Статьи
Обозреватель - Observer

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ
С ВИЧ-СПИД
П.Мельниченко, 
доктор медицинских наук, профессор
О.Дамаскин, 
доктор юридических наук, профессор

         Населению многих стран мира неоднократно угрожали широкомасштабные эпидемии, уносившие жизни людей. К счастью, большинство опасных заболеваний (натуральная оспа, чума, холера и др.) имели внешние признаки, позволяющие распознавать их и принимать меры: оказание помощи на ранних стадиях развития болезни; изоляция больных, представляющих опасность для окружающих; уничтожение средств распространения болезни.
         Нарастающая эпидемия ВИЧ-СПИД имеет скрытый характер, не позволяющий по внешним признакам определять наличие заражения, а поэтому представляющая повышенную опасность.
         Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает определенные клетки иммунной системы, защищающей организм от различных поражений, и может привести к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) как клинического состояния, характеризующегося критическим изменением функций иммунной системы и часто сопровождающегося развитием таких симптомов ее угнетения, как тяжелые инфекционные и паразитарные поражения различных органов, ведущие к летальному исходу.
         Эпидемия ВИЧ-СПИД распространяется в мире быстрыми темпами. 
         Только в 2004 г. в мире было инфицировано около 5 млн. чел. За последние 20 лет умерло от СПИД более 20 млн. чел. Около 50 млн. чел. являются сейчас инфицированными ВИЧ-СПИД.
         В условиях глобализации и расширения миграции опасность дальнейшего распространения заболеваний возрастает: около 150 млн. мигрантов живут и работают вне стран, гражданами которых они являются, около половины из них – женщины.
         В настоящее время становится очевидным воздействие ВИЧ-СПИД на международную и национальную безопасность, поскольку от СПИД умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов.
         Признавая глобальное значение последствий ВИЧ-СПИД для безопасности человечества, Совет Безопасности ООН в январе 2000 г. впервые в истории включил в свою повестку дня для обсуждения медицинскую проблему. Он обратил внимание на потенциальную угрозу, которую представляет эпидемия для международной безопасности, особенно в условиях военных конфликтов и миротворческих операций. 
         ВИЧ-СПИД следует рассматривать как кризис безопасности, представляющий потенциальную угрозу для народов, государств и международного сообщества, сопоставимую с крупной войной.
         “Пандемия ВИЧ-СПИД усугубляется условиями насилия и нестабильности, которые усиливают опасность заражения этой болезнью в результате перемещений больших групп людей, повсеместной неуверенности в условиях и ограниченного доступа к медицинскому обслуживанию… Пандемия ВИЧ-СПИД, если ее не остановить может создавать угрозу для стабильности и безопасности”1.
         Социальные, военные конфликты и стихийные бедствия способствуют распространению ВИЧ-СПИД, поскольку гражданские лица в этих условиях чаще подвергаются массовому перемещению, нарушениям прав человека, включая сексуальное насилие, оказываются в обстановке нищеты, побуждающих их использовать коммерческий секс для выживания.
         В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ-СПИД, принятой на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ-СПИД 27 июня 2001 г., Генеральная Ассамблея “призывает все учреждения Организации Объединенных Наций, региональные и международные организации, а также неправительственные организации, занимающиеся оказанием международной помощи странам и регионам, пораженным конфликтами, гуманитарными кризисами или стихийными бедствиями, в срочном порядке включить в свои планы и программы элементы профилактики ВИЧ-СПИД”.
         Из 17 стран, в каждой из которых более 100 тыс. детей стали сиротами в результате СПИД, 13 находятся в условиях конфликта или чрезвычайного положения, являются бедными странами.
         Лица, проходящие службу в силовых структурах, являются группой с высокой степенью уязвимости для инфекций, что главным образом обусловлено особенностями их работы, мобильностью, возрастом и другими факторами, способствующими повышению риска инфицирования ВИЧ-СПИД.
         Угроза распространения ВИЧ-СПИД, имеющая глобальный характер, актуальна и в России.
