Обозреватель - Observer
Экономика

КРАТКО- И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ (продолжение*)

И.Бобков,
кандидат экономических наук, член Совета директоров АО "ЭПКОН"
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
в 1993г. 

Когда анализируешь предложения по корректировке хода реформ, сформулированных на седьмом-девятом Съездах народных депутатов РФ, следует обратить внимание на отсутствие целостной концепции перехода к рыночной экономике с определением каких-либо количественных и качественных критериев будущего ее состояния. В выступлениях представителей законодательной, исполнительной и судебной властей подчеркивается целесообразность перехода к рыночной экономике.

Принципиальные подходы Верховного Совета РФ к осуществлению реформы экономики в России затрагивают: роль государства; соотношение форм собственности; обеспечение социальной справедливости и др.

Эти принципы реализуются по-разному в двух имеющихся сегодня моделях: неоклассическая либеральная модель, основанная на приоритете частной собственности, сокращении роли государства в экономике и в социальной политике; социально-ориентированная модель рыночной экономики, предусматривающая государственное регулирование экономики, сочетание государственной и частной форм собственности, сильную социальную функцию государства. Основные политические силы за основу реформирования экономики принимают вторую модель. Очевидно, Верховному Совету нужно принять четкую концепцию реализации этой модели, включая как законодательное обеспечение, так и конкретные практические действия. В настоящее время вектор движения реформ состоит не в переходе к рыночной модели, а в усилении в этом процессе трансформации регулирующей роли государства.

Среднесрочный прогноз развития экономики исходит из следующих условий: объективной оценки кризисного состояния экономики и временных границ цикла, процесса обновления основного капитала; экстраполяции сложившихся тенденции с учетом эффекта инерционности тенденции социально-экономического развития и оценки важнейших факторов, влияющих на их динамику; анализа вариантов функционирования экономики, адекватных реальному состоянию воспроизводства (инвестиции и их технический уровень, состояние производственного потенциала и др.); оценки возможных границ обновления, списания и эффективности основного капитала, исходя из имеющихся ресурсов новой техники, проектов, "ноу-хау" и др.; структурных сдвигов по формам собственности и базовым комплексам; сочетания методов государственного регулирования и экономического управления с использованием налоговой, кредитной и амортизационной политики.

Любой прогноз не может не обратить внимание на вопрос об интеграции экономики России в мировую экономику. Развитую степень такой интеграции целесообразно оценивать по формированию производственного потенциала, соответствующего мировому техническому уровню, развитию экспортного потенциала конкурентоспособной продукции, становлению частного сектора, особенно в сельском хозяйстве, торговле и т.п.

Анализ темпов интеграции России исходит из прогноза технического состояния основных фондов и их активной части, скорости обновления парка оборудования, повышения доли оборудования, соответствующего мировому техническому уровню. Следовательно, скорость интеграции определяется объемами инвестиций и повышением их технического уровня. При условии стабильного роста экономики и повышения доли накопления до уровня, характерного для 1986-1989 гг., для достижения критериев мирового технического уровня производства требуется в базовых отраслях от 15 до 25 лет. В условиях же экономического кризиса рассматриваемая задача вообще не может быть решена положительно. Задача интеграции требует как минимум достижения экономической стабилизации. Поэтому на период кризиса требуется самостоятельная программа энергичных действии, включающая конкретные меры: структурные сдвиги и конверсию; прекращение проедания "основного капитала"; стабилизацию финансово-денежной системы; государственное регулирование цен и доходов: разработку директивных планов развития базовых отраслей.

Оба варианта рассматриваются в контексте углубления кризисных процессов. Учитывая сложную общественно-политическую обстановку трудно дать оценки степени интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Однако. учитывая нынешнее состояние производственного потенциала и возможность его обновления, продолжительность кризисного периода развития оценивается не менее чем в 3-5 лет, а период восстановления и реконструкции народного хозяйства в 15-25 лет. Следовательно, период социально-экономической стабилизации составляет от 18 до 30 лет. Причем, к концу этого периода экономика России начнет приближаться к нынешнему уровню среднеразвитых в экономическом отношении стран.

