Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ВОСТОК В ПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А. ЕГОРИН, доктор исторических наук 

Объявив себя правопреемницей СССР, Россия отказалась от главного порока, приведшего к гибели Советской империи, - великодержавной импровизации, которой злоупотребляли в Кремле.

Новое российское руководство отказалось от поляризации и идеологизации, через призму которых рассматривался мировой процесс; от преувеличения роли силы и любования собственным "историческим величием"; от иерархии отношений с другими странами, то есть главных принципов политики бывшего Советского Союза.

Исходя из того что основным для России является выведение страны из "экономического шока" и определение модели цивилизованного развития, внешняя политика, по-видимому, должна прежде всего способствовать интенсификации внутренних преобразований, быть предельно реалистичной и прагматичной.

Россия одновременно является крупной европейской и азиатской державой, и на этих двух основных геополитических направлениях - европейском и азиатском - она должна умело и гармонично определять свои приоритеты, не отдавая долговременных предпочтений ни одному из них. Партнерство России с Западом, комбинационное и подвижное, будет укреплять ее отношения с Востоком и Югом. 

Партнерство с Востоком и Югом обеспечит самостоятельность в контактах с Западом. "Вестернизация" же или "остернизация" российской политики, какими бы доводами это ни обосновывалось, неизменно вызовет недоверие тех или других, рано или поздно приведет к дисбалансу, а то и к тупиковой ситуации.

Переход от тотальной конфронтации с Западом к тотальному братанию с ним - пример того, с чего нельзя начинать нашему российскому МИДу, переступающему границы разумного в стремлении к союзничеству с НАТО, ЕЭС, США и другими "сильными мира сего". В свое время те, кто сейчас определяет курс России, критиковали М.Горбачева за "отсутствие внутренней стратегии и тактики" и за отсутствие внешней тоже. Бывший президент СССР улыбался Западу, пытаясь скрыть полную беспомощность, проявленную им в своей собственной стране. Сейчас, в "переходный период", когда внутренние реформы так же тормозятся в России, как они тормозились в СССР, команда Б.Ельцина заторопилась со своим "западным имиджем", зная, что этот имидж создавался в тех же кабинетах, но он не спас их от политического банкротства. Тогда царедворцы навязывали свои взгляды старевшим лидерам. Кто теперь?

На глобальном уровне отказ от конфронтации, блоковости, снижение уровня вооружений супердержав, несомненно, способствовали потеплению международной обстановки, но это потепление не опустилось на региональные уровни. Более того, оно выдвинуло на передний план проблему безопасности, во всяком случае, для России Формула оборонной достаточности, рожденная как альтернатива формуле силового паритета, оставила ее "конструктора" М.Горбачева без "варшавского зонтика". После распада СССР на роль ядерных держав претендуют вчерашние союзники: Украина, Беларусь, Казахстан. Но главное: в натовских тучах не рассеялась опасность ядерного дождя, и это тогда, когда Россию пытаются оставить еще и без плаща.

Надежда на "мировой порядок" с помощью ООН, которую высказал Б.Ельцин в своем выступлении в СБ ООН, - это надежда, что и ООН заступится за нас, как она заступилась за Кувейт. Но это и включение "зеленого света" для действий США и их союзников в регионах, на что недвусмысленно нам намекают на Востоке.

Такая "вестернизация" российской политики - проявление старой мессианской, традиционной закваски пожертвовать национальными интересами во имя красивой идеи стать цивилизованным государством и. конечно же, - снова в "авангарде борьбы за торжество свободного рынка".

Будет обидно, если так же нелепо мы бросимся в другую крайность: неожиданно повернемся к Востоку, вместо того чтобы заняться дозировкой своей реакции на процессы в мусульманском и немусульманском мире Востока в зависимости от своей выгоды, а не от того. что скажет или как прореагирует на это Европа или Америка, или еще кто.

