Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:
ПРАВОВОЙ БАРЬЕР ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР?


Тимур Мухаметшин,
студент V курса юридического факультета РГГУ

 

Взаимоотношения России с европейскими государствами на протяжении всей истории носили уникальный характер. Это периоды добрососедства и сотрудничества, войн и конфликтов, сопровождаемые смешением культур и династическими союзами. Сегодня характер этих отношений меняется, трансформируясь с учетом современных мирохозяйственных реалий. На политическую карту мира выходит новый субъект международного права - Европейский союз, объединяющий 25 государств. И России в сложившейся ситуации приходится выстраивать политику уже с Объединенной Европой.

Президент России в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 г. подчеркнул, что "надо сделать внешнюю политику адекватной целям и возможностям нового этапа развития страны, то есть использовать инструменты внешней политики для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших общенациональных задач"1.

Для дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение к ВТО, МИД России и Правительству в целом было поручено изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом.

"Такой подход особенно важен сейчас, когда Россия и ЕС уже непосредственно граничат друг с другом. Нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно. Убежден, - заявил Президент России, - в этом залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом и новые европейские рынки, и новые инвестиции. В целом - новые возможности для будущего Большой Европы"2.

Можно ли понимать это так, что интеграционное сближение с ЕС определяется как магистральная дорога для России по движению в мировую экономику? Поскольку известно, что подписанное (июнь 1994 г.) между Россией и Европейским Союзом Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое вступило в силу 1 декабря 1997 г., выполнялось, в целом минимально*. А если говорить о реализации российской стороной взятых на себя обязательств, то за это десятилетие Россией мало что практического было сделано в сотрудничестве с ЕС.

Определенные позитивные изменения в данном направлении начали происходить с 2000 г.

Во многом это связано с активизацией отношений между Россией и ЕС на различных уровнях - это заседания Совета сотрудничества на уровне министров и Комитета сотрудничества, состоящего из старших должностных лиц ЕС и России, саммиты ЕС - Россия, проходящие дважды в год и другие регулярные встречи (встречи с Тройкой ЕС на уровне послов).

На этих встречах важное место заняли вопросы безопасности, юстиции и внутренних дел. ЕС и Россия рассматривают эти направления работы как приоритетные.

В частности, были достигнуты соглашения об утверждении в апреле 2000 г. в Люксембурге Плана совместных действий по борьбе с организованной преступностью. На 8-м саммите ЕС и Россия (октябрь 2001 г., Брюссель) подписали совместное заявление об укреплении диалога и сотрудничества по вопросам политики и безопасности, выразив свое твердое намерение повысить уровень политических консультаций на основе Парижской Декларации и выводов Европейского Совета в Ницце. На саммите ЕС - Россия (6 ноября 2003 г.) обе стороны заключили Соглашение о сотрудничестве между ЕВРОПОЛом и Россией, которое обеспечивает основу для сотрудничества по уголовным делам между правоохранительной организацией ЕС и российской милицией.

Другими важными темами являлись и являются упрощение выдачи краткосрочных виз между ЕС и Россией, вопрос о статусе Калининградской области, так называемые энергодиалог и "Северное измерение" и другие.

На саммите в Санкт-Петербурге (2003 г.) было принято решение о совместной работе ЕС и России по созданию четырех общих пространств:

    - Общее экономическое пространство нацелено на создание открытого и интегрированного рынка между ЕС и Россией. Концепция создания такого пространства была одобрена на саммите ЕС - Россия (ноябрь 2003 г., Рим). Концепция будет также учитывать результаты работы двустороннего энергетического диалога.

    - Общее пространство свободы, безопасности и правосудия предполагает усиление сотрудничества в области юстиции и внутренних дел на основе общих ценностей уважения верховенства закона и прав человека. Сюда также входят вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощение поездок и контакты между людьми. В этом контексте ЕС и Россия также договорились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы.

    - Общее пространство внешней безопасности направлено на углубление и дальнейшее развитие диалога между ЕС и Россией и сотрудничества в предотвращении конфликтов, управлении кризисами и постконфликтному восстановлению в Европе и за ее пределами. Сюда входит сотрудничество по разрешению "замороженных конфликтов" в сопредельных государствах.

    - Общее пространство исследований и образования, включая культурные аспекты, нацелено на усиление связей и обменов в области исследований, образования и культуры для содействия взаимопониманию и стимулированию экономического роста.

