Статьи
Обозреватель - Observer

 

ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА РОССИИ
В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФА


И.Холиков,
доктор юридических наук

         Участие военной медицины в ликвидации последствий катастроф, проявлявшееся ранее в виде ограниченных актов, становится все более закономерной и значительной частью общегосударственной и международной деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшим.
         Это обусловлено заметным снижением опасности глобальных военных конфликтов и в то же время появлением новых угроз чрезвычайных ситуаций локального масштаба. Стремление мирового сообщества использовать человеческий и технический потенциал наиболее организованной части государства – военных формирований, в том числе военно-медицинской службы – в интересах решения подобного рода проблем носит вполне закономерный характер.
          Число чрезвычайных событий, в которых военная медицина России решала задачи в общем комплексе спасательных работ, весьма велико. Достаточно отметить, что только после Второй мировой войны военные медики принимали участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и аварий с человеческими жертвами, включая вооруженные конфликты.
         Первым серьезным испытанием для гражданского здравоохранения и военной медицины после Второй мировой войны стало землетрясение в Ашхабаде (6 октября 1948 г.).
         Эта катастрофа сопровождалась крупными разрушениями зданий, массовой гибелью людей, большим числом пострадавших. Она  явилась серьезной проблемой для страны, только что пережившей одну из самых кровопролитных войн – Великую Отечественную войну.
         Решением правительства ликвидация последствий землетрясения была поручена Министерству обороны СССР, а организация медицинской помощи Главному военно-медицинскому управлению. Военными медиками была оказана помощь более чем 50 тыс. пострадавших с тяжелыми травмами. Эвакуировано (за период с 6 по 21 октября) свыше 7 тыс. тяжелораненых.
         Трагедия в Ашхабаде показала, что медицинские формирования войск (медицинские пункты, роты, батальоны) по своему составу, оснащению и организации работы являются наиболее подготовленными структурами для работы в подобных условиях массовых бедствий. При необходимости они могут быть усилены соответствующими специалистами, имуществом и техникой.
         Наиболее полно возможности военно-медицинской службы реализовались в условиях таких крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, как авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясение в Армении (1988 г.).
         Авария на Чернобыльской АЭС по своим масштабам не имела прецедентов в мировой практике использования атомной энергии. Радиоактивному загрязнению подверглась огромная (до 160 тыс. кв. км) территория, охватывающая регионы Украины, Белоруссии, ряда областей России и сопредельных государств с населением, насчитывающим десятки миллионов человек.
         Масштабы и характер катастрофы потребовали титанических усилий по ликвидации ее последствий как с привлечением сил и средств страны, так и международных организаций.   Практически в первые же часы после аварии в аварийно-спасательных работах совместно с формированиями других ведомств приняли участие подразделения медицинской службы Вооруженных Сил. 
         В районе ликвидации последствий аварии было развернуто более 20 медицинских подразделений и частей (медицинских пунктов, отрядов медицинской помощи, отдельных медицинских батальонов, санитарно-эпидемиологических отрядов, групп усиления). Общая численность военно-медицинской службы, задействованной в зоне аварии, составляла около 1,5 тыс. чел. 
         Военные медики приняли активное участие в организации и выполнении массовых лечебно-профилактических мероприятий для населения, проживающего на загрязненной территории, а также огромного числа лиц, привлеченных к ликвидации последствий аварии.
         Система медицинского обеспечения включала медицинские пункты – отдельные медицинские батальоны и  центральное звено (военные госпитали, санатории). На первом этапе осуществлялся повседневный медицинский контроль за состоянием здоровья, на втором – стационарное обследование –  по показаниям, на третьем – стационарное обследование, лечение, реабилитация и освидетельствование. 
         В наиболее напряженный период (в течение первого года) военными медиками было обследовано около 80 тыс. лиц, проживавших в зонах радиационного заражения, и участников ликвидации последствий аварии. В 1986 г. была организована реабилитация 6,5 тыс. детей в санаториях, домах отдыха и пансионатах Министерства обороны. 
         Участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии явилось серьезной проверкой готовности военно-медицинской службы к действиям в условиях радиационных катастроф.
         Полученный опыт показал, что медицинская служба вооруженных сил, наряду со штатными медицинскими подразделениями и частями, должна иметь в своем составе формирования, специально предназначенные для работы в условиях радиационных, химических и других катастроф.
