Обозреватель - Observer
Экономика

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ

Инвестиции

И. НИКОЛАЕВА 

Состояние в инвестиционном комплексе России в полной мере отражает экономическую ситуацию в стране. Углубление кризисных процессов объективно привело к сокращению инвестиционных возможностей бюджетов всех у ровней, в том числе предприятий и организации.

По данным Госкомстата России в 1992 году за счет всех источников финансирования освоено 2.4 трлн. рублей капитальных вложений, что в сопоставимых ценах на 45% меньше по сравнению с 1991 годом. Затраты государственных предприятий и организаций (без арендных) в общем объеме инвестиций составили 84%, арендных 3.3%, акционерных -5.3%, кооперативов - 0.2%, колхозов - 4%, индивидуальных застройщиков - 0.9%.

Наибольший спад инвестиций произошел в отраслях, определяющихдинамику и направления структурной политики - в электроэнергетике, топливной промышленности, машиностроении, агропромышленном комплексе. Доля капитальных вложений в 1992 году составила 10-15 от ВНП против 25-27 процентов во второй половине 80-х годов и около 16 процентов в 1991 году.

Резкое снижение инвестиционных возможностей во многом обусловлено инфляционными процессами. Фактический индекс удорожания строительства в 1992 году по сравнению с 1991 годом - около 20.

Спад инвестиционной активности вызвал снижение спроса на отдельные виды техники, оборудования и, в определенной степени, вызвал сокращение их производства.

В этих условиях активная государственная инвестиционнаяполитика является важнейшим инструментом успешногоосуществленияэконо-мических реформ, становления и развития рынка, структурной перестройки производства и снижения социальной напряженности в обществе.

В соответствии с логикой экономических реформ, а также этапами перехода к рыночной экономике (через либерализацию, финансовую стабилизацию и реконструкцию экономики), стратегия государственного инвестирования и регулирования инвестиционной деятельности в экономике предусматривает:

  • развитиеэкономической среды, обеспечивающей ускоренное проведение экономической реформы и поэтапнуюреализацию структурной перестройки экономики; социальную ориентированность формируемых и поддерживаемых государством приоритетов инвестиционной деятельности, предусматривающих прежде всего максимально устойчивое обеспечение населения продовольствием, энергетическими ресурсами, жильем, предметами длительного пользования и широкого потребления, и в связи с этим - инвестиционную поддержку жизнеобеспечивающих и социально значимых отраслей и производств;
  • развитие рыночных структур, стимулирование инвестиционной активности, форсированное создание акционерных обществ, фондовых бирж и других элементов рыночной инфраструктуры и развитие на этой основе рынка ценных бумаг:
    • развитие системы ипотечного кредитования на основе залога недвижимого имущества; стимулирование инвестиционной активности предпринимательского "слоя", особенно малого и среднего бизнеса, способного в сжатые сроки создать новые рабочие места и ослабить напряженность на потребительском и инвестиционном рынках;
    • активную поддержку и участие государства в становлении институциональных инвесторов, развитие внебюджетных инвестиционных фондов; сокращение до оптимального уровня государственных централизованных капитальных вложений и обеспечение возвратности бюджетных инвестиций с целью ослабления инвестиционной нагрузки на федеральный бюджет;
    • расширение привлечения иностранного капитала в интересах экономического развития России, обеспечение привлекательности инвестирования в недостаточно развитые регионы страны путем создания льготных условий для инвестирования;
    • льготные налоговые условия для инвестирования реконструкции, расширения производства и создания дополнительных рабочих мест; отработку экономических методов стимулирования инвестиционной деятельности;
    • содействие развитию конкуренции путем направления государственных инвестиционных ресурсов и привлечения частных инвестиций в отрасли с высокой степенью монополизации и другие.
Особого внимания в инвестиционной деятельности требуют вопросы стабилизации производства, что в последующем позволит осуществить переход к экономическому росту, привлечь средства частных отечественных и зарубежных инвесторов в приоритетные отрасли народного хозяйства, способные обеспечить внедрение новых технологий на основе реализации пилотнык проектов.

Действенность государственной инвестиционной политики и по мере необходимости ее корректировка в решающей мере будут определяться особенностями развития общеэкономической ситуации на каждом из предстоящих этапов реформирования экономики. В современных условиях для повышения инвестиционной активности существенно возрастает роль частной инициативы, акционирования, коммерческой банковской и биржевой деятельности. В стране возник ряд акционерных банков и финансово-инвестиционных компаний, характеризующихсясушественным потенциалом. Так например, уставной фонд Московского акционерного банка содействия предпринимательству-800 млн. рублей (1992г.). Акционерами банка являются 486 юридических и 3.5 тысячи физических лиц. Многие акционерные банки и частные компании специализируются на экспертизе инвестиционных и коммерческих проектов, стремятся участвовать в финансировании перспективных научно-технических программ.

