Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



 СИСТЕМА ПРИОБРЕТЕНИЯ ВВТ В США


Олег Лисов,
капитан 1 ранга

 

Одним из важнейших факторов поддержания высокой боевой готовности вооруженных сил (ВС) США, впрочем как и других армий, является, их бесперебойное и полное тыловое обеспечение. Это положение еще более важно во время ведения боевых действий за пределами своей территории.

В настоящее время, несмотря на серьезные успехи в области стандартизации и унификации, общая номенклатура материальных средств, поступающих на обеспечение ВС США, превышает несколько десятков миллионов наименований.

Организовать их производство, транспортировку, учет, хранение и своевременную поставку потребителю в условиях резко возросшей мобильности войск даже на основе мощного компьютерного обеспечения является сложнейшей государственной проблемой. О масштабах системы материально-технического обеспечения (МТО) вооруженных ВС США говорит тот факт, что в конце 80-х годов в ней работало 560 тыс. чел. Не удивительно, что функционирование органов тыла и системы поставок вооружения и военной техники (ВВТ) находится под постоянным контролем не только руководства министерства обороны, но и конгресса США.

С учетом кардинальных изменений военно-политической обстановки в мире, обусловивших положение США как единственной сверхдержавы, а также возросшей угрозы региональных и локальных конфликтов и приверженности США к сохранению и упрочению своего технологического лидерства, американское военно-политическое руководство пытается постоянно улучшать организацию производства и поставок в войска ВВТ. При этом основными задачами по улучшению работы органов тыла ВС США являются: их оперативная и достаточно быстрая реакция на любые просьбы и потребности войск; максимальная гибкость снабжения; минимальные расходы на эту проблему и постоянный поиск оптимальной системы приобретения материальных средств для вооруженных сил. Поэтому система приобретения ВВТ в США является одним из наиболее динамично развивающихся элементов всей системы управления американскими вооруженными силами.

Сокращение бюджета военных приобретений (закупок) заставило руководство ВС США искать пути снижения издержек производства ВВТ. Основное внимание при этом все последнее десятилетие сосредоточено на активном внедрении достижений науки, техники и передовых технологий* как гражданских отраслей производства, так и военных для взаимовыгодного их использования при производстве военной и гражданской продукции. Оздоровление всей этой системы и отдачи от оборонного потенциала осуществляется с помощью взаимовыгодного переливания капитала, технологий, организационного опыта, достижений науки и техники между военными и гражданскими секторами экономики, то есть происходит военно-гражданская интеграция.

В условиях проведения в стране жесткой общей ресурсосберегающей политики руководство Министерства обороны (МО) США рассматривает повышение эффективности ее функционирования как одно из важнейших условий поддержания высокой технической оснащенности и бесперебойного МТО армии и флота. При этом в официальных документах прямо указывается, что "оптимальная структура управления системой поставок не только повышает оперативность и надежность материально-технического обеспечения войск, но и позволяет экономить значительные финансовые средства".

Система приобретения ВВТ министерства обороны США является основной частью всей Федеральной системы приобретения и по существу составляет ее основу.

Под термином "приобретение" понимается процесс исследований, разработки, испытания, производства, закупки, эксплуатации, а также обеспечение эксплуатации ВВТ. Кроме того, в последние годы сюда относят и вопросы утилизации выведенных из эксплуатации вооружений и военной техники.

Приобретение - это по существу система контрактных поставок материальных средств и услуг, которую поддерживает хорошо разработанная нормативно-правовая база, своевременное и достаточное финансирование, а также соответствующие организационно-структурные подразделения.

Понимая это, руководство МО США систематически обновляет и улучшает организацию всей системы приобретения, для чего в последнее десятилетие осуществлена крупномасштабная реформа. В частности, был утвержден и действует целый пакет нормативно-правовых актов по правилам приобретения продукции и услуг для нужд вооруженных сил. На его основе в США сейчас функционирует унифицированная система приобретения, которая увязывает в единый узел три главных составляющих системы приобретения: тесную координацию подсистем, организаций осуществляющих формирование потребностей; планирование и разработки бюджета для осуществления этих потребностей; четкое управление всем процессом приобретения (рис. 1).


В соответствии с этой системой всю ответственность за приобретение ВВТ в ВС США несет министр обороны, который законодательно делегирует свои полномочия своему заместителю, который является главным администратором всей программы приобретения.

Важную роль в руководстве процессом развития ВВТ играет совет МО по приобретению.

Этот совет осуществляет контроль примерно за 100 крупными программами обеспечения. В состав совета МО по приобретению входят высшие лица центрального аппарата МО, комитета начальников штабов, видов ВС и управлений МО, связанные по роду своей деятельности с вопросами развития ВВТ.

В видах ВС общая ответственность за руководство процессом приобретения ВВТ возложены на помощника министра вида ВС по исследованиям, разработкам и приобретению.

Высшей инстанцией министерства вида ВС по управлению созданием ВВТ является администратор по приобретению, который подчиняется главному администратору МО по приобретению.

Роль консультативного органа в видах ВС играют советы по приобретению ВВТ этих видов. Рассматривая программы приобретения систем оружия и их ключевые моменты, советы определяют их готовность к переходу в последующие фазы процесса и выдают рекомендации для принятия соответствующих решений.