Восточные приоритеты России, как представляется, следовало бы выстроить вдоль ее периметра в следующем порядке:

1. Среднеазиатские страны и Закавказье

Эйфория суверенизации временна, и этим странам в определении путей своего национального развития не обойтись без помощи России, как России не обойтись без них. Координация действий в рамках СНГ, определение экономического. культурного, политического, военного и других "пространств" - основные задачи внешней политики России в отношениях с бывшими республиками СССР. Москве желательно как можно быстрее поднять роль своих миссий, выдвинуть на первый план категорию национальных интересов, предусматривающих и соблюдение прав человека (русскоязычного населения), и взаимное обеспечение безопасности, и создание условий экономического сотрудничества и посильную координацию действий во внешней политике, в ООН.

Россия не должна вмешиваться в межэтнические конфликты. Это - дело конфликтующих сторон. Но способствовать тушению пожара или его локализации - надо, пока он не зацепил или не охватил и территорию России.

Вступление в НАТО, создание совместной американо-российской системы противоракетной обороны и другие наши "вестернизованные" инициативы расцениваются на Востоке, в бывших республиках СССР тоже как стремление России участвовать в установлении абсолютной гегемонии Запада в мире. Отсюда противодействие - усиленное внимание к Душанбе, Ташкенту, Бишкеку, Ашхабаду, Баку тех, кто веками боролся с Россией за влияние, - Турции и Ирана. Турция пытается вдохнуть новую жизнь в Организацию экономического сотрудничества ОКО), членами которой, кроме Турции, Ирана и Пакистана, в феврале стали Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, а в будущем к ним могут еще присоединиться Афганистан, Казахстан, Монголия и мусульманская община Кипра. 

В рамках региональной борьбы за влияние можно рассматривать и инициативу Ирана по урегулированию карабахского конфликта. Роль которую хотели сыграть в этом ранее Б.Ельцин и Н.Назарбаев, оказалась неэффективной. В Тегеране учли, видимо, что посредничество Турции, навязываемое американцами, отвергается Ереваном. а вмешательство ООН неприемлемо для Баку. Такое разыгрывание "карабахской карты" - возможно, шаг в нужном направлении, и России, видимо, надо сделать паузу.

В перспективе можно ожидать, что соперничество Турции и Ирана в этом районе будет возрастать, но до определенного предела, после которого может нарушиться баланс сил, невыгодный как Западу, так и "остальному" Востоку. США, поддерживающие Турцию, будут препятствовать разыгрывающимся исламским аппетитам Ирана, и в этом найдут поддержку членов СБСЕ, а ими стали Узбекистан и Таджикистан, Азербайджан и Армения.

В рамках СБСЕ, видимо, и России следует искать выход из тупика, в который попала российская политика в Закавказье и в Средней Азии. Применить договоренности СБСЕ следовало бы и к Турции, и Ирану.

ФРГ уже потребовала соблюдения Баку и Ереваном комплекса обязательств, взятых ими в рамках хельсинского процесса. К этому присоединяются Европа, ООН, международные организации, посредничество которых для России предпочтительнее (для них тоже), чем небескорыстная активность Ирана или Турции.

Многое значит для России и членство Узбекистана и Таджикистана в СБСЕ. Оба государства добровольно приняли на себя международные обязательства, которые предписывают определенные принципы и внутриполитического строительства: уважение прав человека, запрет на произвольное перекраивание границ, строгое следование собственному законодательству и др. "Окно в Европу", видимо, означает для них и активизацию дипломатии, и "цивилизованные принципы" межгосударственного общения, и отвод подозрений в склонности к "мусульманскому фундаментализму", да и надежды на щедрые кредиты.

Турция и Иран исторически соперничали с Россией за влияние на соседние регионы. Противостояние России спасло от турецкого ига кавказские народы, а от иранского - среднеазиатские. На Турцию Россия может весьма эффективно влиять через союзничество с НАТО и ЕЭС, на Иран - через укрепление дружественных связей с Индией и Китаем, с одной стороны, а также через налаживание двусторонних равноправных отношений с бывшими республиками СССР, прямых и в рамках СНГ, - с другой.

