Обозреватель - Observer |
Экономика
|
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
СРЕДЫ
Инвестиции И. НИКОЛАЕВА Состояние в инвестиционном комплексе России в полной мере отражает экономическую ситуацию в стране. Углубление кризисных процессов объективно привело к сокращению инвестиционных возможностей бюджетов всех у ровней, в том числе предприятий и организации. По данным Госкомстата России в 1992 году за счет всех источников финансирования освоено 2.4 трлн. рублей капитальных вложений, что в сопоставимых ценах на 45% меньше по сравнению с 1991 годом. Затраты государственных предприятий и организаций (без арендных) в общем объеме инвестиций составили 84%, арендных 3.3%, акционерных -5.3%, кооперативов - 0.2%, колхозов - 4%, индивидуальных застройщиков - 0.9%. Наибольший спад инвестиций произошел в отраслях, определяющихдинамику и направления структурной политики - в электроэнергетике, топливной промышленности, машиностроении, агропромышленном комплексе. Доля капитальных вложений в 1992 году составила 10-15 от ВНП против 25-27 процентов во второй половине 80-х годов и около 16 процентов в 1991 году. Резкое снижение инвестиционных возможностей во многом обусловлено инфляционными процессами. Фактический индекс удорожания строительства в 1992 году по сравнению с 1991 годом - около 20. Спад инвестиционной активности вызвал снижение спроса на отдельные виды техники, оборудования и, в определенной степени, вызвал сокращение их производства. В этих условиях активная государственная инвестиционнаяполитика является важнейшим инструментом успешногоосуществленияэконо-мических реформ, становления и развития рынка, структурной перестройки производства и снижения социальной напряженности в обществе. В соответствии с логикой экономических реформ, а также этапами перехода к рыночной экономике (через либерализацию, финансовую стабилизацию и реконструкцию экономики), стратегия государственного инвестирования и регулирования инвестиционной деятельности в экономике предусматривает:
Действенность государственной инвестиционной политики и по мере необходимости ее корректировка в решающей мере будут определяться особенностями развития общеэкономической ситуации на каждом из предстоящих этапов реформирования экономики. В современных условиях для повышения инвестиционной активности существенно возрастает роль частной инициативы, акционирования, коммерческой банковской и биржевой деятельности. В стране возник ряд акционерных банков и финансово-инвестиционных компаний, характеризующихсясушественным потенциалом. Так например, уставной фонд Московского акционерного банка содействия предпринимательству-800 млн. рублей (1992г.). Акционерами банка являются 486 юридических и 3.5 тысячи физических лиц. Многие акционерные банки и частные компании специализируются на экспертизе инвестиционных и коммерческих проектов, стремятся участвовать в финансировании перспективных научно-технических программ. Для осуществления относительно крупных инвестиционных проектов в приоритетных сферах экономики государство должно содействовать экономическими методами концентрации банковского капитала, в том числе создание (на основе договора) между коммерческими банками консорциумов или компаний для финансирования проектов, организации сети специализированных банков. Банковские консорциумы и компании при кредитовании должны иметь преимущества в отборе эффективных отраслевых и региональных проектов, обладать полномочиями в координации действий в области процентной политики в рамках, установленных Центральным банком России. Повышается роль фондовых бирж, купля-продажа акций на этих биржах государственными и частными инвесторами по рыночному курсу окажет свое влияние на динамику и структуру инвестиций. В настоящее время в трудном положении находятся частные инвесторы. Сокращается приток вкладов в банки в связи с инфляционными процессами. По оценкам Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования, в 1993 году население может вложить в акции не более 20 млрд.рублей. Между тем важнейшей задачей текущего этапа является создание предпосылок для повышения инвестиционной активности населения за счет стимулирования и индексации его сбережений. В прошлом сбережения населения традиционно держались на крайне низком уровне (не превышая 3% ВНП), тогда как в индустриально развитых странах они выступают ведущим источником финансирования накоплений в народном хозяйстве. К тому же сфера инвестиционных интересов населения ранее ограничи валась только областью жилишного строитель ства. В условиях рынка механизмы мобилизации денежных средств населения должны осуществляться на принципиально новой основе - на путях решения таких целевых социальных задач, какстановлениестраховои медицины, пенсионных фондов, развертывание механизмов целевых вкладов на образование и др. Стимулирование населения вкладывать денежные средства по целевому направлению требует разработки соответствующих механизмов их государственной поддержки. Роль частных инвесторов в формировании фондового рынка при наличии привлекательных условии приобретения ценных бумагможет быть огромна. В качестве инструментария для достижения этой цели реально