Работа по созданию этих четырех общих пространств осуществляется на основе согласованного обеими сторонами Плана действий.

Здесь нам интересно мнение В.Лихачева, постоянного представителя России при Европейских сообществах (1998-2003 гг.), знающего проблемы взаимоотношений с европейскими организациями изнутри. Дипломат, доктор юридических наук, подчеркивает, что анализ успехов и неудач совместных России и ЕС подсказывает, какие действия следует предпринимать в будущем для укрепления партнерства. Прежде всего, с его точки зрения, необходимо провести работу по усовершенствованию правовой базы партнерства. В этих целях нужно вести постоянный мониторинг правоприменительный практики, интересов и потребностей сторон, которая должна охватывать все сферы, находящиеся в ведении девяти отраслевых подкомитетов: торговли и промышленности, энергетики, окружающей среды, науки и техники, развития людских ресурсов, транспорта, телекоммуникации и космоса, горнодобывающей промышленности, охраны прав интеллектуальной собственности, таможенного и трансграничного сотрудничества, сельского хозяйства и защиты прав потребителей, финансов и пр.3.

В настоящее время ЕС имеет потенциал стать одним из важных центров влияния не только на европейские отношения, но и на мировую политику, укреплять свой международный имидж, определяемый, в первую очередь, степенью политической и экономической интеграции входящих в Союз государств.

Как подчеркнул И.С.Иванов, секретарь Совета Безопасности России: "Строительство Большой Европы - единой и свободной, - несомненно, является одним из самых амбициозных проектов XXI в. От того, как он будет осуществлен, непосредственно зависит не только будущая архитектура европейского пространства, но и формирование нового мирового порядка"4.

Может быть сегодня, когда в ЕС вступили 10 новых членов и Объединенная Европа с населением более 400 млн. чел. по экономическим показателям сравнялась с США, российское руководство приняло решение о целесообразности более активного сотрудничества и взаимодействия с таким соседом, будущая роль и влияние которого уже явно просматриваются.

Но необходимо принимать во внимание определенную двойственность политики ЕС к России. В феврале этого года Евросоюзом были одобрены три документа по отношениям с Россией - "Доклад Комитета ЕП по международным делам, правам человека и общей и внешней оборонной политике", "Сообщение Комиссии европейских сообществ Совету ЕС и Европейскому парламенту" и "Заключения Совета ЕС по вопросу отношений с Россией". Помимо этого Совет ЕС одобрил закрытые доклад и рекомендации.

Содержание данных документов носит весьма противоречивый характер.

С одной стороны, это попытка соблюсти баланс между необходимостью защиты интересов ЕС и продолжением политики интеграции России, "строить подлинно стратегическое партнерство с Россией, основанное на равных правах и обязательствах, взаимном доверии, открытом и откровенном диалоге", а с другой - отрицание принципа общности интересов как основы взаимоотношений, стремление вести диалог с Россией, прежде всего исходя из собственных интересов, усиление переговорной позиции ЕС за счет выработки единой комплексной линии, более четкого и жесткого позиционирования своих целей и приоритетов в переговорах с Россией.

Дополнительный интерес в докладе Европейского парламента представляют критическая оценка внутрироссийских процессов и ультимативный тон рекомендаций Совету ЕС.

Естественно, такой подход не может придать дополнительного доверия и уверенности в таком "партнере" как Евросоюз, тем более, когда на официальном уровне говорится о совершенно противоположной политике.

Взаимоотношения России и Запада с расширяющимися ЕС и НАТО находятся в поле зрения многих известных экспертов, исследовательских центров, рекомендации и прогнозы которых заслуживают внимательного изучения, по крайней мере, к ним следует прислушиваться.

Например, в ежегодном докладе Международного института стратегических исследований (МИСИ) (Лондон) констатируется, что отношения России с Западом в последние годы следовали по "нездоровой амплитуде маятника". В то же время редактор "стратегических исследований МИСИ (IISS)" Дж.Стивенсон подчеркивает, что "несмотря на возрастающую обостренность между Россией и Западом, они остаются взаимозависимыми во многих жизненно важных сферах взаимных интересов. Россия нуждается в поддержке Запада для реализации затеянного Путиным амбициозного проекта экономической модернизации страны. Запад по-прежнему нуждается в российской помощи в глобальной антитеррористической кампании. От России во многом зависит и стабильность в тех постсоветстких государствах, что граничат ныне с Евросоюзом и НАТО. И именно эта взаимозависимость является сдерживающим фактором нарождающейся волны стратегического соперничества"5.

