Образование
Обозреватель - Observer

 КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА РОССИИ


Наталья Разманова,
кандидат исторических наук

 

 Опыт финансирования, который не устарел



Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям хозяйственной и управленческой деятельности, является одним из факторов успешного развития экономики страны. Обращение к истории специального образования свидетельствует, что в дореволюционной России при создании сети коммерческих училищ был приобретен интересный опыт решения вопросов финансирования, выработаны принципы формирования бюджетов училищ и механизм использования поступлений от общественных организаций и частных лиц. 
 

Первый опыт

С момента зарождения коммерческое образование оказалось в сфере интересов торгово-промышленного сословия. В 1769 г. купечество Петербурга в качестве препятствия развитию торговли указывало на отсутствие в их среде знаний по бухгалтерии, коммерческим вычислениям, коммерческой корреспонденции, коммерческой географии, торговому и вексельному праву и иностранным языкам. Создание первого в России коммерческого учебного заведения оказалось возможным благодаря известному русскому промышленнику П.А. Демидову, выделившему в 1770 г. 205 тыс. руб. на содержание и обучение ста мальчиков из купеческих семей. После утверждения Екатериной II устава Демидовского коммерческого училища оно было открыто в Москве в 1773 г. До начала XIX в. это учебное заведение содержалось на частные средства и суммы, поступавшие как плата за обучение.

В начале XIX в. усложнение хозяйственной деятельности заставило правительство обратить внимание на подготовку чиновников по "счетной части". До этого они, как правило, не имели специального образования. 

Свидетельством нового отношения власти к коммерческому образованию стал и перевод в 1799 г. Демидовского коммерческого училища в Петербург с передачей его в ведомство императрицы Марии Федоровны и присвоением ему статуса императорского. 

В результате купечество утратило право влиять на управление училищем, которым оно обладало в Москве. Однако купечество продолжало предоставлять значительные денежные суммы на нужды училища. Это открывало представителям торгового сословия возможность войти в среду высшей сановной бюрократии и приблизиться к императорской фамилии. Кроме того, это позволяло без бюрократических проволочек получать поддержку казны коммерческим и промышленным предприятиям. 

Петербургское коммерческое училище, перейдя в ведение государства, приобрело несколько постоянных статей поступлений финансовых средств: отчисления из казны, плата за обучение и содержание, значительные пожертвования официальных и частных лиц. Уже в первой трети XIX в. сформировался механизм использования денежных поступлений. Капиталы, которые жертвовались не только предпринимателями, но и членами царской фамилии, всегда имели целевое назначение.

Они предназначались на определенную единовременную цель - благоустройство училища, приобретение оборудования, научной и учебной литературы. Основной, или, как тогда говорили, "неприкосновенный" капитал училища также складывался из пожертвований, имевших целевое назначение. Как правило, на проценты с этих сумм содержались учащиеся из бедных семей. В конце XIX в. немалые суммы на стипендии учащимся предоставил Волжско-Камский акционерный коммерческий банк, искавший поддержки в кругах, приближенных к императору.

Практика финансирования в том виде, как она сложилась в Петербургском императорском коммерческом училище, во многих своих проявлениях стала обычной для казенных коммерческих училищ и сохранялась в России на протяжении почти ста лет. 

После перевода Демидовского училища в столицу Москва осталась без коммерческого учебного заведения. В 1803 г. по предложению городского головы М.П.Губина и при поддержке совместного собрания Купеческого и Мещанского обществ было создано Московское коммерческое училище. В процессе утверждения его устава оно также перешло в ведомство императрицы Марии Федоровны и получило статус императорского.

Однако московское купечество проявило большую заинтересованность в развитии коммерческого образования. На его содержание было решено ежегодно выделять 15 тыс. руб. из средств Купеческого общества, около 150 тыс. руб. было дано на постройку здания. В 20-30-х годах XIX в. около 100 тыс. руб. на библиотеку и учебные кабинеты пожертвовали известные московские купцы К.А. и А.А.Куманины. Правительство, не имея достаточно средств на содержание коммерческого училища в Москве, согласилось на его финансирование за счет Купеческого общества. 

Это позволило московскому торгово-промышленному сословию сохранить право на участие в руководстве учебным заведением. Попытки правительства с середины 20-х годов регламентировать хозяйственно-управленческую деятельность купечества в коммерческом училище вызвали серьезные конфликты между городским головой и директором училища, вмешивавшимся в распределение общественных сумм. 