Администратору по приобретению вида ВС подчинен администратор программ вида ВС, который курирует строго определенное количество программ. Ему подчиняются руководители программ, являющиеся первым звеном в управлении создания вооружений и военной техники.

Сформировавшаяся к настоящему времени в МО США система приобретения ВВТ в целом позволяет достаточно эффективно планировать создание образцов оружия, участвовать и руководить их разработкой и производством, а также осуществлять контроль за процессом на всех его главных этапах.

При этом она:

    1. Является конкурсно-контрактной, что обеспечивает в условиях рыночной экономики создание систем оружия, отвечающих заданным значениям критерия "эффективность - стоимость".

    2. Имеет развитую законодательно-правовую базу, охватывающую все стороны взаимоотношений МО как государственного заказчика и предприятия-поставщика на всех уровнях управления.

    3. Обладает стабильной программой приобретения ВВТ.

    4. Строго централизованной системой управления государственными заказами.

И характеризуется:

    - грамотным, умелым и организованным руководством программами приобретения ВВТ;

    - широким предоставлением льгот и преимуществ предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ на контрактной основе;

    - гибкой и вместе с тем жесткой системой штрафных санкций к предприятиям, нарушающим условия выполнения контракта;

    - максимальной, достаточно разветвленной кооперацией с союзниками США, обеспечивающей высокие уровни стандартизации и взаимозаменяемости компонентов систем, а также исключением дублирования;

    - наличием развитой научно-производственной базы в США, что позволяет создавать высокоэффективные системы оружия и тесное взаимодействие с ней организаций и учреждений МО.

Однако, одной из главных особенностей организации приобретения ВВТ в США является четкое ранжирование прав и обязанностей должностных лиц или учреждений МО и министерств видов ВС, рассматривающих и утверждающих документы и принимающих решения.

Так для программ создания крупных систем оружия инстанциями, рассматривающими основные документы являются совет по приобретению ВВТ вида ВС и группа оценки требований ВВС.

Решение о переходе программы в следующую фазу принимает министр обороны. В то же время при проведении программы с меньшей степенью важности аналогичные документы рассматривают руководство министерства вида ВС, совет по приобретению ВВТ вида ВС, штабы ВМС и КМП, группа оценки требований ВВС, командование научных исследований по строительству армии, командование МТО армии.

Программы приобретения министерства обороны в зависимости от их важности и стоимости разделены на категории, которые определяют уровень их рассмотрения и принятия решения в соответствующих звеньях и структурах управления.

Новая структура управления программами приобретения министерства обороны, действующая в последнее десятилетие, позволила исключить дублирование функций в сфере приобретения между административной и оперативной линиями управления в рамках видов ВС.

Ключевой фигурой военного представительства является уполномоченный по контракту, который представляет интересы заказчика и от его имени осуществляет руководство исполнением контрактов.

Реализуя на практике принципы системного подхода в разработке любых управленческих структур, МО США при реорганизации системы приобретения продукции и услуг настойчиво проводило линию на унификацию не только порядка и правил приобретения, но и, насколько возможно, органов управления на всех уровнях. Это нашло свое выражение, прежде всего, в том, что нормативно-правовая база контрактных поставок строится по принципу дополнения и конкретизации общих законодательных и нормативных актов, обязательных для всех подпадающих под их действие организаций и ведомств, частными нормативными документами, обязательными для исполнения всеми нижестоящими звеньями управления.

Унификация управленческих структур проявилась и в стремлении провести на практике единые принципы их построения, что однако, не исключило и наличия различий, связанных с особенностями обеспечения конкретного вида ВС США.

Необходимо отметить характерную особенность: в сформированных органах управления МТО большое внимание уделено созданию специализированных структур по информационному обеспечению закупок, экономическому обоснованию эффективности использования и распределения поступивших в распоряжение министерства обороны ресурсов, формированием обоснованной политики закупок.

Опыт использования контрактной системы поставок материальных средств в мирное время и особенно в период последних локальных военных конфликтов показал, что эта система с достаточной степенью надежности и гибкости способна удовлетворять потребности войск в материальных средствах и услугах как в мирное, так и в военное время. Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня, когда эйфория "персидского блиц крика" рассеивается, многие независимые военные эксперты и специалисты более взвешенно и критично оценивают как военные успехи коалиционной группировки войск, основу которой составляют ВС США, так и цену, которую пришлось заплатить за эти успехи. Действуя с огромным напряжением органы тыла справились с поставленными задачами. Однако если конфликт примет более затяжной характер, ВС США могут столкнуться с большими проблемами в этом вопросе.

Таким образом, система приобретения, основанная на федеральных контрактных поставках, способствует решению двух важнейших задач: обеспечению надежной смычки вооруженных сил с военно-экономической базой страны, что позволяет использовать технологии и организационно-управленческий опыт гражданской промышленности в военной сфере, и, являясь важнейшим элементом органов тыла, создает прочную основу для бесперебойного и полного материально-технического обеспечения армии и флота.

Примечания

*   Технология (США) - совокупность научных знаний, отработанных технических решений и технологических процессов, предназначенных для многовариантной их реализации в различных областях науки и техники. С 1994 г. в США рассматриваются 11 комплексных критических технологий, приоритетность которых строго определена. Ключевая технология - самая приоритетная технология, разработка и использование которой вносит определяющий вклад в сферу национальной безопасности, экономического и социального развития страны.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]