В то же время многолетние рассуждения ряда политологов или политиков от околовластных структур "о трудносовместимости интересов" России и ЕС, о том, что "Россия слишком велика" для Европы и прочих, сегодня не выдерживают критики. Реальная ситуация такова, что более 50% всего торгового оборота России приходится на страны ЕС. Россия является пятым по объему торговли партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии.

Объем торговли между расширенным ЕС и Россией составил по итогам 2003 г. более 90 млрд. евро.

Можно бесконечно говорить об имеющихся барьерах между Россией и ЕС, которые мешают продвижению к интеграции и общему экономическому пространству, однако, пришло время, чтобы устранение существующих преград сделать приоритетом в политическом диалоге России и ЕС, не доводя влияние этих проблем на достигнутое состояние сотрудничества.

Именно такой подход избран сегодня Президентом В.В.Путиным во взаимоотношениях с Европейским Союзом. Да и европейцы не меньше стали думать о роли России в делах Объединенной Европы.

Министр иностранных дел Ирландии Брайан Коуэн, например, заявил на саммите ЕС - Россия (21 мая 2004 г.), что "после расширения ЕС особое стратегическое партнерство между ЕС и Россией важно как никогда, поскольку оно направлено на обеспечение мира и безопасности в Европе и в мире в целом"6.

Следует подчеркнуть, что итоги этого саммита стали поворотным пунктом в достижении нового уровня доверия, взаимных обязательств и сотрудничества по важнейшим направлениям деятельности, стали подтверждением успешного завершения переговоров по вхождению России в ВТО. также подчеркнул, "что мы воспринимаем это как огромный шаг вперед для открытия новых рынков и либерализации торговли в Европе. Членство России в ВТО увеличит занятость, инвестиции и торговлю между ЕС и Россией, что в результате не может не привести к стабильному росту благосостояния и новым возможностям для населения России и ЕС"7.

В диалоге между Россией и ЕС одним из важнейших аспектов сотрудничества является правовое взаимодействие. Многие позиции России и ЕС в этой сфере закреплены в Протоколе о распространении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС на новых членов Европейского Союза и Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях России и ЕС (от 27 апреля 2004 г., Люксембург).

В них зафиксированы пункты, вызывающие озабоченность России в связи с расширением ЕС, в частности в области тарифов, стали, торговой защиты, энергетики и транзита товаров в Калининград и обратно и др. Россия согласилась распространить действие СПС на новых стран-членов ЕС с 1 мая 2004 г.

Важным вкладом в развитие многопланового диалога России с нашими европейскими партнерами стало проведение в Санкт-Петербурге по инициативе минюстов России и Финляндии при поддержке Комиссии Европейских сообществ международной конференции "Россия - ЕС: перспективы правовой и экономической интеграции" (18 ию-ня 2004 г.).

"Круглый стол" собрал представителей органов государственной власти, деловых и научных кругов, в том числе министров юстиции, экономики и внешней торговли государств-членов ЕС и России, представителей Еврокомиссии, Суда Европейских сообществ, Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

На форуме обсуждались вопросы экономической и правовой интеграции, направленной на достижение экономического роста и развитие связей, а также на обеспечение благосостояния и безопасности в Европе.

Президент России В.В.Путин в своем приветственном послании участникам и гостям форума подчеркнул, что именно эффективное решение актуальных проблем правовой и экономической интеграции России и ЕС "открывает новые возможности для всех европейцев, для повышения конкурентоспособности наших экономик, надежного обеспечения прав человека и безопасности на континенте"8.

Сегодня мало кто сомневается в том, что приоритеты, очерченные Президентом В.В.Путиным по дальнейшему развитию взаимоотношений между Россией и ЕС, должны осуществляться в реальной политике, строя это сотрудничество на принципах ответственности сторон и приверженности к международным правовым нормам. Только при таком подходе от партнерства между Россией и ЕС можно ожидать действительно эффективного взаимодействия не только в двусторонних, но и международных отношениях.

Да и у западных наблюдателей все отчетливее проявляются контуры российско-европейского сотрудничества.

Например Карл Кайзер, директор германского общества внешней политики заявляет, что "… мы в Европейском союзе рассматриваем Россию в качестве нашего великого партнера в будущем, потому что Европейский Союз и огромный потенциал России, если они будут подчиняться одним и тем же правилам, могут привести к великим результатам"9.

