Экономика
Обозреватель - Observer

 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Елена Ведута,
доктор экономических наук

 

 Новые подходы к социально эффективному развитию


Стратегия глобализации, направляемая международными экономическими организациями (в первую очередь МВФ и Мировым банком) для построения однополярного мира, вызвала не только рост взаимозависимости национальных экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений этими организациями, что объективно ведет к разрушению глобальной стратегической стабильности. 

Основными проблемами глобализации, перераспределяющей доходы и собственность в пользу транснациональных корпораций (ТНК) за счет финансовых спекуляций, стали рост коррупции и социальной напряженности; снижение инвестиционной активности в реальном секторе и рост техногенных катастроф; растущая пропасть между странами с ключевыми (резервными) валютами и странами, импортирующими капитал; эскалация международного терроризма. 

Процесс кризисного развития затушевывается идеологическими доктринами, не имеющими никакого отношения к науке. К ним относятся как версия христианства - смесь англо-американских экономических теорий, создающих видимость наукообразия мерам кризисного развития, так и экстремистская версия ислама, оправдывающая терроризм. Эти доктрины, отучая людей от осмысления заложенных в доктринах постулатов, вынуждают их действовать стандартно для выполнения поставленных сверху задач. 

Кейнсианская теория доказывает необходимость умеренной инфляции с расширением расходов государственного бюджета и понижением нормы процента для компенсации нехватки частных капиталовложений и создания рабочих мест. Поскольку кейнсианство предполагает государственное регулирование движением потоков товаров и капиталов в другие страны, то его можно считать доктриной неомеркантилизма. Переход к инфляционной стадии развития означает временное оживление экономики на фоне сокращения платежеспособного спроса населения, что неизбежно заканчивается новым кризисным разрешением несбалансированного развития. Необходимость замораживания номинальной заработной платы и понижения реальной с помощью обесценения денег Кейнс мотивировал тем, что повышение номинальной заработной платы увеличит цены и вызовет повышение нормы процента с сокращением объема инвестиций и, следовательно, снижением дохода. 

У государств с циклическим развитием есть много вариантов, отличающихся различными соотношениями между уровнем инфляции и уровнем безработицы. 

Эконометрический закон, количественно выражающий связь между уровнем инфляции и уровнем безработицы, был выявлен А.Филлипсом. Считалось, что на основе кривой Филлипса можно определить в какой степени предпочтение полной занятости отразится на росте цен или, наоборот, предпочтение финансовой стабильности отразится на росте безработицы. 

Однако выводы кейнсианцев, основанные на эконометрических моделях, в которых предполагается, что слабая инфляция, не превышающая 6%, способствует экономическому развитию, были опровергнуты кризисами 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., вызванными нефтяными шоками. 

Выход из кризиса 1974-1975 гг. стран с ключевыми (резервными) валютами был обеспечен координацией их действий с международными экономическими организациями и развитием международного рынка ссудных капиталов, предоставившего основные инструменты для перекачки капиталов. Мировые финансовые центры, выступив посредниками в использовании положительного сальдо стран экспортеров нефти, увеличили количество требований к странам-импортерам нефти. Если промышленно развитые страны сумели в короткий срок восстановить равновесие платежных балансов, то задолженность развивающихся стран-импортеров нефти резко возросла с 32 млрд. долл. в 1973 г. до 100 млрд. долл. в конце 1977 г. Потери от нестабильности мировой экономики понесли развивающиеся страны. 

После кризиса был юридически легализован переход от золотого стандарта к новой международной финансовой системе в форме многовалютного стандарта с режимом плавающих валютных курсов. 

В его основе лежат СДР (специальные права заимствования), средневзвешенный курс которых определяется по методу валютной корзины набора валют ведущих капиталистических стран. Но так как рыночные курсы валют, на основе которых рассчитываются СДР, в свою очередь, определяются по отношению к доллару США, то развитие пошло в направлении долларового стандарта, который больше не должен был конвертироваться на золото по курсу 35 долл. за тройскую унцию. 