Что касается предлагаемых Правительством Российской Федерации основных направлений финансово-экономической политики в 1993 г., то возникает ряд замечаний:

  1. Предусмотренное решение в течение одного года всех "горящих" экономических проблем (снижение темпов инфляции и дефицита бюджета до 5%; стабилизация производства, курса рубля и роста безработицы; повышение норма сбережений, капиталовложений и расходов на социальное обеспечение) - явно невыполнимая задача.
  2. Игнорируются лаговые зависимости: повышение нормы капиталовложений сказывается только через 1-2 года на динамике производства; при стабилизации производства нельзя одновременно повысить норму накоплений и увеличить удельный вес расходов на социальное обеспечение, снизив при этом долю государственного потребления; ставится задача сократить дефицит госбюджета (до 5%) и, одновременно, увеличить его расходные статьи: централизованные капитальные вложения (для структурной политики и конверсии); социальные программы (пенсии, заработная плата и т.п.).
  3. Значительна вероятность того, что Правительство под давлением обстоятельств пойдет на усиление кредитной эмиссии и предоставление экономически неоправданных льгот (кредитных, налоговых и т.п.).
  4. Осуществленная Центральным банком кредитная интервенция в конце 1992 г. привела к гиперинфляции январе 1993 г. Однако, учитывая лаговые зависимости, взрыв роста цен ожидается в марте-апреле.
Основные изменения в 1993 г. связываются, в первую очередь, с процессами конверсии и структурной перестройки, основанными на проводимой в России политике приватизации государственной собственности. При сокращении монополии госсектора предприятия под воздействием "инфляционных и приватизационных ожидании" снижают объемы производства. взвинчивают цены, осуществляют активное перераспределение получаемых доходов в пользу текущего потребления и в ущерб инвестиционному потенциалу. В этих условиях изменить деформированное поведение предприятий и перейти к рыночным регуляторам можно, форсируя процесс широкомасштабной приватизации. Однако этот процесс в условиях политической и экономической нестабильности идет медленно и в ближайший год не следует ожидать оживления предпринимательской активности, способной резко изменить экономическую ситуацию.

Существенные корректировки возможны по стратегии приватизации с отходом от "ваучерной" приватизации. Это может быть связано с созданием народных предприятий и проведением народной приватизации.

Действенным фактором экономической стабилизации в России явилась бы нормализация хозяйственных связей между странами СНГ. Объективной основой интеграционного движения является известная общность их экономических интересов, не конкурентоспособность продукции на мировом рынке, необходимость в преодолении технической отсталости производственного потенциала. Кризис платежей и расчетов, центробежные процессы между странами СНГ и регионами, обострение военных конфликтов приводят к разрывам важных технологических связей, а также производственной кооперации. Следует ожидать в перспективе усиления ориентации "сырьевых" регионов на дальнейший разрыв межреспубликанских связей и неэффективную организацию в новых условиях внешнеэкономической деятельности.

Структурно-инвестиционная политика

По мнению председателя Правительства В.Черномырдина, "основу инфраструктуры нашей промышленности должны составлять базовые, тяжелые отрасли. Воз родить предпринимательство, фермерство, социальную базу можно только на основе развитой промышленности".

