Культура и спорт
Обозреватель - Observer


 

 точка зрения
 
 

 ПЕВИЦА РЕДКОГО ДАРОВАНИЯ


Тамара Толчанова

 

 Встречи с Еленой Дмитриевной Кругликовой



Москва. Зима. Большой театр.

Девочка-подросток пятнадцати лет из северной провинции стоит у афиши. Читает вслух: "Опера П.И. Чайковского "Евгений Онегин". Партию Онегина исполняет Иван Петров, Ленского - Сергей Лемешев..., Татьяны - Елена Кругликова".

Дядя Алеша, к которому она приехала в гости, с любопытством наблюдает за племянницей. Остановила чтение.

- Скажите, партия - это что?

- Это исполняют, поют. - Девочка молчит.

- Хочешь послушать? - лукаво спрашивает он.

- Хочу... Я никогда не слушала оперы.

- Пошли.

В руках у дяди Алеши билеты на дневной спектакль.

С замиранием сердца девочка входит в вестибюль. Девочка-подросток - это я. В мыслях неустанно звучит фраза: "Я в Большом театре... Приеду домой и если расскажу, подружки не поверят".

Поднимаемся по лестнице выше, еще выше. Входим на балкон. Садимся на свои места. Облокачиваюсь на бархатные перила. Волнуясь, с интересом смотрю вниз, в партер, где не спеша рассаживаются слушатели. Поднимаю взор на расписанный кистью художника лепной потолок. А вот и сцена. Огромная сцена закрыта красивым занавесом. Такой красоты занавеса я еще никогда не видела. А этот зал - с многочисленными цветными лепками, покрытыми позолотой. Это потрясающее ум и воображение зрелище. От всего этого в душе трепет.

Вот медленно зал охватывает темнота, только софиты освещают сцену. Тишина. И где-то внизу, издалека слышатся звуки. Это оркестр играет вступление к опере "Евгений Онегин". Красивый занавес медленно поднимается вверх. Я погружаюсь в сказку или сон.

Знакомые герои романа Пушкина оживают. Звучит хор крепостных девушек. А вот появляются Ленский с Онегиным. А вот и сама Татьяна. Память восстанавливает текст поэта:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла бы она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Мне, провинциальной девочке, глубоко запал в память образ Татьяны в исполнении Кругликовой.

По окончании спектакля мы возвращались домой на Пресню пешком. Изредка дядя Леша что-то говорил. Да, оказывается в фойе театра и в одном из залов Кремля есть отдельные лепки его работы. Но тогда я не придала значения его словам.

Я возвратилась в милый северный городок. Продолжала учебу - сначала в школе, а потом... потом, не сказав родным, знакомым, прошла по конкурсу и поступила в театральное училище. И вот последний курс театрального.

Выпускной спектакль. Играю в двух пьесах: Поленьку в "Доходном месте" Островского и Варвару Павловну Лаврецкую в инсценировке по роману "Дворянское гнездо" Тургенева.

Выпускной спектакль был в последний день мирной жизни в нашей стране. Начало Великой Отечественной. Выпускники нашего училища почти целиком пошли в военкомат. Но забрали через несколько месяцев, и только мужчин. Мы пригодились в госпиталях.

Я все же попала на фронт. A в театре работать так и не довелось.

Прошло десять лет после войны. Меня командировали на работу в Чехословакию, в город Карловы Вары, в санаторий "Империал", куда приезжали лечиться советские граждане. И здесь произошла встреча с Народной артисткой РСФСР Еленой Дмитриевной Кругликовой.

Ужель та самая Татьяна?..

Набравшись храбрости, подошла и высказала свое юношеское впечатление и восторг. Елена Дмитриевна рассмеялась, обняла меня за плечи и, вздохнув, сказала:

- Приятно слышать, но это все в прошлом.

В последующие дни мы встречались в фойе или вестибюле санатория, улыбались или обменивались незначительными фразами. Но однажды ко мне подошла группа отдыхающих с просьбой "уговорить" Кругликову выступить с концертом. Мне удалось это сделать. Кругликова не могла отказать. Концерт прошел с большим успехом.

А на следующий день последовал звонок из советского посольства в Праге. Мы вместе ехали в Прагу. После концерта в посольстве был дан ужин, и только к обеду мы вернулись в санаторий. Алексей Никитич Лаврищев, муж Елены Дмитриевны, с нами не поехал, а на следующий день надулся и ворчал: "Ну, теперь пошла по рукам, испортила мне и себе отдых".

