост встали глобальные проблемы, от успешного решения которых зависит его судьба. Характерная особенность этих проблем заключается в том, что они могут быть решены лишь в результате широкого сотрудничества государств, усилиями международного сообщества в целом. Для этого требуется установление нового мирового порядка, способного существенно повысить уровень управляемости международной системой в условиях надежного правопорядка.

Успех в построении нового порядка зависит от своевременного определения его основных параметров, так как традиционный метод проб и ошибок способен поставить человечество на грань катастрофы. Глобальные проблемы характеризуются, в частности, тем, что опоздание с их решением может иметь необратимый характер. Необходима превентивная мировая политика, призванная не допустить катастрофического развития событий. В формировании нового миропорядка, в обеспечении его стабильности и функционирования, а также дальнейшего развития важная роль принадлежит международному праву. 

На пути построения нового миропорядка немало препятствий, которые порождает политика государств, в первую очередь, наиболее развитых, стремящихся использовать глобализацию в своих интересах и не считающихся с интересами других государств и международного сообщества в целом. В результате большинство стран стали жертвами глобализации.

Характерной чертой нового мирового порядка и международного права становится гомоцентризм, означающий выдвижение на первый план прав и интересов человека. В этом заключается новая функция международного права, для которого в прошлом существовали только интересы государств.

Следующая характерная черта права сообщества состоит в том, что оно постепенно становится правом социальной справедливости и общего благополучия. В отличие от прошлого современное международное право не ограничивается сферой политики, а уделяет растущее внимание решению глобальных проблем в экономической и социальной области. По мнению индийского ученого Р.Ананда, "новая центральная задача сегодня состоит в развитии права сотрудничества, социальной справедливости и благосостояния, при котором государства могут активно сотрудничать на разных уровнях во имя общего благополучия человечества"1.

Приоритет интересов международного сообщества не означает ущемления интересов государств. Задача состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания тех и других. Задача первостепенного значения, поскольку без ее решения невозможна нормальная жизнь ни сообщества, ни образующих его государств. 

Идет становление международно-правового сообщества, то есть сообщества, основанного на праве, обеспечивающего верховенство права, примат права в политике. Формирование основанного на праве международного сообщества является одной из главных задач ООН. 

Создание и обеспечение функционирования нового миропорядка требует более высокой организации мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости. Сегодня это ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит урегулирование иных глобальных проблем. 

В Концепции внешней политики России говорится о необходимости "повышения управляемости международной системы", что вызывает "усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике". Среди таких институтов и механизмов важное место занимает международное право. От его эффективности в значительной мере зависит уровень управляемости международной системой. 

Важным препятствием на пути становления нового мирового порядка является отставание политического мышления от реальностей нашего времени. Эта мысль находит отражение и в международных актах, например в таком, как "Стокгольмская инициатива: Общая ответственность", принятом еще в 1991 г. В нем, в частности, говорилось: "Мы считаем, что подлинный общий интерес в новом глобальном порядке сотрудничества наших дней состоит в том, чтобы рационально убедить государства учредить систему глобального управления"2

В данном случае обоснованно указана одна из наиболее сложных задач - "убедить государства", политическое мышление руководителей которых существенно отстает от требований века. В новых условиях меняется соотношение национальных и интернациональных интересов. Неуклонно растет значение интересов международного сообщества, без учета которых не могут быть обеспечены национальные интересы. Несмотря на это внешнеполитические доктрины особенно крупных держав, на которых лежит главная ответственность за обеспечение интересов международного сообщества, в значительной мере остаются национально ограниченными. 

В политическом мышлении Запада доминирующей является концепция либеральной демократии, основанной на свободном рынке. В соответствии с этой концепцией утверждение либерального строя автоматически обеспечивает мирный международный порядок. Отсюда задача либеральных государств содействовать утверждению либерального строя как можно в большем количестве стран.

В период президенства Б.Клинтона эта концепция была официально оформлена доктриной "расширения", возложившей на внешнюю политику США задачу поощрения распространения основанной на свободном рынке демократии на как можно большее число государств3. Соответственно мировая экономика должна регулироваться законами свободного рынка. Регулирующая роль в растущей мере будет переходить от государств к транснациональным корпорациям.

Жизнь доказала несостоятельность этой концепции. Либеральный строй государства не гарантировал демократической внешней политики и отказа от применения силы в международных отношениях. Глобализация по либеральной модели привела к обогащению небольшого числа государств и к обнищанию многочисленного населения других стран.

Упомянутая концепция подвергается обстоятельной критике в мировой литературе. Американские исследователи квалифицируют существующую в их стране систему как "демократию низкого уровня" (low-intensity democracy), которая не решает коренные проблемы демократии и социальной справедливости. Подвергается критике и внешняя политика либеральных демократий. Руководство большинства государств придерживается концепции реализма в международных отношениях таким образом, что геополитические и стратегические соображения абсолютно доминируют над моральными и правовыми предписаниями4.