Структурно-инвестиционная политика, видимо, будет исходить из приоритетного развития базовых отраслей промышленности. Следует отметить, что осуществленные после VII Съезда народных депутатов изменения в экономической политике Правительства привели к предоставлению существенных приоритетов топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Это проявляется в выделении централизованных капитальных вложении, предоставлении льготных кредитов на пополнение оборотных средств, в особом порядке продажи валютной Ручки Например, в "Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 1993г.", подготовленном Минэкономики России, предусмотрено, что удельный вес ТЭК объеме промышленной продукции повысится с 22,2% в 1992 г. до 23,3% в 1993 г. Следовательно, приоритетное развитие ТЭК потребует существенного увеличения бюджетных ассигнований, приведет к "утяжелению" структуры производства, соответствующему направлению финансовых ресурсов в ущерб интересам легкой и пищевой промышленности и даже машиностроения и сельского хозяйства. Поэтому в 1993 г. конъюнктура в производственной сфере представляется крайне тяжелой.

Созданный производственный потенциал в целом недоиспользуется более чем на 30%, а в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах на 40-50%. Отсутствие сырья, комплектующих изделий, срывы поставок, неплатежи за отгруженную продукцию заставляют предприятия свертывать производство, закрывать отдельные цеха, увольнять работников. С принятием Закона о банкротстве масштабы дальнейшей рецессии труднопредсказуемы, но, вероятно, в 1993 г. начнется закрытие убыточных предприятий, и заметно возрастет безработица.

Для увеличения производства продукции необходимы политические и экономические предпосылки стимулирования инвестирования в производственную сферу. Однако в 1993 г., по оценкам независимых экспертов, не ожидается рост капитальных вложений. Оптимистические прогнозы исходят, правда, из возможности сохранения объемов инвестиций на уровне 1992 г. При этом предполагается, что доля централизованных капитальных вложений снизится до 25% от их общего объема. Важным источником поддержания инвестиционной активности при сокращении централизованных капитальных вложений могут стать амортизационные отчисления. Проводимая в настоящее время переоценка фондов при условии индексации амортизации поможет предприятиям частично компенсировать инфляционные потери при воспроизводстве основных фондов.

Финансово-кредитная политика

Решение проблемы платежеспособности предприятий за счет дальнейшего предоставления льготных кредитов при либерализации цен и отсутствии контроля за ценами и заработной платой приведет к новому витку инфляции. Новый взрыв цен произойдет в марте-апреле, что приведет к новому обострению проблемы платежей и расчетов, росту бюджетного дефицита. В этих условиях практически невозможно рассчитывать на прекращение спада производства в 1993г.

В условиях спада производства ожидается и относительное сужение налоговой базы. Существенное снижение НДС будет компенсировано появлением косвенных налогов. Однако снижение налогов в условиях гиперинфляции теряет экономический смысл. Как показывает опыт зарубежных стран, эффект от подобных мероприятий, даже в более благоприятных условиях, сказывается не ранее чем через два года. 

Тяжелое финансовое положение предприятий, связанное со взаимными неплатежами, во многих случаях ведет к снижению поступлений от налогов в бюджет. Отказываются перечислять налоги в федеральный бюджет и ряд регионов страны. Все эти факторы отрицательно сказываются на доходной части бюджета. К середине 1993 г. доходы бюджета составят не более четверти от расходов и финансирование государственных мероприятий возможно будет осуществлять практически только за счет денежной эмиссии.

Существенное влияние на инфляционный процесс будет оказывать выдача льготных кредитов, предоставление инвестиционных и конверсионных кредитов (соответственно 500 млрд. руб. и 160 млрд. руб.), выдача кредитов на пополнение оборотных средств государственных предприятий, а также намечаемые меры по поддержанию производства в добывающих отраслях.

Важным инфляционным фактором явится рост бюджетных расходов на социальную сферу, а также повышение заработной платы, не компенсируемое соответствующим ростом производительности труда, увеличение пенсий и пособий. Причем причинно-следственные связи между инфляцией и ростом социальных затрат достаточно жесткие: инфляция ведет к необходимости увеличения размеров пенсий, пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций. В свою очередь увеличение этих выплат ведет к усилению инфляции и остановить этот процесс в 1993 г. не удастся. Практически невозможно в течение одного года сократить государственные расходы при условии, что медицина, образование полностью финансируются из бюджета.