В этой связи на первый план российско-европейского сотрудничества выходят задачи сближения и гармонизации законодательств России и государств-членов ЕС, их норм и стандартов, отличающихся сегодня друг от друга значительно.

К настоящему времени все еще нет определенности как по общему объему и срокам распространения на Россию европейского законодательства, так и "адаптации" российского законодательства законодательным актам Евросоюза, к тому же, если иметь в виду, что развитие самого европейского права остается достаточно динамичным.

По мнению профессора С.Ю.Кашкина, "именно в Европейском союзе происходит формирование самых передовых правовых идей, тенденций и традиций, "кристаллизация" мировых общедемократических стандартов, которые призваны стать образцом подхода к решению правовых проблем во всех странах нашего все более единого мира"10.

За прошедшие годы уже накоплен определенный опыт взаимодействия с европейскими структурами по линии законодательных и исполнительных органов, нахождения взаимоприемлемых решений, проведение международных форумов, семинаров и конференций по актуальным проблемам сотрудничества, обмена парламентскими делегациями и т.д.

Определенный опыт между европейскими и российскими законодателями накапливается при совместной работе над Концепцией Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Главной целью этого документа, включающего, в основном, все торговые и экономические вопросы, является снятие торговых барьеров между Россией и ЕС, в первую очередь, через сближение нормативных баз.

Как отметил Т.Бордачев, руководитель исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике: "Полноценная реализация идеи ОЕЭП вряд ли будет возможна в ближайшие несколько лет. Однако уже сейчас можно предположить, что речь идет об амбициозном (в хорошем смысле) проекте формирования между Российской Федерацией и Европейским Союзом пространства, функционирующего на основе распространения на РФ и "четырех свобод" ЕС: передвижения товаров, услуг, людей и капиталов. Иначе говоря, о полноценном включении России в экономическую и правовую систему единой Европы"11.

На самом деле, "корреляция" нормативных баз позволит работать российским и европейским хозяйствующим субъектам по общим правилам во всем пространстве России и расширенного ЕС.

Можно согласиться с доводами Т.Бордачева о том, что более 75% экономического законодательства, проходящего утверждение в национальных парламентах стран-членов ЕС, имеет на себе штамп "Сделано в Брюсселе". Как только между Россией и ЕС будет создано хотя бы подобие общего экономического пространства, похожая практика распространится и на Россию12.

В качестве другого примера здесь можно привести вступление России в Болонский клуб.

Это позволит нашей стране присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства. Россия с согласия всех стран-участниц стала сороковым участником клуба, что по существу означает в перспективе международное признание российских документов о высшем образовании**.

Участие стран в Болонской конвенции предполагает, среди прочего, введение двухступенчатого образования - бакалавриата и магистратуры, модульной системы образовательных программ и академических кредитов, предоставление большей автономии вузам и совместимость высшего образования в Европе. Поскольку зону европейского образования предполагается создать к 2010 г., ряд европейских стран уже начали реформировать системы высшего образования в своих странах. Российская система высшего образования к этому сроку также должна отвечать европейским стандартам. Знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале с получением по завершению образования дипломов международного образца.

Одним из элементов в развитии отношений является европейская программа ТАСИС***.

В рамках данной программы начал осуществляться проект, направленный на повышение квалификации работников российских арбитражных судов за счет дополнительного обучения и ознакомления с европейской практикой. Предполагается, что реализация данного проекта повысит эффективность их деятельности, а также будет содействовать гармонизации законодательства России и Европейского союза.

Однако, оценивая деятельность программы ТАСИС в целом, ряд экспертов указывают на отсутствие ожидаемых результатов.

Все более активную работу в реализации направлений, определенных В.В.Путиным, ведет МИД России.

Среди приоритетных вопросов министерства - осуществление перспективы перехода на безвизовый порядок взаимных поездок граждан России и государств-членов Евросоюза. На заседании Коллегии МИД России (11 июня 2004 г.) с участием представителей Администрации Президента, ФСБ, МВД России, а также других заинтересованных ведомств и организаций были определены конкретные меры по совершенствованию координации и дальнейшему наращиванию усилий министерств и ведомств, задействованных в обеспечении перехода к взаимным безвизовым поездкам.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров на заседании Коллегии особо подчеркнул, что "укрепление международного взаимодействия, становление новой глобальной и европейской архитектуры, неотъемлемой частью которой является партнерство Россия - ЕС, невозможно без реализации стратегических договоренностей, достигнутых в ходе саммитов Россия - ЕС в Санкт-Петербурге, Риме и Москве, по формированию общих пространств: экономического; свободы; безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты"13.

