Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 ЗИГЗАГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ


Виктор Кременюк,
доктор исторических наук, профессор

 

 Есть ли у России стратегический замысел?


Длительный вояж российского президента по странам Азии - Малайзия, Таиланд, Киргизстан - и затем последовавшие за ней поездка в Италию и Францию вновь заставили многих обозревателей задаться вопросом: где же находится истинный фокус внешней политики России? Это - Восток, Азия или же Запад, Европа и Америка? Определенная интенсивность действий Москвы наблюдается и здесь, и там. Разговоры о некоем "промежуточным" статусе России не прекращались никогда и продолжают оставаться частью дебатов. Мало того, появились некоторые публикации, которые прямо говорят о некоей роли России в качестве "посредника" между Востоком и Западом, между развитым Севером и развивающимся Югом.

Все это, с одной стороны, свидетельствует о том, что реальной внешнеполитической стратегии у посткоммунистической России как не было, так и нет, а взамен, как и сто лет назад, идут бесконечные и часто беспредметные разговоры о ее некоей особой "миссии". С другой же стороны это говорит о том, что России пора определяться со своими симпатиями и антипатиями и переходить к формированию стратегии на основе правильного понимания своих интересов и вписываться более активно в дела современного мира.

Что же касается напыщенных разговоров о роли "посредника", то для начала надо бы определиться, требуется ли такая фигура в современном глобализирующемся мире, где имеются ООН и другие международные механизмы "притирки" интересов разных групп стран, и приглашал ли кто-нибудь Россию на роль "посредника", не говоря уже о том, справится ли она с ней, если вдруг кому-нибудь придет в голову сделать это.

Но все это - о второстепенном, о том, что могло бы быть при каких-то весьма спорных обстоятельствах. Главное же - это ответы на вопросы: свидетельствует ли безусловная внешнеполитическая активность президента о наличии у России стратегического замысла, близкого по духу и масштабам либо петровской мечте о "Российской империи", либо замыслам вождей российского коммунизма о глобальной миссии России в освобождении человечества? Или, если допустить, что у нынешнего российского режима нет таких амбиций, то есть ли у него хотя бы понимание, что Россия в одиночку вряд ли выживет в современном мире и ей надо решать вопрос о том, с кем она, куда ей двигаться и как решать накопившиеся проблемы.

Для начала надо признать, что, конечно же, сформулировать ответы на эти вопросы нелегко.

России и ее лидерам наверняка хотелось бы, чтобы у страны был внушительный, не африканского размера, ВВП, чтобы уровень ее безопасности отвечал характеру и масштабам угроз, чтобы капиталы, наука и культура не бежали из страны, а, наоборот, шли полным ходом в Россию; чтобы, наконец, Россия перестала быть пугалом и стала нормальной удобной для проживания и привлекательной для бизнеса страной. Если исключить различных экстремалов и слева, и справа, то наверняка весь спектр политических сил от умеренных правых до умеренных левых, включая все оттенки центра, хотел бы именно этого и уверяет себя и всех других, что работает на эту цель.

Но объективные данные России иные: она непривлекательна для иностранного, да и для своего собственного капитала; потеряла уже десятки тысяч лучших умов, уехавших за рубеж; ее лучшие художники и писатели продолжают жить где угодно, но только не в России.

В этих условиях выстроить такую внешнеполитическую стратегию, которая не просто заставила бы других забыть о "малопривлекательности" России, а, наоборот, вызвала бы благожелательный интерес и стремление сотрудничать, непросто. Но - надо, иначе очень легко Россия может стать чем-то вроде "изгоя", "парии" современного мира, неспособной ни не напугать, как следует (хотя бы как это делал Советский Союз), ни осуществить реформы, себе же во благо. Этакая огромная, потенциально богатая, а на деле нищая страна с раздутым бюрократическим аппаратом, развившим невиданную коррупцию, но неспособным грамотно и честно управлять.

Как в этих условиях строить внешнюю политику?

На личной основе, добиваясь дружбы с каждым крупным лидером - Дж.Бушем, Т.Блэром, Г.Шредером, Ж.Шираком, С.Берлускони?

Но далеко так не уедешь; лидеры меняются; одни приходят, другие уходят. Меняется политика. Это ведь не средневековая Европа, где монархи сидели на троне по несколько десятков лет. Там, может быть, и имело смысл строить политику на личной дружбе. Но и тогда уже умные люди советовали строить отношения на основе правильно понимаемого интереса, а не личных симпатий. Не своего личного интереса, а национального, за которым будет стоять вся страна, ее народ, армия, представительные институты.