Самостоятельным инфляционным фактором становится валютный курс рубля, который начал в значительной степени оказывать давление на рост цен. Эта тенденция сохранится в 1993 г. прежде всего из-за сокращения экспорта (в результате спада производства в добывающих отраслях), а также из-за стремления экспортеров оставлять валюту за границей ("утечка" капиталов).

Поэтому в 1993 г. сохранятся высокие темпы инфляции. Главной задачей в этих условиях становятся не столько антиинфляционные меры, сколько проведение сбалансированной финансовой и денежной политики, способной развивать деловую активность и инвестиционную деятельность, создание системы финансовых институтов, соответствующих рыночной экономике. В современных условиях финансово-кредитные инструменты (учетная ставка, проценты по кредиту, ставки по депозитам и т.д.) оказались неэффективными.

Политика разгосударствления и приватизации

Программа "ваучерной" приватизации имеет ряд существенных противоречий и, прежде всего, -отсутствие гарантий прав собственников на владение, пользование и получение доходов от приватизированного имущества. Концепция Правительства исходит из условных финансово-стоимостных категорий, деформированных проводимой либерализацией цен и инфляцией. В результате в начале 1992 г. конфискованы сбережения населения, находящиеся на депозитном обслуживании в государственных банках. Конфискационный характер политики либерализации подтверждается снижением доли денежных средств предприятий и населения в ВНП - с 80% в начале 1991 г. до 20% в начале июня 1992 г.

Цена ваучера номинальной стоимостью в 10 тыс. руб. определена в условной системе координат. Прогнозы Правительства по оценке роста цен и инфляции не соответствуют реалиям этих процессов. В этих условиях нельзя определить тактику использования ваучеров для получения дивидендов и тем более формы участия собственников в управлении производством.

Цель приватизации состоит в передаче прав собственника от государства частному лицу для получения права управлять капиталом, получать доход от его использования и нести ответственность за эффективное управление капиталом. В условиях инфляции право на получение дохода аннулируется. Поэтому выбор тактики приватизации, исходя из стоимостных оценок собственности, следует считать бесполезным. В сложившейся ситуации при гиперинфляции руководствоваться экономическими критериями прибыльности или доходности нельзя. Это связано с тем, что мотивация деятельности государственных предприятий определяется не только стоимостными критериями, но во все большей степени реализуется в материально-вещественной форме (бартер). Поэтому акционеры, не работающие на данном предприятии. будут отстранены от участия в распределении чистого дохода в натуральной форме.

Ваучеры не обладают инвестиционным капиталом, который необходим для обновления производства. Для получения дополнительной прибыли требуются дополнительные инвестиции, т.е. оборудование, строительные материалы и т.п. Характер всеобщей ваучеризации по сути дела имеет конфискационный характер на основе раздела государственной собственности.

Широкая приватизация должна начинаться с создания льготных условии для накопления капитала в негосударственном секторе за счет предпринимательской деятельности, а также за счет реорганизации, коммерциализации государственных предприятии. Однако созданная экономико-правовая среда не позволяет эффективно развиваться частному сектору в сфере производства. Процесс накопления частного капитала практически остановился. Предприниматели, как составная часть класса собственников, не имеют государственной поддержки, по отношению к ним сложилось явно негативное общественное мнение.

Поэтому начало приватизации состоит в передаче гражданам прав собственности на землю, жилой фонд, а также предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Гарантия прав собственника состоит в гарантии накопления капитала и свободного его использования.

Важной проблемой в ряду связанных со становлением альтернативных форм собственности является привлечение иностранных инвестиций. Правительство не смогло в 1992 г. разработать схему деятельности иностранных инвесторов в России и предложения по созданию соответствующей рыночной инфраструктуры для ее расширения, упорядочения нормативных актов, регулирования режима иностранных инвестиций.