Объектом особого внимания российской политики должен стать Казахстан, крупная региональная держава со значительным экономическим потенциалом. Алма-Ата, во всяком случае на словах, выступает за союз с Россией, за сохранение СНГ. за единую оборону. Руководство республики не может не учитывать, что только одну треть ее граждан составляют казахи, больше половины - славяне. Казахстан менее всего из среднеазиатских республик подвержен исламизации и служит для России противовесом фунда-менталистским исламским государствам, стремящимся создать обширную исламскую федерацию. Взаимовыгодный союз России и Казахстана может значительно влиять на положение в Азии, на отношения с Китаем, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Монголией и будет сдерживать активность США, ЕЭС.

2. Ближний и Средний Восток и Северная Африка

Шок, связанный с кувейтским кризисом, почти прошел. С.Хусейн потерпел поражение, но это не привело к радикальным переменам в политической структуре Ирака: военная диктатура сохранена, произошла лишь перестановка лиц в высшем командовании. По меньшей мере до конца этого века Ирак уже не будет играть той роли знаменосца панарабизма, на которую Багдад претендовал в 80-х годах. Ему потребуется материальная помощь для восстановления военно-экономического потенциала, время для выработки региональной стратегии и тактики, условия для реванша.

Вместе с тем в регионе может произойти значительная перегруппировка сил. Усилятся позиции Турции и Ирана, как и их соперничество между собой. Произошло сближение Египта и Саудовской Аравии, в тяжелом положении оказались Сирия и Иордания, которые могут пойти на заключение и Израилем сепаратного мира. Многонациональные силы покинули Аравийский полуостров, но США пытаются оставить там часть своего контингента. Соблюдения Ираком резолюций ООН контролируют международные силы, в которых никак незаметны войска арабских стран. Палестинский вопрос традиционно поставлен, но Израиль продолжает отказываться от переговоров с Арафатом, поддерживавшим С.Хусейна. Отвернулись от Арафата и лидеры воевавших арабских стран.

Разобщенность арабского мира дает новый импульс для активизации региональных группировок и союзов. Наиболее мощным может стать союз государств зоны Персидского залива (Саудовская Аравия. ОАЭ, Катар, Бахрейн. Оман. Кувейт), пошедший на явное сближение с Ираном. Расширение связей этой группы с США. Европой, Японией станет для них гарантом развития и одновременно безопасности. Другая группировка - Йемен, Иордания, Ирак будет играть на дистанцировании между Ираном и Турцией и препятствовать созданию оси Египет -Саудовская Аравия, вокруг которой могут бушевать основные политические страсти Арабского мира в котором США мощными экономическими инъекциями попытаются потушить пожар антиамериканизма и фундаментализма.

По-видимому автономно будут развиваться процессы в Союзе арабских стран Магриба, и преобладающей станет ориентация на Европу. Марокко, выведя свои войска из Аравии, не может пойти на участие в операциях сил ООН по поддержанию мира в зоне залива, так как проблема Западной Сахары и периодические вспышки радикализма внутри страны, как и отсутствие перманентности в отношениях с соседями, особенно с Алжиром, короля Хасана II явно беспокоят больше, чем проблемы Ирака. Тунис делает еще больший крен к сближению с США, что может вызвать недовольство Ливии. Алжир будет занят проблемой активизации в стране фунда-менталистских элементов. Мавритания будет искать пути улучшения экономического положения и одновременно следить за соседним Сенегалом.

В создавшихся условиях каждая из группировок арабских стран будет в большей степени ориентироваться на помощь извне и в меньшей степени на взаимопомощь внутри региона. Можно ожидать, что США разовьют здесь наибольшую активность, стремясь восстановить свой престиж. Но "за их действиями будут внимательно следить страны ЕЭС, Япония, азиатские новые гиганты.

Политика России в регионе будет являться отражением глобальных изменений, зависеть от потепления всего международного климата. Если этот процесс по каким-то причинам затормозится, безуспешными будут и наши попытки что-то новое сделать для себя на Ближнем Востоке.

