Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 СИТУАЦИЯ В СВА И РОССИЯ


Михаил Титаренко,
академик, директор Института
Дальнего Востока РАН

 

 Сотрудничество, стабильность и безопасность


Северо-Восточная Азия (СВА) является стратегически важным для России регионом как с точки зрения обеспечения ее безопасности и территориальной целостности, так и с точки зрения ускорения развития Сибири и Дальнего Востока через сотрудничество с нашими дальневосточными соседями.

Кризисное развитие ситуации на Корейском полуострове побуждает Россию уделять этой проблеме особое внимание, тем более, что наша страна граничит с одним из корейских государств - КНДР. Здесь существует ряд острых проблем, усиливающих напряженность в Северо-Восточной Азии. Это побуждает Россию усилить внимание к вопросам собственной безопасности в регионе.

Впрочем, проблемы рассматриваемого региона есть во многом отражение проблем общемировых. Они следствие, в том числе и того, что ряд стран, прежде всего США, Япония и их союзники и партнеры начали действовать, игнорируя принятые в международном сообществе правила игры, то есть нормы международного права, в одностороннем порядке разрывая или прекращая действие достигнутых в ходе трудных переговоров соглашений. Роль ООН и ее Совета Безопасности принижалась или вовсе игнорировалась. Форсированно внедрялась модель однополярного мира во главе с США в качестве безусловного мирового гегемона, для которого никакие законы и нормы значения не имеют.

Я не склонен развивать эту тему. Мы прогнозировали среди неблагоприятных вариантов эту схему развития событий. К счастью, она пока не приобрела своего наихудшего завершения. Однако это тоже нельзя полностью исключать. Войны в Югославии, Ираке создали прецедент, когда объектом агрессии может стать любая суверенная страна, в чем-либо не разделяющая "западные", прежде всего американские взгляды и ценности.

Одновременно Соединенные Штаты пытаются плотно оседлать процесс глобализации и поставить его на службу интересам реализации стратегии глобального доминирования: они добиваются при этом двух важных стратегических целей. Во-первых, чем больше отдельная страна включается в процессы глобализации, тем больше она отдает часть своего суверенитета в военной, экономической или политической сфере зависящим от США международным организациям, которые в рамках "координационного процесса" накладывают на страну многообразные обязательства и выдвигают перед ней все новые требования и условия интеграции. Во-вторых, такая глобализация направлена на разрушение региональных цивилизационных ценностных систем и замену их американской поп-культурой.

На текущий момент у Соединенных Штатов нет адекватного соперника, способного оказывать сдерживающее влияние на амбиции Америки в мировом масштабе. Китай, занятый решением собственных грандиозных планов модернизации своей страны и подъема уровня жизни населения прежде всего заинтересован в сотрудничестве с США, заинтересован в американском рынке, американских инвестициях и технологиях. Поэтому КНР всячески избегает конфронтации с США, односторонне вступая лишь в сдержанную идеологическую дискуссию с американскими "общечеловеческими ценностями", противопоставляя им традиционные религиозно-этические ценности, базирующиеся на конфуцианской культуре.

Некоторые специалисты прогнозируют вероятность серьезного столкновения США и КНР в ближайшем десятилетии, когда Китай завершит свои военные программы и односторонние силовые действия США создадут им весьма негативный статус в мире. Мне думается, что это поспешные выводы. В Пекине, разумеется, знают и понимают стратегические замыслы США в отношении Китая. Там видят, как грамотно "обкладывают" Китай с нескольких сторон. С точки зрения Пекина, главный стратегический успех операции в Афганистане заключается в том, что США получили возможность размещать свои войска в Центральной Азии, как непосредственно в Афганистане, так и на территории среднеазиатских республик. С аэродрома близ Бишкека американская авиация может потенциально угрожать как центральным областям России, так и западному и юго-западному Китаю, особенно с учетом того, что на данных направлениях в силу прежней геополитической раскладки практически отсутствуют серьезные заграждения ПВО.