Важнейшим документом, определяющим стандарты гармонизации законодательств как вступивших новых членов ЕС, так и таких партнеров как Россия будет Конституция Евросоюза, окончательно согласованная 18 июня 2004 г. в Брюсселе.

Текст Конституции был разработан Европейским конвентом под руководством бывшего президента Франции Валери Жискар д'Эстена, состоит из 465 статей и заменит ряд договоров, которые с 1957 г. образовывали правовую основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем - Евросоюза.

Европейская Конституция - первая конституция Единой Европы, определяет как права и полномочия правительств стран-членов ЕС и различных европейских институтов, так и процедуру принятия решений по внутренним и международным вопросам. Вводится два поста - председателя Европейского Совета и министра иностранных дел ЕС.

Конституция закрепляет правосубъектность Евросоюза, принципы совещательности, субсидарности и пропорциональности. Фиксируется институт гражданства Евросоюза. Конституция ЕС закрепляет равенство всех граждан ЕС, что включает в себя полноценное обеспечение прав национальных меньшинств.

Таким образом, ЕС становится самостоятельным субъектом международного права со своей соответствующей атрибутикой - флагом (круг из 12 золотых звезд на голубом фоне), гимном ("Ода радости" Людвига Ван Бетховена), официальной валютой (евро) и девизом "Единство в разнообразии". Предполагается, что основной закон вступит в силу к 2007 г., этому будет предшествовать его подписание осенью 2004 г. и ратификация всеми 25 странами - членами ЕС, путем одобрения парламентами или проведения референдумов.

Надо полагать, что одобрение Европейской Конституции не будет простым, поскольку не все страны удовлетворяет текст основного закона. Среди проблем - отсутствие в нем упоминания о христианских корнях Европы, ценностях, составляющих основу европейской цивилизации. Однако, большинство стран заявили, что недопустима ссылка только на одну европейскую религию без упоминания иудаизма и ислама. К тому же, подчеркивалось, что документ светский, в котором необязательно обозначать вопросы религии.

Среди стран, настаивающих на упоминании христианских ценностей в европейской конституции, - Польша, Италия, Португалия, Литва и другие. Папа Римский Иоанн Павел II, выражая общее мнение таких стран, сказал: "Корни, из которых вырос, не обрезают!".

Показательно, что принятие Конституции совпало с проведением в июне 2004 г. во всех 25 странах ЕС выборов в Европейский парламент. В большинстве стран в выборах участвовали меньше половины населения, в среднем 44,6% избирателей по Евросоюзу (155 млн. чел. из 350 млн. потенциальных избирателей). Европейцами было продемонстрировано явно "прохладное" отношение к делам ЕС. Протестное голосование наблюдалось в Германии, Франции, Великобритании, Италии и других государствах. Можно сказать, провалены выборы в десяти новоиспеченных странах-членах ЕС, в них проголосовало только 28,7% избирателей.

Как отмечают аналитики, европейцы через отношение к выборам в Европарламент продемонстрировали неприемлемость для них формального ("надувательского") подхода к их интересам при расширении ЕС и таким образом, проявили свое протестное отношение к проводимой политике правящими в своих странах партиями, а также хотели обратить внимание на оторванность деятельности ЕС от подлинных интересов и забот европейцев.

Однако, какие бы сложности ни ожидались в связи с одобрением Конституции Объединенной Европы в тех или иных государствах, по большому счету принятие основного закона ЕС является огромным позитивным шагом в общеевропейской интеграции. Особо отметим, что "цели, которые ставит перед собой Европейский союз, подчеркивают особую роль этой организации в формировании, формулировании и дальнейшем развитии ценностей, которые носят не только и не столько общеевропейский характер, сколько являются концентрированным выражением высочайших общечеловеческих цивилизационных достижений в области права"14.

Таким образом, альтернативы всемерному углублению интеграции и развитию сотрудничества между Россией и Европейским Союзом нет.

Как отметил руководитель Центра исследований постиндустриального общества В.Иноземцев, "европейское законодательство в гораздо большей мере, чем российское, гарантирует экономические свободы и возможности справедливой конкуренции; права человека и свободу средств массовой информации; демократические нормы и эффективность судебной системы. Европейская хозяйственная практика предполагает намного большую прозрачность корпоративной отчетности, а политическая - строгую ответственность чиновников перед законом и избирателями"15.