За эту поездку я поближе познакомилась с певицей. Елена Дмитриевна оказалась очень доброжелательной и интересной собеседницей. Я узнала, что она - дочь сапожника, родилась в подмосковном Подольске 16 июня 1905 г. Девочкой очень любила петь. "Наверное, начала петь еще в утробе матери", - шутила певица. После окончания 8 классов без экзаменов была принята в музыкальный техникум при Московской консерватории.

"Утром, когда еще не рассветало, я мчалась на поезд, чтобы успеть к началу занятий в техникуме, и возвращалась, когда было совсем темно. А зимой рано темнеет. И так три года. А с третьего курса меня пригласили стажером в Большой театр. В Большой театр, Храм искусства, - рассказывала певица. - А через год, - на лице Кругликовой появилась какая-то светлая улыбка воспоминания, - мне поручили петь Татьяну в "Евгении Онегине". Представляешь, Татьяну! Эту партию исполняют только известные певицы. А я, дочь сапожника, студентка третьего курса, и вдруг - Татьяна, главная роль оперы".

- Да Вы лучшая исполнительница Татьяны. Вы не исполняли ее - Вы и есть Пушкинская Татьяна. Мне даже кажется, Пушкин прямо для Вас создал героиню, - выпалила я.

- Мне и правда образ Татьяны был очень близок, - задумчиво ответила певица.

Этот разговор состоялся, когда мы возвращались из Праги.

Более 20 лет Кругликова украшала сцену Большого театра и пользовалась успехом у публики и любовью сослуживцев. Ею были исполнены различные партии: Татьяна в "Евгении Онегине" и Оксана в "Черевичках" П.И. Чайковского, Вера в "Вере Шелоге" и Хеврония в "Сказании о граде Китеже" Н.Римского-Корсакова, Маша в "Дубровском" Э.Направника, Наталья в "Тихом Доне" и Лушка в "Поднятой целине" Дзержинского. С успехом она исполнила роли Этери в опере "Абессалом и Этери" композитора З.Палиашвили; партию Графини в "Свадьбе Фигаро" Моцарта; Эльзы в "Лоэнгрине" Р.Вагнера. Блистательно ею исполнены роль Матильды в опере "Вильгельм Тель" композитора Дж. Россини. Ей было присвоено почетное звание Лауреата Сталинской премии первой степени.

В газете "Правда" за 1945 г. писали о Е.Кругликовой: "Дело не только в количестве исполненных ролей и партий, насколько широк и разнообразен репертуар исполнительницы, а главное - в сценическом подходе к исполнительскому творчеству, стремлении схватить в художественном образе основное, наиболее характерное - это достоинство певицы".

Еще отмечалось как большое достоинство искренность и непосредственность, внутренне оправданная простота, чуждая манерности.

"Большой, красивый голос, лирико-драматическое сопрано, природная музыкальность и горячая любовь к избранной профессии определили успех Кругликовой еще в студенческие годы.

При выпуске из консерватории ее имя золотыми буквами занесено на почетную мраморную доску, где запечатлены имена лучших учеников, окончивших консерваторию с отличием", - писала пресса.

"Ей присуща глубокая артистичность, вызывающая у слушателей радостное художественное волнение. Это обеспечивает ей прочный и большой успех".

Кругликова много ездила по стране с концертами. Во время Великой Отечественной войны ее имя значится среди активных участников фронтовых концертных бригад.

Вот одно из воспоминаний певицы.

"Ночь на 3 августа 1943 г. я провела на фронтовом командном пункте под Белгородом, в восьми километрах от линии огня. Выступали для бойцов, которым предстояло сразу идти в наступление.

Я спела арию Антониды из оперы "Иван Сусанин" композитора Глинки, а затем песню Тихона Хренникова "Иди, любимый мой, родной" и, не удержавшись, добавила: "Считайте, что с этими сердечными словами к вам обращаются ваши жены, матери, сестры и любимые девушки".

"Дальше, - вспоминает артистка, - мы двигались вслед за наступающими войсками. Выступали под открытым небом, под гул самолетов, а часто и под стрекот пулеметов. Это было на Белорусском и Киевском направлениях. Бойцы перед наступлением клялись не щадить своей жизни в боях за победу над фашизмом".