Корея является значимым стратегическим плацдармом на восточных рубежах КНР. Особенно Северная Корея, имеющая с Китаем протяженную границу (не следует забывать, что идеи наступления на Китай с этого направления были в США в ходу еще во время Корейской войны 1950-1953 гг.). Присутствие на Корейском полуострове американского контингента должно быть, однако, оправдано, и поэтому им надо, чтобы ситуация на Корейском полуострове оставалась острой, но контролируемой. С точки зрения интересов США, выгодно не окончательное решение корейской проблемы (после которой необходимость в американском щите формально отпадает), а ее эскалация как плацдарм для будущего силового решения конфликта.

Если США попытаются в одностороннем порядке взять под контроль Северную Корею, то это очень сильно подорвет стратегические позиции Китая в регионе и фактически стимулирует суверенизацию Тайваня, чего Китай с точки зрения его стратегических целей не может допустить.

Китай проявляет огромную сдержанность в отношении порой безрассудных действий США ради недопущения сползания ситуации к американо-китайской конфронтации.

Китай испытывает немалую озабоченность в отношении односторонних действий своего северокорейского партнера, с которым КНР связан союзническими обязательствами. Вместе с тем, там пытаются оправдать поведение Пхеньяна примерами из собственной истории борьбы КНР с "бумажным тигром", выдвижением сотен "самых серьезных предупреждений".

Положение России несколько иное. В отличие от СССР и КНР, её отношения с КНДР носят более свободный характер, определяемый Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2000 г. Главная цель российской внешней политики в любом регионе - обеспечение своей безопасности и своих национальных интересов. Россия нигде не стремится к конфронтации с США, однако она не может поддержать планы США по насаждению в мире своей гегемонии и монополярного миропорядка.

Конечно, Россия, учитывая ее реальные возможности, крайне не заинтересована в углублении конфликта на Корейском полуострове. Мы понимаем, что начало военного конфликта на наших границах и связанная с этим гуманитарная катастрофа могут всерьез ударить по российскому Дальнему Востоку. Ведь Россия непосредственно граничит с Северной Кореей, поэтому любые военные действия здесь серьезно угрожают безопасности России и рассматриваются нами как прямое ущемление наших законных прав и интересов.

Война в Корее неприемлема для нас, поскольку она приведет к разрушению не только ядерных объектов в Северной Корее, но и многочисленных АЭС в Южной Корее, что может крайне осложнить экологическую ситуацию на Дальнем Востоке России. Присутствие крупной военной группировки США вблизи наших границ и военных баз потребует от нас приведения в готовность стратегических сил сдерживания, включая ПРО, то же самое будет вынужден сделать и Китай. Сейчас трудно представить, какая обстановка сложится в мире, когда три крупнейшие ядерные державы окажутся в полной готовности к ядерному конфликту.

Даже если эти опасения окажутся преувеличенными, то уничтожение КНДР в результате военных действий будет означать выход вооруженных сил США на 1400-километровую сухопутную границу с Китаем и 17-километровую границу с Россией у самого Владивостока. Это приведет к кардинальным изменениям военно-политической обстановки в регионе и в АТР в целом.

Общее направление нашей политики можно охарактеризовать как дружелюбно-оборонительное. Стремясь укрепить свои контакты со всеми странами региона (изгоев для нас в нем нет), Россия не претендует на статус региональной сверхдержавы, навязывающей свою волю соседям. Главное для нее - защита своих интересов и поддержание своей безопасности.