Проводившаяся ранее ориентация на "дружественные страны" себя не оправдала. Алжир, Ливия. Сирия. Ирак. не ухудшая до крайностей отношения с нами. не стремятся и развивать их так, как это делали раньше. Они хотели бы и дальше получать от нас вооружение и техпомощь, но у них все меньше желания платить за это, а увеличившаяся задолженность (теперь России) заставляет их изыскивать возможности отсрочки погашения долгов. Одной из таких возможностей они считают ухудшение отношении с нами. Между тем, в каждом арабской стране есть как враги, так и друзья России. И на друзей группы лиц, партии, организации, фирмы и др.) можно было бы сделать ставку или использовать их в качестве союзников. Модель дистанцирования, ставшая модной в регионе в результате русско-американского сближения, более благоприятна для нас, поскольку влияние США во многих странах региона превысило предел, допускаемый национальными интересами. И это толкает страны региона, традиционно находившиеся в зависимости от Запада, в нашу сторону. В то время как те же соображения отталкивают от нас наших традиционных друзей - Сирию, Ливию. Алжир прежде всего.

Поставки оружия в регион, по-видимому, не прекратятся. Но в этом вопросе требуется какая-то координация (договоренность или что-то еще) с другими поставщиками вооружений на Ближний Восток, включая и частные корпорации. Можно предположить какую-то квоту, выше которой не должен подниматься уровень поставок; ввести "запретительные списки" вооружений, не подлежащих ввозу в регион; поставить об этом вопрос в ООН.

Из всех стран региона приоритетными в российской политике должны стать отношения с Турцией и Ираном (причем учету подлежит и их соперничество между собой). Эти два наших соседа делают гигантские шаги в своем развитии, крепнут экономически.

Наиболее влиятельными среди арабских стран становятся Египет и Саудовская Аравия, проявившие реализм в кувейтском кризисе. Имея хорошие отношения с США, они явно выражают стремление улучшить отношения и с нами, что нам дает очень многое практически, политически, экономически. Но отношения с ними очень важно направить в русло взаимности, особенно с Египтом. Сирия, оставаясь в Ливане, Израиль, продолжающий оккупацию арабских земель, и Ирак, который вряд ли откажется от реванша, будут заинтересованы в помощи извне, в гонке вооружений, в новой технологии в кредитах. Стабилизировать их и одновременно удержать от крайностей могут наши инициативы в поиске путей урегулирования региональных противоречий. Причем не только через посредничество, но и через механизм по предотвращению региональных конфликтов, над созданием которого надо совместно работать с США. Европой, арабскими странами и Израилем. Если механизм этот не будет создан, то новые воины неизбежны.

Регион между Красным морем и Персидским заливом традиционно имел хорошие связи еще с дореволюционной Россией. Очень своевременно было бы вспомнить об этом. Влияние этих стран неуклонно растет, опасение же у них относительно новых военных потрясении сохраняется. В первую очередь для них опасны Иран. Турция, а также Ирак. Наше влияние может балансировать обстановку, даже гарантировать се от взрывов. Развитие экономических связей должно стать превалирующим, заказы на восстановительные работы всячески поощряются. Не следует упускать возможность налаживания военных связей, особенно поставок вооружений, которые должны держаться на определенном уровне (по согласованию с другими поставщиками оружия или путем наблюдения за их деятельностью). Палестинская проблема может быть разморожена путем активизации контактов с организациями. находящимися в самой Палестине. Время Я.Арафата, видимо, проходит, влияние эмигрантов-палестинцев в самой Организации освобождения Палестины сужается. Но новые лидеры пока мало известны (например, интеллектуалы из "Форума арабской мысли"). На создание некоего буфера между Израилем и Иорданией в виде палестинской государственной единицы, возможно, пойдут в Тель-Авиве и Аммане (при условии гарантий их безопасности и желания наконец-то достичь здесь мира). Определенный толчок к этому дает "мадридский процесс", начатый в 1990г.

Я.Арафат и его окружение уже не получают былой поддержки в арабском мире. Левый экстремизм явно изживает себя. И в этих условиях контакты с различными силами, представляющими Палестину, а не только с Я.Арафатом, подтолкнут и Израиль, и палестинцев на диалог и примирение. Пока не будут развязаны такие узлы, как ливанский, иракский, пока не утихнет фундаменталистский бум и не стабилизируется обстановка в регионе после аравийской войны, палестинская проблема, по-видимому, останется нерешенной. И поиски формулы, устраивающей всех, возможно, целесообразно продолжать через региональные мосты, какими уже стали Лига арабских государств, конференция ближневосточных стран или организаций (правительственных и неправительственных) или двусторонние контакты арабов и израильтян, палестинцев и израильтян.

