Обозреватель - Observer
Экономика

ПРОГРАММЫ США ПО УЛУЧШЕНИЮ СНАБЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ И СТРАН СНГ

Информация

За последние 27 месяцев экспортные кредитные гарантии правительства США предоставили возможность новым независимым государствам в бывшем Советском Союзе приобрести более 33 миллионов тонн сельскохозяйственных продуктов в США. В течение восьми из десяти последних лет сумма экспорта продовольствия из США в бывший Советский Союз превышала 1 миллиард долларов год. Однако расширить такую помощь очень трудно в связи с тем, что Россия не выплатила долги по ранее предоставленным сельскохозяйственным кредитам, что повлекло за собой отказ Министерства сельского хозяйства США предоставить ей новые кредиты.

По мнению Министерства сельского хозяйства США, сокращение импорта зерна и неверие российских фермеров в то, что правительство заплатит им за их товары, поставили города России и других государств бывшего Советского Союза перед необходимостью срочного увеличения поставок продовольствия и кормового зерна.

Города России традиционно зависели от централизованно распределяемых поставок продовольствия, значительная часть которого импортировалась из иностранных государств, но в ус-ловиях стремительного распада российской экономики у городов не было достаточно времени, чтобы адаптироваться к необходимости взять на себя функции по импорту продовольствия или получения его от российских поставщиков.

Несмотря на 15-процентное увеличение производства пшеницы. Российская Федерация закупила у производителей лишь 26 процентов урожая для распределения и продажи в городских районах, что является новым рекордно низким уровнем. При этом российские зерно-производители имеют запас около 5-7 миллионов тонн в своих хозяйствах.

Нехватка также отражает острый недостаток твердой валюты, ограничивающий импорт. Валовой импорт зерна в страны бывшего СССР, как ожидается, всего лишь на 30 млн. тонн превысит уровень этого года, что на 12 млн. тонн ниже по сравнению с 1991-92 сельскохозяйственным годом.

Оценки американских специалистов показывают, что, в лучшем случае, необходимо импортировать по крайней мере 11-12 тонн пшеницы в период с 1 июля 1992 года по 30 июня 1993 года, чтобы удовлетворить насущные потребности в продовольствии.

Обязательства на продажу пшеницы со стороны основных экспортеров в настоящее время составляют 9 млн. тонн, включая 2,5 млн. тонн из США, 5 млн. тонн из Европейского Сообщества и 1.5 млн. тонн из Канады. Таким образом, не хватает по крайней мере 2-3 млн. тонн пшеницы до начала нового 1993-94 сельскохозяйственного года в июле, однако, у России мало шансов сделать закупки при существующих условиях выделения кредитов из стран ЕЭС. Франции или Канады, а также из-за того, что Россия в этом году неоднократно нарушала условия выплаты экспортных кредитных займов своим основным поставщикам.

В результате страдает торговля США со странами бывшего Советского Союза. Экспорт кукурузы из США в эти страны, который в среднем составлял 9,6 млн. тонн в год за последние шесть сельскохозяйственных лет. в этом году едва достиг 5 млн. тонн.

Эксперты в США продолжают считать, что скорее распределение, чем производство - основная проблема в области продовольствия в странах бывшего СССР. Они также отмечают, что основная часть сельскохозяйственного оборудования устарела, другая используется нерационально, а значительная его доля находится не там, где следует. Сельскохозяйственным рабочим не хватает тракторов, топлива, удобрений и пестицидов. Отсутствуют оптовые рынки и эти структурные проблемы усугубляются отсутствием доверия к рублю как с средству обращения.

Вместе с тем достигнуты некоторые успехи на пути к реформе, а именно: идет медленный, но увеличивающийся процесс приватизации колхозов, ликвидации прямых сельскохозяйственных субсидий и замены их косвенными формами поддержки, повышения закупочных цен на зерно; создается новое законодательство, которое предусматривает возможность передачи под залог земли и недвижимости.

Отдел по международной торговле сельскохозяйственными продуктами Министерства сельского хозяйства обсуждает очень большой диапазон возможных решении, но определяющим фактором будет способность России платить сегодня, через год или два или через несколько лет. Это в большой степени будет зависеть от решения Парижского клуба о новом расписании выплаты долга. Обсуждаются различные варианты решения как по вопросу задолженности. так и по продолжению экспорта на этот очень важный рынок.

Кроме того. администрация Клинтона также рассматривает возможные действия на случаи. если договоренность по этому вопросу не будет достигнута.