Позиция России в "ядерном" вопросе может быть сведена к следующему. Предшествующий неудачный опыт четырехсторонних переговоров без участия России показал, что Россия может оказаться очень полезным участником игры на фоне зыбкого баланса многосторонних интриг. Именно поэтому Россия была приглашена на шестисторонние переговоры в Пекине для обсуждения ядерной проблемы на Корейском полуострове. Москва против дальнейшей эскалации ситуации на Корейском полуострове, которая неминуемо приведет к превращению КНДР в ядерную державу. Мы за возвращение Северной Кореи в Договор о нераспространении ядерного оружия с тем, чтобы в рамках прописанных в этом Договоре процедур в КНДР могли бы работать представители МАГАТЭ. Одновременно Россия против военных санкций, которые могут быть наложены на КНДР, и призывает заинтересованные стороны учесть озабоченность КНДР по поводу её безопасности. Вместе с тем, Москва не против развития северокорейской атомной энергетики как способа решения тяжелейшего энергетического кризиса, в котором находится страна. В переговорах с высшим руководством КНДР российская сторона высказала готовность к сотрудничеству с КНДР в сфере энергетики и других сферах. Как бы кто не относился к КНДР, нельзя не признать за ней твердость и последовательность ее линии. С точки зрения северокорейской стороны только последовательное отстаивание своей позиции без всякой "слабины" заставит американцев воспринимать КНДР как партнера, которого нельзя сломать прямым силовым давлением и шантажом, и с которым придется действительно договариваться, а главное - выполнять достигнутые договоренности.

Однако, объявив себя ядерной державой, северяне пытаются инициировать не очень приятные для региона процессы. Если Северная Корея действительно обретет ядерное оружие, в ответ на это бомбы очень скоро появятся и у Южной Кореи и Японии и, возможно, Тайваня.

В этом случае безопасность на Корейском полуострове можно будет обеспечивать только по модели прежнего советско-американского противостояния, когда у всех сторон есть ядерное оружие и все прекрасно понимают, что в случае глобального конфликта победителей не будет. Кроме того, получившие свою бомбу Япония и РК могут задать Америке резонный вопрос: а что она тут делает, если, во-первых, именно ее бесцеремонные действия спровоцировали северокорейцев на создание бомбы, а, во-вторых, если ее войска уже не играют своей главной роли - защитника Японии и Южной Кореи, которые теперь могут защищать себя сами. Если добавить к этому рост антиамериканизма, то получим то, на что, вероятно, рассчитывает Северная Корея.

Естественно, такая ситуация с новыми ядерными державами, безусловно, не нравится тем, у кого бомба уже есть - Америке, России и особенно Китаю. Но северяне рассчитывают, что и Россия, и Китай не будут уж слишком активно препятствовать этому. Для Китая, например, наличие американских войск на своих северо-восточных границах гораздо худшее зло, чем ядерная бомба у Северной Кореи. Чувствуя за собой эту спину, они, однако, стремятся вести себя более вызывающе, чем следовало бы, что в свою очередь отчасти льет воду на мельницу США, педалирующей такой агрессивный тон северокорейцев.

В результате с точки зрения логики политической борьбы абсолютно безразлично, обладает ли действительно КНДР ядерным оружием. Если бы они действительно хотели поставить мир перед фактом безусловного наличия бомбы - они бы представили ясные вещественные доказательства, тем более что теоретически Северная Корея могла создать нечто подобное еще 15 лет назад.

Вашингтон рассчитывает на то, что в случае применения силы Москва займет сдержанную позицию, как это она делала при бомбардировках Югославии. Однако сейчас для Москвы все же выгоднее использовать корейскую ситуацию и проявить твердость в защите собственных интересов, поскольку нашу позицию разделяет Китай, а также в какой-то мере Япония и Южная Корея.

Второй вывод состоит в том, что российское влияние на Пхеньян не должно вести к ослаблению и тем более уничтожению Северной Кореи, играющей роль своеобразного буфера между четырьмя державами.

При этом, реалистически оценивая ситуацию, мы должны признать, что наши возможности влиять на политику Северной Кореи сравнительно ограничены. Во многом благодаря капитулянтской политике администрации Ельцина и его министра иностранных дел, Россия, кроме достижения партнерства с Китаем, серьезно ослабила свои позиции на Дальнем Востоке. Одностороннее прекращение сотрудничества РФ с КНДР в начале 90-х годов имеет долговременные и негативные последствия и для КНДР, и для России.