Такая трансформация международной валютной системы в систему долларового стандарта, при которой доллар был освобожден от его обязательной обратимости в золото, отвечала, прежде всего, интересам США, чей платежный баланс так и остался пассивным. 

Учеными Римского клуба было доказано, что стоимость импорта стран Азии, Африки и Латинской Америки растет гораздо быстрее его физического объема, а отток из них финансовых средств в виде процентов за долги и прибылей иностранных корпораций все более поглощает экспортную выручку. Для преодоления энергетического и продовольственного кризисов в развивающихся странах, а также необходимости защиты окружающей среды были выдвинуты проекты социально-экономических реформ, предлагающие решить валютные проблемы за счет перераспределения ресурсов в пользу развивающихся стран, что вызвало негативную оценку монополистических кругов. 

Учитывая, что попытки ослабить инфляцию и безработицу в рамках складывающегося международного экономического порядка ведут к периодическим кризисам перепроизводства, ТНК выбрали концепцию функционального суверенитета, предполагающую передачу части экономических функций государств международным организациям, решения которых обязательны для всех. Идеи разработки единых для человечества ценностей и либерализации экономики стали приобретать господствующие позиции. 

В целях валютной стабилизации и расширения масштабов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов было усилено межгосударственное валютное регулирование через МВФ и другие международные экономические организации. 

Свержение шаха в Иране в 1979 г. и начало ирано-иракской войны резко сократили предложение нефти на мировом рынке, что позволило странам ОПЕК в два раза увеличить цены. Второй нефтяной шок 1979-1980 гг., вызванный ростом цен на нефть и повышением уровня ссудного процента в развитых странах, боровшихся с высокими темпами инфляции, резко увеличили к концу 1981 г. внешнюю задолженность развивающихся стран, достигшую 530 млрд. долл. Помощь от стран ОПЕК компенсировала лишь 1/3 их дополнительных расходов. 

Для улучшения своего платежного баланса США взвинтили до 20% ставки коммерческих банков за кредиты. Это увеличило приток иностранного капитала и вызвало искусственное повышение доллара. Курс доллара вырос по отношению к валютам 23 крупнейших партнеров США на 12, 3%, а к марке ФРГ - на 37%. Процентной гонке последовали и западноевропейские страны, так как отток капиталов привел к сокращению у них валютных резервов и удорожанию импорта. 

Во Франции процентная ставка увеличилась до 24%, по потребительскому и ипотечному кредитам - до 30%. 

Амплитуда колебаний валютных курсов возросла до 20%, доля неторговых платежей в международных расчетах увеличилась с 60% в 60-х годах до 80% в 1980 г., что определило большее влияние мирового рынка ссудных капиталов на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. 

Такое резкое повышение процентных ставок, нарушившее естественное движение нормы прибыли и нормы процента к понижению в связи с ростом предложения ссудного капитала, обеспечил диктат транснациональных банков, в основном базирующихся в США, и скоординированная финансовая политика США и ЕС, направленная на поддержание стабильности национальных валют и сбалансированности платежных балансов. Мировой рынок ссудных капиталов, на который оказывает влияние экономическая политика конкурирующих между собой США, Западной Европы и Японии, способен вызвать валютный кризис в любой стране за счет перемещения огромных сумм "горячих" денег. Но так как на нем всегда преобладают американские доллары, и США препятствуют повышению роли международных счетных единиц в международных расчетах и платежах, то валютно-финансовый кризис всегда используется в пользу доллара. 

Благодаря развитию мирового рынка ссудных капиталов развитые страны смогли привлечь нефтедоллары для инвестирования экономики, несмотря на угрозу их блокирования по политическим причинам, как это было в случае ирано-американского конфликта. 