Вашингтон явно опередил нас в этом, задумав "большой Мадрид". Потепление на глобальном уровне в регионе США быстро использовали в своих целях. Нам же нужна своя схема, не зависимая от других.

3. Азиатско-тихоокеанский регион

Этот обширный регион - наши соседи: близкие и дальние. Самые крупные из них - Индия, Китай, Япония - расположились по нашему юго-восточному периметру.

Бывшие советские руководители, даже когда они отвлекались от "западных дел", никак не могли "подобрать ключи" к расположенному рядом "азиатскому дому". Прохладно-негативной была реакция этого "дома" и на инициативы Л.Брежнева, и на "сибирские речи" М.Горбачева. Не захотели "азиаты" ни сесть за "круглый стол", чтобы", как в Хельсинки 1975 г., признать нерушимость послевоенных границ, ни принять бывший "полуазиатский" СССР полноправным членом своих региональных экономических структур.

Общую азиатскую политику возрожденной России в одну формулу свести весьма трудно, но надо стремиться к тому, чтобы в этом "уравнении" было как можно меньше неизвестных величин.

С политической точки зрения надо способствовать установлению добрых отношений со всеми странами региона, однако с каждой конкретной страной установить конкретные прагматические взаимовыгодные связи.

"Коммунистический мир" здесь представлен Северной Кореей, Вьетнамом, Китаем. В первой стране - ортодоксальный тоталитаризм, во второй - намечаются перемены. В Китае - крепнет реформаторский курс. Между ними - сложные отношения, но они едины в критике наших перемен: в провале перестройки, считают они, виноваты не коммунисты, не классовая борьба, не максимализация конфронтации систем и не повсеместная тоталитаризация. Причина - в полной беспрограммной дезорганизации власти. Учитывая, что внешняя политика этой группы стран остается идеологизированной, по-видимому, следует иметь в виду, что политические отношения с ними будут неровными, амплитуды колебаний - значительными. Вьетнам также будет ревностно относиться к нашей активности в юго-восточной Азии и в отношениях с Китаем, с которым у него традиционно натянутые отношения. Северная Корея уже сейчас настороженно следит за сотрудничеством с Южной Кореей и Японией. Китай будет стремиться не допустить резкого скачка в связях России с Индией, Тайванем, Гонконгом и даже с Филиппинами.

Приоритетными в нашей азиатской политике должны стать отношения с Индией, Китаем и Японией. С Индией они были традиционно дружественными. Индия, сама раздираемая кастовыми и этническими противоречиями, внимательно следила за набиравшими силу центробежными тенденциями в бывшем СССР и сейчас внимательно следит за действиями, предпринимаемыми российским руководством по ликвидации центробежной "ржавчины" внутри Российской федерации. Индия настойчиво ищет альтернативу исламским современным схемам. Она не только противодействует воинствующему исламизму Ирана и Пакистана, но и фундаменталистским группировкам Афганистана и республик Средней Азии. В треугольнике отношений Россия-Китай-Индия Санкт-Петербург и Москва отводили Дели роль регулятора, и эта роль стала перманентной. Являясь одним из лидеров Движения неприсоединения. Индия всегда поддерживала инициативы Москвы на международном арене, хотя сама Москва нередко проявляла безразличие к региональным проблемам Дели.

Во времена горбачевской перестройки был сделан значительный позитивный "виток" в отношениях с Индией, однако многие перспективные идеи (такие, например, как концепция "несилового мира") были "заговорены" Москвой и ею же "задвинуты" на второй план, что вряд ли скоро забудут в Дели. О многих совместных договоренностях Москва, увлеченная своим "западным имиджем", быстро "забывала", что постепенно ухудшило сами основы наших связей с этой древней и великой страной.