Для осуществления относительно крупных инвестиционных проектов в приоритетных сферах экономики государство должно содействовать экономическими методами концентрации банковского капитала, в том числе создание (на основе договора) между коммерческими банками консорциумов или компаний для финансирования проектов, организации сети специализированных банков. Банковские консорциумы и компании при кредитовании должны иметь преимущества в отборе эффективных отраслевых и региональных проектов, обладать полномочиями в координации действий в области процентной политики в рамках, установленных Центральным банком России.

Повышается роль фондовых бирж, купля-продажа акций на этих биржах государственными и частными инвесторами по рыночному курсу окажет свое влияние на динамику и структуру инвестиций.

В настоящее время в трудном положении находятся частные инвесторы. Сокращается приток вкладов в банки в связи с инфляционными процессами. По оценкам Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования, в 1993 году население может вложить в акции не более 20 млрд.рублей.

Между тем важнейшей задачей текущего этапа является создание предпосылок для повышения инвестиционной активности населения за счет стимулирования и индексации его сбережений. В прошлом сбережения населения традиционно держались на крайне низком уровне (не превышая 3% ВНП), тогда как в индустриально развитых странах они выступают ведущим источником финансирования накоплений в народном хозяйстве. К тому же сфера инвестиционных интересов населения ранее ограничи валась только областью жилишного строитель ства.

В условиях рынка механизмы мобилизации денежных средств населения должны осуществляться на принципиально новой основе - на путях решения таких целевых социальных задач, какстановлениестраховои медицины, пенсионных фондов, развертывание механизмов целевых вкладов на образование и др. Стимулирование населения вкладывать денежные средства по целевому направлению требует разработки соответствующих механизмов их государственной поддержки.

Роль частных инвесторов в формировании фондового рынка при наличии привлекательных условии приобретения ценных бумагможет быть огромна. В качестве инструментария для достижения этой цели реально используются: понижение номинальной стоимости акции, повышение размера дивидендов, различные льготы крупным инвесторам, расширение агентской сети по операциям с ценными бумагами.

Особое значение для развития рыночных отношений в стране имеет система поддержки и формирования политики государственного содействия предпринимательству.

Указом Президента Российской Федерации "О недопущении дискриминации приватизированных предприятий при оказании государственной финансовой поддержки" установлено, что на приватизированныепредприятия распространяется порядок и условия предоставления льготных целевых государственных кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные нужды.

Запрещена дискриминация частных предприятий при выделении бюджетных ассигнований из Республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование централизованных капитальных вложений, при получении средствизобщегосударственныхвнебюджетных фондов и централизованных внебюджетных инвестиционных фондов министерств, ведомств.

Государство стремится поддерживать приватизированные и акционированные предприятия. Многим таким компаниям в 1992 г. предоставлены льготные инвестиционные кредиты (АО "Автосельхозмаш-Холдинг", АО "Рослегп-ром", АО с иностранным участием "Геллеф-линт", концерн "Мостекс" и др.).

В целях государственного содействия и развития малого предпринимательства создан Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете по управлению государственным имуществом и Российская инвестиционная корпорация, которая аккумулирует материальные ценности на сумму около одного млрд. долларов в качестве-гарантийного фонда.

Важным элементом явился Закон 'О несостоятельности (банкротстве) предприятии" (ноябрь 1992 г.). Реализация этого закона должна практически содействовать структурной перестройке.

По экспертной оценке банкротство грозит 70% машиностроительных предприятиистраны и около 50% предприятии других отраслей производственной сферы. В настоящее время разрабатываются подзаконные акты. которые регламентируют действия исполнительных властен по отношению к несостоятельным предприятиям (смена руководства, перепрофилирование. финансовая поддержка).

Государство имеет реальные перспективы уже в этом году завершить формирование правовой базы предпринимательства и инвестиций и, задействовав экономические регуляторы, создать основу для преодоления кризисных явлений в экономике.

Это касается как внутрихозяйственной деятельности. так и внешнеэкономических связей предприятий с фирмами ближнего и дальнего зарубежья.

Высокий уровень интегрирования экономики стран СНГ предопределяет необходимость координации на межгосударственном уровне инвестиционной политики, отражающей интересы стран и направленной на восстановление и развитие хозяйственных связей, решение задач текущего момента и перспективы, реализацию в итоге экономических реформ.