Большая часть доходов стран ОПЕК была размещена на депозитах в западных банках и особенно на международном рынке капиталов в Лондоне, дающем высокую прибыльность вложений. Доля портфельных инвестиций стран ОПЕК значительно превышала их прямые инвестиции. Разногласия стран ОПЕК помешали им выработать единую ценовую стратегию. Некоторые страны ОПЕК нарушали согласованные цены и квоты нефтедобычи. Все это, несмотря на то, что в 1983 г. свыше 90% нефтедобычи ОПЕК осуществляли национальные государственные компании, вынудило страны ОПЕК снизить цену на эталонный сорт нефти на 15%. Контроль ОПЕК над ценами на нефть ослаб, а спрос на нефть на мировом рынке продолжал падать. Если значительные активные сальдо платежных балансов, накопленные в результате повышения мировых цен на нефть, позволили странам ОПЕК добиться успехов на пути индустриализации, то падение доходов повлекло отказ стран ОПЕК от инвестиционных проектов. Усилилась диспропорциональность экономики, и наметилось отставание сельского хозяйства. Высокие темпы инфляции обострили проблему социального неравенства, что заставило страны ОПЕК использовать зарубежные активы и обратиться за займами на международный рынок капиталов. 

Распространение плавающих валютных курсов и политика высоких процентов в 80-е годы вызвала кризис платежеспособности развивающихся стран, что является индикатором диспропорционального (кризисного) развития мировой экономики. Такая стратегия глобализации выгодна ТНК, увеличивающих прибыли на нестабильном развитии мировой экономики. Получая кредиты на мировом рынке ссудных капиталов дешевле, чем национальные фирмы, им выгоднее ограничивать объем производства и загрузку мощностей, чем внедрять новые технологии и снижать цены на производимую продукцию. Предоставляя кредиты, крупные коммерческие банки с развитыми заграничными связями способствуют усилению инфляции и росту задолженности государств, затрудняя их самостоятельный выход на социально эффективную стратегию. 

Эффективное функционирование мирового рынка ссудных капиталов предполагает финансовую стабилизацию. Для этого требуется проведение государствами дефляционной политики. 

Ее доктриной стал монетаризм, рассматривающий весь мир как единую рыночную экономику, функционирующую по правилам мировых цен, свободно плавающих валютных курсов, капиталов и труда, и подчиняющий государственное регулирование экономики целям развития мировой экономики, регулируемой международными экономическими организациями в соответствии с целями ТНК. Монетаризм явился неолиберальной доктриной. Наиболее популярная его версия разработана М.Фридменом. 

Так как в связи с дефляцией у всех государств растет государственный долг, то они вынуждены вновь обращаться к займам, проедая полученные займы на текущие, а не на инвестиционные цели. В результате усиливается власть ТНК в экономике всех государств, включая США; увеличивается разрыв между реальным и фиктивным капиталом; между бедными и богатыми государствами, между бедными и богатыми внутри каждого государства; снижается уровень жизни; растет количество безработных. 

Выросший к 90-м годам государственный долг более не дает государствам возможностей для маневра экономическими ресурсами по ликвидации бюджетного дефицита. У правительств 90-х годов уже не было, достаточного количества денег для крупномасштабной финансовой интервенции. Отсрочку банкротства неолиберализма и кризиса мировой экономики в конце 80-х - начале 90-х годов дал экономический кризис в Восточной Европе и СССР. 

Ухудшение геополитических позиций СССР в 80-х годах явилось, прежде всего, следствием отсутствия у страны эффективной национальной стратегии и недооценки стратегических вызовов со стороны соперничающих держав. Встав на путь экономических экспериментов с распределением прибыли, в стране, все более превращаемой в сырьевой придаток мировой экономики, росли темпы инфляции и внешняя задолженность перед развитыми капиталистическими странами. Ввиду ухудшения конъюнктуры на мировом рынке нефти начались дискуссии по поиску нового пути. Победила точка зрения рыночной экономики, обусловившая реформирование в 90-х годах по типовым рекомендациям экспертов МВФ и Мирового банка в направлении финансовой стабилизации (дефляции) и все большей открытости. Это сделало страну, по сути, банкротом, живущим за счет распродажи национального богатства в обмен на доллары, выпускаемые казначейством США. 