         В стране, по официальным данным Минздрава, на 17 января 2005 г. зарегистрировано 305242 чел., инфицированных ВИЧ, из которых около 70% в возрасте от 15 до 40 лет.
         Основными способами распространения ВИЧ-СПИД являются: 

  • инъекционное употребление наркотиков;
  • незащищенный секс,
  • передача вируса от матери ребенку во время беременности;
  • выход инфекции за пределы групп риска в широкие слои населения.
         Факторами способствующими риску инфицирования являются: 
  • низкая культура и социальные пороки общества, 
  • распространенность употребления наркотиков и алкоголя,
  • бедность как путь к проституции, насилию и эксплуатации,
  • ограниченность доступа к услугам здравоохранения, боязнь дискриминации.
         Поэтому, возможен рост ВИЧ-инфекции к 2010 г. до нескольких миллионов человек.
         Основными направлениями борьбы с распространением ВИЧ-СПИД являются:
  • улучшение и увеличение доступности тестирования на ВИЧ и консультирования;
  • совершенствование методик и повышение качества их применения при диагностике и лечении;
  • повышение масштабов качества информирования людей об угрозе ВИЧ и статусе ВИЧ-инфицированных;
  • исследование эпидемии как вирусного заболевания с учетом комплексного влияния социальных факторов;
  • соотнесения правил этики и конфиденциальности с потребностью выявления и сокращения контактов, представляющих угрозу здоровью;
  • повышение доступности тестирования для групп повышенного риска;
  • правовое обеспечение системы противодействия распространению ВИЧ-СПИД.
         Подход к проблеме ВИЧ-СПИД с  позиции защиты прав человека предполагает создание благоприятной правовой и социальной среды, в которой люди, живущие с ВИЧ, рассматриваются как полноправные граждане, а не изгои общества. Когда у людей отсутствует доступ к информации, диагностике и лечению повышается риск для их здоровья, увеличивается риск дальнейшего распространения ВИЧ, что делает уязвимым общество в целом.
         Эпидемия ВИЧ-СПИД ставит в повестку дня проблему соотношения личных прав человека и интересов безопасности общества. Эгоизм и безответственность людей к своему здоровью, умышленное нарушение правовых норм поведения в жизненно важных и опасных ситуациях, ведущее к инфицированию, нарушает законные права других людей на обеспечение их безопасности и здоровья.
         В частности, ст. 122 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
         Однако с энергией достойной лучшего применения отдельные активисты правозащитного движения утверждают, что эти нормы ограничивают конституционные права каждого индивидуума на свободу, частную жизнь и создание семьи, а также вызывают нежелание проходить тестирование.
         Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
         Следовательно, это дает возможность для принятия законодателем федеральных законов, ориентированных на обеспечение борьбы с распространением ВИЧ-СПИД.
         При этом целесообразно учитывать Международные руководящие принципы по ВИЧ-СПИД и правам человека (Женева, сентябрь 1996 г.), поскольку в 1997 г. Комиссия ООН по правам человека одобрила эти руководящие принципы, и они используются при подготовке резолюций ООН по ВИЧ-СПИД. Это обусловливается потребностью:
  • обеспечения прав человека в сфере защиты здоровья;
  • соотнесения личных прав людей с безопасностью здоровья общества;
  • использования зарубежного опыта и возможностей международного сотрудничества в организации противодействия распространению ВИЧ-СПИД.
         В современных условиях силовые структуры, обладающие традициями организованности и дисциплины, представляют собой плацдарм для противодействия распространению ВИЧ-СПИД в нашем обществе.
         Главное военно-медицинское управление Минобороны России совместно с руководством Программы профилактики ВИЧ-СПИД в Научно-исследовательском медицинском центре ВМС США в Сан-Диего (штат Калифорния), организовало проведение (31 августа – 02 сентября 2004 г.) Американо-Российской военной конференции по профилактике ВИЧ-СПИД.
         В конференции приняли участие около 140 военных специалистов в области медицины из 17 стран, преимущественно Восточной Европы и Центральной Азии.