Министерство сельского хозяйства США считает, что две веши можно сделать немедленно лаже без достижения соглашения в Парижском клубе, а именно: ускорить отправку продовольственной помощи и продуктов, проданных пол гарантии правительства США. которые были задержаны ввиду того, что было неясно, выплатит ли правительство США компенсацию банкам и кредиторам, если Россия будет неспособна заплатить за это продовольствие.

Министерство сельского хозяйства проводит 4 программы помощи России и другим членам Содружества Независимых Государств: гарантии экспортных кредитов с целью облегчить закупку американских товаров этими странами: долговременная чыитная продажа товаров странам Содружества, кроме России, для удовлетворения их потребностей в импорте; субсидии на продовольственную помощь для гуманитарных целей; техническая помощь в развитии продовольственного сектора.

Гарантии экспортных кредитов

Эти правительственные гарантии пред оставляются Корпорацией товарных кредитов Министерства для упрощения торговли товарами США, которые в ином случае не могли бы быть проданы из-за риска неуплаты долга. Гарантии корпорации защищают американских экспортеров или финансовые организации от риска неуплаты да1га зарубежным покупателем.

С января 1991 года бывшему Советскому Союзу были предоставлены кредитные гарантии в размере около 5 миллиардов долларов. В 1992 финансовому году. который закончился 30 сентября 1992 года, объявленные гарантии Российской Федерации составляли 645 миллионов долларов, а гарантии Украине - 110 миллионов долларов. В текущем 1993 финансовом году России были предоставлены кредиты в размере 800 миллионов долларов, из которых в октябре вступили в действие кредиты на сумму 525 миллионов долларов.

За последние 2 года экспортные кредитные гарантии США были использованы бывшим Советским Союзом на приобретение 32,8 миллионов тонн продуктов: кормовое зерно (16,4 миллиона метрических тонн), пшеница и пшеничная мука (11,7 миллионов тонн) белковые продукты (3,4 миллиона тонн), соевые бобы и соевый шрот (1,1 миллиона тонн), растительное масло (147,052 тонны), птица (54,817 тонны), жиры (54,704 тонны), рис (40,914 тонны), миндаль (З,878 тонны) и хмель (1,193 тонны).

Программа экспортных кредитных гарантии для России в настоящее время приостановлена из-за неуплаты. Первый раз Россия не уплатила за импорт 24 ноября 1992 года. К 25 марта задолженность России превысила 596 миллионов долларов, из которых Министерство сельского хозяйства выплатило около 180 миллионов долларов по претензиям. Хотя Россия выплатила почти 900 миллионов долларов в счет гарантированных экспортных кредитов, включая несколько миллионов в начале марта, общин невыплаченный долг бывшего Советского Союза по экспортным кредитам составляет около 4,2 миллиарда долларов, и срок его выплаты истекает через 2,5 года

Из 525 миллионов долларов гарантированных экспортных кредитов, вступивших в действие в 1993 финансовом году, кредиты на 110 миллионов долларов были приостановлены. Еще 275 миллионов долларов, которые должны были вступить в действие в 1993 году, были заморожены. 

В 1993 финансовом году кредитные гарантии Украине были объявлены в размере 200 миллионов долларов, из которых 70 миллионов долларов для закупки кормового зерна вступили в действие в октябре. Остальные 130 миллионов долларов могут вступить в действие позднее. как только Россия и Украина устранят разногласия между собой об ответственности за внешний долг бывшего Советского Союза.

Программа поощрения экспорта

Поскольку программа кредитных гарантий недоступна многим странам бывшего Советского Союза. Министерство разработало программу экспортных субсидий для применения компенсационных форм торговли, таких как бартер и открытие условных счетов. В соответствии с этими планами третья страна приобретает в Соединенных Штатах товары, которые бывший Советский Союз хотел бы импортировать. Эта третья страна может обменять эти товары на товары, экспортируемые бывшим Советским Союзом. Средства для финансирования такой торговли находятся в третьей стране, а не в странах бывшего Советского Союза.

Начиная с сентября американские эксперты продали около 1.5 миллионов тонн пшеницы в бывший Советский Союз через показателей в третьих странах. Это составляет около 20 процентов всего экспорта пшеницы из Соединенных Штатов в бывший Советский Союз в 1992 финансовом ГОДУ. Экспортеры также продали 37 тонн сухого молока.