         Не менее масштабным и трагическим по своим последствиям событием явилось землетрясение в Армении (1988 г.). Эпицентр землетрясения (6–9 баллов) пришелся на г. Спитак. Зона его разрушительного воздействия захватила многие города и поселки. Подземными толчками были полностью или почти полностью разрушены промышленные, культурные и жилые строения Ленинакана, Кировокана и Спитака, а также множество населенных пунктов на значительной территории этой гористой  местности. В ликвидации последствий землетрясения вместе с медицинскими работниками Армении приняли участие 417 иностранных специалистов из 17 стран.
         Формирования военно-медицинской службы в кратчайшие сроки включились в спасательные работы. Первыми начали работать медицинские пункты и медицинские роты воинских частей, дислоцированных вблизи района бедствия. Одновременно создавались отряды специализированной медицинской помощи. Они комплектовались квалифицированными специалистами из учреждений Центра. Кроме этого, группами специалистов из центральных лечебных учреждений были усилены: Ереванский военный госпиталь, городские и районные больницы, медико-санитарные части промышленных предприятий.
         В основу организации лечебно-эвакуационных мероприятий был положен принцип создания группировок сил и средств, обеспечивающих максимальное приближение квалифицированной медицинской помощи к районам землетрясения с последующей эвакуацией пострадавших, преимущественно авиацией в специализированные лечебные учреждения Еревана, Тбилиси и Центра. 
         В целом, за весь период событий тяжело пострадало около 18 тыс. чел. Военно-медицинской службой медицинская помощь была оказана 6 тыс. (остальным пострадавшим помощь оказывалась силами гражданского здравоохранения). 
         Анализ опыта трагедии в Армении еще раз подтвердил, что военно-медицинская служба по своим целям и задачам, составу и оснащению является одной из основных ведомственных структур, подготовленных к работе в очагах массового поражения как природного, так и техногенного происхождения.
         Не случайно основные положения военно-медицинской доктрины: непрерывность, последовательность, преемственность лечебно-эвакуационных мероприятий, приближение медицинской помощи к пораженному и ряд других – нашли отражение в единой концепции медицины катастроф.
         Международное сообщество постоянно ведет работу по созданию и совершенствованию национальных и международных планов чрезвычайного реагирования на экстремальные ситуации. При этом основная роль в организации спасательных работ отводится службам гражданской обороны, вооруженным силам и другим государственным структурам. Обмен опытом в этой области несомненно служит делу развития медицинских  систем ликвидации последствий, общий критерий эффективности которых – постоянная готовность к спасению жизни людей.
         В настоящее время актуализируются  принципиальные подходы к построению медицинских сил и средств в условиях развития чрезвычайной ситуации. Как известно, наиболее напряженным чрезвычайным событием с точки зрения организации оказания медицинской помощи пораженным является военный конфликт. Не случайно военные конфликты согласно принятой классификации отнесены к категории катастроф. 
          Анализ опыта работы медицинской службы в условиях вооруженных конфликтов позволяет сделать ряд обобщений, касающихся тактики использования медицинских формирований в чрезвычайных ситуациях.  Весьма поучительным явился опыт медицинского обеспечения войск в условиях контртеррористической операции в Чечне.
         К началу боевых действий в зоне конфликта были развернуты более 20 медицинских подразделений и частей, которые обеспечивали оказание медицинской помощи раненым и больным в установленном для догоспитального района объеме – это был первый эшелон медицинских сил и средств.
         Оказание неотложной медицинской помощи осуществлялось силами подвижных медицинских отрядов специального назначения и стационарных госпиталей, действовавших на границе зоны конфликта (второй – эшелон сил и средств). Доставка раненых в эти учреждения обеспечивалась преимущественно авиацией в соответствии с условиями обстановки.
         Для обеспечения неотложной помощи на уровне современных требований госпитали (отряды) данного эшелона усиливались группами специалистов с необходимым оснащением, что было продиктовано прежде всего особенностями современной боевой травмы – тенденциями к ее утяжелению, сочетанию различных видов травм и их множественности. 
         По опыту чеченских событий частота раненых с множественными и сочетанными повреждениями составила 35,4%, причем из них свыше 40% приходилось на долю тяжелых и крайне тяжелых ранений. При таких ранениях участие специалиста необходимо уже на этапе первого хирургического вмешательства. 
         Как показал проведенный анализ, такое эшелонирование медицинских частей и учреждений отвечало условиям обстановки и соответствовало фактическому объему работы в наиболее напряженные периоды боевых действий. 
         Благодаря широкому применению авиасанитарной эвакуации (до 70% раненых и больных доставлено в госпитали 2 эшелона вертолетами), сроки оказания неотложной медицинской помощи тяжелораненым не превышали 2–3 час. с момента ранения.