Борьба правительства и корпоративной купеческой организации за главенство в руководстве училищем закончилась с принятием в 1851 г. нового устава. Главную роль стал играть попечитель училища, утверждаемый императором. В помощь ему избирался Совет училища в составе городского головы и пяти членов из купцов первой гильдии, осуществлявших "попечение" о содержании училища. Совет мог самостоятельно заведовать суммами и имуществом в размере до 5 тыс. руб. серебром. Операции с более значительными капиталами утверждались императором.

Осуществление распоряжений по финансово-хозяйственной части не принадлежало Совету. Им занималось особое правление под руководством директора. 

Серьезно ограничив права московского купечества в управлении училищем, правительство Николая I подтвердило свою политику, направленную на свертывание хозяйственной и культурной инициативы торгового сословия. 
 

Источники финансирования в 1860-1880-х гг.

В 1803 г., одновременно с Московским императорским училищем, в старой столице было учреждено еще одно коммерческое учебное заведение. 

Его основателем стал прусский коммерсант, крупный теоретик и практик в области счетных наук, автор "Самоучителя бухгалтерии" К.И.Арнольд. Заручившись обещанием финансовой помощи влиятельных московских купцов А.Куманина, И.Козлова, В.Просвирнина и С.Вепринцева, он учредил Московскую практическую академию. Хотя устав и ее учебные планы следовало утверждать в министерстве финансов, она не превратилась в казенное училище. 

Практическая академия с 1810 г. являлась общественным учебным заведением и долгое время оставалась единственным коммерческим училищем в России, существовавшим на собственные средства. Торгово-промышленный мир Москвы принял решение содержать ее, не обращаясь за субсидиями к казне.

Было создано Общество любителей коммерческих знаний, единовременно пожертвовавшее 11,5 тыс. руб. в качестве основного капитала. Кроме процентов с него, Практическая академия существовала за счет взносов членов Общества и платы за обучение и содержание учащихся. На протяжении первой половины XIX в. наибольшие поступления давали пансионеры, сыновья купцов из Астрахани, Вологды, Воронежа, Вятки, Кишинева, Костромы, Одессы, Петербурга. Отказавшись от содержания за государственный счет, академия приобрела известную свободу в определении своих целей, учебных планов, найме преподавателей. 

Однако независимость давалась нелегко. Численность учащихся росла неравномерно, в зависимости от образовательной политики правительства, оживления в хозяйственной жизни страны.

Даже одна из самых высоких в стране плата за обучение не спасала Московскую практическую академию от дефицита бюджета. В то же время в течение первых 40 лет ее существования трижды приобретались новые здания, неоднократно делались пристройки.

Этим можно объяснить финансовые затруднения. При этом Практическая академия получила поддержку казны при покупке здания на Покровском бульваре. Для этой цели министр финансов Е.Ф.Канкрин испросил у Николая I ссуду в 100 тыс. руб.

Это подтолкнуло московских купцов и фабрикантов к расширению пожертвований. В 30-40-х годах немалые суммы предоставили К.С.Бубнов (24,5 тыс. руб.), А.С.Ширяев (15 тыс.), П.А.Бронников (11,5 тыс.), Д.Л.Тулупов (12 тыс.), И.М.Михайлов (10 тыс.). В результате капитал академии к середине 40-х годов превысил 100 тыс. руб. Несмотря на это, к 50-м годам значительные издержки и сокращение числа учеников вновь резко ухудшили финансовое положение академии. 

Решение проблемы финансирования Практической академии пришлось на 60-е годы. В 1868 г. В.С.Марецкий на заседании Общества любителей коммерческих знаний, где присутствовали влиятельные московские предприниматели - В.И.Якунчиков, М.А.Горбов, К.А.Попов, А.И.Абрикосов и В.Г.Сапожников, предложил учредить Академический общественный банк. Главными пайщиками, по его мысли, должны были стать члены Общества любителей коммерческих знаний и Московская практическая академия коммерческих наук. В выработке основных принципов деятельности этого банка принял участие старшина московского купечества В.М.Бостанжогло. Он заявил о необходимости создать в Москве Общество взаимного кредита (ОВК) и ежегодно отчислять из 10% чистой прибыли, предназначенной на "общественные пользы", 5% на счет Практической академии. Идею учреждения ОВК активно поддержал и помог осуществить богатейший отечественный предприниматель В.А.Кокорев. Пятипроцентные отчисления в пользу академии стали поступать с 1872 г. Первая субсидия составила около 18 тыс. руб. 

Деятельность купечества по финансированию Московской практической академии свидетельствует, что это сословие в первой половине XIX в. не было сплошным "темным царством". Мысль о создании коммерческих училищ зарождалась и в провинции.