В этом случае можно создавать нечто вроде стабильного и предсказуемого окружения для страны. А иначе - любые "успехи", навеянные сиюминутной дружбой, неизбежно станут потерями.

Это только в советское время "дружба" считалась категорией, на которой строят внешнюю политику.

Что же в этом случае взять за основу?

Пресловутую "национальную идею", которую уже который год с таким трудом рожает и не может родить официальная мысль?

Православный крест?

Или, может быть, действительно податься в мусульмане, как это предложил российский президент Организации Исламской Конференции?

Между тем, здоровые основы для построения внешнеполитической стратегии есть, если только правильно их понять, усвоить, и не допускать к ним силовиков. Для современной России это - экономика, дальнейшее проведение экономических реформ (конечно же, не по сценарию "уже завершившейся" военной реформы), выстраивание системы внешних партнеров и совместных с ними интересов. И сделать это очень нелегко, несмотря на хрестоматийность самого совета.

Экономика России сейчас включает две разные, но приблизительно равные по значению части. Одна - это весь комплекс по добыче, переработке и экспорту сырья, возглавляемый нефтегазовой индустрией. Комплекс - своеобразный, состоящий из частных корпораций и государственных компаний, обеспечивающий работой миллионы рабочих рук, приносящий стране не только свет и тепло, но и - что крайне важно - иностранную валюту, за счет которой потребительский рынок России может позволить себе невиданную для такой слабой экономики роскошь в виде импорта продовольствия, ширпотреба, электроники, химии, лекарств, автомобилей, компьютеров и т.д. Если во многих других странах экономическая реформа начиналась с поисков способов замещения импорта отечественными продуктами, в России этот вопрос не стоит (если не иметь в виду периодически раздающиеся со стороны наших монополистов и их агентуры призывы "защитить отечественных производителей").

Пока Россия вывозит нефть и газ, лес, алюминий, сталь, алмазы и пр., она может себе позволить жить за счет природной ренты, на которую приобретается чужой продукт, и тем самым поддерживается стабильность внутри страны. Пока полки магазинов полны товарами - власти не о чем беспокоиться; народ спокоен.

Вторая часть экономики России - это огромнейший оборонный комплекс и все связанные с ним отрасли - авиа- и ракетостроение, машиностроение, космос, ядерная энергетика, наконец, - производство вооружений. По разным оценкам, до 15 млн. чел. заняты в этих отраслях - Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Москва, Петербург, Тула. Когда-то это были процветающие отрасли, создавшие немало вооружений и ставшие тем самым поставщиками средств советского влияния за рубежом. Ближний Восток, Индия, Китай, КНДР, Куба, почти половина Африки получали советское оружие практически бесплатно. Из этих изделий плюс ядерная энергетика и состоял основной вклад СССР в деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.

Значение этого комплекса для России сегодня не только и не столько в том, что в нем заняты миллионы людей, проживающих в проблемных регионах. Этот комплекс - это возможное будущее России; не поставщика сырья, не Саудовской Аравии в европейском варианте, а страны индустриализованной, технологически развитой, способной составить конкуренцию в отдельных областях Соединенным Штатам, Японии, Германии. Это - залог великодержавия России.

Но, если первая часть экономики России, сырьевая, определилась с рынками и хорошо их знает, имеет там надежных партнеров, готовых в принципе развивать отношения с российскими корпорациями (если, конечно же, силовики их не распугают), то со второй частью российской экономики дела обстоят хуже. Россия потеряла почти все рынки в Восточной Европе, там больше не хотят ни российского оружия, ни российской энергетики. Да и НАТО с ЕС этого не позволят. Россию достаточно бесцеремонно выпихнули из Ирака, где худо-бедно, помимо девятимиллиардных долгов режима, Россия могла рассчитывать на 40-миллиардный пакет контрактов в различных областях. Сейчас, пользуясь обострением ситуации вокруг Ирана, Соединенные Штаты намерены лишить российских ядерщиков иранского рынка.

Остающиеся рынки оборонного (и связанного с ним) экспорта России - Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия - также находятся под угрозой. В первой половине 90-х годов США сорвали крупную российско-индийскую сделку по криогенным двигателям. "Рамочное соглашение" США с КНДР (1996 г.) угрожало лишить Россию рынка ядерных технологий в КНДР. Не исключено, что может быть нажим США на Россию в пользу ограничения сотрудничества с КНР и Малайзией.