         На основании полученного опыта, а также других аналогичных данных был сделан вывод, что объем медицинской помощи на данном этапе (второй эшелон) должен быть ограничен только неотложными мероприятиями, необходимыми для подготовки раненого к дальнейшей эвакуации. 
         Об эффективности реализованной в условиях Чечни организационной системы свидетельствуют следующие данные: летальность раненых с тяжелой сочетанной травмой составила 12,8% (для сравнения: в Афганистане – 25,2%).
         Как результат, итоговый показатель летальности (к общему числу раненых) – в 3 раза ниже соответствующей величины по опыту Афганистана и почти в 4 раза – по опыту Великой Отечественной войны. 
         Наряду с организацией медицинского обеспечения войск в боевых действиях, участием военной медицины в ликвидации последствий катастроф внутри страны, заслуживает особого внимания ее миротворческая деятельность и другие гуманитарные акции  международного характера.
         В 1970 г. (31 мая) для оказания помощи в ликвидации последствий землетрясения в Перу по воздуху в район катастрофы, на расстояние более 25000 км, был переброшен многопрофильный госпиталь с полным оснащением, в том числе крупногабаритным грузом (грузовики и санитарные автомобили, электростанции и многое другое). Военно-полевой госпиталь, усиленный специалистами лечебных учреждений Центра, за четыре месяца работы обеспечил оказание специализированной помощи более 45000 пациентов.
         Должен заметить, что в тот сложный в политическом отношении период состоялись первые дружеские встречи и плодотворный обмен опытом наших врачей с французскими коллегами – специалистами госпиталя EMIR, выполнявшего аналогичные гуманитарные задачи в зоне бедствия.
         Сегодня подобная форма сотрудничества военных врачей различных стран стала общепризнанной нормой, и это приносит огромную пользу человечеству в ликвидации последствий многих страшных катастроф.
         Все мы помним ужасающую по масштабам и последствиям трагедию, постигшую страны Юго-Восточной Азии.
         26 декабря 2004 г. западнее побережья о. Суматра (Индонезия) произошло землетрясение силой до 9 баллов. В результате, огромная волна с чудовищной силой обрушилась на сушу, сметая на своем пути здания, береговые строения, автомобили, выбрасывая на десятки метров морские суда, унося сотни и тысячи жизней.
         Только в провинции Ачех погибло более 120 тыс. чел.
         Сотни тысяч людей потеряли жилища, многие учреждения (в том числе медицинские) были полностью разрушены.
         По оценке правительства Индонезии, из 240 клиник были полностью разрушены и серьезно повреждены 107 учреждений. Общая площадь поражения составила более 10 тыс. кв. км.
         Мировое сообщество приняло активное участие в оказании гуманитарной помощи населению страны.
         Только в официальном списке международных организаций, работающих в системе здравоохранения провинции Ачех, числилась 81 организация, в том числе:

  • организации ООН (ВОЗ и др.);
  • международные неправительственные организации (МККК, МФКК и др.);
  • гражданские медицинские учреждения (госпитали Дании, Китая, Сингапура, России и др.);
  • военно-медицинские контингенты (военные госпитали Австралии, Германии, Малайзии, России и др.).
         Российские военно-медицинские специалисты в составе медицинского отряда специального назначения (военно-полевого госпиталя), группы специализированной медицинской помощи (эпидемиологи, инфекционисты и др.) и научно-исследовательской группы действовали в основном на территории провинции и в г. Банда-Ачех.
         Доставка специалистов в назначенный район с соответствующими запасами материально-технических средств и оборудования осуществлялась по воздуху в период с 8 по 19 января 2005 г.
         Специалистами госпиталя за период работы с 19 января по 19 февраля с. г. оказана медицинская помощь – 2066 чел. (1656 местное население).
         Наряду с этим выполнялся большой объем профилактической работы: медицинская разведка и эпидемиологическая оценка местности, мониторинг по раннему выявлению малярии, вакцинация детей против кори и другие мероприятия.
         Следует отметить, что в ходе этой работы были налажены деловые отношения с местными индонезийскими и другими госпиталями. Российская военно-медицинская миссия вошла в состав центра по координации взаимодействия гражданских и военных сил и обеспечивала взаимодействие военно-медицинских организаций, находящихся в районе г. Банда-Ачех. При этом поддерживались постоянные контакты с немецкой и  австралийской медицинскими группировками, датским и сингапурским госпиталями, японской и филиппинской медицинскими группами.