Похоже, с Индией российское руководство открывает новую страницу отношений. Это - не "плутание в третьих путях", как некто иронизирует в российских коридорах власти, а выработка специфики партнерства без растворения среди друзей. Специфика с Индией - это экономизация политики и дипломатии ее страной, имеющей высокий внутренний потенциал. И конечно, претворение в жизнь принципа наибольшего благоприятствования. Кажется, прошедшие в январе-феврале 1993 г. в Москве и Дели российско-индийские экономические переговоры и подписание протокола о товарообороте и платежах на этот год - это как раз то, с чего нам надо начинать в отношениях с такими азиатскими гигантами. Последний визит Российского президента в Дели позволил найти более или менее приемлемый для обоих сторон выход из тупика, возникшего с выплатой нам индийского долга, и положительно решить вопрос о поставках Индии боевой техники и вооружения. Годовой объем товарооборота на сумму 2,2 млрд. долл., или 57 млрд. рупий, означает, что торговля между Россией и Индией поднята на уровень торговли бывшего СССР с этой страной. Предоставляются широкие возможности включиться в российско-индийскую торговлю нашим промышленным и торговым фирмам. Они открывают свои счета в индийских банках и могут оставлять на них средства, полученные от индийской стороны за экспорт своих товаров. "Права гражданства" получили такие формы, как встречная торговля, товарообмен. бартерные и компенсационные операции и др. Но и оговорено: оба правительства не несут ответственности за торговлю вне рамок подписанного протокола: там рискуют те, кто выступает в роли партнеров. Тепличные условия для нашей торговли кончились, наступила пора рыночных отношении, в которых инициатива подразумевает риск.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что еще со времен Д.Неру и получения Индиец независимости мы дружили с Индией. всячески поддерживали полученный ею суверенитет, но умалчивали о главном - Индия не пошла по социалистическому пути развития. Более того, то, что проделала Индия со времен независимости на пути капиталистического будущего, очень напоминает в перспективе наши проблемы. 

Во-первых, Индия -многонациональное государство и федеративная республика. Во-вторых, 27 лет (1950-1977 гг.) руководящей и направляющей силой там была одна партия - Индийский национальный конгресс. с пороками и ошибками, характерными и для КПСС. В-третьих, Индия тоже начинала со строительства национального "пещерного" капитализма с привлечением иностранного капитала, но она искала свою схему развития, всячески стирая свой западный имидж и подражание Западу.

Через 40 с лишним лет развития Индия до сих пор на перепутье между экономическим реформами и их социальными издержками; там снова говорят о реформаторстве, о новой экономической политике. Правительство дерзко взялось за оздоровление расстроенных финансов, сокращение бюджетного дефицита (в 1992 г. он не превысил 6,5% ВНП). Уровень инфляции (16% в 1991 г.) сократился в 1992 г. до 12%. В 4 раза уже увеличились валютные резервы (4,4 млрд. долл. в начале 1993 г.). Индия получила за рубежом кредиты, увеличила долю иностранного капитала в смешанных предприятиях. Это дало отдачу: в 1991 г. приток капиталовложений увеличился в три раза по сравнению с 1990 г. Вместе с тем правительство сократило на 20% импорт, что отразилось на национальном производстве: поползли вверх цены, ухудшилось положение малоимущих, начались волнения, демонстрации.

В развитии Индии есть общее с Россией, есть и свое - национальное. Сближение с Индией даст нам возможность изучить и то и другое. И самое главное - эта страна может быть надежным политическим союзником на востоке и перманентным экономическим партнером.

Отношения с Китаем в течение длительного времени были политизированы. Было все: от вооруженных столкновений на границе до политического и экономического противостояния. После известной поездки М.Горбачева положение стабилизировалось, но развитие связей с этой великой страной идет медленно. Китайское руководство удовлетворено переговорами по пограничным вопросам, по снижению уровня военного противостояния в пограничных зонах, но оно настороженно следит за односторонними действиями Москвы и Вашингтона, пытающихся решить многие международные проблемы, по ядерным боеголовкам особенно, без привлечения к этому Китая.