Поэтому российским законодательным и исполнительным органам, а также органам судебной власти следовало бы продумать о создании с Евросоюзом соответствующей структуры взаимоотношений и совместной программы законодательной деятельности, используя при этом существующие институты, а также активизировать работу и расширить свое присутствие и влияние в Брюсселе и Страсбурге.

Наиболее эффективным направлением взаимодействия в законодательной сфере является межпарламентское сотрудничество. парламентского сотрудничества "Россия - Евросоюз", возглавляемая с российской стороны заместителем председателя Госдумы О.Морозовым, может стать координирующим органом этой работы в стране. А бюро КПС в Страсбурге - центром совместной деятельности российских и европейских законодателей, нацеленной на укрепление правовой основы стратегического партнерства Россия - ЕС.

Естественно, в странах-членах ЕС действует своя правовая база, которая отличается от российской. Задача сближения правовых норм и стандартов, гармонизация национальных законопроектов как в рамках самих стран ЕС, так и в России, является ключевым направлением деятельности соответствующих структур ЕС и России. Правовое поле, регламентируемое законодательством ЕС, тесно увязано с мировыми нормами. Это предоставляет европейским странам более широкий доступ в мировой рынок и возможность приспосабливаться к меняющимся условиям, что требует от российской стороны гибко и оперативно реагировать на них. Естественно, решение этих задач потребует от сторон подлинного партнерства и взаимодействия по пути формирования общих законодательных пространств.

Свою часть пути Россия, как было неоднократно заявлено руководством страны, готово пройти достойно, оставаясь приверженной универсальным и европейским ценностям. Самая важная из них, как заявил Президент России В.В.Путин, является ее "окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы". И свобода здесь должна быть выражена в конъюнктурной независимости, самостоятельности проводить собственную взвешенную политику, направленную на реализацию целей и интересов России. Свобода - недвусмысленно определять приоритеты и адекватно отвечать вызовам времени.

Примечания

1  Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. М. 2004. 26 мая.
2  Там же.
*  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве основано на базовых принципах, разделяемых обеими сторонами: от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и ставит задачу создания, в конечном счете, зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Россия согласно условиям СПС пользуется статусом наиболее благоприятствуемой нации. На деле это означает отсутствие ограничений на экспорт (количественных), кроме определенной номенклатуры сталелитейной продукции.
3   Лихачев В.Н. Знать теорию, освоить практику// Россия в глобальной политике. 2004. № 2, март-апрель. С. 117-120.
4  Иванов И.С. Россия и Европейский Союз: Движение навстречу друг другу // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2004. 19 Februar.
5  Россия - Запад: погода на завтра. Российская газета. 2004. 8 июня. С. 11.
6  Независимая газета. 2004. 3 июня.
7  Там же.
8  Приветственное послание Президента В.В.Путина участникам и гостям международной конференции "Россия - ЕС: перспективы правовой и экономической интеграции". 18 июня 2004. http: www.ln.mid.ru /bc.nsf/new, 18/06/04/.
9  Кайзер К. Взаимоотношения России и Европы в новой мировой ситуации. Беседа на радиостанции "Эхо Москвы". 2003. 11 мая.
10  Право европейского союза / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2002. С. 31.
11  Бордачев Т.В. Лоббизм по европейски // Россия в глобальной политике. 2004. № 1. Т. 2., январь-февраль. С. 88-89.
12  Там же. С. 88-98.
**  Основной целью Болонского процесса является создание так называемой зоны европейского высшего образования, стандартизированной и единой системы обучения, позволяющей расширить возможности студентам получать образование и трудоустраиваться в любой стране, независимо от места проживания.
***  Программа ТАСИС является инициативой Европейского Союза для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, которая содействует развитию гармоничных и успешных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Ее целью является поддержка инициатив стран-партнеров по развитию общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. Тасис осуществляет эту цель путем предоставления безвозмездного финансирования и передачи ноу-хау для поддержки процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
13  Информационный бюллетень МИД России http: // www.In.mid.ru/bl.nsf/new/11.06.2004.
14  Право Европейского Союза. Указ. соч. С. 30.
15  Иноземцев В.Л. Россия должна подать заявку в Евросоюз // http://ng.ru/printed/politics/2004-05-12/2-12/2 es.htme 12.05.04.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]