Всемирный банк считает, что для повышения безопасности во всем мире помощь бедным странам должна возрасти в 2 раза - до 100 млрд. долл. в ближайшие 5 лет. Однако никакая помощь, никакие крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, заключающиеся в диспропорциях развития мировой экономики по фазам цикла "инфляция - дефляция", вызываемой эмиссией лишних долларов для обслуживания движения спекулятивных капиталов. Игра по фазам циклического кризисного развития мировой экономики "инфляция - дефляция", логично объясняемая разными экономическими теориями, сопровождается ухудшением позиций в первую очередь экономически зависимых стран, импортирующих капитал, а затем и уровня жизни в государствах, экспортирующих капитал, что может продолжаться до полного разрушения цивилизации. 

Сегодня восстановление глобальной стратегической стабильности возможно при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль в разработке и реализации национальных стратегий, нацеленных на управляемое развитие глобализации. 

Требуется принципиально новая идеология, которую может разработать страна, имеющая в мире самый высокий уровень образования и культуры. 

Поскольку Россия, несмотря на потерю многих конкурентных преимуществ, продолжает сохранять свои важнейшие стратегические преимущества, огромный ресурсный потенциал, опыт разработок планирования народного хозяйства и самый высокий в мире уровень образования, то именно она несет ответственность за разработку новой международной идеологии, являющейся, по сути, для России национальной. Учитывая неизбежность будущего 3-го резкого падения цен на нефть, стратегическое планирование социально эффективного развития национальной экономики становится чрезвычайно важным для выживания российского народа и гуманистического прогресса цивилизации в целом. 

Реализация социально эффективной стратегии предполагает стратегическое планирование развития смешанной экономики как четко определенную последовательность действий государства для обеспечения устойчивого роста качества жизни. Должна быть разработана экономическая политика, обеспечивающая проведение необходимых институциональных преобразований экономики для реализации стратегии. Сегодня, к сожалению, все наоборот. Правительство вслепую проводит институциональные реформы, снижающие качество жизни, полагая, что совокупность этих реформ и есть стратегия социально-экономического развития России. 

Нам могут возразить, что правительство, приступив к разработке среднесрочных программ экономического и социального развития сроком на 3 года, усилило тем самым стратегический аспект проводимых реформ в области энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.д. Однако 3-летний срок программы отнюдь не является индикатором наличия у правительства национального стратегического плана, поскольку его управляющим параметром являются производственные инвестиции, с помощью которых государство может обеспечить эффективное развитие национальной экономики в направлении, определяемом конечными потребителями. 

Становление стратегического планирования в стране подменяется лоббированием приоритетов государственной поддержки и институциональными преобразованиями экономики, оплачиваемыми развалом и растаскиванием материально-технической базы страны, ростом ее зависимости от притока долларов. 

Все эти мероприятия не имеют никакого отношения к решению проблемы пропорционального и эффективного развития национальной экономики. Надеясь на чудо, основным направлением совершенствования управления национальной экономикой считается переход к рыночным механизмам управления за счет изменения отношений собственности. Однако чуда не будет. Никакие оптимистические или пессимистические сценарные прогнозы, построенные на ложных предпосылках и недостоверной информации, не сбудутся. Развертываемая в стране инфляция издержек производства, задаваемая сырьевыми монополистами - экспортерами, "проест" финансы всех отраслей, ориентированных на комплексное развитие экономики, обрекая ее на уничтожение материально-технической базы с последующим переходом к стремительной инфляции для оживления отечественных производителей в мобилизационном варианте. 

Можно ли сегодня России выйти из смертельного для нее гуляния по фазам циклического развития? 

Для этого нужны новые кадры, способные разработать и практически реализовать стратегический план социально эффективного развития. 

В отличие от широко развернутой государством в начале перестройки кампании по подготовке менеджеров-рыночников, подготовка новых кадров началась без всякого бума на коммерческих условиях на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках новой образовательной программы "Экономическая политика", руководимой академиком Петраковым Н.Я. 

Если не может возникнуть вопросов по поводу открытия новой образовательной программы в МГУ, который является флагманом образования в мире, то может вызвать удивление открытие новой программы на философском, а не на экономическом факультете. Объясняется это тем, что традиционно философский факультет МГУ, являясь междисциплинарным, обучает студентов переосмысливать стандарт по любой дисциплине. Особенно это становится важным в кризисный период, когда рекомендации той или иной ветви знаний заходят в тупик. Если базовыми дисциплинами образовательного стандарта по экономике являются теории по макро- и микроэкономике, эконометрика со сценарными прогнозами для анализа, то в основе новой программы лежат научные дисциплины: политическая экономия, экономическая политика и стратегическое планирование. 