Китайское направление российской дипломатии пока выражено туманно, и. похоже, пауза затягивается. Некоторые партнеры России по СНГ, например Казахстан, явно "играют на опережение". В конце февраля 1992 г. в Пекине побывал премьер-министр Казахстана С.Терещенко. подписавший ряд важных соглашений. В Пекине он уверял, что на китайско-казахские отношения не окажут никакого влияния ни проблема ядерных боеголовок, ни промусульманские настроения и отношения с казахским населением Синьцзян-Уйгуртского автономного района Китая, ни другие проблемы.

К Китаю, имеющему самую протяженную границу с Россией, Москве дано пора повернуться лицом. В геополитическом плане здесь было бы приемлемо применение формулы "двух треугольников": Россия-США-Китай; Россия-Индия-Китай. Всякое сближение "двух углов" этих треугольников неизменно вызывает реакцию "третьего угла" - динамизм отношений, весьма сильно влияющий на обстановку в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Как можно быстрее надо вдохнуть "новую жизнь" в некогда существовавшую советско-китайскую комиссию по многостороннему сотрудничеству. Без Китая невозможно решать ни один вопрос Азиатского региона, международных отношений, ООН, продажи вооружений и пр.

Определенная инертность в российско-китайских экономических и торговых отношениях не в пользу России. Товарооборот с КНР можно запросто увеличивать на 1-2 млрд. долл. в год, если мы проявим предприимчивость и настойчивость. Китайцы могут быстро открыть на территории России свои магазины, а прибыли инвестировать в различные строительные объекты, как это они делают за рубежом. С китайцами требуется заключить соглашения по железнодорожным и воздушным перевозкам, по взаимным поездкам граждан, по мореходству и т.д. Нужно соглашение и по научно-культурному техническому сотрудничеству. В вузах и научно-исследовательских заведениях бывшего СССР обучается около 900 китайских граждан. Большинство из них находится в России. Минобразования СССР прекратило существование, российское Гособразование должно как можно быстрее проявить свою причастность к российско-китайскому сотрудничеству в академической сфере, пока этот вопрос не превратился в вопрос политический кто-то студентам должен платить стипендию-Обмен студентами идет около 10 лет. накоплен определенный опыт Но сама систем.! [га-образования бывшего СССР не была творческой то была система квот. а не конкурса идеи и проектов. Шла разверстка по институтам, мы тратили огромные деньги, но Не всегда получали отдачу В 1991 г. был подписан протокою взаимном признании эквивалентности дипломов и ученых степеней. но соглашения межправительственного по этому вопросу нет. Как нет уверенности, что наших граждан в своем Отечестве ВОЗЬМУТ на работу с китайским дипломом По многим из этих вопросов президент Ельцин уже вел переговоры с Китаем в этом ГОЛУ. Результаты переговоров были положительными. Теперь надо добиваться. что бы эти результаты претворялись в жизнь.

Хотя Пекин болезненно реагирует на розыгрыш "тайваньской карты", торгово-экономические отношения с Республикой Китай тоже прсд-ставляются перспективными Тайбеи в 1991-1992 гг. наладил связи со странами Прибалтики, Украиной. Беларусью, с рядом других государств СНГ. Вначале 1992 года под тайваньским флагом перевозили в Россию гуманитарную помощь. в основном рис Именно развитие торгово-экономических связей с Тайванем не позволит нам испортить отношения с континентальным Китаем, но будет весьма полезным для России.

И наконец, требуется совершенно новый подход к нашим отношениям с еще одним великим восточным соседом-Японией. Главная проблема урегулирования - спор вокруг Южно-Курильских островов, что ставит российскую дипломатию перед более широкой дилеммой- отношения России к договорам соглашениям, другим срочным и несрочным обязательствам, принятым на себя бывшим СССР.

Юридическая база отношении с Японией - не договор, а Совместная декларация 1956 г о прекращении состояния войны и у становлении дипломатических отношении. Отказ от декларации означал бы разрыв пипотношений и возвращение к состоянию войны Но она и не может быть пересмотрена в одностороннем порядке.