Таким образом, либеральная демократия и свободный рынок сами по себе не способны обеспечить нормальное функционирование мировой системы. Для этого необходим высокий уровень международного сотрудничества в осуществлении управления глобальной системой на основе демократических принципов.

Характерной чертой современного процесса формирования нового мирового порядка является его многосторонний характер, участие в процессе широкого круга государств. Центральную роль играет ООН. В ее рамках коллективными усилиями государств удалось на рубеже XXI в. сформулировать основы нового мирового порядка и соответствующего правопорядка. Эти основы закреплены в ряде резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей на сессии в 2000 г. - "Сессия тысячелетия"5. Особое место среди них занимает принятая на высшем уровне Декларация тысячелетия ООН.

В основу мирового порядка кладутся цели и принципы Устава ООН, которые "доказали свой непреходящий и универсальный характер". Более того, "их возможности и способность вдохновлять возросли в условиях, когда государства и народы стали более взаимосвязаны и взаимозависимы". На основе этих целей и принципов будет установлен справедливый и прочный мир во всем мире. Последнее положение специально подчеркивается ООН. Ему посвящена особая резолюция Генеральной Ассамблеи "Содействие демократическому и справедливому международному порядку" (Рез. 55/107, 2000 г.). Заслуживает внимания положение резолюции о том, что "каждый имеет право на демократический и справедливый международный порядок".

Решение соответствующих проблем создания общего будущего, основанного на единстве человечества при всем его разнообразии, требует широких и настойчивых усилий. "Эти усилия должны включать политику и средства глобального уровня, которые отвечают потребностям развивающихся стран и обществам переходной экономики, а также определяются и осуществляются при их эффективном участии". В этом видится одно из проявлений справедливого и демократического характера мирового порядка.

В Декларации тысячелетия руководители государств и правительств заявили, что наряду с ответственностью перед своими обществами они несут коллективную ответственность перед народами мира за обеспечение их благополучия.

Есть в отмеченном положении и другой важный аспект - ответственность за обеспечение должного уровня управления мировой системой. Достаточно высокий уровень управления - одна из характерных черт нового мирового порядка, определяемая необходимостью решения стоящих перед человечеством важных и сложных проблем. Речь идет о более высокой организации общества на национальном и интернациональном уровне, о более совершенном управлении.

Таким образом, на рубеже нового века международному сообществу коллективными усилиями удалось определить основы мирового порядка, отвечающего требованиям глобального мира. Новый порядок призван воплотить идею единства человечества и опираться на высоко развитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия участников. 
 

США и новый миропорядок

Американская администрация однозначно выдвинула на первый план национальные интересы в ущерб интересам интернациональным. Позиция абсолютного примата национальных интересов едва ли может служить основой реальной политики. Она обусловлена двумя основными моментами:

во-первых, стремлением получить поддержку определенных сил внутри страны;

во-вторых, сократить бремя международной ответственности, особенно в материальном плане. 

Два видных американских специалиста пишут, что решение глобальных проблем "требует активного партнерства с союзниками и наделения Организации Объединенных Наций и других международных организаций средствами предотвращения крупных конфликтов, не в последнюю очередь потому, что Соединенные Штаты не в состоянии сами справиться с этими вызовами"6.

Углубление взаимозависимости государств диктует необходимость решать по-новому коренную проблему внешней политики государств, а именно соотношение национальных и интернациональных интересов. Упрочивается взаимосвязь интересов сообщества и его членов. От ущемления интересов сообщества страдают интересы государств, поскольку их обеспечение в растущей мере зависит от сообщества. Вместе с тем интересы сообщества требуют наиболее полного удовлетворения интересов государств, так как от этого зависит состояние самого сообщества. Служение интересам государств является смыслом существования сообщества.

После событий 11 сентября 2001 г. сложились благоприятные условия для создания широкой коалиции в целях не только борьбы с международным терроризмом, но и реализации принятой на "Саммите тысячелетия" программы. Однако эти условия были ликвидированы односторонними действиями США, что противоречило национальным интересам страны, а также международного сообщества в целом. Односторонний подход к решению международных проблем был официально узаконен конгрессом и нашел наиболее полное воплощение в принятой администрацией новой стратегии, изложенной в документе "Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов"7

Основная идея документа - Америка обладает беспрецедентным могуществом, не имеющим себе равного, и потому призвана формировать международный порядок и обеспечивать его соблюдение. Как свидетельствует история, могущественные империи существовали и в прошлом, но всякий раз их попытки установить господство над другими странами, в конечном счете, оканчивались поражением. Следует учитывать, что в прошлом претензии по масштабу были более ограниченными, чем нынешние глобальные претензии США. 

Стратегия предусматривает проведение "упреждающих" действий против враждебных государств. Если будет решено, что государство представляет потенциальную угрозу Америке или что оно укрывает группу, представляющую такую угрозу, то Соединенные Штаты будут осуществлять превентивное вмешательство в отношении соответствующего государства с тем, чтобы ликвидировать угрозу, если необходимо, то путем "смены режима".