С другой стороны, нельзя не учитывать и того, что КНДР географически и политически ближе к Китаю и с точки зрения безопасности более важна для Пекина, чем для Москвы. Поэтому для нас важно правильно оценить возможную реакцию Китая. Станет ли Пекин рисковать своими далеко зашедшими отношениями выгодного сотрудничества с Вашингтоном из-за Кореи, а если станет, то где предел такого риска? Следовательно, наша позиция должна и не может не учитывать позицию Китая.

Координация действий с Китаем как стратегическим партнером России для нас крайне важна и в силу значительного совпадения интересов безопасности России и Китая (такая координация осуществляется), и в силу политической целесообразности. Общность позиций РФ и КНР можно проиллюстрировать словами нового лидера Китая председателя Ху Цзиньтао, который в телефонном разговоре с Дж. Бушем 26 апреля с.г. подчеркнул: "Свободный от ядерного оружия полуостров способствует миру и стабильности в регионе и соответствует интересам всех сторон. В то же время вопросы безопасности Северной Кореи и ее опасения должны быть решены. Понимая комплексность проблемы, выход постепенно можно найти при условии, что каждая из сторон обладает искренностью и будет настаивать на диалоге и консультациях".

В этих словах также содержится стремление к поиску общей позиции с США, РК и недвусмысленный совет Китая своему союзнику вести себя искренне, осмотрительно и стремиться решить проблему в ходе диалога и консультаций.

Китайская сторона признает, что КНДР в нынешних условиях столкнулась с беспрецедентными дипломатическими, политическими и экономическими трудностями, что она "не способна выжить без внешней помощи". Но бывший один из главных союзников КНДР - СССР распался, а второй, более близкий союзник - КНР фактически дистанцировался от Пхеньяна. "Из-за перехода к рынку Китай уже не мог оказывать КНДР помощь в том же объеме, что прежде" - объясняет это дистанцирование китайский автор1. Вместе с тем, в Китае понимают, что КНДР, испытывая постоянное давление извне, была вынуждена прибегнуть к развитию атомной промышленности и начать усилия по созданию ядерного оружия и ядерной энергетики. Вот как это трактует китайский автор: "В условиях военного присутствия США владение ядерным оружием позволяет КНДР обладать необходимой силой и использовать эту карту для попытки заключить сделку на переговорах. Кроме этого, атомная промышленность позволит решить энергетическую проблему. Поэтому ядерный вопрос всегда занимал важное место в американо-северокорейском противостоянии"1. Особую остроту эта проблема приобрела после того, как администрация Дж.Буша отказалась от согласованного с Пхеньяном при президенте Клинтоне "пакетного подхода" и перешла к "прямому давлению" и военным угрозам.

Китайские аналитики не без основания утверждают, что "современный кризис представляет собой одно из последствий политики Буша, направленной на реализацию его стратегии глобального доминирования, в то время как КНДР имеет намерение развивать отношения с США (по примеру Китая - Авт.) с тем, чтобы создать позитивную среду для экономического развития"1.

С учетом вышеизложенного Россия не должна, на наш взгляд, выступать дополнительным рычагом внешнего давления на Пхеньян. В этом смысле интересно обратить внимание на точку зрения, которую высказывал в беседе с руководством Института Дальнего Востока известный южнокорейский политолог Ким Хан Гю: "Россия должна помочь в урегулировании этого кризиса, иначе пострадают все страны региона. От России во многом ожидается, что она обладает большей информацией о северокорейской ядерной программе, чем США или РК и может "поспособствовать" смягчению позиции Пхеньяна.

Проблема, однако, не только в том, как выйти из кризиса, но и в том, как предотвратить его повторение в будущем. Характер действий Соединенных Штатов свидетельствует о том, что политическое мирное решение проблемы не является их приоритетом. Высказывания президента Буша и его приближенных о Северной Корее напоминает поведение древнего римского сенатора, который каждое выступление по любому вопросу завершал фразой "А Карфаген, я полагаю, должен быть уничтожен!".