В совместной декларации упоминания о границе нет. Но есть обменные письма Громыко-Ма-цумото, появившиеся перед оформлением документа. В них определено действие сторон в период между подписанием декларации и до заключения мирного договора. Предусматривалось, что договоренность о передаче Японии островов Шикотан и Хабомаи станет первым этапом территориального урегулирования. Судьба двух других островов (Кунашир и Итуруп) должна была решиться на следующем этапе, и ее решение рассматривалось в качестве условия подписания договора.

Идея об исконной принадлежности этих земель России спорна. В XV 11-Х VI II веках эти территории открыт ваш и осваивали римские и японские землепроходцы. двигаясь навстречу друг другу Коренное население - Украины частично переходил к в подданство России, частично - Японии. С 1855 г . когда был заключен первый российско-японский договор, до 1945 г Южные Курилы принадлежали Японии Договор был подписан не потому, что Россия была ослаблена поражением в Крымской воине (Россия оставалась великой державой и была намного сильнее- Японии). а потому, что Россия стремилась не опоздать в гонке за раздел сфер влияния в Японии. тогда только открывавшейся миру после многовековой изоляции. И линия севернее оспариваемых Я помнен островов была проведена по инициативе и по доброй воле России.

В конце 40-х годов XX века с островов были выселены проживавшие там к концу воины 17 тысяч японцев. Такой поворот событии не должен повториться в отношении 30 тысяч русских жителей Южных Курил. Это - человеческое измерение проблемы, самое болезненное Справедливо право японцев, выселенных оттуда в конце 40-х гг.. справедливо требование нынешних жителей этих земель, чтобы не ущемлялись их интересы. Японцы гарантируют (в случае возвращения им островов), что интересы населения этих островов не пострадают. Россияне в этом не уверены.

Россия никогда не восстановит чести и достоинства великой нации, если не научится признавать собственные ошибки. По отношению к другим народам и к своему Поэтому признание существования территориального вопроса - это и обещание что-то сделать, чтобы его справедливо решить. Острова были захвачены нами после войны, и спекуляция на патриотизме старшего поколения, как и призывы "продать их подороже - циничны. А вот то. что решение проблемы откроет огромные возможности сотрудничества с этой великой страной, является неоспоримой истиной.

Государственная граница РОССИИ у Курил не защищена в договорно-правовом отношении, не признана де-юре Японией и многими другими странами. Ее защищать можно только силой, но не международно-правовыми процедурами. Сейчас это одна из конфликтных, дестабилизирующих точек азиатско-тихоокеанского региона. что мешает полноправному участию России в региональных экономических структурах, где Япония имеет весомый голос.

Вероятно. России надо подтвердить Совместную декларацию 1956 г., оговорив, что это не означает автоматической и немедленной передачи двух островов Японии. Такая позиция позволит облегчить переговоры с Японией и успокоит страсти в российском обществе (обещание передать острова Японии СССР забрал назад в 1960 г.. когда Токио подписал договор безопасности с США). Совместная декларация указывает на принцип, но не определяет ни механизм, ни процедуру, ни условия осуществления этого принципа. Потребуется время, чтобы детально все оговорить, и еще больше, чтобы все выполнить. Потребуются десятилетия, за которые вопрос может быть и снятым.

В июле этого года Президент Ельцин должен посетить Японию для участия в совещании "большой семерки". В ходе контактов с Японским руководством, несомненно, возникнет вопрос и о российско-японских отношениях. Учитывая, что подходы для решения многих проблем. В традиционном понимании переход территории из-под суверенитета одного государства к другому всегда воспринимался как уступка слабого. И в России, и в Японии именно так многие воспримут передачу островов Японии. Хотя все больше становится тех, кто считает, кто требует. что территориальное урегулирование "надо двигать вперед", и с японцами надо давно установить добрососедские отношения. Такие, на которые рассчитывал адмирал Е.Путятин, подписавший договор 1855 г. Следует добавить к тому, что говорил Е.Путятин, также то, что добрососедские отношения Россия должна установить со всем Востоком. Но сначала она должна повернуться к нему. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]