В основе этой политики должно быть:

  • системный анализ состояния хозяйственных связей в совместном использовании природного, ресурсного и производственного потенциала, результативности и действенности этих связей;
  • решение острейших экологических проблем
  • создание на взаимовыгодной основе широкой сети совместных предприятий, производств, акционерных компаний, фирм и ассоциаций, которые бы могли решить проблемы загрузки собственного производственного потенциала, сократить закупки по импорту;
  • создание совместного рынка подрядных работ, товарных строительных бирж.
Важнейшим условием осуществления совме-стной инвестиционной политики является согласованное решение ряда правовых вопросов. Нестыковка многих подобных вопросов создает неоправданныетрудностивинвестиционнойде-ятельности.

Поэтому первое, что необходимо сделать в этом направлении - совместно решить:

  1. Правовое урегулирование вопросов собственности создаваемых предприятий.
  2. Защищенность предусматриваемых инвестиций.
  3. Государственное регулирование условий инвестирования - льготная налоговая и кредитная политика, ценообразование, распределение прибыли и возможностей ее репатриации.
  4. Использование конечной продукции, включая ее вывоз.
Одним из важнейших направлений инвестиционной политики в настоящее время является завершение начатых строек и объектов, имеющих межгосударственное значение и представляющих взаимный интерес, особенно в базовых отраслях промышленности, строительствокото-рых осуществляется за счет средств союзного бюджета.

В сложившейся экономической ситуации при ограниченности финансовых возможностей государств для завершения строительства строек иобъектовцелесообразносоздавать предприятия, как правило, в форме акционерных обществ с дополнительным привлечением средств заинтересованных предприятий отечественного и иностранного коммерческого капитала, а также средств суверенных государств.

При этом, учитывая, что прежние затраты осуществлялись за счет союзного бюджета, в формировании которого принимали участие государства, вложенныеинвестиционныересурсы могут рассматриваться как вклады Сторон (для акций) в эти совместные предприятия по долям национального дохода государств в бывшем союзном национальном доходе.

При формировании и реализации инвестиционных программ следует иметь в виду, что создаваемыесовместныеакционерныепредпри-ятия должны руководствоваться в своей деятельности законодательствами государств их местонахождения с учетом заключенных межгосударственных соглашений по их функционированию.

В стране местонахождения предприятий юридические и физические лица другой стороны должны рассматриваться как иностранные инвесторы и их деятельность на территории этого государства должна осуществляться в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Инвесторамдолженгарантироватьсябеспре-пятственный перевод доли прибыли в страну его местонахождения. Эти же подходы можно использовать для реализации долгосрочных инвестиционных программ, в основу которых могут быть положены научно-технические программы, разработанные ранее.

Импульс увеличению притока частных иностранных инвестиций способны придать:

  • оживление инвестиционного спроса на российском рынке капитала;
  • ускорение процесса приватизации в российской экономике;
  • подготовка, в том числе при консультативном содействии со стороны иностранных фирм и международных организаций, системы международных торгов по приватизируемым объектам;
  • совершенствование российского хозяйственного законодательства, правовой основы регулирования иностранных инвестиций.
До настоящего времени сфера вложения иностранного капитала ограничивалась созданием, как правило, небольших совместных предприятий на основе передачи им, главным образом, государственными предприятиями имущества в пользование, в аренду и т.п. Очевидно, что совместные предприятия как одна из форм иностранных инвестиций будет и дальше использоваться, но возможности в данном случае ограничиваются рядом фактором. Главный из них - это вытекающая из существа совместных предприятий необходимость привлечения кредитных средств, как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях, для обеспечения их функционирования. Как и во многих других странах мира, масштабы иностранных инвестиций в форме совместных предприятий в Российской Федерации будут ограниченными. Ведущей формой должно быть привлечение иностранных капиталовкладчиков в приватизируемые предприятия с акционерной формой капитала.

Принятыми Верховным Советом Российской Федераци и на правах Закона" Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" предусматривается использование иностранных инвестиций при приватизации. Однако придется провести серьезную работу по определениюдейственного механизма стимулирования привлечения иностранных инвесторов в рамках процесса приватизации. Учитывая это, в 1993 году необходимо:

  • в условиях обесценивания рубля отработать принципы валютной конвертации иностранных портфельных инвестиций;
  • провести комплекс мероприятий: по отбору конкретных приватизируемых объектов для международных торгов с целью продажи иностранному инвестору пакетов акций этих предприятий, вплоть до контрольного или полного пакета акций; по разработке форм стимулирования участия зарубежных капиталовкладчиков в процессе приватизации, включая передачу на договорных условиях прав управления пакетами акций;
  • подготовить "деловую инфраструктуру" (в частности, первичный и вторичный рынки ценных бумаг) для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав на территории России, а, следовательно, для организации пособственней инициативе на равных правах с национальными инвесторами, производственных и иных предприятии, имея в виду, что форма индивидуального владения является широко распространенной и устойчивой акционерной формой непосредственного участия инвесторов и управлении предприятиями и получении прибыли.
Необходимо наряду с общими условиями участия иностранных капиталовкладчиков в процесс приватизации проработать и законодательным образом принять перечень приоритетных, с точки зрения государственных инвесторов России, направлений зарубежного инвестирования указанием льгот и стимулов, четко определить перечень отраслей и видов деятельности. лицензируемых или запрещенных.