В 1853 г. купечество Казани, решив организовать коммерческое училище, открыло сбор средств на его создание. К началу 70-х годов была собрана сумма в размере 117 тыс. руб. 

В 1868 г. на собрании Городского общества Харькова при активном участии торгово-промышленного сословия было принято решение о создании городского коммерческого училища. В качестве основного капитала этого учебного заведения была собрана сумма 50 тыс. руб., из которой 40 тыс. предоставил городской Купеческий банк.

Важным моментом в развитии коммерческого образования в России стало учреждение в 1883 г. Александровского коммерческого училища Московского биржевого общества. Это учебное заведение оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, в создании и управлении которыми приоритетную роль стремилось играть государство, и новыми коммерческими училищами, создаваемые силами общественности и в финансовом отношении независимыми от власти. 

Создателем Александровского училища был известный московский благотворитель Н.А.Найденов, председатель Московского биржевого комитета, организатор и член правления Московского купеческого банка. Его инициатива получила поддержку богатейших промышленников и финансистов Москвы - И.Н.Коншина, И.А.Лямина, И.С.Мальцева, Т.С.Морозова, К.Т.Солдатенкова. В число жертвователей вошли крупные торговые дома - "В.Алексеев", "Л.Кноп", "П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин", "Вогау и К°", "А. и Г. Ивана Хлудова сыновья", целый ряд мануфактур, Московский купеческий банк. Основной капитал училища первоначально составлял более 70 тыс. руб., а к началу ХХ в. достиг почти 800 тыс. руб.
 

Коммерческие училища в 1890-1910-х гг.

Развитие в России капиталистических отношений в торгово-промышленной и банковской сферах привели к расширению потребности в квалифицированных служащих. Министерство финансов, определявшее хозяйственную политику государства, сыграло решающую роль в распространении коммерческого образования. В 1896 г. по представлению министра финансов С.Ю.Витте Николай II утвердил Положение о коммерческих учебных заведениях, действовавшее до 1917 г. Из подчинения министерству народного просвещения коммерческие училища были переданы министерству финансов. Специально созданный учебный отдел министерства получил обширные полномочия в разрешении вопросов учреждения, содержания коммерческих учебных заведений и предоставления им финансовой помощи за счет казны в случае необходимости.

Деловые круги России поддержали реформу, передававшую управление, финансирование и право распоряжаться денежными средствами коммерческих училищ корпоративным организациям предпринимателей и частным лицам. Еще в ходе разработки Положения стали возникать попечительные советы учебных заведений, в которые вошли наряду с представителями администрации крупные жертвователи из числа предпринимателей. Основным итогом реформы коммерческого образования стало возникновение сети коммерческих общественных и частных училищ.

До 1896 г. казенных и общественных училищ было всего 8, через 10 лет с начала реформы - более 70, а к 1914 г. насчитывалось около 200. Из всей суммы 3.159.282 руб., находившейся в распоряжении коммерческих училищ в 1903/04 учебном году, средства, предоставленные государством, составили всего 16 тыс. руб.

Управление финансами коммерческих училищ в начале ХХ века основывалось на принципах открытости. Ежегодно на общем собрании попечительного совета, дирекции и преподавателей делался скрупулезный постатейный финансовый отчет, который затем публиковался в виде годового отчета коммерческого училища. При создания сети общественных коммерческих училищ широко использовался опыт финансирования Практической академии и Александровского училища. Источники поступлений в бюджеты учебных заведений были разнообразны: плата за обучение (колебавшаяся в пределах 100-300 руб.); единовременные пожертвования предпринимателей и сословных представитель- ских организаций купечества на нужды училищ; проценты с постоянно увеличивавшихся капиталов, составленных из денежных вкладов и ценных бумаг. 

Так, в 1905 г. основной капитал Казанского коммерческого училища составлял 10 тыс., а в 1915 г. он возрос до 75 тыс. руб. 

Расширение торгово-промышленной деятельности крестьянства и городских слоев обусловило появление новых источников финансирования. Значительной статьей поступлений стали сборы с сословных и промысловых свидетельств, выдававшихся ежегодно тем, кто вел розничную торговлю в городах. 

Так, "плательщики промыслового платежа" при организации Виленского коммерческого училища решили отчислять от 2 до 25 руб. в зависимости от заявленного капитала, что в целом составило сумму в 20 тыс. руб. в год.

Саратовское Купеческое общество также решило отчислять с промысловых и гильдейских свидетельств по 6.800 руб. каждый год. 

На общем собрании Бакинского биржевого купечества были установлены нормы самообложения для сооружения здания училища. 