         Основным результатом конференции стало определение возможностей расширения сферы прилагаемых усилий и стратегии заполнения установленных пробелов в профилактике ВИЧ-СПИД, различных подходов к диагностике и лечению ВИЧ и СПИД, разработки проекта стратегического плана по повышению эффективности мероприятий по профилактике ВИЧ-СПИД среди военнослужащих России и СНГ.
         Продолжением конструктивного сотрудничества стала Российско-Американская военная конференция по профилактике ВИЧ-СПИД “Прикладная стратегия по прекращению распространения ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах”, организованная Министерствами обороны РФ и США (13–15 сентября 2005 г., Подмосковье).
         Актуальность конференции определяется общей тенденцией роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в мире, объективной необходимостью совершенствования мер по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Масштабы, скорость распространения и ее последствия привели к тому, что в начале третьего тысячелетия ВИЧ-инфекция представляет собой одну из главных угроз безопасности человечества в целом.
         Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в России определяет ее распространение и среди военнослужащих, где закономерности распространения в основном повторяют ситуацию, сложившуюся в стране.
         Федеральным законодательством России не предусмотрено обязательное тестирование на ВИЧ при призыве на военную службу. Поэтому существует угроза её заноса в воинские коллективы. В течение последних 2 лет наметилась тенденция к уменьшению числа выявления ВИЧ-инфицированных среди военнослужащих. Однако не вызывает сомнения наличие значительной латентности реального уровня инфекции. Наиболее поражаемой ВИЧ категорией стали военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в возрасте 18–21 года.
         Основные пути заражения ВИЧ военнослужащих менялись в зависимости от этапа эпидемии в стране.
         Если до 1996 г. преобладающим был половой путь заражения, то с 1996 по 2001 г. ВИЧ в основном передавалась при внутривенном введении наркотических препаратов чаще всего до призыва на военную службу.
         С 2003 г. основным путем заражения военнослужащих снова стал половой путь.
         Основными направлениями деятельности в Вооруженных Силах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции являются:
  • разработка стратегии и тактики борьбы с ВИЧ-инфекцией в Вооруженных Силах, совершенствование нормативно-правовой базы;
  • осуществление и дальнейшее совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
  • развитие системы информирования военнослужащих о ВИЧ-инфекции и доступных мерах ее профилактики; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;
  • социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ при исполнении служебных обязанностей и ВИЧ-инфицированных военнослужащих.
         Для совершенствования деятельности по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции среди военнослужащих и развития навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции в стране, Главным военно-медицинским управлением Минобороны России с одобрения Министра обороны РФ внедряются новые формы работы совместно с общественными организациями в регионах с высоким риском заражения ВИЧ.
         Мероприятия сопровождались проведением социологических исследований, которые показали их эффективность – значительное (40%) повышение уровня информированности участников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. 
         Это позволяет сделать вывод об эффективности партнерства с общественными организациями и определить основные его направления:
  • выявление уровня информированности молодежи призывного возраста, военнослужащих по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и уяснение их мнения о предпочтительной форме и способах получения данной информации;
  • изучение динамики социально-поведенческих характеристик молодежи призывного возраста, определение уровня их рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проведение информационно-обучающих профилактических мероприятий среди призывников и военнослужащих с использованием новых прогрессивных методик, показавших свою эффективность;
  • оказание помощи командованию и медицинской службе в организации и проведении профилактических мероприятий;
  • подготовка санитарно-просветительских материалов по тематике и их целенаправленное распространение.
         Профилактика ВИЧ-инфекции среди военнослужащих имеет огромное значение, так как рост заболеваемости среди личного состава влияет на боеспособность воинских частей, требует значительных затрат на диагностику и лечение, влечет негативные социальные последствия.
         Для предупреждения заноса инфекции медицинскому обследованию на ВИЧ подлежат:
  • военнослужащие иностранных государств, прибывающие в воинские части и учреждения Минобороны России на срок свыше трех месяцев без сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции;
  • граждане РФ, поступающие на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения – в обязательном порядке, призывники, а также лица из молодого пополнения, склонные к употреблению наркотиков (с их согласия и учетом показаний);
  • лица, поступающие на работу, связанную с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с ВИЧ-инфицированными лицами или соответствующим материалом.
         Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией в войсках осуществляется в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава и является основой тактических и стратегических управленческих решений при планировании и осуществлении мероприятий по противодействию распространения инфекции.
         Обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфицированность проводится с предварительным и последующим консультированием.
         Любое обследование крови на ВИЧ не является законным, если оно проведено без предварительного согласия пациента (кроме случаев, установленных федеральным законодательством) и без предварительного и последующего консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
         Юридические нормы добровольности и необходимости консультирования закреплены в ст. 7 ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” от 24 февраля 1995 г. № 38-ФЗ.
         В настоящее время весьма актуальной стала проблема разрешения противоречия между возрастающими практическими потребностями и ограниченными правовыми возможностями защиты интересов военнослужащих и общества в целом в условиях распространения СПИД. При этом следует иметь в виду права и интересы как инфицированных лиц, так и лиц, состоящих с ними в служебных и иных отношениях.
         Наиболее актуальными являются следующие проблемы:
  • оснований обязательности обследования на выявление ВИЧ-инфицирования; своевременности определения времени инфицирования (до или во время нахождения на военной службе);
  • возможности нахождения лица на военной службе после выявления инфицированности; оснований, условий и продолжительности обеспечения военно-медицинской службой лечения инфицированных лиц;
  • осведомленности командования, других лиц об инфицированности сослуживца;
  • регламентации служебных, бытовых отношений военнослужащих с инфицированными сослуживцами и др.
         Названные и другие проблемы нуждаются в правовом урегулировании для создания легальных основ обеспечения прав и интересов всех военнослужащих.
         При этом имеются 2 противоположных подхода, первый из которых выражает позицию сторонников недопущения и немедленного увольнения с военной службы лиц, инфицированных ВИЧ, а второй – возможность нахождения инфицированных лиц на военной службе до возникновения условий, препятствующих этому.
         Такими условиями становятся:
  • ухудшение здоровья инфицированного лица, препятствующее исполнению им служебных обязанностей; 
  • изменение характера содержания и условий военной службы, неблагоприятно влияющих на здоровье инфицированного лица; 
  • конфликтные ситуации вследствие реакции отторжения инфицированного лица сослуживцами, влияющие на качество несения военной службы и др.
         Проблемы прекращения военно-служебных отношений инфицированным лицом сопряжены со сложностью установления времени и обстоятельств инфицирования ВИЧ. Однако эти обстоятельства, очевидно, должны подлежать учету при определении правовых последствий в части, касающейся компенсаций в связи с утратой здоровья (пособий, пенсий), а также подведомственности и источника финансирования весьма продолжительного медицинского обеспечения. Кроме того, необходим учет естественных интересов всех военнослужащих в сохранении своего здоровья, в связи со служебным контактом с инфицированным. Очевидно, необходим также больший учет прав и интересов персонала военно-медицинской службы.
         Разумеется, в основе содержательной стороны вопросов, касающихся противодействия распространению СПИДа, должны находиться достоверные медицинские показатели и надежные рекомендации по содержанию и условиям служебных контактов военнослужащих с инфицированными лицами. Однако необходимость того, что в детально регламентируемых военно-служебных отношениях это специфическое направление должно быть упорядочено правовыми нормами как обязательными для исполнения правилами поведения не вызывает сомнения. Соответствующие нормы должны стать частью военного законодательства, включающего правила служебных отношений, быта и гигиены военнослужащих.
         В условиях глобализации необходимым условием выполнения такой задачи применительно к проблемам правовой защиты интересов военнослужащих и общества может и должно стать международное сотрудничество в области военной медицины и здравоохранения по противодействию ВИЧ-СПИД в рамках соответствующих международных программ.