США будут использовать свою военную и экономическую силу для поощрения "свободных и открытых обществ". Стратегия предусматривает, что США не допустят, чтобы их военному превосходству был брошен вызов. Такой подход отбрасывает нас в далекое прошлое. В Артхашастре, принадлежащей перу полулегендарного индийского мыслителя Каутильи (IV-III вв. до н. э.), говорилось "мудрый король должен укреплять свое государство и препятствовать процветанию других".

Подобная стратегия несовместима с основными принципами не только современного, но и международного права прошлого. Такая стратегия предполагает отказ от межгосударственного "порядка, который определял международные отношения со времен Вестфальского урегулирования 1648 года"8. Она несовместима не только с Уставом ООН, но и с принципами НАТО. Р.Коен пишет, что администрация Буша "рвет на куски международное право и обычаи, утверждая, что она может поступать как угодно во имя самообороны. Это не доктрина, это импульс"9

США и в прошлом неоднократно осуществляли интервенцию в отношении небольших стран. Однако Вашингтон всегда стремился оправдать свои действия юридическими аргументами. Ныне же Вашингтон официально отвергает обязательность для себя таких устоев международного порядка, как принцип суверенного равенства, неприменения силы, невмешательства, мирного разрешения споров и др. Возникает вопрос, насколько американская администрация отдает себе отчет о последствиях такой стратегии? Думается, что она не исключает негативной реакции международного сообщества. Подтверждением тому служат попытки США ослабить позиции Международного уголовного суда и добиться нераспространения его юрисдикции на американских граждан и, в первую очередь, на руководителей.

Из всего сказанного видно, что США ставят себя над правом. Американские специалисты предупреждают об опасности того, что новая стратегия обострит "восприятие Соединенных Штатов как играющих по собственным правилам в международных делах". Как исторический опыт, так и характерные черты современного мира дают основания считать, что подобная стратегия представляет опасность, прежде всего, для США. На это обращают внимание и авторитетные американские политики. Бывший президент, лауреат Нобелевской премии Дж.Картер заявил, что изменения в политике представляют "большую угрозу для нашей страны".

Новая стратегия послужит мощным стимулом дальнейшего роста антиамериканских настроений. Нельзя не учитывать, что США в гораздо большей мере зависят от остального мира, чем мир от них. Даже собственную безопасность США не в состоянии обеспечить в одиночку. 

Таким образом, первым шагом к решению глобальных проблем является существенное повышение уровня политического сознания, включая сознание международно-правовое. Новый мировой порядок может быть надежным при условии осознания всеми государствами и, прежде всего, крупными державами своей ответственности за его поддержание. При этом речь идет о сознании не только политической элиты, но и широких слоев населения. Поддержка последних становится важным фактором внешней политики, нуждающейся во все большей моральной и материальной опоре. Для решения этой задачи потребуются серьезные усилия государств, международных организаций, общественных движений. Информационная революция открывает для этого большие возможности. Задача состоит в том, чтобы умело их использовать. Важнейшим инструментом решения этой задачи призваны служить СМИ, которые приобретают невиданное ранее значение в обеспечении управления на национальном и интернациональном уровне.

В порядок дня поставлен вопрос о формировании всеобщей культуры мира, основанной на системе ценностей, в которой высшим приоритетом для всех людей являются мир без войн и конфликтов, создание на международном и национальном уровнях условий, благоприятных для устойчивого развития, для уважения прав народа и человека. Естественное многообразие культур не может служить препятствием для формирования общей культуры мира. Новый мировой порядок призван ускорить формирование глобальной цивилизации.

Повышение управляемости международной системы связано с повышение роли права, с обеспечением законности как на национальном, так и на международном уровне. Значение этого принципиального положения отмечается Декларацией тысячелетия ООН. 

Важным условием решения сложных проблем, которые стоят перед человечеством в XXI в., является создание нового мирового порядка, который позволил бы достичь высокого уровня сотрудничества государств, необходимого для успеха в этом деле. 

Примечания

1  Anand R. The Influence of History on the Literature of International Law. The Structure and Process of International Law. The Hague. 1983.
2  Common Responsibility in the 1990 s. Stockholm, 1991. 22 apr.
3  American Journal of International Law. 2002. No.1.
4  Marks S. The Riddle of All Constitutions: International Law, Democracy, and the Critique of Ideology. N.Y., 2000.
5   Resolutions and Decisions adopter by the General Assembly during ist fifty-fifth session. Vol.I. U.N. N/Y., 2001.
6  Lyman P., McDowell M. Most Americans Do Want to Be Engaged Abroad. Int. Herald Tribune, 2001. Jan.10.
7  The New York Times. 2002. Sept.20.
8  Praff W. A Radical Rethink of International Relftions. Intern. Herald Tribune, 2002. Oct.3.
9  Washington Post, 2002. Sept.26.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]