Наличие государственных программ по привлечению иностранных инвесторов потребует разработки системы мероприятий по распространению информации среди потенциальных инвесторов как внутри, так и за пределами России. В целях повышения эффективности рекламной кампании, в т.ч. через ярмарки-презентации, можно привлечь к ее проведению специализированные фирмы, в частности иностранные, проработать формы содействия процессу приватизации и его рекламы со стороны международных организаций, правительств и частного капитала.

Для успеха процесса рыночных преобразований и программы приватизации с участием зарубежных инвесторов весьма важными являются разработка и принятие набора законов, формирующих адекватный рыночной экономике и привычный для иностранных капиталовкладчиков сводный реестр законодательных и правовых актов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России осуществляется общим гражданским, хозяйственным законодательством и специальным инвестиционным законодательством по вопросам иностранных капиталовложений.

К числу основных актов общего регулирования относятся: Закон о собственности. Земельный кодекс, Закон о недрах. Закон о залоге, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятия и др.

Иностранныеинвестиции регулируются так-же двусторонними и многосторонними международными соглашениями. В их числе 14 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Германией, Финляндией, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и другими государствами. Подписаны в июне 1992 г., но еще не ратифицированы, соглашение с США о защите капиталовложений и многосторонняя Вашингтонская Конвенция об урегулировании инвестиционных споров, предусматривающая возможностьобра-щения иностранных инвесторов к юрисдикции Международного Центра по регулированию таких споров. Россия присоединилась к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиции (МИГА) от рисков политического характера.

И национальное, и международно-правовое регулирование исходит из принципов полной и безусловной правовой зашиты иностранных инвестиций, государственных гарантий от принудительного изъятия, от незаконных действий государственных органов. Вводится в практику положение о том, что режим иностранных инвестиций. деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (за некоторыми исключениями. которые устанавливаются законами).

Правовые основы функционирования иностранных инвестиций, заложенные актами высшей юридической силы - законами, в ряде случаев нарушаются в результате принятия противоречащих закону нормативных актов либо неправильной их интерпретации. В первую очередь это относится к таможенному иналоговому регулированию.

В настоящее время Правительством России, местными администрациями проводятся меры по наведению порядка в системе нормативных актов и в практике их применения.

Российская Федерация умножает свои усилия по формированию правовых основ предпринимательской деятельности и инвестиций. Страны Запада, в свою очередь, могли бы принять меры по совершенствованию правовых рамок для своих инвестиций, направляемых в нашу страну (экспортное страхование, гарантия инвесторам и т.п.). Интерес в этом деле- взаимный.

Еще достаточно долгое время основой нашего экспорта останутся сырьевые товары, главным образом энергетические ресурсы. Отрасли топливно-энергетического комплекса являются приоритетнымив планах Правительства России по стабилизации экономики. Привлечение иностранных инвесторов в эту сферу экономики представляется перспективным. В таких регионах как Коми, Поволжье, часть Западной Сибири уже создана необходимая инфраструктура: есть трубопроводы, в том числе магистральные. В целом это достаточно обжитые районы. Поэтому вкладывать средства в эти регионы было бы выгодно и для нас, и для наших иностранных партнеров.

Исключительно важным для России является привлечение иностранных инвестиций в агропромышленный сектор российской экономики.Слабостьаграрного сектора-этофактор, дестабилизирующим мировую экономику. Поэтому ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО капитала к возрождению российской деревни, к резкому повышению эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции - естественное н важнейшее направление нашего перспективного сотрудничества с международным сообществом. 

Создаются условиядля вовлечения зарубежных инвесторов в процесс конверсии наших оборонных отраслей промышленности. В рамках жесткой бюджетной политики Правительство России резкосократилогосударственныезакуп-ки вооружении. У этих предприятии сеть мощный потенциал - технологический и интеллектуальный. В сочетании с передовыми зарубежными технологиями, средствами организации производства, используя иностранный капитал. можно резко ускорить процессы конверсии и снять возросшую социальную напряженность. Немаловажнымдля развития инфраструктуры России является привлечение зарубежных капиталов в строительство и модернизацию гостиничного хозяйства, объектов бытового обслуживания. здравоохранения и культуры. Перспективным представляется участие иностранного капитала в развитии транспорта и связи. 

Формирование адекватных правовых, организационных и финансовых условии предпринимательства и инвестиции в России следует рассматривать не только как узконациональный, но и как международный экономический процесс, процесс сотрудничества и взаимодействия стран и народов.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]