С другой стороны, Россию, разумеется, не могут не беспокоить и определенные задиристые тенденции в политике КНДР. Понимая, что действительная интеграция в международное сообщество невозможна без улучшения отношений с Соединенными Штатами, Пхеньян пытается наладить прямой диалог с Америкой, порой довольно бесцеремонно и высокомерно игнорируя Пекин, Москву, не говоря уже о Сеуле, тем самым как бы подталкивая США к увеличению их присутствия в регионе и подчеркивая его значимость. Не случайно, пока руководители КНДР верили в возможность решения проблемы (пусть даже путем торга) дипломатическими способами, они настаивали на двусторонних переговорах. Многосторонний формат был избран тогда, когда неконструктивность и крайняя жесткость американской позиции и негибкость северокорейской позиции стали очевидными. 

Вероятно, Пхеньян рассчитывает переждать президентство Буша (учитывая внутриполитическую ситуацию в Америке и рост недовольства положением дел в Ираке, надеясь на то, что его не переизберут на второй срок) и добиться продолжения той более умеренной и гибкой политики, которую вел в отношении Северной Кореи президент Клинтон. В этом случае руководство КНДР смогло бы лавировать между США и Китаем, обеспечивая, таким образом, режиму пространство для маневра. Эта тактика похожа на то лавирование между Советским Союзом и Китаем в 60-70-е годы, которого придерживался Ким Ир Сен. Однако такая перспектива маловероятна и Россия вряд ли в ней заинтересована.

Россия, на наш взгляд, с одной стороны, будет отстаивать свои интересы в уже существующих международных организациях, прежде всего в ООН и ее Совете Безопасности, а с другой - поощрять создание и развитие тех региональных организаций и связей, которые готовы действовать в рамках Устава ООН, и содействовать созданию многополярного мира.

Что касается США, то мы готовы к максимально широкому сотрудничеству с ними на основе равноправия и международного права. Именно поэтому мы подумываем создать в дальневосточном регионе переговорный механизм Большой Шестерки и в первую очередь активизации Шанхайской организации сотрудничества. Мы с пониманием относимся к активности Китая в рамках "Шанхайской шестерки", направленной на то, чтобы за счет укрепления региональных связей нейтрализовать внерегиональный раздражитель в лице США. Подобной точки зрения придерживается и Япония, рассчитывая, возможно, создать на ее базе аналог Большой Восьмерки для стран Азии.

Обратим внимание на то, что визит помощника президента США Келли, с подачи которого северокорейская ядерная проблема вышла на новый виток (и который, кстати, возглавлял американскую делегацию на последних переговорах в Пекине), не случайно совпал по времени с явно наметившимся улучшением отношений КНДР с Японией и РК.

Россия также рассчитывает принимать активное участие в совместных региональных экономических проектах, которые как улучшают региональную инфраструктуру, так и крепят взаимодействие участников, тем самым будут содействовать социально-экономическому подъему Сибири и Дальнего Востока. Именно этим целям служит придание постоянного статуса международному Байкальскому экономическому форуму и активизация дальневосточных регионов в развитии международных экономических связей.

Думается, что коллективный разум международного сообщества преодолеет негативные тенденции, и положение на Корейском полуострове не станет причиной нового кризиса, способного охватить весь мир и существенно изменить к худшему его геополитическую карту. Мы верим, что укрепление взаимопонимания и сотрудничества между Россией и ее дальневосточными соседями, расширение азиатской составляющей в российско-американских отношениях равноправного партнерства будут реально способствовать кардинальному улучшению ситуации в регионе, укреплению безопасности всех расположенных здесь государств на основе сотрудничества. 

Примечание

1  Лу Гуаньге. Ядерная проблема КНДР: выход постепенно может быть найден // Вестник Китайского института международных стратегических исследований. 2003. № 3.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]