Окончился отдых в Карловых Варах. Через день Елена Дмитриевна уезжала. Провожали почти все отдыхающие и сотрудники санатория.

Алексей Никитович, нахмуренный, сел в машину и проворчал:

- Ну, всех перецеловала! Может, останешься?

Машина медленно отъезжала от подъезда. Оставшиеся махали руками ей вслед - "Счастливого пути!".

Годы, как быстро проходят годы! Изменилось много в жизни певицы, да и в моей тоже. Я уже много лет работаю в Кисловодске в филармонии и вдруг получаю приглашение - перевод на работу в Москву. Занимаюсь обменом квартиры, обустройством быта.

Звоню Елене Дмитриевне. Волнуюсь: узнает ли, вспомнит ли, захочет ли говорить и встретиться. А может, сменила квартиру - прошло пятнадцать лет.

- Алло, я Вас слушаю, - отвечает мягкий грудной голос, ее голос.

- Это Вы? - задаю от волнения глупый вопрос.

- Да-а-а, а кто со мной говорит?

- Это... это... Если помните Карловы Вары... Тамара.

- Неужели? Конечно, помню. Вы откуда звоните?

Я сообщаю адрес.

- Так близко? Если свободны, быстренько к нам. Адрес помните? Да, Горького, восемь. Я только что вынула из печки пирог. Жду.

Как будто и не было такой долгой разлуки. Открывая дверь лифта на шестом этаже, почувствовала запах печеного пирога. Дверь открыл Алексей Никитович. Поворчал, целуя в щеку: "Я с голоду умираю".

Стол был накрыт. Ароматный чай, пироги, уют в квартире - все радовало и успокаивало. Алексей Никитович вскоре ушел в свою комнату, а мы чаевничали, говорили, говорили...

В 1956 г. директор Большого театра Михаил Иванович Чулаки решил обновить состав труппы. "На смену нам, - без горечи произнесла Елена Дмитриевна, - пришли молодые талантливые певцы и певицы. Голос как будто звучит, но, видишь, как растолстела - какая тут Татьяна!".

У меня хотел вырваться вопрос, но она опередила: "Что я делаю? Без дела не сижу. Пироги для мужа пеку, - в рифму сказала хозяйка. - Да и молодых птенцов петь учу. Я доцент вокальной кафедры Московской консерватории. В основном беру с периферии, есть таланты".

Я слушала этого человека и думала, чего в ней больше: таланта или душевной теплоты? Вдоволь того и другого.

- Знаешь, я еще и с концертами выступаю. Хочешь почитать, что пишут?

Она достает из шкафчика пачку газет и журналов.

- Читай, а я пойду посуду помою.

Читаю первое, что попало на глаза. Автор С.М.Хромченко.

"Мне много раз довелось выступать вместе с Еленой Дмитриевной в опере и в концертах. В "Евгении Онегине" меня поражала трепетность, лиризм и вдохновленность в исполнении партии Татьяны. Она не играла Пушкинскую Татьяну - на сцене была подлинная Пушкинская Татьяна. (Как это совпадало с моим восприятием!) Среди многих качеств хочется выделить два: разносторонность и обаяние. (Я опять мысленно произношу: подтверждаю.)"

В руках журнал "Советская Молдавия" (Кишинев, 1957 г.) Интересно, что пишет И.Милютин?

"Елена Кругликова - певица большого дарования. Ее исполнение отличается подлинным мастерством. Выразительное и эмоциональное пение сочетается с замечательной сценической игрой, в результате этого каждое произведение, исполненное певицей, превращается в яркую музыкальную картинку, овеянную дыханием живого и искреннего чувства".

Далее перечисляется репертуар, исполненный певицей: романс Римского-Корсакова "Сон в летнюю ночь", романсы Чайковского. "Как неузнаваемо звучит романс "Страшная минута", где глубокое, трепетное чувство, и романс "День ли царит", где всепоглощающий порыв любви. Или ария Баттерфляй из оперы Пуччини "Чио-Чио-Сан", где певица передает неуемную тоску безвозвратной любви. А романс Сарасатте "Черный веер"? Возникает образ лукавой, коварной соблазнительницы.

И дальше читаю об образе Татьяны, об искренности и перевоплощении актрисы из образа юной девушки в Татьяну в последней сцене. Очень, очень тепло воспоминает Народная артистка Валерия Барсова o Кругликовой.