Харьковское Купеческое общество ежегодно собирало при оформлении торговых документов по 50 руб. с купцов первой гильдии и 15 руб. с купцов второй гильдии. 

Большая часть средств составляла капиталы, проценты с которых предназначались на стипендии и пособия учащимся из "недостаточных" семей купеческого и мещанского сословий, так как плата за обучение была весьма высокой.

В качестве примеров можно привести взносы Харьковского общества взаимного кредита приказчиков, внесшего на эти цели 40 тыс. руб., Харьковского земельного банка (14 тыс.), Второго харьковского общества взаимного кредита (12 тыс.), Харьковского торгового банка (7 тыс.). 

Активно участвовал в создании фондов для выплаты стипендий Волжско-Камский коммерческий банк. Его правление выделило с этой целью для Саратовского коммерческого училища в 1902 г. 12,5 тыс. руб., а затем ежегодно в течение трех лет отчисляло по 6 тыс. руб. 

Купеческое и Мещанское общества Саратова пожертвовали на стипендии два капитала в размере 2,5 тыс. руб. По решению городского правления также была учреждена стипендия на проценты с капитала 2,1 тыс. руб., а от Саратовского биржевого общества - 2,6 тыс. руб. Предприниматели Баку в год основания коммерческого училища пожертвовали около 30 тыс. руб. на пособия учащимся.

Казанское биржевое общество приняло решение основать 3 стипендии для учеников коммерческого училища. 

В Ярославле основную финансовую поддержку коммерческому училищу оказывала Городская дума. 

В целом в начале ХХ века на выплату пособий и стипендий ежегодно предназначался фонд, превышавший более 2 млн. руб.

Это направление деятельности торгово-промышленного сословия России приобретало все большее общественное значение. До 1896 г. немногочисленные коммерческие училища были сословными учебными заведениями, в их уставах особо оговаривалось преимущественное право поступления выходцев из купечества. 

Так, в Практической академии коммерческих наук обучались отпрыски таких богатейших предпринимательских кланов России, как Боткины, Найденовы, Поповы, Рябушинские, Трапезниковы. 

Реформа сделала коммерческие училища открытыми для всех сословий. Около двух третей учащихся составляли выходцы из крестьянского и мещанского сословий. Формирование фонда стипендий и пособий для малоимущих свидетельствовало, что предприниматели страны активно способствовали демократизации специального образования России.

Значительная часть расходов шла на оплату труда преподавателей, врачей и служащих в коммерческих училищах - 2.026 тыс. руб. из общей суммы ежегодных расходов на содержание коммерческих училищ 2.925 тыс. руб. Высокие оклады позволяли приглашать в коммерческие училища университетскую профессуру. Это приближало уровень преподавания специальных дисциплин к институтскому. 

Довольно большие средства уходили на ремонт и, самое главное, наем зданий - до 13% ежегодно. Поэтому попечительные советы и директора коммерческих училищ стремились как можно скорее построить собственные здания. Именно на эти цели казна, вообще редко предоставлявшая субсидии коммерческим училищам, выдавала средства, так как единовременно требовалась большая сумма - от 200 до 400 тыс. руб. 

В среднем стоимость недвижимости коммерческих училищ колебалась в пределах от 100 до 400 тыс. руб. Учебных заведений, здания которых оценивались 500-600 тыс. руб., по всей России было не более полудюжины. В их числе было Казанское коммерческое училище, стоимость здания которого в 1904 г. была около 500 тыс. руб. Самым богатым было Александровское коммерческое училище в Москве. Его недвижимость на Старой Басманной улице, включая оборудование, оценивалась в 1,143 тыс. руб. 

По данным учебного отдела министерства торговли и промышленности к 1913 г. стоимость зданий подведомственных ему коммерческих училищ превышала 11 млн. руб.

Немалые траты производились на оборудование физических, химических и естественно-исторических кабинетов и лабораторий. Промышленники и купцы широко жертвовали образцы товаров, машин и оборудования для оснащения предметных товароведческих кабинетов. Собирались учебные и научные библиотеки. 

Обеспечение стабильного финансирования коммерческих училищ из разнообразных источников создало прочную основу для их развития, что позволило в короткий срок создать в России разветвленную сеть общественных и частных коммерческих учебных заведений. Это было не только долгосрочное вложение капиталов, обеспечивавшее отечественную промышленность, торговлю и банки квалифицированными специалистами. Активное участие предпринимателей страны в создании финансовой базы для коммерческого образования следует рассматривать как своеобразную форму общественной деятельности.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]