используются: понижение номинальной стоимости акции, повышение размера дивидендов, различные льготы крупным инвесторам, расширение агентской сети по операциям с ценными бумагами. Особое значение для развития рыночных отношений в стране имеет система поддержки и формирования политики государственного содействия предпринимательству. Указом Президента Российской Федерации "О недопущении дискриминации приватизированных предприятий при оказании государственной финансовой поддержки" установлено, что на приватизированныепредприятия распространяется порядок и условия предоставления льготных целевых государственных кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные нужды. Запрещена дискриминация частных предприятий при выделении бюджетных ассигнований из Республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование централизованных капитальных вложений, при получении средствизобщегосударственныхвнебюджетных фондов и централизованных внебюджетных инвестиционных фондов министерств, ведомств. Государство стремится поддерживать приватизированные и акционированные предприятия. Многим таким компаниям в 1992 г. предоставлены льготные инвестиционные кредиты (АО "Автосельхозмаш-Холдинг", АО "Рослегп-ром", АО с иностранным участием "Геллеф-линт", концерн "Мостекс" и др.). В целях государственного содействия и развития малого предпринимательства создан Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете по управлению государственным имуществом и Российская инвестиционная корпорация, которая аккумулирует материальные ценности на сумму около одного млрд. долларов в качестве-гарантийного фонда. Важным элементом явился Закон 'О несостоятельности (банкротстве) предприятии" (ноябрь 1992 г.). Реализация этого закона должна практически содействовать структурной перестройке. По экспертной оценке банкротство грозит 70% машиностроительных предприятиистраны и около 50% предприятии других отраслей производственной сферы. В настоящее время разрабатываются подзаконные акты. которые регламентируют действия исполнительных властен по отношению к несостоятельным предприятиям (смена руководства, перепрофилирование. финансовая поддержка). Государство имеет реальные перспективы уже в этом году завершить формирование правовой базы предпринимательства и инвестиций и, задействовав экономические регуляторы, создать основу для преодоления кризисных явлений в экономике. Это касается как внутрихозяйственной деятельности. так и внешнеэкономических связей предприятий с фирмами ближнего и дальнего зарубежья. Высокий уровень интегрирования экономики стран СНГ предопределяет необходимость координации на межгосударственном уровне инвестиционной политики, отражающей интересы стран и направленной на восстановление и развитие хозяйственных связей, решение задач текущего момента и перспективы, реализацию в итоге экономических реформ. В основе этой политики должно быть:
Поэтому первое, что необходимо сделать в этом направлении - совместно решить:
В сложившейся экономической ситуации при ограниченности финансовых возможностей государств для завершения строительства строек иобъектовцелесообразносоздавать предприятия, как правило, в форме акционерных обществ с дополнительным привлечением средств заинтересованных предприятий отечественного и иностранного коммерческого капитала, а также средств суверенных государств. При этом, учитывая, что прежние затраты осуществлялись за счет союзного бюджета, в формировании которого принимали участие государства, вложенныеинвестиционныересурсы могут рассматриваться как вклады Сторон (для акций) в эти совместные предприятия по долям национального дохода государств в бывшем союзном национальном доходе. При формировании и реализации инвестиционных программ следует иметь в виду, что создаваемыесовместныеакционерныепредпри-ятия должны руководствоваться в своей деятельности законодательствами государств их местонахождения с учетом заключенных межгосударственных соглашений по их функционированию. В стране местонахождения предприятий юридические и физические лица другой стороны должны рассматриваться как иностранные инвесторы и их деятельность на территории этого государства должна осуществляться в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях. Инвесторамдолженгарантироватьсябеспре-пятственный перевод доли прибыли в страну его местонахождения. Эти же подходы можно использовать для реализации долгосрочных инвестиционных программ, в основу которых могут быть положены научно-технические программы, разработанные ранее. Импульс увеличению притока частных иностранных инвестиций способны придать:
Принятыми Верховным Советом Российской Федераци и на правах Закона" Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" предусматривается использование иностранных инвестиций при приватизации. Однако придется провести серьезную работу по определениюдейственного механизма стимулирования привлечения иностранных инвесторов в рамках процесса приватизации. Учитывая это, в 1993 году необходимо:
Наличие государственных программ по привлечению иностранных инвесторов потребует разработки системы мероприятий по распространению информации среди потенциальных инвесторов как внутри, так и за пределами России. В целях повышения эффективности рекламной кампании, в т.ч. через ярмарки-презентации, можно привлечь к ее проведению специализированные фирмы, в частности иностранные, проработать формы содействия процессу приватизации и его рекламы со стороны международных организаций, правительств и частного капитала. Для успеха процесса рыночных преобразований и программы приватизации с участием зарубежных инвесторов весьма важными являются разработка и принятие набора законов, формирующих адекватный рыночной экономике и привычный для иностранных капиталовкладчиков сводный реестр законодательных и правовых актов. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России осуществляется общим гражданским, хозяйственным законодательством и специальным инвестиционным законодательством по вопросам иностранных капиталовложений. К числу основных актов общего регулирования относятся: Закон о собственности. Земельный кодекс, Закон о недрах. Закон о залоге, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятия и др. Иностранныеинвестиции регулируются так-же двусторонними и многосторонними международными соглашениями. В их числе 14 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Германией, Финляндией, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и другими государствами. Подписаны в июне 1992 г., но еще не ратифицированы, соглашение с США о защите капиталовложений и многосторонняя Вашингтонская Конвенция об урегулировании инвестиционных споров, предусматривающая возможностьобра-щения иностранных инвесторов к юрисдикции Международного Центра по регулированию таких споров. Россия присоединилась к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиции (МИГА) от рисков политического характера. И национальное, и международно-правовое регулирование исходит из принципов полной и безусловной правовой зашиты иностранных инвестиций, государственных гарантий от принудительного изъятия, от незаконных действий государственных органов. Вводится в практику положение о том, что режим иностранных инвестиций. деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (за некоторыми исключениями. которые устанавливаются законами). Правовые основы функционирования иностранных инвестиций, заложенные актами высшей юридической силы - законами, в ряде случаев нарушаются в результате принятия противоречащих закону нормативных актов либо неправильной их интерпретации. В первую очередь это относится к таможенному иналоговому регулированию. В настоящее время Правительством России, местными администрациями проводятся меры по наведению порядка в системе нормативных актов и в практике их применения. Российская Федерация умножает свои усилия по формированию правовых основ предпринимательской деятельности и инвестиций. Страны Запада, в свою очередь, могли бы принять меры по совершенствованию правовых рамок для своих инвестиций, направляемых в нашу страну (экспортное страхование, гарантия инвесторам и т.п.). Интерес в этом деле- взаимный. Еще достаточно долгое время основой нашего экспорта останутся сырьевые товары, главным образом энергетические ресурсы. Отрасли топливно-энергетического комплекса являются приоритетнымив планах Правительства России по стабилизации экономики. Привлечение иностранных инвесторов в эту сферу экономики представляется перспективным. В таких регионах как Коми, Поволжье, часть Западной Сибири уже создана необходимая инфраструктура: есть трубопроводы, в том числе магистральные. В целом это достаточно обжитые районы. Поэтому вкладывать средства в эти регионы было бы выгодно и для нас, и для наших иностранных партнеров. Исключительно важным для России является привлечение иностранных инвестиций в агропромышленный сектор российской экономики.Слабостьаграрного сектора-этофактор, дестабилизирующим мировую экономику. Поэтому ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО капитала к возрождению российской деревни, к резкому повышению эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции - естественное н важнейшее направление нашего перспективного сотрудничества с международным сообществом. Создаются условиядля вовлечения зарубежных инвесторов в процесс конверсии наших оборонных отраслей промышленности. В рамках жесткой бюджетной политики Правительство России резкосократилогосударственныезакуп-ки вооружении. У этих предприятии сеть мощный потенциал - технологический и интеллектуальный. В сочетании с передовыми зарубежными технологиями, средствами организации производства, используя иностранный капитал. можно резко ускорить процессы конверсии и снять возросшую социальную напряженность. Немаловажнымдля развития инфраструктуры России является привлечение зарубежных капиталов в строительство и модернизацию гостиничного хозяйства, объектов бытового обслуживания. здравоохранения и культуры. Перспективным представляется участие иностранного капитала в развитии транспорта и связи. Формирование адекватных правовых, организационных
и финансовых условии предпринимательства и инвестиции в России следует
рассматривать не только как узконациональный, но и как международный экономический
процесс, процесс сотрудничества и взаимодействия стран и народов.
|
|