А вот читаю журнал "Советский артист" (2 апреля 1976 г.). На обращение к певице в преддверии 200-летия Большого театра артистка Е.Д.Кругликова коротко отвечает.

Вопрос: Ваша любимая партия на сцене Большого театра?

Ответ: Моя первая большая партия стала самой любимой - Татьяны в "Евгении Онегине". Очень любила партию Лушки в "Поднятой целине" И. Дзержинского.

Вопрос: Какое событие на протяжении Вашей творческой деятельности было для Вас самым значительным?

Ответ: Каждая новая партия, подготовка к спектаклю, каждое выступление на сцене Большого театра были для меня значительным событием. Среди этих событий могу выделить исполнение партии Графини в спектакле "Свадьба Фигаро", которым дирижировал Ф.Штидри, и участие в спектакле "Вильгельм Тель", отмеченном Государственной премией.

Вопрос: Ваше пожелание коллективу Большого театра.

Ответ: Желаю дальнейшего расцвета оперного и балетного искусства Большого театра. Сочетание в репертуаре произведений композиторов-классиков и советских авторов и чтобы искусство Большого театра было достойно огромной любви, которой оно пользуется у советского народа, достойно нашей великой эпохи. Народная артистка РСФСР Елена Дмитриевна Кругликова.

Я дочитывала последние строчки, когда с грудой чистых тарелок вошла хозяйка дома.

- Ты все еще читаешь? Не надоело?

Уже наступила ночь. Я поблагодарила певицу и поспешила домой. Шла и думала: какое счастье - встреча с этим человеком.

К счастью, наши дружеские отношения еще долго продолжались. Мы вместе чаевничали, ходили на концерты в филармонию и даже отдыхали в Доме отдыха "Вороново" под Москвой.

Жизнь шла своим чередом. Я продолжала работать. Частые командировки по России с группами писателей, писательские встречи на заводах, в клубах поглощали свободное время. Так шли годы.

Однажды, возвратясь из командировки, позвонила Кругликовой. Ответил незнакомый женский голос:

- Она в больнице, очень больна. В плохом состоянии.

- В какой больнице?

- Посещение ее запрещено, - голос отвечал сухо, без сочувствия и переживания.

Через день в газете "Вечерняя Москва" от 28 июня 1982 г. читаю:

"Министерство культуры СССР, ЦК профсоюза работников культуры, Государственный академический Большой театр СССР, Всероссийское театральное общество, Московская государственная консерватория с глубоким прискорбием сообщают о кончине Народной артистки РСФСР, Лауреате Государственной премии СССР Елены Дмитриевны Кругликовой.

Гражданская панихида состоится 29 июня в 12 часов в Большом театре СССР".

Жаркий летний день. Артисты Большого театра на гастролях, а к зданию театра подходят и подходят люди с цветами.

Поднимаюсь в фойе второго этажа. Нас ждет любимая певица. Она лежит как живая, и кажется, чуть-чуть улыбается. Розы, розы, розы покрывают ее тело.

Время прощаться. Кого-то ждем. Вот по лестнице быстро поднимается Иван Семенович Козловский. В руках его не розы, нет - любимые Кругликовой полевые цветы, незабудки. Он молча положил их на сложенные руки певицы. Молча всматривается в знакомые черты усопшей. О чем он вспоминает? И вот, не отрывая глаз от ее лица, чуть слышно говорит:

- Дорогая Аленушка, двадцать лет я счастлив был, выходя на сцену, когда мы вместе выступали. Много творческих радостей пережили мы с тобой. Аленушка, радостно было видеть тебя партнером. Уходя после выступлений, мы говорили друг другу "до свидания". Вот и сейчас я не хочу говорить "прощай". До свидания, Аленушка.

Он наклонился и поцеловал ее сложенные руки, где лежали незабудки. Мы стояли со слезами на глазах.

На Ваганьковском кладбище, когда опускали в могилу гроб с телом певицы, вдруг внезапно при голубом ясном небе на минуту хлынул дождь, сильнейший короткий дождь. И опять засияло солнце. Чей-то голос сказал: "И природа о ней всплакнула".

Через десять лет ушел из жизни и Иван Семенович Козловский. И никто не ответит, встретились ли они там?

Изредка я навещаю могилу Елены Дмитриевны. С памятника смотрит живое лицо с улыбкой на устах. Спи спокойно, любимая певица. Я не забыла тебя. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]