С ростом объемов производства и усложняющихся интеграционных процессов в мировой экономике еще быстрей возрастают потоки обслуживающей эти процессы информации и затрат труда в информационных процессах. Увеличение численности управленческого и банковского персонала, способствуя росту ошибочной информации и снижая возможность принятия оптимальных решений, переносит центр тяжести управления с непосредственного руководства производством на управление управленческим и банковским персоналом, подготовку докладов и отчетов, обсуждение и согласование решений и т.д. Этот процесс можно сравнить с конусом, основание которого составляет материальное производство и его взаимосвязи, а высота, характеризующая численность управленческого и банковского персонала, растет значительно быстрей увеличения диаметра. В конце концов, вершина конуса удалится от основания на такое расстояние, что он потеряет устойчивость. Для недопущения такого хода событий основным направлением в решении проблем управления экономикой должно стать не увеличение управленческого и банковского аппарата, а повышение производительности управленческого и банковского труда за счет его автоматизации - эффективного привлечения системы моделей стратегического планирования и вычислительной техники в процессы выбора наилучших управляющих воздействий. 

Сегодня все государства пытаются ввести у себя цифровые таблицы системы национального счетоводства (СНС), обобщающие экономические операции, происходящие между составляющими экономику секторами или отраслями для анализа экономической деятельности. В этих таблицах детализируется вся система макроэкономических показателей, характеризующих процессы производства благ и доходов, их распределение, перераспределение и конечное использование в разрезе секторов или отраслей экономики. 

СНС может быть ретроспективным, то есть подводить итоги ситуаций прошлого для целей статистического анализа, обеспечивая сопоставимость макроэкономических показателей всех стран, и прогнозным для составления сценарных прогнозов развития национальной экономики. Цели прогнозирования определяются стратегией государства. Если государству отводится пассивная роль созерцания складывающихся тенденций развития ("процесс пошел"), то в моделях сценарного прогнозирования, строящихся на базе СНС, отсутствуют управляющие параметры, с помощью которых государство может изменять неблагоприятные тенденции развития. Для реализации стратегического планирования требуется модель СНС, учитывающая управляющие воздействия государства и цели потребительского рынка. 

При агрегировании показателей произведенных благ и услуг на микроуровне в макроэкономические показатели СНС возникают проблемы обоснования используемых показателей, расчета текущих цен и исключения повторного счета. При использовании СНС лишь для анализа и сценарных прогнозов об этих проблемах лишь говорят на языке разных экономических теорий. Для стратегического планирования требуется решение этих проблем на основе знаний политической экономии, системно определяющей показатели выпуска и затрат для разных уровней иерархии СНС. 

В соответствии с классификацией систем, СНС может быть статической, кинематической и динамической. СНС, характеризующая состояние экономики, является статической. Если СНС характеризует взаимосвязь статических показателей во времени, то она кинематическая. Информация статической и кинематической СНС служит целям анализа состояния экономики и изменения ее показателей с использованием методов эконометрики. Адекватной для целей стратегического планирования является динамическая СНС в форме межсекторного баланса, показатели которого взаимоувязаны с управленческими мероприятиями. Динамическую суть СНС нужно также учитывать при анализе ее статической и кинематической постановок. Исходя из необходимости ее практической реализации, определяется текущая экономическая политика государства для проведения институциональных преобразований экономики. 

Динамическая система моделей стратегического планирования, имитируя мультипликативную связь секторов экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия государственных приоритетов и рынка для расчета траектории устойчивого бескризисного развития, должна стать основой СНС ХХI в. Ее использование позволит каждому государству (блоку государств), имеющему огромные природные и интеллектуальные ресурсы, самостоятельно рассчитывать стратегический план социально эффективного развития, а координирующим международным институтам - МВФ, Мировому банку и др. повысить эффективность в принятии решений для обеспечения глобальной стратегической стабильности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]