         Международное сотрудничество в области борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в среде военнослужащих может включать:
  • обмен опытом в области профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и других социальных инфекций в среде военнослужащих;
  • взаимопомощь в обучении соответствующих военных специалистов современным достижениям науки и практики в данной области;
  • оказание помощи в изучении, адаптации и внедрении в жизнь профилактических программ, показавших свою эффективность в среде военнослужащих и резервистов или призывников;
  • взаимодействие по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди миротворцев многонациональных сил, а также лечению ВИЧ-инфицированных военнослужащих.
         Важным направлением борьбы с ВИЧ-СПИД становится правовое регулирование этого процесса, организация сотрудничества военно-медицинских служб стран СНГ и других стран, унификация нормативно-правовых актов, исходя из перспектив совместной деятельности при осуществлении миротворческих и антитеррористических операций в интересах национальной и международной безопасности.
         Мировой опыт свидетельствует, что цена бездействия намного выше стоимости финансовых вложений в программы профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Необходимость разработки и реализации прикладной стратегии по борьбе с распространением ВИЧ-СПИД обусловлена нарастающими угрозами национальной безопасности:
  • сокращения населения трудоспособного возраста, снижения производительного потенциала и конкурентоспособности экономики страны;
  • усугубления проблемы бедности, демографического кризиса, обороноспособности и безопасности страны;
  • роста социальной напряженности в результате дискриминации людей, живущих с ВИЧ, групп риска, медицинского персонала.
         Таким образом, распространение ВИЧ-СПИД является очевидной угрозой национальной безопасности, экономическому росту и развитию международных отношений, обусловливающим адекватное противодействие.
         Действующий ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, принятый 24 февраля 1995 г. и вступивший в силу 1 августа 1995 г., установил гарантии государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции:
  • регулярное информирование населения, в том числе через СМИ;
  • эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории России;
  • производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;
  • доступность медицинского освидетельствования для выявления инфицирования, в том числе и анонимно, с предварительным и последующим консультированием;
  • бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи лицам, живущим с ВИЧ-СПИД, получение бесплатных медикаментов при амбулаторном и стационарном лечении;
  • социально-бытовая помощь, содействие в получении образования, переподготовке, трудоустройстве и др.
         Закон существенно сократил круг лиц, освидетельствование которых может быть проведено в обязательном порядке и, кроме того, реализация ряда его норм является неудовлетворительной. При этом следует учитывать, что с момента принятия ФЗ состояние проблемы существенно изменилось, поэтому представляется необходимым, исходя из тенденций развития эпидемии ВИЧ-СПИД, ее угроз и потребности практики защиты прав человека и интересов общества, внести предложения по совершенствованию законодательства и соответствующих подзаконных актов:
  • признать борьбу с ВИЧ-инфекцией одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности;
  • увеличить финансирование из федеральных и иных источников на борьбу с ВИЧ-СПИД;
  • добиться списания государственных долгов России в обмен на увеличение государственного финансирования программ борьбы с ВИЧ-СПИД;
  • предусмотреть в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ информацию о состоянии защиты прав граждан, в связи с ВИЧ-СПИД;
  • сформировать единый государственный центр по борьбе с ВИЧ-СПИД с соответствующим финансированием программ, прошедших экспертизу с участием общественности;
  • организовать регулярный мониторинг исполнения норм законодательства, касающихся прав человека и безопасности здоровья общества, в связи с ВИЧ-СПИД, приведения его в соответствие с Конституцией РФ;
  • интенсифицировать проведение научных исследований, подготовку методик с использованием передового отечественного и зарубежного опыта для обеспечения результативности практики борьбы с ВИЧ-СПИД;
  • ввести в программы обучения в высших и средних медицинских образовательных учреждениях современные научные данные о ВИЧ-СПИД;
  • развивать международное сотрудничество по предупреждению распространения ВИЧ-СПИД как комплекс мероприятий экономического, социального, медицинского и правового характера при соблюдении обязательств в области прав человека.

Примечание

         1 Резолюция № 1308 Совета Безопасности ООН (17 июля 2000 г.)
 
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]