Помощь продовольствием и кормами

Соединенные Штаты обязались предоставить 2,7 миллиона тонн продуктов и кормов на сумму около 544 миллионов долларов бывшему Советскому Союзу в 1993 финансовом ГОДУ эта помощь осуществляется в соответствии с межправительственными соглашениями, а также американскими частными организациями. Помощь оказывается в трех направлениях:

Гуманитарная помощь - 200-250 миллионов долларов(включая стоимость достав к и - 15 миллионов долларов) для России, что составляет стоимость 898 тысяч тонн (включая 520 тысяч тонн пшеницы и 87 тысяч тонн риса). Эта помощь координируется российской комиссией по гуманитарной помощи при поддержке нескольких частных добровольных организации США. Часть помощи будет распределяться, а другая будет продана правительством России для получения средств на развитие сельскохозяйственной и экономической реформ в Российской Федерации.

Более 1,8 миллиона тонн кормового зерна (1 миллион тонн кукурузы и 850 тысяч тонн кормовой пшеницы), что оценивается в 261 миллион долларов, на основе межправительственных программ.

Около 100 тысяч метрических норм продовольствия на сумму 58 миллионов долларов распределяется через 20 частных добровольных организации по всему бывшему Советскому Союзу для удовлетворения критического спроса.

В 1992 финансовом году Министерство сельского хозяйства безвозмездно выделило 59 625 тонн молочных продуктов шести республикам. Большую часть получила Россия. Среди получателей также Армения, Беларусь, Казахстан, Туркменистан и Грузия.

Техническая помощь

Министерство сельского хозяйства и Агентство по международному развитию осуществляют ряд программ технической помощи, направленных на развитие сельского хозяйства в бывшем Советском Союзе. Среди этих проектов:

ПРОЕКТ "ОБРАЗЦОВАЯ ФЕРМА": Министерство сельского хозяйства создало образцовое фермерское хозяйство под Санкт-Петербургом, в котором работают 21 российский фермер и 2 американских фермера, демонстрирующие различные ас-пекты управления хозяйством и маркетинга, принятые в США. Финансирование проекта будет осуществляться в течение 2 лет в размере 2.3 миллионов долларов в год.

ОПТОВЫЕ РЫНКИ: Министерство провело ряд семинаров, посвященных биржевым операциям с зерном с целью улучшения рыночных операции, хранения продуктов и информационного обеспечения о рынке фруктов и овощей. Оно планирует организовать рыночные информационные службы в России и Казахстане и провести семинары, посвященные рынку, на Украине.

ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: Министерство направило старшего советника и специалиста по рекламно-коммерческой деятельности в Ереван на 3 года для помощи в организации фермерских хозяйств в Армении. Заявки на подобные проекты поступили из Казахстана, Узбекистана и России.

ПРОГРАММЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: Министерство сельского хозяйства США и сельскохозяйственные фирмы направляют руководящих работников из частного сектора для работы в перерабатывающих отраслях и организации хранения продовольствия в бывшем Советском Союзе. Два специалиста по переработке мяса из фирм "Уилсон фуд" и "Оскар Майер фуд" в феврале 1993 года были посланы на большой мясоперерабатывающий завод в России на 1 год. В марте специалист был послан на большой хлебозавод в Алма-Ате (Казахстан).

ПРОГРАММА "ФЕРМЕР - ФЕРМЕРУ": Агентство США по международному развитию будет направлять американских фермеров и специалистов посольскому хозяйству в соответствующие организации в новых независимых государствах для оказания помощи в развитии свободного рынка.

СОВЕТНИКИ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ: Министерство направляет советников в министерства сельского хозяйства России и Казахстана для помощи в приватизации и движении к свободной рыночной экономике.

ПРОГРАММА СТИПЕНДИЙ КОКРЭНА: Эта программа предоставляет кратковременную подготовку в Соединенных Штатах для работников сельского хозяйства и администраторов среднего звена из государственного и частного секторов. Первые стипендиаты Кокрэна прибыли из России, Украины, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Казахстана. В нынешнем финансовом году планируется выделение 200 стипендий для бывшего Советского Союза.

ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА НЕДОРОГИХ ХРАНИЛИЩ: Агентство США по международному развитию подписало два контракта на строительство недорогих хранилищ в бывшем Советском Союзе. В России будет построено 50 зернохранилищ емкостью 500 метрических тонн каждое. По 15 таких хранилищ будет построено в Казахстане и на Украине. Эти хранилища будут построены во вновь приватизируемых хозяйствах для удовлетворения возросшего спроса. Программой предусматривается также строительство двух картофе-лехранилиш на 5 тысяч тонн каждое. Одно будет построено в России, а другое на Украине для частных фермеров.

ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: Делегация, включавшая представителей американского правительства и специалистов сельского хозяйства из частных организации, вернулась с Дальнего Востока, и ее рекомендации будут опубликованы в начале апреля.

(По материалам United States Information Agency) 


 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]