На 1993-1994 гг. намечалось обеспечить иностранным инвесторам права собственности на экономическое участие и сформулировать правила получения 99-летней аренды земли, гарантировать переход земли в собственность под зданиями и предприятиями при их покупке; ввести в действие законы о залоге, банкротстве, усилить контрактное право; ввести конвертируемость рубля по текущим и капитальным операциям для резидентов и нерезидентов, отменить ограничения по регистрации прибылей и капитала; снизить предельную ставку личного подоходного налога.

К началу 1993 г., поданным западных концернов, заявленные иностранные капиталовложения в Россию составляют 3-4 млрд. долл. Однако объем реально внесенного в совместные предприятия (СП) иностранного капитала оценивается на уровне 1 млрд. долл. По другим данным, инвестиции американских компании заявлено в объеме 3.2 млрд. долл.

В 1992 г. возросло инвестирование капиталов в нефтяную, энергетическую, металлургическую, теле коммуникационную отрасли. Суммарные вклады в уставные фонды СП, работающих в области нефтегазодобычи и нефтепереработки. превысили 150 млн. долл. В связи с заключением целого ряда контрактов с иностранными инвесторами и соглашении о создании СП в 1993 г. ожидается дальнейший рост иностранных инвестиции. В 1992 г. действовали долгосрочные инвестиционные проекты на Сахалине с участием "МММ" и "Шелл" (стоимость около 12 млрд. долл.). Началась реализация проектов освоения нефтегазовых месторождении европейской части России (Саратовская. 

Волгоградская и др. области) и в северных регионах. В указанных районах инвестирование идет по типу заключения соглашении о разделе продукции на условиях риска и полностью за счет иностранного партнера.

В цветной металлургии в 1992 г. завершен тендер на освоение Удоканского месторождения меди. Крупнейшими зарубежными учредителями Удоканскои горной компании является "Группа Артер" (35%) И АО "Чита минерал" (45%). Предстоит начальный этап в освоении проекта. В 1993 г. продолжится осуществление ряда других крупных проектов в базовых отраслях промышленности с участием иностранного капитала. В отличие от предыдущих лет, когда частный капитал устремлялся в основном в торговые и посреднические сферы, наметилась тенденция роста инвестиции в развитие производства.

Проведен первый тендер на разработку Удоканского месторождения меди. Объем инвестиции, необходимых для осуществления проекта оценен в 1.3 млрд. долл. Из них 700 млн. долл. передаются российским подрядчикам. При этом 45-50% капитала составят государственные кредиты КНР. В марте 1993 г. - тендера Ханты-Мансийске на право освоения 14 месторождении нефти и газа. Одним из условии конкурса является то, что пользователями недр выступят российские компании, а иностранные инвесторы получат право на сотрудничество с лицензиатом. Подобную практику протекционизма проводили Великобритания и Норвегия при освоении месторождении в Северном море.

Однако отсутствует исчерпывающее законодательство по осуществлению концессионных договоров и соглашении о разделе продукции. Значительные трудности возникают в вопросе баланса интересов центра, территории и инвесторов в части регулирования средств, направляемых на развитие социальной инфраструктуры. Например, на Сахалине намечается проведение тендеров по трем проектам освоения нефтегазовых месторождении. Администрация области предъявила консорциуму "МММ" условия по непрофильным работам на 10 млрд. долл. Тендер на право освоения Хаканджинского я Юрьевского месторождений станет первым в России конкурсом на золоторудные запасы. По условиям конкурса первоначальный капитал оценивается в размере более 5 млрд. руб. (в ценах 1992 г.). Обязательным условием является создание акционерного общества, где доля российской стороны составит 49%. Лицензию получит победитель конкурса, который выберет в качестве партнеров российские компании. Причем достаточно высокого котируются шансы старательских артелей Хабаровского края. 

___________________________ 

Начало см. "Обозреватель" № 10, 1993г.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]