Спору нет, экспорт оборонных изделий или изделий двойного назначения - деликатная тема. И здесь можно наломать дров в погоне за сиюминутными прибылями. Но это не означат, что Россия должна проявлять неуместную щепетильность, поскольку, если вдруг в силу разных соображений она уйдет с этих рынков или их части (как это получилось после расторжения сделки с Индией), ее место будет тут же занято западными, прежде всего американскими, поставщиками. Поэтому речь не идет о том, что российский экспорт нагнетает напряженность в тех регионах, куда идет российское оружие и технологии, например, в Иран, а о том, что внутри этих рынков идет острая борьба, которую Россия не имеет права проиграть, хотя у нее очень мало шансов выиграть. Наше государство само почти не закупает продукцию "оборонки" и без зарубежных рынков высокотехнологические отрасли просто погибнут.

Из этого вырисовываются две стратегические линии внешней политики России:

    одна на закрепление ее сотрудничества в области энергетики и совместных капиталовложений со странами Запада и их корпорациями (это - несмотря на то, что творится вокруг ЮКОС, и в надежде на торжество закона и высших интересов страны, а не интересов отдельных ведомств);

    другая - на укрепление лидирующей роли России среди тех стран, которые хотят получать ее технологию и вооружения.

Каждая по отдельности, эти стратегии не выглядят столь уж недостижимыми и в принципе они входят в сложившийся политический курс.

В чем вопрос не решается, так это в том, как соединить обе стратегии, как сделать их частями единого целого и при этом не допустить, чтобы эти части разрушили целое. До сих пор сделать это не удавалось: достаточно привести пример кризиса вокруг Ирака, в котором, не сумев найти оптимального сочетания своих разных интересов, Россия потеряла и позиции в Ираке, и дружбу с Америкой. И что из этого более серьезно ударит по ее позициям, сказать трудно. Ясно пока одно: Соединенные Штаты не прониклись сочувствием к заботам России о рынках для своей "оборонки", а угрозы со стороны России "обидеться" не вызвали страха в Вашингтоне. 

Этот опыт для России - эпизод, который лишь подчеркивает актуальность стоящей задачи: как, какими аргументами объединить интересы России на каждом из направлений и уйти от того, чтобы они не вызывали каждый раз кризиса внутри самой России, среди ее политиков и в ее стратегии. Ведь нельзя же до бесконечности полагаться на бога и на то, что "в очередной раз пронесет".

Отдельному ученому, и даже отдельному институту, не по силам разработать тот алгоритм российской внешней политики, который, как в известной сказке о мужике и медведе, будет всегда приносить ей выгоду то ли в виде "вершков", то ли в виде "корешков". Здесь главное поставить задачу перед исследовательскими центрами и практическими ведомствами, в которой были четко разрешены следующие проблемы:

    - характер и объем интересов России как поставщика сырьевых ресурсов в страны Запада; ожидаемые от этого выгоды, сроки их действия;

    - характер и объем интересов России как поставщика высоких технологий в области обороны, космоса, энергетики в развивающиеся страны; ожидаемые выгоды, сроки их действия;

    - сочетание обоих направлений, система взаимосвязки, помогающая их оптимизировать и соединить в один контекст национальной стратегии, решающий вопросы экономики, безопасности, технологического развития;

    - сочетание внешнеполитической стратегии с общенациональной (экономической, социальной, научной и т.п.) в едином взаимоувязанном комплексе.

Решение этой задачи нужно не просто для того, чтоб российская внешняя политика перестала представлять собой сплошной зигзаг, столь любимый горнолыжниками. 

Гораздо более важно определиться, как сделать Россию стабильным и предсказуемым партнером в международных отношениях с тем, чтобы интересы развития стали не только предметом ее озабоченности, но и объектом интереса других стран, ее партнеров.

Это необходимо и для того, чтобы соображения национальной стратегии в области внешней политики сыграли роль мощного ограничителя свободы действий тех лиц и организаций, для которых самосохранение ценой разрушения правового пространства стало главной целью. Как бы ни изображали официальные "патриоты" свое пренебрежение к остальному миру, Россия не может, как и во времена Петра Великого, выжить в качестве великой державы без этого мира, его знаний, его техники, его поддержки. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]