         Деятельность российской военно-медицинской группировки координировалась представительством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Российские специалисты входили в состав рабочих групп ВОЗ (госпитальной и эпидемиологической), осуществлявших свою деятельность в Ачехе. Это был уже другой уровень координации и взаимодействия, более высокий чем раньше.
          Опыт организации взаимодействия и сотрудничества гражданских и военных медицинских специалистов иностранных государств, участвовавших в ликвидации последствий стихийного бедствия в Индонезии, заслуживает высокой оценки и вместе с тем позволяет извлечь серьезные уроки.
         Участие в гуманитарной акции множества международных структур и организаций различных стран, обладающих различными возможностями, требует единого руководства в интересах наиболее эффективного использования имеющихся сил и средств в конкретных условиях чрезвычайного события. По мнению многих специалистов, с которыми обсуждалась эта проблема, отсутствие единой системы управления международными силами снижает эффективность гуманитарной помощи.
          Несомненный интерес представляет участие военной медицины различных стран в миротворческих операциях.
         По данным опыта работы медицинской службы Российского воинского контингента в Косово за четыре года (1999–2002 гг.), была оказана медицинская помощь в форме гуманитарной акции более 6 тыс. граждан.
         Обращает на себя внимание тот факт, что если в начальный период работы (1999 г.) доля лиц албанской национальности в структуре больных, находившихся на лечении в военном госпитале (Косово), не превышала 1%, то ближе к завершению миротворческой операции (2002 г.) данный показатель составил около 20%.
         Это свидетельствует о возрастающем доверии населения, враждующего между собой на национально-религиозной почве, к людям в белых халатах и это реальный политический вклад военной медицины в миротворческий процесс.
         Опыт показывает, что в условиях любых операций по поддержанию мира предоставление защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов является важнейшим фактором, способствующим достижению целей миротворчества.
         Медицинская помощь жертвам конфликтов может быть обеспечена прежде всего силами и средствами военно-медицинской службы миротворческого контингента.
         С этих позиций военная медицина приобретает особые функции, выступая как субъект практической реализации государственных международно-договорных обязательств в обеспечении защиты жертв войны и оказания им медицинской помощи.
         В соответствии с Женевскими конвециями, медицинская служба считается “не участвующей в боевых действиях”, и имеет особый статус.
         Какие же основные выводы вытекают из вышеизложенного?
         Тактика применения медицинских сил и средств в чрезвычайных ситуациях основана на общих принципах военно-полевой медицинской доктрины.
         Передовой догоспитальный район формируется при любом подходе к организации оказания медицинской помощи в экстремальной ситуации, обусловленной катастрофой, в том числе военным конфликтом. В этом районе развертывается первый эшелон медицинских сил и средств для оказания медицинской помощи пораженным в том или ином объеме.
         Помощь устанавливается исходя из принципа достаточности, чтобы обеспечить дальнейшую эвакуацию пострадавшего. Состав и количество привлекаемых сил и средств определяется масштабами и характером чрезвычайной ситуации.
         Специальные формирования военной медицины должны соответствовать следующим основным требованиям: 
  • способности к развертыванию и работе в полевых условиях;
  • готовности к действиям в режиме автономного обеспечения;
  • возможности проведения комплекса мероприятий в объеме квалифицированной и неотложной специализированной медицинской помощи.
         Характер специализации формирования определяется спецификой экстремальной ситуации.
         Целесообразность развертывания второго эшелона на направлениях эвакуации в специализированные учреждения обусловливается конкретной обстановкой (масштабами и характером бедствия, протяженностью путей эвакуации, наличием средств эвакуации и другими факторами).
         В условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, когда отсутствует угроза воздействия противника, такая необходимость, как правило, не возникает. Пострадавших эвакуируют непосредственно из зоны бедствия (догоспитального района) с использованием преимущественно авиации.
         Луи Пастеру принадлежат замечательные слова: “В современном мире борются два противоположных закона: один – закон крови и смерти, призывающий страны постоянно готовиться к войне, другой – закон мира, труда и здоровья, создающий средства избавления человека от преследующих его бедствий”.
         Военная медицина по сути своей – всегда на страже закона, мира и здоровья. Объединяя свои усилия на этой основе, военные врачи способны внести свой весомый вклад в дело мира и сотрудничества  между странами.
         Необходимым условием  реализации этого позитивного потенциала является   соответствующая современным требованиям практики организация  и подготовка специальных мобильных подразделений военно-медицинской службы   Вооруженных Сил России.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]